FantLab ru

Энди Вейер «Марсианин»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.26
Оценок:
4186
Моя оценка:
-

подробнее

Марсианин

The Martian

Роман, год (год написания: 2012)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 279
Аннотация:

В результате несчастного случая при эвакуации марсианской экспедиции астронавт Марк Уотни, которого другие члены экипажа сочли погибшим, чудом выжил и остался на Марсе. Следующий корабль прилетит через четыре года, и всё это время ему необходимо продержаться в суровых условиях красной планеты. Запасов продовольствия — всего на несколько недель. Марк включает смекалку и логику, использует свои научные познания в биологии, химии, физике с одной только целью — создать условия для жизни, не умереть и дождаться помощи...

© Kons
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В октябре 2015 года Джеймс Кори сообщил, что они с Энди Вейером договорились писать об одной вселенной. Действие «Марсианина» проходит в той же вселенной, что и цикл «Пространство». Сразу после этого — в следующем в романе Кори «Babylon’s Ashes» (2016) упоминается космический корабль с именем «Марк Уотни» (Mark Watney, главный герой «Марсианина»).

Оба писателя позже дали опровержение этой информации, сообщив, что это была шутка, и действие их романов происходит не в одной вселенной. Космический корабль Mark Watney в романе Джеймса Кори действительно есть, но это не более чем дружеская пасхалка.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2014 // Научная фантастика (30 561 голос)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2014 // Книга года (США)

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Книга года

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Книги — Научная фантастика года

лауреат
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2015 // Научная фантастика

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第46回 (2015) // Переводной роман

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2015 // Зарубежный роман (США)

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2015 // Переводная книга НФ (США)

лауреат
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2015

лауреат
BooktubeSFF Awards, 2015 // Роман (выбор читателей и выбор жюри)

лауреат
Китайская премия «Галактика» / Yinhe Award (Chinese Galaxy Award), 2015 // Лучшая зарубежная книга (США)

лауреат
Китайская премия «Туманность» / Xingyun Awards (Nebula Award), 2016 // 3арубежная книга (США)

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2014 // Дебютант - автор Гудридс (13 367 голосов)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2014 // Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2014 // Научная фантастика (США)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Приз зрительских симпатий: Книга

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2015 // Лучший НФ-роман

номинант
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2015 // Лучший зарубежный роман

номинант
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2015 // Переводной роман

номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2015 // Роман (США)

номинант
Международная премия писателей триллеров / International Thriller Writers Awards (ITW), 2015 // Дебютный роман

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2016 // Переводной роман (США)

номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2018 // Лучшее из лучшего (45 604 голоса)

FantLab рекомендует:

Энди Вейер «Марсианин» / «The Martian»


Экранизации:

«Марсианин» / «The Martian» 2015, США, реж: Ридли Скотт



Похожие произведения:

 

 


Марсианин
2014 г.
Марсианин
2015 г.
Марсианин
2019 г.

Периодика:

«Мир фантастики» №9, сентябрь 2014
2014 г.

Самиздат и фэнзины:

Марсианин
2014 г.

Аудиокниги:

Марсианин
2015 г.
Марсианин
2015 г.
Марсианин
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Martian
2014 г.
(английский)
The Martian
2014 г.
(английский)
The Martian
2015 г.
(английский)
Марсіянин
2016 г.
(украинский)
Марсіянин
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравилось. Возможно, потому, что я чистый гуманитарий и ничего не смыслю в физике, а еще в технике. Но читала, не отрываясь. Единственный недостаток, на мой взгляд, — полное отсутствие описания внешности персонажей, поэтому пришлось представлять их так, как в фильме.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я — один тех многих, кто по случайности раньше ознакомился с фильмом, чем с книгой. Впрочем, настолько, что уже и фильм подзабыл. Про картошку что-то помнилось, да и всё. Может, пересмотреть и сравнить?

В целом почитать было интересно, но не скажу, что чтение вызвало прямо-таки какой-то восторг. Стиль повествования в виде дневника имеет право на жизнь, хоть и не всегда к нему просто адаптироваться. Опять же, если ты один на планете и не сильно-то веришь в свое выживание — почему бы не писать в нём разные глупости? Во всяком случае это позволяет разбавить книгу некоторой долей иронии и юмора (но не слишком-то глубокого).

Естественно, книга содержит много условностей, которые, если совсем уж придираться, можно назвать не слишком-то научными. Да, моменты есть, но, как по мне, можно и не обращать на них внимания, если не относиться к этому как к совсем «твердой» научной фантастике. Мы же не руководство по выживанию на Марсе изучаем, верно?

Еще раз повторю, что прочитать в целом было интересно — возможно, для ознакомления могу даже порекомендовать (с учетом сказанного выше). Но желания повторить прочтение у меня пока не появилось. И не уверен, что появится.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, нет, на самом деле, современный любитель научной фантастики слишком предвзят. Все же нужно быть снисходительнее к современным авторам, которые, пусть и не всегда умело — но все еще пытаются доносить до нас голос именно научной космической фантастики — без чудовищ и героев комиксов. итак, человек — остался на Марсе. Один, абсолютно осознавая, что вполне может не выжить. однозначно — стрессовая ситуация, так почему, собственно ему не писать в дневнике то. что он хочет — ведь дневники исследователей — по большому счету — это не нытье о потерянной любимой или романтичной чепухе о том .как он тут среди звезд, это документ .кторый позволит анализировать ошибки подобных экспедиций в будущем, а чтобы не превращать его в отчет, почему бы и не допускать междлу строк вольности или жаргонизмы. Впрочем, в кинофильме, в принципе довольно неправдоподобном, но и не плохом, герой был более ироничен, даже чересчур ироничен. Собственно, читать эту книгу нескучно, непресно, но и ожидал я от нее гораздо больше, так как прочитал уже после просмотре кино. Книга ненаучная — никто и не делал ее Одиссеей 2001 года, несмешная — смотря кому как заходит юмор, противоречивая — но и не унылыя до степени откладывания в сторону.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Может опус не так плох, как его ругают, но я быстро бросил. Книга для невыносимых зануд. Художественностью не блещет.

Если погуглить, что пишут эти зануды, то выяснится, что ещё и научность оказывается псевдонаучностью.

Начиная с самого главного — бури на Марсе вследствие разреженной атмосферы АБСОЛЮТНО безобидны. Весь вред только в том, что пыль покрывает солнечные батареи (проблема для многолетних автономных экспедиций роверов).

Вторая проблема — радиация на Марсе очень высокая.

Opportunity rover recorded radiation levels during both the flight and on Mars. From this data we know that one day on the surface of Mars gives more than two years of earth-equivalent radiation. Even with anti-radiation sickness drugs, 500 Sols on the surface of Mars would likely leave Watney with severe Leukemia, degradation of his intestinal lining, or dead.

Третья: почва Марса на самом деле не подходит для выращивания картошки, много Calcium Perchlorate.

А света/энергии требуется намного больше, чем было доступно попаданцу в книге.

Регенерация воздуха: в теории реалистично, но далеко не так эффективно как в книге.

Улавливание воды: трюк с водородом и гидразином слишком опасный, в почве Марса полно воды, можно было просто выпаривать.

Скафандр для Марса ещё не разработали, но по прошлому опыту, его будет очень сложно/невозможно одеть в одиночку.

РИТЭГ испускает альфа частицы, которые поглощаются даже листом бумаги.

Присутствуют и откровенные ляпы: как то немыслимая реактивная тяга из-за дырки в скафандре.

В целом, попаданец много раз подряд совершал что-то очень опасное (с вероятностью фэйла больше 50%), по теории вероятностей так не бывает.

p.s. От меня: куда делась антенна?! Инопланетяне украли? Фотографии Марса показывают, что парашюты от спускаемых модулей лежат на Марсе годами.

Плюс в википедии пишут, что у автономных роверов, запущенных в 2000е есть прямая связь с Землёй силами 15ваттных передатчиков и без гигантских антенн.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книжный фастфуд. То есть быстро, весьма дёшево и главное очень вкусно.

Помните фильм с Мэттом Деймоном, где он застрял на марсе и удобрял картошку собственными отходами жизнедеятельности? Так вот, фильм оказывается снят по книге. Собственно автор будто мечтал, что по ней снимут фильм и сразу писал в максимально голливудском стиле со всеми гэгами.

Марсианин — отличное время препровождения. Это первая книга при прочтении которой я смеялся в голос. При наличии свободного времени очень легко прочитывается за выходные и оставляет приятное послевкусие на пару недель.

Как всегда, советую! Ну а если не хочется читать, то рекомендую пересмотреть фильм. В 4К он открылся для меня с новой стороны.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начинал читать с энтузиазмом и интересом. Но чем больше продвигался по сюжету, тем чаще в мозгу возникала табличка: «Не Верю!». Читая, неоднократно ловил себя на мысли, что «чувак с бластером в руке, верхом на робопауке, сражающийся против ксеносов, на корабле с гипердрайвом», выглядит куда реалистичнее тех чудесных спасений из передряг, в которые попадает главный герой.

Вот для экранизации книга подходит идеально, я бы даже сказал это изначально сценарий, а не книжное произведение. На экране, под попкорн, без особого задействования мозгов и логики, это было бы возможно интересненько. Ну а когда читаешь, мозг работает: визуализирует читаемое, прощупывает героев, ищет логические цепочки. И поэтому вся нереальность происходящего и фальшь быстро набирает критическую массу и все — герой становится для читающего неубиваемым болванчиком, интерес пропадает, становится скучно. В конце, на моменте с «фантастической» стыковкой вообще ловил фейспалмы и пропускал некоторые страницы. В общем очень средненько.

6 из 10

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот многие тут пишут: ужас, ужас, нет ничего про Россию. Автор американец, для него России нет, ну тууупоооой! А ведь задумайтесь вот над чем:

Действие происходит в недалеком будущем. В 2030-х, ну 2040-х. Кто-нибудь из нас может сказать, что будет в России в 2040-м году? Какая хотя бы власть будет — демократы, коммунисты или ещё кто? Нет, не может. Вот и Вейр не может. Он не наш ура-патриот и не обязан рисовать разлюли-малинные картинки про то, как Россия в 2040 году будет летать на Марс, Юпитер и Плутон на гипердвигателях. Для него куда реалистичнее сценарий, при котором Россия в 2040-м и не задумывается о Марсе, потому что куда более животрепещущими являются вопросы, что можно купить за десять миллионов после гиперинфляции, когда кончится гражданская война и кто виноват в том, что при Путине всё было, а теперь ничего нет. И в промежутках между обстрелами, расстрелами, реквизициями и спекуляциями измученные люди травят байки в очередях: «А американцы-то, Мань, слыш, человека на Марсе забыли! Ну тупыыыые!». Потому и нет России в книге.

А теперь честно, какой сценарий лично вам кажется более похожим на правду: сценарий, где Россия летает на Плутон на гипердвигателях, или этот второй сценарий?

Оценка: нет
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если вы обладаете достаточно развитым воображением, и можете представить себе разочарование дворового пса, нашедшего штуку, которая выглядела как говяжья косточка, пахла, как говяжья косточка, но, на поверку, на вкус была – пластмасса-пластмассой. Сначала пес набрасывается на нее с радостным, предвкушающим наслаждение повизгиванием, со слюной, стекающей по замызганному подбородку… и получает первый удар реальности – стертые зубы, скользя по равнодушному пластику, оставляют в нем лишь жалкие безвкусные бороздки. Потом он начинает грызть ее со злостью, наскакивая и отпрыгивая, и кость эта пластмассовая становится для пса самым злостным врагом. И самым злостным врагом становится для него двуногий, придумавший эту коварную вещь. В конце — концов псу этот балаган надоедает окончательно, и он, со скучающим видом мочится на эту псевдокосточку, и, пару раз энергично бросив на нее пыль задними лапами, трюхает прочь.

Представили картинку? Если да, то вам легко будет представить и мое разочарование от вейеровского «марсианина». Фантастика?! Научная?! Космическая!!! – моему читательскому восторгу-предвкушению не было предела. Первые же страницы вызвали легкое беспокойство. Художественного в этой книге было маловато. Довольно примитивный язык, никакая образность не давали проникнуться сочувствием к герою, попавшему, в аховую, в общем-то, ситуацию. Я уж не говорю о том, чтобы представить себе мир его глазами, что называется, «вжиться в образ героя».

ОК, сказал я, с художественной составляющей в этой книге никак. Ну что ж, зато, похоже, эта книга о том, как имея весьма ограниченные ресурсы и хорошие голову и образование, парень выкрутился из весьма дерьмового положения, используя, в частности, и дерьмо тоже (пардон-пардон-пардон) для достижения своей основной жизненной цели (выжить). Ну что ж, такие книги я тоже люблю – есть возможность, как при чтении хорошего детектива, — задумываться над загадками и проблемами, которые подсовывает герою жизнь, и, совместно с героем же, практически, в соавторстве, с успехом решать эти загадки и проблемы. Ну, или не решать (в том случае, когда герой оказывается умнее читателя), но, тем не менее, зная разгадку, понимать – что и герой и я-читатель – играли одними и теми же картами, просто я не сумел разгадать загадку, а герою – это удалось.

Но эта книга… не дает мне-читателю ни одного шанса напрячь голову. Автор задает загадку-проблему, а на следующей странице уже пишет, как герой эту самую загадку решил.

И (черт побери!) все загадки решаются-разгадываются на уровне знаний-навыков-умений-технологий человека современного. Ну никакой фантастики. Один сплошной скаутизм. Да ну его, такие книги дочитывать. Никакого удовольствия. Одно сплошное издевательство.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так уж получается, что чаще читаю фэнтези, а не научную фантастику. О «Марсианине» слышал много хорошего, и поэтому решил прочитать.

Книга мне очень понравилась, благодаря довольно интересному сюжету. Для исследования Марса NASA посылает научные экспедиции. Главный герой, Марк Уотни, отправляется в космос в составе одной из таких, но из-за сильной песчаной бури вся миссия терпит крах. Во время эвакуации Марк чуть не погибает, а остальные члены команды улетают без него, считая погибшим. Именно так главный герой оказывается один на один с красной планетой.

Книгу сложно назвать фантастикой, т.к. всё, что описано в ней, может стать реальностью уже в самом ближайшем будущем, а что-то существует уже сейчас. При этом все фантастические допущения объяснены с точки зрения науки. Так же роман можно назвать космической робинзонадой, но условия на Марсе явно суровее чем те, в которые попал Крузо.

Главный герой попал в бедственное положение, но не унывает ни на минуту. У него есть жилой модуль, оборудование для жизнеобеспечения, снаряжение и небольшой запас еды, поэтому какое-то время выжить можно. Главная задача Марка продержаться как можно дольше, в идеале до прихода следующей исследовательской группы. Книга представляет из себя дневник, в котором Уитни ведёт записи обо всём, что с ним происходит. Таким образом, мы видим как действия героя, так и его размышления и переживания. Марк – очень находчивый и решительный человек, который никогда не сдаётся. Юмор качественный и уместный. Подробно описаны химические и физические процессы, но при этом читать совсем не скучно. Научная составляющая будет понятна даже людям далёким от науки.

Жизнь на Марсе совсем не безоблачна. Стоит Марку добиться определённых успехов в каком-либо деле, как что-нибудь обязательно идёт не так. Однако главный герой снова и снова находит выход из самых сложных ситуаций. Он борется за жизнь, используя все свои навыки и силу духа, которая в данной ситуации не менее важна. Никакие знания не помогут, если человек просто не найдёт в себе сил бороться дальше.

На данный момент существует довольно хорошая экранизация. Насколько я знаю, она немного отличается от первоисточника. На мой взгляд, лучше сначала ознакомиться с книгой, а уже потом смотреть фильм. Роман рекомендую к прочтению.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда научная фантастика и робинзонада встречаются, рождается на свет нечто реально потрясающее! Выжить на Марсе — реалистическом Марсе, не таком, как у Берроуза, или Толстого, это по-настоящему крайне сложная задача. А потому и читать так интересно и увлекательно.

Оценка: 10
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Марсианин» Энди Вейера – чистейшая и незамутненная голливудщина. Забористая и беспощадная, как галлон самогона, настоянного на гумусе производства самого Марка Уотни (Чонкину – привет). Совершенно не удивительно, что эту книгу моментально экранизировали, и не только потому, что она написана с оглядкой на киноадаптацию и по уже готовым сценарным лекалам. Есть такое ощущение, что это именно Энди Вейер (а не его alter ego Марк) провел пару лет в одиночном заточении н̶а̶ ̶М̶а̶р̶с̶е в пампасах Аризоны, где ежедневно гнал первокачественный pervatsch, сам же, в одно лицо, его употреблял, бегал до ветру в кукурузу, а в качестве интеллектуального развлечения прилежно изучал сериалы и прочие голливудские нетленки за последние лет пятьдесят.

Энди оказался киноманом старательным и почтительным, не то, что какой-то там Квентин – революции в литературе и кинематографе ему были совершенно ни к чему. В самом деле, зачем изобретать м̶а̶р̶с̶о̶х̶о̶д велосипед и ломать то, что прекрасно работает и приносит неплохой cash?! Поэтому наш ковбой-программист с большой любовью вычленил из кучи шедевров мирового кинематографа наиболее махровые и древние, как помет бизона, штампы, тщательно их перемешал (не взбалтывая!), щедро снабдил близкими каждому правоверному реднеку научными терминами (fuck, shit, boobs, motherfucker etc.) и выдал на гора идеально просчитанный БЕСТСЕЛЛЕР.

То есть буквально при помощи и̶з̶о̶л̶е̶н̶т̶ы̶,̶ ̶б̶р̶е̶з̶е̶н̶т̶а̶ ̶и̶ ̶т̶а̶к̶о̶й̶-̶т̶о̶ ̶м̶а̶т̶е̶р̶и бережно отобранного драматургического материала Вейер состряпал «реалистическую» историю про среднестатистического американского парня, который походя вычленяет из гидразина водород прямо в своей палатке, одной рукой чинит все, что движется (а что не движется – переворачивает и тоже чинит), выращивает картошку на собственном навозе и при этом сыплет отборнейшими перлами чистейшего юмора (ну, вы поняли: fuck, shit, boobs, motherfucker etc.)

Читатели-реднеки умиляются, преисполняются гордости за NASA, американскую космическую программу, мир во всем мире, freedom & democracy. А затем со вздохом извлекают из продавленного кресла собственную двухсоткилограммовую тушу, протискиваются в старый ржавый пикап и едут в соседний мегамолл за чипсами с пивом (кстати, вполне возможно вторично синтезированным из мочи какого-нибудь местного Марка Уотни) – реальные американские пацаны знают, что по-настоящему необходимо для их выживания, что им дневники каких-то марсианских хроников!

Внимательный потребитель голливудской кинопродукции знает, что любая американская домохозяйка при необходимости способна управлять не только тостером, но и вертолетом, а каждый первый морской пехотинец США или астронавт NASA (ну, если ему срочно нужно спасать мир и собственную задницу) в любую секунду готов взять в мозолистые руки штурвал авианосца / космического корабля и показать всем, где колорадские жуки зимуют. Главное, случайно не перерезать красный проводок. И тогда где-то в Главном Командном Центре (Главный Командный Центр должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНО – прим. Энди Вейера) разноцветные дяди и тети (нужен индус в NASA! – прим. Энди Вейера) с облегчением выдохнут, прослезятся, примутся поздравлять друг друга и осторожно хлопать по плечам. Осторожно – чтобы потом ненароком не привлекли за sexual harassment.

Конечно, наш «Марсианин» – это, как бы, научная фантастика. Ну, типа. По крайней мере, здесь много роверов, взлетных модулей, СО2, водорода и остальных элементов таблицы Менделеева. Где-то на отшибе вроде бы даже Марс виднеется… сквозь пылевые бури. А еще, как оказалось, на Красной планете полно роялей – с легкой руки Энди Вейера Марс оказался буквально заваленным этими чудесными лакированными инструментами, на которых агроном-ботаник-инженер Марк Уотни наяривает так, как и Денису Мацуеву не снилось. Правда, на обложку книги почему-то забыли прилепить предостережение «не пытайтесь повторить у себя дома». Потому как есть большие сомнения, что хоть один из множества физико-химических экспериментов Марка Уотни увенчался бы успехом в заданных обстоятельствах. По сути, вся наука «Марсианина» – это такой сферический конь в вакууме – сплошная теория и допущения, оторванные от реальных условий. Опять же, чистейший Голливуд, в котором, как мы знаем, всегда действуют свои законы физики, баллистики и здравого смысла, ибо ради хорошего сюжетного «твиста» тамошние сценаристы готовы мать родную продать.

Особенно доставляет рояль под названием «система жизнеобеспечения Дома» – эдакий плохо замаскированный вечный двигатель. Ведь по задумке Энди Вейера, эта штука при минимальном энергопотреблении способна синтезировать все из всего: воду из мочи, азот из поноса, водород из картошки, снова мочу из марсианского грунта и т.д. Главное, как следует настроить аппаратуру и ввести нужную программу. А еще, оказывается, эта система очень мобильная – при желании ее можно легко разобрать и перенести куда угодно. Остается только удивляться, как при наличии такого волшебного perpetuum mobile (а еще не будем забывать про скотч, замазку и революционный многофункциональный тент) NASA до сих пор не колонизировала Солнечную систему и не отправилась покорять далекую-далекую галактику?! Ну что же вы, в самом-то деле, guys!

Фильм по «Марсианину» я еще не смотрел. Но больше чем уверен, что там обязательно будут умопомрачительные подвиги, негры (командор Льюис, да?), геи, лесбиянки, командные центры, fucking shit-ы, индусы, китайцы и тонны американского пафоса. Кого там точно не будет, так это русских. Ведь Энди Вейер «увлекается историей космонавтики» и наверняка знает, что «русские» (читай – советские) ученые и инженеры не оказали никакого существенного влияния на исследования космоса. Наш автор – настоящий гуру и эксперт в этой области: он пересмотрел кучу голливудских фильмов, его лично консультировал старший помощник младшего клерка NASA и теперь ему точно можно доверять! Ведь, правда же, парни?

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впечатление от романа положительное. Радует отсутствие откровенных ляпов в сюжетной линии, отдельные комментаторы сетуют на излишнюю проработку технических деталей, мол-затянуто, не могу согласиться с этим мнением, ибо все гармонично вписывается в изложение истории в целом. Это не очень отдаленное от нас будущее, думаю лет через 20-30, человечество, ну или отдельные страны, достигнут такого развития науки и техники, что бы запустить исследовательскую миссию на марс с людьми, для меня в этом и заключается вся прелесть этого романа, в том, что автор показывает передовые разработки нашего времени в их воплощении в жизнь через 20 лет.

Я получил удовольствие.

Оценка: 8
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вчера начал читать The Martian, написанный Вейером, выдержал только две главы и бросил. Я думал, такое творится только в русской фантастике. Ан нет, процесс-то, оказывается, не только нас затронул!

Я даже простил автору то, что текст начинается предложением с самым популярным английским словом на букву «f» (а вот интересно, во время исследований Арктики-Антарктики немало было погибших исследователей, оставивших нам свои дневники, последние записи, и этим людям потом монументы ставили с надписями «To strive, to seek, etc», — много в этих прощаниях с человечеством было матерщины?). Кстати, отправной посыл — то, как герой-рассказчик оказался брошенным на красной планете — показался крайне неубедительным. Неужели в regulations НАСА в самом деле мог бы быть такой пункт: оставлять тела погибших прямо на месте? Дескать, на выживших ресурсов больше достанется? В реальности, конечно же, такого правила не будет, и в заслугу поставят именно Вейеру: благодаря его роману мы поняли, что это открывает лазейку для ошибочных решений.

Нет, на самом деле меня (мой читательский интерес) добило другое: я прочитал две главы — и не увидел никакой красной планеты. Ни одного описания пейзажа. Ни одного более-менее путного отражения эмоций рассказчика, кроме пресловутых f-words. Лишь сухое перечисление происшедших событий, как в милицейском, пардон, полицейском протоколе. А ещё — очень старательное, будто для школьников с особенностями развития, изложение некоторых технических подробностей. Типа, какой тренаж получил герой, какие приблуды у него под рукой имелись. Читал, что автор первоначально публиковал роман в блоге: глава — пост. Наш ядекс дзен неожиданно и напомнило, где авторы из кожи вон лезут в погоне за вожделенной монетизацией. Дают кричащие заголовки, под ними — куда более скромные тексты, очень часто рассчитанные на невежд.

Летом я прочитал англоязычный сборник «Спектрум-5», большинство рассказов которого было посвящено освоению космоса. Осенью перечитал «Лунную пыль» Кларка — тоже в оригинале. Авторы отнюдь не были профанами в науке-технике, пусть и писали в самом начале космической эры. Так что интересные технические детали у них тоже были. Но у них было больше — интересные сюжеты. Интересные описания! Это ж всё-таки литература, пусть снобы и кричат, что она, мол, не того пошиба, не Шекспир и не Гомер.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще несколько лет назад вокруг «Марсианина» стояла просто нешуточная шумиха. Причем, на мой взгляд, в нашей стране этому во многом поспособствовала добротная экранизация Ридли Скотта с Мэттом Дэймоном в главной роли. Но вот прошло несколько лет, интерес к книге стал пропадать, что же осталось в сухом остатке?

Это история «робинзонады» астронавта Марка Уотни, которого оставили на Марсе одного. Экипаж корабля «Арес 3» посчитал Марка погибшим и улетел без него. Теперь бедолага Уотни должен сделать все возможное и невозможное, чтобы выжить на чужой планете и вернуться домой.

Завязка романа неплоха и довольно любопытна, поэтому давайте для начала поговорим о плюсах произведения. Это хорошая приключенческая история, в которой ощущается дух Жюля Верна. «Марсианин» написан в стиле дневниковых записей, благодаря чему читается он очень легко, а напряжение, присутствующее в сюжете, читатель может прекрасно прочувствовать. Так же удачным оказался сам образ главного героя, который представляет собой неунывающего находчивого парня, который не теряет чувства юмора и отказывается сдаваться даже в самых безвыходных ситуациях.

Увы, но минусы в этом романе тоже присутствуют. Главным образом, это неправдоподобность некоторых моментов, которая несильно бросается в глаза, но скептики точно останутся недовольны. Дело в том, что автор очень глубоко погрузился в тему и сильно постарался написать по-настоящему научную фантастику, которая бы увлекала читателя. Но временами он использовал такие допущения, которые на фоне прочей достоверности сильно выбиваются из общей картины. Например, само обоснование того, как Марк Уотни оказался один на Марсе – Вейер говорит, дескать, все из-за сильной песчаной бури, но на деле они не настолько опасны, чтобы от них улетать. Или другой пример: Уотни пронзила антенна, однако это не сильно сказалось на его поведении и особого дискомфорта от ранения он не ощущает. Или вот еще третий пример: психическое состояние Марка, которое, по идее, со временем должно ухудшаться, на деле остается стабильным и ясным, даже спустя продолжительный срок пребывания в экстремальных условиях. И таких моментов, раскиданных по всему произведению, можно найти не то чтобы много, но вполне достаточно, чтобы ощущение достоверности книги начало ломаться.

Вот и получается, что перед нами хороший приключенческий роман, написанный с юмором и большим вдохновением, но к которому вряд ли захочется вернуться. А уж если у вас изначально скептический настрой по отношению к нему, то, наверное, лучше просто пройти мимо.

Оценка: 7
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кто-то должен подсказать Энди Вейеру идею подать заявку в Нобелевский комитет на соискание премии по физиологии и медицине. За что? За заметный вклад в научное изучение бессонницы. Автор остановился в шаге от изобретения универсальной «пилюли» от этого недуга. Меня, во всяком случае, его книга стабильно усыпляла каждый вечер. Стоило пробежать глазами две-три страницы нелепой «марсианской» робинзонады, как глаза сами собой начинали слипаться.

Не термины или якобы научная составляющая вырубали меня, словно мощные седативные вещества, – тоску и сонливость тянул за собой неинтересный, бледный авторский текст. Дневниковую форму для художественного текста и без того не назвать динамичной, выдерживающей бодрый темп повествования. А если текст вдобавок к этому напичкан неуемными и плоскими, как марсианская поверхность, остротами главного героя, то продираться через него приходится с веками, натянутыми поверх спичек.

Если поставить в один ряд Марка Уотни со, скажем, лемовским Пирксом, сам собой напрашивается вывод, что за последние полвека литературная астронавтика сильно деградировала. Не в последнюю очередь это касается личных качеств. Выдержка и спокойствие, свойственные космическим путешественникам в произведениях классиков, в характере Уотни заменяются восторженным идиотизмом и истероидными перепадами настроения, когда что-то идет не так. Либо «я молодец и, значит, не умру», либо «я кретин, поэтому теперь уж точно умру».

Заинтересовать читателя необычной ситуацией (одинокий выживатор на Марсе) автору также не удается. Почему? В романе «Марсианин» Красная Планета не просто выполняет роль шаблонной декорации, ее как будто вообще не существует! С таким же успехом Уотни мог выживать и где-нибудь в отдаленной безлюдной точке земшара, правда, в этом случае история бы получилась совсем беззубая. Вспомните рассказ Лема (на минуточку, рассказ, а не роман!) «Ананке» — насколько емко и старательно там автор изобразил неприглядный «портрет» Красной Планеты. Марс как великая обманка для всего человечества. Хитроумный имитатор, тревожащий мысли людей загадочными каналами и возможными остатками былых цивилизаций; с унылыми мертвыми равнинами и изъеденными пылевыми бурями скалами, раскинувшимися под землисто-ржавым небом. Но у Энди Вейера Марс – это просто далекий полигон, на котором Марку Уотни нужно как-то продержаться три года, давясь картошкой, выращенной на собственных фекалиях.

Касаться технических деталей не стану, все же не настолько подкован. Однако на мой вопрос, каким будет исход, если попробовать в закрытом помещении разложить гидразин на составляющие, а затем воспламенить избыток водорода, друг-химик ответил так: «Еще прежде, чем тебя вместе с помещением разнесет на куски, ты получишь смертельное токсическое отравление легких».

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх