fantlab ru

Ю Несбё «Полиция»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.37
Оценок:
298
Моя оценка:
-

подробнее

Полиция

Politi

Роман, год; цикл «Харри Холе»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 22
Аннотация:

Когда офицера полиции находят мертвым на месте давнего нераскрытого убийства, в расследовании которого он участвовал, это вряд ли может быть случайностью. Когда то же самое происходит с двумя другими полицейскими, принцип этих преступлений становится столь же ясным, сколь и пугающим. Ни одно из тех старых дел не было раскрыто. Новые убийства совершены с невероятной жестокостью, а у полиции нет ни единой зацепки. И что хуже всего, они лишились своего лучшего следователя. А в это время в одной из больниц Осло лежит в коме тяжелораненый человек. Личность пациента хранится в секрете, его палату охраняет полиция...

© Издательская аннотация

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия Шведской детективной академии / Svenska Deckarakademins pris, 2013 // Лучший криминальный роман в переводе (Премия Мартина Бека) (перевод Per Olaisen)


Полиция
2014 г.
Полиция
2014 г.
Полиция
2016 г.
Полиция
2017 г.

Аудиокниги:

Полиция
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Politi
2014 г.
(норвежский)
Поліція
2014 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жертвы среди своих

***

«Полиция» – это по-настоящему прямое продолжение прошлого романа «Призрак». Если раньше худо-бедно можно было пропустить какой-то том из цикла «Харри Холе», то на «Полиции» Ю Несбё вполне может отыграться на таких читателях. Здесь апелляция идёт почти ко всем прошлым романам. Особенно много отсылок к Олегу, Ракели, Беате, Бельману.

…в Осло убивают бывшего полицейского. Самом по себе это не так уж необычно. Но когда выясняется, что убит он в годовщину дела, которое он вёл (и не раскрыл), да ещё на самом месте преступления… То даже самые тугие на ум копы понимают, что дело простым не будет. Вторая жертва (так же коп, тот же почерк) лишь подтверждает опасения. А ещё в больнице лежит потенциальный свидетель. Он в коме, не факт, что он что-то вспомнит, но шанс остаётся…

«Полиция» продолжает сюжет «Призрака», который закончился заигрыванием с читателем. Этим же занимается и «Полиция», но только речь уже не о десятке страниц, а о паре сотен. Несбё отчего-то считает, что обманывать читателя (а на самом деле лишь делать вид, что идет обман, ведь все давно всё поняли) – это верный ход. Как итог – первая треть романа выглядит совершенно пустой. И хотя та же Бранн получилась очень даже (раньше у неё было меньше страничного времени), до уровня Холе она не дотягивает. Ну а когда на сцену выходит сами-знаете-кто, то Несбё включает 6ую передачу и уходит в отрыв. В наличии: жуткие подробности убийств, крутые твисты, зубодробительная интрига, подставы, предательства, перестрелки и взрывы. Героям снова достанется, а кому-то даже с концами. В полиции Несбё чётко даёт понять — ему по зубам убивать персонажей так же жестко и бескомпромиссно, как это умеет тот же Мартин или Аберкромби. Так же интересно работает метод расследования из-под полы. Читателю уже не привыкать к подобному, но тут Несбё докрутил гайки, которые он крутил в «Леопарде».

Что по недостаткам? Как уже было сказано выше, заигрывания Несбё с сенситивными читателями (=наивными), слабая по темпоритмике первая треть, брошенная линия Валентина, которая, правда, будет развита в следующей книге. Некоторая наивность состыкуемых элементов (рояли в кустах, притянутость за уши – называйте как пожелаете). Речь, например, про пистолет и причастность А к Б. Или речь про лобзик с отпечатками. Про побег из тюрьмы. В общем, порой Несбё переходит грань реалистичности для пущего эффекта.

Заключение: «Полиция» – это камбэк Несбё после слабого «Призрака». Автор всё больше связывает сквозной сюжет, некоторые общие линии (Бельман и Трульс) продолжают нагнетаться, скоро можно ожидать развязки. С учетом раскрутки интриг и сюжетных ходов можно даже закрыть глаза на очевидные минусы (рояли, первая треть романа).

9 копов-алкоголиков из 10.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В «Полиции» противостояние Бельмана и Харри достигает высшей точки напряжения. Объявляется новый манъяк жертвами, которого становятся полицейские, в том числе и близкие друзья главного героя. Сам Харри переживает последствия прошлой части, и предстаёт в необычном образе. Полиция на данный момент самая высокоценненная книга в серии. Несбё наполнил под край произведение неожиданным поворотами и загадками начиная сразу с завязки. Также десятую серию можно считать одной из самых кровавых. Несбё снова и снова держит высокую планку качества серии.

Instagram: @detective.book

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прощай, любимая. Только благодаря тебе я смог продержаться с начала седьмой книги по финал этой, десятой. Всё кругом рушилось в этом цикле, и только ты оставалась неизменной. Твоя детская принципиальность, твоя бескорыстная честность, твоя вовлечённость в происходящее не давали мне терять надежду на лучшее. Я брал следующую книгу зная, что ты там есть.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Другие герои уходили в небытие. Но ты оставалась. Жизнь била тебя, и била жестоко. Но ты не сдавалась. Ты сделала карьеру не за счёт подхалимства или женского очарования, а по праву профессионала. Тебя слушались коллеги, потому что ты была лучшей, ты была примером. Это было не подчинение власти, это было преклонение перед учителем.

Я так обрадовался, когда в десятой книге тебя вновь вывели на первый план, как в старые добрые времена. Вот только автор оказался к тебе вовсе не добр. Этот поступок, эта неоправданная жестокость... её надо было обосновать. Именно этого я ждал от финала книги. А что в итоге? Тебя уничтожили ради пшика. До сих пор не могу с этим смириться. Несбё, что с тобой? Ты хуже выдуманных тобой маньяков. Те хоть имели какие-то причины поступать жестоко. Ты же уничтожил героиню ради неожиданного эффекта. Смахнул с доски, словно вещь. Что ты теперь будешь делать с одним Харри Холе? Всё так же бегать по кругу с выпученными глазами и винными парами? Кто теперь будет тем рациональным противовесом этому пьяному угару? Можно прочитать одиннадцатую книгу и там поискать ответ, но я не готов. Не готов ждать, кого ты следующего пропустишь через мясорубку ради шок-контента. Чью жуткую смерть ты снова опишешь, так же смакуя подробности.

Впрочем, эту рецензию я пишу о другом. Может её и вовсе не стоило писать, но хочется перенести мысли в слова. И если данный текст стал похож на траурную речь, то почему бы не завершить его эпитафией: «Прощай, любимая героиня. Прощай, Беата Лённ.»

Оценка: 4
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова в Осло неспокойно. Ох, не живётся тихо и мирно норвежским маньякам. На месте давнишних громких преступлений происходят новые, не менее жестокие убийства. Жертвами изощрённых смертей становятся полицейские. Улики, свидетели и мотивы, как водится в современных запутанных детективах, полностью отсутствуют. Старая команда и друзья Харри Холле (но уже без него) собираются вновь в «котельной», что бы втайне от Бельмана (нового, нечистого на руку начальника полиции) вычислить «Убийцу полицейских».

И в то же самое время в одной из больниц Осло в строжайшей тайне и под охраной лежит в коме загадочный пациент, над которым, похоже, уже сгущаются тучи.

Вот с такой завязкой мы сталкиваемся в предпоследней книге из цикла об уже широко известном в узких кругах норвежском детективе Харри Холле.

В этот раз роман вызвал у меня не совсем однозначные впечатления.

Больше года прошло с прочтения «Призрака». И конечно было очень приятно опять вернуться в холодный и тоже время уютный Осло, встретиться со старыми знакомыми и окунуться в атмосферу хитроумных убийств и детального расследования, в той манере как это любит делать Ю Несбё. И опять нас ждёт бушующий страстями и чрезмерно жестокий мир, запутанная игра высоких чинов и маленькие личные драмы. Несбё, как всегда, очень хорош в выбранном стиле построения детективного расследования. Практически «кинговская» любовь к деталям, натуралистичные кровавые подробности, запутывание следов и любовь к своим персонажам – всё это делает норвежские детективы самобытными, узнаваемыми и уже любимыми.

Да, своих героев Несбё любит — не смотря на то, что не стесняется отправлять их на тот свет. На каждого персонажа у него найдётся свои привычки, свои привязанности, за каждым из них будет стоять своя история.

Как и в прошлые книги цикла, нельзя не отметить, что роман проглатывается моментально. Дело не в том, предугадывайте ли вы сюжетные ходы или остаётесь в неведении до самого конца. Дело в ритме повествования, в умело подобранном сочетании динамики и копании в чувствах и страстях людей. В общем, очень нескучное чтиво.

Теперь о том, что уже стало напрягать в это цикле. В первую очередь это намеренное, уже неприкрытое запутывание читателя. Несбё скрывает полную информацию, специально вводит в заблуждение, намеренно давая общую картинку в таком контексте, чтобы у нас с вами складывались ложные выводы, тем самым, играя против читателя. И если в первых книгах цикла это было как-то необычно и свежо, то сейчас мне кажется, Автор стал этим злоупотреблять. У меня начал срабатывать обратный эффект и я постоянно не доверял той точке зрения, которая мне усиленно навязывалась. И в итоге быстрее обычного пришёл к разгадке этой запутанной истории.

Второй момент, который не испортил впечатления, но и не добавил плюсов, это то, что по сути Несбё с «Полицией» остался стоять на месте, не сдвинулся, ни на шаг в прогрессе. Если, начиная уже с третьей книги, каждая следующая набирала обороты, как в части драмы и накала, так и по хитромудрости преступлений, и их расследований, то здесь мне показалось всё слишком ровно.

Видимо цикл начинает себя исчерпывать. Впрочем, с моей стороны это скорее просто занудство и ворчание. В любом случае, после небольшого отдыха, с удовольствием возьмусь за «Жажду» — последнюю, одиннадцатую книгу цикла.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень талантливо, неожиданно, порой жестоко (Беата), но и милосердно (Аврора, сам Харри). Безусловно захватывающе. Талант Несбе вызывает восхищение своей гармонией: что сюжет, что его проработка, драматургия высшего накала, и все это великолепным языком! Ну и интрига, которая уже перешла на следующую книгу!

Дальше буду читать, надеясь, что Ракель родит Харри дочь. Интересно, придумается ли такое Несбе?

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал и удивлялся. Вот наши авторы, начнут хорошо, мощно, а потом скатываются в что-то однотипное, дешевое, «двухчасовое в электричке». Как будто все, сделал имя и можно психоанализом заниматься.

Конечно, Несбе не показатель для сравнения с нашими авторами, так как все-таки для перевода берут не худших представителей жанра я надеюсь, и наверное все переводные все-таки неплохого уровня.

Но касательно романа. После девятой книги был небольшой промежуток в чтении у меня. Наконец добрались руки.

Абсолютный восторг. Мощная, динамичная ,увлекательная. Автор еще сумел поднять планку своего мастерства.

Только ты думаешь, что все, какой я умный, раскусил задумку, как тебя вежливо посылают и выставляют идиотом и переворачивают все наоборот.

Поразила концовка линии Беаты.

Всю книгу волновался за Харри, что автор сделает с ним что-либо нехорошее, но обошлось. Надеюсь в следующей книге Несбе не отберет у ГГ тот маленький кусочек счастья и спокойствия, который он получил. Все-таки Харри как никто его заслужил.

Кто не читал цикл, и хочет читать сразу Полицию — начало сюжетных линий в девятой книге, начинать лучше оттуда, а еще лучше — по порядку.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ю Несбё

Полиция

Конечно без спойлеров отзыв на эту книгу написать трудно, но попробую.

Задав сюжету в «Призраке» головокружительный накал и сумасшедший конец, Несбё в «Полиции» продолжает закручивать интригу дальше некуда. Первые сто страниц приводят в недоумение-почему автор сразу не скажет что и как, а ходит кругами, выражается полунамёками, предлагает из пары диалогов самому читателю додумать ситуацию. И ты строишь предположения, догадки, логические цепочки... и тут хоп! и автор хохочет тебе в лицо и приговаривает «Обманули дурака на четыре кулака»....

Отличный роман и отличное завершение цикла о Харри Холе. Выстрелив в него в предыдущем романе, в «Полиции» Несбё толково и грамотно объясняет его «чудесное» спасение. (посмотрим как г-н Акунин будет выкручиваться с Фандориным).

Детективная интрига закручивается медленно, но верно. Очередной преступник вновь изобретателен, умён, методичен. Он расправляется с полицейскими на местах нераскрытых преступлений. Мартин Бельман требует результатов.Полиция в отчаянии обращается за помощью к Харри, но тот резко отвечает отказом. Он счастливо живёт с Ракель и Олегом и не хочет рисковать...Ему есть что терять...Но он соглашается, поддавшись уговорам...Ракель.

В этом романе каждый получил, что заслуживал. За исключение Беаты Лённ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
её смерть потрясает до глубины души, но означает, что Убийца будет найден, Харри не успокоится до тех пор, пока не найдёт его.

Как всегда на первом месте у Несбё это персонажи.

Мартин Бельман, чья циничность и самоуверенность оставила его без глаза. Тот, чьи действия многолетней давности,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
создали Палача полицейских.

Трульс Бергманн, которому надоело быть на «побегушках», проявил в критической ситуации, несмотря на ненависть к Холе, самоотверженно и благородно. Один из самых интересных персонажей романа.

Катрина Братт, одновременно настойчивая и ранимая, события «Снеговика» не сломали её, она всё тот же фанатик своего дела.

Концовка именно такая, какой её захотели бы видеть многие поклонники Харри-

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
церемония бракосочетания его и Ракель, логичное подведение всех итогов, раскрытие всех сюжетных линий и
...последние 3 страницы дают повод задуматься, что to be continued...Но очень хочется, что бы Холе в этом не учавствовал, а был так сказать стал второстепенным персонажем.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

О, эта книга свернула мне мозг. Почти.

Совратила мои представления о классных авторах. Потеряны нравственные ( зачеркнуто) потеряны просто ориентиры среди литаратурных авторов. Просто-напросто это мощно:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
150 страниц переживать якобы за Харри считая того лежащим в коме анонимным пациентом под охраной, а потом узреть его счастливым, живым и реальным глазами Катрины Братт и первоначально испугаться, что это либо опечатка ( перепутали страницы), либо это галлюцинаторные фантазии не совсем здоровой сотрудницы.

700 страниц мощного текста, когда вроде бы все ясно и подозрительно логично, затем все логично завершается, но совсем не тем финалом, а основной сюжет разворачивается в отдельной ветке...

Это что-то непостижимое! Как автору удалось настолько тесно связать такое количество достаточно ярких действующих персонажей, со своими довольно отчетливыми сюжетными линиями, вовремя упомянуть тот эпизод или этот, чтобы подкинуть ложных версий, и главное, все настолько хорошо написано, что ни одна линия не провисает, а кажется закономерной и необходимой.

Необходимой для создания интриги — конечно, но также и необходимой для поддержания той атмосферы реальности персонажей. Каждый персонаж получает свое развитие в общей канве всего «сериального цикла».

Скандинавские детективы последних лет, как и скандинавские сериалы (Преступление, например, или Мост) настолько реалистичны, неожиданны и правдоподобны, затрагивают одновременно столько действительно существующих проблем. как социальных, общественных, так и личных, характерных для «героев супер-новейшего времени». немного интеллигентов, немного алкоголиков, в прошлом — бунтарей, в нынешнем времени — активных пользователей Интернета и последователей какой-либо мини-субкультуры, ценителей какого-то глэм, пост-рока или чего-то еще. В общем портрет бесформенного нечто с задатками супер-личности, но не имеющего возможности использовать свои способности на полную мощность. Ибо сейчас время анти-героев, явных, лже или псевдооппозиционеров, главное, чтобы был против чего-либо.

Несбе ухватил самую суть примет нашего времени. Нет одного-единственного положительного и безусловного Героя. Вон, даже комиссар Курт Валландер уже отдал концы.

А на руководящие посты ставят каких-то портретных политиканов.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Десятый роман лучшего современного автора детективов очень плотно увязан с предыдущим — больше чем Леопард или Снеговик, так что лучше вспомнить события «Призрака». Парочка коррумпированных копов перекочевала оттуда и — несмотря на ряд с ними издержек — пошла дальше. Несбе в прекрасной форме, виртуоз в части нагнетания саспенса, подбрасывания ложных линий, параллельного монтажа, технических языковых обманок, когда вводится ход с появлением неназываемого персонажа, который оказывается не тем, кто предполагается. С огромным удовольствием прочитал, ну совершенно безоговорочный мастер. Дополнительными бонусами явились малое место Ракели и отсутствие алкоголя ( навязли за предыдущие серии). Не только меня, полагаю, высказывание Несбе насчет намерения уложить серию в десять книг — по счастью такого не случилось. Мало того, что Валентин себе в ус не дует — Несбе совершенно нагло и на голубом глазу плюнул на него и герои стали ловить убийцу полицейских — так и юница-совратительница никакая не родственница злодея и ее тараканы при ней останутся. В «Полиции», как в никаком другом романе Несбе оставиил уйму обращенных в будущее удочек и наживок, ну и славно, ждем следующего романа. Великая серия, ставшая классической. Уверен, что дождусь экранизации, надеюсь не дешевой, с фьордами, Австралиями и Таиландом.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх