fantlab ru

Николай Чуковский «Приключения профессора Зворыки»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.44
Оценок:
9
Моя оценка:
-

подробнее

Приключения профессора Зворыки

Повесть, год

Аннотация:

Ленинградский юноша Ипполит получает с купленными сосисками обёрточную бумагу с фрагментом дневника злодея Шмербиуса, замыслившего ужасную катастрофу планеты, и они с профессором геологии Зворыкой устремляются на его поиски. Преследование приводит в Сибирь, где друзья попадают в пустоты, ведущие в недра Земли, населённые обособленным народом, которым управляет император-сатрап...

Входит в:

— условный цикл «Аполлон Шмербиус»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Приключения профессора Зворыки
1926 г.
Приключения профессора Зворыки
2013 г.

Самиздат и фэнзины:

Танталэна
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Заключительная часть дилогии, написанная автором на раннем этапе творчества в двадцатилетнем возрасте, не менее оригинальна, чем первая. Передан дух эпохи начала 1920-х годов — профессор Зворыка всюду носит кожаный американский чемодан и обут в тупоносые американские ботинки (тогда обувь, среди прочего, купить было почти невозможно, и её получали по специальным ордерам); автор «с вдохновением» описывает запахи частной колбасной с её висящими над прилавком различными сортами душистой колбасы (в 1920-х и старшим и младшим Чуковским хронически не зватало денег на питание). Даже отрывочная запись, инициировавшая всю экспедицию, была написана на обёртке от вожделенных сосисок, кои так любил гротескный гигант Зворыка! А вот Шмербиус превратился в полного вегетарианца, но не избавился от своей патологической злости на весь мир. В Сибири, куда заносит героев ещё действуют целых два полка, хунхузский стрелковый и тянь-шанский саперный, во главе с золотопогонными офицерами, грабящие, в основном, мирные поезда. Вообще, повесть для юношества насыщена довольно мерзкими натуралистическими описаниями, например, того, как стая волков в считанные минуты обгладывает живого быка до белых костей, беготни по продавленным трухлявым гробам с мертвецами внутри и отрубленных полусгнивших голов на жердях, не говоря уже о вываливании наследного принца в зловонных помоях с последующим насаживанием его на кол. В ранние 1920-е такое проходило цензуру и издавалось для подростков(в частных издательствах), а позднее не напечатали бы подобное. «Зворыка» издан в КУБУЧе(аббревиатура-Комиссия по улучшению быта учащихся...), где К.И.Чуковский руководил отделом детской литературы, — отсюда и протекция сыну...

С середины повести сюжетная линия резко меняется и уводит нас под землю, где обнаруживается целая замкнутая цивилизация, некая феодальная сатрапия, управляемая императором Мантухассаром, носящим вместо короны золотого дракона на голове.. Здесь прослеживается влияние Ж.Верна «Путешествие к центру Земли» (лес из гигантских грибов(рисунок на обложке), плот и подземные реки), английских хроник эпохи Генриха VIII (отрубленные головы строптивых подданых вдоль лестниц). Хочу отметить, что фантазия автора здорово рисует подземные города с многоэтажными домами и многоярусными улицами, вырубленными в граните и освещёнными разноцветными фонарями; невероятно гигантскую статую, на ладонях которой находится дворец императора, а голова практически выходит к поверхности земли. У меня описание подземной жизни вызвало ассоциации с Древним Египтом и одновременно с Англией 16 века.

Н.Чуковский долго искал свой литературный стиль, пробуя всякое, а отец давал ему самые разные советы и помогал своими связями. Вот отрывки из их переписки.

Отец: «Коля, милый, пиши детскую вещь, приглядывайся к детям и постарайся подмечать их методы мышления, их вкусы. Клячко издаст твои детские стихи с удовольствием. К Максимилиану Александровичу едет Чехонин, вот тебе и иллюстратор. Детская книжка даст тебе ренту...» (Лев Моисеевич Клячко (1873-1934) был владельцем одного из кооперативных издательств Ленинграда — «Радуга» (1922-1930), где вышла «Танталэна»; Волошин Максимилиан Александрович — известный поэт и меценат; Чехонин Сергей Васильевич (1878-1936), художник, книги Н.К. Чуковского не иллюстрировал).

К.Чуковский отговаривал Николая от ранней женитьбы: «...Я не намерен влиять на будущий стиль твоей жизни, — но, милый, я вдвое старше тебя, много видел людских отношений — и мне кажется, ни Марина, ни ты — не уважаете единственной вещи, с которой вы вступаете в жизнь — твоего поэтического дарования. Если ты в этот год опошлеешь, сузишься, обнищаешь душой — ты никогда, никогда не наверстаешь утраченного. 20-21 год — решающие в жизни человека... Женившись, ты сейчас же принужден будешь думать о скучных вещах, о копейках и тряпках — и тогда прощай поэт Н. Чуковский!»

Николай ответил отцу: «...Я живу в Калуге у необыкновенно скучных и глупых людей. Калуга после волжских городов — просто гнусная яма. Жду не дождусь, когда наконец переедем в деревню, хотя здесь у меня есть отдельный домик в прекрасном саду, где я пишу «Разноцветные моря». Повесть двигается быстро, и если выйдет так, как я хочу, я отрекусь от всех Куков и Зворык. Но кажется, все в ней звучит фальшиво...»

Автор говорит здесь о своих повестях для детей «Приключения профессора Зворыки» (1926) и «Капитан Джеймс Кук» (1927), а «Разноцветные моря» — детская повесть о детях, укравших из кооперативного склада чернила разных цветов, чтобы, вылив их в воду, получить «Чёрное, Красное и Белое» море. Его, вероятно, тяготило написание фантастики и повестей-хроник, и автор разрабатывал другие области литературы. Больше он к фантастике не возвращался, и сейчас в нашем распоряжени только две этих повести. Жаль, он со своей фантазией мог бы создать ещё нечто экстравагантное и увлекательное для чтения, но, в конце концов, утвердился в реалистической прозе отвечавшей «социальному заказу» того времени. Вероятно, сильное влияние на него оказал отец, имевший очень непростую судьбу, который, судя по переписке, надеялся на подержку Николая в старости, но сам пережил троих из четырёх своих детей, в том числе и старшего (Николая) на 4 года. Интересно также, что, несмотря на всю популярность Корнея Ивановича, Н.К. Крупская очень негативно была настроена к его творчеству, называя это «чуковщиной», которая пичкает детей Крокодиловичами, всякой вредной мутью». А пионеры-то 1920-30 гг. любили Корнея Чуковского как раз за приписанных ими же его перу «Зворык и Куков», в действительности созданных Николаем (см. мой отзыв на повесть «Танталэна»)! За эту самую «чуковщину» и «муть»...

«Зворыка» прекрасно проиллюстрирован талантливым художником В.Троновым (см. описание издания 1926 г.), что удалось узнать только благодаря указанию на художественной обложке. Найти этот вид обложки было непросто (в РГБ есть три экземпляра, но все они со шрифтовым вариантом обложки, и чтобы в этом убедиться, пришлось там побывать трижды). Все эти мягкие ленинградкие издания 1920-х гг. благополучно канули «в лету» и были переизданы только недавно. Дилогия читается очень легко и не объёмиста, поэтому предполагаю, что этот отзыв пополнил ряды ею заинтересовавшихся, которые сами составят по прочтении своё мнение, благо, что текст есть в сети.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я бы сказал очень веселая приключенческая книжка с небольшими элементами фантастики. Всё, что меня привлекло в этой повести, это стиль письма: весёлый, бесшабашный, много юмора, смешных сцен и ситуаций, наивные и нереалистичные поступки, но они не режут слух, ибо понимаешь, что автор просто прикалывается. Жаль, что на фантастику автор практически не обратил внимание.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх