FantLab ru

Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.58
Голосов:
8944
Моя оценка:
-

подробнее

451° по Фаренгейту

Fahrenheit 451

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 488
Аннотация:

451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага. Главный герой — Монтэг — пожарник, но смысл этой профессии давно изменился. Дома теперь строятся из термостойких сплавов, а пожарники занимаются тем, что сжигают книги. Не произведения определенных авторов — запрещена литература вообще и люди, хранящие и читающие книги, совершают преступление против государства. Бессмысленные развлечения, успокоительные таблетки, выматывающая работа — вот и все занятия человека.

Уставший от такой жизни Монтэг прочитывает первую свою книгу.

Примечание:

Роман написан на основе повести «Пожарный» (The Fireman, 1951).

Над рабочим столом Брэдбери висел автомобильный номер F-451.

В 1984 вышла одноименная компьютерная игра-продолжение романа. В написании текстов участвовал и сам Брэдбери (пролог и реплики суперкомпьютера «Рэй»).


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Роман

лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 1984 // Зал славы

лауреат
Премия Геффена / Geffen Award, 2002 // Переводная книга НФ (США)

лауреат
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2018 // Переиздание года (США)

Экранизации:

«451° по Фаренгейту» / «Fahrenheit 451» 1966, Великобритания, реж: Франсуа Трюффо

«Этот фантастический мир. Выпуск 10: Знак Саламандры» 1984, СССР, реж: Тамара Павлюченко

«451 градус по Фаренгейту» / «Fahrenheit 451» 2018, США, реж: Рамин Бахрани



Похожие произведения:

 

 


451° по Фаренгейту
1956 г.
451° по Фаренгейту
1964 г.
Библиотека современной фантастики. Том  3. Рэй Брэдбери
1965 г.
Память человечества
1981 г.
Память человечества
1982 г.
451° по Фаренгейту
1983 г.
451° по Фаренгейту
1985 г.
Рэй Брэдбери
1985 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1987 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1988 г.
Американская фантастическая проза. Книга 1
1989 г.
451 по Фаренгейту. Рассказы
1990 г.
Были они смуглые и золотоглазые
1991 г.
451° по Фаренгейту
1992 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
1992 г.
Вино из одуванчиков
1992 г.
Избранные сочинения в трех томах. Том 1
1992 г.
Отель «Танатос»
1993 г.
Золотые яблоки Солнца
1997 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1997 г.
451° по Фаренгейту
2000 г.
451° по Фаренгейту. Рассказы
2000 г.
Сочинения
2001 г.
Марсианские хроники
2002 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
451° по Фаренгейту. Вино из одуванчиков. Марсианские хроники. Рассказы
2003 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
2003 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники. Вино из одуванчиков. Рассказы
2003 г.
451° по Фаренгейту
2004 г.
451° по Фаренгейту
2005 г.
Марсианские хроники
2007 г.
451° по Фаренгейту
2008 г.
451 градус по Фаренгейту. Марсианские хроники
2010 г.
451° по Фаренгейту
2010 г.
451 градус по Фаренгейту
2011 г.
451° по Фаренгейту
2012 г.
451° по Фаренгейту
2012 г.
451° по Фаренгейту. Повести. Рассказы
2012 г.
Самые знаменитые произведения писателя в одном томе
2012 г.
451° по Фаренгейту
2013 г.
451° по Фаренгейту
2013 г.
451° по Фаренгейту
2014 г.
451' по Фаренгейту
2014 г.
Избранное
2014 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
451° по Фаренгейту. Повести и рассказы
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
Самые знаменитые произведения писателя в одном томе
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
Избранное
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту / Fahrenheit 451
2017 г.
Самые знаменитые произведения писателя в одном томе
2017 г.
Самые знаменитые произведения писателя в одном томе
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту. Рассказы
2017 г.
451° по Фаренгейту
2018 г.
451° по Фаренгейту
2018 г.
451° по Фаренгейту
2018 г.
451° по Фаренгейту
2018 г.
Марсианские хроники
2018 г.
451° по Фаренгейту
2019 г.
451° по Фаренгейту
2019 г.
451' по Фаренгейту
2019 г.
451' по Фаренгейту
2019 г.
451° по Фаренгейту
2020 г.
451° по Фаренгейту
2020 г.
451° по Фаренгейту
2020 г.

Периодика:

«Мир «Искателя», 1999'1(10)
1999 г.

Аудиокниги:

451° по Фаренгейту
1990 г.
451 по Фаренгейту
2005 г.
451 градус по Фаренгейту
2007 г.
451° по Фаренгейту
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Fahrenheit 451
1953 г.
(английский)
Fahrenheit 451
1953 г.
(английский)
Fahrenheit 451
1954 г.
(английский)
Fahrenheit 451
1954 г.
(английский)
Fahrenheit 451
1955 г.
(французский)
Fahrenheit 451
1966 г.
(французский)
Fahrenheit 451
1979 г.
(французский)
Fahrenheit 451. Short stories
1983 г.
(английский)
451° за Фаренгейтом
1985 г.
(украинский)
Марсіанські хроніки
1988 г.
(украинский)
Fahrenheit 451°
2004 г.
(английский)
Fahrenheit 451°
2009 г.
(английский)
451° за Фаренгейтом
2011 г.
(украинский)
Fahrenheit 451
2012 г.
(английский)
Fahrenheit 451
2013 г.
(английский)
451° за Фаренгейтом
2015 г.
(украинский)
451° за Фаренгейтом
2018 г.
(украинский)
Fahrenheit 451
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

50-е годы XX века. В фантастике засилье космических тем, звездолеты бороздят просторы Вселенной, космические пираты берут на абордаж торговые корабли, космические принцы спасают космических же принцесс из лап ужасных монстров. Слагаемые можно сочетать произвольно, но общая схема остается прежней. Фантастика это массовое развлекательное чтиво, наподобие романа ужасов или детектива, и издается она в основном в мягком переплете. Думать при чтении не обязательно – массовая культура налицо.

В таких условиях молодой самоучка Брэдбери решается написать роман-антиутопию, действие которой происходило бы на Земле и затрагивало социальные вопросы. В 1949 году он пишет рассказ «Пожарный», затем в 1951-м «Пешеход», а к 1953 году готовый, набранный в библиотеке на арендованной (!) пишущей машинке роман выходит в печать. Первые публикации – частями и в журналах типа Playboy. Так рождаются шедевры.

Самый известный роман писателя снискал славу не только как фантастическое произведение, но как литература самой высокой пробы – Брэдбери никогда не ограничивал себя тесными жанровыми рамками. Уже тогда он понимал: благополучное общество потребления заведет западного человека в экзистенциальный тупик нового средневековья, где быть человеком значит выполнять механические жизненные функции и потворствовать примитивным импульсам. Человек этого нового прекрасного мира превратится в придаток огромного механизма. Навсегда утратив свободу, он станет рабом в невидимых оковах технологии. Брэдбери видит общество будущего таким, где люди лишены своей сущности – способности критически думать, действовать и творить. Это новое общество будет похуже иных фашистских режимов, потому что посягает на самое ценное – на коллективную память человечества, заключенную в книгах. Книги уничтожают, сжигают специальные бригады «пожарников», жрецов нового бога – Огненной саламандры. Как известно, человек без памяти – чистый лист, беспомощное управляемое существо, у которого нет ни свободы, ни будущего.

Страшная перспектива.

Как литература становится классикой? Когда отражает реальность в кривом зеркале метафоры. Когда предвидит и предчувствует. Брэдбери уже тогда, в 50-х годах предвидел и широкоэкранные телевизоры, и банкоматы, и мобильники. Каким-то сверхчутьем он знал, что люди постепенно перестанут читать и задавать вопросы, а это не приведет ни к чему хорошему, ведь известно, что глупыми невежественными людьми легче управлять. Хорошо, что мы еще не докатились до такого состояния, но первые звоночки налицо. «451 градус по Фаренгейту» — это предостережение, заставляющее любого человека делать то, для чего он предназначен – думать.

Потом будут и спектакли, и телепостановки, француз Трюффо снимет отличный фильм, но оригинал никому не удастся превзойти: шедевры невозможно переделать, они бесценны и бессмертны.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая антиутопия. Язык, история, персонажи на твердую четверочку (из 5), как говорится. Тема книги актуальности своей, мне кажется, до сих пор не потеряла. Роман знаковый, к прочтению рекомендую.

Но есть небольшая загвоздка. Не советую читать эту книгу в ряде других антиутопий, т.е. если планируете читать ее, до и после выберите что-то из другого жанра. У меня немного замылилось впечатление, потому что книга попала аккурат между такими мастодонтами как «1984» и «О дивный новый мир». На их фоне история чуть померкла.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Сжигать в пепел, затем сжечь даже пепел.» ©

Давно собирался прочитать подобную классику, и роман Рэя Брэдбери был первым в списке подобных ему книг. Должен признаться, думал, что будет сложнее читать, но оказалось достаточно доступно. Но, к сожалению, ожидание было слишком высоким, и надежды на эффект от романа не оправдались в том количестве, на которое я рассчитывал.

Данный роман рассказывает нам о фантастическом будущем, в котором общество пришло к тому, что все люди должны быть равны. С чем я в целом согласен. Общество добилось этого благодаря тому, что исключило книги из жизни человека. Так как посчитало, что в книгах нет ничего хорошего, и книги могут лишь дурно влиять на человека. С чем я не согласен. Люди живут в одинаковых несгораемых домах. Единственным развлечением людей становятся ТВ шоу, которые заменяют друзей, родственников и собственные мысли людей. Но главное, для сюжета, это то, что в мире романа художественная литература вне закона. И все книги нужно уничтожить – сжечь.

Главный герой романа – Гай Монтэг, работает пожарником. Как я уже сказал, в мире романа люди живут в несгораемых домах. А так как дома не горят, то и пожарные больше не тушат пожары, а как раз напротив. Гай Монтэг и остальные пожарные в романе сжигают книги, а вместе с ними и всё содержимое домов в которых эти книги были обнаружены.

Сюжет начинается с того, что Гай знакомиться с девушкой Клариссой, которая позволяет себя говорить очень вольно, для мира романа. Она называет себя сумасшедшей, дабы не вызвать лишнее подозрение на себя, так как её взгляды на мир совсем отличаются, от обычных взглядов людей. Она, скажем так, вольнодумец, что в мире романа недопустимо. Но за пару разговоров она производит впечатление на Монтэга. И зажигает в нем искру, искру сомнения. Далее данная искра вспыхивает синим пламенем, после того как на очередном задании Монтэг видит как хозяйка дома, и книг хранящихся в нем, решает сгореть вместе со своими книгами. Теперь в душе Монтэга пылает огонь, огонь сомнения. Правильна ли его жизнь и то, что он в ней делает?

Автор максимально превозносит влияние книг на человека. Читая роман, порой даже задумываешься, а в своем ли уме главный герой? И действительно ли книги так сильно могли повлиять на его разум? Да так, что бы он настолько перестал контролировать себя. Думается даже, что возможно общество не зря решило оградить людей от книг, ведь если посмотреть на Гая, то он буквально сошел с ума. Но тут же стоит посмотреть на другого героя романа – брандмейстера Битти, который как выясняется, является достаточно начитанным, и сумевшим сохранить рассудок в порядке, даже в таком мире. Хотя, конечно, мы Битти не видим настолько раскрытым персонажем как главный герой романа и возможно там есть свои скелеты в шкафу, но всё же. И тут должен возникнуть логичный вопрос, а в порядке ли был главный герой в начале романа? Или же это слабый ум способный изменить своё мышление лишь после пары разговоров с прохожей девушкой? В любом случае, судить я не возьмусь.

Пора пришла делать вывод. Книга, как классика литературы, без сомнения достойна прочтения. Сюжет в романе интересен. Герой достаточно не однозначен, возможно, по задумке автора. Сейчас пришло в голову то, что может автор и задумывал показать главного героя неуравновешенным, так как главный герой не читал ничего до событий книги, а тот же Битти был начитан, и поэтому является более умным, расчетливым и рассудительным. Мораль у романа есть, и это радует, классика должна быть со смыслом и задавать множество вопросов читателю. Я рад, что прочитал данный роман. Это не та книга, которую я буду советовать каждому, но данное произведение определенно займет почетное место среди достойных книг моей библиотеки.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не всем нравится стиль которым пишет Брэдбери. И я один из этих немногих несчастных. Прочел довольно много книг и рассказов этого автора, просто потому что люблю фантастику. Но перечитывать ни одну его книгу желания не возникало. Порой забавляет как автор проживший ооочень долгую жизнь так любит эстетику умирания и воспевает костлявую во всех ее видах. Книга конечно прекрасная и входит в золотой фонд фантастики. Но увы. Мне так и не удалось оценить ее достоинства. Наверное потому, что не люблю морализаторство и голые идеи слегка завернутые в сюжет. А эстетика и поэзия Брэдбери мне не по душе.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая антиутопия написанная самобытным, близким к поэзии языком автора. Главный герой книги переживёт глобальную смену ценностей, которая полностью изменяет его. Поднимается тема сочувствия к окружающим, пацифизма и ценности человеческих знаний. Книга очень актуальна в наше время айфонов, не нужных вещей, глобального потребления, эгоцентризма и пропаганды.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Меня вообще не впечатлило. Несколько неплохих идей как на свое время, но что сам мир несостоятельный, что персонажи сильно поверхностные и нереалистичные... Читаешь, и просто не веришь ни слову. Ладно бы это еще была вступительная часть какой-нибудь эпопеи с развитием сюжета как на уровне героев, так и в глобальном ракурсе. А так вообще неясно, в чем мораль сей басни.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Известнейшая вещь, я прочитал ее ещё в детстве, в сборнике «О скитаниях вечных и о Земле». Тогда роман понравился не особо, по сравнению с рассказами и «Марсианскими хрониками», хотя запомнился намертво. Жанр постапокалипсиса, диктатуры, уничтожающей книги, где пожарные не тушат пожары, а наоборот, сжигают все, признанное вредным, мира, где ядерный конфликт — это обыденная повседневность, где люди даже семейные все свободное время проводят, общаясь с телевизионными «стенами», в общем слишком мрачное произведение для даже любознательного советского школьника.

Тем не менее, хотя насчёт способности пережить несколько ядерных войн Бредбери явно перегнул палку, то насчёт отключения людей от межличностного общения в пользу искусственных «родственников» полностью угадал. Да и относительно уничтожения книг, как основы для самостоятельного мышления, по сути тоже не ошибся — только сейчас это хитрее организовано. В общем, книга — уже классика, заставляет мыслить, поэтому является полезной.

Рекомендую.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отношения с «451 градус по Фаренгейту» у меня сложные. Роман очень понравился при первом прочтении, однако по прошествии некоторого времени, я обнаружил, что он не такой уж и замечательный.

Это история Гая Монтэга, пожарного, сжигающего дома, в которых обнаружились книги. Беда в том, что временами Гай сам тайно читает книги и размышляет о сложившемся положении дел. Однажды он встречает Клариссу Маклеллан и решает, что пришла пора менять свою жизнь.

Помню, какой восторг испытывал от книги в 15 лет… Антиутопия, написанная очень ярким и образным языком. Главный герой, который борется с системой. Кларисса, в которую можно буквально влюбиться. Светлая концовка, которая дарит надежду. В общем, роман оставил самые приятные впечатления.

И вот, мне почти 30. Роман все еще написан прекрасным языком. Но всего остального мне просто недостаточно. Участие Клариссы в сюжете минимально, она просто катализатор первых действий главного героя. Красивый триггер и не более. Мир романа прописан слабо. То есть критика технократии есть, но взамен ничего не предлагается, более того, даже не объясняется, как в местном обществе устроены образование и наука. Да и сам Гай Монтэг далеко не такой приятный парень, каким казался раньше. Он достаточно недалекий, агрессивный и сейчас уже не вызывает особой симпатии. Финал с мыслью о заучивании книг выглядит просто нелепо. Сама идея антиутопии интересная, но она основывается по большей части на культурологическим факторе, оставляя в тени социальную и политическую составляющие. А ведь углубив эту историю во всех направлениях, автор бы только выиграл. Но вместо этого получилась необычно светлая, даже наивная, антиутопия, которая не пугает, а мягко предостерегает своего читателя.

Понятное дело, что все вышеописанное является сугубо моим мнением, и на истинность в первой инстанции я не претендую. Я лишь взял перечитать одну из любимых книг прошлого и расстроился. Некоторые впечатления стоит оставлять в памяти такими, какими они были получены..

P.S. Оценку менять не буду. Оставлю эту восьмерку в память о тех часах удовольствия, что книга доставила мне когда-то.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересное произведение. Роман делают диалоги, монологи и прочие оги) Нет, серьезно. Когда герои начинают говорить и разговаривать, все вокруг будто преображается. И вот после прочтения анализируешь и думаешь, вроде все просто и банально, да и персонажи не сказать что шибко серьезные, скорее некоторые из них родом из мультиков, однако захватывает. И уже не столь важно, что в романе особо непонятно, что происходит в окружающем мире. Это не важно. Плюс очень интересный подход к профессии пожарного) Держу пари, все реальные пожарные, хоть раз в жизни, но мечтали все спалить дотла. Шучу 9/10

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Произведение оказалось пророческим. Однако стилистика автора мне не понравилась, от прочтения удовольствия не получил.

Первый акт был великолепен. В нём описывается мир, люди которые в нём живут, главный герой и основные ценности. Какие люди, и какие события повлияли на главного героя, что запустилов в нём механизм перерождения/самоуничтожения?

Второй акт мне мне показался странным, но всё еще последовательным. Главным описывает действие. Начинается цепная реакция, возврата к прежней жизни нет. Главный герой несёт невосполнимые утраты.

Третий акт описывает, то к чему всё это привело. При прочтении книги он мне показался крайне слабым. Цепная реакция оканчивается катастрофой. Происходит конец света. Кажется главный герой сам её запустил, хотя он всего лищь оказался в центре истории, глобальная катастрофа была неизбежна. И мир начинает новую жизнь.

В книге я увидел трагедию всего человечества, и главного героя. Драма, в чистом виде.

P.S.

Через 1-2 дня я в мыслях вернулся к нему, так как он оказался достаточно философским, и было над чем поразмыслить.

Мне показалось, что всё действие, все персонажи, описываемые в книге, не реальны. Действие происходит внутри главного героя, а большинство персонажей — это его внутренний мир. Так Кларисса Маклеллан — его надежда, мечта. Брандмейстер Битти — его альтер эго, тёмная сторона. Электрический пёс — его страхи., и т.д. В третьем акте я увидел ничто иное как смерть и то что происходит после неё.

Хотя автор в послесловии прямо говорит, что все персонажи реальны.

Оценка: 6
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Простите мне некоторую резкость, но так уж вышло, что сразу после того, как я закончил читать этот восхитительный роман, встретился мне человек, утверждавший, что роман не современен. «Первоисточник, де, устарел морально», — заявил он. — «Изменился мир, преобразилось общество, и сжигающие книги ребята с огнеметами в современные декорации не вписываются. Это не доведение до абсурда, свойственное антиутопиям, это откровенная карикатура. Противостоять масскульту глупо. Мы произрастаем из этой культуры, но где же массовое отупление?»

Я хотел было возмутиться, сказать, что предостережения Брэдбери взяты не из воздуха, что книги — символы человеческих знаний, чувств и духа — жгли бессчетное количество раз. И двадцатый век по числу этих уничтоженных «крыльев мысли» превзошел века предыдущие. Я хотел возразить, сказать, что проблема не в масскульте, а в желании людей идти легкими путями, получать простые ответы на непростые вопросы. Наконец, я хотел предложить ему выглянуть в окно и спросить: «Ты действительно считаешь, что Брэдбери рисовал литературный шарж?»

Ничего из этого я не сказал... Не стал возражать. Я взорвался. «Устарел?! Ты серьезно? Мы победили консьюмеризм и наши будни не отравлены желанием потреблять все больше? Наши стены не украшают огромные жидкокристаллические экраны, на которых возбужденные родственники с пеной у рта орут друг на друга? Призрак неотвратимой мировой войны не движется тяжелой поступью по континентам?» Ну да, у нас не сжигают «неправильную литературу» — у нас не издают непопулярную, не перепечатывают непрактичную. Тысячи тонн хорошей белой бумаги идут на справочники техник личностного роста, сборники магических практик, «правила жизни» от психологов-самозванцев и пособия для успешных бизнесменов.

Предчувствие грядущего у Брэдбери, его мысли, его хваткий и точный слог великолепны. Он создал удивительный роман, который десятилетиями не теряет ни занимательности, ни актуальности. А по прогностической силе и тому страху, что вселяет эта пугающая меткость лейтмотивов Брэдбери, роман «451° по Фаренгейту» напоминает мне знаменитый рассказ Роберта Шекли «Цена жизни». Ну вы помните?

He didn’t enjoy pushing buttons.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как это ни странно, но прочитать канонический труд Брэдбери у Кабаши получилось только сейчас. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда…

Несмотря на многократный пересмотр экранизации от еще одного мастера по имени Трюффо (фильм роскошен и того несомненно стоит), несмотря на по-прежнему прекрасный слог и глубину раскрытия персонажей, несмотря на еще вагон очевидных и бесспорных достоинств… короче, книжка Кабаше не зашла.

Точнее сказать, она комфортно легла в голову, красиво и уютно там устроилась, но впечатления не произвела. Виню во всем, скорее всего, тот факт, что все описанное 70 лет назад с поразительной точностью окружает нас сейчас и не видится поэтому мне каким-то необычным или странным, а лишь вызывает сожаление, что предки не вдумались и не смогли изменить ситуацию, и мы пришли к тому, к чему пришли…

А самые главные слова из всей книги оказались в послесловии или точнее коде — «Ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается мой нос» и лучше описать весь происходящий сейчас ведьмак с феминистко-педерастической вакханалией описать нельзя.

З.Ы. Отдельное спасибо издательству за оформлении с обожженными страницами. Мелочь, а приятно!

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кто из читающих не слышал об этой антиутопии? А тем более, с такой животрепещущей темой: книги запрещены, и читающих арестовывают, а их книги, вместе с их домами (!) сжигают.

Вот и я наконец добралась до этого романа. Что сказать: я не разочарована, но назвать гениальной книгой на все времена «451...» я не могу.

Если бы мне было 16 лет, я, наверное, была бы в восторге. Но мне почти в 2 раза больше, и при чтении возникали неудобные вопросы.

Мир, описанный Брэдбери, кажется сказочным. Его не воспринимаешь, как реальное общество. В те года, когда роман был опубликован (1953), тема была актуальна, но для читателя из 2019 мир кажется несколько наивным. Человечество придумало телевизионные стены, но не выдумало мобильники. До сих пор используется нафталин и заходит речь о граммофонных пластинках. Вся литература под запретом — тем не менее, источники информации о технике должны были сохраняться хотя бы на электронных носителях. Человечество само перестало интересоваться книгами — это подчеркивается не раз, тогда в чем смысл наказывать читающих одиночек? Ради яркого зрелища сжигания домов — об этом тоже говорится. Но если тотальное отупение прогрессировало настолько, что 99-ти процентам людей просто не придет в голову читать, то стоит ли овчинка выделки?

В сравнении с другими культовыми антиутопиями книга проигрывает. В том же «Мы» Замятина поднимаются темы индивидуальности и эмоций, которые не устарели и в наши дни, и, скорее всего, не устареют еще долго. В «1984» Оруэлл, вдохновившись тем же «Мы», вновь поднимает тему тоталитарного общества, которая также до сих не устарела. В чем проблематика «451 градус по Фаренгейту»? В индустриализации — жизнь ускоряется, телевидение отупляет людей, им не хочется думать и читать. Что мы видим сейчас? Телевидение уже потеснил интернет, «бич современного общества» (если смотреть на это с точки зрения условного Брэдбери) — но люди не перестали читать и развиваться (мы же читаем, правда?). Одним словом, книга поднимает вопросы из области «сейчас все сидят в телефонах, какой кошмар, деградация» — при этом вспоминаются старые фото и картины, где общество вместо телефонов уткнулось в газеты.

Герои — что о них сказать? ГГ, Гай Монтэг, особой симпатии не вызывает. То он поддается гневу и совершает очевидные глупости, то его руки-ноги действуют по своему усмотрению. Милдред и ее подружки — карикатурные «пустоголовые дети своего времени». Битти был интересным, но его участие в сюжете очень быстро закончилось. Фабер — классический мудрый наставник, его судьба меня тоже не проняла.

Считаю роман несколько переоцененным, хотя надо отдать должное отличному поэтическому языку Брэдбери и легко усваиваемому сюжету — книга читается на одном дыхании. Но ничего супер-выдающегося я в нем не увидела.

Роман, гениальный только для своего времени. Перечитывать вряд ли буду.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что ж, ознакомился и я с этим романом. Подумал думку и заявляю…

Упрощение жизни до примитивизма, до «одного сплошного абстракционизма». «Зачем учиться чему-то ещё, кроме нажимания кнопок, щёлканья переключателем и завинчивания гаек» — говорит Битти. В самом начале эта действительность отражается в сцене спасения Милдред после принятия ею большой дозы снотворного. «Но вы же не врачи! Почему они не прислали врача?» — «Зачем ещё нужен врач? Всё, что требуется – это двое умельцев». И это следствие — вынужденная гипертрофия системы здравоохранения (не исправляющая первопричину). Увеличилось количество отравлений снотворным – увеличилась потребность в помощи, но потребность возмещается не функциональной, а неспециализированной, рубцовой тканью.

А здесь другие рубцы исполосовывают общество потребления: ещё телестену, ещё зубную пасту ДЕНЕМ, (ещё смартфон. Новый смартфон? Новый айфон!). Что для этого нужно? «Технология, массовая реклама и давление со стороны меньшинств…» (оскорбил чувства в*ру*щих?).

Вы ещё хотите анализировать, думать, размышлять? «Если правительство неэффективно, неустойчиво, помешалось на налогах, то пусть уж лучше оно таким и остаётся, чем народ начнёт беспокоиться из-за всего этого. Дай народу всякие соревнования, впихивай в головы несгораемую информацию, набивай их под завязку фактами. Они почувствуют, будто они думают. И тогда они будут счастливы». А вы счастливы? Или вы любите ощутимые развлечения?

А «может быть книги вытащат нас из пещеры? Они могли бы возбранить нам делать одни и те же ошибки. Что-то я не слышал, чтобы эти [неполживые политики] обсуждали такие вещи».

О недостатках, естественно, на мой взгляд.

Прежде, хочется отметить прекрасные, яркие метафоры, которыми наполнены первая и втора части. Чего не могу сказать про третью. В третьей – чистая графомания – описание даже не мыслей, а душевных терзаний (то ли Монтага, то ли Маэстро), мало связанных с лейтмотивом романа, пытаешься пропустить поскорее. Порой эта «писемания» выглядит неуместной и в первых двух частях.

Местами хотелось бы и более активных действий. К тому же теряется нить повествования.

А что с теми книгами, которые Монтаг припрятал в доме? Ясно, что он их держит уже давно, о чём догадывается капитан. Но как это на нём отразилось? Или он просто клептоманит по-тихому? Зачем? Кстати, в фильме 1966 года этому дали самое прямое объяснение – он их просто-напросто читает по ночам.

А где противостояние Фабера и Битти? Ведь заложена предпосылка же!

Чувствую острую нехватку «окраски» диалогов – описания мимики, жестов – сухо как-то. Такое ощущение, будто автор взял идею и облёк её в персонажей, а не наоборот. Уж слишком силён здесь примат мысли над характерами.

От того, что мне чего-то не хватило в этом романе, я не считаю его недостаточно хорошим, чтобы потратить пару дней своей жизни на ознакомление. А потом ещё пару дней на размышления. «Есть преступления хуже, чем сжигать книги…».

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

451° по Фаренгейту — книга не о цензуре, а о самоцензуре, которой подвергло себя общество потребления, стремясь оградиться от неприятной правды жизни и сложных вопросов, которые заставляют думать, от чего иногда портится настроение) Однако стремление к упрощению, сведению сложного к простому, нежелание задумываться над причинами и следствием, а желание зажмуриться и бесконечно развлекаться в вакууме гламурной виртуальной реальности, привело это общество к итоговой катастрофе. Очень злободневная книга по своей тематике.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх