FantLab ru

Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.54
Оценок:
9758
Моя оценка:
-

подробнее

451° по Фаренгейту

Fahrenheit 451

Другие названия: 451 градус по Фаренгейту

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 524
Аннотация:

451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага. Главный герой — Монтэг — пожарник, но смысл этой профессии давно изменился. Дома теперь строятся из термостойких сплавов, а пожарники занимаются тем, что сжигают книги. Не произведения определенных авторов — запрещена литература вообще и люди, хранящие и читающие книги, совершают преступление против государства. Бессмысленные развлечения, успокоительные таблетки, выматывающая работа — вот и все занятия человека.

Уставший от такой жизни Монтэг прочитывает первую свою книгу.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман написан на основе повести «Пожарный» (The Fireman, 1951). Роман «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери писал в подвальном помещении публичной библиотеки Лос-Анджелеса на прокатной пишущей машинке, у которой была прорезь для монет, и за 10 центов она включалась на полчаса. Роман был написан за девять дней, аренда машинки обошлась в 9 долларов 80 центов.

Над рабочим столом Брэдбери висел автомобильный номер F-451.

В 1984 вышла одноименная компьютерная игра-продолжение романа. В написании текстов участвовал и сам Брэдбери (пролог и реплики суперкомпьютера «Рэй»).

Посвящение: This one, with gratitude, is for Don Congdon. Дону Конгдону с благодарностью. Эта книга с благодарностью посвящается Дону Конгдону.

Дон Конгдон — литературный агент Р. Брэдбери.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Роман

лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 1984 // Зал славы

лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2002 // Переводная книга НФ (США)

лауреат
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2018 // Переиздание года (США)

Экранизации:

«451° по Фаренгейту» / «Fahrenheit 451» 1966, Великобритания, реж: Франсуа Трюффо

«Этот фантастический мир. Выпуск 10: Знак Саламандры» 1984, СССР, реж: Тамара Павлюченко

«451 градус по Фаренгейту» / «Fahrenheit 451» 2018, США, реж: Рамин Бахрани



Похожие произведения:

 

 


451° по Фаренгейту
1956 г.
451° по Фаренгейту
1964 г.
Библиотека современной фантастики. Том  3. Рэй Брэдбери
1965 г.
Память человечества
1981 г.
Память человечества
1982 г.
451° по Фаренгейту
1983 г.
451° по Фаренгейту
1985 г.
Рэй Брэдбери
1985 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1987 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1988 г.
Американская фантастическая проза. Книга 1
1989 г.
451 по Фаренгейту. Рассказы
1990 г.
Были они смуглые и золотоглазые
1991 г.
451° по Фаренгейту
1992 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
1992 г.
Вино из одуванчиков
1992 г.
Избранные сочинения в трех томах. Том 1
1992 г.
Отель «Танатос»
1993 г.
Золотые яблоки Солнца
1997 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1997 г.
451° по Фаренгейту
2000 г.
451° по Фаренгейту. Рассказы
2000 г.
Сочинения
2001 г.
Марсианские хроники
2002 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
451° по Фаренгейту. Вино из одуванчиков. Марсианские хроники. Рассказы
2003 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
2003 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники. Вино из одуванчиков. Рассказы
2003 г.
451° по Фаренгейту
2004 г.
451° по Фаренгейту
2005 г.
Джордж Оруэлл. Рэй Брэдбери
2005 г.
Марсианские хроники
2007 г.
451° по Фаренгейту
2008 г.
451 градус по Фаренгейту. Марсианские хроники
2010 г.
451° по Фаренгейту
2010 г.
451 градус по Фаренгейту
2011 г.
451° по Фаренгейту
2012 г.
451° по Фаренгейту
2012 г.
451° по Фаренгейту. Повести. Рассказы
2012 г.
Самые знаменитые произведения писателя в одном томе
2012 г.
451° по Фаренгейту
2013 г.
451° по Фаренгейту
2013 г.
451° по Фаренгейту
2014 г.
451' по Фаренгейту
2014 г.
Избранное
2014 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
451° по Фаренгейту. Повести и рассказы
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
Самые знаменитые произведения писателя в одном томе
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
Избранное
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту / Fahrenheit 451
2017 г.
Самые знаменитые произведения писателя в одном томе
2017 г.
Самые знаменитые произведения писателя в одном томе
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту. Рассказы
2017 г.
451° по Фаренгейту
2018 г.
451° по Фаренгейту
2018 г.
451° по Фаренгейту
2018 г.
451° по Фаренгейту
2018 г.
Марсианские хроники
2018 г.
451° по Фаренгейту
2019 г.
451° по Фаренгейту
2019 г.
451° по Фаренгейту
2019 г.
451' по Фаренгейту
2019 г.
451' по Фаренгейту
2019 г.
451° по Фаренгейту
2020 г.
451° по Фаренгейту
2020 г.
451° по Фаренгейту
2020 г.
451° по Фаренгейту
2020 г.
451 градус по Фаренгейту
2020 г.
451° по Фаренгейту
2021 г.
451° по Фаренгейту
2021 г.
451° по Фаренгейту
2021 г.
451° по Фаренгейту
2021 г.
451° по Фаренгейту
2021 г.
451° по Фаренгейту
2022 г.
451° по Фаренгейту. Повести. Рассказы
2022 г.
451° по Фаренгейту
2022 г.

Периодика:

«Мир «Искателя», 1999'1(10)
1999 г.

Аудиокниги:

451° по Фаренгейту
1990 г.
451 по Фаренгейту
2005 г.
451 градус по Фаренгейту
2007 г.
451° по Фаренгейту
2011 г.
451° по Фаренгейту
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Fahrenheit 451
1953 г.
(английский)
Fahrenheit 451
1953 г.
(английский)
Fahrenheit 451
1954 г.
(английский)
Fahrenheit 451
1954 г.
(английский)
Fahrenheit 451
1955 г.
(французский)
Fahrenheit 451
1966 г.
(французский)
Fahrenheit 451
1979 г.
(французский)
Fahrenheit 451. Short stories
1983 г.
(английский)
451° за Фаренгейтом
1985 г.
(украинский)
Марсіанські хроніки
1988 г.
(украинский)
Fahrenheit 451
1989 г.
(английский)
Fahrenheit 451°
2004 г.
(английский)
Fahrenheit 451°
2009 г.
(английский)
451° за Фаренгейтом
2011 г.
(украинский)
Fahrenheit 451
2012 г.
(английский)
Fahrenheit 451
2013 г.
(английский)
451° за Фаренгейтом
2015 г.
(украинский)
451° за Фаренгейтом
2018 г.
(украинский)
Fahrenheit 451
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так уж случается, что писатели-фантасты 20 века отлично предсказывают в своих произведениях наступающее будущее, а иногда и существующее настоящее. Рэй Брэдбери в романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту» показывает технологичный мир будущего, в котором книги запрещены и уничтожаются (451 градус по Фаренгейту — температура воспламенения и горения бумаги) специальными отрядами пожарных. И если в реальном мире мы привыкли, что такие люди тушат огонь, то в мире Брэдбери они являются ликвидаторами книг с помощью огня. И пусть в реальном мире книги не сжигают, можно четко проследить, как намного меньше люди стали читать в принципе.

Жизнь людей в произведении сведена к постоянному просмотру оболванивающего телевидения с массой нудных передач и сериалов, надоедливой рекламы. Такова жизнь в мире будущего в фантастике автора. Но постойте. Действительно ли это только мир из фантастической книги? Уверен, каждый из нас ответит, что тот мир очень сильно похож на наше реальный, где в той или иной степени все совпадает. И книга Брэдбери по сути становится предсказанием нашего уже существующего десятки лет мира. Мы здесь и сейчас уже давным-давно живем в мире, где люди погрязли в многочисленных социальных сетях, постоянно смотрят оболванивающий телевизор, а книги по сути стали чем-то непримечательным и часто игнорируемым. Аналогия не самая приятная, но в какой-то степени мы уже давно живем в мире «451 градуса по Фаренгейту».

Жизнь общества в произведении показывается автором, как очередной пик цивилизации. Здесь люди живут в огнеупорных домах, имеют автомобили, множество других высокотехнологичных вещей. Но мы отчетливо видим, что людям все эти вещи не так уж и нужны. Их мир не становится ярче, он серый, однообразный и не имеет души. Ведь ценностями общества стали какие-то иные вещи. Семьи здесь не похожи на привычные нам. Это своеобразная социальная ячейка, которая по сути создается только потому, что «так надо». Ведь это путь к продолжению рода, а по сути к поддержанию популяции людей, как вида.

Но особую роль Брэдбери уделяет конечно же книгам и их роли в обществе. Новых книг не создают. Больше того, наличие книг у людей является тяжким преступлением. Власть считает, что все необходимое люди могут и должны получать из ТВ, на котором постоянно крутят что-то оболванивающее и совсем не развивающее людей. Но это путь тирании и диктатуры. Запрет чтения книг осуществляется под благим предлогом. Мол определенная книга ущемляет права тех или иных граждан. Нужно от нее избавиться. Другая книга задевает чувства еще кого-то. Сжечь ее. И так далее. В итоге мнимая борьба за равноправие людей и лучшую жизнь приводит к тому, что люди воспитываются так, как угодно государству. Люди в этом мире предстают поверхностными созданиями — порождением тоталитарного общества. Необразованными проще манипулировать, навязывать им свои часто преступные ценности намного легче. А если ты задаешься вопросами, пытаешься узнать нечто другое, то становишься угрозой для государства, а, значит, врагом общества. Недаром за наличие книг человек будет назван преступником.

Реальный мир подошел к похожему. Конечно книги у нас не сжигают, но и созданы все условия для того, чтобы человек их не читал, а получал информацию из других, вроде бы более интересных источников. Хотя будем откровенными. Все дело в людях. Если они хотят учиться, изучать какие-то важные для них темы, то они найдут нужные книги, пособия, курсы и так далее. Но проще «зависнуть» в развлечениях, дать пищу мозгу иного характера, не утруждать себя и меньше в итоге анализировать. Здесь все взаимосвязано. Определенного ответа никто не даст. Но одно можно сказать точно. Такой ход событий вполне выгоден ряду лиц, ведь это позволяет манипулировать людьми, делать их своими последователями, подавая любую «правду» под правильным соусом.

Роман Рэя Бредбери читается очень интересно. Слог автора приятен глазу, а представленный мир выглядит очень ярким, несмотря на его серость. Имею в виду возможность легко представить описанное общество, города, условия жизни в том фантастическом мире. Книга уже давно стала классикой фантастики, получила престижные «Хьюго» и «Прометея» и однозначно заслужила одно из заметных мест на олимпе фантастической литературы.

9 из 10

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сегодня, в веке двадцать первом, описываемые в романе события настолько реальны, что сложно себе представить их фантастичность в середине века двадцатого, и тем страшнее от того, что самые худшие ожидания автора, к сожалению, оправдались: сейчас мы действительно погрязли в соцсетях и блогах, а жизнь течёт словно бы мимо нас…

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Моя первая книга из зарубежной литературы. Прочитал за пару вечеров, хотя очень сильно роман меня отчуждал ещё ближе к середине. Как я ещё понял, Брэдбери — своего рода предсказатель, ещё в прошлом веке описал возможный вариант того, что происходит сейчас, хотя не в такой степени. Книги запрещены законом, разрешается смотреть и слушать только шоу, которые направлены на оболванивание. Иронично даже, что пожарные, специализируещиеся на ликвидации пожаров, сами устраивают очаги.

После прочтения романа, держа любую книгу в руках, я смотрю на неё по-другому, она стала в разы ценнее в моих глазах, стал понимать, что за ней стоит человек, который, возможно, ночами не спал, чтобы донести свои мысли до читателей. В общем, книга меняющая ценность самих книг.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«451 градус по Фаренгейту» — замечательная книга-антиутопия, давно ставшая классикой. В повествовании людям запрещено читать книги — они должны только смотреть глупые шоу и так сказать, глупеть, ведь как известно, без книг человек глупеет. Всю литературу сжигают — как раз при 451 градусе. Я давно читала эту книгу, и хотя у меня и были более высокие ожидания от неё, роман хороший. Главный герой все же нарушает закон, читает книги, влюбляется не в ту девушку. « 451 градус по Фаренгейту» не рассказывает, как мир докатился до такого, но он описывает и не ту реальность, в которой кому-либо хотелось бы оказаться.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не побоявшись пафосности речи, скажу, что эта книга изменила моё мировоззрение. Уверен, что тот я-юноша, который впервые открыл эту книгу, и тот, что дочитал последние страницы — два разных человека. «451 по Фаренгейту» определил моё будущее, внёс неисправимые корректировки в мою личность.

Почему же именно книга? Почему именно литература, а не музыка, не живопись, не футбол?

Наверное, потому, что именно слово стало, до сих пор является и, вероятно, так и останется главным достижением человеческой цивилизации, той отличительной особенностью, что сделала человека человеком, когда наш пещерный предок вознамерился через рисунок-символ запечатлеть некую важную для себя единицу информации. Символ, который впоследствии стал иероглифом, а ещё чуть позже — буквой, что в наборе себе подобных содержит какое-либо понятие. Так возникла вторая сигнальная система, позволяющая разумному существу при помощи суммы абстрактных понятий делиться своими знаниями, опытом, чувствами.

Музыка отражает ритмику движений, действий, живопись и скульптура оперируют визуальными образами, поэтому по определению и наряду с другими видами искусства эти жанры ограничивают себя выбранными рамками. И лишь литература универсальна, лишь устное слово, увековеченное в письменной форме, способно вместить в себя полноценную, богатую и прочувствованную мысль.

И именно поэтому дядюшка Брэдбери выбирает эту аллегорию — книгу. И именно поэтому старина Рэй так трепетно, любовно, бережливо относится к книге. И учит юного читателя, как когда-то научил и меня.

Оценка: 10
–  [  -5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный роман о технологическом будущем человечества. Классика! Обязательно к просмотру

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Буду краток. Для меня это произведение и «Марсианские хроники» — лучшее, что есть у Брэдбери. «451 градус» перечитывал неоднократно и каждый раз убеждался, как близко мы подошли к тому, что там происходит. Бесконечные отупляющие шоу, плазменные экраны на всю стену, люди с пустотой в душах и т.д. Это шедевр!

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Произведений-антиутопий у фантастов много. Некоторые даже написаны хорошим литературным языком. И даже среди них выделяется «451 градус по Фаренгейту», узловой роман ХХ века. Нырнувшие в его глубину не будут пускать слюни от пустословий любых политиков и их придворных агитаторов. К сожалению, современный мир никогда далеко не отходил от генеральной линии романа, и теперь это видно куда явственнее. Правда, и выход из этого тупика у Брэдбери спорный — отойти в сторону, и , когда все погибнет, попробовать начать заново на обломках старых идей. Это фантастика. В жизни тебя просто сожрет механический пес бездушного государства.

Поищем ответ в других книгах. Которые начинают гореть где-то при 843 градусах по Фаренгейту. То есть у нас есть ещё запас перед Брэдбери. И это даёт небольшую надежду.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Филигранность и в то же время простота строк, высшая философия и обыденность творческого замысла вызывают одни лишь восхищения. Можно не любить антиутопии или вообще все остальные произведения Рэя Брэдбери, но «451° по Фаренгейту» выделяется не только среди этого жанра и этих произведений, но и среди всей литературы XX века, а может даже станет для будущего поколения тем, чем для нас сейчас является творчество, например, Шекспира.

Мир в этом романе обособлен от нашего, однако умы людей перепняются теми же идеями и мыслями, которые имеются и у нас. Кто-то хочет менять, кто-то хочет внушать, кто-то хочет управлять, а кто-то хочет просто потреблять. Поэтому «451° по Фаренгейту» буквально разорван на бесчисленное количество цитат.

Этот роман, являющийся антиутопией, фантастикой, по своей сути описывает и ту реальность, в которой живём мы. Это было моё мнение, но с данным экземплярам причины любить или не любить это произведение будут очень разнообразны.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательное произведение, остающиеся актуальным по сей день. И дело даже не в том, что телефон, соц.сети и телевидение нам часто заменяют живого человека. А дело в бешеном ритме наших дней, будь это будни или выходные. И ритм этот все ускоряется и набирает обороты.

Иногда надо просто остановиться и посмотреть вокруг себя, увидеть рассвет или закат, красоту природы или очарование вечерних огней в городе. Просто вечером поговорить с близкими, спросить как прошел день, поделиться впечатлениями. И тогда, как мне кажется, будет больше довольных людей. Бывает так мало надо для счастья, всего-то оглянуться вокруг себя)

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Технологичный мир будущего, где высоко развитое телевидение сочетается с массовым оболваниванием населения, формальная работа не радует, а угнетает рассудок, где назойливая реклама лезет в глаза и уши, мешая сосредоточиться, где единственным развлечением являются бесконечные ТВ-сериалы, состоящие из одной бессмысленной болтовни, да «огненные шоу», устраиваемые пожарниками. Знакомое чувство?

Да, весьма многое в романе совпадает с нашей нынешней жизнью. Те же тупые, ничем не отличимые друг от друга ток-шоу, полная деградация киноискусства и музыки, массовая автомобилизация и «смарфонизация» населения, расслоение людей по доходам, профанация в образовании и науке, моральная распущенность власть придержащих... Единственное отличие касается, пожалуй, пожарников. У Брэдбери они устраивают пожары, сжигая книги вместе со своими хозяевами, а у нас — делают вид, что борются с пожарами, а на самом деле даже не знают, как их тушить (по крайней мере, в нашем районе).

Как же писатель так здорово угадал с этим будущим? Может, он был пророком, как Эдгар Кейси?

Увы, всё гораздо проще. Брэдбери так отреагировал на репрессивные меры, инициированые в 1950 году сенатором Маккарти против коммунистов и сочувствующих им. Такого разгула реакционных настроений не было в США даже в годы Великой Депрессии, когда люди мерли с голода, в то время как печи топили хлебным зерном. На четыре года Америка перестала быть правовым демократическим государством, строго карая инакомыслящих граждан за неподобающие взгляды. Брэдбери просто экстраполировал развитие событий в будущее, сильно сгустив краски. Вышла весьма мрачная картина.

Да, у каждого там есть машина и несгораемый дом, работа и семья. Но машины используются только для бессмысленных развлечений и ничем не оправданных скоростных поездок, когда окружающие дорогу предметы теряют свою форму, размываясь в цветные полосы. Дом полон ненужных вещей и лишен семейного уюта, ибо семьи создают не по любви, а из-за необходимости размножаться. Не удивительно, что главный герой романа пожарник Монтэг не может даже вспомнить, ГДЕ он познакомился со своей женой. Их связывает только общее проживание, да секс. Впрочем, жена дала четко понять, что дети ее не интересуют. Вообще непонятно, на чем эта т.н. «семья» держится. Наверно, только на чистой привычке жить вместе.

Особо следует сказать про отношение к книгам. Они уже не выпускаются и обладание ими считается тяжким преступлением, за которое сжигают дотла. Почему? Якобы потому, что книги нарушают равноправие граждан: «Хижина дяди Тома» оскорбляет белых, а «Маленький черный Самбо» — напротив, черных. Научные книги неприятны для глупцов и церковников, а книги по истории — для политиков. А это — прямое нарушение Декларации прав человека! Только огонь может очистить такой грех...

Сегодня книги, конечно, не жгут. Но и не читают. Я имею в виду молодое поколение. Сам я лично научился читать и писать в 3 года. К пяти годам записался в библиотеку и уже к первому классу прочел весь трехтомник Гайдара (его «Школа» — просто блеск!). В первом классе мой темп чтения достигал 120 слов в минуту (при норме 30). Читать книги для меня было так же естественно, как и дышать. Я не находил в этом умении ничего сложного и удивительного. Удивительны были ощущения при чтении книг. В период обучения в начальной школе я прочел «Пеструю ленту» Конан Дойля и «Призраки Белого континента» Шалимова. Их герои стали моими идеалами. Они учили меня думать, писать и правильно выражать свои мысли. Я пишу правильно вовсе не потому, что знаю все правила грамматики (честно, я знаю только простейшие, типа «жи-ши»), а потому, что, прочитав целую уйму книг, я просто ЗНАЮ, как правильно писать (но объяснить не всегда могу). Это как условный рефлекс или умение многоножки управлять своими ста ногами. Вот какую пользу приносят человеку книги! Поэтому я весьма сомневаюсь, что современные дети станут людьми: вся мудрость веков будет им незнакома и чужда. Они будут выглядеть, как люди, а в душе останутся дикими обезьянами. И это меня, как учителя, печалит больше всего.

Роман «451 градус по Фаренгейту» — грозное предупреждение нашему обществу, забывшему все истинные ценности ради поклонения Золотому Тельцу и прочим богам Порока. Если мы не исправимся в ближайшие 20 лет, старая школа умрет безвозвратно и восстановить ее будет делом почти невозможным. А это, в свою очередь, приведет к выхолащиванию образования и деградации общества. В итоге сами не заметим, как станем похожи на пожарников Брэдбери. Нам уже не нужны будут войны, потому как невежество убивает вернее пули. Даже брандмейстер Битти понял это и неявно спровоцировал Монтэга на собственное убийство, ибо не желал больше жить в таком мире. А вам бы хотелось?

-----------

ИТОГ: весьма мрачный роман о падении нравов в технологичном обществе. У автора не остается другого пути, как уничтожить его в атомной войне. Я всё же надеюсь, что мы не дойдем до такой крайности и сумеем исправить свои ошибки менее болезненным способом.

Рекомендуется всем неравнодушным к будущему читателям, которым нравится думать и понимать.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Утрирована и изложена доходчивым языком тенденция к вымиранию интеллектуальности общества, к усреднению и однообразию. Показана уязвимость, управляемость, зашоренность подобной модели существования.

Описаны люди, заблудившиеся в лесу телепередач, не понимающие глубину собственного невежества. С быстро угасающей памятью из-за отсутствия тренировки мозга. Спокойствие и развлечения для них превыше всего. Застывшие улыбки их бессмысленны. Искусство беспредметно. Иисус — один из телеперсонажей, озвучивающий бессмысленные фразы и рекламирующий товары. Бездарная комедия + звуковолны = счастье.

Жизнь по принципу: «Не будем оплакивать умерших. Забудем их».

Пожарные — цензоры и исполнители приговоров, проводят очищение огнем — «превращение страничек в черных бабочек».

Книголюбы — «психи», которых отправляют в сумасшедший дом или ликвидируют. Типичная нейтрализация несогласных. У Джека Лондона в «Железной пяте» также обезвреживали «заблудших». В дурку там засунули епископа Морхауза, пожелавшего идти по пути аскетизма и помогать бедным, быть не как все.

Небезупречный макет вымышленного мира, в него не веришь безоговорочно. Это и не требуется. Важно осознать мысли, заложенные Брэдбери в «451». Не только о книгах, об образе жизни в целом.

Читать, значит уберечь чьи-то слова от тлена, моли и плесени. Наслаждаться существованием, значит чувствовать жизнь в каждом вздохе, в каждом движении пальцев, размышлять, мечтать и осознавать окружающую тебя реальность. Оставить след, будь то посаженное дерево, рукопись или ребенок с твоими чертами. Видеть и ценить природу, не зацикливаясь на техногенности городов.

«Рукописи не горят», пока есть «любопытство в каждом дрожащем пальце» хоть у кого-то — есть место надежде.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

451° по Фаренгейту для меня стало первым произведением,знакомством, с творчеством не побоюсь этого слова Гиганта фантастики- Брэдбери. Произведение в котором показано близкое (скорее недалёкое) будущее в котором люди жгут книги, сутками смотрят телевизор, и с бешеной скоростью гоняют на машинах.

Главный герой романа Гай Монтег пожарный, в определённый момент переосмысливает свою деятельность и начинает борьбу с режимом.

К большому сожалению книга на данный момент соответствует действительности, и что то подсказывает что через 20 лет будет еще более «острой» (если конечно не будет запрещена).

Единственное что осталось мне не понятным это война(третья по счету), которая никак не обыгрывается (кто с кем воюет, и за что), хотя к концу произведения является кульминационным моментом.

Советовать к прочтению или нет я не осмелюсь классика Н.Ф. как никак, но среди антиутопий явно не самое сильное!

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

50-е годы XX века. В фантастике засилье космических тем, звездолеты бороздят просторы Вселенной, космические пираты берут на абордаж торговые корабли, космические принцы спасают космических же принцесс из лап ужасных монстров. Слагаемые можно сочетать произвольно, но общая схема остается прежней. Фантастика это массовое развлекательное чтиво, наподобие романа ужасов или детектива, и издается она в основном в мягком переплете. Думать при чтении не обязательно – массовая культура налицо.

В таких условиях молодой самоучка Брэдбери решается написать роман-антиутопию, действие которой происходило бы на Земле и затрагивало социальные вопросы. В 1949 году он пишет рассказ «Пожарный», затем в 1951-м «Пешеход», а к 1953 году готовый, набранный в библиотеке на арендованной (!) пишущей машинке роман выходит в печать. Первые публикации – частями и в журналах типа Playboy. Так рождаются шедевры.

Самый известный роман писателя снискал славу не только как фантастическое произведение, но как литература самой высокой пробы – Брэдбери никогда не ограничивал себя тесными жанровыми рамками. Уже тогда он понимал: благополучное общество потребления заведет западного человека в экзистенциальный тупик нового средневековья, где быть человеком значит выполнять механические жизненные функции и потворствовать примитивным импульсам. Человек этого нового прекрасного мира превратится в придаток огромного механизма. Навсегда утратив свободу, он станет рабом в невидимых оковах технологии. Брэдбери видит общество будущего таким, где люди лишены своей сущности – способности критически думать, действовать и творить. Это новое общество будет похуже иных фашистских режимов, потому что посягает на самое ценное – на коллективную память человечества, заключенную в книгах. Книги уничтожают, сжигают специальные бригады «пожарников», жрецов нового бога – Огненной саламандры. Как известно, человек без памяти – чистый лист, беспомощное управляемое существо, у которого нет ни свободы, ни будущего.

Страшная перспектива.

Как литература становится классикой? Когда отражает реальность в кривом зеркале метафоры. Когда предвидит и предчувствует. Брэдбери уже тогда, в 50-х годах предвидел и широкоэкранные телевизоры, и банкоматы, и мобильники. Каким-то сверхчутьем он знал, что люди постепенно перестанут читать и задавать вопросы, а это не приведет ни к чему хорошему, ведь известно, что глупыми невежественными людьми легче управлять. Хорошо, что мы еще не докатились до такого состояния, но первые звоночки налицо. «451 градус по Фаренгейту» — это предостережение, заставляющее любого человека делать то, для чего он предназначен – думать.

Потом будут и спектакли, и телепостановки, француз Трюффо снимет отличный фильм, но оригинал никому не удастся превзойти: шедевры невозможно переделать, они бесценны и бессмертны.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая антиутопия. Язык, история, персонажи на твердую четверочку (из 5), как говорится. Тема книги актуальности своей, мне кажется, до сих пор не потеряла. Роман знаковый, к прочтению рекомендую.

Но есть небольшая загвоздка. Не советую читать эту книгу в ряде других антиутопий, т.е. если планируете читать ее, до и после выберите что-то из другого жанра. У меня немного замылилось впечатление, потому что книга попала аккурат между такими мастодонтами как «1984» и «О дивный новый мир». На их фоне история чуть померкла.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх