Орсон Скотт Кард «Соната без сопровождения»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Кристиан Харолдсен с раннего детства был признан Творцом. Ему доверили создавать свою музыку, запретив слушать чужую. И кара за нарушение была страшна и неминуема.
Входит в:
— антологию «The Best of Omni Science Fiction», 1980 г.
— сборник «Unaccompanied Sonata and Other Stories», 1980 г.
— антологию «Anthologie de la littérature de science-fiction», 1981 г.
— антологию «Nebula Winners Fifteen», 1981 г.
— антологию «The Fourth Omni Book of Science Fiction», 1985 г.
— сборник «Карты в зеркале», 1990 г.
— антологию «Сирена. Избранная фантастика ОМНИ. Выпуск 1», 1991 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «1958-1981, l'expansion», 2000 г.
— антологию «Глубина. Погружение 22-е», 2019 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1980 // Рассказ | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1979 // Рассказ |
- /языки:
- русский (3), английский (5), французский (2)
- /тип:
- книги (9), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Постников (2)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Oleh_Gladky, 2 апреля 2017 г.
Очень тонкий, атмосферный, проникновенный рассказ, приятный и одновременно отталкивающий при чтении. Несмотря на сложность, глубину сюжета, вполне легко читается.
Думаю, многим людям Соната без сопровождения нравится за его вдохновение и оптимизм. Как бы кто не интерпретировал концовку, и не воспринимал безысходность мира будущего, но именно жизнелюбие и оптимизм главное, что остается после прочтения этого рассказа. Одно из лучших произведений О.С.Карда.
yfnfkmz12041978, 7 марта 2017 г.
В сборнике рассказов «Карты в зеркале (сказки и фантазии) О. Кард совсем другой.
Кристиан с рождения имел пометку «сверходаренность», которая стала ему приговором. Теперь он облачен в униформу, величавшей его единственным именем, которое было необходимо, — Власть. Он молча появлялся там, где требовалось его присутствие, и исцелял от «сумасшествия» ради сохранения «системы». «Системы», благодаря которой мир впервые в истории стал отличным местом для жизни. Практически для всех. Прямо шкурой чувствуешь ее животную всепоглощающую власть. Интересно; как долго просуществует цивилизация с таким устройством.
В конце концов, легкие увечья и лишения не излечивали «оступившихся гениев» от «сумасшествия быть свободными Творцами» и не возвращали обратно в «систему», тогда им давали униформу, и они тоже работали, исполняя закон. Ключи власти отдавали в руки тех, у кого было больше всего причин ненавидеть «систему», которую им полагалась блюсти. Сожалели ли они об этом?.
Мир — есть тюрьма строгого режима.
Vicca, 28 марта 2011 г.
История о том, что можно лишить всего: инструмента, голоса, рук, но талант и великую силу созидания отнять нельзя.
Crossbow, 30 сентября 2010 г.
Очень мощный по философическому накалу, лиричности и трогательности рассказ!
Его аура сходна с энергетикой лучших рассказов Роберта Янга. Очень понравился. Несколько раз перечитывал. Особенно близок сюжет и его герой потому, что сам занимаюсь музыкальным творчеством, а также много слушаю, и поэтому прекрасно знакОм с описанным в произведении состоянием.
sleeve, 29 июня 2008 г.
Знакомство с автором — всегда интересная штука. В «Сонате без сопровождения» я отметил для себя прекрасную стилизацию языка. Повествование суховато и немного искусственно, почти так же искусственно, как и сама система, как жизнь персонажей, узников социального «совершенства».
olpo70, 17 февраля 2022 г.
Очень сильный и мощный рассказ. Цепляет сразу и долго не отпускает. Мысленно постоянно к нему возвращаешься и обдумываешь прочитанное.
Многие фантлабовцы написали отзывы на это произведение и сказали почти все что я и сам бы сказал. Но почти. Я хочу сказать о концовке. Вернее о том какую мысль выразил автор в самом конце. Мысль просто потрясающая. « Ключи власти отдавали в руки тех, у кого было больше всего причин ненавидеть систему, которую им полагалось блюсти.» И ведь если подумать, то любую систему блюдут именно такие люди. Но почему? Казалось наоборот они должны стать против системы. Не знаю. Вариантов в голове много. Вспомните СССР, а вернее тех кто его ненавидел и боролся с советской системой. Почти все они потом сильно жалели о распаде СССР. И почти все в один голос кричали что это было большой исторической ошибкой. Вот может им как раз то и надо было не бороться, а защищать СССР. Ну как вариант.
слОГ, 2 ноября 2007 г.
Рассказ, который открыл для меня Карда. Кто такой Творец — тот, кто будет творить несмотря на законы, правила, страх, увечия. Тот, кто не может не творить и, поэтому — бессмертен.
Pupsjara, 10 июля 2007 г.
Очень грустный рассказ. Главному герою очень не везло по жизне: разлучение с родителями, жестокий подарок, перевернувший всю его жизнь, донос, лишивший его рук. Остались к счастью его песни, которые будут помнить и после его смерти.
sanchezzzz, 7 мая 2009 г.
Очень необычная история, ровно из тех случаев, которые мне в фантастике жутко и всенепременно нравятся. Поразителен неординарный, впервые мне встретившийся взгляд автора на природу таланта и его творца. Таланта, взращённого в неволе, и Творца, живущего в клетке своего таланта.
С одной стороны, всё прекрасно: есть полная свобода развития этого таланта, полное отсутствие внешних факторов и помех и абсолютная независимость от прошлого музыкального наследия, а с другой – жёсткие, жестокие рамки его жизни. На одной чаше весов – «чистота эксперимента», а на другой – подавляющая, уничтожающая, деятельность системы — Системы.
Она разделила Искусство на что-то высшее, понятное и подвластное лишь избранным, Слушателям, и на то, что потребляет остальное общество: водители, бармены, рабочие на дороге…
Она режет по живому иносказательно, лишая Творца родителей, друзей, Инструмента, но и буквально – режет лазерным скальпелем, – режет пальцы, уши, голосовые связки… Мгновенно обеззараживает, окружая лесной природой, удобствами, хорошей работой (на которой ты будешь «счастлив»); Она разом останавливает кровь, выступившую на отрезанных пальцах, но Она ничего не может поделать с порезанной, изувеченной душой, даже в таком гнетущем состоянии желающую творить, когда раны хотя бы чуть-чуть заживут…
Она оставляет культи Музыканту, Она затыкает горло Певцу, Она отделяет от Творца кусок за куском его плоти и души всего лишь с одной-единственной целью, — чтоб все были счастливы в её мире. Мире циничной, мнимой доброты и заботы об обывателях; мире ужасающе жестоком этими проявлениями «чуткости и внимания»…
Но самое трагическое, ужасное и жестокое во всём этом, что учёт неправедных дел, этих нарушений закона, вынесение приговора и отправление наказания, всё это творят (какое, однако, безумие употребить это слово!) те бывшие Творцы Прекрасного. Музыканты, певцы, композиторы становятся теперь, трижды преступив закон, полисменами, Блюстителями Закона. Они уже трижды унижены системой, трижды изуродованы, трижды искромсаны, трижды убиты. Всё, что осталось у них, это немые личные воспоминания. Хорошо, если кто-то ещё помнит их музыку, их песни, но память человеческая слишком коротка, чтобы быть вечной.
Чтобы быть вечной, как Музыка…
Поразительная история поразительного автора. Она режет, душит, убивает и воскрешает вновь…
Din Tomas, 12 ноября 2007 г.
Неординарный рассказ, у Карда считается одним из лучших…
Повествуется в нем о природе таланта. Ученые научились распознавать наклонности ребенка ещё до рождения, и вот на свет появляется новый Творец, великий музыкант… его помещают в идеальные природные условия, изолируют от внешнего мира, предоставляют лучший инструмент. Музыка гения прекрасна, он всем доволен, но однажды незнакомец подсовывает ему записи Баха…
Автор приходит к выводу, что настоящий талант проявит себя где угодно, хотя это может произойти далеко не сразу. В идеальных условиях – быстрее, но в конечном счете гений сможет извлечь нечто божественное даже из старого расстроенного рояля в баре где-то на городских задворках. Или создать незамысловатые песни для дорожных работ, которые придутся по душе каждому и разойдутся по всему свету. И никакие строгие запреты не смогут помешать пробивающимся росткам дарования. Так или иначе, талант проявится даже в неблагоприятной среде, выражаясь в соответствующей форме.
Wolf94, 23 мая 2020 г.
Ты счастлив в качестве Творца. Разве нет?
Так трудно подобрать слова, которые бы в полной мере описали чувства. А как поступила бы я на месте Кристиана?
Кристиану с шести месяцев определили его предназначение в этом мире. Исключительно тонкий слух и чувство ритма, сделают его Творцом. С раннего детства музыка должна была играть непрерывно, неважно, бодрствовал Кристиан или спал. Именно «сверходаренность» оказалось тем словом, из-за которого его забрали из родительского дома и стали воспитывать согласно закону.
В мире, где царят совершенство, безмятежность и счастье, – люди не имеют права нарушать закон. Это рассадник смуты. Если ты – бармен, то ты не имеешь права стать писателем или адвокатом.
Тяжелый рассказ, который задел за живое.
— Ты был Творцом? — спросил верующий.
— Да, — признался Сахар.
— Но, Сахар, — сказал верующий, — Бог вовсе не велит, чтобы человек перестал создавать музыку, даже если тот и нарушил закон.
seregaS, 17 августа 2007 г.
Просто жесть. И, к сожалению, такое общество вполне можно себе представить.
muravied, 31 мая 2014 г.
Впечатляющая история-притча.
Особенно эпизод, когда в конце подростки играют на гитаре песню ушедшего кумира. Это была песня о Счастье, но при этом она была до боли грустная. Мне сразу вспомнился Михаил Горшенев и песня «Счастье» прям один в один подходит. Очень трогательный эпизод...
Yazewa, 7 апреля 2014 г.
Парадоксальный мир, в котором счастье гарантируется тестами, а нарушитель закона становится его ревнителем.
Это не рассказ, это притча.
Её надо прочувствовать, чтобы понять. А правильного толкования нет.
Вот, например, — счастье ли это, сразу оказаться ровнехонько там, где тебе должно быть лучше всего. Или гораздо счастливее ты будешь, если найдешь это место сам, после долгих ошибок, поисков, разочарований... Но ведь можно и не найти! Это жестоко или правильно?
А действительно ли истинный Творец — лишь тот, на творчество которого не оказал влияние ни один другой творец? Или нужно-таки «обогатить свою память знанием всех тех богатств...»