FantLab ru

Дмитрий Янковский «Правила подводной охоты»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.72
Голосов:
235
Моя оценка:
-

подробнее

Правила подводной охоты

Роман, год; цикл «Правила подводной охоты»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 16
Аннотация:

Завершившаяся Третья мировая война оставила человечеству массу неприятных сюрпризов. Большая часть неиспользованного во время войны интеллектуального оружия прячется в глубинах Мирового океана, время от времени атакуя мирные города и корабли. Для борьбы со смертоносными биомашинами используют специально обученные и экипированные подразделения охотников. Охотнику Роману Савельеву и его подразделению предстоят тяжелые испытания на одной из заброшенных глубоководных баз...

Входит в:

— цикл «Правила подводной охоты»  >  Новое время


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 352

Активный словарный запас: средний (2845 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)

Правила подводной охоты
2003 г.
Правила подводной охоты. Третья раса
2009 г.
Правила подводной охоты
2013 г.
Охотник
2019 г.
Правила подводной охоты
2020 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«...с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменные ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку.. [...] ... Я хотел бы знать, есть ли на свете учёный лоб, который бы от такого тумака не развалился, а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только целы ли ворота.»

Фонвизин «Недоросль».

В романе масса приключений, плохо только, что большая их часть не имеет отношения к подводной охоте. Например, сильно затянутый рассказ о продаже ордена с большим алмазом какому-то криминальному ювелиру (по некоторым признакам дело происходит в Венесуэле, но это не имеет значения). Один мельком высказанный в романе прогноз результатов мировой войны столетней давности (в романе она произошла давно, для современного читателя это прогноз) показался мне особенно неожиданным и ни на чём не основанным. О представителях азиатской расы (узкоглазых по терминологии Автора) сказано, что их «на Земле осталось не более нескольких тысяч». Вероятно, надо читать начало цикла, чтобы понять, куда делось более полутора миллиардов жителей планеты. Но что бы там ни было, Автору не следует рассчитывать на перевод своего романа, скажем, на японский язык, несмотря на популярность в Японии н/ф жанра. Думаю, он и не рассчитывает на это.

Один небольшой отрывок навёл меня на мысль, что Автор профессионально занимался стрельбой, и это подтвердилось в его биографии. Со вторым отрывком ещё интереснее. Вот эта фраза: «...я удивлялся, как мало полезной информации несёт в себе звук. По сути, он лишь отвлекает, а вся польза от него — предупреждение об опасности. Но если бы мир был совершенен, если бы в нём не было никаких опасностей, я бы предпочёл быть глухим.» Мысли эти принадлежат в романе главному герою, молодому человеку, который Автору весьма симпатичен. Когда же я узнал из биографического очерка, что Автор музыкант, то сначала не понял, как такое возможно, но поразмыслив, пришёл к выводу, что и барабанщик и литаврист тоже ведь музыканты. На каком инструменте может играть снайпер? Сомневаюсь, чтобы на скрипке или саксофоне.

Перехожу, наконец, к самому интересному — техническим основам всего того, что составляет главное содержание этого произведения, хотя и занимает в нём до странности мало места. Это та физика и те основанные на ней устройства, которые позволяют охотникам находиться на очень больших глубинах и решать там сложнейшие задачи.

В отличие от многих фантастических произведений, базирующихся на том или ином революционном научно-техническом прорыве*, в романе Янковского описание технической основы сюжета иногда столь детально, что начинает напоминать инструкцию по эксплуатации. Придётся привести очень краткие выжимки из неё. Внутрь квазиживого скафандра заливается некий рассол, несжимаемая жидкость, заполняющая дыхательную систему человека, в скафандре находящегося и мгновенно переходящего на жаберное дыхание (жабры — орган скафандра). Начнём с глубины 400 метров, куда охотники забираются не так уж редко. Давление на скафандр 40 ат. Жидкость внутри скафандра передаёт давление в заполненные ей лёгкие, а кислород, извлекаемый жабрами из воды подаётся в кровеносную систему. Таким образом, организм человека как будто бы оказывается под воздействием одного и того же давления, что снаружи, то и изнутри. Но не стоит забывать, что в теле человека есть и другие полости, кроме лёгких; что будет с пищеварительным трактом, с грудной клеткой и т. д.? Вопрос, что происходит с черепной коробкой, в книге даже не поднимается. Обогащённый кислородом рассол в голове при любом давлении приведёт к мгновенной смерти, да и способа залить мозг рассолом не существует. Через что заливать? Через пробку на макушке? Теоретически возможный вариант, но не хотелось бы добавлять глупостей туда, где они и без того в избытке. Если же в черепе нет рассола, то и давление там обычное, т. н. внутричерепное. А это опять же приводит к разрушению мозга как изнутри (из его кровеносной системы), так и снаружи — никакой череп (разве что титановый) не выдержит 40 атмосфер. Даже череп известного персонажа из комедии Фонвизина. Как-то сам собой напрашивается вывод, что не предусмотреть защиту головы можно только в том случае, если у самого изобретателя там нечего защищать. Да и о глазах надо бы как-то позаботиться, описанная Автором конструкция приведёт к тому, что глаза окажутся сначала глубоко в глазницах, а по мере погружения, где-то за двухсотметровой отметкой попросту вытекут в рассол. Есть и другие несуразицы, но не хочется доказывать очевидные вещи. Нельзя, по моему, основывать сюжет на откровенной глупости, зная, что фантасты уже давно решили проблему глубоководных исследований без батискафа. Этот метод заключается в фундаментальной обратимой перестройке организма, приводящей к появлению биоморфа с почти любыми заданными свойствами. Не то, что в глубине океана можно работать**, а даже на поверхности Юпитера, если только есть у него поверхность. Но при этом с Молчуньей в дюны не сходишь, на красотку Рипли*** не поглазеешь, эта работа чревата длительными командировками. Ну и конечно, Автору очень хотелось внести в фантастику свой собственный вклад. Он и внёс. Работал бы в цирке иллюзионистом, цены бы ему не было.

Всё же я ненадолго вернусь в глубины земного океана ради одного мысленного эксперимента. На этот раз работаем на четырёх километрах. Несчастная тонкая человеческая кожа, на которую давит по 400 кг. на кв. сантиметр с обоих, естественно, сторон... превратится во что? Правильно — исчезнет, как не было её. И что будем без кожи делать? Вопрос абсолютно риторический, поскольку в той субстанции, которая на такой глубине будет находиться в скафандре, уже будет невозможно узнать человека. Это будут его останки, имеющие крайне неприглядный вид.

И какой же итог? А вот какой. С Автором анализируемого романа произошла история, напоминающая кое в чём описанную Фонвизиным, но со значительно более печальным финалом. Автор разбежался, да забыл пригнуться, выставив свою техническую подготовку «в полный рост». Произошедшее столкновение с реальностью (что для фантастики не всегда безразлично) оставило от романа рожки да ножки, т. е. одни только сухопутные похождения героев, нереальную в действующем боевом отряде дедовщину, да небольшое ЧП на мелководье.

*) Деритринитация Стругацких, струнные звездолёты Головачёва, уникальный способ пилотирования космических кораблей Френка Герберта и т. п.

**) Здесь у меня появляется неожиданный союзник в лице Кира Булычева. В рассказе «О некрасивом биоформе» он упоминает о специфической задаче, связанной с погружением на шесть километров, которая была решена биоформами. Булычев отлично понимает, что для работы в таких условиях преобразование человеческого организма должно быть радикальным.

***) В романе Рита по кличке Рипли женщина выдающейся красоты. Сигурни Уивер по сравнению с ней просто мокрая курица. Она, во первых, не отличается такой уж выдающейся красотой, а во вторых ростом не вышла — всего 182 см. Но она нравится автору, и тут уж ничего не поделаешь.

PS. Хотелось знать, что думают об этом романе профессиональные рецензенты. Прочитав рецензию Глеба Елисеева в «Если» (№1, 2004), понял, что не ошибся в главном. Вот что пишет Елисеев: «Стилем, исповедальной интонацией и отменной проработкой фантастического антуража роман вызывает ассоциации с некоторыми работами Р. Хайнлайна и циклом «Война против Хторра» Д. Геррольда.» С последним автором не знаком абсолютно (от Елисеева только и узнал), что же касается Хайнлайна, то в трёх его «работах» из четырёх, на которые мной написаны отзывы, фантастический антураж (в частности научно-технические основы произведений) проработан отменно плохо. Если Елисееву кажется, что в этом плане Янковский находится на уровне Хайнлайна, то с этим мнением невозможно не согласиться. А вот стиль Янковского по моему довольно далёк от хайнлайновского, но это уже другая история.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга условно состоит из двух частей более или менее равномерно распределенных по всему объему.

Первая часть достаточно банальна и является адаптацией под НФ мир реалий срочной службы в ВС СССР с какой-то примесью подростковых переживаний. На мой взгляд эту часть можно было бы и урезать примерно так до нуля.

Вторая часть — мир в котором море заполнено продуктами био-технологий оставшихся от прошедшей войны и специальные подразделения ведут с ними борьбу. Вторая часть очень интересна. Романов на эту тему вообще мало и на мой взгляд Янковскому удалось поднять тему на новые уровень. Очень толково написано.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед покупкой «Правил подводной охоты» очень долго сомневался, понравится ли мне это произведение. Признаюсь, за последние 5 лет кроме Александра Прозорова и его циклов «Ведун», «Князь» и «Темный Лорд» я собственно ничего и не читал. Однако Дмитрий Янковский меня не разочаровал. «Правила подводной охоты» — это увлекательные приключения молодого и начинающего охотника на «монстров» в воде. Понравилось то, что главный герой Роман «Копуха» Савельев представляет собой вполне реального живого человека, а не картонного персонажа. События в книги происходят быстро и поэтому произведение читается на одном дыхании. При прочтения книги у меня самого создавалось впечатление, что я нахожусь под водой. В общем, спасибо автору на столь интересную и у увлекательно написанную историю.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший фантастический боевик, в котором происходит отнюдь не много событий, но зато подаютя они чрезвычайно вкусно. Местами производственный роман из жизни подводных сапёров, местами будни курантской молодости. Понравилось биологическое оружие и биологическое же оборудование у «охотников».

Лёгкий слог, яркая галерея персонажей, загадки, загадки, загадки... Читать можно и нужно!

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оригинальный сюжет. Это надо же было такое выдумать! Третья мировая и почти полный постап из-за живого оружия в морях и океанах. Просто отлично. Захватывает, если начал читать — бросить нереально. А это самый лучший показатель. Посему 10.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как второй книге цикла — а мне повезло, и читал я цикл как положено по хронологии — оценка должна быть высокой. После первой книги многие вещи становятся понятными и простыми. Недостаток у книги один и в общем-то достаточно невеликий — о непосредственно «подводной охоте» не очень много написано.

Хотелось бы больше. Посему 9.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересная книга, но правда немного затянуто вводное описание основных действий, а потом быстрая развязка, хотелось бы больше акцентировать внимание на описание сюжета про охоту на подводных тварей.

Оценка: 8
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга с отличными сюжетом и задумкой. Читать стоит!

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А все равно хорошо. Пусть слегка не логично, пусть разорвано, но читается приятно.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

как ни странно, но первой автор почему-то написал среднюю книгу цикла. Поэтому она на мой взгляд вышла наименее удачной, хотя за оригинальность идеи и новизну представления развития технологий биооружия — автору несмотря на все весьма очевидные огрехи и недостатки надо ставить высший балл. Сейчас желающим прочитать надо конечно начинать с первой книги — тогда все будет намного яснее и понятнее, да и о мире в котором океан какое-то время был затабуированной территорией информации в первой книге намного больше. Остальные книги цикла приятно порадовали.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, автор не удосужился придать миру какую-либо логичность, что вкупе с примитивным сюжетом и банальными персонажами позволяет рекомендовать книгу как средство от скуки в электричке. Однако, написано, скажем так, не совсем плохо, и есть надежда, что автор вырастет и станет писать лучше.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх