fantlab ru

Эдмонд Гамильтон «Покорение двух миров»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.24
Оценок:
42
Моя оценка:
-

подробнее

Покорение двух миров

A Conquest of Two Worlds

Рассказ, год (год написания: 1932)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

Трое друзей-технарей в составе первой экспедиции отправляются на Марс для его колонизации. Вот только он уже занят — и марсиане ничуть не стремятся стать верноподдаными земного правительства, добровольно отправившись в резервации. На этой почве между друзьями начинают возникать разногласия, обостряющиеся до крайности, когда дело доходит до покорения Юпитера.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Wonder Stories, February 1932», 1932 г.

— журнал «Startling Stories, January 1948», 1948 г.

— антологию «Every Boy's Book of Science Fiction», 1951 г.

— сборник «The Best of Edmond Hamilton», 1977 г.


Похожие произведения:

 

 


Беглец со звезд
1997 г.

Периодика:

Wonder Stories, February 1932
1932 г.
(английский)
Startling Stories, January 1948
1948 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Дети Солнца
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Every Boy's Book of Science Fiction
1951 г.
(английский)
The Best of Edmond Hamilton
1977 г.
(английский)
The Best of Edmond Hamilton
1977 г.
(английский)
Die besten Stories von Edmond Hamilton
1980 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мы – англосаксы, а когда англосаксу что-нибудь надобно, он идет и берет». Если перевести эту выдающуюся декларацию (и чувства, в ней выраженные) на простой человеческий язык, она будет звучать примерно так: «Мы, англичане и американцы – воры, разбойники и пираты, чем и гордимся». (Марк Твен)

Сильнейший рассказ. Вот только это ни разу не научная фантастика, а по сути политический памфлет. За эзоповым языком легко узнаваемы события американской истории, а точнее Холокост индейцев Северной Америки. Автор скрупулезно воссоздает одну из самых черных и позорных страниц истории США. И пусть действие происходит на Марсе, все остальное до мельчайших деталей совпадает. Те же колонисты-авантюристы, прибывающие на вновь «открытую» территорию, те же генералы — Великие Американские Герои — все эти першинги и шериданы — духовные предшественники Эйхмана, окончательно решающие для них индейский, в смысле — марсианский, вопрос. Решающие теми же самыми методами — захват территорий и их контроль с помощью фортов, убийства, уничтожение материальной базы коренного населения — тут полная аналогия с истреблением бизонов, резервации и, наконец, концлагеря — еще одно зловещее англосаксонское изобретение.

Гамильтон — велик. Велик именно своими рассказами, практически каждый из которых — маленький шедевр и сравнения с которыми не выдерживает ни один из его романов, являющихся все-таки прежде всего коммерческими поделками.

«Покорение двух миров» — беспощадное произведение, не оставляющее камня на камне от того романтического образа первопроходца, которым нас столько раз потчевали другие американские, и не только, писатели и до, и после Гамильтона. То самое произведение, которое должен прочитать каждый, «кто не в курсе», чтоб открылись глаза. Как тут не вспомнить немцев, которых принудительно возили в концлагеря после Второй мировой войны — вот, посмотрите на себя, нет вам за это прощенья и никогда не будет.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Текст, строго говоря, не художественный. Он относится к редкому жанру фантастической хроники (Хроники не в смысле многотомной опупеи — их тоже иногда называют хрониками, а в изначальном, так сказать смысле). Текст будто написанный летописцем, или точнее автором исторического очерка.

Хроника жутка в своей правдоподобности. Сразу понимаешь, что ничего хорошего от такого покорения ждать не стоит, ничего хорошего и не будет. Невольно думаешь, что если бы во время написания рассказа англосаксы обладали подобными технологиями, а планеты были именно такими, как описано, то примерно так бы оно всё и было. Я написал «на время написания», но скорее всего так бы было бы и сейчас. Только словесных кружев наплели бы побольше. Сказали бы, что это «Борьба за демократию во всей Солнечной», что «люди пришли, что бы у Марсиан и венериан были бы честные выборы». Есть такая народная примета: «ракеты летят туда, где нефть дешёвая».

Конечно сроки покорения планет, особельно Юпитера, невозможно быстрые: ведь кольцо окружения стягивали в основном пешим маршем — это от экватора до полюса. Даже дикий запад покоряли дольше. Невозможно, что бы герой научил аборигенов делать атомные бобы и излучатели. Индейцы, между прочим, ружья изготовлять так и не научились. Насколько мне известно, они даже не предпринимали подобных попыток — не та психология. А если бы попытались всё равно не смогли бы — слишком большой технологический разрыв: нужна добыча железа и производство оружейной стали. А ведь в рассказе технологический разрыв был ещё больше. Но серьёзно придираться к этому не хочется.

Поражает время написания рассказа. Тогда в англо-американской фантастике откровенно прославлялся белый колонизатор. Даже такой гуманист, как Саймак не избежал этого, смотри его позорный рассказ «Мятеж на Меркурии». Живи Гамильтон сейчас он был великим фантастом, возможно социальным.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный рассказ, основанный на реальных земных событиях: покорение европейцами двух американских континентов с последующим завоеванием и освоением территорий, когда местное население было практически уничтожено. Всё в истории повторяется, ибо она учит лишь одному, тому, что она ничему не учит. Автор эпическими мазками показывает картины сражений и, жаль, что вскользь, изменение психологии людей, вовлеченных в это действие под названием геноцид. Читать обязательно всем, особенно тем, кто поддерживает сторонников захвата чужих территорий.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из сильнейших и самобытных рассказов «Разрушителя Вселенных», представляющий из себя некую хронологию покорения землянами Марса и Юпитера, к тому же очень реалистичен, так как почти всегда захват новых территорий проходит по схожему сценарию. Симпатии Гамильтона, да и читателей, явно на стороне аборигенов, которые желают всего-навсего жить на своей родной планете так, как жили их предки. Изначально благая цель — изобретение межпланетного корабля — привела к плачевным последствиям и многочисленным жертвам (ещё одна параллель с нашей историей).

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как литература — не очень. Но как социальный сюжет — просто отлично и смело на те годы. Протест против колонизации. Хотя колонизация и несла прогресс отсталым народам, но и уничтожала их массово.Автор на примере захвата Марса и Юпитера показал всю бесчеловечность колонизаторов с оружием, как меняется человек у власти.Массовый геноцид народов с целью захвата территории и её хищнической разработки.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный рассказ. И сильно опередивший свое время. Это было начало 30-х. Конфликт между землянами и инопланетянами в фантастике тех лет- уже обычное дело. Земляне- всегда правы, инопланетяне- всегда неправы. Только так, и никак иначе. Философия конкистадоров и Киплинга переносится фантастами в космос.

И тут вдруг появляется этот рассказ Гамильтона, где все совершенно иначе. Позднее, много позднее в фантастике стали появляться похожие произведения. Гаррисон еще в 60-е писал романы про вечно не правых дикарей, которые не правы потому, что они дикари, а «цивилизованным» людям их земля с ресурсами нужнее, чем самим дикарям. И симпатии Гаррисона как раз на стороне «цивилизации» ( «Мир смерти-3» так же известный у нас как «Конные варвары»). Гамильтон же уже в 32 году ставит вечную правоту «цивилизации» под сомнение — выходит, в фантастике он и в этой теме был первым!

Алчные до ресурсов земляне колонизируют сперва Марс, потом Юпитер. Им нужна земля, им нужны полезные ископаемые, на то, что это чужая земля — плевать! Главное- это интересы «цивилизации», а не каких то грязных дикарей. И вот уже на космических масштабах разворачивается история, похожая на геноцид индейцев в Америке. Люди уверены в своей правоте- ведь они такие умные, такие «цивилизованные» и лишь только одного ветерана колонизации Марса гнетут сомнения и начинает мучить совесть, совесть неведомая героям Гаррисона даже в 60-е.

А еще, когда вышел «Аватар», его сразу все стали обвинять в плагиате. Назывались разные первоисточники- даже Стругацкие, как ни странно . Но у тех, кто прочтет рассказ «Покорение двух миров», написанный раньше всех стругацких, вместе взятых , наверняка будет свое, другое мнение. Там правда нет любовной линии, нет синерожих аватаров- но приемственность концепции очевидна.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх