fantlab ru

Джон Райт «Золотой век»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.09
Оценок:
175
Моя оценка:
-

подробнее

Золотой век

The Golden Age: A Romance of the Far Future

Роман, год; роман-эпопея «Золотой век»

Аннотация:

Далекое будущее. Человечество достигло невиданных высот развития: люди теперь практически бессмертны и всемогущи, могут создавать новые солнца и полностью перестраивать тела и разумы, проводят жизнь в развлечениях и философствовании, войны и преступления давно забыты — золотой век, одним словом. Практически все теперь решают разумные компьютеры Софотеки, способные мыслить во много раз быстрее человека. Но вот однажды один из богатейших людей Золотой Ойкумены, Фаэтон из рода Радамант, подвергается нападению и узнает, что часть его памяти стерта, а сам он вовсе не богат и живет за счет своего «отца» Гелия (родственные отношения между ними довольно сложные, но все же он думает о Гелии как об отце). Попытки вернуть утраченную память приводят Фаэтона к конфликту со всей властной структурой Ойкумены и изгнанию, так как он стремится дать человечеству новый импульс развития, вывести его за пределы Солнечной системы, власть же желает лишь сохранить и закрепить нынешнее «счастливое» положение.

© Nog
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Название этого романа поистине символично, ибо его автор заявил о себе как о продолжателе лучших традиций Золотого века НФ и прежде всего таких признанных корифеев жанра, как Альфред Ван Вогт и Роджер Желязны.

Вселенная будущего, созданная фантазией Джона Райта, это совершенно особый мир, некая матрица, где обитают не только люди, но и иные формы жизни, обладающие искусственным разумом.

Благодаря неожиданным идеям автора и их великолепному, поистине поэтическому воплощению в необыкновенно динамичном и насыщенном событиями сюжете «Золотой век» стал сенсацией в мире любителей НФ и был назван критиками «первой космооперой XXI века».


Входит в:

— роман-эпопею «Золотой век»


Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2003 // Лучший НФ-роман

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2009 // Зал славы

Похожие произведения:

 

 


Золотой век
2006 г.

Самиздат и фэнзины:

Золотой век
2018 г.

Аудиокниги:

Золотой век
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Golden Age Trilogy
2004 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я человек простой, поэтому выражусь тоже просто.

Трилогия эта — я прочёл её уже целиком и говорю сейчас о ней в целом, а комментарий я оставляю в секции примечаний к первому роману лишь потому, что именно здесь скопились почти все комментарии других рецензентов? — довольно красива. Прямо-таки гимн трансгуманизму и человеческому могуществу.

Люди грядущего — будем уж употреблять слово «люди» в широком смысле — властны над своим мышлением, физической формой, рефлексами, восприятием. Они могут создавать тысячи виртуальных миров и переписывать свои воспоминания, они могут открывать друг другу телепатически свои мысли, могут при желании раздваиваться и расчетверяться, могут жить тысячелетиями и обмениваться при желании личностями, могут едва ли не всё, о чём мы лишь мечтаем.

При этом подчёркивается, что подобное могущество опасно, что цивилизация эта не погибла во многом случайно. Но она благополучно прошла мимо трудных моментов — и там сформировались со временем определённые защитные механизмы. Сильную сдерживающую роль играют софотеки, сверхразумные машины, которые, хотя и оставили человечеству свободу воли, но всё же вмешиваются порой, если что.

Как выясняется ещё во второй книге и поясняется детальней в третьей, позиция софотеков не случайна — оказывается, в сеттинге Райта мораль неким образом выводима из логики и достаточно разумный искусственный интеллект просто не может не принять «золотое правило» этики. Таким образом автор пытается покуситься здесь на небезызвестную «гильотину Юма», идею относительности всех ценностей, споря с ней. Это, конечно, вопрос дискуссионный, но это тоже делает серию очень интересной.

Всё это замечательно и от этого захватывает дух. Но, как я уже сказал, я человек простой, поэтому буду говорить просто.

Я не совсем принял проповедь фатализма и обречённости в третьей книге. Понимаете, вдохновенная агитация в пользу трансгуманизма неожиданно сменяется там унылыми кислыми пассажами в духе старых рассказов Эдмонда Гамильтона: дескать, «главное — не бессмертие, а участие, человечество неизбежно погибнет, но надо радоваться тому, что оно какое-то время просуществовало, радуйся и благословляй бытие хотя бы за это и не пытайся достичь ничего большего!».

Главные персонажи отвергают потенциальное средство продления жизни человеческих разумов — и вообще разумов в любой форме — на бесконечное время. Причины не разъясняются. Средство это было разработано Молчаливой Ойкуменой, то есть главными злодеями сериала, но само по себе оно вроде бы вовсе не аморально. Однако высокомудрые софотеки и коллективные разумы описываемого грядущего почему-то сочли его «греховным».

Почему, интересно? Это как-то нарушает их математическую «мораль»? Или их смущает мнимый «иррационализм» способа? В третьей книге используется много пассажей на тему «рационализма» и «иррационализма»: технология бессмертия основана на применении особой математики и физики, якобы действующей за горизонтом чёрных дыр и якобы иррациональной («надрациональной», если выражаться языком романа). Может быть, высокомудрых математически мыслящих софотеков смутило именно это? Но это идиотская игра слов. Если метод физически работает, то он рационален, как бы его ни называли.

Если учесть, что сама трилогия описывает почти бессмертных существ, и так раздвинувших границы срока своей жизни в тысячи раз против обычного, но почему-то отказывающихся делать ещё один шаг, — смотрится это как-то сомнительно и лицемерно.

Не то чтобы я считал, что жизнь обязательно следует во что бы то ни стало любой ценой продлевать. Но идея, что её следует в случае отсутствия Высокого Смысла немедленно прекращать — как, кстати, поступают многие софотеки описываемого мира, что явно является одним из ненавязчиво преподносимых циклом месседжей, — тоже кажется мне сомнительной. Это, по сути, декларация энтропии, идея, что смерть имеет приоритет перед жизнью, и что если у тебя нет «особого смысла» жить, то ты якобы обязан немедленно умереть. Возведение лени или энергоэкономии в первопринцип.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор обращается к теме «цифрового бессмертия», которая так актуальна в эпоху увлечения человечества гаджетами. Нейронные сети предвещают нам скорое появление искусственного разума. Эксперименты Маска «намекают» на возможность оцифровка мозга. Роман очень актуален в этих условиях и отлично работает «окном в будущее», как когда-то «Нейромант» Гибсона.

Очень неплохое начало трилогии с интригующей концовкой. Конечно слегка затянут и нетороплив роман вначале, но со временем «клубок разворачивается» и события ускоряются. Надеюсь что продолжение истории Фаэтона оправдает надежды.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В первом томе так и не изданной до конца в РФ эпопеи Райта «Золотой Век» действие происходит в запредельно далеком «стэплдонианском» будущем Земли: через миллионы лет человечество заселило солнечную систему, разделилось на множество наций, видов и сущностей (от разумного океана до компьютерным программ), но при этом сохранило в почти неизменном виде логику, право и финансы. Власть имущие олигархи, нищеброды (на Плутоне), биржевые сделки и суды на основе римского права — все это хитрое человечество пронесло сквозь века! А иначе как устоять цивилизации, если нет денег и справедливого суда? С одним умом на базар не ходят, господа, и через миллион лет!

Но не служит ли этот мир ширмой для таинственных закулисных интриг? И каков их масштаб?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

В последующих томах романа обнаруживается, что глобальный заговор разумных программ вращается вокруг теоремы математика Гёделя о неполноте, которая увязывается с вопросами существования Вселенной.

Все это придется узнать «княжескому сынку», обнаружившему, что его память стерта и начавшего расследование в стиле детектива из нуар-кинематогрофа 40-х.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в первом томе он обнаруживает циклопический звездолет для колонизации соседних звезд, построенный им из-за того, что его самого создали как продукт виртуальной реальности при моделировании устойчивости общества. Бунт против властей оборачивается локальным поражением в правах

Очень жаль, что проект по изданию серии закрыт в РФ на вечные времена в связи с низкими продажами первого тома. А жаль! Райт — достойный ученик Олафа Стэплдона и Кордвайнера Смита., один из самых необычных авторов 21 века

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор смог придумать весьма колоритный мир далекого будущего, где можно изменять, копировать и модифицировать разум кучей различных способов, а виртуальность и искусственные интеллекты стали обыденной частью жизни, поэтому люди здесь делятся на множество модифицированных форм разума и принадлежат к различным философским школам со своими взглядами на подобную свободу изменения разума. Поэтому в начале легко потеряться в терминах, взаимоотношениях, социальных структурах, интригах и технологиях описываемого мира. Но даже в отрыве от этого, книга являет собой образчик хорошей НФ.

Это первая часть трилогии, но сюжет пока интригует и это не учитывая местные заморочки с изменением памяти и разума, что весьма разнообразит повествование и служит плацдармом для всевозможных сюжетных поворотов. Плюс куча отсылочек на античную мифологию и хороший язык. Лишь жаль, что переведен только первый роман, остальные похоже таки придется превозмогать на английском.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга интересная. Фантазия у автора, безусловно присутствует. Есть стиль.

Из недостатков, могу подтвердить — некоторые неоправданные длинноты. Действительно, сначала очень трудно вчитаться.

А главный недостаток, с моей стороны — значительная степень несоразмерности. Знаете, как в американских триллерах-ужастиках — то гигантская змея в бункере выдерживает мощный взрыв, а то героиня бьет ее по морде резиновым утенком — и рептилия отдергивает голову (Фильм «Питон»).

Так и здесь. Супер-мега-гига-тера-пета- уже почти экса-зетта-йотта и т.д. на каждом углу. Мне, как химику, особенно интересны металлы с атомным номером 900.

И при всем этом — какие-то детские игры, школьные интриги, какие-то уродцы тряпошные, не имеющие никакой логики существования, а придуманные явно просто ради красного словца — типа вот, какие бывают разные извращения в нашем мире Великой толерантности. В общем, мир не особо цельный.

Но — все равно очень неплохо. Продолжение я бы почитал.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трудно оценивать «Золотой Век» как самостоятельное произведение поскольку это составная часть эпопеи (судя по всему грандиозной) и вне её собственной жизнью к сожалению не живёт. Пролог в отрыве от книги тоже может быть гениальным, но всё равно останется всего лишь прологом. И тем не менее, великолепно. В райтовской версии будущего на смену объективной реальности жизни пришла реальность жизни виртуальной, которая может проходит одновременно на многих уровнях. Тут и поверхностная, и средняя, и глубинная виртуальность. А также немеренное количество двойников (парциалов), проекций и эманаций. Недолговечность телесной оболочки давно преодолена, можно запросто переселять свой разум и воспоминания в любой выращенный на заказ живой (либо виртуальный) манекен. Герои носят звучные имена греческо-римских богов и абсолютно тождественны им. В будущем, ставшем техномифом, возможно и не такое.

И — да, можно отчасти поверить аннотации и провести некоторые параллели с тем же Желязны, правда не прямые, а больше косвенные. Желязны в отличие от Райта никогда не уделял столько внимания технологическим мелочам, поскольку мыслил куда более раскованно и иронично. И тем не менее.

По здравому размышлению книга конечно заслуживает 10, но я не могу её оценить настолько высоко, потому что, это, повторюсь, только лишь пролог грядущей эпопеи. Поэтому только 9.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно бесподобный роман, ставший для меня полным откровением. Тонкий, умный, глубоко психологический, он надолго запал мне в душу. Шикарная фантазия Джона Райта сверкает в «Золотом веке» ярко, блистательно – она ослепляет на мгновение, но вот ты немного поморгал, очухался и снова спрашиваешь себя: «фуух-ты, что это было?», а потом отвечаешь себе: «Что бы это ни было, это было чудесно!».

Да-да, это было чудесное явление полёта мысли, фантазии, науки Райта, а в полёте этом он показал множество человеческих страстей, чувств, эмоций, настроений, идей, мечтаний – всей человеческой сущности, но за полным отсутствием мелких, низменных, незначительных, мимолётных проявлений. Всё и все в этой истории напрочь лишены этого; их цели, идеи, деяния, мечты писаны должны быть с заглавных букв. Цели, Идеи, Деяния, Мечты – вот так нужно отражать всё то, что описано в «Золотом веке».

Весьма далёкое будущее, когда человек, нет, не так – Человек, — словно Бог всемогущ, его воле и знаниям подчинены не только планеты, но само Солнце: оно уже не суть есть основы всей жизни на Земле и в системе, о, нет! — теперь уже «жизнь» Солнца подчинена Человеку, и только от него зависит, как долго оно будет дарить свет. Человек приручил саму матушку Природу, планеты и даже мелкую космическую пыль. Реальность такова, что по всему выходило, что для человечества настал Золотой Век. Невероятно, но написано прекрасно.

Только вот вся жизнь, всё существование человечества заключено в (относительно) замкнутом пространстве, ограниченного пределами Солнечной системы, но человек не был бы человеком, если бы не стремился к большему.

Таков главный герой эпопеи – Фаэтон. Аристократ высокородного происхождения, он до поры до времени «сидел, не высовывался», оставаясь лишь тенью своего отца (или не отца, но создателя) Гелия, Покорителя Солнца. Его великая Цель, его светлая Мечта в конце концов пошла вразрез с «официальным курсом» Золотой Ойкумены, что и стало основной стратегической линией повествования. Его заставили отказаться от Мечты и Цели, компромиссами, торгом и шантажом, ему стёрли 150 лет воспоминаний, полторы сотни лет жизни, его убедили ложью (недосказанной правдой), что он желал вернуть насилие и преступление в мир Золотой Ойкумены, но что-то зудело внутри него, что-то подсказывало ему, что создан он не для жизни в неволе, в клетке – пусть и Золотой. Жизнь Фаэтона превратилась в лабиринт, полный ложных и истинных воспоминаний. Когда-то он знал ответы на все вопросы, теперь же он забыл их существенную часть. И начался поиск этих утерянных воспоминаний, и отсюда ведёт свой рассказ Джон Райт.

С первых строк я окунулся в совершенно незнакомый мне доселе мир – невероятное смешение реальности и виртуального мира, сознаний, ощущений, эмоций вначале запутало, смутило и немного испугало, даже подумалось мне, смогу ли я продраться сквозь эти лабиринты. Куча философских терминов, научных понятий (самыми безобидными из которых были что-то вроде сингулярности, да трансцендентальности), неизвестных знаний поначалу не добавляла позитива процессу чтения. Выяснилось, что после 40-50 первых страниц ничего страшного и непонятного уже читателя не ожидает, тем более что Райт постепенно в изумительной манере объясняет всю устроенность своей вселенной. Поэтому, Совет номер 1: ни в коем случае не бросайте эту книгу в начале! – потом пожалеете.

События в романе развиваются очень планомерно, я бы даже сказал изысканно планомерно. Каждая глава на своём месте, каждый абзац отточен, каждое слово цепляет другое. Встреча со стариком как прелюдия, загадочный нептунец, Аткинс, и всё дальнейшее повествование чёткими, хоть и неторопливыми шагами ведёт нас к кульминации этой части эпопеи – к моменту, когда Фаэтон откроет «шкатулку» с воспоминаниями, когда он сорвёт замки с этого Ящика Пандоры, в котором заключена если не погибель Золотого века, но огромные беды для него.

И если до этого момента я читал, грубо говоря «фантастический кибер-детектив», то, начиная отсюда – психологическую драму в фантастическом антураже.

Проблема Поиска самого себя, понимание понятия «Свобода», следование своей Мечте – вот, пожалуй, самые значимые идеи романа. Как долго Человек будет наслаждаться этим раем, как долго он сможет жить в этом «мире лишенных свободы, анархии человеческих страстей и человеческого безумия»? Да и рай ли это? И Фаэтон спрашивает себя об этом и отвечает: «…когда-то я называл это раем! Это место прекрасно, но это – ад!». Рай или ад – фальшивый и позолоченный, или реальный и золотой? Решайте сами. Свободен ли человек в таком мире, в котором всё спланировано компьютерными мозгами софотеков, всё рассчитано, просчитано и упорядочено. Шаг влево, шаг вправо – не расстрел, но считается глупостью. Да и глупости не совершаются, в общем-то, ведь компьютерные супермозги Поместий и Школ ведут человечество по безопасным и предсказуемым дорогам. Предусмотрительность софотеков встала на стражу, охраняя покой и всё течение жизни огромной цивилизации; охраняя от одного-единственного индивида, и в данном конкретном случае – от Фаэтона.

Фаэтон же решил отказаться от этой мнимой свободы, и понял своё предназначение по-своему. У него появилась Цель – освободить человечество, освободить его для великих свершений, для невиданных, славных деяний. Для полётов в космос, для поисков новых миров. И тогда родилась Мечта – космический Корабль, «Феникс Побеждающий», его прекрасное, могучее детище. Он бросил все силы и средства на свою Мечту; он потерял отца; он потерял жену – и всё это только лишь ради осуществления своей Мечты – Космоса… Мечту отняли, корабль убили, память стёрли, его самого отправили в пожизненное изгнание… Что то там впереди?.. Борьба.

Вообще, Джон Райт показал себя весьма умным, начитанным, информированным писателем. Множество философских и компьютерных изысков очень органично дополняют весь пейзаж увлекательного повествования. Нет, не дополняют даже, но являются неотъемлемой его частью. Чем для меня ценны книги? – я ценю ум, его красоту, его наполненность, его множественность знаний. И если хоть из одной книги из пяти я найду что-то, чего я не знал до этого, если положу в свой мозг новые знания, то эта книга станет для меня втройне ценнее. Благодаря «Золотому веку» я пополнил свой багаж огромным числом новых знаний (да хотя бы о таком понятии как «четыре стадии скорби»), и это весьма по мне.

И, напоследок, немного дёгтя. У меня практически нет никаких претензий к самому роману «Золотой век» Джона Райта, но у меня есть довольно внушительные рекламации к единственному русскому изданию от «Эксмо»:

1. Обложка никоим образом не отражает никакой сути романа. Нарисованная дамочка в скафандре с надписью «Serrano» — что это?? Для чего? Откуда? Во всем романе есть лишь одна женщина – Дафна, жена Фаэтона, но и она никакого отношения к изображению не имеет.

2. Вопиющая ошибка, иначе и не назову – в колонтитулах автор указан как «Джон К. Райт». Ну что, было лень узнать, что второе имя писателя Чарльз, и поставить «Ч.» вместо «К.»? Неуважительно, нелепо.

3. Много вопросов вызывает издательская аннотация, в которой роман назван «первой космооперой XXI века». Я так и не понял, с чего это взято, даже сам Райт посмеялся на этот счёт. Именно в этом романе ни единожды даже пчела не пролетела, не говоря уж о космолёте, открытии новых планет, и прочих атрибутов действительно космической оперы. Да, наверняка в последующих частях «Феникс Побеждающий» взлетит и направиться к неизведанным мирам, но пока что это никакая не космоопера, а по стилистике и вовсе вещица вполне киберпанковая. Также в аннотации указан необыкновенный динамизм и поэтическое воплощение. Динамизма событий по большому счёту нет – есть динамизм представленных чувств, эмоций, ощущений. Поэтического тоже не так и много, разве что глава о тех событиях, когда Фаэтон прибыл на Венеру к гробу своей Дафны, да разговоры с Гелием и его, Гелия, воспоминания.

В остальном же, почти согласен. Но главное в том, что книга преотличная, и я с удовольствием полакомился бы продолжениями на русском языке! Очень надеюсь на это.

P.S.: А ещё мне очень захотелось снять по этому роману кино, но я не режиссёр, к сожалению. Ах, какие картинки можно было показать зрителю!..

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная вещь. По сути своей это огромное такое вступление. Через него трудно пробраться, но мир затягивает и дальше читаешь его с большим интересом. Жаль, что не перевели продолжение... Ну, что же, будем ждать!

Если судить по продуманности мира и, конечно же:smile:, моим субъективным ощущениям, это одна из лучших книг в жанре НФ, что я читал.:super:

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот только сегодня закончил читать эту книгу. Из твердой НФ это лучшее, прочитанное мной со времен Винджа, а Винджа я прочел уже довольно давно :smile: С основными отзывами согласен. Действительно веха, действительно закладывает основы дальнейшего развития НФ и т.д. От себя отмечу, что автор один из немногих кому есть сказать что то содержательное, например, о виртуальной реальности, да и о многом другом...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если по мне — так это отличная книга.

Возможно 10 баллов и многовато — т.к. это только лишь одна треть, сюжетные линии уводят дальше и дальше лишь, а завершит ли Эксмо цикл... :frown:

Но по ощущениям полуторагодичной давности, по восторгу и моей заинтересованности — это именно 10.

Изумительная интеллектуальная космическая опера об относительно далеком будущем, масштабная, философская, многослойная. С налетом киберпанка и филипдиковщины. Можно сравнивать и с работами Симмонса. Есть и психоделический колорит.

Первые страниц сто-двести несколько тяжеловаты и запутанны, но потом — дочитывал с необычайным интересом... :smile:

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завязка не сказать чтобы очень оригинальна, но в целом перспективна, и книгу на ее основе вполне можно было бы сделать замечательную. Но — не получилось. Лишь к концу тома начало прорисовываться что-то интересное, большая же часть книги безбожно затянута: слишком уж долго Фаэтон мечется, решая, вскрывать ему запись своей стертой памяти или не вскрывать. Да и с многочисленными нейроформами автор перемудрил, так что даже под конец с трудом удается отличать их друг от друга. Очень, очень жаль, но продолжение читать вряд ли буду.

Оценка: 6
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вышедший роман британского фантаста уже успели окрестить первой космооперой 21 века, романом, закладывающий основы дальнейшего развития научной фантастики и т.д.. Роман получился крайне интересным и спорным в плане обсуждения, о нем есть что сказать как тем, кому он понравился, так и тем, кому он не понравился.

Уже в самом названии «Золотой Век» заложен ряд значений, которые ИМХО могут серьезно повлиять на восприятие текста. Во-первых, это мифологический золотой век из мифов — эпоха, когда люди были подобны богам, были бессмертны, жили в вечном празднике и т.д.. Во-вторых, устойчивое представление о золотом веке НФ — моменте, когда во многом были заложены законы и направления жанра, за пределы которого научная фантастика фактически пока так и не выбиралась.

Роман «Золотой Век» — первая книга из одноименной трилогии и пока единственная переведенная на русский, к сожалению, даже боюсь предположить когда переведут остальные, а жаль, т.к. сюжет резко обрывается и продолжение хочется.

Райт показывает себя талантливым создателем мира. Его Золотая Ойкумена — настоящий гимн человеческому разуму, покорившему и преобразовавшему Солнечную систему в соответствие с своими желаниями. Гигантские солнечные станции получают энергию непосредственно от Солнца, огромные неразрушимые хранилища содержат информацию о всех жителях далекого будущего, это обеспечивает их фактическим бессмертием, ведь в случае гибели будет создан клон, в который будет загружена необходимая информация. Значительно расширен спектр способов восприятия информации, существует возможность телепатического общения, возможность менять степень восприятия окружающего мира. Разум отнюдь не сдерживается рамками человеческого тела, в «Золотом Веке» проходит целый калейдоскоп разумных существ, давно отошедших от гуманоидной формы, а некоторые даже являются конгломератами нескольких человеческих интеллектов. Золотая Ойкумена предоставляет своим жителям неограниченные возможности для времяпрепровождения — виртуальные миры, в которых легко можно жить веками, свобода творчества, в конце концов если кто то хочет заниматься каким то общественно полезным делом это тоже не проблема, никто не будет препятствовать реализации чьих то амбиций. Социальная структура довольно сложна, существует неформальное объединение богатейших людей Солнечной системы, кроме того, общество разделено на несколько школ в зависимости от эстетических предпочтений, а также есть организация Наставников, вступающих в действие в сложных ситуациях, угрожающих существованию Золотой Ойкумены. Еще одной любопытной характеристикой общества Золотой Ойкумены является его ориентация на Древний Рим, многие герои носят имена персонажей греческой/римской мифов (это очень приятно читать тем, у кого как у меня Кун был настольной книгой ;-) ).

Главного героя книги зовут Фаэтон (порция ассоциации обеспечена), он сын богатейшего человека Солнечной системы — Гелиоса. В самом начале романа он обнаруживает, что лишен важной части своих воспоминаний. Причины этого ему не известны, понятно только, что он совершил нечто совершенно ужасное с точки зрения окружающих. Его расследование прошлого и восстановление воспоминаний занимают большую часть книги... По ходу дела выясняется слабое место Ойкумены — она зациклена на самой себе и обречена на медленное переваривание в собственном соку. Сюжетно книга оказалась крайне слабой, бесконечные технические отступления разрушают и без того не слишком насыщенную событиями фабулу романа. Помимо технических описаний, удивили длинные и довольно нудные страницы, посвященные юридическим тонкостям будущего, оказалось, автор в прошлом юрист ;-), по-видимому, писал о наболевшем, зря ИМХО.

Еще одним слабым местом книги является то, что отличия от нашего времени у Райта только количественные а не качественные (хотя вопрос о том, насколько это возможно, остается открытым). Он, действительно, наследник золотого века НФ, те дали в руки своим современникам бластеры и гравитационные пушки вместо пистолетов посадили на космические корабли и машины времени вместо автомобилей и поездов, но это по-прежнему современники, Райт пошел дальше в этом развитие, но разве оттого, что в мирах созданных Ван Вогтом или Гамильтоном появятся аналоги интернета и будут активно использоваться нанотехнологии, что то изменится в глубинной сущности? (а кроме того и там, и там есть адвокаты ;-)...) На мой взгляд ничего, хотя в своем описание Райт был близок к тому, чтобы перешагнуть куда то дальше. Не вышло, а жаль.

Итого, отличная панорама далекого будущего с огромным количеством подробностей, портящих впечатление, слабая сюжетная линия 6-7/10

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх