FantLab ru

Дмитрий Глуховский «Сумерки»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.49
Голосов:
1566
Моя оценка:
-

подробнее

Сумерки

Другие названия: Сумерки 2012

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Однажды в руки к переводчику попадает старинная рукопись, на испанском языке. Предстоит интересная работа, ведь до этого приходилось переводить контракты и инструкции. Здесь же судя по всему дневник испанского конкискадора, одного из исследователей полуострова Юкаты. Открываем первую страницу и видим Capitulo ll. Погружаемся в захватывающее приключение, и понимаем, что события пятивековой давности, перекликаются с нашими днями.

Примечание:

Номинации на премии: Европейская литературная премия Utopiales (Франция) — «Лучший роман».


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 276

Активный словарный запас: очень высокий (3264 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 120 знаков — на редкость выше среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 7% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Европейская премия «Утопиалии» / Европейская премия «Страна Луары» / Prix Utopiales européen / Prix Européen Utopiales des Pays de la Loire, 2014 // Лучший роман (Россия)

Номинации на премии:


номинант
Созвездие Аю-Даг, 2008 // Премия "Золотая цепь"

номинант
Серебряная стрела, 2013 // Апокалипсис века

Похожие произведения:

 

 


Сумерки
2007 г.
Сумерки
2008 г.
Сумерки
2009 г.
Сумерки 2012
2010 г.
Сумерки
2011 г.
Сумерки
2015 г.
Сумерки
2016 г.

Аудиокниги:

Сумерки
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Sumerki - Dämmerung
2010 г.
(немецкий)
Sumrak
2011 г.
(сербский)
Czas zmierzchu
2011 г.
(польский)
Szürkület
2012 г.
(венгерский)
Здрач
2012 г.
(болгарский)
Sumerki: Crepúsculo
2013 г.
(испанский)
Soumrak
2013 г.
(чешский)
La profezia del crepuscolo
2013 г.
(итальянский)
Sumerki
2014 г.
(французский)
Czas zmierzchu
2017 г.
(польский)
Здрач
2017 г.
(болгарский)
Sumerki
2018 г.
(французский)
Sumerki
2018 г.
(немецкий)
Sumerki: Alacakaranlık
2018 г.
(турецкий)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало заинтриговало и затянуло. После трети книги начали появляться мысли, чтобы бросить чтение. В конце второй трети претензии к книге накопились и я остановил чтение.

<b>Дальше спойлеры</b>

<b>Что понравилось?</b>

Испанский манускрипт. Он живо представлялся, был интересен. Каждая глава манускрипта заканчивалась так, что хотелось поскорее, как и главному персонажу, прочитать следующую.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мистическая, порой пугающая атмосфера, когда персонажа атаковали демоны и призраки манускрипта. Несколько раз становилось действительно жутко — это здорово! Человек-ягуар прям вселял страх.

Встречались красивые обороты:

<i>«Когда квартира погружалась в темноту, я зажигал всего две лампы — на рабочем столе и в кухне, и всю ночь жил, бродя меж двух этих огней»</i>.

Ну и пару интересных заметок для себя сделал.

<b>Что не понравилось?</b>

Главный персонаж. Книга написана от первого лица, поэтому главный персонаж сильно влияет на восприятие книги в целом. Сбивчивый ход его мысли, сумбурное, нелогичное поведение накапливались, пока не достигли предела.

То я, вместе с ним, не могу оторваться от испанского манускрипта, то уже смотрю на серую Москву, то слушаю его не относящиеся к главным событиям рассуждения о ветеранах. И эти прыжки туда-сюда какие-то не последовательные, грубые, не вытекающие плавно из друг-друга.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда персонаж понял с чем имеет дело, когда многочисленные землетресения и наводнения уносили жизни сотней тысяч людей и дошли даже до Москвы, оглашая скорый конец света, когда сам не раз чуть не погиб, а его соседку по площадке буквально разорвал демон, как думаете, что он сделал?

...Барабанная дробь...

Он пошел, как ни в чем не бывало, готовиться к Новому году, ожидая, что это все как-то без него разрешится, и полагая, что он может вернуться к обычной жизни. И дальше мы читаем как он ковыряется вилкой в оливье, рассуждая о чем-то второстепенном. .. What? Можно было бы это скинуть на то, что, возможно, персонаж сошел с ума, но мне это всё-равно показалось слишком абсурдным на фоне его поведения в книге в целом.

Также, по тексту создавалось впечатление, что главный персонаж переводил целые главы испанского манускрипта 15 века за пару дней, учитывая, что испанский последний раз видел в университете 10 лет назад. Я, конечно, не переводчик, но это точно история из реального мира?

Порой, на мой взгляд, встречались сложные предложения, которые приходилось перечитывать несколько раз, чтобы понять.

Пример:

<i>«Чай наконец заварился; процедив его сквозь ситечко в мою любимую кружку, сделанную в виде кувшина с узким горлышком(так медленне остывает), я поспешно вернулся в комнату, где под палящим светом настольной лампы покачивался в скрипучем кожаном седле так пока и не представившийся мне благородный сеньер, с достоинством дожидаясь, пока я закончу свои дела и снова присоединюсь к нему, чтобы дослушать рассказ.» </i> — и это в начале книги, когда ты только погружаешься в неизвестную тебе историю.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначная книга. Местами вызывает ассоциации с «За миллиард лет до конца света...», где-то похожа на «Спектр». Но в общем и целом мои впечатления положительные.

Автор полностью раскрыл тему, хотя, лично для меня, эта тема открылась в последних главах. Талантливо и хитро автор рассказывал об одном и в развязке переключился совершенно на иное.

Не понравились философские отступления в самые интересные моменты развития сюжета, к примеру у Лукьяненко в «Спектре» они находятся в начале главы. В «Сумерках» они (философские рассуждения) прерывают динамику и интересные сцены. (не все и не всегда, но всё-таки).

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, особой ценностью обладают книги, написанные до того, как их создатели стали популярными. На таких произведениях, не всегда, конечно, но часто, стоит знак «послания», когда автор действительно что-то хочет сказать читателю не ради гонорара и обязательств перед издательством. Что-то очень важное, продуманное и выстраданное им на протяжении нескольких лет.

В творчестве Дмитрия Глуховского такими книгами являются романы «Метро 2033» и «Сумерки». Первый писался шесть лет, второй – три года.

***

Как утверждает Дмитрий в послесловии к «Сумеркам», книга родились из образа покинутого, одинокого старика, доживающего своей век в каморке, стены которой обклеены сотней фотографий, запечатлевших все моменты его жизни.

Да, это роман о майя (хотя первоначально писался о вавилонянах) и о конце света. Но не в том расхожем виде, каким нас пугают предприимчивые астрологи и футурологи. Это конец света в сознании конкретно взятого человека. Мира, заканчивающегося с его смертью.

Прообразом старика стал Юрий Валентинович Кнорозов – выдающийся ученый, расшифровавший письменность майя. И одна часть романа связана с его предсмертным бредом, где Мавзолей превращается в пирамиду жертвоприношений, а его дочь становится первой красавицей России.

Вторая часть – рукопись, которую анонимный заказчик передал в бюро переводов. Она повествует о походе в середине шестнадцатого века небольшого испанского отряда в лесистые долины Юкатана с целью собрать и привести в столицу все манускрипты и книги из двух расположенных в этой местности храмов.

Главы современной нам «псевдореальности» перемежаются главами дневника.

***

Для того, чтобы проникнуться духом и воспроизвести языковые обороты, Глуховскому пришлось в оригинале прочитать «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланды — основной источник сегодняшних знаний об индейцах майя. И в романе, действительно, чувствуется хорошая подготовка автора. Умение выстроить сюжет, держа читателя в неведении и напряжении до последних страниц книги.

Вряд ли имеет смысл что-то добавлять к выше сказанному. Ни описание героев, ни сюжета не даст адекватного представления о «Сумерках». Их просто надо читать.

***

И еще рекомендую посмотреть сразу после прочтения фильм Мэла Гибсона «Апокалипто» («Апокалипсис»), чтобы визуализировать некоторые сцены романа, относящиеся к шестнадцатому веку.

Оценка: 8
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравилось,книжица получилсь крайне занимательная,не отпускающая от себя до самого конца.Язык хорош,герои с характерами,всякие исторические экскурсы не лишены интереса,что еще надо для хорошей книги?

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лично для меня в книге не хватило динамики, остроты, хотелось большей приключенческой составляющей. Но это совсем не значит, что мне не понравилось. Книга вышла почти что нуарной, немного тягучей и неторопливой. Но этот темп и атмосфера с лихвой окупятся в конце. Автор вывел сюжет в совершенно неожиданное русло — в заурядной жизни главного героя постепенно начинает твориться что-то макабрическое и невероятное, а финал просто обескураживает. Кто-то говорит, что финал плохой, высосан из пальца и написан для того, чтобы что-то написать, но я считаю, что вся книга и писалась для этого финала. Да, тут наблюдается некий диссонанс между основным действием, которое развивалось по-своему, и концовкой, которая вывела нас неожиданно в другое место. Но в этом-то и кайф! Весьма нетривиально. Многие писатели обращаются к теме смерти и разным концепциям мироустройства, и эта абсолютно имеет право на жизнь, все-таки никто не знает, что мы есть на самом деле, а лучше и не знать, наверное. И в большей степени тут важна не сама эта концепция, а посыл, который дает автор читателю. И это — самое ценное, что я нашел в “Сумерках”. В книге поставлены вопросы и на них даны ответы. Но более того, автор смог оставить и пищу на размышление. Понравилось, что помимо основного сюжета, автор устами главного героя обращается к читателю, размышляя на острые социальные, современные темы. С ним можно соглашаться, можно нет, но делает он это очень аккуратно и ненавязчиво.

Из несомненных плюсов — в книге отсутствует какая-либо пошлость, что, согласитесь, довольно редко в наше время. Тут вы не найдете никаких скабрезностей и цинизма. В книге есть несколько смертей, но подано все лаконично, без лишней кровищи и кишков. И между тем, имеются по-настоящему мистические, мрачные моменты, которые крепко держат в напряжении и заставят ваше сердечко замереть на пару мгновений.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

можно ли писать о том чего не понимаешь, можно, местами даже будет хороший стиль, хорошая картинка, но чем дальше тем больше ощущение, что автор переливает из пустого в порожнее, занимается демагогией набирая объем

но что интересно, уже понимаешь, что ждать нечего, но все равно ждешь когда же это закончится

книга оставила сильное впечатление, впечатление что меня обманули в моих ожиданиях...

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень неравномерное произведение.

Состоящее из двух частей — повествования в настоящем времени и дневника пятисотлетней давности, — оно захватывает в начале, когда ждёшь, как же сведутся эти две линии, явно имеющие нечто общее, в одну. Плавно развивающаяся интрига постепенно набирает обороты: там и тайны угаснувшей цивилизации майя, и истории с расшифровкой их алфавита, и полная мрачных подробностей история Конкисты, и неоднозначный портрет де Ланда.

А потом наступает финал, и это, пожалуй, самое худшее, что с книгой могло случиться.

Отчего-то возникло ощущение, что автор просто не знал, что ему писать дальше, поэтому написал хоть что-нибудь.

Конец совершенно не вяжется с общим фоном повествования, с происходящим, а более всего — с ожиданиями, которые накладывает такой отличный старт.

Это настолько существенный минус романа, что и отличный язык, и динамика сюжета, и прописанные персонажи, и исторические подробности несколько потеряли свою привлекательность. У меня книга — именно из-за концовки — оставила ощущение недоумения и некоторого разочарования.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга на меня произвела сильное впечатление!

Она очень, как говорят, «атмосферная«! Это именно то слово, которое, на мой взгляд, наилучшим образом её характеризует, если пытаться оценивать кратко и ёмко.

Кроме того, книга богата в жанровом смысле. Здесь умело (подчёркиваю это слово) автором умещены мистическая фантастика, ужастик, триллер, элементы детективности и вкрапления исторических (или псевдо-исторических) отсылок.

Как вам такой набор?

Книга держит вас на привязи и не отпускает от начала и до конца. То заставляет перебирать и придумывать версии и объяснения происходящему, то нагоняет жути и заставляет волосы шевелиться на затылке, как это происходит временами у главного героя, то удивляет неожиданностью сюжетного поворота.

Я сторонник мысли о том, что финал книги гениален. И именно таким образом логично объяснить всё в ней происходящее.

Само собой, он неожиданный, непредсказуемый и удивительный.

Правда, я уже дважды встречал нечто подобное в других произведениях:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
книга «Москау» Зотова и фильм «Исходный код» с блистательным Джилленхолом в главной роли.

Но это ничего не меняет в моём исключительно положительном восприятии «Сумерек».

Безусловно, я высоко ценю эту книгу и всем рекомендую её прочитать.

Она не оставит равнодушным.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал книгу два раза. При прочтении в первый раз очень понравилось начало и середина книги, а концовка разочаровала. Когда второй раз читал концовка уже не так портила впечатление, но при такой завязке и развития сюжета ждет чего-то крутого в конце, а не то что дал нам автор. Глуховского читаю давно и по сравнению с циклом «Метро», книга «Сумерки» читается очень хорошо. Смущает только название. Когда говоришь что прочитал книгу «Сумерки», многие думают про книгу Майер, этот мусор про вампиров и оборотней.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга хороша, атмосферна, но для меня слишком медитативна. Сюжет разворачивается неспешно, и по сути все начинает происходить во второй половине книги. Для любителей атмосферы надвигающегося НЕХ и прочего — читать не раздумывая, но если вы любите читать книги, где сюжет развивается динамично — наверно не рекомендую.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга намного сильнее Метро. Загадочные письмена , ощущение причастности к сокровенным тайнам истории, гнетущее присутствие опасности и страх неизбежности — всё это создает осязаемую плотную атмосферу, похожую на липкий туман сновидений, который мучительно и бесповоротно затягивает тебя в свои объятия. И ты тонешь, тонешь...

Эта книга — несомненный успех автора, значительный шаг вперед.

Наряду с этим, с удивлением обнаружил явные ошибки, которые, скорее, лежат на совести редактора. В самом начале окна квартиры ГГ выходят в разные стороны, а позже — на одну. Далее. Истребитель Ла-5 имел экипаж из одного человека — пилота. Как мог Кнорозов быть бортинженером, членом экипажа истребителя Ла-5 и в этом качестве иметь боевые вылеты? Может быть он был аэродромным техником? Есть и другие нестыковки. Обидно, потому что эти огрехи заметны и несколько снижают общий высокий уровень романа.

В целом, оценка высокая.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ничего не скажу про эту книгу. Её нужно читать самому. Проникнуться атмосферой и основной идеей. Жаль, что многие не приняли этот роман. На мой скромный взгляд — лучшая работа Дмитрия Алексеевича. У меня всё:)

Концовка — гениальная. Она не скомкана. Она не слита. Она логичная. Такая, какой и должна быть.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это второй роман Глуховского прочитанный мной. Первый был «Метро 2033». И если от первого романа остались только восторженные воспоминания, то от «Сумерек» впечатление двоякое.

Глуховский использует приём «роман в романе», чередуя главы старинного испанского манускрипта Луиса Каса-дель-Лагарто с комментариями главного героя Дмитрия.

Так вот та часть где идет перевод записей очень впечатлила. Начинается все вроде бы обычно, буднично, просто, но постепенно сюжет раскручивается и затягивает как снежный ком, да и мистики вроде бы как таковой нет, только к концу этой части проявляется что-то эдакое и необычное. Напряжение и ожидание пропитывают каждую страницу.

История написана так увлекательно, особенно моменты жертвоприношений что самому захотелось найти литературу про майя и изучить её более досконально.

И если в таком же духе была бы и концовка, то, наверное, это был бы один из самых значимых романов, прочитанных мною за последнее время…

Но где-то в последней трети роман начинает пробуксовывать.

Какие-то несуществующие конторы, улицы, люди на ниточках, лифт к Богу и тд и тп…

Уж больно вычурно все как-то…и не органично смотрелось в контексте всего романа.

Да и несколько мест вызвали в романе неприятные ощущения.

Там, где идут рассуждения про церковь и религию. Затронут водочный и табачный скандал начала 1990 годов. Автор упрекает церковь в торговле водкой и табаком. (Возможно в романе изложено мнение ГГ Дмитрия, и оно не совпадает с истинным мнением Глуховского).

Но изучив данный вопрос в интернете можно сделать вывод, что никакой торговлей водкой и табаком Церковь на самом деле, конечно, не занималась. Другое дело, что действительно были льготы, которые реализовали посреднические фирмы. Что поделаешь, в 90-е годы была принята такая форма оказания материальной помощи, поскольку государство не располагало реальными деньгами.

Второе это момент, где автор пишет, про то что Содом был сожжен адским огнем (адским – подразумеваем дьявольским). Это тоже не верно. Содом был сожжен Божественным дождем из серы и огня…

В этом свете хотелось бы посоветовать автору лучше изучать исторические материалы…

Но в целом если не считать концовки и прочих досадных мелочей роман получился неплохим и заслуживающим внимания.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Богатая книжка! Богатая на жанры — и фантастика, и предапокалиптика, и не без мистики и древних верований, и отчасти элементы хоррора и триллера, и толика детектива рядышком стояла, и не без философствований — и всё это изложено фирменным глуховским языком, одновременно простым и, вместе с тем, не лишённым изящества. Вроде бы всё просто и понятно, а и непростые смыслы выбулькивают на поверхность приключенческо-фантастического варева. И что ещё радует — некоторое количество иронии и тонкого юмора — ну вот взять хоть фамилии-имени главного МЧСовца и каких-то других, вполне понятно на кого намекаемых персон из реала и политического отечественного бомонда. Причём, всё это без издёвки и пошлости, но и без всяких ненужных реверансов и вышаркиваний ножками. И потому читается легко, читается быстро, читается охотно и даже, я бы сказал, с нетерпением погони за финалом, причём за финалом по обеим линиям — майя и экспедиция испанцев за их «сокровищами» и линии главного героя-переводчика.

Есть, конечно, в конце некое провисание, немного жаль незаконченности всяких там монструозно-ягуарных линий и прочих устрашилок, но вообще вполне пригодная книга.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не могу назвать этот роман чем-то особенным. На мой взгляд, успех этого произведения напрямую зависит от личности самого автора, которому доверяет огромное количество читателей. Еще одним из факторов успеха, является грамотная пиар-кампания, которая совпала с датой 12.12.2012. Все прекрасно помнят, какую панику создавали средства массовой информации, экстрасенсы, провидцы и прочая «нечисть». Не случайно первым названием этой книги, как раз и было — «Сумерки 2012».

История цивилизации майя переполнена тайнами и загадками. Есть масса вопросов по религии, астрономии, математике, истории, на которые до сих пор нет однозначных ответов. А известное пророчество о конце света? Я думаю, что найдется не так много людей, которые бы не слышали об этом и смогли не поддаться массовому помешательству.

Глуховский выбрал благодатную почву для основы своего романа. Удалось ли ему дать хоть какие-то ответы на тайны майя? На мой взгляд, нет. Сама история производит неплохое впечатление, но никакого практического применения у нее нет. Понятно, что даже гипотетически не стоит рассматривать забытые предания майя, как некие документальные свидетельства их знаний. Большая часть книг, свитков, рукописей была уничтожена и то, что осталось, это всего лишь жалкие крохи от научного наследия.

Честно говоря, я даже и не знаю, как правильно оценить это произведение. Сказать, что сильно интересно или интригующе, но нет. В то же время, есть какая-то притягательность в тексте и хочется узнать, как автор сможет завершить историю. Скорее всего, это просто не для меня книга и вполне возможно, что множество поклонников этого произведения, совсем не случайны.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх