FantLab ru

Н.К. Джемисин «Пятое время года»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.41
Голосов:
74
Моя оценка:
-

подробнее

Пятое время года

The Fifth Season

Роман, год; цикл «Расколотая земля»

Аннотация:

Так погибает мир. Снова.

В один-единственный день случились сразу три ужасные вещи. Эссун, женщина, живущая простой жизнью в маленьком городке, придя домой, обнаруживает, что её муж жестоко убил их сына и похитил их дочь.

В это же время могущественная Санзи (Sanze) – мировая империя, чьи изобретения ложились в основу цивилизации тысячи лет – рушится; большая часть её граждан убита, их смерть служит местью для безумца.

И что хуже всего, в сердце бескрайнего континента, известного под названием Спокойствие (Stillness), огромный красный разлом разорвал землю, извергнув столько пепла, что хватит закрыть небо на годы. Или на века.

Теперь Эссун должна преследовать обломки своей семьи по бесплодной, умирающей земле. Без солнечного света, чистой воды, плодородной земли, имея лишь небольшие запасы, Спокойствие (Stillness) вскоре будет охвачено войной, и это будет битва народов не за власть или территорию, а просто за основные ресурсы, чтобы пережить эту долгую тёмную ночь. Эссун наплевать, даже если мир вокруг неё развалится на части. Она сама его разрушит, если понадобится, чтобы спасти свою дочь.

© Перевод аннотации piglet
Примечание:

Посвящение: Всем, кому приходится сражаться за уважение, которое другим даётся априори.


Входит в:

— цикл «Расколотая земля»

— условный цикл «Nebula Awards»  >  антологию «Nebula Awards Showcase 2017», 2017 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия «Спутник» (США) / Sputnik Awards, 2015/2016

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2016 // Роман

лауреат
BooktubeSFF Awards, 2016 // Роман (выбор читателей и выбор жюри)

лауреат
Премия «505 по Кельвину» / Premios Kelvin 505, 2018 // Переводной роман (США)

лауреат
Планета НФ - премия блогеров / Le Prix Planète-SF des Blogueurs, 2018 // Лучшая книга года (США)

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2015 // Фэнтези (8 312 голосов)

номинант
Китчис / The Kitschies, 2015 // Красное щупальце (роман)

номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2016 // Фэнтези

номинант
Небьюла / Nebula Award, 2015 // Роман

номинант
Локус / Locus Award, 2016 // Роман фэнтези

номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2016 // Роман

номинант
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2016 // Роман фэнтези

номинант
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2016 // Роман в жанре постапокатиптики или роман-катастрофа

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2018 // Переводной роман (США)

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2018 // Зарубежный роман (США)

номинант
Премия «Италия» / Premio Italia, 2020 // Зарубежный роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Пятое время года
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Fifth Season
2015 г.
(английский)
Az ötödik évszak
2016 г.
(венгерский)
Nebula Awards Showcase 2017
2017 г.
(английский)
მეხუთე სეზონი
2018 г.
(грузинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Крайне самобытная этническая фентези, основанная на системе магии, управляющей тектоническими силами Земли.

Плюсы: необычный сеттинг, суровый мир постоянных природных катаклизмов, где вся человеческая деятельность нацелена на выживание, общество разбито на функциональные касты, социальное поведение строго регламентировано, принудительный коллективизм требует от отдельного человека больших, иногда невозможных жертв.

Также в обилии имеются тайны погибших империй, зловещие секретные ордена, загадочные негуманоидные цивилизации — все отлично, в общем.

При этом у авторки налицо отличный английский язык, и она умеет писать абсолютно живых, достоверных персонажей.

Минусы: существенная часть романа посвящена личной жизни геев, трансгендеров, инвалидов и прочих меньшинств. Крайне подробно разбираются вопросы «кто с кем переспал», «у кого от кого ребенок», «кто кого бросил», «любит или не любит», и т.д. Вероятно, женской аудитории интересно следить за любовными отношениями героев, но мне было очень скучно, перелистывал.

Если бы не постоянное обмусоливание личной жизни персонажей, занимающее где-то треть от общего объема, поставил бы уверенную пятерку. А так — четыре балла. Тем не менее книга очень хорошая, обязательно буду читать трилогию дальше.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ознакомился. Не понравилось. Длиннющий авторский монолог о странных проблемах выдуманного мира. Ну и что-то такое о женских делах в этом мире (дети, мужчины и хочу быть свободной). Женские заморочки мне не особо интересны да и сдвинуты они куда-то, куда наше общество еще не дошло. Мир прописан очень невнятно и следить за полетом литераторских пингвинов откровенно скучно. Автор аннотации неимоверно крут раз сумел выловить из этого потока слов краткую суть происходящего. Но не все смогут повторить его подвиг. Да и надо ли?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как-то трудно стало читать номинантов премии Хьюго. Так что может и хорошо, что Дьяченки ее не получат (за какой-нибудь Армагед-дом). Иначе им придется писать такую же нудную замуть.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И кто-то еще называет произведения Буджолд «женской прозой» :lol: Да она суровый челябинский мачо в сравнении с Джемиссин. Ну подумаешь порой пишет про наряды и свадьбы :)

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Лето, Осень, Весна, Зима, пятая – Смерть, что всему госпожа»

Если вы, как и я, любите истории с хорошо прописанным миром и хитросплетением судеб персонажей (а также неизвестными словами, за которыми приходится лезть в словарик в конце книги) — то эта история для вас.

Но сразу предупреждаю: это история, покрытая пеплом. Так что проверьте ваш путевой рюкзак: сухпаек, респиратор и хоть какие-то крохи надежды.

Добро пожаловать в Спокойствие, страну, размером в континент, весьма далекую от спокойствия, страну, в которой природные катаклизмы, нельзя назвать редкими, скорее уж привычными.

Кроме известных нам времен год, тут есть Зима – Пятое время года, причиной которого становятся крупномасштабные климатические изменения. И длится такая Зима может месяцами, годами, десятилетиями...

Помимо людей, разделенных в функционал-касты (тут не обходится без селекции), в стране живут одаренные (или скорее проклятые) — орогены.

Орогены всего лишь имеют сэссапины (дополнительный сенсорный орган для ощущения движения земли) более развитые, чем у большинства людей, и это позволяет им манипулировать тепловой, кинетической и прочими формами энергии, чтобы влиять на сейсмическую активность. То есть орогены полезны, подумаете вы, особенно в критических условиях континента. Но перво-наперво они пугают своей силой, и именно поэтому они оказываются в Спокойствии угнетенной группой, ненавидимыми за свою непохожесть.

Люди даже не делают попытки принять орогенов, ведь так сказано на древних каменных плитах, указания на которых беспрекословно выполняются. Звучит знакомо, не правда ли?

«Новорожденный ороген может остановить землетрясение. Это врожденное, даже более верное умение, чем способность сосать грудь — и из-за этой способности орогенов-детей убивают чаще, чем кого бы то ни было. Лучшие из них проявляют себя прежде, чем успевают повзрослеть достаточно, чтобы осознавать опасность.

Но свести ребенка к одним инстинктам, к одной способности останавливать землетрясения…

Нет, ее просто должно вывернуть.»

В центре повествования три женских персонажа, жизнь которых не назовёшь простой. Конечно, они орогенки. Аплодирую Джемисин стоя за то, как ловко она переплела все сюжетно-временные линии.

Сначала чтение идёт непросто: слишком незнакомый мир, слишком объемный, рваный и непонятный. Но незаметно для себя втягиваешься.

В книге так много ненависти, что ко второй половине, где пробиваются хоть какие-то несмелые лучики света, просто не можешь оторваться. Потому что боишься, что все опять пойдёт не так и не туда.

И все идёт не так и не туда.

«Думаешь, хоть кто-то из нас имеет для них значение, кроме того, что мы можем для них сделать? Повинуемся мы или нет. – Он резко показывает головой на труп оскверненного, убитого ребенка. – Думаешь, он имел значение после всего, что с ним сделали? Единственная причина, почему того же самого не сделали со всеми нами, – это то, что мы более разносторонни, более полезны. Если контролируем сами себя. Но каждый из нас для них – лишь очередное оружие. Просто полезное чудовище, новая капля крови для добавления в породную линию. Просто очередной хренов рогга»

Ржавь земная, люди здесь отвратительны. И то, что ими руководит страх отнюдь их не оправдывает.

Поэтому мне так ясна, так близка концовка первой книги.

«Я не хочу, чтобы ты все это исправляла. Нет, я жду, что мы сделаем все ещё хуже» (цитата проведена не полностью во избежание спойлеров).

С огромным нетерпением жду продолжения и рекомендую всем любителям фэнтези, уставших от клишированных сюжетов!

Оценка: 8
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мое нынешнее отношение к издательству fanzon во многом схоже с отношением badcomedian'a к российскому кино. Я вроде и понимаю, что с новой книгой опять будет какая-то шляпа, но все равно беру, читаю и бомблю. В начале любопытство даже как-то аккуратно сглаживает большую часть негатива, но после полного прочтения все равно приходит неизбежное понимание случившегося — я опять повелся на очередную рекламную лапшу. Это я все к чему? На днях Fanzon на своей страничке Вконтакте похвастался тем, что The Guardian опубликовал свой список ста лучших книг 21-го века и в нем аж 78-ую позицию занял свежепереведенный фанзоновский роман Н.К. Джемисин «Пятое время года». Была не была! — подумал я тогда и с изрядной долей праведного скепсиса приступил к чтению. И не прогадал! Обложка встретила классической для нашего любимого издания рекламой, где ведущие зарубежные критик откровенно врут в уши доверчивым читателям:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. «Умная и неординарная фэнтези» (© The New York Times)

2. «Джемисин — один из столпов фантастики, от смелости ее воображения захватывает дух» (© Entertainment Weekly)

3. «Амбициозная книга… Работа, которая навсегда изменила жанры научной фантастики и фэнтези» (© Guardian)

4. «Блестяще! Роскошный стиль и неожиданные сюжетные ходы» (© Washington Post)

Браво! Просто браво! Даже «Дюну» и мартиновскую «Игру Престолов» в свое время более сдержанно рекламировали. А тут и автора сходу в «столпы фантастики» записали, и книга у него оказывается настолько «амбициозная, что навсегда изменила жанр фэнтези». Просто поразительно! Даже удивительно, что о нем до сих пор никто не слышал, правда? Давайте, остановимся поподробнее и узнаем откуда нынче берутся такие прорывные писатели.

И первым, что бросилось в глаза оказалось, что Н.К. Джемисин — это вовсе не он, а она. Я все это время был уверен в обратном и до сих пор не понимаю, зачем было настолько сокращать полное имя Норы Кейт Джемисин. Но бог с ним, с именем. Главное следующее! Оказывается, что за всю писательскую карьеру на русский язык была переведена лишь средненькая фэнтезийная трилогия в серии «Lady Fantasy» и насквозь халтурный фанфик по последней части ролевой компьютерной игры Mass Effect: Andromeda. Что вместо тысячи слов говорит нам об уровне писательского мастерства нашего непризнанного гения! Также не могу не отметить еще и промтовский перевод, которым снабжен данный прорывной текст. Тут даже добавить нечего, но я в качестве примера под спойлер спрячу один из абзацев:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Ты спишь долго. В какой-то момент ты просыпаешься. Лерна поставил на подносе рядом с твоей постелью еду: прозрачный бульон, нарезанные фрукты и чашку чая – все давно остыло до комнатной температуры. Ты ешь и пьешь, потом идешь в ванную. Унитаз не смывает. Рядом стоит ведро с водой. Наверняка Лерна поставил его именно для этого. Ты гадаешь над этим, затем ощущаешь неизбежность мысли и гонишь, гонишь, гонишь ее, чтобы остаться в мягком тепле бездумья. Ты сливаешь воду из ведра, закрываешь крышку унитаза и возвращаешься в постель»

Идем дальше и вместо нормального сюжета видим классический для запада сюжет — три угнетаемых главных героини с друзьями из розово-голубого ордена гомосексуалов и трансов ведут непримиримую борьбу с тоталитарным правительством. Такой бред, что волосы на голове дыбов встают. Ей-богу, достало! У них там, что других сюжетов не бывает?

Подводя итог, можно еще отметить логические дыры, когда местный прогресс уже добрался до электростанций и асфальта, но почему-то обошел стороной все остальные сопутствующие отрасли производства. Почему так? Джемисин не объясняет. Но если честно, то не особо и интересно. Меня в очередной раз хватило только лишь на беглое прочтение первой книги и я им сыт по горло. Вся книга — это кривопереведенный бубнеж о свободе и равенстве, который при ближайшем рассмотрении оказывается очередным ЛГБТ-парадом с кучей незаслуженных премий и фейковых наград от западных критиков.

Пара знакомых, осиливших до конца этот цикл, говорят, что дальше будет только хуже. И знаете? Я почему-то даже не сомневаюсь.

P.S. Несколько раз все перечитывал и редактировал, но заранее попрошу прощения на общую сумбурность отзыва и возможные опечатки. Думаю пора бросать эту дурную привычку и завязывать с фэнтези-книгами издательства fanzon. Никаких нервов не хватит! Тут даже полный курс психологической реабилитации с «Властелином Колец» не поможет.

Оценка: нет
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Просто кошмар! Такое ощущение, что там кто-то за океаном в секретной лаборатории натренировал нейросеть на фанфиках по масс эффекту и получилось ЭТО.

А кошмар, собственно, состоит в том, что книга просто ужасно написана. И можно было бы все списать на хреновый перевод, но вполне может статься, что оригинал ЕЩЕ ХУЖЕ, АХАХА. Ее реально какой-то генератор текста писал, которому скормили несколько тегов, как то: геология, пенисы, угнетение, расизм, обелиски, пытки, блевотина, пепел, вонь.

За исключением своеобразного стиля и лгбт-шизофрении, все остальное в книге, в принципе, в порядке. Сюжет интригует, описываемый мир необычен и свеж для жанра фэн... фантастики; персонажи так себе правда получились, но в таком мерзком мире вряд ли могли бы существовать другие типы личностей.

Короче, награды книга явно огребла именно за лгбт-заслуги и ни за что больше. Но и плохой я ее тоже назвать не могу.

Если вас не смущает косноязычие автора, а также пенисы у девочек с бородой, то вполне можете получить удовольствие от книги.

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман вышел какой-то депрессивный. Причем по всем параметрам. Пятое время года — это смерть. Примечания начинаются с :Удушливая Зима, Кислотная Зима, Кипящая Зима, Бездыханная Зима ... Сам мир разумеется тоже вызывает отвращение: умирающий, отравленный... И героини хуже которых только муж первой убивший собственного ребенка и увозящий второго. Даже описания секса доверено до такого, что лучше про слонов в зоопарке читать. Да и сюжет тоже какой-то унылый и скучный. Неужели это теперь уровень получения всех ТОП-премий ? Причем не только за сам роман ,но и за его продолжения. Впрочем про продолжения я никогда не узнаю, ибо абсолютно не интерестно даже концовку всей этой чернухи глянуть.

Оценка: 4
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо, думаешь ты, что Нора Кейт Джемисин не растягивает циклы на десять-двадцать книг, подобно иным, обходясь трилогиями, иначе премия «Хьюго» превратилась в чистейшую функцию. Ведь Джемисин отлично владеет словом, создает грандиозный, запоминающийся мир, населяет его проработанными героинями (и героями, по своим собственным причинам), связывает их нитью динамично развивающегося сюжета. Ты понимаешь, за эту историю мало одной только «Хьюго».

О. На самом деле, нет.

Но начнем по порядку, а там перейдем к более интересному.

«Пятое время года» — первая часть трилогии «Расколотая земля», где фэнтези, развитое до электростанций и асфальта (но с каменными ножами) сочетается с постапокалипсисом. Единственный здешний суперконтинент с ироничным названием Спокойствие постоянно сотрясают стихийные бедствия геологического происхождения — извержения вулканов или землетрясения, достигающие столь циклопических масштабов, что могут уничтожить цивилизацию (с прошлыми так и вышло). К счастью, среди людей Спокойствия есть орогены — женщины и мужчины, которые с помощью своих магических способностей могут контролировать разбушевавшуюся стихию и при необходимости усмирять. К несчастью, спровоцировать её орогены тоже могут, поэтому отношение к ним далеко от дружелюбного. Орогенов презирают, бояться и ненавидят — даже тех, кто прошёл обучение в Эпицентре и носит черный мундир имперского служащего. Орогенов-«дичков» обычно убивают или в лучшем случае стараются сдать Стражам, чей орден контролирует Эпицентр и всех имперских орогенов. Происходит это благодаря тому, что Стражи каким-то образом могут подавлять в орогенах их способности.

В таком мире разворачивается история трех героинь: Иссун, Сиенит и Дамайи. Иссун гонится за собственным мужем, который убил их младшего сына, за то, что тот унаследовал орогению от матери, и похитил дочь. Сиенит — имперский ороген, она путешествует вместе с орогеном небывалой силы, чтобы зачать от него детей по приказу Стражей, а заодно решить проблему одного прибрежного города. Наконец, Дамайя — самая юная из героинь, обучается в Эпицентре, куда её продали родители. А Спокойствие тем временем ожидает катаклизм и Пятое время года, которое он принесет за собой, затянется не на годы, и даже не на десятилетия, а на века.

Если кто-то как я настроился почитать про то, как мир будет расплавлен и отлит заново, расстраивайтесь обратно, Джемисин пишет вовсе не роман-катастрофу. Перед нами очередное социальное высказывание, поэтому никаких потрясающих землетрясений и фееричных извержений, никаких полетов вулканических бомб в ночном небе над кварталами пока ещё мирно спящих обывателей и прочих спецэффектов. Джемисин делает отдельные шаги в сторону геологии, но, простите за каламбур, выглядит это крайне поверхностно, разницу между пелейским и плинианским вулканическим извержением, например, вы тут не узнаете. В центре авторского внимания конфликт между орогенами, низведенными до статуса инструмента, пусть обладающего невероятными возможностями, и их хозяевами. Классическое «угнетённые против угнетателей», к которому мимопроходящим бонусом идут прочие детали актуальной сегодня повестки, вроде гомосексуалов и трансов (нет, боевых вертолётов не завезли, убирайте SJW-бинго).

Но и тут Джемисон копает неглубоко, очень быстро скатывая Стражей в угнетателей и мучителей, которые не чураются лоботомии и отрывают младенцев от материнской груди, а орогенов — в хиппи с плакатиками Make love, not earthquake. Вопрос, конечно, дискуссионный, должен ли быть контроль за человеком, способным выдернуть скалу со дна морского, чтобы пропороть днище корабля, но может, кто во втором томе дойдет до таких дискуссии? Но тут я пас, мне и первого много было.

На самом деле, я закрыл бы глаза и на драму на пустом месте, и на уклон в однобокую социалочку вместо милых моему сердцу бабахов (пиарили-то там именно их!), и на «Хьюго», которую многие также спешать отнести к недостаткам, позабыв, видимо, что премия выдается по голосованию, а vox populi есть vox populi, если бы книга была написана мало-мальски читаемым слогом. Но у Джемисин шершавый, совершенно неудобоваримый стиль письма, который хуже даже чем стиль этой рецензии, к тому же она пишет в настоящем времени, а линия Иссун ещё и от второго лица! Нет, спасибо, ты не голодный.

Оценка: 5
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

От попытки ознакомиться с данной книгой у меня натурально чуть не разболелась голова.

Вообще-то я люблю оригинальные и необычные произведения. За нетривиальный мир и ярких героев я готов простить книге многое. Многое, но не все. В данном же труде сочетается ряд приемов, от которых я уже просто устал. Писательница, так сказать, несколько перегнула палку в попытках показать, какое у нее все тут необычное.

Повествование сразу разбивается на три ветки, по одной на каждую героиню. Причем в одной из веток нас сразу же пытаются забросать массой терминов, имен и понятий, так сказать рвут с места в карьер. Причем все эти детали скорее напоминают не цельную и хоть сколько-то логичную картину, а какое-то нагромождение фрагментов без явных логических связей и обоснований (те же тектонические катастрофы, которые просто должны были давно все уничтожить), из-за чего мир начинает казаться не столько оригинальным, сколько несуразным. А во второй используется редкий и не слишком любимой мною прием – повествование от второго лица. Такое неплохо может играть в небольших вставках, но как по мне, писать в такой манере – перебор. Усугубляется все это еще и тем, что писательница так сказать не слишком хорошо владеет словом, пролог вообще просто какой-то селевой поток мыслей.

В результате лично для меня книга скорее напоминает какое-то вычурное платье с показов мод, к тому же пошитое не слишком умелым модельером, что пытается выдать расползающиеся швы за оригинальное виденье. Да, на такое забавно посмотреть, обсудить его в кулуарах, представить на какой-нибудь показ жюри в каком-нибудь экзальтированном доме моды (а они может еще и грант какой выделят, то ли за «оригинальность», то ли чтобы не отстать от сиюминутных веяний текущей моды). Но вот использовать сие одеяние из трех вычурных и не слишком хорошо подогнанных друг к другу лет в повседневной жизни – нет уж, увольте. И удивить меня модельер не смогла особо своим фасоном (опять-так вспоминаем дедушку Толкиена и с его зеленым солнцем и необходимостью не просто городить запоминающееся и необычные элементы, но еще и озаботиться как-то тем, чтобы все вместе они более-менее функционировало), и носить это не слишком удобно. Не по мне эта одежка, в общем.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда видишь, что автор завоевал столько наград и еще больше номинировался на них — это настораживает. И наверное большинство книголюбов, которые взялись за прочтение романа... Особенно если это произошло в последнее время, и если это автор женщина пишущая про женщин и не совсем традиционные отношения. Причина не в том, что я против женщин или против нетрадиционных отношений, причина в том, что в последнее время эти все премии политизировались и следуют за общественным мнением. А общественное мнение далеко не всегда право. Совсем не всегда. Так вот, в кои-то веки я согласен со всеми западными критиками и теми людьми, которые номинировали автора на столько много премий. И вот почему —

1. Самое главное это то что содержание соответствует ожиданиям. Было сказано что это мир постоянных катаклизмов. Землетрясений, цунами, извержений вулкана, долгих зим и прочего. Это в наличии есть? Есть. Уже хорошо. Это одна из заявленных фишек автора. Которая тут есть.

2. Было сказано, что мир населен не только обычными людьми, но и людьми с способностями, которые хоть как-то могут управлять стихией, чтобы минимизировать последствия от катаклизмов. Есть? Есть. Кстати то, что они все же не могут остановить пришествие Пятых времен года, несмотря на впечатляющие способности, играет только на пользу. Иначе бы было неинтересно.

3. Повествование идет в трех временных линиях, которые постепенно «сближаются». Это позволяет.. (Хотя если я начну писать об этом дальше, неизбежно буду спойлерить).. Скажу лишь, что это очень удачный ход. Глубже проникаем в сам мир.

4. Вопреки моим впечатлениям от ознакомительного фрагмента, у автора оказался очень простой стиль изложения, язык проще говоря. Я уж боялся что предо мной Леви Тидхар очередной, только в фэнтези. Но нет, все оказалось лучше чем я ожидал.

5. Нетрадиционные отношения героев. Тут можно провести аналогию с Робин Хобб. И у одной и у другой, они описаны хорошо. Даже есть в этом описании какое-то благородство. Достоинство. При чтении про них — это не вызвало у меня отторжения или каких других чувств. Все воспринималось естественно.

6. Очень порадовало то, что мир не совсем фэнтезийный (тут есть и асфальт и другие чудеса современного мира) Что собственно странно. В том же Нефритовом городе Фонды ЛИ, я сетовал на то, что действие происходит в нетрадиционном фэнтезийном мире, мягко говоря. А тут мне это нисколько не мешало.

Что еще сказать.. Эту книгу я купил как раз перед тем как я потерял отца. Пришла она ко мне уже после того, как прошло совсем немного времени после потери. И эта книга помогла мне хоть немного отвлечься от реальности. Помогла хоть как-то свыкнуться с ней. Очень вовремя, одним словом. Эта книга помогла мне пережить довольно неприятные моменты моей жизни. Короче, я эту книгу буду помнить долго. Ведь для меня книги это еще и память. Память о тех временах, которые когда-то были но ушли. 9/10

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не понимаю как эта книга собрала столько наград, она откровенно плохая. У меня вообще сложилось впечатление, что ее писали несколько человек. Первая половина ещё более-менее, характеры и сюжет с горем пополам раскрываются и повествование складывается в цельную картину. Начиная со второй половины идёт какой-то лютый треш. Зачем-то введена линия шведской семьи, которая из канвы совсем выбивается. Я понимаю, что там это сейчас вопрос конъюнктуры, но не настолько же. Концовки просто нет, все подаётся урывками. Такое чувство, что вторую половину книги писали в попыхах, или вырезали две трети текста ради сокращения объема. Автора похоже чествуют за пол и цвет кожи, книга явно этого не заслуживает, тем более несколько лет подряд. 4 из 10.

Оценка: 4
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Джемисин используют фантастический жанр чтобы экстраполировать набор современных социальных проблем. Она создала мир, где регулярно (раз в 50-100) лет происходит небольшой геологический конец света (Пятый Сезон) — в ответ люди решили, что лучшим способом выживания станет набор жестких социальных и поведенческих условностей. Например, местное государство-империя требует, чтобы каждый житель принадлежал к какой-либо касте, жестко определяющих доступные роли и поведенческие практики. Скажем, если ты из касты Заводчиков (Breeders), то твоей основной задачей будет поддержание определенного числа жителей — через их... кхм... производство. Те, кто не хочет подчиняться этому порядку, становятся изгоями, и вынуждены в одиночку бороться с природными катаклизмами — и это не способствует выживанию. Такая своего рода радикальная мечта-утопия законченного консерватора.

В романе три героини — орогены, члены специфической касты, что-то вроде магов, способные управлять энергией (в первую очередь, земли) — показанные на разных стадиях взросления. Дамая, девочка, по большому счету, не знавшая родительской любви, но привыкшая за все бороться — попавшая в школу-дрессировочную, и пытающаяся найти собственное место. Такой вариант Эндера с похожими задатками — умением разрешать социальные конфликты, жестко разрубая основную их первопричину. Саенайт, молодая женщина, как многие подростки, злая на весь мир, наполненная протестом и желанием одиночества и драки со всем и всеми — она впрочем еще не осознала, что эта злость не что иное как стремление этот мир изменить. И, наконец, Эссун, взрослая женщина; муж которой убил их двухлетнего сына-орогена из-за классовой неприязни. Она отправляется в путь ради мести, но при этом остается матерью и банально взрослым ответственным человеком.

Джемисин, если верить ее биографии, была психологом по профессии, и это чувствуется в романе. Она использует знание людей, их нужд и желаний, чтобы показать, как с помощью понимания других можно решать проблемы и уничтожать социальные или расовые конфликты еще в зародыше. Кого-то из потенциальных читателей может отпугнуть сильный феминистический посыл, в распространенном формате: женщина может быть сильной, мужчина может быть слабым, и нет ничего необычного или страшного, когда герои играют роли, не соответствующие их гендерным ожиданиям. Но роман как раз и учит тому, что стоит попытаться разобраться в том, почему так мыслят другие люди.

Крутое сюжетное отличие «Пятого Сезона» еще и в том, что здесь герои, в отличие от традиционного канона, не стремятся вернуть мир в состояние статуса-кво, в котором он пребывал до начала истории — а наоборот всеми возможными силами пытаются устоявшуюся традицию перевернуть и разрубить.

Единственный серьезный недостаток, на мой взгляд, в книге это первые страниц где-то 30-50. Это довольно путаный мир, в котором непросто разобраться, и происходящие армагеддон или смерти не вызывают эмоционального отклика — ведь автору и миру ты, читатель, еще не веришь. Но стоит лишь пробиться через эти, возможно, чересчур пафосные первые страницы, и дальше психологическая точность, законченные главы-истории, нелинейные проблемы и методы их решения уже не отпустят так просто.

Оценка: 9
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История мира с замысловатыми геологическими процессами, которые превращают жизнь людей в чередующиеся периоды относительного благоденствия и «пятого сезона» (читай, армагеддон средней тяжести). Где-то на периферии болтаются развалины и артефакты загадочных цивилизаций прошлого.

Среди людей здесь встречаются те, кто обладает даром управлять геотермическими процессами вокруг себя. Официальный термин — Orogene. Вокруг них образовалась целая сопровождающая индустрия по отлову, обучению, контролю и выведению особо могущественных особей.

В книге три, рассказанные параллельно, сюжетные линии. Первая – девочка-orogene, история осознания враждебности мира и взросления. Вторая линия – молодая женщина, продвигающаяся по карьерной лестнице orogene, и её путешествие со своим «внеклассовым» наставником. Третья — женщина- orogene, совершившая попытку вырваться из системы, с целью пожить безмятежной человеческой жизнью.

Геологическое состояние мира мне показалось неправдоподобно нестабильным. Любая приличная планета давно развалилась бы до стадии полной необитаемости, а существование локальных участков спокойствия, в момент окружающего движения пластов, так и вообще трудно вообразить.

А сюжетные линии показались излишне «страдальческими». Автор, очевидно, рассказывает истории всяческого притеснения – расового, гендерного, социального, но мне трудно сопереживать персонажам, которые в поисках «простого человеческого счастья» творят что хотят, не задумываясь о последствиях.

В итоге, ничего особенно увлекательного, и следующий том притеснений читать не хочется, несмотря на завлекательный вопрос в последней главе.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх