fantlab ru

Варлам Шаламов «Колымские рассказы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.55
Оценок:
232
Моя оценка:
-

подробнее

Колымские рассказы

Условный цикл, год; цикл «Колымские рассказы»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 25
Аннотация:

Эта книга — одно из самых удивительных явлений советской и мировой литературы. Без героев Шаламова образ народа в литературе был бы существенно неполон. Возможно, в недалёком будущем этот цикл рассказов займёт подобающее ему место в составе многотомной «Хрестоматии по истории СССР».


Содержание (части, тома): по порядкупо годупо рейтингу


7.91 (159)
-
1 отз.
8.35 (176)
-
3 отз.
8.05 (151)
-
8.46 (135)
-
1 отз.
8.41 (142)
-
8.15 (121)
-
7.90 (135)
-
  • «Кант»  [= Кант] (1966), написано в 1956  
7.79 (114)
-
8.52 (131)
-
2 отз.
8.02 (114)
-
8.20 (131)
-
1 отз.
8.47 (130)
-
1 отз.
8.21 (112)
-
7.79 (107)
-
1 отз.
7.95 (108)
-
8.49 (139)
-
3 отз.
  • Хлеб (1968), написано в 1956  
8.33 (106)
-
1 отз.
8.22 (127)
-
1 отз.
8.04 (109)
-
7.79 (103)
-
7.50 (103)
-
7.78 (106)
-
7.75 (121)
-
8.21 (110)
-
7.96 (117)
-
1 отз.
7.73 (118)
-
1 отз.
8.35 (108)
-
7.71 (102)
-
8.42 (124)
-
2 отз.
7.52 (108)
-
1 отз.
8.26 (102)
-
1 отз.
7.94 (124)
-
8.37 (136)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

«Театр FM», 2004 г.


Награды и премии:


лауреат
Литературная премия "НОС", 2010 // НОС-1973 (Выбор зрительного зала)

Номинации на премии:


номинант
Литературная премия "НОС", 2010 // НОС-1973

Похожие произведения:

 

 


Колымские рассказы
1978 г.
Рассказ-88
1988 г.
Зарок
1989 г.
Воскрешение лиственницы
1989 г.
Левый берег
1989 г.
Рассказ 89
1990 г.
Воскрешение лиственницы (том 1)
1990 г.
Шоковая терапия
1990 г.
Недолгое пребывание в камере пыток
1991 г.
Колымские рассказы
1991 г.
Колымские рассказы
1991 г.
Колымские рассказы (книга первая)
1992 г.
Русские цветы зла
1997 г.
Русские цветы зла
2001 г.
Русские цветы зла
2002 г.
Колымские рассказы
2003 г.
Русские цветы зла
2004 г.
Варлам Шаламов. Колымские рассказы
2004 г.
Антология самиздата. Том 1. Книга 2
2005 г.
Русский рассказ XX века
2005 г.
Колымские рассказы
2005 г.
Колымские рассказы
2007 г.
Колымские рассказы
2007 г.
Колымские рассказы
2007 г.
Колымские рассказы
2008 г.
Колымские рассказы
2008 г.
Колымские рассказы
2008 г.
Колымские рассказы. Стихотворения
2008 г.
Колымские рассказы
2009 г.
Колымские рассказы
2009 г.
Колымские рассказы
2009 г.
Колымские рассказы. Левый берег
2010 г.
Преодоление зла
2011 г.
Колымские рассказы
2013 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 1
2013 г.
Колымские рассказы
2014 г.
Русский жестокий рассказ
2014 г.
Колымские рассказы
2015 г.
Колымские рассказы
2015 г.
Колымские рассказы
2015 г.
Избранное в двух томах. Том I
2016 г.
Колымские рассказы
2016 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.

2017 г.
Колымские рассказы
2019 г.
Колымские рассказы
2019 г.
Колымские рассказы
2020 г.
Колымские рассказы
2021 г.
Колымские рассказы
2021 г.

Периодика:

Сельская молодежь 1987'07
1987 г.
Новый мир № 6, июнь 1988 г.
1988 г.
Подвиг
1989 г.

Аудиокниги:

Колымские рассказы
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Portable Twentieth-Century Russian Reader
1985 г.
(английский)
The Portable Twentieth-Century Russian Reader
1985 г.
(английский)
The Portable Twentieth-Century Russian Reader
1993 г.
(английский)
Kolyma Tales
1994 г.
(английский)
Tigerliebe. Russische Erzähler am Ende des 20. Jahrhunderts
1995 г.
(немецкий)
The Penguin Book of New Russian Writing: Russia's Fleurs du Mal
1995 г.
(английский)
Руски цветови зла
1999 г.
(сербский)
The Portable Twentieth-Century Russian Reader
2003 г.
(английский)
Антологиjа руске приче XX века. Том II/1. На пола пута до месеца (од Паустовског до Воjновича)
2004 г.
(сербский)
Антологиjа руске приче. XX век. Књига 3
2020 г.
(сербский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот настоящие ужасы. Кинг, Лавкрафт, Кунц просто дети неразумные по сравнению с этим. Это выше каких-то оценок. Очень тяжелая книга.

Оценка: нет
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я человек впечатлительный, даже очень. Но рука потянулась читать «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, как только книга появилась на моей полке. Я был не готов. Даже очень.

Чтобы всерьёз взяться за этот цикл произведений нужно к этому или серьёзно настроиться, или просто нырнуть с головой, не задумываясь особо, а что там ждёт на страницах… А ждать вас там будет голод, холод, боль и унижение.

Варлам Тихонович рассказывает даже не о жизни изнутри лагеря, он рассказывает о жизни изнутри человека, живущего в лагере. Не особо вдаваясь в порядки, иерархию, законы и т.п. Автор делает акцент на переживаниях людей отбывающих срок на Колыме. Нет, о порядках и законах будет, но лишь для того, чтобы нам было понятно, почему и зачем так чувствует заключённый. Да и переживаниями, если честно, это назвать трудно. Какие там переживания, если души выгорели, или вернее сказать выморозились до еле заметной нити, которая удерживала людей от суицида.

Рассказы нельзя читать залпом – такой поток отрицательных эмоций выбьет вас из колеи резко и больно. Рассказы нельзя читать дозировано – малые порции в длительное время вгонят вас в уныние и депрессию. Вопрос: как же читать эти истории? Ответ: этих историй не должно быть вообще! Не в одной из вселенных, не в одной из правд или вымыслов.

Шаламов никого не обвиняет, и даже находит место лирике и черному юмору. Но, наверное, именно это подчёркивает, насколько это страшно.

Я всегда верили в торжество справедливости. На земле или выше – без разницы. Именно эта вера нам часто помогает справиться с жизненными трудностями. Но в «Колымских рассказах» этой вере нет места. И спорить с аргументами рассказчика бесполезно. Он там был, а его правду проверить нам не по силам.

Трудно было читать про людей в погонах. Ещё труднее про блатных. Руки дрожали от злобы и омерзения. Если у кого-то ещё остались романтические представления созданных нтвшными детективами о «ворах» — то, надеюсь, вам эта книга попадёт в руки, и у вас хвати смелости прочитать её.

Нужен какой-то заключительный абзац или хотя бы предложение. Этакое подведение итога отзыва. Но я ничего не в силах сказать… Ничего.

Господи, не дай такой судьбы никому.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главная тема «Колымских рассказов» — существование человека в нечеловеческих условиях. Писатель воспроизводит виденные им неоднократно ситуации и атмосферу безысходности, морального тупика. Состояние героев Шаламова приближается к «зачеловеческому». Заключенные каждый день теряют физическое здоровье и рискуют расстаться с психическим.

Тюрьма отнимает у них все «лишнее» и ненужное для этого страшного места: их образование, опыт, связи с нормальной жизнью, принципы и моральные ценности. Шаламов пишет: «Лагерь — отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели — инженеры, геологи, врачи, — ни начальники, ни подчиненные. Каждая минута лагерной жизни — отравленная минута. Там много такого, что человек не должен знать, а если видел — лучше ему умереть».

Рассказы Шаламова стали, с одной стороны, пронзительным по силе документальным свидетельством кошмаров лагерной жизни, с другой — философским осмыслением целой эпохи. Тоталитарная система представляется писателю тем же лагерем.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взяться за «Колымские рассказы» решил после задержания Протасевича в Беларуси — не то, чтоб это было совсем одно и то же, но кто-то посоветовал почитать про то, куда может зайти система. И куда она не так давно заходила.

Текст очень сильный и, что больше всего поразило, — написано как для лагерной тематики очень легко. Такой себе блог про ГУЛАГ. Но реалии раскрывает более чем.

Особенно впечатляет установка не планировать жизнь дальше, чем на день-два, потому что этой жизни может и не быть.

А о искренней ненависти к блатарям и блатным законам неплохо бы почитать всем фанатам АУЕ и прочей зоновской романтики.

В общем, актуальные и сегодня рассказы без хеппиенда.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эти рассказы напомнили мне истории о севере Джека Лондона, которые я очень любил в детстве. Только у Лондона люди оставались людьми до конца, у Шаламова же люди перестали быть людьми, они растоптаны, изничтожены, расчеловечены. Они уже не думают даже о том, как выжить, неукротимый зов к существованию инстинктивен, подсознателен, надчеловечен. Недаром автор неоднократно сравнивает эти ощущения с ростом деревьев и кустов — организм просто не может по-другому. Так и существуют эти организмы день за днём, не глядя дальше за горизонт. А уж чтобы подумать о временах, когда настанет миг освобождения из мест лишения свободы — о том даже и заикаться не стоит. Будет ли оно? С нами ли? Такими бы вопросами могли задаваться герои Шаламова, не будь они смертельно измотаны.

Однообразие сюжетов и ситуаций несколько утомляет своей рядовой, каждодневной бытовой чернухой, к концу книги это начинает приедаться. К тому же, некоторые герои повторяются в разных рассказах.

При этом хотел бы отметить удивительную беззлобность повествования — на неё уже не достаёт сил. Про советскую власть не сказано и вовсе ничего, как и нет совершенно никакой рефлексии относительно причин попадания в лагерь.

Блатному миру тут тоже почти не уделено никакого места, в отличие от «Очерков преступного мира», которые мне, кстати, показались более цельным произведением, и идейно, и повествовательно.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какой же я молодец, что намеренно решил читать этот цикл зимой. Иногда даже на голодный желудок! Тем самым обеспечил себя полным погружением, практически 5Д!

Если кратко, то вот облако тегов по этому сборнику рассказов: живые рассказы неживых людей; нерв; холод; голод.

Прекрасно осведомлен, что «Колымские рассказы» куда обширнее, чем одноименный подцикл, и включает в себя также сборник рассказов «Левый берег», «Артист лопаты», Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы» и «Перчатка, или КР-2». Но уж очень хотелось поделиться мнением о новом, открытом для меня авторе и о замечательном цикле. Плюс надо понять, почему огромный цикл составлен из таких подсборников, отличаются ли они чем-нибудь? Несут ли общую идею и являются ли разными гранями одного кристалла?

Рассказы сборника градируются у меня так: понравились или ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛИСЬ. Средняя оценка — 8,64.

Данный сборник рассказов для меня стал чем-то вроде азбуки выживаемости, учебника по тому, как ценить малое, наслаждаться каждой незначительной крупинкой и радоваться любому счастью, независимо от размеров — будь это пара дней наряда в кузнице, в плотницкой, защищенной от ледяных порывов ветра в минус 50, или аромат хлеба, будоражащего ноздри. А то и половина селедки, более жирная, чем несколько дней назад. СЧАСТЬЕ В МАЛОМ!

Этот цикл — некая грань закалки сильной личности, подобно тому, что мы читали в «Как закалялась сталь» Николая Островского, но по ту сторону отношения к СССР. Если герой «КЗС» перебарывал всё ради Родины и строя, то герой «Колымских рассказов» — ради жизни, чтобы жить, чтобы выжить, черт подери! Само собой, условия, в которых — и благодаря чему — он оказался в Колымских лагерях, не подразумевают благодарность Родине, но я бы хотел заострить внимание на силе духа и личности человека, а не на том, как можно поругать те года, когда многих заметали на долгие годы и ломали им судьбы.

Нам предстоит ознакомиться со множеством аспектов жизни осужденных в морозных колымских лагерях, отведать все тяготы и страдания голодающих людей, недополучающих пайку и подвергшихся адским условиям труда с жуткими и невыполнимыми нормами выработки в сутки. Осмотрим лагерную жизнь глазами автора со всех сторон. Наверное, дальнейшие сборники еще больше расширят представление и понимание о тяжести и подноготной того периода, но 150 страниц этого сборника на данный момент мне хватило более чем, дабы проникнуться и составить промежуточное начальное мнение.

Нас ожидает множество неожиданных концовок с подлыми убийствами и убийствами необъяснимыми, концовки с психологическими спадами и истериками — понятное дело, учитывая контингент и условия, в которые он помещен — рубка дров, долбление мерзлой земли, добыча золота и иные нужды, в том числе и хозяйские.

«Природа на Севере не безразлична, не равнодушна — она в сговоре с теми, кто послал нас сюда».

Сборник не покидает холод. Люди находятся в таком отчаянии, что готовы выдавать себя за плотников, ими не являясь, лишь бы хоть день-два пересидеть в теплом здании. Люди становятся полностью адептами фатализма, что будет, то будет, и любое виляние судьбы в сторону комфорта воспринимают как подарок богов. Очень тяжело читать об этом. При этом вовсю демонстрируется воля к жизни, особенно со стороны главного героя, что списан с самого автора, и тем не менее, сила духа желающего жить человека, сопротивляющегося физическому, моральному и бытовому гнету, велика. Но иногда, конечно, условия вынуждают их на жуткие вещи.

Зеки все, как один, ждут весны, и это тоже проходит красной нитью через рассказы. Весна — время перемен, убывающих холодов, это время счастья, стало быть, тепла, благости. Даже заключенные не лишены ожидания чуда с приходом весны. Очень жаль таковых людей. Они радуются любой мелочи, любой несущественной подачки, как забитые и голодные собаки, коих извечно шпыняют и охаживают кнутом и грубым словом, что недалеко ушло от их бытия. В пелене равнодушия они радуются мелочам навроде обещанной вечером затяжки табаку или премиальной буханки хлеба. И уже как будто помирать не хочется. Многие, особенно те, кто постарше, условий не выдерживают и идут вешаться или рубить себе отмороженные на руке пальцы, чтобы не работать на морозе, тягая бревна или орудуя лопатой или киркой.

В сборнике полно мрачной безнадеги, страха, но вместе с тем и фатализма, смирения с судьбой. Люди тупо ломаются и устают жить.

В череде жестких рассказов иногда прослеживаются по-настоящему литературные, поэтические, как, например, в «Ягодах» — только по-настоящему голодный человек способен так вкусно описывать всего-навсего сморщенную ягоду голубики. Или рассказ «Хлеб» — про отношение к свежему хлебу и ужасу, что пекарь способен выкидывать в печь не самые лучшие буханки, не такие свежие. Представляете ужас для того, кто мечтает круглыми сутками хоть о краюхе? Культурный шок, не иначе! А описать холодную порубленную надвое селедку так, чтобы потекли слюнки? Тоже ведь талант нужен. И цена еды. Туда же можно отнести рассказ «Стланик» об очередной зарисовке северной природы, выстреливающей после длительной описательной завязки последним циничным предложением, словно перекрывающим всё то, что было написано ранее. Но оно как бы неизбежно, и винить нашедшие в стланике плюсы зека нельзя. Отчего на душе горечь и никакого предательства к восхваляемой красоте и силе стланика, ибо первичные потребности, как ни крути, сильнее.

Вообще, смерть витает практически в каждом произведении: она либо приближается, либо где-то рядом, либо уже настигнувшая товарищей или еще кого-то, сошедшего с ума. И люди не планируют существование дальше нескольких дней.

Запомнилась цитата про собаку: «Каждому из пятидесяти хотелось ее погладить, приласкать и собственную свою тоску по ласке рассказать, передать животному».

Рассказ «Заклинатель змей» — один из тех, что раскрывается по прочтении. Вроде читаешь о начитанном арестанте, который выжил только благодаря своей начитанности и знанию длинных произведений, за счет чего и стал неприкосновенной элитой, и понимаешь — до чего ж метко назван рассказ.

А когда люди по собственной воле рубят пальцы, вскрывают вены и бегут топиться в ледяную воду? Каково? А когда дуреют от холода и в бараке воруют тушку поросенка, запираются в комнате и, понимая, что за это его расстреляют, всё равно едят замороженную тушку поросенка сырьем просто потому, что уже НЕВМОГОТУ? Каково, м?

В общем, сборнику твердейшая десятка, ледяная такая, пусть и не все произведения достойны в моей шкале ценностей высшего балла. В совокупности, в комплексе это великая и трагичная история о личности и тяжелейших условиях, о гнёте режима, об участи осужденных. С удовольствием продолжу знакомиться с творчеством Шаламова дальше, но не сейчас. Скоро весна, и я, вместе с осужденными в Колыме, жду какого-то счастья.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я знал об этом писателе только по фильму Досталя «Завещание Ленина». Взяться за его прозу я не решался, у Шаламова всё – о его лагерной жизни на Колыме. А у меня патологическое отвращение ко всему, что связано с тюрьмами, зонами. Но я себя заставил и стал читать. Не пожалел и не разочаровался. Прочёл на одном дыхании пять его книг. Особенно хочется выделить «Колымские рассказы». Ничего не придумано, не взято с потолка, не создано в приступе вдохновения. Одна сплошная страшная и жуткая правда, волосы от которой на голове дыбом встают. Каждое слово высечено на камне, каждая буква написана кровью, каждая мысль выражена сквозь немыслимые пережитые самим автором страдания. Очень много предложений, в которых заключено слишком много человеческого опыта, опыта не для всех…

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые, как ни странно, я познакомился с «Колымскими рассказами» Шаламова по ...вражьим голосам в советское время. Сквозь вой глушилок по «Радио-Свобода«я слушал рассказ «Серафим». О простом человеке, который для системы условная единица. О том, что никто из нас в этой стране не защищен от того, что по чьей-то воле ты можешь лишиться всего:свободы,жизни... Не знаю, изучают ли в школе рассказы Шаламова. Но это было бы одной из лучших прививок для человека против всяких -измов, против всяких вождей, зовущих в трясины своих идей.

А западные фантасты действительно пишут детские страшилки по сравнению с Шаламовым. Например, Жозе Сарамаго со своей «Слепотой». Да в ГУЛАГе это было десятилетиями

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх