FantLab ru

Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.00
Оценок:
6712
Моя оценка:
-

подробнее

Цветы для Элджернона

Flowers for Algernon

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 344
Аннотация:

Чарли Гордон — идиот. В прямом смысле этого слова — с самого детства он болен фенилкетонурией, при которой умственная отсталость практически неизбежна. Сейчас ему около тридцати, он работает уборщиком в пекарне и ходит на занятия для умственно отсталых. И именно он стал первым в мире человеком, подвергшемся экспериментальной операции по устранению этого заболевания — грубо говоря, хирурги удалили повреждённые участки его мозга и заменили их здоровыми. Что получилось в итоге? Много разного получилось, надо сказать...

© Nog
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман написан на основе одноименного рассказа.

Посвящение: «Моей матери и памяти моего отца»

Издательская аннотация:

Тридцать лет назад это считалось фантастикой.

Тридцать лет назад это читалось как фантастика. Исследующая и расширяющая границы жанра, жадно впитывающая всевозможные новейшие веяния, примеряющая общечеловеческое лицо, отважно игнорирующая каинову печать «жанрового гетто».

Сейчас это воспринимается как одно из самых человечных произведений новейшего времени, как роман пронзительной психологической силы, как филигранное развитие темы любви и ответственности.

Не зря вышедшую в 2000 году книгу воспоминаний Киз назвал «Элджернон и я».

Издания романа во всём мире:

New York: Harcourt, Brace and World, 1966

London: Cassell & Co., 1966

New York: Bantam Books, 1967

Milan: Longanesi & Co., 1967

Bombay: Imprint, Feb.1967 Vol.VI, 11.

Budapest: Europe Konyvkiado, 1968

London: Pan Books, 1968

Munich: Nymphenburger, 1970. as CHARLY

Amsterdam: Uitgeverij Born NV, 1970. as I.Q. 185

New York: Amsco School Publications, 1971

Paris: Editions J'ai Lu, 1972

Barcelona: Editiones Acervo, 1976

Munich: Wilhelm Heyne Verlag, 1977, as CHARLY

Tokyo: Hayakawa Shobo, 1978

Bucharest: Kriterion, 1979

Stuttgart: Ernst Klett Verlag, 1984, as CHARLY

Helsinki: Werner Soderstrom Osakeyhtio, 1985

London: Gollancz, 1987

Tel Aviv: Massada, 1988

Stockholm: Legenda, 1989 as BLOMMOR TILL ALGY

New York: Harcourt Brace, 1995 MODERN CLASSICS EDITION

Taipei, Taiwan: W & K Publishing, 1995

Fremont, CA: Parrot Audio Books 6 Hour Audio Tape — 1995

San Diego: Harcourt Modern Classics, 1995

Prague: Mustang, 1997

Sofia, Bulgaria: Kibea Publishing, 1997

London: Indigo, 1996

Madrid: Acento Editorial, 1997 (Spanish)

Barcelona: Editorial Cruilla, 1997 (Catalan)

В СССР роман переведён в 1990 году: Москва, издательство «Мир», 100 тыс.экз.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1966 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1967 // Роман

номинант
Великое Кольцо, 1990 // Крупная форма (перевод)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Зарубежная книга (США; роман)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Научная фантастика (США; роман)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2012 // Переводной роман (США, 1966)

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2019 // Переиздание года (США; роман)

Экранизации:

«Чарли» / «Charly» 1968, США, реж: Ральф Нельсон

«Цветы для Элджернона» / «アルジャーノンに花束を / Algernon ni Hanataba wo» 2015, Япония, реж: Такеши Ёсида, Аято Мацуда, Масахиро Сакаи



Похожие произведения:

 

 


Цветы для Элджернона
1990 г.
Цветы для Элджернона
2003 г.
Цветы для Элджернона
2004 г.
Цветы для Элджернона
2007 г.
Цветы для Элджернона
2009 г.
Цветы для Элджернона
2010 г.
Цветы для Элджернона
2012 г.
Цветы для Элджернона
2013 г.
Цветы для Элджернона
2013 г.
Цветы для Элджернона
2013 г.
Цветы для Элджернона
2013 г.
Цветы для Элджернона
2014 г.
Цветы для Элджернона
2015 г.
Цветы для Элджернона
2015 г.
Цветы для Элджернона
2017 г.
Цветы для Элджернона
2017 г.
Цветы для Элджернона
2017 г.
Цветы для Элджернона
2017 г.
Цветы для Элджернона
2017 г.
Цветы для Элджернона
2019 г.
Цветы для Элджернона
2019 г.
Цветы для Элджернона
2019 г.
Цветы для Элджернона
2020 г.
Цветы для Элджернона
2020 г.
Цветы для Элджернона
2020 г.
Цветы для Элджернона
2020 г.
Цветы для Элджернона
2021 г.
Цветы для Элджернона
2021 г.
Цветы для Элджернона
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Flowers for Algernon
2000 г.
(английский)
Gėlės Aldžernonui
2009 г.
(литовский)
Flowers For Algernon
2011 г.
(английский)
Квіти для Елджернона
2014 г.
(украинский)
American Science Fiction: Four Classic Novels 1960-1966
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История одного человека

Никогда не слышал об этом произведении раньше. Роман Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» попался мне в рамках изучения списков лучших произведений по направлению Социальная и философская фантастика на одном уважаемом сайте. Начав чтение, я уже не мог остановиться, открывая для себя новый фантастический мир глазами человека по имени Чарли Гордон. И знаете. Вряд ли когда-то теперь я забуду этого мужчину, его мысли, его взлеты и падения. Настолько ярко описал его автор произведения.

Повествование ведется от лица главного героя Чарли. Киз выбрал такой способ своего рассказа этой истории. Такой способ оказался, на мой взгляд, выигрышным. Через мысли Гордона, которые он перекладывает на бумагу в своеобразном дневнике, дают полное представление происходящих с ним событий. Поначалу я даже подумал, что в книге сплошные опечатки, успел поругать оформителей, но затем все встало на свои места — Чарли Гордон отстает в умственном развитии.

Произведение фантастическое. Здесь два ученых находят способ повысить уровень интеллекта, а Чарли выступает подопытным. И благодаря дневнику, в который тот записывает свои мысли и размышления, Киз показывает нам преображение своего героя. Однако на этом вся фантастичность заканчивается, а читатель остается в основном наедине с Чарли, его мыслями, новыми открытиями и всяческими проблемами, которые возникают день ото дня.

Киз мастерски «забирается» в голову Гордона, вытаскивает на суд читателей эмоции молодого человека, рассуждения и выводы. В какой-то момент осознаешь, что читаешь вполне возможные размышления тех реальных отстающих в развитии людей, которые на самом деле живут в нашем мире. И тогда тебя настигает чувство вины. Ведь будем откровенны. Мало кто из нас задумывается о таких вещах, даже, когда сталкивается с такими людьми в обществе. Они кажутся нам отличными, порой хочется скорее уйти куда-то, не видеть таких людей. Почему? У каждого будет свой ответ, честный для самого себя, может быть даже вызывающий чувство стыда. Ведь по сути такие люди не плохие и не хорошие. Они просто есть, а остальные опасаются их, не понимая, чего следует от них ожидать. И вот Киз в своем произведении показывает широкому кругу читателей, как отсталые умственно люди могут страдать, особенно, если осознают свои проблемы. Об этом, на мой взгляд, в первую очередь этот роман.

Эксперимент ученых приводит к тому, что Чарли Гордон начинает становиться умнее. Его коэффициент интеллекта растет. Но другой важный момент — настолько ли быстро социализируется главный герой? Ответ очевиден — нет. Невозможно пройти такой долгий путь за короткий промежуток, что длится эксперимент. И это еще одна важная составляющая произведения Киза. Он показывает, как явно отличаются друг от друга возможность быть умным и быть социализированным. Ведь каждое из этих понятий присуще большинству людей, так как они всю жизнь проходят процесс социализации и обучения. Это естественный процесс. Эксперимент в романе показывает, что нельзя сделать обычного социализированного умного человека, просто увеличив его IQ. Так это не работает. Изначальные условия, с которыми жил Чарли, все равно отличают его от остальных людей, а по «волшебному взмаху палочки» герой не будет таким же, как остальные люди, что проходили социализацию всю жизнь.

Главный герой переживает и другие проблемы. Он ищет свое место в этом мире. А страницы его дневника — романа Киза — показывают, что нельзя все проблемы решить с помощью выросшего коэффициента интеллекта. Кроме интеллектуальных сложностей, которые для Чарли становятся очень простыми в решении, эмоциональные будто вырастают стеной. Ведь для них подобные механизмы решений могут не работать. И это очередная трагедия главного героя. Он так и не может найти свое место в этом сложном мире.

Но самая тяжелая часть романа — конечно же вторая. В какой-то момент сам Чарли рассказывает своему дневнику о том, что вскоре он вновь станет тем, кем был раньше. Читатель переживает этот откат также эмоционально, как и Гордон. Поначалу слишком тяжело принять неизбежность. Однако затем еще тяжелее понять, что Гордон уже и не переживает, становясь тем, кем создала его природа. Когда-то Чарли соревновался с мышонком Элджерноном, чтобы превзойти его. Однако в какой-то момент длящаяся победа ушла, а Чарли вновь превращается в себя самого.

«Цветы для Элджернона» — душераздирающее произведение, при прочтении которого иногда мне хотелось кричать. Вот человек. Чарли Гордон. Он смог превзойти самого себя вчерашнего, стремился быть лучше, учиться новому. Но теперь он увядает, никто не поможет ему. Каждый последующий день будто бы отнимает частичку нового Чарли, превращает его в того самого отсталого человека, коим он был раньше. Как же хочется ему помочь, но ты не можешь. В финале задаешься вопросом, а смог бы он влиться в наше общество, так и не научившись жить в нем по принятым правилам? Ведь той привычной и так нужной социализации Чарли так и не прошел. Мучился бы он всю свою жизнь или все-таки научился жить в гармонии с обществом? Сложные вопросы, которые остаются без ответа.

Одно могу сказать точно. Этот роман достоин прочтения. Он обязательно заставит взглянуть на привычные вещи под другим углом, задаться важными вопросами, научит видеть мир вокруг иначе. Быть может, в какие-то моменты глазами Чарли Гордона.

9 из 10

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пронзительный и трагический роман о судьбе одного человека. Герою рассказа около тридцати лет и он принадлежит к умственно отсталым. Чарли Гордон работает уборщиком и ходит в вечернюю школу, чтобы научиться читать и писать. Его друзья издеваются над ним, но Чарли и этого не понимает. Волею случая ученые сделали из Чарли гения. И Чарли познает любовь, науку, и не только — он начинает понимать и ограниченность, соперничество и злобность окружающих его людей, включая тех же ученых. Но тут герой рассказа и понимает, что его ждёт деградация и возвращение к былому разуму. Рассказ тем человечнее, что написан от первого лица.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не стал читать все отзывы, но как я понял, смысл рассказа мало кто понял, хотя, тут сложно не понять.

Смысл тут такой: не интеллект делает человека человеком. И если у вас высокий интеллект, в этом не ваша заслуга. Ну просто вам, можно сказать, выпал счастливый билет. Но завтра легко может лопнуть какой-нибудь сосудик в мозгу и вы станете идиотом. Таким же, про которых ранее презрительно отзывались.

А что же например, насчет зверей? Их то можно убивать ведь они глупые! У них вообще нет абстрактного мышления. Так ведь, или нет?

В общем, философия рассказа намного глубже чем может показаться.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Под романом «Цветы для Элджернона» на одном только фантлабе 226 отзывов. Оценок же на порядок больше. А если еще посчитать всего этого добра под рассказом, да и на других ресурсах...

При такой популярности и многоголосии сказать что-то новое практически невозможно. Я и не буду пробовать вносить новизну. Скажу лишь несколько слов, возникших при особых обстоятельствах.

Как и в случае моих слов на «Мастера и Маргариту» или на лермонтовского «Демона», под трудом Дэниела Киза я хочу что-то высказать гораздо после непосредственно прочтения произведения. Я прочитал этот роман очень вовремя. В классе 10 или 11. А сейчас, так уж вышло, сам работаю в образовании. Не литературу преподаю, но все же, так вышло, что не так давно я стал участником неожиданно возникшего книжного клуба. И именно там мне пришло выставить на голосование для следующей кандидатуры на прочтение и обсуждение именно эту книгу. И не зря.

Во-первых, именно «Цветы...» расширили круг уже с год существующего клуба аж в два или даже чуть больше раза. Во-вторых, как и в любом коллективном обсуждении, в котором все заинтересованы не просто высказать свою линию и мнение, но и прийти вместе к чему-то новому для себя и других, мне пришло несколько важных мыслей о труде Киза. Пара идей, которые родились именно в ходе сократического диалога, которые как будто и раньше были в подкорке, но никак не могли выйти наружу. А дружеское обсуждение вынесло их наружу, словно по методике диалектической майевтики.

И какие же это мысли? Заметьте, часто, когда говорят о преобразованиях во внутренней и внешней жизни главного героя книги, Чарльза Гордона, операцию на мозге позиционируют именно как улучшающую именно интеллект. Т. е. воздействующей на работу нейронов для увеличения суммарного уровня IQ. И, в основном, когда о романе говорят и пишут, это и трактуют как трагедию героя и виню социальных институтов по типу науки. Дескать, интеллект Гордона ученые запустили в небеса на ракете, а вот эмоциональную незрелость героя не трогали и никак не боролись с ней. Чувственная развитость и эмоциональный рост не поспевали за скоростью убегания ума, приближенного к темпам Технологической Сингулярности. И вот тут я и согласен, и нет с этим, казалось бы, читательским консенсусом, который равен авторской задумке.

На мой взгляд, проблема сложнее. Действительно, двое ученых, Штраус и Немур, делают свой эксперимент за конкретным результатом — улучшением интеллекта умственно отсталого человека. И да, разумеется, делают это прежде всего ради наград, славы, премий, а лишь затем ради блага человечества. Особенно маргинализированной его части в виде людей с болезнями разума. И они, это правда, ничего не делали и не думали делать для обеспечения эмоциональной развитости Чарли. Именно эта беспечность привела к тем трагическим всплескам воспоминаний, которая с ним происходила не раз по ходу сюжета. Но эта, пользуясь философскими премудростями, видимость, а не сущность дела.

А сущность дела в том, что все эпизоды с резкими появлениями «старого Чарли» перед глазами «нового», вскрытие травматических воспоминаний, и т. д., и т. п., все они связаны с тем, что эмоциональное развитие началось тоже благодаря эксперименту. И все именно потому, что и эти ученые, и мы, читателями, ОТДЕЛЯЕМ УМ ОТ ЧУВСТВ. Многие знают даже всякие «психологические тесты» для пар или одиночек, которые должны раскрыть, кто вы: ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВ или ЧЕЛОВЕК РАЗУМА. НО ЭТО ОШИБКА. Еще Спиноза открыл, что чувства — любовь, гнев, ненависть, радость и другие — все эти тоже ПРОДУКТЫ УМА. И это не исключает, а наоборот обосновывает то, что ЧУВСТВА МОГУТ БЫТЬ ГЛУПЫМИ, А МОГУТ БЫТЬ УМНЫМИ. Более того, САМ УМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧУВСТВЕННЫМ, А ЧУВСТВА УМНЫМИ. Иначе мы становимся одномерными, фрагментарными, абстрактными и поломанными людьми. Не-личностями.

Уже с самого начала романа мы видим, что Чарли Гордон не просто не развит интеллектуально. Он не развит и чувственно. Агрессию и издевки других людей он принимает за доброту. А мы принимаем дуализм нашей западной, слишком западной культуры, разводя по разные углы чувства и интеллект, науку и искусство/нравственность, сами оказываясь не лучше, а то и хуже Гордона. У него ограничения физиологические, а у нас социальные, но активно нами принимаемые. Так вот, возникший в нашем книжном клубе разговор о том, что, мол, и не надо было вмешиваться в жизнь Чарли, ведь он был индивидуально счастлив, вошел в фазу споров. Ведь, если принять неразличимость ума от чувств, то он был НЕСЧАСТЕН. Не-умный и не-чувственен, а счастья — вершина чувствования. И особое умственное, или просто умное, состояние. Счастье не бывает ГЛУПЫМ. Поэтому эксперимент был необходим, поэтому Чарли все-таки пусть и очень немного, но был счастлив, и после нисхождения в обратное состояние он вспоминает те дни, через тьму регрессии и завесу болезни, как светлые времена. Но эксперимент стал кошмаром для Чарли не только из-за ошибки в формулах ученых, не только из-за регрессии, которая, возможно, могла и не случиться при лучшем изучении предмета. Эксперимент стал кошмаром для Чарли Гордона потому, что и ученые, и «друзья»-коллеги Гордона, практически все воспринимали его как ОБЪЕКТ. И, что ужасно, ученые еще и представляют собой убежденных сторонников дуализма чувств-эмоций и ума, из-за чего никто не проследил за тем, чтобы Чарли смог развивать не только свой интеллектуальный разум, но и РАЗУМ ЧУВСТВЕННЫЙ. Все те немногие эпизоды, в которых Чарли мог думать или поступать негативно для нас, читателей (представлять Алису на коленях и т. д.) все они связаны именно с тем, что никто не развивал его разум пропорционально. Разум, состоящий и из ума, и из чувств. Алиса, один из ярких положительных героев книги, также придерживается этой иллюзии, когда говорит, как раньше, до «поумнения», Чарли был с добрыми глазами. Не то, что сейчас. Глупая доброта не есть доброта искренняя. И, к сожалению, периодами сама Алиса ДЕГУМАНИЗИРУЕТ, ОБЪЕКТИВИРУЕТ Чарли. Например, в эпизоде, где говорит, что им нельзя быть вместе, т. к. он «должен все сделать для других таких, как он».

Алиса перестанет дегуманизировать (дегуманизировала она его, конечно, не со зла) Чарли в ту короткую неделю, когда он уже начал снова глупеть, но пока не потерял всего своего ума. Тогда его чувственные части разума догнали интеллектуальные, и главный герой книги наконец-то стал полноценной личностью. Кстати, по сути, единственной в этом романе. По-человечески же, по-настоящему, без какого-либо пафоса или, наоборот, издевок относились к нему только Фэй или незнающий, не опознавший его, отец. В дегуманизации иных, разумеется, содержится другой, не менее важный мотив этой книги. Книги, так вовремя появившейся в 60-ые годы, которые сильно мифологизированы как со знаком плюс, так и минус. Так или иначе это было время последних революционных всплесков двадцатого столетия, время больших книг, по типу что «Цветов...», что «Пролетая над гнездом кукушки», а также социальных движений вроде антипсихиатрии Лэнга и исследовательско-активистской деятельности Фуко в этом направлении. И это не считая иных, удачных или не очень, умных или глупых, перспективных или провальных организаций, людей, тенденций того времени. Эмансипационное воздействие книги, талантливость ее автора, влияние очевидны. И самое главное нам не потерять ее стержневого смысла. Дегуманизация начинается с нас самих. Мы начинаем дегуманизировать самих себя, признавая себя винтиками идиотской и опасной общественной (не вообще любого общества, а вполне конкретного, исторически детерминированного) машины. Которая в т. ч. велит нам разделять ум от чувств, работу для заработка от труда для удовольствия, больных от якобы здоровых. Но с такими ложными дуализмами все мы больны. И всем нам суждено так быть похороненными на заднем дворике. Но не найдется для нас же парня (или девушки по типу Чарли), способного каждый день приносить ромашки. Или какие-нибудь другие цветы.

П.С. В конце концов другой, третий, не менее важный мотив книги — любить можно только равного себе. Иначе всякая другая «любовь» вырождается в формы господства и/или пресмыкания...

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, многие со мной согласятся, что главная ценность литературы, как впрочем и любого другого вида искусства, состоит в том, чтобы произведение и те мысли, которые вкладывает в него автор, имели какое-либо соотношение с нашей жизнью. Даже если речь идёт о научной фантастике, читатель ищет в произведении какие-нибудь аналогии с реальностью, пытается примерить идеи на окружающий мир, понять и переосмыслить свой опыт, применить полученное из книги знание на практике. И наиболее глубокий след оставляют и наибольшую ценность имеют те произведения, которые способны поменять мировоззрение читателя, сделать человека лучше, добрее, умнее.

«Цветы для Элджернона», по моему глубокому убеждению, всецело соответствуют предложенному критерию. И на меня большее впечатление произвело даже не отношение общества к таким вот «человечкам дождя», как Чарли Гордон, а та чёрная и неотвратимая боль, та страшная тоска неизбежности, которая наваливается на Чарли, когда он осознаёт, что ему предстоит, когда он понимает, что очень скоро вновь превратится в милого, но глупого парня — объекта насмешек желающих чуть возвыситься в собственных глазах за чужой счёт.

На первый взгляд, описанная в романе проблема может показаться не такой уж жизненной, слабо соотносящейся с опытом среднестатистического обывателя — ведь далеко не каждый из нас знаком с семьёй, в которой живёт такой «человек дождя». Однако это только на первый взгляд. И нет ничего странного в том, что во время прочтения книги Чарли ассоциировался у меня с одним моим приятелем — хорошим и добрым... запойным алкоголиком.

Алкоголизм, на мой взгляд, уже давно необходимо включить в список психических отклонений, признать проблему и поставить её в число самых важных социальных проблем, особенно — в современной России. Когда мой приятель не пьёт, он запоем читает книги, саморазвивается, совершенствуется в своей сложной технической профессии, занимается семейными делами, ремонтом в квартире, иногда выбирается в походы и даже пишет рассказы. Но после окончания срока очередной кодировки он превращается в ограниченное, тупое, ленивое существо, главная цель в жизни которого — утром найти в себе силы против каждодневного похмелья, собраться на работу, кое-как дожить до вечера с тем, чтобы по пути домой купить в магазине несколько баллонов разливного пойла.

Читая книгу про Чарли Гордона, проникаясь его переживаниями, я отчётливо видел перед собой своего товарища — с той же чёрной тоской и животным страхом он живёт сейчас в преддверии окончания действия своей очередной инъекции, отчётливо понимая, что ждёт его через несколько месяцев. Находясь сейчас в здравом уме и твёрдой памяти, в светлом, приподнятом, творческом настроении, он тем не менее осознаёт весь беспросветный ужас надвигающейся тьмы, которая поглотит то хорошее, что в нём есть. И сделать что-либо мой приятель не может, потому что бывших алкоголиков не бывает. Как сказал ему один доктор, навсегда избавиться от проблемы нельзя, можно лишь на время заглушить пагубный порок.

Поэтому-то образ трогательного Чарли Гордона у меня прочно ассоциируется в моим товарищем, который тоже больши всево на свете очинь очинь хочит быть умным харошим и полноценным чиловеком.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не могу сказать, что книга поразила в самое сердце, но и равнодушным книга никого не оставит. Некоторые моменты до того живо и трепетно написаны, что в глазах щиплет. Но некоторые моменты почему-то, нет нельзя сказать не интересные, но выпадающие из общего.. Книгу надо читать подросткам, молодёжи, что бы стремиться к чему-то кроме денег и понимать — деньги это не цель.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как можно анализировать психологию персонажа, который сам гениальный психолог и занимается тем же самым? Читаешь ты книгу, много думаешь, делаешь ты себе какие-то выводы в голове, а через пару страниц главный герой берет и подтверждает все. Причем твоими же словами. Да, так оно и было. Получается, что можно было и не размышлять над прочитанным. И так было несколько раз. Уже хотя бы поэтому произведение получилось для меня уникальным.

IQ главного героя Чарли равно 68. Интервал от 51 до 70 соответствует легкой форме умственной отсталости. Таких людей в мире около 7%. Немало. Но это исходные данные. Чудесная операция позволит ему существенно увеличить сообразительность и развить память до отметки «гений». Так в чем же проблема? Прежде всего в том, что это создало нового человека, не отменив факт существования старого. Я сейчас не про раздвоение личности. Личность у Чарли одна. Просто она очень резко изменилась. Такие скачки даром не проходят. Некоторые эпизодические персонажи порицают такой акт творения, поминая Бога. Бог им и судья. Но почему этот акт творения представляет проблему для нового умного Чарли? ИМХО потому, что он не отождествляет себя нынешнего с собой прошлым. С одной стороны он хочет думать, что тогда он тоже был человеком, а с другой стороны факты и собственные чувства не дают ему это сделать.

«Я вижу его», — говорит умный Чарли о себе из прошлого, который является во снах. Для него этот персонаж — кто-то другой. Ученые, которые провели над главным героем блестящую операцию и дали ему настоящую жизнь были таки правы, сколько бы гнева их заявление не вызывало у Чарли. «Слова Немура, будто он создал меня, оскорбительны…» Ему действительно дали жизнь без всяких оговорок. Умный Чарли до операции просто не существовал. Он может сколько угодно говорить, что раньше тоже был думающим человеком, но истина в том, что это был совершенно другой думающий человек. Не какая-то вариация себя из прошлого, которая иcчезла, оставив в наследство что-то, на базе чего родилась новая вариация. Старая вариация Чарли не оставила в наследство вообще ничего. Памятью и умениями она не обладала. Старые знакомые и родственники отвалились. Работу и ту потерял. Связей с прошлым действительно нет никаких. Умник полностью вытеснил дурака. Чарли умник пытается найти эту связь с собой из прошлого, но не может. Интеллект мешает. Можно было бы разделить точку зрения своих создателей и признать, что раньше ты не существовал, но нельзя так просто забыть отрезок жизни длиной в 30 лет, да и соглашаться с притворщиками от науки главному герою по эстетическим соображениям не особо охота. Хотя о чем в том прошлом можно жалеть? Большая книга как раз состоит из описаний того, как над слабоумным человеком издеваются, скажем так, менее слабоумные.

Основную проблему главного героя можно описать шестью словами. Он умный, когда это не надо. Высокий интеллект не есть ценность сама по себе. Есть куча дел, в которых он совершенно не нужен. «Эмоциональные проблемы не могут быть решены так же, как интеллектуальные». Даже в таком деле как делание карьеры. Исполнительность будет много важнее. Кстати, у старого Чарли с исполнительностью был полный порядок. Задача Чарли — понять, что же он такое. В этом деле высокий интеллект тоже не особо помогает. «Чистый разум сам по себе ни черта не значит».

Попытки главного героя разобраться со своим прошлым чем-то смахивают на работу с ложной память. Если память — функция от настоящего, то такого ужасного прошлого у умного Чарли просто не могло быть. Если память — нечто действительно происходившее в прошлом, то вся эта мерзость из прошлого определенно должна была происходить с кем-то другим. Поэтому личность умника не может просто забыть дурака. Надо же на кого-то списывать все косяки прошлого.

Вывод: однозначно читать. Понравится или не понравится — не знаю, но пищу для размышлений точно даст. Вас ждет интересное путешествие вместе с главный героем. Сначала — вверх, потом — вниз.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это выдающееся творение Д. Киза в моём личном рейтинге относится к очень малочисленной категории — Лучшие книги всех времен и народов! Развитие сюжетной линии линейно, по форме дневник ГГ. Чудесное превращение слабоумного парня благодаря медицинской операции и его трагический постепенный, но неотвратимый возврат к исходному состоянию. Печальная концовка ни в коей мере не портит роман, но заставляет серьезно задуматься о многом. Пронзительный и очень душевный стиль повествования. Большая Книга о Человеческом! Шедевр!!! Если вы тот счастливчик, который еще не познакомился с этим Великим Произведением — срочно читать! Не пожалеете!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная вещь вкус! Вот не мое, не понравилось, и искренне не понимаю восторгов в том числе моих близких по духу людей

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших книг что я читал в принципе. Без привязки к жанру. Это в первую очередь настоящая Литература, а уже потом можно говорить о том, что это фантастика. Здесь и блестящее исполнение — метаморфозы в речи и мировоззрении героя и великолепный трагический сюжет... Шедевр! Самый настоящий шедевр!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Долго думал над тем, как передать свои эмоции и мысли после прочтения данного произведения. Наверное, нужно начать с того, что произведение неимоверно трогательное и личное, раскрывающее перед читателем нечто сокровенное. Перед нами не просто история о человеке с фантастически приобретенным высоким интеллектом, а о человеке, который меняется прямо на глазах, а так же при этом меняется и отношение к нему окружающих. Это история о непростой и несправедливой судьбе, подробности которой смогут вызвать самые настоящие и неподдельные эмоции. Видимо, это самый приковывающий к себе внимание метод художественной литературы, когда буквально мы видим изменение всех уровней восприятия главного героя, от лица которого ведется повествование. Этот метод мастерски работает в начале, когда мы видим с чего начинает главный герой Чарли — его способность мыслить и передавать информацию, а так же работает в конце, когда мы понимаем, к чему вся эта история привела. Автор довольно жесток с чувствами читателя, но по-другому, возможно, и не получилось бы донести и поднять те проблемы, о которых необходимо написать:

1. Осознание самого себя в реальном мире. Это основная проблематика романа, с помощью которой автор задает определенные вопросы читателю. Разум наделяет человека не просто осознанностью, способностями и умениями, но и являет собой некоторую ответственность за возможные последствия. Жизнь в неведении — прежнее состояние Чарли, в каком-то смысле тоже благо. Чарли был приветливым, добродушным, относился к людям сугубо положительно, никогда не искал в действиях окружающих какой-то подлости или коварства, всех, кто окружал его, он считал своими друзьями. Но настоящая ли такая жизнь, если за этим неведением стоит совершенно другая правда, понять и осознать которую, значит распрощаться со своей прежней счастливой жизнью. Скорее всего, нет — не настоящая. Именно поэтому через призму завышенных ожиданий и желания быть умным и быть «таким, как все» Чарли начинает осознавать себя, а вместе с тем приходит и разочарование. Ожидания разрушаются, показывая настоящую подлинную реальность, в которой окружающие «друзья» вовсе не друзья, а подлецы, которым нравилось издеваться над Чарли, а в внутри где-то в подсознании просыпается память, приносящая боль и душевные муки. От того, меняется не просто уровень интеллекта Чарли, меняет и его отношение к жизни, его взгляды, происходит некоторая переоценка ценностей.

Тут можно провести параллели с произведением Джека Лондона «Мартин Иден», когда завышенные ожидания и стремление достигнуть определенного уровня (социального, умственного) оборачиваются разочарованием из-за столкновения с изнанкой этого мира и этого общества. У Лондона данные изменения носили скорее классовый характер, ведь Иден работал не просто над уровнем своего IQ, а старался с помощью самообразования быть принятым классом буржуазии, постепенно вырабатывая свои взгляды на окружающую действительность. В данном же произведении изменения главного героя рассматриваются под призмой внутренних психологических проблем, под призмой борьбы за обладание сознанием, как таковым, которое во многом для общества является пропуском в реальный и жестокий мир.

2. Прошлое — груз психологических проблем. Наверное, экскурсы в прошлое — это самая тяжелая часть книги. Ведь даже обладая сознанием и высоким интеллектом, Чарли не получается справиться с собственными психологическими травмами и комплексами. Окунаясь в это прошлое, читатель понимает, что корни этих проблем уходят глубоко в детство. Отношение окружающих — это скорее естественный процесс, к которому взрослому и сознательному человеку (каким в итоге становится Чарли) легче выработать некоторый иммунитет, а вот отношение собственных близких и родных — это то, против чего идти невозможно. Все снова упирается в воспитание: отношение матери Чарли — её отчаянные попытки вылепить из него «нормального» в угоду её собственного эгоизма и страха перед окружающими, отношение сестры Чарли, которое основывалось на тех же самых страхах и детских обидах, а так же бессилие отца Чарли, который, казалось быть, готов был принимать его таким, каков он есть, но оказывался не способным защитить его перед остальными. При всем при этом Чарли старается решить свои внутренние проблемы, увидеть снова своих родственников, которые давно посчитали его мертвым, посмотреть на них другими глазами, а так же заставить их посмотреть на него по-другому. Тут автор поднимает проблематику ценности самой личности, как таковой, а так же воспитания и влияния на нее внешней среды, ведь даже не обладая высоким интеллектом, пребывая в своем неведении, Чарли всё равно был личностью, но, к сожалению, не все это понимали до конца, нанося его личности непоправимые психологические травмы.

3. Попытка внести свой вклад в общее дело. Так или иначе Чарли понимает, что его случай может помочь науке продвинуться в вопросах интеллекта, а так же, возможно, помочь тем людям, которые так же, как и он когда-то, живут в неведении. Вообще тема научной обоснованности в романе затронута слишком поверхностно, позволяя более глубоким эмоциям и переживаниям главного героя выйти наружу. Получается, Чарли в каком-то смысле приносит себя в жертву науке. Научная среда и сами ученые в романе так же показаны довольно подлыми карьеристами, которые стараются не для общества, а для самих себя, используя любые инструменты для привлечения инвесторов и собственного продвижения. Чарли так же разочаровывается в них, но не теряет интереса к самой науке, а так же отдает дань уважения тем людям, какими бы порочными они ни были, которые смогли сделать из него разумного, а в последующем гениального человека. Тут автор снова уповает на ценность личности, а так же на важность вклада в общее дело, о котором, казалось бы, ученая среда вообще не заботится. Ведь сделав, казалось бы, феноменальное открытие в области строения мозга и психофизиологии, ученые, пресытившись славой, отказываются напрочь принимать критику своей теории и видеть возможно допущенные ошибки. Их видит и формулирует Чарли (опять же в романе это дается поверхностно), понимая и принимая свою возможную судьбу.

То, как эта история в конечном итоге заканчивается, не может не вызвать сильнейших эмоций у читателя. На протяжении всего повествования от лица главного героя мы наблюдали за его изменениями, за прогрессом его мозговой и личностной деятельности, поэтому концовка пробивает просто насквозь, ни сколько не жалея читательских симпатий. Конечно же в романе очень много аллюзий и на подопытную мышь по имени Элджернон и то, как Чарли себя с ним ассоциирует, постоянно проводя параллели с его состоянием и самочувствием. Поэтому главный намек кроется в самом названии произведения.

В итоге у автора получилась очень глубокая и трогательная история об осознании себя в жестоком мире, который прежде казался радужным и дружелюбным. Но вот последняя на прощание брошенная фраза Чарли, одновременно мудрая и наивная (особенно если понимать контекст происходящего в тот момент, когда он её произносит), так и не выходит из головы: позволь остальным над собой смеяться, и у тебя сразу будет много друзей..

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная книга, которая уже в наше время не столько научная фантастика, сколько современная драма и этический трактат. Читается при этом легко и «взапой», стоит, по крайней мере, только одолеть первые пару глав с ошибками и осознать всю ситуацию.

Автор ставит множество этических вопросов, и в этом направлении книга очень глубока. Этика медицины, этика научного эксперимента, этика отношения к инвалидам, этика воспитания детей… И глубже: правосубъектность недееспособных и практически недееспособных людей, постепенная потеря дееспособности при старении или болезни.

Эта книга — отличная пища для размышлений о картине нашего общества. Глазами одного героя, книга позволяет поставить себя сразу на место нескольких персонажей, словно лекарство от эгоцентризма. Можно порекомендовать в первую очередь молодым людям, для смягчения определенных граней юношеского максимализма. Но в целом, это классическое произведение, я считаю, стоит прочесть всем.

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так совпало, что эта книга попалась мне на глаза в то время, когда одним из моих коллег был парень, вроде главного героя Чарли. Нет, он не был идиотом. Просто парень с ДЦП, про таких ещё говорят «с сохраненным интеллектом». Но отношение к нему окружающих, включая собственных родителей, было именно как к умственно отсталому человеку. Был этот парень удивительно похож на Чарли Гордона до эксперимента. Что-то понимал с трудом, что-то не понимал совсем, но был при этом совершенно беззлобен, простодушен, ну как ребёнок. Киз передал внутренний мир « недоумка» потрясающе правдоподобно.

Но ещё лучше ему удалось передать то, как отвратительно общество относится к людям с отклонениями. Мои коллеги тоже частенько подшучивали над бедным парнем. Некоторые прямо принижали его, чтобы на его фоне выказать себя умнее. Но всё это меркнет в сравнении с той реакцией общества, с которой приходится сталкиваться человеку, способности которого превосходят способности окружающих. Киз хорошо показал, что люди не любят «слишком умных». И даже слишком умные не любят...

Помню как в старших классах мне довелось поменять школу, переехав из одного региона страны в другой. В старой школе я училась в экспериментальном потоке: после 4-го класса детей распределили по успеваемости — отличники в «А» класс, хорошисты в «Б» и т.д. Я училась на 4-5 в «Б» классе, троечников в нашем классе не было. Считала себя середнячком. В новой (обычной) школе я оказалась «гением». Резко, за один день, оказалась круглой отличницей, лидирующей по всем предметам. Пропущу ту ненависть и зависть, с которой меня встретили новые одноклассники. Но вот, что стало для меня огромным шоком, так это ненависть и зависть со стороны доброй половины моих новых учителей. Тут нужно добавить, что характер у меня в то время был очень независимый и я часто позволяла себе поправлять учителей, если им случалось ошибаться. Лишь один учитель из 10 благодарил за поправку, другие либо в открытую ругали, либо мстили мелко: ставя мне 4 вместо 5. Имея такой жизненный опыт, мне легко понять одиночество резко поумневшего Чарли Гордона. Местами и его злобу: ведь, как и я, он поправлял своих учителей не из желания покрасоваться, а искренне считая себя вправе, ведь его знания были глубже.

Но гениальность произведения не в том, как мастерски автор описывает внутренний мир идиота и гения, их неприятие обществом, их одиночество. Гениальность в том облегчении, которое испытывают окружающие, получающие в конце вновь-идиота Чарли Гордона. Гениальность в том «лучшем» к нему отношении, после умственного регресса. А цветы для Элджернона, которые Чарли-дурак носит на могилу мыши — это цветы, которые Чарли-умный принёс на могилу самому себе.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Цветы для Элджернона» — рассказ в жанре научной фантастики, который после переработали в роман. Является одним из самых известных произведений, которое, к моему нынешнему удивлению, часто рекомендовали к прочтению в школьные годы. И я очень рад, что не прочёл его тогда.

Фабула проста: это история становления Чарли Гордона, чернорабочего из пекарни, особого человека, который почти не способен запоминать, не имеет ассоциативного мышления и не способен на абстрактное восприятие реальности. Проще говоря, он ничего не помнит из своего прошлого, не способен учиться и может выполнять только простую механическую работу, которая не требует запоминания сложных процессов.

Связано это как с задержками в развитии, так и, как дальше выясняется, с его детскими травмами.

При этом сам Чарли, не смотря на недуг, является редкой доброты человеком. Не замечая в силу интеллекта насмешки остальных, он смеётся над своими проблемами и ограничениями вместе с окружающими.

Во многом по этой причине его и выбирают для участия в эксперименте по повышению интеллекта путем операции на мозге. Согласившись, он внимает просьбе вести дневник, через который и ведётся подача сюжета. Постепенно мы узнаём его историю, видим, через растущую грамматику и пунктуацию, а также размышления, увеличение интеллекта (с 60 до 185).

Видим, через что ему приходится пройти, столкнувшись с «неравномерным» развитием интеллекта и эмоциональной зрелости, как меняется к нему отношение окружающих и, что самое главное, как внутренние демоны постепенно появляются из его прошлого, помогая осознавать причины тех или иных действий, привычек, страхов.

Не вдаваясь в сюжет – о чём же всё-таки этот роман? Для меня это в первую очередь история расцвета и падения. История о том, что понимание причин не всегда дарует истину, а понимание других – гармонию с окружающими. История о том,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как спокойствие сменяется тревогой и растущим отчаянием, а после – вновь спокойствием
.

Человек, чьей вершиной мечтаний была возможность читать и писать, постепенно понимает, что интеллект – это отнюдь не дар, а бремя.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Понимает, что время утекает сквозь пальцы, а удержать себя всё сложнее.

Весь роман для меня стало одой жизни. Жизнь лирического героя, эти полгода эксперимента будто вмещают в себя всю нашу жизнь. Период детства, взросления, рассвета сил, а затем –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
постепенно увядание, которое в его случае случилось почти мгновенно
. Автор будто бы подталкивает нас на активные действия, стремится показать, что время скоротечно и что у всего есть свои последствия, а значит – самое время действовать.

Немного более грубая оценка: 9/10

Отличное, закольцованное произведение, которая заставляет думать.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная книга. Однозначно стоит того, чтоб купить роман в твёрдом переплете и хранить на полке. Но не для того, чтоб книга пилилась. Нет! Чтоб время от времени перечитывать сей шедевр. Даже при повторном прочтении читать интересно. Доказательством стоит то, что и рассказ, и роман по рассказу удостоились престижных премий. Причём есть даже несколько екранизаций.

История одновременно добрая и грустная. И хоть книга считается фантастикой, но история жизненная и правдоподобная. Такую книгу можно, и даже нужно, давать читать детям. Тут очень хорошо рассказывается о человеческой жестокости и доброте, о разуме и глупости.

Книгу советую для прочтения всем!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх