fantlab ru

Джо Аберкромби «Полмира»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.05
Оценок:
1613
Моя оценка:
-

подробнее

Полмира

Half the World

Роман, год; цикл «Море Осколков»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 95
Аннотация:

Так вот бывает — Гордость славного Гетланда — могучие воины, лучший среди которых — король Атиль. Стать частью непобедимой армии — мечта каждого мужчины. И если бедный мальчишка Бранд, сумевший попасть в ученики к наставнику Хуннану, всего лишь рвался к исполнению мечты, то что делала в казармах Колючка Бату, дочь славного полководца, понять было решительно невозможно.

Невозможно потому, что она была богата. Невозможно потому, что девушке пристало вести хозяйство, а не размахивать мечом. Невозможно потому, что ей предстояли нечеловеческие испытания на пути к цели.

И все же… Иногда Матерь Война касается своим дыханием девушки, и тогда полмира застывает в ожидании ее действий…

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2016

Номинации на премии:


номинант
Локус / Locus Award, 2016 // Подростковый роман

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2016 // Зарубежный роман (Великобритания)

номинант
Premi Ictineu, 2016 (VIII) // Роман, переведённый на каталанский (Великобритания)

номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2017 // Книга фэнтези (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Полмира
2015 г.
Полмира
2019 г.
Море Осколков
2021 г.
Полмира
2022 г.

Аудиокниги:

Полмира
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Half the World
2015 г.
(английский)
Half the World
2015 г.
(английский)
Half the World
2015 г.
(английский)
Half the World
2015 г.
(английский)
Пів світу
2023 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые страницы «Полмира» несколько разочаровали — во первых, сменилось главное действующее лицо — это теперь не Ярви из «Полкороля». Очень уж я не люблю, когда в циклах меняются основные персонажи. Во вторых, героев теперь два — боевая выскочка Колючка и рефлексивный здоровяк Бранд. Это не то, чтобы большая проблема, но предыдущая часть мне понравилась своей лаконичностью, когда все события сосредоточены вокруг одного персонажа. В прочем, далее негативные впечатления рассеялись — Ярви появился уже в роли состоявшегося героя, а Бранд с Колючкой, как правило, находятся в одно время и в одной локации, так что не надо, как бывает в таких случаях, переключаться с интересной арки, на «так себе».

Предыдущая книга была похожа на классический приключенческий роман, безо всякой чрезмерности, но с ясной целью, по-хорошему простой структурой и реалистичными персонажами. «Полмира» уже больше смотрит в сторону современных young-adult произведений — немного жести и «натуралистичность» — есть; неловкая романтическая линия и пара эротических сцен — есть; поиски идентичности за пределами устоявшихся общественных норм — имеются. Но, как ни странно, моральной неоднозначности стало меньше.

В принципе, всё это не плохо. Книга цепляет и читается влёт благодаря очень простому слогу и высокой динамике. Симметричная смена условных гендерных ролей подана логично и обоснованно. Единственное, немного покоробило создание женской «школы» в самом конце, но это не существенно. Хочется взяться за продолжение.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аберкромби сменил ракурс зрения, и вот нынешний отец Ярви уходит на второй план. Теперь он напоминает закрытый со всех сторон сундук с секретами, и мало схож с тем «half-king», которого мы видели в первом романе. Теперь у нас два героя — могутный юный парнишка, мечтающий стать воином и... стоп! Девочка пятнадцати годков, которая размахивает деревянным мечом и мечтает сразится с владыкой соседнего королевства. Это что, сначала был инвалид, а теперь — девочка?

Можно, конечно, шутить про пресловутый «голливудский обком» и всё прочее, причём в данном случае Аберкромби действительно берёт на вооружение классический канон молодёжной фэнтези. Сильная девочка и ведомый ею парень — что может быть скучнее?

Но я забыл опыт древнегреческих трагиков, главный принцип которых — «как обыграть». Нужно сказать, что у автора получилось банальнейший расклад и стандартные сюжетные повороты превратить в читабельный и неожиданный текст. Начиная, собственно, с того, что Колючка Бату — очень условная девочка, скорее мужеподобная пацанка, которой не повезло родится в женском обличье, причём полностью осознавая свою неженственность. А что её приятель Бранд — такой ли уж он тюфяк? Да нет — он просто идеалист и добряк, который не приемлет пятен на лике этого мира, и стремится всегда делать только доброе дело. Впрочем, люди с удовольствием путают доброту с мягкотелостью, не правда ли?

Другой сюрприз меня ждал по ходу того, как Аберкромби вёл свою девочку к успеху. Он показал, как всё же в угловатой девочке, наполненной лишь какой-то кошачьей яростью, вызревает талант к смертоубийству, и каким тяжким трудом, синяками и и периодическим позором. Не раз и не два добрый автор окунает нашу прелестницу в нечистоты с головой, и, как бы это не противно звучало, это греет сердце.

Вторая половина книжицы, где её «сверхбойцовость» расцвела, стало уже скучнее, однако какого же было моё удивление в самом конце, когда Аберкромби позволил себе твист с подводимой всё время темой мести большому и искусному в боях королю.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Факт весь в том, что, вопреки всем законам жанра и звучному пророчеству, случилось то, что случилось, и наша девочка так и не достигла своей основной цели. Неожиданно?

Кроме того, я бы отметил и другое — отважную девочку ведёт по жизни не Счастливая Звезда, а вполне конкретная интрига конкретного человека, который создаёт на пути такие обстоятельства, что их даже можно принять за Глас Судьбы. Сюжет развивается, сквозные линии из предыдущего романа не забыты, всё по плану. Тут даже не отец Ярви главный Повелитель Императоров, а сам Джо Аберкромби, который, паразит, опять молодец.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

О втором романе «полуцикла» сказано много, но из-за приятных впечатлений от прочтения решил вставить свои пять копеек. Скажу сразу, что отношусь к той части читателей, которой роман «Полмира» зашёл лучше, чем «Полкороля». Ниже попытаюсь объяснить — почему.

Первое (не зависящее от автора). С первых строк становится понятно, что переводил второй роман другой человек. Если в «Полукороле» я постоянно спотыкался о рубленные фразы и увязал в неимоверно длинных предложениях, то в «Полумире» получил довольно простое и приятное повествование. Пусть, порой, встречались — славянский акцент и современные выражения, но в большинстве своём получился более читабельный и легко-усваиваемый текст.

Второе. Безусловно, некая «киношность» присуща обоим романам, но во втором, как мне показалось, её немного меньше, да и приправляется она здесь более высоким градусом драматизма. Если в «Полукороле» обессиленные долгой греблей «галерные рабы» непоколебимо пересекали ледяные пустыни, валили ножами деревья для постройки плота, а почтовые птицы летали не домой как принято считать, а туда, куда им прикажут, что не могло не вызвать некоего непонимания и упрёков в нереалистичности, то подобные «нереалистичные» моменты «Полумира» заставили меня расчувствоваться и переживать за героев. Взять, к примеру, случай, когда Бранд в одиночку удерживал корабль от падения. Насколько можно считать этот момент правдоподобным — не знаю, но то как автор это описывает заставляет читателя переживать и за героя и за корабль, а после, вместе с командой радоваться чудесному спасению. Кстати, тот, кто хоть раз смотрел программу «Стронгмэн», вполне обоснованно засомневается в неправдоподобности такого действа.

Третье. Автор предоставляет читателю самому разобраться в причинах и следствиях происходящего, а в финале лишь подтверждает или опровергает его догадки. Как, например, это было с болезнью короля в нужное для страны время или с «толкиновской» фразой: «меня не убить смертному мужу» (близко к тексту), заметив которую на страницах «Полмира», я от злости хотел долбануться головой о стену из-за разбитых надежд на интригу, но после, дочитав до конца, понял, что ошибочно принял за плагиат шутку. А на шутки обижаться — грех.

Четвёртое (главное). Именно в этом романе автор, чуть ли не в первый раз, дал своим персонажам выбор — разрушать или созидать, поступать как все или по-своему(правильно), рискуя стать в глазах собратьев «белой вороной». Речь идёт, конечно же, о Бранде, жизнь которого полна драматизма с самого начала — от нищего детства, через условное предательство наставника и любовь к Колючке, до отказа от мечты всей жизни. Цена этого драматизма — клеймо «белой вороны» (а может даже и «хлюпика») не только от соплеменников, но и от немалой части читателей, предпочитающих «свету» суровый реализм. Для других же коллег, чьи души не окончательно поглотил современный мрак, он вполне может стать светлым пятном на популярном сейчас полотне «дарка».

Подытоживая, скажу, что перед нами всё тот же автор, порой, забивающий на сэттинг, при этом великолепно прописывающий персонажей и ярлык «young adult» на его произведениях вряд ли способен снизить интерес к ним читателей, переваливших за «young» на несколько десятилетий.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Полмира» относится к той категории сиквелов, от которых ожидаешь несколько иного. Открывая книгу почти сразу после завершения «Полкороля», я думал прочитать ещё один квест Ярви и компании. Вместо этого я прочитал квест Колючки Бату и Бранда, с Ярви где-то на фоне. Не то чтобы это было плохо, но…

Итак, после финала первой книги прошло три года. Ярви несколько заматерел, Атиль несколько одряхлел, Лайтлин по-прежнему умница и красавица. Но речь не о них. Есть такая девчонка по прозвищу Колючка, Колючка Бату. Благодаря нраву и складу характера она жаждет стать воином и показать всем на что способна. Увы, почти сразу после знакомства, которое, к слову, происходит в разгар учебной схватки, Колючку не совсем справедливо обвиняют в убийстве. Наказание за это – смерть, но девушка оказывается в поле зрения Ярви, что вплетает её навыки и умения в планы Служителя Гетланда. Ну а дальше всё будет довольно ожидаемо: персонажи съездят в пару мест, съездят кому-то по лицу, заведут полезные знакомства и так далее. Финал с неожиданными поворотами прилагается, и он, как и в прошлый раз, очень хорош.

И хотя в продолжении Джо Аберкромби изменил сюжетную формулу, результат получился примерно тот же. Перед нами вновь добротный фэнтезийный боевик, который легко читается. Персонажи простые, их конфликты понятные, а действие развивается с голливудским размахом. Книга отлично развлекает, а большего от неё и не требуется.

Рекомендую роман всем поклонникам первой книги, а сам незамедлительно перехожу к третьей.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приятно видеть, что автор не только в своем сеттинге хорошо работает, но и экспериментирует с жанрами. Потому что вся трилогия «Море Осколков» это качественно выписанные «произведения для старшего школьного возраста» или young adult, как принято называть сейчас. При этом фирменные черты творчества Аберкромби — юмор, динамичность повествования и глубина проработки образов — никуда не делись. Просто герои моложе, их еще не так испытывала жизнь, как Глокту или Девятипалого, и вокруг них мир не с забытой магией, а с забытыми технологиями.

В этой книге Ярви уже не основной персонаж, но полностью в тень он не отступает. Внимательному читателю предложат вполне понятное развитие образа (как пример — первый его диалог с Брандом).

На смену ему приходят Колючка Бату, которая чувствует в себе призвание воительницы и Бранд, который, напротив, ближе к Отцу Миру в своем желании поступать правильно. Разумеется, их поначалу встретит непонимание окружающих.

Вообще, сложилось впечатление, что книга добрая, как раз должна подбодрить юного читателя. Потому что она не осаживает в стремлении к необычной мечте, при этом честно показывая каким трудом мечта достигается.

Как-то непривычно для Аберкромби, да?)

А еще тут есть свой путь «из варяг в греки» с блэкджеком и волоком, надежные товарищи, мастер кунг-фу на топорах, правдоподобная первая любовь с причитающимися сомнениями, яркие описания сражений... и при всем этом автор находит время поговорить о бессмысленности круговорота насилия. И это не выглядит инородно.

Что могу добавить? Жаль, что это разовое выступление на поле юношеской литературы, где количественно преобладают «Избранные», настолько удачным оно получилось. Но и тот факт, что «Море Осколков» не превратилось в сериал хорош — оно лаконично, сюжетные линии логично пересекаются и завершаются. А лучшая (на мой взгляд) книга трилогии смотивировала добавить отзыв.

P. S. По поводу пятнадцатилетней сестренки Бранда, кующей мечи. Это ведь тоже пример «необычной мечты». И стоит посмотреть на некоторые фото вековой давности, чтобы физический труд в таком возрасте и не только среди юношей уже не казался столь неправдоподобен.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот тут до жирафа дошло, что такое young-adult. Очень хорошая книга на тему современного образования.

Один герой не вписывается в общественную мораль вовсе — и ему требуется отдельный учитель, чтобы _стать_ кем-то.

Другой герой целиком подходит, но обучать его дальше не выгодно — он просто остается хорошим..

Как мне кажется, первый роман цикла — переписанные «Глаза дракона» Кинга. Автор сказал свое «нет, я не согласен — у младшего будет свое королевство с (спойлер) и (спойлер)». Третий роман цикла — эпичен)

Но ровно в этой книге и в «Героях» я отметила те страницы, где автор отрывается. Популярному автору приходится заниматься самоцензурой — не провоцировать ложное ощущение вседозволенности у читателя, но в то же время открыто говорить о жестокости. И есть страницы, где автор просто срывается — «вот посмей сказать, что я не знаю о чем пишу) давай, я жду)».

Смело можно подсовывать подростку.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта часть трилогии ярче, чем предыдущая.

В основном в связи с обаянием персонажей. Бранд и Колючка — это тема силы. У первого она природная, у второй приобретённая.

А вот принц Ярви из предыдущего романчика что-то уж больно начинает исподтишка подличать. У Аберкромби, кажется, не бывает, чтобы по уму, но с сохранением благородства.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Намного приличнее! Узнается почерк Джо: главные герои прошлой части стали второстепенными, красочные проработанные персонажи, путешествия стали на порядок интереснее, во второй части произведение стало оживать. Прочитал буквально за день в поезде, легкость чтения поразительная, если нужно отвлечься, не забивая голову, то эта книга лучший вариант.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Все это — часть плана» — как сказал один известный злодей. Поначалу нам так и кажется. Одни персонажи планируют свои многоходовки и используют других, судьбою битых за свой характер и потому использование не замечающих.

Затем на первое место выходит путешествие, как часть этого плана, и мы ненадолго отвлекаемся, вместе с героями преодолеваем трудности на пути, радуемся их победам и сокрушаемся горестям.

Благодаря качественной проработке характеров мы имеем возможность с неугасаемым интересом наблюдать за развитием персонажей, как второстепенных, так и центральных, вроде девушки-воина и парня-воина. Первая старается доказать, что лучше всех, в том числе и во всяких не женских делах, вроде военных походов и, соответственно, массовых убийствах; второй же страдает из-за желания творить добро и справедливость, но невозможности этого делать по целому ряду причин. То себе сделает хуже, сказав правду (или не сказав по трусости), то другим сделает больно, опять же, сказав тогда, когда следовало промолчать, и ничего не сделав, хотя ситуация требовала иного поведения.

Вследствие этого книга оказывается полной напряженных моментов, представляющих опасность здоровью, смешных моментов, когда кто-то не так понял, и, как говорится, понеслось; и драматичных моментов, заставляющих героев раз за разом преодолевать себя, переступать через свои желания и убеждения. И чем дальше по сюжету, тем сильнее мы «прикипаем» к героям, тем болезненнее воспринимаем все несчастья, сваливающиеся на них один за другим.

Особенно заметно это становится ближе к финалу, когда планировщики вновь дергают за нитки — за жизни героев становится по-настоящему страшно.

Этим книга и сильна – персонажами. Не такими уж оригинальными в плане образов, но сложными, разными и живыми. А главное – развивающимися.

Сильна демонстрацией взаимоотношений между ними и развитием их.

Историей, в которой вскоре становится ясно, к чему все идет, и все равно увлекательной. Благодаря, конечно же, действующим лицам.

Миром также, добротно собранным из простых, работающих элементов. Пусть он и с намеками на свое далеко не фэнтезийное происхождение. Не так важно по понятной причине.

Изрядной долей юмора, не слишком тонкого, но в данном случае вполне уместного и не пошлого. Хорошо разбавляющего драму и поддерживающего людей во всех их невзгодах.

Таким образом, что следует сказать о «Полмире»:

Это вторая книга трилогии, но вполне самостоятельная благодаря новым главным героям. Динамичная, иногда непредсказуемая. Часто жестокая и не справедливая. Показывающая, как человек добивается высоких результатов в том, в чем видит свое призвание. И не важно, кто он по происхождению, не важно, какого мнения на этот счет окружающие.

Кроме того, «Полмира» подойдет не только подрастающему поколению, но и вполне состоявшимся личностям, желающим отвлечься и почитать о ком-то, кто еще не приобрел за годы упорных стараний всякие хитроскроенные закидоны и не подселил в свою голову полчища различных тараканов. И это еще один довод в пользу прочтения книги.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

А вот это хороший роман. В первую очередь тем, что автор не срывает покровы и не доказывает, что все люди — мерзавцы, просто некоторые хорошо это скрывают. В книге люди — просто люди, со всеми своими недостатками и достоинствами. Разные люди, но во время своего путешествия — они единый организм, и каждый готов стоят друг за друга до конца. Хороший приключенческий роман.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая часть романа не понравилась. Я не про сюжет.. А про то что появилось несколько действующих лиц.. И повествование чередуется.. Сначала от одного лица, потом от другого. Не надо этого было делать. Самая интересная часть романа — это путешествие команды по Морю Осколков.. А как они корабль тащили.. Классно.. Короче, местами угадывается рука автора, а местами и нет.. Наверное если бы не знал, что это Аберкромби, и не смог бы угадать кто написал.. Таких книг море..

П.С. По поводу самой молодой и самой лучшей Кузнечихи) Да, это прогиб в угоду толпе. Не стоило так вот об этом упоминать. К тому же показания не сходятся.. Интересно когда она успела ею стать, если большую часть детства и юности, они с братом поочередно умирали с голоду?

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня есть примета: если я, читая вторую книгу цикла, мало что помню о том, что происходило в первой книге, значит история меня не зацепила. «Полкороля» я прочитал почти год назад, но хорошо помню только начало (рабство, корабль, побег). Было немного боязно за то, что придется перечитывать первую книгу. Но оказалось, что «Полмира» вполне себе самостоятельная книга. Ярви, герой первой «Полкороля», спокойно вернулся в родные пенаты, стал служителем и отрекся от семейных уз (из-за работы). Но в «Полмира» он всего лишь второстепенный персонаж. А главные персонажи совсем новые — Колючка (девочка 17 лет, борзая, умеет меч держать в руке, хочет отомстить за отца) и Бранд (примерно такого же возраста, что и Колючка, добрый, честный, тоже умеет держать в руках меч, хочет всем помогать). Гетланду грозит война, поэтому Ярви собирает команду, садит ее на корабль и плывет к близлежащим странам, чтобы заручиться поддержкой на случай войны. Бранд и Колючка попадает в эту команду, и ждет их незабываемое приключение, изменившее в итоге их жизнь.

Мне нравится Аберкромби, именно поэтому мне интересно абсолютно все, что он пишет. «Полмира» не изменяет «Полкоролю». Это все та же подростковщина. Жесткий юмор пропал, стало много счастливых случайностей, персонажи чуть добрее, чем надо, много ванильной любви (но не такой страшной, как тут малюют некоторые читатели). Самое плохое во всем этом, пожалуй, то, что мне было не очень интересно читать. Ну вот не цепляет. Один шрамик на щеку за всю книгу прицепил герою и все, хватит. Самое интересное было в конце, когда наконец-то у меня что-то зашевелилось внутри. Но это всего лишь 10-ая часть книги. Не удалось автору пощекотать мои нервы, эх...

Тем не менее, балл завысил, потому что это Аберкромби (а он клевый), читалось изумительно прекрасно, было бы мне 16 лет, столько всего пережил бы во время чтения=) Первая любовь, первые эмоции от безответности — я все это до сих пор помню=)

Как янг эдалт — очень даже хорошо.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасное, увлекательное продолжение.

В отличии от первого романа, сюжетная интрига выражена гораздо слабее. Сюжетных сцен минимум. Аберкромби делает ставку на колорит сцен и сопереживание читателя его героям.

В этой связи, образы персонажей — наиболее сильная часть романа. ГГ «Полкороля» отходит в тень, оставаясь важным, но всё же, второстепенным персонажем. Зато появляются два новых, главных, в прорисовке которых автор позволяет своему таланту раскрыться по полной.

Сценизм высок и красочен. Драматическая линия, как в Полкороля, очень сильна, и вызывает настойчивую импатию.

Фантазийная линия почти отсутствует, проявляется скорее, не в виде магии, а в виде тайных древних технологий.

Очень понравилась идея, что значимость человека определяется не его возрастом или должностью, а ответственностью, которую он на себя берёт.

Роман захватил, прочёлся на одном дыхании.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вместо продолжения истории о многомудром Ярви, который украсил собой первую часть трилогии, перед нами, к моему глубочайшему разочарованию, — унылый любовный роман для американских подростков. Я задумался о том, почему талантливый и умелый автор, каким безусловно является Джо Аберкромби, пошел по этой убогой дорожке?

Ответ, на мой взгляд, заключается во всевластии голливудского обкома, который диктует авторам свои отвратительные дискурсы и карает забвением всех, кто смеет ему противоречить. А ведь экранизация — это мечта, деньги, настоящая слава. Так что я могу кое-как понять автора, который выворачивает мир наизнанку, но не могу выставить высокую оценку роману, где лучшим кузнецом суровой северной страны является ПЯТНАДЦАТИЛЕТНЯЯ ДЕВОЧКА.

Уже давно мозгами западного человечества пытаются манипулировать, заставить нас поверить в то, что женщины сильнее, отважнее, достойнее. Феминистки необычайно влиятельны в обкоме Голливуд, и этому мы обязаны почти полным вымиранием действительно красивых, нежных и сексуальных героинь. Их место заняли страшные чучела в шрамах, которые блюют и сморкаются в ноздрю, грубо хамят и лупят мужиков по яйцам. Встречайте — Колючка Бату, «современная сильная женщина», воткнутая в средневековый антураж. Конечно, в глубине души она хорошая и верная девушка, кто бы сомневался. Но как-то противно читать все эти физиологические и гигиенические «подробности», которыми Джо маскирует очевидный для нормальных людей факт: женщина не должна присутствовать на поле боя, в особенности там, где в ходу холодное оружие. Ее тело создано для того, чтобы носить в утробе младенчиков: мягкое, нежное и гибкое, с плавными движениями. Резкие ритмы, сила, скорость — это для мужчин, хочется этого, или нет госпожам из лондонских, вашингтонских или голливудских обкомов.

Но, прочитав предыдущие отзывы, с печалью вижу, что даже русскоязычным читателям и читательницам все это не очевидно. Во всяком случае, большинству. Выходит, промывка мозгов уже дошла и до нас, до тех, чья культура создала таинственных и прекрасных «незнакомок», «тургеневских барышень», Наташу Ростову...

Необычайно грустно это, тем более, что в романе «Полмира» нет ничего фэнтезийного, в сущности, это обычный исторический антураж века X-XI, только в условном географическом пространстве (присутствие загадочных эльфийских руин напоминает о постапе, но не дает ничего ни сюжету, ни психологии романа).

Если в романе женские образы могучи и доминантны, то мужские не могут не быть с дефектами. Такова диалектика. И вот мы имеем главного героя — рефлексирующего размазню, который год проведя бок о бок с Колючкой Бату, даже не сказал ни разу, что у него на родине осталась сестра, а не девушка. В самых пошлых и нелепых водевилях и опереттах любовная интрига даст десятки очков форы тому стыдобищу, которым Аберкромби изображает отношения героев, их первую любовь.

Бранд ведет себя точно, как американский подросток, не только в отношениях с девицей. Он скорее похож на монаха, святого мученика, чем на нормального средневекового парня, мечтавшего с детства встать плечом к плечу с мужами в щитовом строю. Вот его мечта сбывается, но смерть старика, угроза рабства для женщины, — и наш совестливый ГГ вызывающе и демонстративно отказывается от того, что составляло силу и славу мужчин Запада.

Соответственно на его уровне прочие воины смотрятся карикатурами: их нещадно колотит женщина, они то ранены и теряют веру в свои силы, то не оправдывают надежд, то реальность разбивает их юные мечты. Словом, обычный Аберкромби, все то же самое, как и в «Первом законе», только хуже, потому что автор довольно небрежно прописывает второстепенных персонажей, им не хватает яркости и живости. Ну, и как не сказать о «плохих» злых мужчинах, таких, как мастер Хуннан, гнобивший бедных девочек, или герцог на букву М, который злоумышлял против племянницы-императрицы. Разумеется, женщины восторжествуют, тут и сюжет не надо знать, а сильные и злые мужчины будут побиты, или посрамлены.

К сожалению, образ Ярви, принца-калеки из первого романа трилогии, отступил здесь на задний план. Его интриги, замыслы, ход тайных пружин войны и миротворчества мы не видим, а получаем краткий дайджест, читать который совсем не увлекательно. А жаль. Я бы прочитал с большим удовольствием о нем, чем вымученную в угоду феминизму любовную историю подростков — сильной девицы и ее сервильного дружка.

Оценка: 4
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джо Аберкромби сразу сказал, что он возьмет фентези — стериотипы и создаст нечто своё и вкусное. Как вкусен гуляш из-под крестьянской руки — с картошкой да на мясных обрезках.

И вроде всё уже было: и мир, в котором Север противопостален Югу, и Единый Бог, подминающий других богов, и становление героев с потерей детства, и даже... эльфы. «Да, Карл, эльфы!!!» :)))

А вот держите карман шире — побольше влезет. При всей своей штаммности — это очень сочное действие. Это мир, выросший из осколков высокой технокультуры и магия в нём — это отголоски прежних времен. Вот такие эльфы. Мир с намеками на страны Скандинавии, Восточной Европы и Византию.

Хильд (Колючка Бату) и Бранд получились сочно и живо. Постановка боев и поединков весьма грамотны. Описание стран на пути героев — интересны. А уж как корабль волоком тащили в гору и как с пригорка спускали — это просто взять и отдельным рассказом оформить можно.

Итог: очень даже пригодная для чтения книга

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх