fantlab ru

Эрнст Т. А. Гофман «Мадмуазель де Скюдери»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.40
Оценок:
146
Моя оценка:
-

подробнее

Мадмуазель де Скюдери

Das Fräulein von Scuderi

Другие названия: Мадемуазель де Скюдери; Девица Скюдери

Повесть, год; цикл «Серапионовы братья»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 21
Аннотация:

В Париже в конце 17-го века происходят странные убийства, убийце удается буквально исчезать из под носа стражей порядка. А в это время талантливой поэтессе Мадлен де Скюдери таинственный незнакомец приносит очень дорогие драгоценности в знак признательности, якобы, за помощь в сокрытии преступлений.

Входит в:

— цикл «Серапионовы братья»  >  Часть III

— антологию «Жизнь льется через край», 1991 г.

— антологию «Пойман с поличным», 1993 г.

— антологию «Романтические фантазии», 1993 г.

— антологию «Улица Морг. Дом 1», 2010 г.


Похожие произведения:

 

 


Серапионовы братья
1896 г.
Том 2
1962 г.
Житейские воззрения кота Мурра. Повести и рассказы
1967 г.
Новеллы
1983 г.
Новеллы
1983 г.
Крейслериана. Новеллы
1990 г.
Жизнь льется через край
1991 г.
Новеллы
1991 г.
Песочный человек
1992 г.
Романтические  фантазии. Том 1
1993 г.
Пойман с поличным
1993 г.
Избранное
1994 г.
Серапионовы братья
1994 г.
Серапионовы братья. Том 1
1994 г.
Том 2
1995 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 4. Книга 2. Серапионовы братья
1999 г.
Житейские воззрения кота Мурра. Новеллы. Сказки
2007 г.
Собрание сочинений в 8 томах (комплект)
2009 г.
Улица Морг. Дом 1
2010 г.
Золотой горшок и другие новеллы
2011 г.
Идеальное преступление
2011 г.
Мадмуазель де Скюдери
2011 г.
Полное собрание сочинений в двух томах. Том 2
2011 г.
Песочный человек и другие ночные этюды
2017 г.
Крошка Цахес, по прозванию Циннобер
2018 г.
Сказки
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Marchen und Erzahlungen
1967 г.
(немецкий)
Das Fräulein von Scuderi
1986 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна удивительная, провидческая история, рассказанная Гофманом, и опередившая свое время. ...В большом городе Париже совершает свои преступления неизвестный убийца. О нем известно лишь то, что он ничем не отличается от добропорядочных и законопослушных граждан. Общественное спокойствие под угрозой — повсеместное распространение получают страх и подозрительность. Каждый человек имеет «двойное дно», каждый является совсем не тем, кем он представляется по своей повседневной, общественной жизни. Любой может неожиданно оказаться убийцей, либо превратиться в него. Современные социологи называют такое состояние человека «феноменом анонимности» (особенно ярко данный феномен проявляется в Сети:smile:). Затерявшись в огромной, безликой массе, индивиидум может позволить себе выйти за пределы своей социальной роли. Страх современного общества перед «серийными убийцами», «маньяками» и т.п. блестяще был предугадан Гофманом еще в начале 19 века.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Можно сказать, что Э.Т.А.Гофман, немецкий романтик, стоял в самом начале зарождения жанра детектива или криминального (уголовного) романа. Он создал своё произведение в 1818 году. В повести «Мадемуазель де Скюдери» есть что-то от атмосферы «готического романа», поэтики ночных тайн, кровавых драм, призрачных незнакомцев, изломанных судеб. Но одновременно, Гофман заинтриговывает читателя чисто детективными ходами сюжета, предлагая окунуться в тайны жестоких преступлений в Париже. Задолго до Роберта Стивенсона, до его «Джекила и Хайда», Гофман демонстрирует двойственность человеческой природы: честный и бескорыстный в глазах окружающих ювелир, оказывается в конце концов жестоким убийцей и грабителем, водящим за нос полицейских и сыщиков. В повести есть уклон в психологию, автор пытается объяснить мотивы действий злодея — преступника.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Своеобразное выражение признательности романтика Гофмана писательнице, напрочь забытой читающей публикой в период создания этой новеллы, но, несомненно, оказавшей влияние и на самого Гофмана и на его сотоварищей по романтизму.

Можно сказать (хотя так никто почему-то не говорит), немецкий романтизм начала XIX века был возвращением французской прециозной литературы XVII века на новом витке спирали развития литературы. Влияние де Скюдери ощущается, например, в «Крошке Цахесе» Гофмана, но современные ему читатели этого не замечали, поскольку создательница «Артамена» и «Клелии» изчезла из литературного ландшафта.

В своей новелле, бывшей — как правильно отмечают многие рецензенты — прорывом в литературу даже не XIX, а ХХ века, Гофман воздаёт честь забытой писательнице, заодно приоткрывая завесу тайны над своим собственным методом создания увлекательных и неоднозначных историй, полных поэзии и волшебства.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Собственно, первый детектив в истории жанра. Не такой «правильный» и классический, как истории Эдгара По о сыщике Дюпене (потому что отсутствует этот самый сыщик), но, тем не менее, самый что ни на есть настоящий — с убийствами и их разоблачением. Повествование выстроено безупречно зловеще и затягивает читателя целиком, без остатка с самых первых страниц — от вас требуется лишь толика воображения и готовность погрузиться в ту удивительную эпоху. В отзыве под ником Charly убийца выдан с потрохами, поэтому если вы не читали еще эту повесть и не в курсе, кто же злодей, тотчас бросьте отзывы и возьмите в руки саму книжку, благо она небольшая. «Скюдери» — одно из эталонных произведений Гофмана, потому что в нем напрочь отсутствует претензия, которая сгубила множество талантов рангом ниже. «Скюдери» есть мистерия в кристально чистом виде. Если бы я был писателем, я учился бы по этому произведению мастерству создания интриги.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередная гофмановская история со счастливым концом. На этот раз без мистификаций. Отчасти детектив, что доказывает и сюжетная линия, и бытовые зарисовки, хоть и не такие подробные, как у По, но все же. Интересен образ Кардильяка — ювелира от бога (вернее от дьявола:biggrin:), убийцы и отца прелестной Мадлон. И все это один человек, родившийся под несчастливой звездой, не сумевший противостоять голосам Сатаны! Голоса заставляют убивать (сколько уже раз я встречаю эти голоса в лит-ре...!). История с душевными истязаниями героинь и героев, которые преодолевают препятствия под покровительством любви. А чего же еще...:smile:

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я читал эту повесть впервые, я искал у Гофмана нечто иного, похожего больше на «Эликсиры сатаны» или на «Майорат» – чтобы со сверхъестественным злом, призраками, сатанинскими ритуалами – иначе трудно представить, почему эта повесть не возымела на меня такого действия, как сейчас. Ведь это отличная повесть, в чём-то даже удивительная – ведь в ней можно углядеть и детектив, да ещё умелый, когда автор

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
временами уводит читателя от истины (например, связывая изначально преступления «шайки убийц» с чудовищными делами отравителей),
задавая дополнительные интриги (кто этот молодой человек – таинственный враг, или таинственный друг?). Это и триллер – да-да, ведь история уходит и в психологию преступника, с его страстями и патологиями. И всюду напряжение, пусть и разбавленное иногда романтизмом чувств, что действуют на героиню сильнее всяких доказательств. Напряжение и тайны, и щепетильности положения, когда из ситуации можно выйти только с юридической и психологической точки зрения всё тонко рассчитав; напряжение атмосферы напуганного города, с его тенью одержимых отравителей, тенью действующего маньяка (именно что маньяка – это ведь история в которой есть маньяк-убийца!), и тенью страшной «Огненной комнаты», сравнимой разве что с инквизицией по другую сторону. Интереснейшая повесть, может быть чуть затянутая местами, но не ради затянутости, а в попытке проникнуть во внутренний мир персонажей.

Меня ещё очень удивило, что героиня, оказывается, вполне реальный персонаж, хотя сама история – это ловкая компиляция из выдумки и фактов. А ещё, я до этого читал повесть «Изгнанники» Дойла, об этом же периоде истории, о том же Людовике и его дворе, и знание некоторых подводных течений оного сильнее раскрывало мне понимание происходящего. Это очень удачно сложилось.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх