fantlab ru

Мартин Гарднер «Профессор Станислав Сляпенарский»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.41
Оценок:
32
Моя оценка:
-

подробнее

Профессор Станислав Сляпенарский

Dr. Stanislav Slapernarski

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 16
Аннотация:

Гениальный тополог Станислав Сляпенарский из Вены отличается телосложением борца и раздражительным характером. Свои открытия, среди которых поверхности, имеющие ноль сторон, экзотические варианты раскраски плоскости и действующая бутылка Клейна с выходом в четвёртое измерение, он предпочитает совершать вдали от назойливой публики и корреспондентов. Даже коллеги знакомятся с этими уникальными разработками не через публикации в научных журналах, а нередко при экзотических и авантюрных обстоятельствах.


Содержание цикла:


7.47 (255)
-
6 отз.
7.21 (247)
-
9 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Трудная задача
1982 г.
Стрела времени
1989 г.
Неувязка со временем
1991 г.
Антология рассказа
1992 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, February 1951
1951 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The Best from Fantasy and Science Fiction
1952 г.
(английский)
Fantasia Mathematica
1958 г.
(английский)
Fantasia Mathematica
1958 г.
(английский)
The Vintage Anthology of Science Fantasy
1966 г.
(английский)
As Tomorrow Becomes Today
1974 г.
(английский)
As Tomorrow Becomes Today
1974 г.
(английский)
Piknik a senkiföldjén
1984 г.
(венгерский)
Mathenauts: Tales of Mathematical Wonder
1987 г.
(английский)
Опасни светове
1997 г.
(болгарский)
Fantasia Mathematica
1997 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Твердее» фантастику чем этот цикл найти очень сложно. Я поставил высокий бал хотя честно скажу я не смог дочитать не первый, не второй рассказы до конца. Я понимаю насколько познавательна тема данных произведений, но я не потянул. Мне скучно и не интересно. Но прежде всегоэто мои проблемы и проблемы состояния моего головного мозга.

Несомненно найдется огромное количество читателей которые с интересом прочитают этот цикл и станут ещё чуточку умнее...

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

С непрофессионалами о науке нужно говорить интересно, иначе лучше вообще не поднимать эту тему — это я как непрофессионал говорю. Примеров того как ученые становятся фантастами хватает, вот только большинство из них забывает, что читатель — это не студент, который пришел на лекцию, ему нужно не только вложить в голову новые знания, но и развлечь, в противном случае первое знакомство может оказаться и последним. Бывает, читаешь твёрдую фантастику, и вроде задним умом сознаешь, что автор увлеченно делится с тобой интересной идеей, но продираться через формулы, обилие терминологии и академическую сухость подачи материала неимоверно сложно. К счастью, известный математик М. Гарднер к числу подобных авторов не относится, его мини-цикл, посвященный профессору Сляпенарскому, состоит всего из двух рассказов, но эти две истории написаны настолько интересно и увлекательно, что могут переломить предубеждение читателя перед твёрдой фантастикой, остроумие, легкость подачи и научные теории здесь сплетаются воедино.

В рассказе «Нульсторонний профессор» мы впервые знакомимся со Сляпенарским, который прибывает в Штаты из Венского университета, чтобы выступить с лекцией на ежегодном собрании членов общества «Мёбиус» и поделиться своим сенсационным открытием. По ходу автор вводит нас в курс дела, объясняет сферу применения топологии, знакомит с основными понятиями, причем делает это максимально ненавязчиво — если вы понятия не имели, как выглядит тор, то автор сразу же приведет в пример бублик или соломинку для коктейля. Представить предмет у которого лишь одна сторона не составляет сложности — это т.н. лента Мёбиуса, а вот вообразить фигуру не имеющую сторон вообще, это у вас вряд ли получится, но для Сляпенарского нет ничего невозможного. Юмор и динамика на уровне, автор позволяет нам почувствовать себя живыми участниками настоящего спора двух именитых ученых. Финал, казалось бы, не оставляет надежды на продолжение, тем не менее через несколько лет был опубликован второй рассказ цикла.

События «Острова пяти красок» стартуют спустя некоторое время после происшествия на лекции общества «Мёбиус», эту историю можно читать и в отрыве от предыдущей, но отсылки к первому рассказу здесь имеются. Здесь автор знакомит нас с проблемой четырех красок, получившей практическое решение лишь спустя более 20 лет с момента выхода рассказа. Главный герой отправляется в Африку на остров близ побережья Либерии, где по словам его коллеги обитают 5 туземных племен, каждое из которых имеет общие границы с четырьмя остальными. Путешествие по острову скучным не будет, для каждого племени автор не поленился придумать экзотическую социальную модель. Также в наличии стёб над учёными, которые привыкли проверять любые, даже умозрительные теории, с помощью практического эксперимента. Проблемы четырех красок автору показалось мало, и он знакомит нас с принципами устройства бутылки Клейна, оставляя задел для будущих историй, или же ставя жирную точку, здесь каждый решит по-своему.

Очень жаль, что Гарднер так и не продолжил этот свой цикл, ограничившись двумя рассказами. Можно только мечтать о том, какими бы получились истории про тессеракт или ящик Шредингера, да мало ли в науке интересных головоломок? Самое главное, что Гарднер пишет увлекательно, даже мне, человеку далёкому от ученого мира, было интересно читать. Импонирует, что автор не смотрит на читателя свысока, не оперирует «общеизвестными фактами», а просто и ясно говорит о сложных вещах так, что будет понятно каждой домохозяйке. Если вы до сих пор считаете, что твёрдая фантастика обязательно должна быть скучной, заумной и нечитаемой, то рекомендую обратиться к этому циклу М. Гарднера — наука может быть интересной, живой и близкой к народу — главное, уметь найти правильную форму, а с этим автор в данном случае справился.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Могучий ум и не менее могучие мускулы, нелюдимый характер, склонность к сенсационным объявлениям, вспышки неконтролируемого бешенства... Нетрудно догадаться, от кого ведёт своё литературное происхождение проф. Сляпенарский. Ну конечно же, от профессора Челленджера; разве что борода у него не чёрная, а рыжая. Зато есть собственный Саммерли в лице Симпсона и свой Мэлоун в лице безымянного рассказчика. Может быть, явная вторичность центрального образа и не позволила Гарднеру продолжить этот занятный небольшой цикл. А возможно, помешала тщательность, с которой он в конце каждого рассказа стремился «закрыть» удивительные открытия Сляпенарского. Конан Дойль, в отличие от Гарднера, сам учёным не был, а потому на правдоподобие развязки плевать хотел. Как ни странно, в литературном отношении его стратегия оказалась гораздо успешнее.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх