Яна Вагнер «Живые люди»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии) | Последний человек/люди на Земле
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Привычного мира больше нет, он сузился до стен ближайшего дома. Кто там — живые или мертвые, друзья или враги? Человек человеку — спаситель или волк? В замкнутом пространстве звуки делаются резче, краски ярче, а эмоции обостряются до предела. Ревность, страх, ярость перерастают самих себя. Есть ли шанс у любви, нежности, благодарности? Анна в одной клетке с теми, кто ей дороже всего на свете, но и те, которых она прежде избегала изо всех сил, тоже с ними. А это уже ее личный апокалипсис. «Апокалипсис от Анны»…
Отрывок из романа напечатан в журнале «Русский репортер» № 30-31 (259-260) от 02-12 августа 2012 года.
Входит в:
— цикл «Вонгозеро»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 273
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2667 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 147 знаков — на редкость выше среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 19%, что гораздо ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
nattsorg, 24 марта 2020 г.
«Живые люди» или бытовая драма в постапокалиптическом антураже. Именно так можно охарактеризовать второй роман из цикла «Вонгозеро». Роман, безусловно, дающий большую фору первому. Не в последнюю очередь благодаря своей реалистичности. Возможно, Яна Вагнер нашла свою стихию. Ей больше не нужно притягивать сюжет за уши, спасая персонажей, и она делает упор на психологическую составляющую. Теперь её герои действительно сами по себе – живые, разные, обреченные.
Конец света здесь лишь ширма, из-за которой проглядывают непреходящие вопросы о человечности, вынужденном сосуществовании группы людей в замкнутом пространстве. Наконец, беззащитности человека перед собственной природой и природой вокруг, стающей неумолимым противником, когда блага цивилизации недоступны.
Да, здесь есть место женским истерикам, пьяным откровениям, хорошо описывающим внутренний мир героев и, в первую очередь, героинь. Всё-таки роман написан женщиной. Признаться честно, было интересно увидеть подобную ситуацию именно с такой стороны. Ведь в данном жанре это большая редкость.
Понравился и тон повествования – то флегматично-апатичный, то накаляющийся и взрывающийся редким, но всегда уместным экшном. И при чтении постоянно вертится мысль – когда же? Потому как вопросы, которые ставит автор, не могут остаться без ответа.
kronen, 6 марта 2019 г.
После отзыва на первую часть теперь отзыв на вторую. Ну что же, насколько в первой части автор трепетно относился к сохранению жизни своих героев, настолько же решительно он ликвидировал большинство их во второй — самыми разными способами, кто-то погиб, кто-то пропал без вести...
ГГ романа — это клинический случай. Психология первого романа перешла в психоз второго. Честно говоря, к концу второй части уже никого в романе не жалко, за исключением несовершеннолетних, ну и может деда.
В отзывах первой части иногда говорилось о неразвитости сюжетных развилок, о неясности деталей. Ну так и ничего удивительного, повествование же ведется от лица женщины, всецело поглощенной личными переживаниями, до деталей ли ей внешних...
А вообще, главная мораль этого женского постапокалипсического романа отнюдь не нова для женских романов — все мужчины сво...
И все же, относительно высокий балл — за накал, за ту же психологию...
ibel, 2 марта 2021 г.
Достойное продолжение первого романа. Если первая часть — приключения на дороге и реакция на них главной героини, то здесь — попытка выжить на Севере людям, которые к такому почти совсем не готовы. Они пытаются делать, что могут.
При чтении я часто вспоминал отличный рассказ Джека Лондона “В далёком краю”. Там рассказывается, как два человека, не очень приспособленные к суровой арктической жизни, были вынуждены перенести арктическую зимовку. И вот по крайней мере первая часть романа отдалённо (очень отдалённо, надо признать) напомнила этот рассказ, но с важной оговоркой: Джек Лондон являлся сторонним наблюдателем, и при этом наблюдателем опытным, который заранее примерно представлял себе, что выпадет на долю главных героев. А здесь рассказывается с точки зрения непосредственной участницы, которая в таких условиях никогда не бывала и обо всяких там кабинных лихорадках никогда не слышала. Как и прежде, обо всём мы узнаём через призму восприятия главной героини.
Для себя решил, что буду следить за творчеством Яны Вангер.
SeverianX, 31 июля 2021 г.
«Живые люди» – продолжение романа Яны Вагнер «Вонгозеро».
В конце первой книги герои прибыли в место назначения – маленькая охотничья хижина на острове посреди Вонгозера. Им удалось сбежать от больших скоплений людей, где можно легко заразиться. Далее героям предстоит выживать в условиях Крайнего севера без особых навыков и средств выживания.
Бешеной динамики в романе нет, больше внимания уделено размышлениям и переживаниям главной героини Анны, от лица которой и ведётся повествование. Очень подробно Яна Вагнер описывает взаимодействия между людьми, которые очень достоверно прописаны. Перед нами типичные городские жители, совершенно не готовые к зимовке в Карелии. Хоть что-то в этом понимает разве что Сергей и его отец Борис Андреевич, которые раньше уже приезжали сюда на рыбалку. Остальные же ничего не умеют, а самое главное – не хотят учиться. В первую очередь это относится к оставшимся мужчинам – Андрею и Лёне. Запасы еды быстро подходят к концу, а зимняя рыбалка очень скудна. Всё идёт к тому, что скоро придёт голод. Добыть еды для одиннадцати человек очень непросто.
По соседству с ними на берегу живут другие беженцы. У них два хорошо обустроенных дома и большие запасы провизии. Однако вирус проникает в их общину, и все умирают. Выходит, что совсем рядом с нашими героями стоят два больших бесхозных дома, набитых провиантом и трупами. Страх перед вирусом так силён, что даже угроза голодной смерти не смогла их заставить совершить туда вылазку. Они долго об этом говорят, спорят, принимают какие-то решения, но в итоге всё равно ничего не делают. Через некоторое время в эти дома приходят другие люди и присваивают их себе. Герои же начинают возмущаться, что те якобы взяли их припасы. В новом мире без риска не прожить, что мы и видим на данном примере.
Большая часть истории и построена на взаимодействии людей из этих двух поселений. Тут некое подобие дружбы плотно соседствует с недоверием и страхом. Робкие и неприспособленные к таким условиям горожане получили в соседи нагловатых и решительных мужиков (есть подозрения, что ЗЕКов) под предводительством хитрого, жёсткого и харизматичного Анчутки. Никогда не знаешь, чего ожидать от подобных соседей завтра. К тому же, Анчутка явно проявляет интерес к главной героине.
Однако и в самой общине Анны бушуют нешуточные страсти. Совершенно разных людей собрали в замкнутом помещении небольшой рыбацкой хижины. Да и экстремальные условия жизни с постоянным стрессом вносят свою лепту.
Финал меня несколько разочаровал. Складывается впечатление, что автор оставила задел на третью книгу. Нет, «Живые люди» полностью завершённый роман, но вопросов осталось немало.
Итог: Если вам понравилась первая часть, то и «Живые люди» скорее всего будет интересно читать. Стиль изложения и основной акцент на взаимодействия персонажей и переживания главной героини остались неизменными. Нужно ли продолжение данной истории? Скорее нет, т.к. ничем новым нас уже удивить не получится, и роман будет изобиловать самоповторами, а так получается вполне занятная дилогия о выживании простых горожан в условиях эпидемии смертельного вируса.
majj-s, 24 февраля 2021 г.
Выживание
«Сбежать нам было некуда. Замурованные аккуратно, в несколько слоев — тощими досками маленького двухкомнатного дома, сотнями тысяч литров окружившей остров замерзшей воды, затем кольцом ошпаренных морозом деревьев и километрами снежной нежилой пустоты, — мы оказались заперты один на один с кошмаром.»
Роман пути «Вонгозера» остался позади, «Живые люди» — это совсем иной жанр. Северная Робинзонада, «Таинственный остров» Жюля Верна без его наивного оптимизма и отчасти вторая книга «Зулейхи...» — без сказочных допущений города-сада на вечной мерзлоте.
И знаете, какая штука? Дилогия необычайно верно выстроена, как с точки зрения исторической логики, являя собой переход от кочевого образа жизни к оседлому. Так и с эзотерических позиций: солнечное противостояние по типу «быть или не быть» с ежесекундной опасностью перестать существовать, сменяет лунное, растянутое во времени, выживание. Во всех смыслах более безопасное, но выдвигающее на передний план совсем иную проблематику: умение оптимально распорядиться скудными ресурсами, сосуществование в тесном пространстве, овладение ремеслами.
То есть, это продолжение — да, но это совсем про другое. Яна Вагнер и здесь справляется великолепно, гендерно переводя повествование с Ян-пафоса, муладхары-чакры, когда в соответствии с традиционно мужскими паттернами ведут себя и героини женщины, на ощутимо иньские вибрации сахасхары-чакры, где по-женски начинают вести себя мужчины. Нерешительность, выжидательная тактика и попытки приспособиться к обстоятельствам вместо бури и натиска. Манипулирование и торг взамен открытому противостоянию.
Заметно большую роль в происходящем начинают играть женщины. Они, а не мужья, объединяются в кланы и создают коалиции по типу «против кого дружим», сначала превращая жизнь героини, которая и без того не сахар, в филиал ада, а потом, приняв ее, сделав своей частью — даруя ощущение неземного блаженства: «Девочки мои! Мои девочки!». Неважно при этом, что женские альянсы у Вагнер распадаются так же спонтанно и легко, как создаются. В этом тоже немалая внутренняя правда — Луна переменчива и светит неровно.
Вот, не могу удержаться еще от одного нюанса анализа с точки зрения астролога, «Живые люди» книга женская но именно по лунному типу (суп жидок), энергии чувственного влечения Венеры, изначально подавлены и искажены здесь (жемчуг мелок), проявляясь единственно во влечении Анчутки к Ане, которое помним, чем закончилось.
Как результат, мужчины выдавливаются из этого пространства, вместе с носительницей венерианской энергии Мариной («ну что ты за хреновая мать, Маринка!») и не-матерью Натальей. Остаются Аня в цветении позднего материнства, удочерившая девочку-которая-выжила с Ирой, ожидающей нового материнства. И вы заметили, ребята, насколько безразличными становятся обе женщины к мужу, прежде бывшему средоточием их локальных мирков?
Боже, как интересно, несмотря даже на то, что напряженность, яркость, резкость «Вонгозера» истаивает в «Живых людях», уровень внутренней правдивости остается на той же, если не превосходящей отметке. Браво, госпожа Вагнер! Будем ждать вашего «Туннеля»
applemice, 17 января 2020 г.
Продолжение «Вонгозера» понравилось даже больше первой части.
Здесь больше накала, больше ужаса, больше эмоций.
Смертельная зараза начинает по-настоящему пугать в этой части.
Герои, добравшиеся до точки назначения — укромного места среди тайги, пытаются выжить в суровых, стесненных условиях. Четыре долгих месяца они живут в тесноте буквально друг на друге, голодают и силятся дожить до весны, когда прилетят утки и появится больше рыбы и ягод.
Внезапно прибывшие на другой берег озера новые соседи вовсе не облегчают их существование.
Яна Вагнер радует меня этаким бытовым психологизмом — в ее истории (с точки зрения психологии) веришь, она подмечает такие детали, о которых можно не задумываться, но чувствовать их самим нутром. Переживания ГГ оказались мне близки: кроме холода, голода и страха смерти существуют такие выматывающие «мелочи», как нехватка личного пространства, ощущение неприятия окружающими, непонимание близкого человека. Книга в целом депрессивна, и лишь финал дает какую-то надежду.
Открытый финал показался уместным, хотя обычно я их не люблю. Хочется верить в лучшее.
xata, 12 января 2023 г.
Редкий случай, когда вторая книга полностью превзошла первую. Если с первой временами возникающую скуку можно было победить просмотром маршрута по Яндекс карте, то вторая захватила полностью. Автору удалось пройти между слащавым гуманизмом и чернухой постапокалипсиса, действующие лица действительно живые люди, ни хорошие, ни плохие. Из лишнего разве что вставленные возможно просто для объема пара женских историй из прошлого, они ни к чему не вяжутся. Но это мелочи. Поставил 10, и честно говоря, десятками совсем не злоупотребляю.
tapok, 5 января 2021 г.
Последний человек на Земле
Смотрит в пустое окно.
Последний человек на Земле
Пьет из стакана вино
(с) Северный Флот
***
«Живые люди» — прямое продолжение «Вонгозера». В прошлом романе группа людей добралась из Подмосковья почти до границы с Финляндией, нашла искомое озеро. В целом, сюжет «Живых людей» был предсказуем, если говорить об общей канве.
И он действительно такой, как кажется по началу. Группа (8 взрослых и 3 ребенка) решает насущные вопросы. Они касаются еды, обустройства жилища, нового образа жизни. В общем, чисто бытовуха. И наибольшее внимание группа уделяет именно еде. Читать про нее придется много. Рыба, рыба, рыба… одна лишь рыба.
Сюжет романа достаточно вторичен относительно главных мыслей о выживании. В «Вонгозере» экшен сопровождался психологизмом в отличном соотношении. «Вонгозера» нельзя назвать драйвовым романом, но нельзя назвать чисто саспенсом. В «Живых людях» Вагнер решила подойти к этому вопросу иначе. Здесь как раз больше саспенса, особенно в первой части романа. Какое-то действие появляется лишь во второй половине (там автор выступает на высоком уровне, как и было раньше). Так вот саспенс в первой половине «Живых людей» очень тягучий, тяжеловесный. Вагнер снова пишет огромные абзацы неудобоваримого текста. Где-то это даже оправданно. Например, во флешбеках женщин. Но не поздновато ли раскрывать героев во втором томе из двух? Что касается главной мысли, то в «Живых людях» — это, вероятнее всего, сложности выживания, такого условно привычного в таком непривычном мире. Герои были готовы ко многому, это точно. Но не оказались готовы к такому. И им тяжело перестраиваться. Кто-то делает это более пластично – Сергей, Борис. Даже Миша. Кто-то очень закостенело – Леня, Наташа, Андрей и Марина. Еще один интересный момент – совершенно разные люди, которые вынуждены контактировать в одном, замкнутом пространстве. И эта бомба не может не разорваться.
По части твистов Вагнер снова выступает с позиции силы. К ним можно отнести многое, но всё это – чистый спойлер. Надо лишь сказать, что сюжетные ходы действительно удивляют. Особенно те, что напрямую касаются судьбы главных героев. Смело.
Заключение: «Живые люди» отличаются от «Вонгозера». Здесь всё так же присутствует открытый финал. Здесь всё так же много саспенса, но меньше действия. Это уже не роман-катастрофа, а чистый постап. И он всё-таки необычный. И пусть книга читается чуть тяжелее, это интересное произведение, которое способно выбить из колеи. Равнодушным остаться сложно.
9 эпидемий из 10.
prouste, 6 октября 2020 г.
Не уступает первому роману, хотя в отсутствие квеста и передвижений поддерживать уровень сложнее. Больший акцент на трудности выживания в ограниченно пространстве, нервные срывы. Славно выдержан баланс отношений с пришлыми, Анчутаа хорош. Читал сразу вслед за первым и несколько утомляет женские нюансы рассказчика. Очень добротно все ж, пора завершать цикл. Мне интересней в изложении автора почитать про адаптацию к миру после чумы в условиях полиса тех же персонажей, чем историю возвращения по знакомым местам.