fantlab ru

Ричард Морган «Чёрный человек»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.39
Оценок:
504
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрный человек

Black Man

Другие названия: Thirteen

Роман, год; цикл «Чёрный человек»

Аннотация:

Карл Марсалис — тринадцатый, плод генетических экспериментов, человек, созданный для сражений в последних конфликтах XXI века. Но после второй гражданской войны в США, после раскола Северной Америки на три государства, после голодных бунтов и восстаний на Земле наступил мир, и тринадцатых стали считать опасными мутантами. Кого-то казнили, немногие стали работать на правительство, но большинство сослали на Марс. Когда в Тихий океан падает космический корабль, а внутри обнаруживают изувеченные и наполовину съеденные трупы, полиция приходит к выводу, что один из тринадцатых сбежал из марсианской колонии, и теперь на Земле оказался опасный психопат, каннибал и серийный убийца. Его мотивы неясны, поступки необъяснимы, а жестокость невероятна. Не в силах найти или даже понять столь страшного противника полиция прибегает к помощи охотника за тринадцатыми — Карла Марсалиса. Он еще не знает, что с этим делом далеко не все так просто, а расследование вскоре обернется настоящим кошмаром. Оно проведет Карла по всему дивному новому миру и вплотную столкнет с вопросами о том, где же кроются истоки человеческой жестокости и можно ли вырваться из плена собственных генов.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2008 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2007 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 4-е место

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2008 // Роман

номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2009 // Роман (Великобритания)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Научная фантастика года

номинант
Вавилонская рыбка / Babel Fish, 2020 // Выбор жюри. Произведение (Перевод с английского Ольги Кидвати)

Похожие произведения:

 

 


Черный человек
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Вариант 13
2007 г.
(болгарский)
Black Man
2007 г.
(английский)
Black Man
2007 г.
(английский)
Thirteen
2007 г.
(английский)
Black Man
2007 г.
(английский)
Skorpion
2007 г.
(немецкий)
Trzynastka
2008 г.
(польский)
Trzynastka
2008 г.
(польский)
Thirteen
2008 г.
(английский)
Black Man
2008 г.
(французский)
Varianta 13
2011 г.
(чешский)
Black man
2011 г.
(французский)
Musta mies
2011 г.
(финский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга хороша. Тут тебе и экшн и диалоги, и детектив и авторская идея. И все это написано весьма уверенно (Моргану очередной плюс).

Книга по сути о матриархате и патриархате. Споры и рассуждения интересны, это далеко не «повесточка».

Всё остальное — увлекательная фантастическая оболочка.

Прям таки удивительно, что в наши дни можно найти книги, которые можно увлеченно читать.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга Моргана, за которую я взялся. «Видоизмененный углерод» стал для меня хорошим глотком киберпанка. Антураж у романа великолепный, а вот его детективная составляющая, как по мне, немного барахлит. «Черный человек» — это тоже, мне на радость, киберпанк. Тоже фантастика, тоже боевик, тоже детектив. Но только не про Такеси Ковача, а про Карла Марсалиса, генетически модифицированного человека с черной кожей.

У «Черного человека» просто неимоверно крутая завязка. Марс колонизирован и там работают те, кто отбывает наказание или же те, кто просто ищет приключений. Попасть на Марс легко, а вот вернуться на Землю практически невозможно. Челнок, летящий с Марса на Землю при каких-то странных обстоятельствах упал в океан. Спасатели, которые первыми нашли челнок, обнаружили, что криокамеры раскрыты, а люди, которые там находились, были частично съедены каким-то каннибалом. Самого каннибала нету, он сбежал и, судя по всему, сейчас где-то бегает по улицам города. Вопросов у полицейских море. Как так получилось, что посреди полета кто-то выбрался из камеры? Почему на это не отреагировала система слежения челнока? Почему в списках экипажа не было того, что собственно «ожил» и съел других людей?

У «Черного человека» и «Видоизмененного углерода» есть общие черты. Не понимаю, почему Ричард Морган решил поставить своих героев в одну и ту же ситуацию без вариантов? ГГ находится в полной безвыходной ситуации (в ЧЧ Марсалис находится в тюрьме, до которой он выполнял роль наемника), его находят службы и говорят — либо ты дальше сидишь в безвыходной ситуации (в тюрьме Марсалиса процветает расизм, а он, на минутку, черный), либо мы помогаем тебе выбраться из тюрьмы, но помогаешь нам. Естественно, Марсалис выбирает меньшее из двух зол. Задача черного человека понятна — помочь найти того, кто сбежал с Марса. У них даже общее есть — они оба генномодифицированы и возможно даже знают друг друга (Марсалис тоже был когда-то на Марсе).

Первые страниц 200 я получал наслаждение от чтения, т.к. тут мне было все, что я люблю — бесчинства маньяков, боевик, киберпанк. Даже странно было, почему на Фантлабе средняя оценка всего 7,4. Вроде же примерно все то же самое, что было и в «Видоизмененном углероде»?

А вот дальше накал начал падать. Я все же стал забывать, что перед нами в первую очередь детектив, с которым я до сих пор как-то на «вы». Марсалис обзаводится помощниками (знойная сексапильная девушка с турецкими корнями и бывший ревнивый коп), ходит по локациям, спрашивает у возможных причастных, знают ли они что-нибудь о Марсе и мутантах... Морган параллельно основному сюжету рассказывает о мире будущего. Америка распалась на 2 части — Штаты Кольца (продвинутая, современная) и Иисусленд (странная отсталая часть, помешанная на религии). Общество не сильно отличается от нашего. Элитные проститутки называются бонобо, поэтому часть мужчин обходятся спокойно их услугами, даже несмотря на наличие жены. Черным живется плохо, их никто не любит. Мигрантов тоже никто не любит (в том числе и марсиан). Миром, как обычно, заведуют богатые бандиты, которые в угоду своих амбиций могут пойти по трупам. И в какой-то момент мне показалось, что книга даже не столько о самом происшествии, сколько о людях, обществе, идеях. Персонажи любят друг с другом поговорить, рассказать о своих страхах, мечтах, желаниях. И все это жутко растянуто на целых 896 страниц. Затянуто, правда затянуто. А когда еще детектив начал терять нить повествования... Когда людоед оказался всего лишь красивой картинкой с обложки, то стало как-то совсем грустно. Главные злодеи, когда их прижимают к стенке, просят слушателей взять стульчики, сесть кружком, как в садике, и начинают свои слезливые рассказы о том, что все так получилось во благо, ибо по-другому было бы плохо всем, поэтому надо понять и простить. Ну что за детский сад...

За хорошее доброе начало и неожиданный поворот ближе к концу (Морган, ну как так, после многообещающих постельных сцен) поставил роману 7. Но все могло быть гораздо лучше, если бы история про лютого людоеда продолжилась...

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно увлекательный боевик (крутой детектив) в фантастическом антураже недалекого будущего. Главный герой, по повадкам весьма напоминающий Майка Хаммера, ну или Джека Ричера, только черный и генно-модифированный , крошит негодяев приемами боритсу, ой, таниндо (боевое искусство, разработанное для гравитации Марса), успевая позаниматься сексом и регулярно информировать своих собеседников чем он, тринадцатый, от них, губожёвов, отличается. Устройство мира раскрывается через диалоги персонажей, которые ведут их зачастую в самых неподходящих ситуациях, и этот авторский прием достаточно быстро начинает утомлять. Написана книжка явно с прицелом на возможную экранизацию: живописные локации в разных частях света, описания различных стычек (переводчик позабавил выражением «дал подсечку») с непременным объяснением «почему я хочу тебя убить» от главгада (просто убить не комильфо же) — сериал по ней мог бы получится шикарный :-), точно бы стал смотреть.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Занятная вещь прочтение отзывов о только что прочитанном произведении (но никак не «до«!) — сколько смыслов каждый человек открывает, одному ему ведомых и близких.

Касательно романа — однозначно зашёл, если не придираться (но я и не собираюсь этого делать). Также отмечу, что я не особый поклонник киберпанка, но тем не менее это не помешало наслаждаться чтением.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В сущности этот роман — вообще не фантастика. Это нуарный детектив, причем очень слабенький, если сравнивать с классиками нуара, вроде того же Чейза. Фантастика же здесь маячит где-то далеко на заднем плане и заключается только в том, что главный герой — не совсем человек. Если фантастическую составляющую убрать, вообще ничего не изменится.

Но больше всего расстраивает то, что Морган занимается самоплагиатом, и если вы читали «Видоизмененный углерод», то вы найдете здесь много общего. Это касается и образа главного героя (не совсем человек, который раньше был как бы по ту сторону закона, а теперь как бы по эту), и некоторых сюжетных линий, целиком перенесенных из «Углерода». Возможно, по двум произведениям судить не стоит, но мне Морган показался автором одного романа, который он переписывает с небольшими вариациями.

В общем, к прочтению не рекомендую, и к творчеству Моргана лично я возвращаться не собираюсь.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Космический корабль «Гордость Хоркана» с полным трюмом колонистов, завершивших трудовую вахту на Марсе, не добрался до места назначения. Вместо того чтобы сбавить ход на орбите Земли и пришвартоваться к посадочной мачте, межпланетный грузовик по пологой дуге рухнул в океан неподалёку от берегов Северной Америки. Выживших не осталось — но убила их не аварийная посадка. Погружённых в криогенный сон людей прикончил каннибал, тайком пробравшийся на борт и разнообразивший своё меню в полёте свежей человечиной…

«Чёрный человек» — это масштабный киберпанк об охоте на сбежавшего маньяка-мутанта, который постепенно перерастает в историю полную политических интриг и неожиданных поворотов. Помочь полиции поймать «пришельца» должен такой же геномодифицированный человек Карл Марсалис. Книга получилась объёмной и очень насыщенной, она вобрала все лучшее из «Видоизменненного углерода» и добавила философский вопрос «что значит быть человеком?».

Instagram: @detective.book

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Выбрала его к прочтению, так как он занесён в одну серию книг совместно с Ложной слепотой Уоттса... Думала, уровень научной фантастики тот же... Ошиблась.

Единственное, что есть в чёрном человеке черного, это пигментация его кожи. Ожидала что-то метафоричное, душа там чёрная или что-то вроде, личностную драму какую-то. Но нет, как бы автор ни пытался, этого нет.

Чтобы узнать, стоит ли браться за это произведение, нужно правильно поставить перед собой вопрос — для чего мне его читать?

- если хотите фантастический сеттинг в виде технологичных побрякушек, не несущих в себе особой сюжетной роли

- если хотите много постельных сцен, в которых почти каждый персонаж каким-либо боком задействован

- если помешаны на толерантности и вам важно, чтобы характеристики персонажей книги были прописаны по матчасти

- если интересен лёгкий детективчик

- если хотите расслабиться в спокойном красиво построенном тексте и подремать через четверть часа после начала чтения

Я искала научную фантастику потверже, чем

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
половой орган Скотта в полости Рен
, поэтому мне данное произведение не подошло.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достойная однократного прочтения вещь.

По построению это детектив, с добавлением фантастики. Немало интересных, афористичных мыслей. Сюжет довольно увлекательный. Сюжетная линия выстроена неплохо, запоминающиеся герои, внутренная логика присутствует.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

С творчеством Ричарда Моргана я знаком по «Видоизмененному углероду». Между двумя этими романами довольно много общего: насилие, цинизм, нетерпимость и цензурная брань. Возможно, кого-то это и отпугнет, но точно не меня.

История нам рассказывает о далеком будущем – самом начале XXII века. Человечество очень далеко шагнуло вперед в плане научно-технического прогресса. Марс давно колонизирован и напоминает земные колонии XVII — XVIII веков: туда ссылаются все неугодные или же специалисты высокого уровня за большие зарплаты. Человечество давно активно экспериментирует с геномом человека, создавая всевозможных мутантов. Результат не всегда получается таким, как ожидалось.

Главный герой, Карл Марсалис, как раз один из подобных мутантов, а именно «Модификация 13». Тринадцатые, как их чаще называют, были изначально созданы, как универсальные войны: они быстры, сильны, умны, лишены привязанности и сомнений, независимы. До определенного времени они использовались правительством в локальных военных конфликтах. Когда надобность в тринадцатых отпала, они стали проблемой для этого самого общества: машины для убийства, разгуливающие по улицам и обладающие собственной изощренной моралью. Стоит хотя бы отметить, что обычных людей они называют губожёвами, сравнивая с жвачными животными. В итоге тринадцатые были согнаны в резервации или отправлены на Марс.

Действие романа происходит в Америке, которая тоже претерпела определенные изменения. Единая страна распалась на две части: развитые Штаты Кольца и отсталый Иисусленд. Эти новые государства не особо ладят и частенько борются за влияние.

Завязка романа состоит в том, что на Землю падает космический шаттл, прибывший с Марса. Внутри него, в криосне, находились люди, возвращавшиеся обратно на Землю. Крушение космического корабля – событие по-настоящему уникальное. Когда спасательная команда высаживается на борт, внутри они видят настоящий ад: кто-то жестоко расправился с пассажирами, устроив кровавую баню, а части трупов оказались съедены. Следствие приходит к выводу, что некий тринадцатый пытался сбежать с Марса, но во время полета проснулся и был вынужден несколько месяцев питаться другими людьми. На этом убийства не заканчиваются – след из трупов тянется по всей Америке, а список жертв не поддаётся логическому объяснению.

Для того, чтобы поймать одного тринадцатого компания КОЛИН, отвечающая за колонии и Марс в том числе, нанимает другого тринадцатого, а именно Карла Марсалиса. Марсалис как раз и занимается поимкой других модификантов. В этом ему будут помогать двое напарников из службы безопасности КОЛИН: Севджи Артекин и Том Нортон. В ходе расследования Карл начинает испытывать привязанность к Севджи, что вроде бы для тринадцатых не свойственно. Расследование оказывается очень непростым и имеет много скрытых мотивов – всё отнюдь не то, чем кажется. След приводит героев то в Турцию, то в Южную Америку, а потом возвращает опять в Америку Северную. Во время этих путешествий автор знакомит нас с миром, показывая его неприглядные стороны. Например, помимо уже известных нам тринадцатых существует модификация «бонобо» – элитные проститутки для богачей, обладающие гипертрофированной сексуальностью. Хотя они по причине безобидности избежали резерваций, до сих пор вызывают лишь презрение у общества.

Что в романе мне не понравилось, так это переизбыток диалогов. На мой взгляд, в боевике их должно быть явно меньше. Да, темы в романе поднимаются интересные и актуальные, но когда это всё повторяется раз за разом да ещё и напрямую не относится к сюжету, читать становится довольно тяжело. Мы узнаем мнение автора о политике, сексизме, феминизме, об отношении к генной инженерии, толерантности, расизме и так далее. Большая часть книги посвящена подобным рассуждениям, лишь иногда отвлекаясь на экшен-сцены.

К плюсам можно отнести довольно неплохую концовку и грамотно выстроенную детективную линию. Насколько я могу судить, Морган любит нуарные детективы в оболочке научной фантастики.

Итог: Роман вышел довольно противоречивым. На мой взгляд, убери автор большую часть размышлений, книга бы только выиграла. Складывается ощущение, что автор просто хотел поразмышлять о насущных проблемах человечества, но вместо публицистики написал научную фантастику. Читать или нет, решает каждый сам, ведь проблемы, рассмотренные в романе, действительно интересны.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычный боевик в фантастическом антураже. По такому чтению, соглашусь со многими рецензентами, хорошо низкобюджетные боевики снимать. Главгиры — мутант (так называемый 13й) — негр и турчанка фемка-коп ведут расследование загадочных убийств на Земле будущего. Много разговоров, много тем, много противоречий. Местами очень душещипательно. Особенно забавляет попытки генномодифицированного мутанта разобраться в себе, так сказать, на фоне регулярного трэширования в попытках взбодрить сюжетную линию, которая временами жёстко пробуксовывает.

Сценарий обычный:кровь — любовь — смерть — месть. И всё это на фоне рассуждений о расизме, сексизме, религии обильно сдобренных матом. Затянуто. Скучновато. В финале взрывается настоящий мелодраматический вулкан, больше уместный в каком-нибудь турецком сериале. Хотя начало книги было просто интригующим (весь этот каннибализм в открытом космосе меня явно заинтересовал!), но, увы, далее текст не оправдал моих ожиданий.

А ещё очень не понравилось обилие «псевдолиберальных демократических» идеологем. Республиканцев в книге загнали в так называемый Иисусленд — осколок США, выписанный территорией отсталого мракобесия, «белые» в тюрьме-арийские варвары, почти животные и т.д., и т.п.

Потратьте время на более достойное чтение. Не рекомендую.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, это и не лучший роман Моргана, но он точно наиболее цельный и собранный. Только приступая к чтению надо учитывать, что это не боевик, а полноценный детектив, какие сейчас в моде — многовекторный, с обильным персонажным ансамблем, вроде сериалов «Мост», «Убийство» и тп.

Вообще все в нем плотно увязано, ни одно событие или встреча не оказывается ненужной и лишней, все ружья — и в прямом смысле тоже — стреляют, детали сыгрывают свои роли и много сотен страниц спустя. Единственным недостатком первой половины книги мне показались излишне затянутые диалоги, при том, что они информативные, эмоциональные и драматичные, но все же затормаживают действие и слегка утомляют.

Но в любом случае, все искупает идейное наполнение книги. Морган написал роман на важнейшую и сверхактуальную тему искусственной и форсированной эволюции человека. И рассмотрел этот вопрос во многих аспектах, в том числе реакцию самого человечества на такую модернизацию.

Она, конечно, прежде сего негативная. Срабатывает «принцип пещерного человека», введенный Митио Каку в научную публицистику. Все новое — плохо. Даже если необходимо для выживания. История с пандемией КОВИД показала, что нам необходимы новые вакцины, которые будут менять сам генетический строй человека для успешной борьбы с новыми супервирусами. Но «губожевы» по всей планете тут же подняли вой — «с помощью прививок из на хотят сделать программируемых зомби!» Кретинам невдомек, что из них давно уже сделали зомби, всего лишь навесив на каждого по три кредита, и попробуй теперь дернись или вякни чего не надо... Так что Морган оказался прав в своих прогнозах относительно реакции толпы на изменения в ДНК.

Но выработка антител на генетическом уровне — это только начало. Необратимые изменения в биосфере, колонизация космоса потребует дальнейших внедрений в хромосомы. НЕ устаю приводить слова нашего замечательного просветителя Дробышевского: «Либо мы научимся питаться пластмассой, либо вымрем». Вот и весь сказ.

Так что книга Моргана при все противоречивости некоторых высказанных автором идей (о договороспособности женщин, например)) крайне важная и актуальная. А кое-какие недочеты... Ну, без них произведений искусства вообще не бывает.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередная футуристическая антиутопия от Ричарда Моргана. Мрачноватое будущее власти суперкорпораций и преступных картелей над передравшимся, в очередной раз, человечеством. Будущее, поближе, чем в мире Ковача, конец нашего века.

Как и в цикле Ковача, детективная линия увлекательная, но безалаберная. Автору не очень интересно знакомить нас с рассуждениями своего героя. Сюжет для него лишь инструмент для удержания читателя в напряжении.

Ричарду Моргану гораздо интереснее создавать антураж мира будущего, рассматривать социальные конфликты и проблемы, придуманного им общества, моделировать последствия генной инженерии, уже в этом, 21 веке.

С удивлением обнаружил в романе линию мелодрамы, до уровня жестокого романса. В этом жанре я с Морганом ещё не знаком. Эта линия не слишком понравилась, поскольку вызвала когнитивный диссонанс, как у меня лично, так и у гмд главного героя, который по замыслу должен быть аутистом, вообще-то.

В качестве технологической несуразности, вызвала большое удивление идея снаряжать боеприпасы “генномодифицированным вирусом СПИДа”. Зачем киллеру профи пули, которые убивают через полгода, я так и не понял. Воспользовался бы синтетическим ядом, убивающим на месте, раз уже “честный свинец” не доставляет. «Генномодифицированный бронежилет» вызвал ещё больше вопросов... :)

Не смотря на ворчание, роман прочёлся на одном дыхании, с большим интересом.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастика, детектив, боевик — это все декорации и постамент, на который автор взобрался и вещает свои политические взгляды. И от этих его разглагольствований смердит демократической партией США: республиканцы — это религиозные варвары и расисты, феминизм — это вершина эволюции, белые — это арийские животные, черные — дартаньяны. Наверное, написание таких книг Сорос финансирует или фонд Клинтонов.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Черный человек» Моргана — триллер про генетически модифицированного убийцу Карла Марсалиса, который охотится за такими же, как он, ведь общество, сконструировавшее их, теперь их боится и отправляет в резервации на Марс. По ходу дела он вместе с женщиной-копом Севджи и ее напарником Нортоном в качестве наемного спеца оказывается вовлечен в погоню за прилетевшим с Марса каннибалом. Однако жуткие преступления — лишь следствие, слабый отзвук геополитических проблем в мире, где полно фракций генетически модифицированных людей, ведутся скрытые эксперименты и враждуют остатки США.

У меня очень смешанные чувства от романа, причем это не означает «роман так себе», это означает противоречивость впечатлений. С одной стороны, Морган пишет круто, туго, напряженно, словно двигает вперед локомотив. Сетап очень неторопливый, обстоятельный. Это нуарная проза, но сильно перемешанная с длинными загонами про падение маскулинного мира, что автора явно беспокоит, и власть генетики над поступками людей. Драматические, сложные отношения героев тоже идут в плюс, как и обработка Bladerunner.

С другой стороны, он будто писал опус магнум, рассказывая про расизм, столкновение двух подходов «военного» (мужского) и «договорного» (женского), свободные эксперименты над геномом по воле властей, и этот вес порой начинает давить. Местами сложность мира передается через почти предвыборные речи героев. Раздражает и фатализм, который Морган вкладывает в уста Карла Марсалиса — он постоянно утверждает, что убивать его заставляют гены, но при этом великолепно подавляет эти стремления с помощью контроля разума. Точно так же опровергает болтовню про договороспособный «женский» мир будущего коп Севджи, чья специальность как раз отвязный «экшн» и убийства, а не разговоры. Фатализм не подтверждается ни реальностью, ни поступками героев. Нуарная предопределенность вступает в конфликт со сложностью реальности, где «репликанты» осознают себя и делают свободный выбор, а не тот, что «предопределен» генами. Морган тут хорош, но он словно не определился до конца, что об этом думать, и тень неуверенности ложится на роман, более перегруженный, чем этого требует жанр. Но работа интересная.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему: обожаю Моргана! В восторге от трилогии про Такеси Ковача, с уважением отношусь к его нестандартному дарк фэнтези «Сталь остаётся». «Чёрный человек» — последняя непрочитанная вещь Моргана, вышедшая на русском. У романа несколько премий и ещё больше номинаций на премии.

В итоге: триллер в обёртке киберпанка, большая литература в обёртке триллера.

В кои-то веки радовался толщине тома — значит, проведу в мире модификанта Карла Марсалиса ещё денёк.

Далее по пунктам:

Мощнейщее общее впечатление, невероятная глубина погружения.

Закрученный детективный сюжет на фоне дистопичного будущего.

Невероятно проработанные для жанровой литературы герои, от главных до эпизодических. У каждого есть бэкграунд, скелеты в шкафах и свои интересы.

Мир — достоверный, мрачный и узнаваемый. Начало двадцать второго века. В Штатах в конце двадцать первого века прошёл парад суверенитетов, прям как в СССР в конце века двадцатого. Основных образований два — республиканский Юг и Средний Запад, иронично обзываемые Иисуслендом и демократические либеральные штаты побережий, не считая Вольной Гавани Анхелес (бывший Лос-Анджелес) и кораблей-государств на десятки тысяч жителей. На мировой арене присутствует Евросоюз (Британия в его составе), вновь набравший силу ООН и, главное, КолИн — «Колониальная Инициатива», корпорация-монополист заселения Марса. Этакая эталонная киберпанковская экстерриториальная дзайбацу, которая мощнее любого отдельно взятого государства. Где-то вдалеке точит зубы Народный Китай. О России за 900 страниц ни слова.

Космические перелёты, суборбитальники, нанотехнологии, н-джинны (так тут зовут Искусственные Интеллекты), прикладная виртуальность, инфоястребы (местные хакеры). Но главное фантдопущение романа — генетические модификации.

Главный герой — Карл Марсалис, генетически модифицированный идеальный солдат, «настоящий мужик», альфа-самец. Якобы носителей этого гена трусливые землепашцы под корень извели двадцать тысяч лет назад, а теперь в рамках правительственных программ разных стран, этих супергероев опять вывели, чтобы они противостояли волне беспорядков по всему миру.

Это главное слабое место романа. Представьте, у вас полыхает весь земной шар, а вы вкладываетесь в программу с неясным результатом, которая даст первые плоды только через 18-20 лет. Слабо верится в такую дальновидность правительств. Автор оправдывается тем, что от обычных солдат толку мало, а боевых роботов с лёгкостью взламывали хакеры экстремистов, устраивая кровавые бани в городах.

Кстати, ситуация с воскрешением Тринадцатых сильно перекликается с «Ложной слепотой» и вампирами Уоттса. (Посмотрел — романы написаны с разницей в год, поэтому никакого плагиата.) Конечно, Тринадцатые не так смертоносны как вампиры «Слепоты», но зато они менее чужды человечеству.

Что, впрочем, не помешало этому самому человечеству устроить охоту на неуправляемых харизматичных суперсолдат. Правда только после того, как они разрулили практически все местные конфликты. Химическая кастрация и далее два варианта — ссылка на Марс или лагеря-поселения.

Морган затрагивает все проблемы общества — расизм, религиозный фанатизм и фунтаментализм, излишнюю феминизацию и излишнюю патриархальность, измены, продажность политиков, ксенофобию и многое другое.

Как детектив роман безупречен — каждое вскользь брошенное словечко имеет смысл и значение. Все эпизоды и детали значимы и плотно увязаны друг с другом.

К переводу и живости языка претензий нет. Пожалуй, мат можно было бы переводить изобретательней.

Есть очень много сильных пассажей:

Америка раскололась из-за разных представлений о том, что представляет собой могущество. Это грубая мужская сила или женская склонность договариваться? Напор против знаний, доминирование против толерантности, примитивное против сложного. Вера, и Знамя, и патриотическая Песня объединились против Новой Математики, – которой, коль уж говорить, никто, кроме специалистов по квантовой физике, толком не понимает, – Теории Кооперации и Нового Международного Порядка.

==========

…на базовом биохимическом уровне вы, Нортон, отличаетесь от Меррина. И все вы отличаетесь. В лимбической системе, мозжечковой миндалине и орбитофронтальной коре Меррина происходит около тысячи биохимических процессов, которые вам не свойственны.

==========

– Америка сделала с собой такое. – Свободной рукой она неопределенно помахала в воздухе. – Мы изобрели современный, чтоб его, мир, Марсалис. Создали его в масштабе целого континента, отладили и продали всей остальной планете. Кредитные карты, доступные авиаперелеты, всемирный информационный поток. Космические путешествия. Нанотехнологии. Знаешь, мы же все это породили! А потом позволили кучке этого мудачья чокнутого, этих стукнутых Библией по башке неандертальцев разодрать страну на куски. С хера ли, Марсалис?

==========

У них тут есть кое-какие религиозные трения и сложности с оголтелым патриотизмом. Но они решают эти проблемы. Те, кто тут остался, кто не прогнулся под кретинизм фундаменталистов или не нашел более удобное пристанище в какой-нибудь другой стране, – в конце концов они добиваются изменений и держат государство на плаву.

==========

…мы определяем уровень цивилизованности страны по тому, какими правами обладают в ней женщины. Мы опасаемся государств, где женщины до сих пор дискриминируются, и не зря. При расследовании насильственных преступлений справедливо предполагается, что нарушителем, скорее всего, окажется мужчина. Социальное доминирование мужчин в обществе предвещает несчастья и страдания, потому что, в конце концов, все беды от мужиков.

==========

…в общем, турецкая пенитенциарная система – штука довольно неприятная. Я видел слишком много шрамов от пыток на телах политзаключенных, чтобы остаться патриотом. Мне кажется, всякий, кто гордится своей страной, либо бандит, либо пока недостаточно хорошо изучил историю.

==========

– Видите ли, давным-давно, – говорил тем временем Явуз, – страх был объединяющей силой. В те времена можно было, используя ксенофобию, сделать страну сильной. Это старая модель, когда национальное государство становится чем-то вроде крепости. Но жить в крепости нельзя, когда вся жизнь зависит от международных связей и торговли. Когда началась глобализация, ксенофобия стала помехой, в терминах Грумбридж – дисадаптивным фактором.

==========

Ангелы и демоны, рай и ад, Бог, мораль, закон и язык. Сазерленд прав, все это – метафоры. Гать, чтобы ходить по местам, слишком топким для людей, слишком холодным, чтобы жить там без помощи выдумок. Мы зашифровываем наши надежды, страхи и чаяния, а потом строим на основании этого шифра общество. А потом забываем, что это всего лишь код, и воспринимаем его как факт. Действуем так, будто Вселенной на него не насрать. Воюем за него, посылая в бой мужчин и женщин, которые сворачивают себе шеи на этой войне. Взрываем во имя его поезда и небоскребы.

==========

– Вряд ли я действительно верю в рай, Карл. Если уж хочешь знать правду, я сомневаюсь, что кто-то из нас всерьез в него верит. Мне кажется, в глубине души все считают, что это дерьмо на палочке. Потому-то все так одержимо убеждают друг друга в существовании загробной жизни, ведь если ты не можешь заставить другого человека поверить в нее, то собственные сомнения уж тем более не победишь. А от них так холодно, от этих сомнений. – Говоря это, она посмотрела на него и задрожала. Ее голос упал до шепота: – Как в ноябре в парке, понимаешь? Как будто приближается зима.

==========

– Севджи родилась потому, что в то время считалось, будто рождение ребенка оживляет чувства. – На его лице возникла гримаса. – Довольно странно, если вдуматься, верить в то, что бессонные ночи, отсутствие секса, снижение доходов и вечный стресс, вызванный тем, что приходится постоянно заботиться о новом беспомощном человеке, может каким-то образом укрепить отношения, которые и без того уже дали трещину.

Карл пожал плечами:

– Люди часто верят во всякие странные вещи.

==========

– Верующим нужна не только вера как таковая, но и желание, чтобы рядом с ними был кто-то большой и патриархальный, кто заботился бы о них и устраивал все их дела. Им свойственно поклоняться. А тринадцатые не поклоняются – ничему и никому. Допустим, вам удастся убедить тринадцатого, что, вопреки очевидному, Бог все-таки существует, что тогда? Бог станет для такого тринадцатого еще одной угрозой, которую нужно устранить. А если бы существование Бога было доказано?

Он тяжелым взглядом посмотрел на Эртекина:

– Ребята вроде меня постарались бы отыскать его и уничтожить.

==========

…чувствовать и делать – это совершенно разные вещи. Вообще-то на Марсе есть такой парень, Сазерленд, так вот он говорит, что люди построили всю свою цивилизацию в зазоре между этими двумя понятиями. Прав ли он?

==========

Современные люди – ебаные подростки, инфантилы недоделанные. Стоит ли удивляться, что они делают то, что им говорят?

Потрясающий роман любимого автора. Очень бы хотелось прочитать второй, относительно недавно вышедший, роман цикла. Тот же мир, другие персонажи.

По моему мнению «Черный человек» заслуживает экранизации ничуть не меньше, чем «Видоизменённый углерод».

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх