fantlab ru

Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.97
Оценок:
7401
Моя оценка:
-

подробнее

Цветы для Элджернона

Flowers for Algernon

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 364
Аннотация:

Чарли Гордон — идиот. В прямом смысле этого слова — с самого детства он болен фенилкетонурией, при которой умственная отсталость практически неизбежна. Сейчас ему около тридцати, он работает уборщиком в пекарне и ходит на занятия для умственно отсталых. И именно он стал первым в мире человеком, подвергшемся экспериментальной операции по устранению этого заболевания — грубо говоря, хирурги удалили повреждённые участки его мозга и заменили их здоровыми. Что получилось в итоге? Много разного получилось, надо сказать...

© Nog
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман написан на основе одноименного рассказа.

Посвящение: «Моей матери и памяти моего отца»

Издательская аннотация:

Тридцать лет назад это считалось фантастикой.

Тридцать лет назад это читалось как фантастика. Исследующая и расширяющая границы жанра, жадно впитывающая всевозможные новейшие веяния, примеряющая общечеловеческое лицо, отважно игнорирующая каинову печать «жанрового гетто».

Сейчас это воспринимается как одно из самых человечных произведений новейшего времени, как роман пронзительной психологической силы, как филигранное развитие темы любви и ответственности.

Не зря вышедшую в 2000 году книгу воспоминаний Киз назвал «Элджернон и я».

Издания романа во всём мире:

New York: Harcourt, Brace and World, 1966

London: Cassell & Co., 1966

New York: Bantam Books, 1967

Milan: Longanesi & Co., 1967

Bombay: Imprint, Feb.1967 Vol.VI, 11.

Budapest: Europe Konyvkiado, 1968

London: Pan Books, 1968

Munich: Nymphenburger, 1970. as CHARLY

Amsterdam: Uitgeverij Born NV, 1970. as I.Q. 185

New York: Amsco School Publications, 1971

Paris: Editions J'ai Lu, 1972

Barcelona: Editiones Acervo, 1976

Munich: Wilhelm Heyne Verlag, 1977, as CHARLY

Tokyo: Hayakawa Shobo, 1978

Bucharest: Kriterion, 1979

Stuttgart: Ernst Klett Verlag, 1984, as CHARLY

Helsinki: Werner Soderstrom Osakeyhtio, 1985

London: Gollancz, 1987

Tel Aviv: Massada, 1988

Stockholm: Legenda, 1989 as BLOMMOR TILL ALGY

New York: Harcourt Brace, 1995 MODERN CLASSICS EDITION

Taipei, Taiwan: W & K Publishing, 1995

Fremont, CA: Parrot Audio Books 6 Hour Audio Tape — 1995

San Diego: Harcourt Modern Classics, 1995

Prague: Mustang, 1997

Sofia, Bulgaria: Kibea Publishing, 1997

London: Indigo, 1996

Madrid: Acento Editorial, 1997 (Spanish)

Barcelona: Editorial Cruilla, 1997 (Catalan)

В СССР роман переведён в 1990 году: Москва, издательство «Мир», 100 тыс.экз.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1966 // Роман

лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1967 // Роман

номинант
Великое Кольцо, 1990 // Крупная форма (перевод)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Зарубежная книга (США; роман)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Научная фантастика (США; роман)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2012 // Переводной роман (США, 1966)

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2019 // Переиздание года (США; роман)

Экранизации:

«Чарли» / «Charly» 1968, США, реж: Ральф Нельсон

«Цветы для Элджернона» / «アルジャーノンに花束を / Algernon ni Hanataba wo» 2015, Япония, реж: Такеши Ёсида, Аято Мацуда, Масахиро Сакаи



Похожие произведения:

 

 


Цветы для Элджернона
1990 г.
Цветы для Элджернона
2003 г.
Цветы для Элджернона
2004 г.
Цветы для Элджернона
2007 г.
Цветы для Элджернона
2009 г.
Цветы для Элджернона
2010 г.
Цветы для Элджернона
2012 г.
Цветы для Элджернона
2013 г.
Цветы для Элджернона
2013 г.
Цветы для Элджернона
2013 г.
Цветы для Элджернона
2013 г.
Цветы для Элджернона
2014 г.
Цветы для Элджернона
2015 г.
Цветы для Элджернона
2015 г.
Цветы для Элджернона
2017 г.
Цветы для Элджернона
2017 г.
Цветы для Элджернона
2017 г.
Цветы для Элджернона
2017 г.
Цветы для Элджернона
2017 г.
Цветы для Элджернона
2019 г.
Цветы для Элджернона
2019 г.
Цветы для Элджернона
2019 г.
Цветы для Элджернона
2020 г.
Цветы для Элджернона
2020 г.
Цветы для Элджернона
2020 г.
Цветы для Элджернона
2020 г.
Цветы для Элджернона
2021 г.
Цветы для Элджернона
2021 г.
Цветы для Элджернона
2022 г.
Цветы для Элджернона
2022 г.
Цветы для Элджернона
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Flowers for Algernon
2000 г.
(английский)
Gėlės Aldžernonui
2009 г.
(литовский)
Flowers For Algernon
2011 г.
(английский)
Квіти для Елджернона
2014 г.
(украинский)
American Science Fiction: Four Classic Novels 1960-1966
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трепетная и пронзительная история эволюции сознания.

Если вывести за скобки фантастическую составляющую романа, книга рассказывает о развитии личности в уникально короткий срок. В 9 месяцев повествования укладывается весь процесс развития и увядания человеческого «Я». Трогательные зарисовки детских впечатлений, первый стресс познания реальности, первая любовь, осознание себя, как индивида…

И неизбежный регресс, который предстоит буквально каждому.

Срез психологических этапов становления и взросления героя.

Очень достойно и интересно.

Литературная экстраполяция антропогенеза.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Расказ хорош только тем наверное что мнение о нем может дать неплохую характеристику кругозора прочитавшего. Хоть и написано профессионально и качественно, рассказ не несет в себе никакой уникальной ценности, все с самого начала на поверхности и нет ничего что можно было бы вынести из книги с собой. Чем то напомнило «над пропостью во ржи» своим примитивизмом но при этом притензией на некую гениальнось которой тут увы и не пахнет. Возможно для детей в строго определенном возросте может быть поелезен к прочтению.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это проникновенная и грустная история. Рассказ о взлете и падении. О том, как можно оказаться на вершине, а потом упасть и разбиться. О том как быть добрым и искренним, а потом стать совсем другим, хотя и не по своей воле. Но… все не так просто и — все очень просто.

Многие знания — многие печали, как говорил Соломон. Здесь, на примере Чарли, мы и видим истинность данного утверждения. Многие знания дают силу, но требуют ответственности, требуют иного взгляда на мир, просто позволяют на этот мир взглянуть совсем иначе. Увидеть его под другим углом. Будто под микроскопом разглядеть его достоинства и недостатки. И кто сказал, что такой мир не оттолкнет? И кто готов принять эти знания и такой мир?

Но и это еще не все. Как должен себя ощущать человек, который скоро умрет? И который знает об этом? Страшно ли это? Безусловно. А что если в недалеком будущем вам будет грозить не смерть, а что-то вроде болезни Альцгеймера? Что если вчера вы были гением, а завтра станете глупцом и при этом в полной мере осознаете всю неизбежность и печаль этой ситуации? А может быть даже хотите, чтобы настал такой конец?

На это все накладывается инфантильность, детские комплексы и слабоумие героя. Стать умным легче, чем стать взрослым и… мудрым? Как раз таким, каким становишься с возрастом, кроме ситуаций, когда возраст приходит один. Что будет, если ребенку дать интеллект взрослого гения? И не просто ребенку, а ребенку с большими внутренними проблемами. Если столкнуть доброту ребенка и жестокость взрослого мира?

Одно за другим, этот роман подтягивает разные темы и разные проблемы, предлагая их обдумать и пережить вместе с Чарли. Прочувствовать то, что чувствует он. На мой взгляд, у автора очень хорошо получилось это передать. С одной стороны роман это просто увеличенный во много раз изначальный рассказ, но с другой — объем позволил проникнуть в глубину ситуации и раскрыть внутренний мир Чарли. Не сюжет здесь главное, а эмоции, переживания и чувства.

Последняя треть книги — это описание отчаяния. Отчаяния падения. Когда все валится из рук, когда ты забываешь то, что знал вчера. И когда ты это еще можешь осознавать, но не можешь этим управлять. Грусть, печаль, безысходность и отчаяние. С капелькой утешения в конце.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, знаменитый роман, мировой бестселлер до которого у меня наконец дошли руки. 

Многие выше писали, что это калька с Собачьего сердца Булгакова, но я бы сказал, что не совсем так, или даже совсем не так. Чарли не груб и не фанатичен как Шариков. Чарли очень милый и добрый — и к людям, и к животным...

У него какой-то детский взгляд на всё, наивный и непринуждённый и это очень подкупает. При этом, он как будто саморефлексирует свою проблему с развитием и действительно хочет выздороветь! Он терпит издевательства, но даже не понимает, что над ним потешаются. Лишь позже, он понимает, что на самом деле у него не было никаких друзей...

Интересная фраза, которая характеризует назначение учёбы: «Одна из главных задач колледжа — объяснить людям, что-то, во что они верили всю жизнь, на самом деле совсем не так и что ничто не является на самом деле тем, чем кажется». Это Чарли начинает понимать, что вся его картина мира рушится и всё совершенно иначе!

В очередной раз классно испытать радость узнавания:

— Что они играют? — спросил я.

— «Море» Дебюсси. Нравится?

А мне нравится Дебюсси и я слышал его «Море», а многим наверное пришлось гуглить, что это за композитор такой? 

А что же дальше? Наверное, не будет спойлером сказать, что конец у этой истории грустный... но она невероятно вовлекает... это просто нечто — ты словно вместе с Чарли проживаешь это всё!

Да, может быть — это роман-предостережение, о том, что людям не стоит играть в бога... и пусть мне претит эта идея — ведь мы уже умеем вживлять кохлеарные импланты и делать глухих способными слышать и ещё много чего — но идея, что человек не должен слишком далеко заходить понятна и ясна. 

И почти каждому интеллектуалу, может отчасти знакомы ощущения, которые испытал поумневший Чарли — ощущение непонятности, недооценённости его выдающегося таланта — этим глупым миром... Но в жизни, благо, всё не так страшно, как в книге — и умные люди находят себе умных друзей и могут вместе обсудить этот глупый мир... шучу, по-настоящему умным — нет дела до глупого мира и глупых людей — ведь мы обсуждаем идеи и концепции, мы выше этого!

И всё-таки эта книга учит нас — она учит тому, что жизнь конечна и порой скоротечна... наш разум с нами, возможно не навсегда и надо ценить жизнь и ценить момент, пока свет разума при нас и надо успеть подумать думу и успеть побыть счастливым!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я говорил своим знакомым, что хочу прочитать эту книгу, двое моих знакомых сказали, что не заинтересовались бы такой литературой, что только подогрело мой интерес к книге.

Спустя двадцать страниц я понял, что книга будет, если не отличной, то точно хорошей. Невероятно легкий слог, но при этом полный отличных психологических описаний, позволяющих почувствовать главного героя. Объем небольшой, и я прочитал книгу за три дня. Дэниел Киз поднял интересную идею, которую можно обсуждать не один час. И пока ты читаешь книгу, ты размышляешь над ней вместе с автором. Мне всегда казалось, что жалеть кого-либо неправильно, и эта книга как раз отвечает на вопрос «почему?». Обманчиво простая на первый взгляд, но глубокая история. Фраза «Кто сказал, что мой свет лучше твоей тьмы?», которую я совершенно неправильно интерпретировал до прочтения, заиграла новыми красками. Это редкий случай, когда могу посоветовать эту книгу практически всем.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

При таком обилии книг существующих, а тем более книг создающихся, кажется, большая роскошь перечитывать что-то.

Роман я прочитал, пожалуй с десяток раз. В разном возрасте. Сначала, из-за дефицита книг. Потом, просто потому, что это замечательное произведение.

Интересный сюжет, оригинальный формат и ... душевность.

Как я каждый раз переживаю за Чарли, и как буду переживать снова, когда опять захочу перечитать.

Рекомендую.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Медицина не может творить чудес...

Или наука, если так будет угодно. Впрочем, в романе как раз-таки происходит чудо. В начале-с Элджерноном, затем с Чарли. Эксперимент удался. Но чудо ли это? Ведь, по сути , вся жизнь-это нечто чудесное и, вместе с тем, жестокое. А Чарли Гордон проживает целую жизнь, только очень стремительную и яркую. От детских лет, становления, зрелости и до глубокой старости, а затем духовной смерти. С ранней весны до поздней осени одного года. Чарли, умственно взрослея, все больше отчуждается от мира людей. Он смотрит на мир из «окна» детства, глазами ребенка и возвращает долг разуму в конце пути. Радужный, наивный мир, в процессе взросления предстает порочным и несовершенным, жестоким и несправедливым. Но в нем всегда есть место познанию. Познанию какой ценой? И как мало времени человеку отведено для этого. Но за свою стремительную жизнь Чарли оставил «подарок человечеству». Книга о том , каких жертв стоит научный прогресс и какой ценой он достигается. И как порой жесток путь его достижения. Чарли-продукт эксперимента, превзошел своего создателя. Он, прежде всего, человек, личность-не объект опытов. Он был таковым и до этого. Только повзрослел и может за себя постоять. Не забывайте класть цветы на могилу Элджернона! Обычная мышь? Нет. Это нечто большее. Эффект Элджернона-Гордона.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наука умеет много гитик. Но не всегда...

Ежу понятно, что это было перечтение книги. Причём двойное перечтение, ибо в незапамятные времена были прочитаны и рассказ, и роман. Однако противиться судьбе я не стал, и когда книга была предложена в качестве совета в одной из книгочейских игр, то кликнул «совет принят» и …

… и нисколько не пожалел о принятом решении. Потому что хотя общий смысл в голове сидел прочно, однако многие детали за прошедшие десятилетия изрядно размылись и нивелировались (время — штука безжалостная… а может, наоборот, милосердная…).

По сабжу писать что-либо было бы глупо, ибо всё тут ясно и понятно. Однако я бы выделил вот какую сторону Эксперимента (со времён братьев Стругацких слово Эксперимент для меня звучит особенно и почти всегда с Заглавной буквы) — об ответственности учёных и экспериментаторов за последствия своих опытов и игр, а иногда и игрищ. Понятно, что учёные в нашем романе действовали из лучших побуждений и во благо «всего человечества», понятно что они не ставили целью нанесение увечий и вообще причинение какого-либо вреда своему подопытному Чарли. Однако как ни крути, такой вред причинён всё-таки был. И пусть Чарли, вернувшись в первобытное умственно отсталое состояние и не будет до конца осознавать всю глубину своей потери, однако на уровне эмоций вот это ощущение допущенной в его отношении несправедливости и неправильности с ним останется до самого конца. Причём, скорее всего, конца скорого.

Не буду строить из себя умника и деда-всеведа, ибо сам предложить самый верный путь решения этой почти что достоевской дилеммы не могу, и допускаю, что будучи на месте этих учёных скорее всего сам бы поддался вот этой эйфории страстного ожидания научной удачи и открытия. Но может быть всё-таки нужно было ещё раз всё отмерить, не семь (как советует русская пословица), а трижды по семь, и уж потом резать…

А ещё есть некоторые соображения чисто психологического характера. Понятно, что учёный, глубоко погружённый в свои учёные дела, проводя десятки, а то и сотни опытов, просто поневоле обозначает испытуемых номерами. И только отдельные, особые испытуемые получаю имена собственные — ну вот как в романе Элджернон. И всё равно вот это отношение к объекту исследования остаётся в глубинах учёного сознания именно как к объекту, и превратить объект исследования и эксперимента в субъект (и тем более в личность) совсем непросто. И даже если эксперимент проводился на человеке — как в романе, — то всё равно учёный, описывая содержание опыта, скорее всего так и будет писать «испытуемый Чарли», «испытуемому Чарли» и т. д. И на учёном совете, докладывая об эксперименте, поневоле то и дело будет вот это отношение проскальзывать, напрямую или же чисто в самой энергетике научного совета. Конечно учёный гордится своим достижением и результатами опыта, и Чарли невольно это почувствовал, понял, и сбежал... И если вспомнить другие книги на похожую тему, то и в них такой феномен упоминается (например, «Голова профессора Доуэля» от Александра Беляева).

Пойду положу цветы на могилку Элджернона, и вообще всех лабораторных животных. И Чарли…

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

История одного человека

Никогда не слышал об этом произведении раньше. Роман Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» попался мне в рамках изучения списков лучших произведений по направлению Социальная и философская фантастика на одном уважаемом сайте. Начав чтение, я уже не мог остановиться, открывая для себя новый фантастический мир глазами человека по имени Чарли Гордон. И знаете. Вряд ли когда-то теперь я забуду этого мужчину, его мысли, его взлеты и падения. Настолько ярко описал его автор произведения.

Повествование ведется от лица главного героя Чарли. Киз выбрал такой способ своего рассказа этой истории. Такой способ оказался, на мой взгляд, выигрышным. Через мысли Гордона, которые он перекладывает на бумагу в своеобразном дневнике, дают полное представление происходящих с ним событий. Поначалу я даже подумал, что в книге сплошные опечатки, успел поругать оформителей, но затем все встало на свои места — Чарли Гордон отстает в умственном развитии.

Произведение фантастическое. Здесь два ученых находят способ повысить уровень интеллекта, а Чарли выступает подопытным. И благодаря дневнику, в который тот записывает свои мысли и размышления, Киз показывает нам преображение своего героя. Однако на этом вся фантастичность заканчивается, а читатель остается в основном наедине с Чарли, его мыслями, новыми открытиями и всяческими проблемами, которые возникают день ото дня.

Киз мастерски «забирается» в голову Гордона, вытаскивает на суд читателей эмоции молодого человека, рассуждения и выводы. В какой-то момент осознаешь, что читаешь вполне возможные размышления тех реальных отстающих в развитии людей, которые на самом деле живут в нашем мире. И тогда тебя настигает чувство вины. Ведь будем откровенны. Мало кто из нас задумывается о таких вещах, даже, когда сталкивается с такими людьми в обществе. Они кажутся нам отличными, порой хочется скорее уйти куда-то, не видеть таких людей. Почему? У каждого будет свой ответ, честный для самого себя, может быть даже вызывающий чувство стыда. Ведь по сути такие люди не плохие и не хорошие. Они просто есть, а остальные опасаются их, не понимая, чего следует от них ожидать. И вот Киз в своем произведении показывает широкому кругу читателей, как отсталые умственно люди могут страдать, особенно, если осознают свои проблемы. Об этом, на мой взгляд, в первую очередь этот роман.

Эксперимент ученых приводит к тому, что Чарли Гордон начинает становиться умнее. Его коэффициент интеллекта растет. Но другой важный момент — настолько ли быстро социализируется главный герой? Ответ очевиден — нет. Невозможно пройти такой долгий путь за короткий промежуток, что длится эксперимент. И это еще одна важная составляющая произведения Киза. Он показывает, как явно отличаются друг от друга возможность быть умным и быть социализированным. Ведь каждое из этих понятий присуще большинству людей, так как они всю жизнь проходят процесс социализации и обучения. Это естественный процесс. Эксперимент в романе показывает, что нельзя сделать обычного социализированного умного человека, просто увеличив его IQ. Так это не работает. Изначальные условия, с которыми жил Чарли, все равно отличают его от остальных людей, а по «волшебному взмаху палочки» герой не будет таким же, как остальные люди, что проходили социализацию всю жизнь.

Главный герой переживает и другие проблемы. Он ищет свое место в этом мире. А страницы его дневника — романа Киза — показывают, что нельзя все проблемы решить с помощью выросшего коэффициента интеллекта. Кроме интеллектуальных сложностей, которые для Чарли становятся очень простыми в решении, эмоциональные будто вырастают стеной. Ведь для них подобные механизмы решений могут не работать. И это очередная трагедия главного героя. Он так и не может найти свое место в этом сложном мире.

Но самая тяжелая часть романа — конечно же вторая. В какой-то момент сам Чарли рассказывает своему дневнику о том, что вскоре он вновь станет тем, кем был раньше. Читатель переживает этот откат также эмоционально, как и Гордон. Поначалу слишком тяжело принять неизбежность. Однако затем еще тяжелее понять, что Гордон уже и не переживает, становясь тем, кем создала его природа. Когда-то Чарли соревновался с мышонком Элджерноном, чтобы превзойти его. Однако в какой-то момент длящаяся победа ушла, а Чарли вновь превращается в себя самого.

«Цветы для Элджернона» — душераздирающее произведение, при прочтении которого иногда мне хотелось кричать. Вот человек. Чарли Гордон. Он смог превзойти самого себя вчерашнего, стремился быть лучше, учиться новому. Но теперь он увядает, никто не поможет ему. Каждый последующий день будто бы отнимает частичку нового Чарли, превращает его в того самого отсталого человека, коим он был раньше. Как же хочется ему помочь, но ты не можешь. В финале задаешься вопросом, а смог бы он влиться в наше общество, так и не научившись жить в нем по принятым правилам? Ведь той привычной и так нужной социализации Чарли так и не прошел. Мучился бы он всю свою жизнь или все-таки научился жить в гармонии с обществом? Сложные вопросы, которые остаются без ответа.

Одно могу сказать точно. Этот роман достоин прочтения. Он обязательно заставит взглянуть на привычные вещи под другим углом, задаться важными вопросами, научит видеть мир вокруг иначе. Быть может, в какие-то моменты глазами Чарли Гордона.

9 из 10

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не стал читать все отзывы, но как я понял, смысл рассказа мало кто понял, хотя, тут сложно не понять.

Смысл тут такой: не интеллект делает человека человеком. И если у вас высокий интеллект, в этом не ваша заслуга. Ну просто вам, можно сказать, выпал счастливый билет. Но завтра легко может лопнуть какой-нибудь сосудик в мозгу и вы станете идиотом. Таким же, про которых ранее презрительно отзывались.

А что же например, насчет зверей? Их то можно убивать ведь они глупые! У них вообще нет абстрактного мышления. Так ведь, или нет?

В общем, философия рассказа намного глубже чем может показаться.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Под романом «Цветы для Элджернона» на одном только фантлабе 226 отзывов. Оценок же на порядок больше. А если еще посчитать всего этого добра под рассказом, да и на других ресурсах...

При такой популярности и многоголосии сказать что-то новое практически невозможно. Я и не буду пробовать вносить новизну. Скажу лишь несколько слов, возникших при особых обстоятельствах.

Как и в случае моих слов на «Мастера и Маргариту» или на лермонтовского «Демона», под трудом Дэниела Киза я хочу что-то высказать гораздо после непосредственно прочтения произведения. Я прочитал этот роман очень вовремя. В классе 10 или 11. А сейчас, так уж вышло, сам работаю в образовании. Не литературу преподаю, но все же, так вышло, что не так давно я стал участником неожиданно возникшего книжного клуба. И именно там мне пришло выставить на голосование для следующей кандидатуры на прочтение и обсуждение именно эту книгу. И не зря.

Во-первых, именно «Цветы...» расширили круг уже с год существующего клуба аж в два или даже чуть больше раза. Во-вторых, как и в любом коллективном обсуждении, в котором все заинтересованы не просто высказать свою линию и мнение, но и прийти вместе к чему-то новому для себя и других, мне пришло несколько важных мыслей о труде Киза. Пара идей, которые родились именно в ходе сократического диалога, которые как будто и раньше были в подкорке, но никак не могли выйти наружу. А дружеское обсуждение вынесло их наружу, словно по методике диалектической майевтики.

И какие же это мысли? Заметьте, часто, когда говорят о преобразованиях во внутренней и внешней жизни главного героя книги, Чарльза Гордона, операцию на мозге позиционируют именно как улучшающую именно интеллект. Т. е. воздействующей на работу нейронов для увеличения суммарного уровня IQ. И, в основном, когда о романе говорят и пишут, это и трактуют как трагедию героя и виню социальных институтов по типу науки. Дескать, интеллект Гордона ученые запустили в небеса на ракете, а вот эмоциональную незрелость героя не трогали и никак не боролись с ней. Чувственная развитость и эмоциональный рост не поспевали за скоростью убегания ума, приближенного к темпам Технологической Сингулярности. И вот тут я и согласен, и нет с этим, казалось бы, читательским консенсусом, который равен авторской задумке.

На мой взгляд, проблема сложнее. Действительно, двое ученых, Штраус и Немур, делают свой эксперимент за конкретным результатом — улучшением интеллекта умственно отсталого человека. И да, разумеется, делают это прежде всего ради наград, славы, премий, а лишь затем ради блага человечества. Особенно маргинализированной его части в виде людей с болезнями разума. И они, это правда, ничего не делали и не думали делать для обеспечения эмоциональной развитости Чарли. Именно эта беспечность привела к тем трагическим всплескам воспоминаний, которая с ним происходила не раз по ходу сюжета. Но эта, пользуясь философскими премудростями, видимость, а не сущность дела.

А сущность дела в том, что все эпизоды с резкими появлениями «старого Чарли» перед глазами «нового», вскрытие травматических воспоминаний, и т. д., и т. п., все они связаны с тем, что эмоциональное развитие началось тоже благодаря эксперименту. И все именно потому, что и эти ученые, и мы, читателями, ОТДЕЛЯЕМ УМ ОТ ЧУВСТВ. Многие знают даже всякие «психологические тесты» для пар или одиночек, которые должны раскрыть, кто вы: ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВ или ЧЕЛОВЕК РАЗУМА. НО ЭТО ОШИБКА. Еще Спиноза открыл, что чувства — любовь, гнев, ненависть, радость и другие — все эти тоже ПРОДУКТЫ УМА. И это не исключает, а наоборот обосновывает то, что ЧУВСТВА МОГУТ БЫТЬ ГЛУПЫМИ, А МОГУТ БЫТЬ УМНЫМИ. Более того, САМ УМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧУВСТВЕННЫМ, А ЧУВСТВА УМНЫМИ. Иначе мы становимся одномерными, фрагментарными, абстрактными и поломанными людьми. Не-личностями.

Уже с самого начала романа мы видим, что Чарли Гордон не просто не развит интеллектуально. Он не развит и чувственно. Агрессию и издевки других людей он принимает за доброту. А мы принимаем дуализм нашей западной, слишком западной культуры, разводя по разные углы чувства и интеллект, науку и искусство/нравственность, сами оказываясь не лучше, а то и хуже Гордона. У него ограничения физиологические, а у нас социальные, но активно нами принимаемые. Так вот, возникший в нашем книжном клубе разговор о том, что, мол, и не надо было вмешиваться в жизнь Чарли, ведь он был индивидуально счастлив, вошел в фазу споров. Ведь, если принять неразличимость ума от чувств, то он был НЕСЧАСТЕН. Не-умный и не-чувственен, а счастья — вершина чувствования. И особое умственное, или просто умное, состояние. Счастье не бывает ГЛУПЫМ. Поэтому эксперимент был необходим, поэтому Чарли все-таки пусть и очень немного, но был счастлив, и после нисхождения в обратное состояние он вспоминает те дни, через тьму регрессии и завесу болезни, как светлые времена. Но эксперимент стал кошмаром для Чарли не только из-за ошибки в формулах ученых, не только из-за регрессии, которая, возможно, могла и не случиться при лучшем изучении предмета. Эксперимент стал кошмаром для Чарли Гордона потому, что и ученые, и «друзья»-коллеги Гордона, практически все воспринимали его как ОБЪЕКТ. И, что ужасно, ученые еще и представляют собой убежденных сторонников дуализма чувств-эмоций и ума, из-за чего никто не проследил за тем, чтобы Чарли смог развивать не только свой интеллектуальный разум, но и РАЗУМ ЧУВСТВЕННЫЙ. Все те немногие эпизоды, в которых Чарли мог думать или поступать негативно для нас, читателей (представлять Алису на коленях и т. д.) все они связаны именно с тем, что никто не развивал его разум пропорционально. Разум, состоящий и из ума, и из чувств. Алиса, один из ярких положительных героев книги, также придерживается этой иллюзии, когда говорит, как раньше, до «поумнения», Чарли был с добрыми глазами. Не то, что сейчас. Глупая доброта не есть доброта искренняя. И, к сожалению, периодами сама Алиса ДЕГУМАНИЗИРУЕТ, ОБЪЕКТИВИРУЕТ Чарли. Например, в эпизоде, где говорит, что им нельзя быть вместе, т. к. он «должен все сделать для других таких, как он».

Алиса перестанет дегуманизировать (дегуманизировала она его, конечно, не со зла) Чарли в ту короткую неделю, когда он уже начал снова глупеть, но пока не потерял всего своего ума. Тогда его чувственные части разума догнали интеллектуальные, и главный герой книги наконец-то стал полноценной личностью. Кстати, по сути, единственной в этом романе. По-человечески же, по-настоящему, без какого-либо пафоса или, наоборот, издевок относились к нему только Фэй или незнающий, не опознавший его, отец. В дегуманизации иных, разумеется, содержится другой, не менее важный мотив этой книги. Книги, так вовремя появившейся в 60-ые годы, которые сильно мифологизированы как со знаком плюс, так и минус. Так или иначе это было время последних революционных всплесков двадцатого столетия, время больших книг, по типу что «Цветов...», что «Пролетая над гнездом кукушки», а также социальных движений вроде антипсихиатрии Лэнга и исследовательско-активистской деятельности Фуко в этом направлении. И это не считая иных, удачных или не очень, умных или глупых, перспективных или провальных организаций, людей, тенденций того времени. Эмансипационное воздействие книги, талантливость ее автора, влияние очевидны. И самое главное нам не потерять ее стержневого смысла. Дегуманизация начинается с нас самих. Мы начинаем дегуманизировать самих себя, признавая себя винтиками идиотской и опасной общественной (не вообще любого общества, а вполне конкретного, исторически детерминированного) машины. Которая в т. ч. велит нам разделять ум от чувств, работу для заработка от труда для удовольствия, больных от якобы здоровых. Но с такими ложными дуализмами все мы больны. И всем нам суждено так быть похороненными на заднем дворике. Но не найдется для нас же парня (или девушки по типу Чарли), способного каждый день приносить ромашки. Или какие-нибудь другие цветы.

П.С. В конце концов другой, третий, не менее важный мотив книги — любить можно только равного себе. Иначе всякая другая «любовь» вырождается в формы господства и/или пресмыкания...

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, многие со мной согласятся, что главная ценность литературы, как впрочем и любого другого вида искусства, состоит в том, чтобы произведение и те мысли, которые вкладывает в него автор, имели какое-либо соотношение с нашей жизнью. Даже если речь идёт о научной фантастике, читатель ищет в произведении какие-нибудь аналогии с реальностью, пытается примерить идеи на окружающий мир, понять и переосмыслить свой опыт, применить полученное из книги знание на практике. И наиболее глубокий след оставляют и наибольшую ценность имеют те произведения, которые способны поменять мировоззрение читателя, сделать человека лучше, добрее, умнее.

«Цветы для Элджернона», по моему глубокому убеждению, всецело соответствуют предложенному критерию. И на меня большее впечатление произвело даже не отношение общества к таким вот «человечкам дождя», как Чарли Гордон, а та чёрная и неотвратимая боль, та страшная тоска неизбежности, которая наваливается на Чарли, когда он осознаёт, что ему предстоит, когда он понимает, что очень скоро вновь превратится в милого, но глупого парня — объекта насмешек желающих чуть возвыситься в собственных глазах за чужой счёт.

На первый взгляд, описанная в романе проблема может показаться не такой уж жизненной, слабо соотносящейся с опытом среднестатистического обывателя — ведь далеко не каждый из нас знаком с семьёй, в которой живёт такой «человек дождя». Однако это только на первый взгляд. И нет ничего странного в том, что во время прочтения книги Чарли ассоциировался у меня с одним моим приятелем — хорошим и добрым... запойным алкоголиком.

Алкоголизм, на мой взгляд, уже давно необходимо включить в список психических отклонений, признать проблему и поставить её в число самых важных социальных проблем, особенно — в современной России. Когда мой приятель не пьёт, он запоем читает книги, саморазвивается, совершенствуется в своей сложной технической профессии, занимается семейными делами, ремонтом в квартире, иногда выбирается в походы и даже пишет рассказы. Но после окончания срока очередной кодировки он превращается в ограниченное, тупое, ленивое существо, главная цель в жизни которого — утром найти в себе силы против каждодневного похмелья, собраться на работу, кое-как дожить до вечера с тем, чтобы по пути домой купить в магазине несколько баллонов разливного пойла.

Читая книгу про Чарли Гордона, проникаясь его переживаниями, я отчётливо видел перед собой своего товарища — с той же чёрной тоской и животным страхом он живёт сейчас в преддверии окончания действия своей очередной инъекции, отчётливо понимая, что ждёт его через несколько месяцев. Находясь сейчас в здравом уме и твёрдой памяти, в светлом, приподнятом, творческом настроении, он тем не менее осознаёт весь беспросветный ужас надвигающейся тьмы, которая поглотит то хорошее, что в нём есть. И сделать что-либо мой приятель не может, потому что бывших алкоголиков не бывает. Как сказал ему один доктор, навсегда избавиться от проблемы нельзя, можно лишь на время заглушить пагубный порок.

Поэтому-то образ трогательного Чарли Гордона у меня прочно ассоциируется в моим товарищем, который тоже больши всево на свете очинь очинь хочит быть умным харошим и полноценным чиловеком.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не могу сказать, что книга поразила в самое сердце, но и равнодушным книга никого не оставит. Некоторые моменты до того живо и трепетно написаны, что в глазах щиплет. Но некоторые моменты почему-то, нет нельзя сказать не интересные, но выпадающие из общего.. Книгу надо читать подросткам, молодёжи, что бы стремиться к чему-то кроме денег и понимать — деньги это не цель.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как можно анализировать психологию персонажа, который сам гениальный психолог и занимается тем же самым? Читаешь ты книгу, много думаешь, делаешь ты себе какие-то выводы в голове, а через пару страниц главный герой берет и подтверждает все. Причем твоими же словами. Да, так оно и было. Получается, что можно было и не размышлять над прочитанным. И так было несколько раз. Уже хотя бы поэтому произведение получилось для меня уникальным.

IQ главного героя Чарли равно 68. Интервал от 51 до 70 соответствует легкой форме умственной отсталости. Таких людей в мире около 7%. Немало. Но это исходные данные. Чудесная операция позволит ему существенно увеличить сообразительность и развить память до отметки «гений». Так в чем же проблема? Прежде всего в том, что это создало нового человека, не отменив факт существования старого. Я сейчас не про раздвоение личности. Личность у Чарли одна. Просто она очень резко изменилась. Такие скачки даром не проходят. Некоторые эпизодические персонажи порицают такой акт творения, поминая Бога. Бог им и судья. Но почему этот акт творения представляет проблему для нового умного Чарли? ИМХО потому, что он не отождествляет себя нынешнего с собой прошлым. С одной стороны он хочет думать, что тогда он тоже был человеком, а с другой стороны факты и собственные чувства не дают ему это сделать.

«Я вижу его», — говорит умный Чарли о себе из прошлого, который является во снах. Для него этот персонаж — кто-то другой. Ученые, которые провели над главным героем блестящую операцию и дали ему настоящую жизнь были таки правы, сколько бы гнева их заявление не вызывало у Чарли. «Слова Немура, будто он создал меня, оскорбительны…» Ему действительно дали жизнь без всяких оговорок. Умный Чарли до операции просто не существовал. Он может сколько угодно говорить, что раньше тоже был думающим человеком, но истина в том, что это был совершенно другой думающий человек. Не какая-то вариация себя из прошлого, которая иcчезла, оставив в наследство что-то, на базе чего родилась новая вариация. Старая вариация Чарли не оставила в наследство вообще ничего. Памятью и умениями она не обладала. Старые знакомые и родственники отвалились. Работу и ту потерял. Связей с прошлым действительно нет никаких. Умник полностью вытеснил дурака. Чарли умник пытается найти эту связь с собой из прошлого, но не может. Интеллект мешает. Можно было бы разделить точку зрения своих создателей и признать, что раньше ты не существовал, но нельзя так просто забыть отрезок жизни длиной в 30 лет, да и соглашаться с притворщиками от науки главному герою по эстетическим соображениям не особо охота. Хотя о чем в том прошлом можно жалеть? Большая книга как раз состоит из описаний того, как над слабоумным человеком издеваются, скажем так, менее слабоумные.

Основную проблему главного героя можно описать шестью словами. Он умный, когда это не надо. Высокий интеллект не есть ценность сама по себе. Есть куча дел, в которых он совершенно не нужен. «Эмоциональные проблемы не могут быть решены так же, как интеллектуальные». Даже в таком деле как делание карьеры. Исполнительность будет много важнее. Кстати, у старого Чарли с исполнительностью был полный порядок. Задача Чарли — понять, что же он такое. В этом деле высокий интеллект тоже не особо помогает. «Чистый разум сам по себе ни черта не значит».

Попытки главного героя разобраться со своим прошлым чем-то смахивают на работу с ложной память. Если память — функция от настоящего, то такого ужасного прошлого у умного Чарли просто не могло быть. Если память — нечто действительно происходившее в прошлом, то вся эта мерзость из прошлого определенно должна была происходить с кем-то другим. Поэтому личность умника не может просто забыть дурака. Надо же на кого-то списывать все косяки прошлого.

Вывод: однозначно читать. Понравится или не понравится — не знаю, но пищу для размышлений точно даст. Вас ждет интересное путешествие вместе с главный героем. Сначала — вверх, потом — вниз.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это выдающееся творение Д. Киза в моём личном рейтинге относится к очень малочисленной категории — Лучшие книги всех времен и народов! Развитие сюжетной линии линейно, по форме дневник ГГ. Чудесное превращение слабоумного парня благодаря медицинской операции и его трагический постепенный, но неотвратимый возврат к исходному состоянию. Печальная концовка ни в коей мере не портит роман, но заставляет серьезно задуматься о многом. Пронзительный и очень душевный стиль повествования. Большая Книга о Человеческом! Шедевр!!! Если вы тот счастливчик, который еще не познакомился с этим Великим Произведением — срочно читать! Не пожалеете!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх