Александр Громов «Первый из могикан»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Операция «Эгида» ни к чему не привела, вестей от Тима Гаева нет. Через 8 месяцев Земля будет уничтожена. Все силы брошены на подготовку к неминуемой катастрофе: основная задача человечества не отразить удар противника, а создать все необходимые условия для восстановления цивилизации после удара инопланетян.
Год написания: 2003
Входит в:
— цикл «Мир матриархата»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 338
Активный словарный запас: очень высокий (3298 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 23%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Звёздный Мост, 2004 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением | |
номинант |
Сигма-Ф, 2005 // Крупная форма, романы |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kab_messia, 30 мая 2024 г.
Может ли быть мир идеальным, в котором содержаться люди (неважно какого пола) на правах хуже, чем у рабов. У автора явно какие-то отклонения и комплексы — ведь такое дерьмо он носит в своей голове. Думаю, что эта книга может понравиться только безмозглому читателю...
System, 20 ноября 2023 г.
Роман «Первый из могикан» А. Громова завершает дилогию в очень неоднозначном ключе. Во время и после прочтения непрерывно мучают два основных вопроса: «О чем вообще эта книга?» и «Зачем потребовалась вторая книга, если все эти события можно было изложить еще в первой?»
Если начать со второго вопроса, могу только посетовать на то, что автор решил раздуть историю на два тома за счет псевдофилософских размышлений и самокопания героев. Но даже так для полноценной второй книги оказалось слишком мало событий основного сюжета, поэтому ему пришлось искусственно вводить множество второстепенных событий, ненужных действий, дополнительных героев и линий повествования, которые не заканчиваются ничем и которые совершенно не нужны ни сюжетно, ни идеологически.
Первый вопрос также не находит ответа. Второй том не содержит в себе ни внятной истории, ни глобальной интриги, ни кульминации, ни нарратива (имею в виду какую-то логичную цепочку взаимосвязанных событий, приводящих к какому-либо конечному результату). Кстати, с логикой происходящего в книге также значительные нелады: и без того контекстно понятные и логичные причинно-следственные связи разжевываются подробно и от лица разных персонажей; а вот нелогичные поступки и события иногда не находят в тексте никакого объяснения и оправдания.
Вызывает множество вопросов и новый главный герой. Вызывающая искреннюю симпатию «красавица, спортсменка, комсомолка» импонирует сравнительно небольшим количеством натужных внутренних переживаний, она вдыхает в повествование свежую струю и за ее историей интересно наблюдать. Самые лучше моменты книги (соревнование, погоня, спецоперация, засада) написаны от ее лица. Тем обиднее, что ей уделяется всего около одной трети или четверти объема текста и чем дальше, тем реже повествование обращается к ней. История главного героя предыдущей книги занимает еще столько же или даже больше, ближе к концу книги он мелькает на страницах все чаще, но радости это не приносит никакой, поскольку за него уже не получается переживать с такой же искренностью – его внутреннее состояние, мысли, уровень интеллекта и даже приоритеты совершают за время повествования несколько колебаний от одной крайней точки до диаметрально противоположной, и начинает уже вызывать сомнение его адекватность и душевное здоровье… Кроме того, как было и в предыдущей книге, очень большую долю текста занимают его рассуждения и переживания, натужно впихнутые для увеличения объема.
На протяжении еще около трети книги описываются похождения группы второстепенных героев первой книги и это самые провальные фрагменты. Сразу видно, что они включены в повествование искусственно, поскольку не имеют ни внятной завязки, ни логичной развязки, а само их «приключение» представляет собой путешествие сначала в одну сторону, а затем в обратную. Ни смысла, ни правдоподобия, ни влияния на сюжет, ни морали, ни логики эта часть повествования не содержит.
По большому счету, произведение в целом производит точно такое же впечатление: это бессистемные метания нескольких героев на фоне даже не произошедшего глобального катаклизма, то есть, на фоне «пшика», по сути. Как я уже писал, у книги нет кульминации, нет в ней и развития. На протяжении всей книги не происходит ни одного значимого сюжетного события. Космическая армада собралась – и висит. Заключенные сбежали – и бегут дальше, ловить их никто не собирается. Промышленность разрушается – а вроде и не разрушается, затем восстанавливается – но словно бы и не восстанавливается. Половина населения планеты взбунтовалась – и вроде как бунтует себе дальше. Бунт начают подавлять – и непонятно, подавили или нет… Вторую половину населения должны были спрятать в бункеры – но места всем не хватило. Но вроде бы все поместились. Но это не точно.
Вот на фоне такой вот размазни, повествующей совершенно ни о чем и ничем не завершающейся, действуют главные и второстепенные герои, также не имея ни четкого плана, ни логичной последовательности действий. И, разумеется, финал только заколачивает гвозди в гроб такого бессмысленного повествования. Потому что финал этот абсолютно искусственный и не имеет ни логического объяснения, ни причинно-следственной подоплеки, ни морали, ни малейшего этического или эмоционального объяснения. Наверное, Громов написал его в расчете на третью книгу, но, благо, потом сам от нее отказался. Финал откровенно загублен и вызывает только разочарование.
В книге много хороших моментов. Но это именно – моменты. Если бы Громов изложил всю эту историю в одной книге, сократил бы ненужные размышления и побочные линии повествования, то даже с таким финалом получился бы шедевр. Сейчас же – это несъедобное чтиво, оставляющее после себя лишь неприятное послевкусие обманутых надежд.
Wrneko, 20 ноября 2021 г.
Неожиданная концовка. Хотя, почему неожиданная? Вполне ожидаемая. Закомплексованная девица просто победила своего демона. С детства с ним боролась, проигрывала. И в итоге, увидев возможность, ее не упустила. Уверен, в этот момент ей было плевать на все вокруг, у нее шла своя затяжная война. Обретенное умение — лишь бонус. И реакция на обретение чисто женская — тщеславная.
Что касается сюжета, то развития, после первой книги, я не увидел. Много размышлений, много беготни.
Дочитывал ради того, чтоб проследить сюжетные линии пары персонажей. Как по мне, так дилогия интересна исключительно как описание эдакого социального эксперимента с победившим радикальным феминизмом. Причем, вырванного из исторического контекста. Непонятно как к такому пришли, непонятно куда и зачем идут. Просто история длинною в жизнь главного героя.
xeax, 28 августа 2015 г.
Концовка мутная. Если до неё всё нормально и всё объяснялось, в т.ч.
Да и с чужими, а точнее с их способностью предсказывать будущее человечества, тоже не лады. Если всё в мире так завязано на случайностях
al-lax, 28 апреля 2015 г.
Финал, полностью разочаровал! Жалко потерянного времени, лежит еще две книги, даже не знаю теперь стоит ли читать. Готов был не придираться к многочисленным глупым неувязкам и противоречиям, главное общее настроение и впечатление, но и его не осталось! Не рекомендую.
podnatal, 5 октября 2013 г.
Если в первой книге есть интересная идея, то во второй.... Конец и у первой книги не порадовал, а у второй так вообще глупый. Рассуждения, рассуждения .. не много «посмотрите какой я крутой парень и мне фартит нереально» и ВСЁ.
снегур, 19 сентября 2012 г.
Не припомню, чтобы еще какая-то книга вызывала во мне такое омерзение. Не верится, что автор гениального ИМХО романа «Крылья черепахи» мог скатиться до такой пошлости. Сама идея мирового женского заговора — вы только подумайте, начисто игнорируется человеческая природа (точнее природа живых существ). То есть, в один прекрасный день все женщины запросто отринут секс, семью, и будут жить как ни в чем не бывало, продолжая род при помощи искусственного оплодотворения, удовлетворяясь всякими подручными средствами или перейдя на лесбийские отношения. И все нормально. Ни тебе демографического кризиса, ни массовых протестов, ни депрессии среди населения. Женщин превратили в волосатых мужиков, со всеми их пороками: агрессивность, стадность, цинизм. Мужчин — в безвольных кастратов, словно они век такими были. Эта книга — плод фантазии человека, которого бросила жена или у которого проблемы с этим делом. Оскорбление обоим полам. Желаю автору начать, наконец, писать о чем-нибудь чистом и светлом.
GrininSM, 1 сентября 2012 г.
Многозначительная книга. Если бы не смазанная концовка то можно было бы поставить 11 баллов.
1. «Бабский» всемирный заговор — по-другому назвать язык не поворачивается (вернее, палец не нажимает). Это ж сколько нужно было людей угробить, что бы такую тайну скрыть. И сколько мозгов промыть — что бы все поверили в эту сказку.
2. Вязкий мир — после появления второго уровня сразу появились ассоциации с сумраком из «Дозоров». Вот только эта линия сюжета сразу оборвалась, не раскрывшись. Остается надежда, что однажды автор созреет на третью книгу.
3. Ментовский сержант Ольга. Здесь ничего уже не попишешь. Жалко дуру. Жертва системы с полным отсутствием здравого смысла. Такие на митингах и в тюрьмах людей избивают, а потом протоколы подделывают. С чувством выполненного гражданского долга.
4. Смерть ГГ — глупо, нелепо. Но как глубоко. Это же готовый мученик за правое дело. С именем таких людей на устах свергают империи.
Вообщем, зачет.
Scazochnic, 9 июня 2010 г.
Что-то мне окончательно не понравилась серия.
Стойкое ощущение нивелирования событий первой книги. Вроде бы все так глобально начиналось — внеземная раса, живые корабли... А потом бах и все. Пришельцы свалили, хотя похоже смогли бы парой-тройкой кораблей расфигачить космофлот Земли, если учесть, что земные корабли ни разу не готовы к боевым действиям. Больше того — все остальное время мысли, мысли, рассуждения героев... Плюс немного прыжков, плюс окончательная деградация главного героя. Понимаю, что по он имеет на это полное право, но где тогда внутренняя борьба?
Про концовку вообще молчу. С чего начала, тем и закончили да еще и ГГ прибили. Красота.
Нет бы объяснить природу вязкоко мира, связь людей и пришельцев в плане умения телепортироваться. Так нет. Кроме того ну не верю я, что возможно было сохранить в секрете сам принцып телепортации. Наверняка это дело сильно изучалось в самом начале.
Разочарование полное. Жалею, что не остановился на первой книге.
Keykeeper, 30 апреля 2010 г.
Книга стала сильнее. Исторические экскурсы, призванные погрузить читателя в описываемый мир, сменились взглядом на происходящее с другой стороны, главных героев стало больше, и у каждого своя правда. Забавно, что даже сверх, то есть просто человекам тоже присуща агрессия (собственно, ещё в первой книге об этом говорилось, мол, молодёжь бесится, но до настоящих банд и телепортирующих воровок вроде не доходило) и прочие атавизмы. Таки дождались, что-то в обществе определённо изменится. Несмотря на такую неоднозначную концовку, которая, по идее, открывает ещё больше возможностей для женщин и утверждает их, и в том числе таких закомплексованных неадекваток типа Ольги, ещё выше в... пищевой цепочке. Дайте только этим Настоящим Людям автоматы, они всем, вообще всем, и двускелетным заодно, покажут Кузькину Первоматерь. Ещё забавно, что практически никто из женщин не вспоминает, что генетический материал для размножения им поставляют те самые грязные жЫвотные. О детях-то разговоры ведутся, и пускай оплодотворение искусственное, банк спермы, то да сё, но судя по представлениям героинь, банк этот заполнен по щучьему велению. Ну ничего, останется после всех чисток и подавления восстаний мужиков меньше миллиарда на всю планету, и те — корявые-плюгавые подлизы да приспособленцы, не обременённые ни большой мышцой, ни большим IQ, и никакая прогрессивная евгеника не поможет. Плюс информация выпущена в мир, и тоже приложится к грядущему кризису. Рядом с этим блекнет даже посадка в пруд почти по Стругацким.
miklon07, 20 декабря 2009 г.
Читалось очень захватывающе. Но конец... С чего книга начелась, тем и кончилась. Стоило канитель городить. А по сюжету, тут высказываються, что типо всё теперь необратимо, мол матери будут своих детей иницыировать, ерунда. Ольга теперь всех перебьёт за милую душу. И ничего не измениться. Никто ничего не узнает.
111asd, 1 ноября 2009 г.
Слушал аудиокнигу. Сюжет захватывает. В пробках не хочется торопиться.
Концовка понятная и предсказанная «Чужим». При таких возможностях 2 уровня телепортации перебьют друг друга по мере инициации. Не созрело человечество до таких возможностей.
Sunlight, 22 мая 2009 г.
Книга очень понравилась, жаль что поздно узнал что вообщем то есть первая книга — сейчас буду слушать её. Концовка — на последних минутах книги я предчувствовал что так случиться, конечно жалко героя бесспорно. Но, если подумать — это ведь не крах планов экс менов. 1. Теперь все знают что телепортация передаётся инициацией и скоро эта информация разнесётся по всему миру. 2. Да, женщины получили умение телепортации 2 уровня раньше — Но оно тоже передаётся инициацией, а значит (кстати это утверждает сам автор в романе, но про 1 уровень) некоторые матери будут инициировать своих младенцев мальчиков и прятать их. Соответственно в будущем на планету придёт нормальное осознание мужского общества и наладится баланс, так что фактически на мой взгляд смерть Гаева ничего не меняет — он дал человечеству шанс на спасение и был жертвой собственной неосторожности.
nandos, 25 февраля 2009 г.
сюжет хороший ,но концовка извените меня:mad:
Dan-Master, 13 февраля 2009 г.
По прочтению первой книги дилогии осталось очень двойственное ощущение. К счастью вторая книга все вопросы сняла. Роман отличный, в фирменном Громовском стиле. Обвинения многих коллег в картонности персонажей — по моему незаслуженны. Читатели забывают о том, что суждение отдельно взятой личности — формируются социумом в котором она (личность) существует. Если Ольге всю жизнь твердили что мужчины не люди, а неспособные по генному набору недочеловеки, странно требовать от нее осмысления проблемы с позиции сходной с нашей. И трагичность развязки — в принципе очень ожидаемый финал. Любому тяжело сломать устоявшиеся устои, тем более тяжело ради недочеловеков. Громов ведь, устами Тима Гаева, подчеркивает — материнская любовь к детям не зависимо от пола — вот мина замедленного действия которая разрушит Обновленный порядок. Ольга же на момент финала детей не имела. Смерть эксмена — даже уникального — всего лишь смерть опасного животного.
Хочется добавить, что Громов в лучших традициях русской литературы оставяет на послесловие недосказанность, заставляя читателя мучиться и думать, «а что же дальше?» «как же они там?». Это делает произведение гораздо более сильным и позволяет продолжить линию повествования в следующем романе после многоточия.