fantlab ru

Александр Громов, Сергей Лукьяненко «Реверс»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.51
Оценок:
840
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Вы пробовали остановить решительного человека, забывшего себя в чужом мире и жаждущего вспомнить?

Даже не пытайтесь. Ничего не выйдет.

А пытались ли вы остановить решительную женщину, мечтающую вернуть любимого?

Тоже не пытайтесь.

Зато новичком, недавно открывшим в себе способность проникать в Центрум, можно вертеть как угодно. До поры до времени. Особенно если он наивно полагает, что быть пограничником — скучно, а контрабандистом — романтично...

Примечание:

Роман написан в соавторстве. В ЖЖ писателя было размещено сообщение (позже сообщение было удалено, в итоге текст был размещен комментарием к сообщению Сергея Лукьяненко о новом романе «Застава»):

цитата
Просто несколько фраз

В качестве заманухи. Ну, или антизаманухи, решать вам. Роман «Реверс» ожидается в октябре.

В среду Макс умер. Он всегда умирал по средам.

Родители выращивали из сына чудовище, для которого река без порогов – просто канава и лес не лес, если он не тайга.

Где бабло, там и камуфло, а как же иначе? В подобных местах Сергея всегда одолевала мысль: население страны поделилось на владельцев недвижимости и охранников, а те, кто ни то и ни другое, составляют несерьезное меньшинство.

Она без стеснения сказала, как ее зовут на ее родном языке. Слыша такие слова, хорошо воспитанный человек симулирует тугоухость, воспитанный средне начинает краснеть и конфузливо хихикать, а существо вида «хмырь обыкновенный» ржет в голос.

Прекрасно мясо баранов, имевших при жизни доступ лишь к солоноватой воде, – ведь вкус баранины не связан прямой зависимостью с тем, было ли вкусно барану.

На аламейском языке слова «грозящий» и «ужасный» произносятся одинаково, и вскоре никто не вкладывал в название бронепоезда смысл «страшный для врагов», а вкладывал только значение «мерзкий на вид».

Хорошо живется тем, кому покой только снится. Ведь если им что-то снится, значит, они имеют возможность спать! Против логики не попрешь.

Этот мотор сроду не знал вкуса бензина. Страшно было подумать, что случилось бы, получи он бензин вместо смеси угарного газа с метаном и карбюратор вместо газового редуктора. Наверное, сошел бы с ума от радости и тут же взорвался.

– Один меня чуть за волосы не поймал, – весело пожаловалась она, прикрыв грудь руками. – Я ему стриптиз, а он меня не за грудь, а за волосы. Дурной мужик пошел, некультурный и без инстинктов.

Если бы в Аламее существовал танковый завод, лучшим местом для выпивки стал бы, наверное, бракованный корпус танка, не первый год ржавеющий на заводском дворе, и завсегдатаев сего «питейного заведения» именовали бы не иначе как штабом танкового корпуса.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 329

Активный словарный запас: высокий (3060 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 53 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
РосКон, 2015 // Межавторский проект


Реверс
2014 г.

Аудиокниги:

Реверс
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Reverz
2018 г.
(чешский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень странное впечатление у меня. С одной стороны, в романе полно динамики, загадок и чудес. Один Гомеостат чего стоит. С другой стороны они меня совершенно не тронули. Некие люди решают свои локальные задачи в локальных донельзя обстоятельствах.

Бойко, быстро, с перестрелками и неожиданными поворотами... но нет драйва...

Оценка: 7
– [  -4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Застава понравилась. а вот вторая книга не оставила ярких впечатлений. Признаюсь бросил, но любопытство пересилило и я дочитал произведение. Впечатления средние — ожидал большего. Произведение — на любителя.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну что сказать... Книга на один раз. Пишу отзыв через неделю после прочтения и уже с трудом могу вспомнить, о чём там было написано. Какие-то очередные погони, драки и бессмысленные скачки между мирами. Ни на один из вопросов, которые оставила после себя первая книга, не ответили, зато новых вопросов добавили. И чует моё сердце, что отвечать на них никто не собирается.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вполне читаемо. Лёгкая, нескучная книженция. Чётко можно проследить, какие эпизоды писал Лукьяненко (их меньшинство), а какие Громов (большинство). Несмотря на это язык ровный. Фирменное описание приготовления жратвы (в данном случае — бараньего шашлыка) присутствует. Постельная сцена есть. Про «хохлов», «пиндосов» и геев — самый минимум, что уже радует. Что ещё нужно для счастья?

Если серьёзно. Авторы создали Мир, насытив его обилием своих Правил игры. С одной стороны, это сделало его достаточно плоским и невыразительным. С другой — сделало поступки героев разумными, а мотивации — оправданными. Так что это скорее «плюс». А реальный «минус» — это выдумывание новых Правил прямо во время «игры» («Чур, у нас скорость возврата на Землю будет такая же, как скорость выхода в Центрум»).

Очень! Очень интересный мир Гомеостата. Читая первый десяток страниц я аж подпрыгивал от предвкушения — наконец-то, новый мир с новыми законами! Но нет! Стриптизёр(ша) снял(а) с ноги носочек и гордо удалился(лась) в раздевалку... Может быть, авторы кинули такую затравочку, чтобы люди покупали каждую новую книгу цикла, в надежде ,что там Гомеостат раскроется по полной? Шиш вам, не буду!

Персонаж Сергея... Вот тот неловкий момент, когда условно главный герой... Вообще не нужен. Есть такое понятие: «сюжетообразующий персонаж». Это такой персонаж, без которого сюжет развалится. Чьи функции нельзя передать другому. Так вот, если убрать Сергея, то сюжет не пострадает никоим образом. Его небольшое количество функций (подбросить дров в пароплане и переспать с Евой) можно отдать любому другому проводнику. Я понимаю, что через героя-новичка проще объяснить читателю все фант-допущения и правила игры... Но только ради этого вводить настолько невыразительного главного героя — нет, не стоит.

Сюжет... Главная цель — найти Макса. Мы его ищем-ищем, не находим, он находится сам — и исчезает. Всё. Занавес. Зрители недоуменно потянулись к выходу.

Вот сюжетная линия Макса получилась более интересная. Человек, который нашел в себе другую личность, обрел условное всемогущество... и тут бы действительно взять — и на производство его. Чтобы он получал удовольствие от простой человеческой жизни. Класс был бы! Но в эпилоге авторы всё-же вернули Макса на путь проводника. Этим, конечно, они сделали зачин к новой книге. Но линию Макса безбожно слили...

Странно, кстати, что компания проводников всю книгу не могут Макса найти и переживают, как они будут возвращать его на Землю, а вот остальному шоблу одиночек это удается. Почти удаётся...

Много интересных находок и фрагментов: Старец, мартыши (никак не раскрытые), спецслужба пограничников (раскрылись бегло только на самых последних страницах)... Такое впечатление, что это не книга — а эскизы, наброски к великому роману. Аж жалость берет, когда подумаешь ,что с этими набросками мог бы сделать ранний или хотя бы средний Лукьяненко.

Но в целом, повторю ещё раз, вполне годно к ознакомлению.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно скучная книга. Как-то всё плоско и невыразительно, включая героев. Не хочется возвращаться в этот мир, не возникло симпатии к героям и интереса к их будущей судьбе. Вот мир Гомеостата был небезынтересен, но он остался «за бортом». А всё остальное — очень среднее и проходное чтиво, увы.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скучен не только реверс, скучен весь Центрум и сериал Приграничье. Более-менее цепляет Тыринская «Самоволка» с братьями близнецами.

А Центруме нет не только нефти, там практически нету серьезных конфликтов- все борются за выживание — так из этого сюжета не сделаешь..

А самое бредовое — это их пограничники. Торговцев и контрабандистов можно понять — физически тяжелый и в меру рискованный промысел. А что там деляают пограничники, с какой целью торчат в этой дыре — непонятно. Деньги не такие уж большие, а идеи у них вроде бы нет. То есть Лукьяненко в Заставе что-то такое придумал и они там даже мир спасли — но это разовая акция. На их фоне те самые маньяки-сплавщики просто образец здравого смысла.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно-говоря, это просто унылая книжка.

Даже «Застава», которая не блистала особым позитивом и идеями смотрится на фоне «Реверса» почти алмазом. Я долго ждала, когда же действие, наконец, раскрутится или хотя бы преодолеет свою монотонность, но увы. Вот дочитала последнюю страницу, и что? Ну мне скороговоркой выдали легенду, призванную пояснить некоторые детали. С учетом того, что произошло это за пару страниц до конца — могли бы и не беспокоиться уже.

Если по сути, то роман снова про Центрум и теперь еще про проводников-контрабандистов. Идей в тексте две. Первая — это возможность создавать «проходы» из Центрума в другие миры, завязанная на тех или иных эмоциях. Она лежит в основе сюжета. И ведь можно было бы какой-нибудь интересной психологии вокруг накрутить или еще чего. Но нет. Авторы были выше этого. Осталась чистая платоновская идея. Не разбавленная. Для совсем уж гурманов.

Вторая фишка — это мир с еженедельным умиранием — вот, пожалуй, единственная любопытная штука (и, наверное, про него писал Лукьяненко, там как-то все поживее). Но опять — намекнули и бросили. Где какая-нибудь симпатичная философия применительно к этому миру? Я бы вот ближе к пенсии в такой бы с удовольствием переехала, например. Все равно Альцгеймер нас всех ждет, так может изменение личности позволит его избежать.

В общем, увы, но скучно, депрессивно и не стоит внимания. А жаль.

Оценка: 3
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

К моему величайшему сожалению, я вынужден подтвердить отрицательные отзывы моих коллег.

От дуэта двух светил можно было бы ожидать хорошего романа, в которым два мэтра сглаживают традиционные недостатки друг друга, но увы...

На традиционно облегчённый сюжет Лукьяненко наложился традиционно низкий драйв Громова, и вышел попросту скверный, и неинтересный роман.

Попытка вести сюжетную линию «рваными отрезками» прошла неудачно, отрезки соединяются плохо, с массой ошибок. Интрига невнятна, без начала и конца.

Сценизм практически не захватывает, низкий драйв не компенсируется сюжетом. Так же, масса логических ошибок. Особенно доставили жуки...

Какая-либо моральная линия вообще отсутствует, просто последовательность действий.

Образы героев, единственное, что хоть как-то вышло, но и здесь скверная цельность. Поведенческая линия и мотивация поступков меняются от сцены, к сцене.

В целом, роман не доставил особого удовольствия, и могу рекомендовать его исключительно с целью ознакомления с антологией авторов.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взялся читать «Реверс»,думал будет лучше заставы, думал Громов принесет какие-то оригинальные идеи, но все вышло наоборот.

Отсутствует легкий язык Лукьяненко и если «Застава«хотя бы читалась легко, то «Реверс«после прочтения 20 страниц вообще не хочется читать. Поэтому могу предположить, что в основном написал роман Громов, а от Сергея Васильевича осталось только имя на обложке.

Сюжет: В начале неплохо , описывается интересный мир Гомеостат, а потом запредельно скучный Центрум(Пожалуй самый главный минус всего проекта -это зацикленность на Центруме, тогда как о других мирах мало сказано).В романе практически нет философии и скрытого подтекста(чего так любят почитатели ранних произведений Лукьяненко. При этом поставленной цели герои не добились, концовку слили.

Окончательно убедился в том , что «Пограничье»-это проект направленный на отмывание денег. Романы пишут другие авторы, а Сергей Васильевич как создатель этого проекта(ну, и за имя на обложке) получает определенный процент.

Моя оценка — 4,чисто за массив текста без идей и смыла.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман лучше, чем Застава: всё-таки Громов в отличие от Лукьяненко талантлив, а талант не пропьёшь. Местами проскальзывают отголоски «Феодала». Но общие рамки сковывают, подлецы из погранслужбы поданы героями, несмотря на все гадости, что они творят в тексте. Ну и концовка безнадёжно слита. Хочется спросить — зачем такой талантливый автор как Александр Громов связался с этой серией? Я бы лучше почитал что-нибудь сольное у Громова.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочется спросить Сергея Лукьяненко, зачем? Зачем, Сергей Васильевич, вы написали эту банальную, скучную книгу ни о чём? То есть, конечно, не совсем ни о чём, а о поисках некоего сверх проводника в параллельные миры, с мутной конечной целью использования этого человека. После прочтения первой части дилогии, думалось, что последует описание продолжения борьбы с попытками Очага замедлить развитие других цивилизаций, с помощью «молекулярной чумы». Но пришлось читать малопонятную «бродилку» в мире Центрума и Земли. Надеюсь, что «Реверс» в большей степени произведение Александра Громова, а не Сергея Лукьяненко, ибо в ином случае становится грустно... Конечно есть ещё надежда, что последует продолжение, которое свяжет две готовые части «Пограничья» и объяснит читателям зачем задумывались и писались эти книги.

Оценка: 4
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всем привет! ))

Мне кажется, что такой прохладный прием читателями книг «Застава» и «Реверс» связан как раз с тем, что Сергей Лукьяненко в своих предыдущих книгах так высоко задрал планку, что от каждой его новой книги мы ожидаем шедевра.

Но писатели устают. Книги их высасывают. Устал человек, не ругайте его. Других авторов почитайте. Лукьяненко надо отдохнуть. Может быть тогда сможет что-то мощное создать. Чудо, что он так долго выдавал сильные книги. Я, например, до сих пор под впечатлением от книги «Холодные берега». Некоторые авторы сжигают себя на одной-двух книгах. А Сергей Лукьяненко подарил нам уже много хороших произведений.

Эти две книги можно читать. Но не в виде текста. Рекомендую их слушать в аудиовариантах, в исполнении хороших чтецов. В бумаге, конечно, будет сложнее их дочитать.

А Вы не пробовали в бумаге читать «Осенние визиты»? Нудная скокотища на старте сюжета. Сергею Лукьяненко нравится философствовать, «растекаться мыслью по древу». Забывает, что мы ждем сюжет, интригу, динамику событий, сопереживание героям.

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю только мой мозг так устроен, или общечеловеческое свойство, но при прочтении нового текста сразу пытаюсь найти аналогии с уже прочитанным. И если первая книга серии вызывала прямые ассоциации с «Черновиком», то «Реверс» упорно напоминает сериал « СТАЛКЕР». Возможно соавторство Громова так подействовало на изменение стиля.

Текст сам по себе, на мой взгляд, слабее первой части, а то, что про экстремалов-сплавщиков на протяжении всего романа не было найдено другого эпитета, кроме как «компания маньяков», и он повторяется в тексте раз десять, вызывает недоумение. Раньше я такой словарной бедности за Лукьяненко не замечал. Герои то же не производят особого впечатления. В «» Заставе» героям хоть какую-то более-менее интересную легенду создали, да и выглядят они колоритно. Кстати, могу ошибиться, но мне кажется, что в каждой новой части будут появляться новые герои , и в заключительной части они соберутся все вместе на свой последний и решительный бой с абсолютным злом!

Наверное единственное оправдавшееся ожидание -это то , что мир Центрума стал более понятен в своем устройстве. Но в целом от второй книги ожидал большего. Не берусь судить авторы вкладывают душу в этот проект, или пишут так на «подавись издательство». Как говорят в Одессе: «надо посмотреть». Буду ждать новой книги из серии, и надеяться на лучшее!

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот же — что называется: «Начали за здравие — закончили за упокой». Главные герои не добились своей цели и это меня, как читателя, обижает. Кинули! Или это не финал истории? Тогда — да, все нормально. Ну, так, уважаемые Отцы, позаботились бы намекнуть. Или я в угаре чтения пропустил намек?

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блекло и безвкусно, как жвачка. Посреди чтения, отвлекаясь на дела, книгу откладываешь без сожаления.

Слога Лукьяненко не чувствуется почти всю книгу. Лишь ближе к финалу стали проступать знакомые интонации. Язык Громова ощущается лучше, но основная «масса» произведения (вот просто удивительно подходящее слово на язык пришло — «масса») = слишком занудно, явный перебор кусков текста без действий и диалогов — описалова всякие и рассуждения.

Доведись прочитать такой роман без указания автора — да ни в жизнь бы не поверил, что это Лукьяненко с Громовым.

Само собой, полным барахлом тоже назвать нельзя. И сюжет есть, и шутки удачные (типа блёсен, без которых рыба может обойтись, а рыбак — нет). Когда идёт непрерывное действие — непосредственные события, диалоги — тоже неплохо. Вторая половина романа явно лучше первой. Но всё в сумме — блекло. И уж особенно для таких авторов — мастера слога Лукьяненко и мастера сюжетов Громова.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх