fantlab ru

Грег Иган «Карантин»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.91
Оценок:
661
Моя оценка:
-

подробнее

Карантин

Quarantine

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 65
Аннотация:

Чудовищная сфера, прозванная Пузырем, окружила Землю, скрыв от людей звезды... Золотая эпоха для преступников, получивших доступ к технологиям столь совершенным, что ни полиция, ни охрана не в силах им противостоять. Не лучшее время для частного детектива — время, когда кто угодно может по желанию изменить свою внешность или сознание. Простое на первый взгляд дело о похищении женщины из психиатрической клиники постепенно вырастает до поистине вселенских масштабов. Ведь нити улик тянутся к таинственному культу кровавых религиозных фанатиков, а похищенная обладала странной психической связью с Пузырем...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Дитмар / Ditmar Award, 1993 // Австралийская фантастика - Крупная форма

лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 2000 // Научная фантастика - Роман (Австралия)

Номинации на премии:


номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第31回 (2000) // Переводной роман

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2000 // Зарубежный роман (Австралия)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2002 // Научная фантастика (Австралия)

Похожие произведения:

 

 


Карантин
1997 г.

Самиздат и фэнзины:

Степени свободы
2013 г.
Субъективная космология
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

После продолжительного и глубокого «Отчаяния», я решил залезть в «Карантин». Все-таки книги одного цикла, пусть и условного. Сразу бросается в глаза сходство романов: они словно родственные души, пусть и не пересекающиеся сюжетно.

Итак, у романа есть два основных пласта, которые неравноценны, но существовать друг без друга не могут: сюжет и идеи, – причем второстепенным является именно сюжет. Если берете в руки эту книгу впервые, будьте готовы к тому, что разобраться во всей научной составляющей романа станет первоочередной задачей. А намешано тут действительно много чего. Давайте просто пробежимся по поверхности того, что затронуто в романе и видно невооруженным взглядом:

— вживление в человеческий мозг различных модов (Это привет из киберпанка, и, в целом, идея очень любопытная: представьте, что все полезные утилиты, которые мы устанавливаем на ноутбуки и смартфоны можно установить сразу в голову. Это же научная революция почти во всех областях, связанных с социумом.);

— «Пузырь» как обособленное вмешательство пришельцев в нашу жизнь. (Нечто подобное было в «Спине» Уилсона, но лишь по форме.);

— идеи теологии и теософии, которые уже можно было бы использовать как основу романа, но тут они лишь на периферии;

— идеи, связанные с политикой, миграциями и антропоцентризмом;

— идея «схлопывания», которая здесь правит балом. (Что будет если взять кота Шредингера, «размазать» его на миллион по-разному живых и мертвых состояний, после чего «схлопнуть» его в одно истинное для нас? А если вместо кота взять миллиарды внеземных цивилизаций? Или всю нашу жизнь? Все наши жизни?..);

— эмоции и их влияние на сознание;

— заигрывания с метафизикой;

— социальные эксперименты и эксперименты психологические;

— Фейнмановская формулировка квантовой теории, через которую можно выйти на квантовый алгоритм факторизации Шора и окончательно вывихнуть себе мозг. Или вправить, тут как посмотреть.

Думаете, всё? Как бы не так. Книга как минное поле, где идеи заменяют мины. Не на всех читатель подорвется, но уж если рванет, то рванет как следует.

А теперь давайте вспомним о сюжете, который является проводником между идеями и не более того. Перед нами главный герой Ник, который зарабатывает себе на хлеб тем, что расследует загадочные дела, когда привлекать полицию – не вариант. То есть он кто-то вроде частного детектива. Ника нанимают для выяснения обстоятельств похищения Лауры, девушки с ограниченными возможностями, однако далеко не так просто, как кажется, и незамысловатая детективная схема очень быстро ломается.

Иган рисует очень правдоподобную и продуманную картину мира, основанную на фронтире науки двадцатилетней давности, однако, несмотря на давность, очень сложно сказать, что описанное уже не актуально. Просто человечество пока не вышло на нужный уровень развития, да и не все идеи автора оказались состоятельны с течением времени. Читать книгу интересно, но это очень долгий и кропотливый процесс, а для тех, кому сюжет первичен, и вовсе непреодолимый. Дело в том, что Иган часто отвлекается от непосредственных событий своего романа на научные лекции, в результате чего сам сюжет занимает примерно треть всей книги, все остальное – идеи и размышления.

Рекомендую книгу всем тем, кто не боится твердой НФ и готов потратить свое время и силы для того, что разгрызть гранитный пласт повествования.

Оценка: 8
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сути, у этой книги две значимых фишки: заигрывания с квантовой неопределённостью и обход мода верности. Реализация обеих, на мой взгляд, оставляет желать.

То, как главный герой и его товарищи по несчастью путём философских рассуждений, самокопания и подмены понятий преодолели установку верности, было интересно и даже забавно. Нет, правда интересно — я даже восхитился в первый момент. Но, по сути, это огроменная дыра в безопасности, которая должна была быть изначально предусмотрена и заделана. Либо, если её устранение невозможно/нетехнологично, она должна была контролироваться внешне. Например, еженедельные тесты с применением правдосказа.

Неопределённость Гейзенберга же автор трактует следующим образом: на результат наблюдаемого опыта влияет сам факт того, что он наблюдаем человеком. То есть, пока за опытом следит компьютер, у подопытной системы сохраняется весь спектр вероятностей, но стоит к наблюдению подключиться человеку и — эшельме-бешельме — в дело вступает неведомый участок мозга и отсекает все возможные исходы кроме одного. Это было бредово и откровенно скучно. Главный герой в диалогах и собственных мыслях обсасывает эту тему десятки страниц. Одно и то же разными словами. Сам автор невольно дал изумительную характеристику всей этой фантасмагории: «Первая попытка победить физику оканчивается неудачей.»

Теперь о том, чего было слишком мало. Линия жены главного героя, на мой взгляд, обладала громадным потенциалом. Она могла бы совместить глубокое раскрытие персонажей и освещение многий психологических и философских вопросов: одиночество, дуализм человеческой натуры, восприятие нами окружающих и т.д и т.п. Концентрированная вкуснота, но автор просто на неё забил.

Так же лично мне сильно не хватило Детей Бездны. Поначалу казалось, что эти террористы будут принимать гораздо более непосредственное участие в сюжете, и я повёлся. Случись так, это уже была бы совсем другая книга, но тем не менее.

Об общелитературном. Сюжет развивается плавно и равномерно — маршрут его мне не понравился, но динамика выдержана хорошая. Для околодетективной твёрдой нф, разумеется. Герои описаны бледно и безлико. Единственные два броских персонажа (Карен и Лаура) на экране почти не появляются. Мир будущего описан ярко, но однобоко — моды, моды, моды, моды, Нью Гонконг, комар-киборг, моды, моды, моды...

В целом, могло быть и хуже, но, блин, плохо всё.

Оценка: 3
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная твердая научно-философская фантастика. В основу романа автор положил фейнмановскую трактовку квантово-временной теории. Этот роман не легкое чтиво, не только ввиду серьезной физической основы, но и многочисленных диалектических отступлений от основного сюжета.

Роман начинается как детектив в киберпанковском антураже, но это лишь номинальная завязка, видимо с целью заинтересовать читателя. Философско-социальные парадоксы начинаются с описания возникновения пузыря: здесь представлены все общественные конфессии, от религиозных до террористических, активно выступают анпропоцентричные группировки и различные фанатики видящие в Пузыре начала Конца света.

Далее экшн сходит на нет и повествование превращается в физико-философский трактат, отягощенный многочисленными моральными дилеммами. Плохо ли это? По мне так нет, автор написал то,ч то хотел. Если вы ищите движухи, то этот роман не для Вас.

Все, что касается принципа «схлопывания» все предельно ясно и можно выразить одной фразой: многовариантность временных линий/потоков нивелируется мозгом человека, который в итоге и определяет тот самый единственный выбор. Пока человек не знает об этой своей способности он спокойно живет. А вот Нику пришлось испытать череду моральных угрызений совести за уничтожение иных сущностей и существ (в т.ч. себя самого), возникающих в процессе размазывания вариантов. Трансформация мышления Ника описана гениально. Как он выбирает единственный верный вариант, как определяет какой Альянс истинный — «то что мне кажется Истинным, то и есть правильно».

Отдельно отмечу идею модов, эдаких программ, которые могут регулировать человеческие эмоций, подавляя или наоборот усиливая отдельные качества: если ты охранник то у тебя акцентируются реакция, регулируются биохимические процессы в организме. Если ты секретарь то повышается уровень сосредоточенности и т.д.

Достаточно интересная идея, которая в настоящее решается медикаментозно.

Порекомендовать могу желающим погрузиться в серьезное чтение, требующего внимания и сосредоточенности. Тем кто хочет просто развлечься и убить время лучше выбрать другую книгу.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вы ломали голову в поисках твердого, научного и одновременно фантастического, то считайте что вам несказанно повезло. Грег Иган — это именно то что доктор прописал. Автор интересуется и занимается квантовой механикой, математикой, геометрией и по-честному пытается строить свои миры вокруг различных научных идей и концепций. В данном случае речь идет о фундаментальных принципах квантовой механики. Неопределенность Гейзенберга, кот Шредингера, волновая функция упоминались во множестве романов других писателей, но именно Игану удалось органично вшить эти идеи в сюжет. В итоге — эталон твердой НФ. А в качестве сюрприза вас ждет невероятная и красивая первопричина создания Пузыря.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне хотелось бы оставить «за кадром» чисто научно-фантастическое допущение о «практическом использовании квантовых состояний для достижения определенных целей». Как и маньяков, стремящихся в очередной раз осчастливить все человечество. Как и рассуждения о моральных аспектах совершаемого нами выбора и последствиях для Вселенной наших ежесекундных действий.

В конечном счете, все на макро и микро уровнях идет так, как положено, задумываемся мы об этом или нет. По большей части, простому обывателю все равно, кто там «размазывается», кто «схлопывается», пока все идет привычным порядком. С этой точки зрения описанный мир — лишь занятное, пусть хорошо прописанное и от того вполне достоверное, но все же фантастическое допущение.

Мне же хотелось поговорить о совсем другой составляющей повествования, которая в нашей с вами реальности уже не кажется такой фантастической, как, к примеру, лет 10-20 назад. Я хочу поговорить о модах — нейропрограммировании, до которого уже рукой подать.

Оно, конечно, чрезвычайно соблазнительно- сделать себя немного лучше. Острее память, слух, зрение, точнее реакции. Получить по-настоящему свободный доступ к информации, без медленных посредников и мучительных опытов овладения методикой, без длительных и утомительных часов обучения и закрепления.

А кто не мечтал о том, чтобы не испытывать скуку и утомление от монотонной работы, выполнения одних и тех же, повторяющихся день изо дня действий, несомненно важных, но таких удручающе однообразных, притупляющих внимание и память? Вспомните, сколько несчастий приключилось и сколько человек погибли только потому, что кто-то потерял бдительность, не выполнил инструкцию или просто устал таращиться на панель управления или в экран?

Или эта непроходящая боль утраты, преследующее чувство вины, отравляющие каждое мгновение жизни, превращающие каждый миг в ад, из которого не вырваться? Почему бы не помочь себе забыть, отодвинуть происшедшее в самые дальние уголки сознания, чтобы продолжить жить, не оглядываясь на перенесенные страдания?

Я думаю, что мы сдадимся сравнительно быстро, добровольно и массово. Уж больно соблазнительный путь, отвечающий нашим самым глубинным желаниям, нам предложат. И, думаю, положительный эффект — безопасность, покой, управляемость- перевесят негромкий предупреждающий шепоток, который будет нудно твердить об опасности. Ведь мы всегда уверены, что контролируем все последствия.

И вот вопрос. Когда мы также добровольно и массово согласимся, что есть ситуации, когда неприкосновенность личности не есть обязательное условие существования общества. Сколько времени потребуется, чтобы согласиться с тем, что вторжение в сознание не есть насилие или преступление. Это ведь так легко оправдать требованиями безопасности, законности и даже милосердия. И что это будет в результате- мягкий вариант азимовской «Профессии» или жесткий вариант «Сытина» Черри?

Вот какой аспект этого романа, который почти теряется на фоне тайны изолирующего человечество Пузыря или масштабной игры героя с вероятностями, мне хотелось бы подчеркнуть. Когда там еще прилетят к нам инопланетяне или ребята из других вероятных Вселенных, когда там на практике сможем применить законы квантовой механики — это будущее еще неопределенно далеко, но другое, то, когда сможем программировать нейроны в своих мозгах — уже вполне видимое. И думать о нем лучше уже начинать сейчас.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

На протяжении всего романа Грег Иган играет с читателем в опасную игру. И я не имею в виду посыл на грани квантового мистицизма: сознательный читатель, не забывая, что имеет дело с вымыслом, способен заглушить в себе на время чтения скептика и принять мир, каким его задумал субтворец-писатель.

Нет, опасность, о которой я веду речь — в кажущейся неуклюжести исполнения перспективы главного героя на протяжении большей части книги. Не смотря на то, что повествование ведётся от первого лица, бесстрастная рефлексия персонажа показывает происходящее в нём со стороны, объективируя сознание и делая его не более чем деталью объективной реальности. «Психологизм-то где?» — грозит в любой момент воскликнуть привередливый читатель и списать мнимый недостаток прозы на отсутствие опыта у «раннего Игана».

А зря.

Смелый автор всего лишь готовит издалека контраст между Ником из первых глав и Ником с последних страниц книги. И чем дальше ему удаётся отложить переключение между двумя Никами, тем сильнее эффект, и этим оправдывается риск на который он идёт — риск потерять читателя, который не выдержит невозмутимости героя и бросит читать на полпути к кульминации.

Читал я книгу в первую очередь, как размышление о природе и свойствах сознания. С этой точки зрения становится обоснованным и выбор сомнительной интерпретации квантовой механики — «сознание вызывает схлопывание волновой функции», и объективированное — почти препарированное, готовое к экспериментальному изучению — сознание Ника. Наиболее явным образом природа сознания обсуждается в разговорах Ника с Чунь По Квай, в то время как большая часть романа изучает её мысленно экспериментируя над нервной системой Ника и наблюдая за его реакциями на внешние и, особенно, внутренние раздражители.

Одна из затрагиваемых тем — место эмоций в природе личности — перекликается с рассказом Кордвейнера Смита «Сканеры живут напрасно». Но где Смит выбирает пронзительно истеричные интонации, Иган, избавив своего героя-рассказчика от неконструктивных эмоций, которые были бы помехой в профессиональной деятельности детектива, лишает эмоциональности и голос повествования. Ник — не первый эмоционально уравновешенный детектив: вспомним хотя бы его знаменитого коллегу, Шерлока Холмса, которого Ник «непроизвольно» цитирует — «however improbable» — дважды, чтобы развеять всякие подозрения в случайности.

Что же касается квантовой метафизики, пузыря, размазанности и разумных суперпозиций — я воспринял их как вспомогательные элементы — экзотический фон, помещенный на который наш подопытный детектив вынужден тешить нашу любознательность.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

С дополнениями переработано в https://bit.ly/3vvHkeU

========================

Хорошая вещь. Посчастливилось найти в бумаге за копейки.

К сожалению, присутствует там один капитальный сюжетный ляпсус, который Иган честно признал.

«Карантин» написан раньше, чем появились работы Шора по квантовым алгоритмам факторизации, а затем Беннеттом и Вазирани было показано: квантовый компьютер, работающий с суперпозицией N квантовых состояний, выдает отнюдь не те же самые результаты, что N классических компьютеров, работающих параллельно.

У Игана

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вся сюжетная линия с «размазыванием» Ника
основана на тезисе о справедливости этого утверждения, но оно неверно. Иган оправдывается тем, что не мог предвидеть результатов будущих исследований, но если подходить к проблеме совсем строго, уместно вспомнить, что теорема о запрете клонирования квантовых состояний доказана еще в 1970-м (и переоткрыта независимо сразу тремя исследователями в 1982-м).

Для разных квантовых каналов коммуникации через моды

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(и с расой создателей Пузыря),
как описаны они в «Карантине», будет невозможен изоморфизм Чоя-Ямёлковского: надежная постселекция канала, схлопывающего размазанную суперпозицию, по данным измерений разделимости состояний недоступна.

Впрочем, для дебютной книги в жанре твердой НФ, написанной математиком и убежденным сциентистом, «Карантин» был бы почти идеален. При условии, что вы готовы смириться с 1) высокоэффективной хроматографической очисткой текста от эмоциональной составляющей и 2) аскетичной камерностью обстановки, где действие, почти как в детективах клаустрофила Азимова, не покидает замкнутых помещений, обставленных однообразной мебелью, а персонажей-людей (особенно зомбированных модами верности) нелегко отличить от роботов.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Карантин» Грега Игана является весьма интересным представителем «твердой» НФ. Особых требований к научным познаниям читателя не требуется, но знания основ логики и физики лишними не будут. Автор грамотно рассказывает о квантовой механике, оперирует логическими понятиями — только это уже способно привлечь к себе внимание. Но, к сожалению, у нас издан (насколько мне известно) только один роман этого писателя. И это, честно говоря, меня удивляет.

Представьте себе фантастический детектив, включающий в себе логические рассуждения и квантовую механику. И все это в мире будущего, в мире нанотехнологий — и это не просто сеттинг. Почему же в будущем, по версии Игана, активно начали развиваться нанотехнологии? Да все просто: гигантская сфера, она же «Пузырь», заключила в себя всю Солнечную систему. И людям, в виду невозможности преодолеть этот барьер, пришлом обратить внимание на более земные проблемы, в прямом смысле этого слова. Итак, главный герой — частный детектив. Анонимный работодатель поручает ему найти некую Лауру Эндрюс, исчезнувшую из психиатрической клиники. Поскольку она сама даже не в состоянии повернуть дверную ручку, то детектив приходит к выводу, что она похищена. Но в ходе расследования выясняется, что Лауре непостижимым образом удавалось сбегать из охраняемой клиники уже дважды... Чтобы найти ее, частному детективу, Нику Ставрианосу, придется приложить немало усилий, пережить множество приключений. А помогут ему в этом его собственный ум и модификации к мозгу, которыми он напичкан (фактически все что ему нужно для работы — есть у него в мозге — прямо-таки реализованный принцип omnia mea mecum porto).

Первая часть романа похожа на классический детектив, пусть даже в необычном оформлении. Далее же главный герой разгадывает причины похищения. Оказывается, что похищенная женщина обладает некими способностями, на основе которых построен новый мод, не позволяющий «схлопывать» многовариантность событий (это «схлопывание» и было причиной возникновения «Пузыря»). Фактически, носитель мода может выбирать тот вариант событий, в котором нужное действие произошло. Как вы видите, сюжет интересен, но немного усложнен всяческими теориями. Еще один минус — многие интересные нити так и не вывели нас к чему-то, не все вопросы перекрыты ответами автора. А так вполне достойное произведение. Если не прочитаете, то ничего не потеряете, а вот если прочтете — что-то приобретете :smile:

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Опять я смотрю на себя в зеркало и задаюсь вопросом: почему я сам до этого не додумался? Нет, серьезно. У меня зеркало на двери шкафа и привычка ходить по комнате. Прохожу — смотрю — задаюсь вопросом. И ведь не совсем дурак, и необходимый минимум инфы из научпопа был, и — стыдно сказать — временами балую свой отравленный филологическим образованием разум лайт-мыслями о физике и Вселенной. Но не приходило мне в голову, что математика не просто какая-то там чистая истина, а что она «подтверждает саму себя» («Ореол») и становится от этого гораздо реальнее, чем «реальность» пропаганды и PR-технологий; что в случае существования параллельных миров каждую мою удачу приходится оплачивать неудачей меня-в-другом-мире и я становлюсь едва ли не паразитом («Синглетон»); теперь вот космический геноцид «Карантина». Я же знал про этого проклятого (во всех смыслах слова) кошака Шредингера. Знал про роль наблюдателя. Про «схлопывание». Почему я не додумался до космического геноцида? Почему, завтракая, я не давился со словами «космический геноцид»? Почему, стоя в трамвае, не привлекал к себе настороженные взгляды внезапным бормотанием «космический геноцид»? Это же так просто и так красиво. Космический геноцид.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ахтунг!!! Это не чтиво!! Придется поработать головой! Прямо с какого-нибудь Круза, этого... как его... Перумова, с Вольхи или Сумерек на этот уровень прыгать не нужно, укачает! :dont:

Что имеем:

НФ-модель Сада расходящихся <s>Петек</s> тропок. Модель, кстати говоря, достаточно логичная, проведено аккуратное моделирование как работы с внутренней настройкой личности, так и с чисто физической стороной процесса. Лично я узнала о квантовой логике много нового.

Сюжет интересен очень нетривиальной линией психологически точного, иезуитски лихого ухода из-под давления. За только Канон и Реформацию стоило читать!

Порадовали отсылки к Фаулзу в виде ряда альтернативных концовок.

Стиль же изложения несколько суховат, не знаю, насколько это заслуга переводчика — вообще-то в текст с таким обилием информации какой-нибудь эмоционально-экшеновый маянезик просится, ан нету.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая книжка. В некоторой мере, это определённо «новая волна».

Мне встретилось всего лишь два произведения, написанных в манере фантастического научно-философского романа. Это Колин Уилсон, «Паразиты Мозга» (в девять лет я прочитал её на одном дыхании, теперь же знаю, что современные любители фантастики не ценят книгу за её сложность), и Грег Иган, «Карантин». Вкратце расскажу о них.

«Паразиты Мозга» — изложена натурфилософская идея телепатии, подвластной любому прогрессивному мозгу.

«Карантин» — изложена научная идея, заключающаяся в том, что в микромире результат события зависит от наблюдателя. Но поскольку макромир состоит из миниатюрных частиц, то и в макромире тоже. Более того, существует множество вариантов развития события в самый малый из возможных интервал времени, но в конце этого интервала остаётся только один вариант из бесконечного числа возможных, прочие стираются. Таким образом, возможно погружаясь в состояние неопределённости, размазанности по различным вариантам развития минисобытия, выбирать нужный результат из бесконечного числа возможных, и удалять прочие варианты. Однако при этом погибают миллиарды и миллиарды личностей, существующих в мирах возможных вариантов. И однажды коллективный разум всех этих личностей решает не «схлопываться», не выбирать один вариант из множества, а оставить все. Так и происходит. Тем же личностям, кто не желает такого существования, предоставляется возможность моделировать свой мир, как угодно, в том числе и создать иллюзию того, что прочие миры исчезли. Главный герой и оказывается в таком измерении. Ему непонятно, исчезли прочие миры, или нет. Хотя он догадывается.

Третья книга, полная философских рассуждений, что сейчас пришла на ум, это одно из «Правил Волшебника», по-моему, восьмое. На протяжении всего повествования, главный герой цикла, Искатель Истины, Ричард уговаривает жителей долины начать вооружённое противостояние захватчикам, приводя всё новые и новые доводы, и разбивая напрочь их почти христианские, вырожденческие тезисы о «непротивлении злу насилием».

Замечательны и короткие рассказы Игана — казалось бы, в них нет ни занимательного сюжета, ни удивляющей развязки. Тем не менее, эти несколько коротких историй куда значительнее популярных «рассказов-перевёртышей». Каждый рассказ Грега Игана основан на какой-либо идее (чаще всего касающейся человеческого тела, прямо-таки медицинские рассказы) — то зрение человека после травмы меняется, теперь он видит себя со стороны, то повествование ведётся от лица героя, каждый день просыпающегося в новом теле. Такие фантастические идеи (но абсурдистские, антинаучные — здесь фантастика метод, потому науке пришлось скромно потесниться) Иган смакует, обкатывает, но так и не даёт никакой развязки — всё остаётся на тех же местах, с которых и начиналось действие.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочел первую для себя книгу Игана — Карантин. Бедный стилистически и богатый на идеи детективный научно-фантастический роман. Основной сюжет лишь маскирует хирургически выверенное развертывание рассуждений о коллапсе волновой функции и следующих из этого выводах. Местами, стилистически, напоминает учебник формальной логики, следуя старой максиме аналитической философии — «если хочешь что-то сказать — сделай это ясно». Сюжет развивается плавно, раскрытие персонажей слабое, акцент на физических концептах.

Интереснейший сюжетный ход с обходом мода верности, который показывает насколько общие понятия являются результатом языковых игр, насколько растяжимо их можно интерпретировать, вплоть до того, чтобы поставить все с ног на голову.

Для любителей концептуальной фантастики маст рид.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильной стороной произведения является целостная картина жизни будущего. Увы, почти всегда в фантастике с этим халтурят. Это как если бы первобытный человек предвосхищал нашу жизнь на уровне использования мегадубинок для защиты от животных и охоты, авторозжига костра и факелов и т. п., в то время как у нас жизнь наполнена совсем не этим. В общем, интересно почитать не просто про некоторые фантастические гаджеты, изобретения, а ещё и увидеть, какой наличие всего этого сделало повседневную жизнь. Это описано убедительно и интересно.

Наверное, не следует браться за данный роман тем, кто не любит в произведениях длинных рассуждений. Здесь это осмысление научной идеи. Думаю, их лучше бы было несколько сократить, хотя какие-то конкретные места для вырезания из текста выделить, вероятно, не так просто.

Детективный стиль изложения. Собственно тема сферы, закрывающей звёзды за солнечной системой, занимает в романе исчезающе маленькое место (чтобы говорить о схожести тематики произведений, где как-то упоминается сфера вокруг Земли, закрывающая от звёзд, как «Спин» Уилсона)

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для романа, который написан в 92-ом году, «Каратин» читается как что-то удивительно современное.

Первая мысль, которая у меня появилась после прочтения — да это же «Спин» здорового человека! Потому что в «Карантине» нет никакой бессмысленной и беспощадной мелодрамы, занимающей две трети повествования, нет бесконечных драматичных страданий и рефлексии на тему своего ценнейшего ОБВМ, а есть развивающийся сюжет. Относиться к нему можно по-разному, но отрицать факт его существования точно нельзя. (А уже это для немалой части современной литературы — недостижимая вершина.)

Роман непростой.

Начинаясь как нуарный детектив с налётом киберпанка, где частному сыщику из бывших полицейских некто анонимный оставляет очередное задание «найти пропавшую пациентку психиатрической клиники», книга вроде бы рассказывает о расследовании. О том, как можно вывезти недееспособного человека в неизвестность и куда его можно деть, особенно если вопрос о том, зачем такого человека вообще красть из палаты, на время отложить.

Сначала создаётся ощущение, что наиболее глобальным фантастическим допущением в описанном мире является «Пузырь» — непостижимый имеющимися техническими средствами барьер, который окуклил Солнечную систему саму в себе и закрыл человечеству путь к далёким звёздам. По крайней мере, он так выглядит; звёзд на небе Земли нет уже лет тридцать, но в конце концов все привыкли, и пустое небо является чем-то вроде ещё одной декорации для антуража. Главный герой обращает на него столько же внимания, сколько все остальные — то есть не обращает вовсе.

Но роман держится в рамках простого «найти и вернуть» буквально четыре первых главы, а потом внезапно разгоняется и самоотверженно бросается на амбразуры квантовой физики и парадокса Ферми. Становится понятно и то, зачем вывозили загадочную пациентку, и то, что её загадочность на самом деле куда глубже, чем просто умение открывать замки.

И что Пузырь на самом деле имеет куда большее влияние на весь роман.

Весь дальнейший сюжет построен на многомировой интерпретации квантовой механики и предположению, что было бы, имей каждый человек возможность находиться разом во всех состояниях, без схлопывания волновой функции. Не то, чтобы по ходу объяснений, что и как работает в лоре «Карантина», совсем не возникало вопросов к трактовке теории, но если смотреть на чисто фантастический элемент — всё отлично и внутри себя не противоречиво.

Интересная концовка с Лаурой, пациенткой из самого начала книги, которая внезапно тоже оказывается сложнее, чем выглядела в макромире, и раскрытие интриги с тем, зачем же нужен был Пузырь. Снова недобрым словом вспоминая «Спин», можно заметить, что в «Карантине» кульминация экзистенциального «зачем и почему» намного более продумана и логична.

Финал романа при этом можно назвать очень человеческим: мир перекраивали-перекраивали, а вышло как всегда, и человечество такого щедрого подарка не оценило, а потом и вообще всё стало, как было. И может быть, оно и к лучшему — не весь прогресс надо форсировать, иногда к нему лучше двигаться постепенно. Для надёжности.

Помимо перекладывания котов Шрёдингера из коробки в ящик и обратно и подглядывания за ними в одну из двух щелей, автор активно использует киберпанковые элементы: перекраивание нервной системы, чипы, дополнения, перепродажу информации, сеть и обитающих в ней существ, которые не известно, были ли вообще когда-то людьми — на огонёк даже один ИИ, подрабатывающий хакерством, залетел.

На технологиях же завязан ещё один конфликт романа, более социальный: оказавшись в ситуации, когда он никак не может нарушить контракт, который вообще-то не собирался заключать, главный герой начинает изворачиваться внутри собственной системы моральных координат, чтобы согласовать необходимое поведение с ограничениями. И, о изумительная гибкость человеческих убеждений, согласовывает. Меметичное «не можешь победить — возглавь» в лучшем виде.

Лор описанного мира, несмотря на некоторую фрагментарность, достаточно живой и наполненный событиями. Представить его несложно, и автор умело добавляет какие-то особо яркие моменты — то, как люди сходили с ума в первые годы Апокалипсиса, как множились и как вымирали апокалиптичные секты, двумя штрихами обозначает беспощадность корпоративной политики и рисует неприглядную реальность бесконечных государственных кризисов, порождающих всё новые волны эмиграции.

По ощущениям от эмоциональной лаконичности текста Иган чем-то напомнил Уоттса, да и общее впечатление от романа несколько похожее — это и фантастика, и одновременно почти философское эссе, в котором помимо сюжета можно почерпнуть десяток вопросов о смысле человеческого существования. Читается не всегда легко, но определённо оставляет долгое впечатление.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Познакомился с творчеством Грега Игана благодаря рубрикаторам «Лаборатории фантастики» и остался очень доволен. Произведение поразило меня не менее, чем «Рифтеры» Питера Уоттса.

Нетривиальный сюжет, интересная философия, качественная литература. Единственная возникшая ассоциация — «Призрак в доспехах». Уверен, что на основе «Карантина» можно было бы создать потрясающий анимационный фильм.

Необходимо отметить и футорологическую ценность произведения Игана, также сближающую этого автора с П. Уоттсом.

Конец вышел открытым и немного смазанным, что, однако, не умаляет шедевральности произведения. Однозначно рекомендую всем любителям «твёрдой» НФ.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх