FantLab ru

Рэй Брэдбери «Марсианские хроники»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.63
Голосов:
4999
Моя оценка:
-

подробнее

Марсианские хроники

The Martian Chronicles

Другие названия: The Silver Locusts

Роман, год (год написания: 1949); цикл «Канонические марсианские хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 356
Аннотация:

Первые шаги освоения Марса... Первый контакт с внеземной цивилизацией...

Рассказы-хроники, составляющие роман, наполненные авторскими размышлениями по характерным вопросам существования человечества. За конкретными сюжетными ситуациями встают общие явления цивилизации землян, их тревоги и надежды перед лицом завтрашнего дня

Примечание:

Первая публикация на русском языке: Р. Бредбери. Марсианская хроника: [Роман] / Пер. с англ.; Рис. Л. Вачулайтиса // Наука и техника (Рига), 1963, №10 – с.41-45; №11 – с.41-45; №12 – с.41-45; 1964, №1 – с.41-45; №2 – с.41-45; №3 – с.41-45.

Состав книги неоднократно менялся. Ниже перечислены все опубликованные варианты:

  1. (1) N.Y.: Doubleday, 1950. Перевод Л. Жданова выполнен по этой версии.

  2. (2) London: Rupert Hart-Davies, 1951. Под заглавием «Серебряная саранча» (The Silver Locusts). Изъят рассказ «Эшер II», добавлены «Огненные шары».

  3. (3) London: The Science Fiction Book Club, 1953. Вариант (2) плюс рассказ «Пустыня». Сохранено заглавие «Марсианские хроники»

  4. (4) N.Y.: Time Inc., 1963. Вариант (1) плюс «Огненные шары» и «Пустыня».

  5. (5) N.Y.: Doubleday, 1990. Вариант (1) плюс «Огненные шары». Добавлено предисловие.

  6. (6) N.Y.: Avon Books, 1997. Вариант (1) плюс «Огненные шары» и «Пустыня», минус «Высоко в небеса». Изменена датировка рассказов: вместо 1999-2026 гг. — 2030-2057 гг. Добавлено новое предисловие. В «каноническом» издании 2010 г. воспроизведен этот вариант, с двумя предисловиями и послесловием.


В произведение входит:

7.74 (1777)
-
35 отз.
  • Илла / Ylla  [= I'll Not Look for Wine] (1950), написано в 1944 [Февраль 1999]  
8.17 (1764)
-
38 отз.
7.72 (1565)
-
19 отз.
8.52 (1800)
-
47 отз.
7.55 (1497)
-
22 отз.
8.65 (1855)
-
51 отз.
8.55 (1710)
-
45 отз.
7.72 (1407)
-
18 отз.
8.31 (1643)
-
36 отз.
7.74 (1373)
-
23 отз.
8.52 (1550)
-
26 отз.
7.51 (1309)
-
14 отз.
7.80 (1033)
-
15 отз.
7.47 (1282)
-
11 отз.
7.86 (1314)
-
21 отз.
7.67 (908)
-
15 отз.
7.75 (1295)
-
19 отз.
  • Эшер II / Usher II  [= Carnival of Madness; Immortality of Horror] (1950) [Апрель 2005]  
8.51 (1637)
-
42 отз.
7.44 (1288)
-
11 отз.
8.60 (1676)
-
32 отз.
7.72 (1302)
-
17 отз.
8.28 (1458)
-
23 отз.
7.84 (1316)
-
14 отз.
8.50 (1484)
-
36 отз.
8.62 (1385)
-
18 отз.
8.86 (2552)
-
77 отз.
8.64 (1612)
-
26 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

Номинации на премии:


номинант
Премия итальянского журнала «Nova SF» / Premio «Nova SF», 1970 // Роман. 3-е место (США)

Экранизации:

«Марсианские хроники» / «The Martian Chronicles» 1980, США, реж: Майкл Андерсон



Похожие произведения:

 

 


Марсианские хроники
1965 г.
Рэй Брэдбери
1985 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1987 г.
Американская фантастика
1988 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1988 г.
Были они смуглые и золотоглазые
1991 г.
Марсианские хроники
1991 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
1992 г.
На сон грядущий
1992 г.
Избранные сочинения в трех томах. Том 1
1992 г.
Фантастика Рея Бредбери
1992 г.
Улыбка
1993 г.
Американская фантастика в 2-х томах. Том 1
1997 г.
Марсианские хроники
1997 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1997 г.
Марсианские хроники
1999 г.
Лед и пламя
2000 г.
Марсианские хроники
2000 г.
Марсианские хроники. Рассказы
2000 г.
Сочинения
2001 г.
Хрестоматия по литературе. 5-7 классы. Книга вторая
2002 г.
Марсианские хроники
2002 г.
Марсианские хроники
2002 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
451° по Фаренгейту. Вино из одуванчиков. Марсианские хроники. Рассказы
2003 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники. Вино из одуванчиков. Рассказы
2003 г.
Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники. Вино из одуванчиков. И грянул гром
2004 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Марсианские хроники
2008 г.
Марсианские хроники
2009 г.
451 градус по Фаренгейту. Марсианские хроники
2010 г.
Марсианские хроники
2010 г.
Марсианские хроники
2011 г.
451° по Фаренгейту. Повести. Рассказы
2012 г.
Самые знаменитые произведения писателя в одном томе
2012 г.
Марсианские хроники
2013 г.
451' по Фаренгейту
2014 г.
Избранное
2014 г.
Марсианские хроники
2014 г.
451° по Фаренгейту. Повести и рассказы
2015 г.
Самые знаменитые произведения писателя в одном томе
2015 г.
Марсианские хроники
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
Марсианские хроники
2016 г.
Марсианские хроники
2016 г.
Марсианские хроники
2016 г.
Марсианские хроники
2017 г.
Избранное
2017 г.
Марсианские хроники
2017 г.
Марсианские хроники
2017 г.
Марсианские хроники
2017 г.
Марсианские хроники
2017 г.
Самые знаменитые произведения писателя в одном томе
2017 г.
Самые знаменитые произведения писателя в одном томе
2017 г.
Марсианские хроники
2018 г.
Марсианские хроники
2018 г.
Марсианские хроники. Полное издание
2019 г.
Марсианские хроники
2020 г.
Марсианские хроники
2020 г.

Аудиокниги:

Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники. Часть 1
2004 г.
Марсианские хроники. Часть 2
2004 г.
Радиоспектакль
2005 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Марсианские хроники
2010 г.

Издания на иностранных языках:

The Martian Chronicles
1950 г.
(английский)
The Martian Chronicles
1954 г.
(английский)
Марсіанська хроніка
1963 г.
(украинский)
Марсіанські хроніки
1988 г.
(украинский)
Cronache marziane
1990 г.
(итальянский)
The Martian Chronicles
2008 г.
(английский)
The Martian Chronicles
2010 г.
(английский)
Марсіанські хроніки
2011 г.
(украинский)
Марсіанські хроніки
2015 г.
(украинский)
Марсіанські хроніки
2016 г.
(украинский)
The Martian Chronicles
2019 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Марсианские хроники» — уникальный пример в фантастике, когда несколько вполне независимых новелл и сюжетов объединяются не общими героями или событиями, а идеей планетной экспансии и строгими временными рамками. Самой фантастики в них не так уж и много. Судите сами: космические ракеты, живые марсиане и глобальная атомная война. В одной новелле появляются, правда, разумные роботы-андроиды, а в еще одной — полностью автоматизированный дом. Поэтому можно сказать, что фантастика Брэдбери по типу — социальная и философская, нежели научная. Она ставит вопросы, а не описывает события. Как будет развиваться человечество в будущем? Какие качества должны быть присущи космическим колонистам? Следует ли «до основания разрушать» старый мир и строить на его руинах новый? Порвет ли новое поколение свои связи с Землей или будет чувствовать себя частью человечества? Решит ли экспансия все проблемы землян, в первую очередь — ликвидирует ли угрозу мировой войны?

Это лишь главные вопросы, ответ на которые автором дан в той или иной форме. А есть еще куча мелких, не столь глобальных. Например, должен ли последний мужчина планеты связать себя узами брака с последней женщиной, если та некрасива и полна пороков? Но это, пожалуй, комичный казус.

Главное в «Хрониках...» — это особый стиль и язык изложения. Его нельзя ни с чем другим перепутать: немного романтики, поэтичности, газетной бульварности, легкого саспенса с привкусом неявной угрозы, приправленных грубым юмором — у кого еще найдете такое в одном флаконе? Конечно, стиль Брэдбери во многом — заслуга переводчиков (таких, как Лев Жданов и Нора Галь), но и для англоязычного читателя его текст всё равно звучит весьма неординарно. Недаром, ведь, автора называют «отцом современной фантастики«!

И всё же, несмотря на мрачную готическую атмосферу, произведение оставляет в душе яркий след, ощущение какой-то эпохальной значимости, даже торжественности. Такое долго не забывается и легко узнается по эмоциональной окраске. Похожий стиль есть, например, у романа «451 градус по Фаренгейту», который является своеобразным приложением к новелле «Ашер Второй». Такая преемственность радует и дает надежду, что читатель не останется равнодушным к творчеству автора и будет искать глазами его книги на библиотечной и магазинной полках.

-------------

ИТОГ: эпохальный цикл о человечестве периода планетной экспансии. Издатели Doubleday явно не прогадали, когда взялись публиковать такое неординарное произведение, ставшее нарицательным для автора. Рекомендуется всем романтикам и настоящим гурманам от фантастики.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

…”о скитаниях вечных”, о Земле, и, конечно, о Марсе.

Великий Марс, то обитаемый, то безнадёжно мёртвый, старый, как сама Вселенная, необозримо далёкий и одновременно близкий (если поискать в собственном воображении) пленил меня с первых страниц, когда я был ещё юн и жаждал искусства. И в Марсианских хрониках Брэдбери я соприкоснулся с этим искусством, я тогда понял, что фантастика может быть не только развлекательным чтивом, я тогда понял, что в жанре фантастики можно писать на уровне “серьёзного” литературного достижения (окончательно я в это поверил, когда начал читать братьев Стругацких).

Ведётся в кругах любителей фантастики порой полемика о том, что такое “Марсианские хроники” – роман или сборник рассказов. На мой взгляд, общая концепция прослеживается во всех рассказах, есть начало, середина и конец. Это, всё-таки, цельное произведение, разбитое на самостоятельные в какой-то мере рассказы. И лучше читать их не выборочно, а по порядку.

Известно утверждение самого Брэбери: «…я не пишу научную фантастику. У меня есть только одна книга в жанре научной фантастики и это «451 градус по Фаренгейту», она отталкивается от реальности». И в самом деле, творчество этого писателя уникально, его произведения выпадают из общего ряда привычных книг жанра фантастики. Тем не менее, анализ прочитанных мною его трудов приводит меня к мысли о том, что Брэдбери можно назвать одним из сильнейших писателей фантастов XX века.

Что я вынес для себя после прочтения сего бессмертного опуса? Не только знакомство с “фантастическим” Марсом. Мне казалось, что я на машине времени отправился немного назад в те временные реалии, в которых находился сам Брэдбери, когда писал этот свой труд. Он был опубликован в США в 1950 году. Разумеется, автор, не в силах быть безучастным к волновавшим общество в то время проблемам, пишет о них в этом своём фантастическом романе. Ясное дело, фантастика для него – это декорации, интерьер, где происходит основное действие, в смысл которого Брэдбери вкладывает то, что переживалось тогда: например, протест против цензуры (“Эшер II”), протест против расизма (“…Высоко в небеса”), страх перед перспективой ядерной войны (“Дорожные товары”, “Мёртвый сезон”) и т.д. Во многих рассказах данного цикла чувствуется, что Брэдбери предупреждает людей, показывает на те ошибки и неудачи, которые люди не должны повторять. И вместе с тем же, чувствуется, что автор понимает и знает о том, что люди склонны повторять и наступать на грабли опять и опять.

Можно сказать, что Брэдбери “изобрёл” свой Марс, некую “планету”, на которую перенёс всю палитру аспектов человеческого существования: радость, боль, удивление, грусть, печать, тоску, страх, злость, ненависть, тупость и многое другое. Читатель многое узнает о самом себе, открыв эту прекрасную книгу – “Марсианские хроники” Рэя Бредбери.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из любимейших книг по теме фантастики.

Где бы, на какой планете, в какой галактике люди ни жили, они везде с собой берут себя.

Читается запоем.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классика научной социальной фантастики, наполовину мистического плана, но на другую половину — жёстко реалистичная.

Вполне очевидны аллюзии со стороны Рэя Бредбери на завоевание Америки европейцами, и что после этого сталось с местным населением.

Все рассказы — как о Первой, Второй, Третьей, Четвертой экспедициях, так и о марсианах, землянках, земных поселенцах, их взаимодействию и исходу — изложены восприимчиво и легко представляются. Марсианские города, характеры и конфликты внутри сообществ землян, совершенно хоррорные ситуации с оставшимися на Марсе землянами, либо наоборот только только прибывшими, показаны очень хорошо, хотя в этом вероятно также заслуги и достоинства ещё советских переводчиков.

Рекомендую.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как и все другие вещи Брэдбери, эта — скорее притча, чем научная фантастика. Так ее и следует воспринимать.

Рассказы, вошедшие в Марсианские хроники, — очень разные по содержанию, но все подчинены одной глобальной идее: показать социальные аспекты освоения космоса и заселения далеких планет. Именно «планет», а не только Марса; Марс для Брэдбери — лишь символ других планет, всех планет, кроме Земли.

Марсианские хроники — это очень оригинальный взгляд на космические полеты и заселение других планет. Марсианские хроники остаются оригинальными даже сегодня, 70 лет после написания.

Стилистически — это отличные рассказы, как всегда у Брэдбери.

Минусы:

1. Некоторые сюжетные элементы показаны слишком уж схематично, даже для притчи.

2. Иррациональный и панический страх автора, настоящая фобия, боязнь прогресса в любых его проявлениях. Брэдбери демонстрирует не осознанные и взвешенные опасения, а именно «прогрессобоязнь», похожую по своей природе на водобоязнь у зараженных бешенством животных.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, оставлю здесь не столько отзыв, сколько напоминание для самого себя, о чём же они, «Марсианские хроники», этот «гениальный винегрет». Конечно же, в первую очередь, о будущем человека и о грядущем цивилизации, о прошлом планеты и былом мира, о молодости и древности. О предчувствии, о начале Новой Эры (как о начале чего-то оптимистичного, и тут же, следом, пессимистичного). О первом контакте и разочаровании. О гибели и воскрешении. Об исходе и первопроходцах. О переселенцах и эмигрантах. О колонизации и экспансии. О пилигримах и коренном населении. О вере и миссионерстве. О неприязни и различиях культур. О них и о нас. О грёзах и иллюзиях. О доме и одиночестве. О тревоге и ожидании. О тоске и надежде. О невежестве, о вырождении и вновь — о начале Новой Эры...

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Марсианские хроники» — произведение не просто талантливое, но поразительное. Оно относится к тому небольшому числу литературных творений, в которых читатель может ясно ощутить дыхание новизны, «трансценденции», выхода за привычные, устоявшиеся рамки бытия, что особенно важно для того вида литературы, которую мы называем фантастической. В этом отношении, а также по степени эмоционального воздействия на читателя я бы смело поставил «Хроники» в один ряд с «Машиной времени» Г. Уэллса и даже с «Туманностью Андромеды» И. Ефремова. В свое время произведения подобного рода С. Лем удачно, на мой взгляд, назвал ложными, но существенными прогнозами.

Как всякая неординарная вещь, «Марсианские хроники» не вмещаются в определенные жанровые и стилевые рамки. Здесь органично сочетаются элементы классической НФ, сказки и притчи, сатиры и гротеска, фантасмагории, психологического романа и «визионерской» прозы. «Хроники», считающиеся «романом», состоят из отдельных рассказов с самостоятельным сюжетом, связанных весьма условной хронологией и еще более условной сюжетной канвой. Каждая из этих историй интересна по своему (хотя далеко не все рассказы равноценны), но вместе они создают нечто большее, чем просто тематический сборник. Это то, что, вероятно, называется авторским «мессиджем», то, что образует «синергетический эффект», придающий новый, более глубокий и универсальный смысл произведению в целом. В свою очередь, отдельные рассказы, находясь внутри художественного целого, приобретают дополнительные смыслы. На мой взгляд, и в чисто литературном отношении это наиболее удачная и сбалансированная вещь у Брэдбери – расцвет молодого, но уже состоявшегося писателя. Столь важный для фантастики эффект присутствия, т.е. правдоподобности вымысла, которого достигает Брэдбери в этом романе вполне сопоставим, повторюсь, с лучшими вещами Уэллса.

Уже в первом микрорассказе «Ракетное лето» (очень символичное название!) создается предчувствие чего-то неизведанного. Наступление космической эры неожиданным образом меняет течение жизни даже в провинциальном и сонном американском городке. Но в гораздо большей степени это ощущение ожидания и тревоги, но уже как бы с «другой стороны», передано в следующих рассказах цикла — «Илла» и «Летняя ночь». Марсиане в «Летней ночи» странным образом предчувствуют вторжение чужого и могущественного мира, которое окажется для них роковым. Глубину рассказа я вижу в вопросе о том, где коренятся истоки этого предчувствия. В коллективном сознании? Или, может быть, правильнее было бы сказать «в коллективном бессознательном»?

«Илла» — один из лучших, а в чем-то, возможно, и самый лучший рассказ в «Хрониках». Странный и удивительный, притягательный мир впервые возникает перед глазами читателя. Воображению предстают бескрайние высохшие моря ржаво-кирпичного цвета под пронзительно синим небом, «звучащие» книги (вспоминается «Аэлита» А. Толстого), общая атмосфера тишины, неспешного ритма жизни и надвигающегося на Марс запустения. И кажется, что на Марсе с его меньшей чем на Земле гравитацией, действительно возможен полет человека (марсианина) в повозке, запряженной птицами. Здесь в полной мере проявляется талант Брэдбери – художника слова. Древний Марс одновременно похож и не похож на Землю, а его обитатели похожи и не похожи на людей. Невольное сопоставление людей и марсиан придает последним какую-то особенную убедительность, достоверность. Примечательны ремарки марсианина Мистера К о невозможности жизни на Земле. В несколько карикатурном виде он олицетворяет образ как раз вполне земного обывателя, причем именно (как мне кажется) американского. В целом этот роман пронизан американской культурой (т.е. культурой США), иначе говоря, реалиями и заботами некоего «среднего американца» середины двадцатого века. Однако, и в этом заслуга автора, нигде не возникает привкус узко национальной «местечковости». Это можно сказать даже о таком рассказе как «…Высоко в небеса», который формально не входит в роман и который касается такого специфического явления, как расовая сегрегация в США. С другой стороны, рассказ «Эшер II», в котором просматриваются мотивы будущего романа «451 градус по Фаренгейту», к теме Марса как таковой имеет, в сущности, очень мало отношения. Вообще, земные колонизаторы строят на Марсе своего рода вторую Америку, «Pax Americana», потому что, как пишет Брэдбери, «ракеты были американские». (Действительно, в 1950-м году в это было несложно поверить, т.к. примерно пятьдесят процентов всей мировой промышленности в то время было сосредоточено именно в США.) Хотя находится здесь место и для общечеловеческих устремлений сделать новый мир пригодным для обитания – рассказ «Зеленое утро».

«Земляне» — грустно ироничный рассказ о неспособности и неготовности того обычного «среднего» человека воспринять нечто действительно новое, из ряда вон выходящее. В самом деле, многих ли современных землян (ведь Марс у Брэдбери — своего рода отражение Земли) , озабоченных своими сугубо земными, как правило, чисто бытовыми заботами, может всерьез взволновать тема контакта с инопланетными братьями по разуму? Многие ли вообще задумываются о такой возможности? И многих ли из нас и в правду «снова сделали детьми космические полеты»? Этот рассказ своим «методом обмана ожиданий читателя (а заодно и героев)» напоминает творческую манеру Р. Шекли, но без «спасительного» юмора последнего. Я бы сказал даже, что в нем можно разглядеть и кафкианские черты.

В «Налогоплательщике», как и в некоторых других рассказах цикла, возникает тема всеобщего страха перед атомной войной, социальной истерии. Брэдбери, а также и многих других писателей, волновала эта тема уже в 1949 году — когда был написан этот рассказ. С тех пор угроза глобального ядерного конфликта, то уменьшалась, то возрастала, но и по сей день остается объективной данностью. Вот только возможность спасения путем эмиграции человечества на Марс в данный момент полностью исключена...

Сюжет рассказа «Третья экспедиция» довольно оригинален. Но помимо собственно истории, я склонен воспринимать смысл этого рассказа метафорически. «Среди звёзд нас ждет неизвестное» писал всё тот же Лем, иначе говоря, неизвестные трудности и препятствия. Но дело не только в этом. Человек накрепко связан со своим домом – Землей не только чисто физически, как конкретная форма жизни, но и ментально. Его сознание, восприятие новой (неземной) действительности во многом предопределено земными условиями, памятью поколений, уходящей, возможно, в дочеловеческие времена. По этому поводу вспоминаются слова, которые в фильме А. Тарковского «Солярис» Снаут говорит Кельвину: «Должен тебе сказать, что мы вовсе не стремимся завоевывать никакой космос. Мы хотим расширить Землю до его границ… Нам не нужно других миров. Человеку нужен человек».

Земляне в рассказе «И по-прежнему лучами серебрит простор Луна…» ведут себя несколько странно, уж точно не как члены научной экспедиции. Тем контрастнее на этом фоне выглядит гибель целого мира – древней марсианской цивилизации. И, похоже, земляне не готовы воспринять этот «урок» применительно к себе. Поступок Спендера – всего лишь жест отчаяния чрезмерно эмоционального человека. Ни он, ни ему подобные не способны изменить общую экспансионистскую и примитивную парадигму земных колонизаторов. Трагизм ситуации в том, что и сам Спендер понимает это. И как бы ему ни хотелось стать «последним марсианином», он остается человеком до последнего мгновения жизни. В определенном смысле он такая же жертва обстоятельств, как и его собственные жертвы. В психологическом отношении это, пожалуй, один из лучших рассказов цикла-романа.

Рассказ «Долгие годы», написанный в лирической и щемящей интонации — еще одна авторская удача. Вообще говоря, истории о том, как роботы заменяют общество людей — не такая уж редкость в фантастике. Но у Брэдбери эта тема возвышается до темы экзистенциального одиночества человека, до темы «самой большой» литературы. Роботы в рассказе изображены так, что возникает вопрос о природе, о самой сути человечности. Здесь как раз тот случай, когда фантастика проявляет возможности, не свойственные реалистической литературе, или иначе говоря, как писал А. Бритиков, реализм выходит на новый уровень. То же можно сказать и о рассказе «Марсианин», хотя он и напоминает сказку о «Снегурочке» и такой же грустный. (То, что по-настоящему значимые произведения не бывают веселыми я заметил ещё в детстве, но это другая тема. :)

К лучшим рассказам «Хроник», безусловно, относится и рассказ «Будет ласковый дождь», в котором словно и нет действующих лиц. Рассказ «Каникулы на Марсе» написан, по-видимому, одним из первых, но логически он является великолепным завершением романа. История рода человеческого не закончена. Возможно, она продолжится на Марсе, где уже жили другие «люди». И, может быть, новая марсианская цивилизация будет иметь лучшую судьбу, чем первые две. Открытый и символичный финал, в котором сплелись горечь и надежда.

Я бы рекомендовал «Марсианские хроники» даже тем читателям, которые никогда не интересовались фантастической литературой. Особое очарование этого романа и в том, что за сказанным угадывается огромный массив невысказанного, того что питает ум и чувства, воображение читателя. Также в заключение не могу не отметить великолепное исполнение «Марсианских хроник» Игорем Ильиным (аудиокнига М.: “Sound Time”, 2010 г.).

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный сборник рассказов, написанный легко, увлекательно, с изрядной долей искрометного юмора и веселой иронии, который при этом затрагивает тяжелые и совсем порой невеселые темы о двойственности прогресса, умении уничтожать все во имя своих целей и желании, ненасытности человеческой природы и многом другом.

Что больше всего поражает в этих рассказах, ставших наряду с 451 по Фаренгейту практически визитной карточкой Брэдбери – умение автора порой в суперкоротком рассказе на одну страницу (страницу книги формата pocketbook!!!) создать интригу или даже целый сюжет.

В целом же, отличная философская книга, прекрасно завернутая в фантик из фантастики о гибели великой цивилизации и о том, как что-то пошло не так. И цивилизация эта – отнюдь не люди.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С первых страниц я просто влюбилась в книгу, правда, вторая половина оказалась для меня уже не столь интересной, но всё же.

Для меня это произведение оказалось очень цельным, несмотря на то, что отдельные главы почти никак не связаны между собой. Хотя некоторые истории интересны были бы и сами по себе: больше всего из таких запомнились «Земляне», «Третья экспедиция», «И по-прежнему лучами серебрит простор луна...», «Эшер II», «Марсианин», «Безмолвные города».

Марсиане в хрониках постоянно разные, в отличие от землян, эти-то имеют постоянный образ, а вот марсиане... То они очень похожи на землян («Илла» и «Земляне» — те же страсти, та же логика, тот же конвейерный подход к явлениям). То они очень умные, хитрые, нестандартные аборигены, очень слаженно с какой-то изощренно-гуманной жестокостью защищающие свою планету от непонятного вторжения («Третья экспедиция»). То они — образ, о котором мы не можем не думать, и тогда марсианина может убить просто любовь многих разных людей, расщепляющая его на множество любимых образов («Марсианин»). То они вообще какие-то странные, непонятные, готовые погибнуть непонятно ради чего («Мертвый сезон»).

А вот земляне — завоеватели-варвары, совсем не злые, но немного туповатые, недальновидные, некультурные, не желающие ничего понимать и знать, кроме своих потребностей. Довели свой мир до того, что почти все хотели сбежать на Марс, а кто не сбежал, те довели Землю до уничтожившей ее войны. И вот тут я не поняла мысль Брэдбери: если бы я на Марсе узнала о ядерной войне на Земле, о ядерных взрывах, которые с Марса было видно, я бы ни за что не полетела на Землю, даже если бы у меня там родители остались (разве тут уже чем-то поможешь? кого-то спасешь?). Но все поселенцы тут же сорвались и помчались туда (зачем?). И Марс опустел. И вот, казалось бы, возродись исконный Марс, где вы, уцелевшие марсиане? А их почему-то не видно. В начале было две цивилизации, а в конце ни одной: Земля случайно так уничтожила одну, и Марс не помог уберечь другую.

И снова бегут уцелевшие земляне на Марс, только теперь, чтобы быть не поселенцами, а стать новыми марсианами. Здесь, безусловно, есть надежда на новую жизнь, но какая-то хиленькая.

Интересные фантазии, интересные мысли, во многом неожиданные для меня, но во многом близкие.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня это был тяжёлый цикл, с сюжетными несоответствиями, новеллы объединяющие Марс, в которых Брэдбери изложил проблемы Америки 50х.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я осилила произведение едва ли до середины. Такое многообещающее название, ожидала фантастики, может быть даже научной. А получила все тот же Гринтаун, но в других декорациях. Даже гибель одной из экспедиций была едва ли не в Гринтауне, но на Марсе. Так обидно стало за неоправдавшиеся надежды. Тот же набор рассказов связанных между собой лишь местом действия. Есть правда легкий налет социально-философских вопросов, кто мы и имеем ли право на экспансию? Но они настолько заезженные и так описаны, что делается просто скучно. Скуууучно!

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это скорее набор рассказов в хронологическом порядке о покорении Марса, связанных с этим этических вопросов (если там кто-то есть, то имеем ли мы правом своим вторжением в их жизнь возможно изменить её, что-то вроде того, как цивилизация покоряет племена амазонки, Папуа Новой Гвинеи т.п.) и т.д. по сюжету. Интерес к произведению возникает не сразу, но по мере погружения в «хроники» хочется идти всё дальше. Язык автора достаточно интересен. И проблематика поднимаемая последовательно в каждом рассказе актуальна и на Земле сейчас.

Так что рекомендую всем, ну а любителям фантастики в особенности!)

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В целом не роман, а набор особо не связанных между собой рассказов, но всё же.

«Роман» увлекает с первых страниц. Начало очень интересное. Думал-ну вот оно! твёрдая Научная Фантастика! К затянувшейся средине понял, что роман — своего рода сатира на наше общество, завоевание Америки, притеснения негров и тд... скучно. Ближе к концу снова становится интереснее.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень неоднозначный, многогранный и противоречивый цикл. Цикл о людях, их страхах, надеждах, тёмных и светлых сторонах личности, цикл о быстротечности любого счастья, о природной алчности людской и бренности любого бытия.

Марс в произведении представляет собой лишь некий иносказательный образ, без отнесения его к реально существующему небесному телу. Его фактическая обитаемость, заселение людьми и прочие присущие обитаемому миру особенности лишь образы, методы передачи автором скрытых идей и потаенной морали.

На мой взгляд постичь всю глубину сего произведения могут лишь единицы и то в зрелом возрасте. Для постижения задумки автора необходим опыт и способность прозревать за внешним фасадом внутреннюю сердцевину.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Однажды, листая библиографию автора, я увидел произведение. Оно сказало мне:

«Отдай мне свои глаза и прочти меня».

И я отдал.

Затем оно сказало: «Отдай мне свой разум и осознай меня».

И я отдал.

Затем оно сказало мне: «Отдай мне свои сердце и душу и проникнись мной».

И я отдал.

Вы все еще не видите перед собой марсианина? Если нет, то очень жаль.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх