FantLab ru

Джеймс Герберт «Вторжение»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.72
Оценок:
116
Моя оценка:
-

подробнее

Вторжение

Domain

Роман, год; цикл «Крысы»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

То, чего боялись люди, свершилось. Началась ядерная война. Многие даже не знали ее причин, кто на кого напал, кто нанес удар первый. Все это после, сейчас главное выжить.

Горстка людей смогла спастись в одном из небольших бомбоубежищ, но у них нет связи не с внешним миром, не с другими убежищами. На поверхность нельзя выйти из-за радиации, кроме того, крысы снова решили нанести удар, как раз в тот момент, когда люди слабее всего.

Входит в:

— цикл «Крысы»


Похожие произведения:

 

 


Крысы
1994 г.

Самиздат и фэнзины:

Крысы
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Domain
1984 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По сложившейся с начала творческого пути традиции, Герберт каждые 5 лет наводняет Великобританию свирепыми и беспощадными крупными грызунами. Но если в двух предыдущих своих работах автор просто описывал нашествие крыс как бедствие, локальную катастрофу на определенной местности, то в третьей книге он решил ступить на территорию постапокалипсиса. Однако самое интересное в том, что всемирный армагеддон, вопреки самым смелым предположениям не читавших аннотацию романа, во «Вторжении» наступает не от чёртовых прорв плотоядных крыс, а от ядерных ударов.

И вот тут автор показал себя во всей красе, заткнув за пояс многих писателей с похожей тематикой, так как описания последних мгновений, мыслей людей за секунды до соприкосновения со смертельным ядерным вихрем, пугают, ужасают и заставляют задуматься, как бы ты себя повёл в такой ситуации, куда бы побежал, о чём бы думал. Ты кожей чувствуешь всю боль от ожогов, жмуришься от ослепительного зарева разрываемых снарядов, и понимаешь, что такой сценарий при всей утопичности очень даже реален.

А дальше начинается привычный сюжет: выживание горстки людей, чудом спасшихся от неминуемой смерти. Только вот завидовать им совершенно не хочется, так как во всей обстановке, в развиваемых событиях ощущалась обреченность. Каждый из обитателей убежища потерял своих родных и близких, и это отражалось на их настроении, поступках. И, конечно же, банально, но правдиво: люди стали разбиваться по кучкам интересов, на новые касты, начались противоборства, даже после катастрофы человечество не может объединиться, никто не доверяет никому, во «Вторжении» это довольно наглядно показано.

На какое-то мгновение кажется, что главной проблемой для горстки выживших будет сопротивление мародерам, бандитам, обезумевшим людям. Но тут на авансцену выходит самый страшный враг, ожидающий годами удобного случая, подходящей минуты для нападения, и, собственно, главные герои всей эпопеи — крысы. Они выжидали момента, когда человек окончательно ослабнет, и они это почувствовали, а кроме того, люди начали прятаться под землей от последствий радиации, а значит вторглись на территорию грызунов. Жестокое истребление людей не заставило себя ждать, и если в начале романа расправы над хомосапиенс были эпизодическими, то ближе к концовке крысы постепенно вытесняли и измельчали исторически ненавистного для них врага.

Финал романа представляет из себя эпичное сражение с крысами, обезумевшими до крайней степени, одержимыми и очарованными свежей кровью. Причём добивать людей они начинают тогда, когда те истощены, искалечены предыдущими битвами.

В целом можно отметить значительно возросший уровень Герберта как писателя. Значительно увеличившийся словарный запас, красочные описания, портретные наброски, создание нужной атмосферы, акцентирование на самом важном, передача чувств, переживаний героев, их размышлений. Микс двух тематик во «Вторжении» было умным решением, широко раскрывшим творческий уровень автора, позволившем жонглировать двумя смертельными угрозами для существования всего человечества. Однозначно понравится многим любителям хоррора, самого Герберта, а также (как минимум) явно заинтересует (по)читателей произведений о гибели человечества.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот тут Херберт наконец-то ввёл в сюжет разнообразие! Разразилась ядерная война, по Лондону шарахнули бомбами.. Британия лежит в руинах. Немногие уцелевшие люди прячутся в подземельях. А обнаглевшие крысы осаждают их бункеры, кушают всех, кто выходит наружу, и от радиации ещё больше мутируют. Книжка получилась пробирающая, напряжённая и действительно страшная (атмосфера апокалипсиса так просто на пять баллов!).

НО! Перевод никуда не годится.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Третья, завершающая часть трилогии, на мой взгляд, сильнее двух предыдущих и по-настоящему страшная. Видимо, это самая страшная вещь из тех, что я когда-либо читал. И — неимоверно сильная.

Её не смог загубить даже отвратительный, насколько только может быть отвратительным, перевод.

Роман-катастрофа — ядерная война поставила крест на господстве человека. Теперь уцелевшим после взрывов приходится выживать в новой войне — с крысами. И преимущество в этой войне — на стороне крыс — плодящихся в любых условиях мутантов, решающих единственную проблему — жрать, чтобы жить.

Герои «Вторжения» проходят через такое, что трудно выдержать человеку. Они и не выдерживают — гибнут и слабые, и самые сильные из них. Множетсво персонажей, каждый из которых выписан вполне личностью, гибнут один за другим.

Выжить, кажется, невозможно, когда вокруг массово погибают тысячи и тысячи, и уцелевшие из этих тысяч, и уцелевшие из уцелевших.

Смерть повсюду — выхода попросту нет. Нигде. И, тем не менее, троим героям выход найти удаётся. И увидеть свет в конце туннеля тоже.

Роман динамичный, полный неожиданных сюжетных поворотов и достоверный настолько, насколько можит быть достоверен оживший кошмар.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Заключительный роман цикла значительно отличается от предыдущих. С классического хоррора акцент смещен в сторону романа-катастрофы. Сцены секса и того как крысы закусывают людьми, кишевшие в первых романах на каждой странице, практически отсутствуют. Как ни странно, атмосфере это пошло только на пользу. Тягучее ожидание смерти людей запертых в бункере, радиоактивная смерть на поверхности, затаившаяся угроза, крысы, внутри метро (и казалось бы, при чем тут Глуховский:shuffle:) — гнетущий страх чувствуется, буквально, кожей.

Как и в прошлых романах, Герберту отлично удается писать «истории в историях» небольшие отступления о судьбах других людей, зачастую не связанных с главными героями, судьбы которых интересны, и, почти всегда, трагичны.

Итог. Превращение хоррора в постапокалиптику прошло без потерь. Если эти жанры вам близки, смело прибавьте к оценке 1-2 балла.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

автор решил все-таки внести новое в цикл, и устроил Армагедон. При этом в романе хоть и описывается глобальная война, но автор остается верен своему стилю и преподносит мировую войну с точки зрения рядового обывателя. Войну в которой нет генералов отдающих приказов и солдат идущих на смерть. Здесь есть обычные не в чем не повинные горожане, которые абсолютно не готовы к ней. Но они также погибают и смерть их от этого еще больше реальна. Очень удалась атмосфера безысходности в бомбоубежища — люди хоть и остались жить — но потеряли самое главное надежду.

Борьба с крысами отнесена как-то на второй план сюжета, на первом, естественно, атомная бомбардировка Лондона. Даже не знаю, скорее всего, роман выиграл от этого. Ведь вторая часть была практически полностью копией первой. В третьей же части Герберт решил немного отойти от реальности (все таки атомная война менее реальна, чем события описанные в первых двух частях, хотя если учесть, в какое именно написан роман, то, в принципе, автор может и прав). А так роман также реалистичен и жесток, как и вся серия, собственно говоря именно этим он мне и понравился

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх