fantlab ru

Анатолий Азольский «Диверсант»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.38
Оценок:
21
Моя оценка:
-

подробнее

Диверсант

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6
Аннотация:

Он прошел обучение у лучших инструкторов ГРУ. Он способен выживать и побеждать в самых безнадежных ситуациях. Он виртуозно владеет всеми видами оружия и рукопашного боя. Он пролил реки крови. Он полон «благородной ярости» и «святой ненависти» к врагу. Он пришел в Германию мстить и карать — ему есть за что. Он как молитву затвердил слова Ильи Эренбурга: «Убей немца!» Он умеет ненавидеть и убивать. Научится ли миловать и прощать? Превратится ли из беспощадного мстителя в русского солдата?

Один из лучших романов о Великой Отечественной войне, безоговорочно признанный классикой жанра! Литературная основа знаменитого телесериала! Поразительная история превращения «зеленого» юнца в матерого диверсанта, хладнокровного истребителя немецко-фашистской нечисти.

Примечание:

• Опубликовано в журнале «Новый Мир», №№3-4, 2002


Входит в:

— сборник «Диверсант», 2002 г.

— сборник «Кровь диверсантов», 2010 г.

— сборник «"Парабеллум" для диверсанта», 2012 г.


Экранизации:

«Диверсант» 2004, Россия, реж: Андрей Малюков

«Диверсант 2: Конец войны» 2007, Россия, реж: Игорь Зайцев

«Диверсант. Крым» 2020, Россия, реж: Дмитрий Иосифов



Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (13)
/языки:
русский (13)
/тип:
книги (13)

Диверсант
2002 г.
Диверсант
2004 г.
Диверсант
2004 г.
Диверсант
2008 г.
Кровь диверсантов
2010 г.
Диверсант
2010 г.
Диверсант
2010 г.
Диверсант
2011 г.

2012 г.
Диверсант
2015 г.
Диверсант
2015 г.
Диверсант
2016 г.
Диверсант
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной роман как бы про войну. По факту — сплошная мистификация, начиная уже с названия. И в самом деле — почему ДИВЕРСАНТ, когда герой сотоварищи служит в разведуправлении, берет языков и что-то там еще в этом роде. Нету здесь ни взорванных мостов, но спущенных под откос эшелонов. Написано путано, скомкано и фрагментарно. Азольский пишет от первого лица и постоянно забегает вперед, напрочь убывая повествоательную интригу. Выглядит это прмерно так

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мы и в Берлин вошли – правда, уже после капитуляции его. На стене Рейхстага мы не расписывались. Алеша не врал, у него были свои счеты со столицей Германии. Неделю или больше жили мы в роскошной квартире на Ляйпцигерштрассе, 10, из окон ее хорошо обозревалось Министерство авиации, принадлежала же квартира сбежавшей оперной певице, а прислуживали нам две хористки, какой месяц уже прозябавшие без работы по приказу Геббельса, запретившего театральные увеселения. От голода и страха были они так воздушно-легки, что танцевали на белом рояле

Это сообщает где-то в третьей главе, задолго до тогго, как ГГ попал на фронт. Ну и дальше в том же стиле

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Калтыгин и Алеша взяли немца – и мы оказались загнанными в болото, что вовсе не означало погружения в него по шею. Мы лежали на плотных сухих кочках, столь многочисленных, что локти удобно расставлялись на них, позволяя стрелять прицельно.
А потом они бросили немца и убежали. Чудо-богатыри сверчеловеки суперразведчики свободно бродят по тылам ловят немцев пачками и автору это совершенно неинтересно описывать, так между делом что-то вспоминает. Более менее подробно описан
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
эпизод захвата автобуса и портфеля с документами,
но это редкое и неудачное исключение

Коротко говоря — это книга НЕ ПРО ВОЙНУ, война здесь так, романтический фон, наподобие Лярошели в романе Дюма. Тогда о чем? Примерно к средине роман становится ясно, что магистральный сюжет — это т.н. становление и воспитание героя. Автор берет пятнадцатилетнего (!) подростка весьма скромных габаритов и авторским произволом отправляет его в спецшколу. Вмесие с ним идет бродяга Алеша Бобриков, скрывающийся потомк дворянского рода. И вот они вдвоем до самого Берлина плечом к плечу... Нет, виноват. Еще есть Григорий Калтыгин — отморозок из бывших сельских активистов, раскулачивший собственных родителей. Образец загадочного русского характера: бабник, пьяница, герой, подхалим, ненавидящий Советскую власть. Начальство тут... Трудно тут с ним. Есть Костенецкий и Лукашин, которые всю войну отправляют героическую троицу на самые смертельно опасные задания невнятного характера, есть некий Чех (в фильме его играет Лыков, тов. летнаб) — это вообще мистическая личность.

Чех готовит из всех троих каких-то совершеннейших киборгов, только что по лесу не летают. Почему только их троих, почему большую часть времени герои болтаются в ближних тылах, готовясь к неким особо героическим свершениям, почему они всегда втроем, что — других разведчиков на всем фронте нет?

Этих «почему» можно задать очень много и ответа на них не будет. Потому что автор создает условный игровой мир, скроенный из множества баек, потому что главным событием здесь становится борьба с собственным командованием, которое только и смотрит, как бы их половчее извести.

Сюжет пересказать невозможно, так как событийного приключенческого или хроникального сюжета здесь принципиально не запасено. Основной акцент сделан на второстепенных эпизодах, таких как потеря Леней Филатовым невинности, или случайна встреча с монашками, или прогулка с переводчицей Инной...

Главная линия: наивного глуповатого Леню берут в армию,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
учат воевать и убивать, он воюет и убивает, раз за разом оказывается в ситуациях, когда его предают и подставляют свои же, он становится матерым мокрушником (Великим Диверсантом), а потом вообще дезертирует и уходит на нелегальное положение, скрывается и бродяжничает, работает племенным самцом в простой русской деревне, много раз меняет документы и место жительства, работает музыкантом, пытается стать писателем, участвует в афере по похищению немцев из плена, готовит убийство Сталина, женится, становится отцом
и снова убегает...

Можно сравнить это со сказкой про Колобка, которого ели-ели, да так и не прожевали, можно — с Вечным Жидом. В конечном итоге сквозной линией сюжета становится противостояние личности и Советской власти, причем в данном конкретном случае смысл этого противостояния как-то не улавливается. Сделал из пацана героя и убийцу, потом матерого авантюриста, которых ходит кривыми дорогами и уже сам себе не верит.

Потерянное поколение? Ну, может быть и так... Сам роман ассоциируется с некоторыми текстами Веллера, он тоже любил что-то похожее. Похоже на «Подход Кристаповича» А. Кабакова. В годы Перестройки любили писать про то, как некто ловкий обманывал (сейчас бы сказали ХАКНУЛ) Систему.

Читалось без особого интереса. Да, стиль хороший, писать Азольский умеет, но постоянное ощущение что разворачиваешь одну за другой обертки многослойного пакета, в котором явно не будет шоколада.... Специфический роман, перестроечный.

P.S. Сериал снять сильно по мотивам. Там тоже хватает мути, но встроен более менее логичный военно-авантюрный сюжет, герои расставлены по местам, концы с концами сходятся и даже многое добавлено для остроты.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман не впечатлил. Начинается вроде как ничего, интересно, но далее всё больше много всяких нестыковок и непоняток. Почему-то, готовя гл. героя и его товарищей к важным и секретным делам, вездесущие органы не удосужились докопаться до биографий оных. Постоянно какие-то недомолвки-подозрения со стороны руководства, то вроде как правильно всё делают диверсанты, то вроде их начинают подозревать в чем-то преступном. А в чем — выражено невнятно. В конце концов роман так же и заканчивается — невнятно. Из бойцов РККА троица разведчиков-диверсантов вдруг превращается во врагов государства, подлежащих всесоюзному розыску и немедленному уничтожению. За что, почему? Объяснения малопонятны, мотивация такого решения руководства не просматривается. По своему желанию-хотению бойцы не могли шастать за линию фронта и выполнять порученные боевые задания, всё происходило на основании разработанных операций и приказов командования. А вот теперь вдруг они оказываются вне закона.

Таким образом, после победы двое из оставшихся в живых из заслуженных ветеранов превращаются в преступников, живущих под чужими документами, вынужденных постоянно перемещаться по стране, скрываясь от преследования... И вполне закономерно, что они начинают откровенно враждебные по отношению к государству действия... В общем, слишком запутано и невнятно.

Фильм по мотивам данного романа — куда как лучше и вразумительней.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх