fantlab ru

Джеймс Брэнч Кейбелл «Сказание о Мануэле»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.29
Оценок:
39
Моя оценка:
-

подробнее

Сказание о Мануэле

Biography of the Life of Manuel

Цикл

Аннотация:

Во времена Предков герцог Хаоса Тупан сделал все таким, каково оно было. Потом из Идалира появился Кощей Бессмертный, отобрал власть у Тупана и сделал все таким, каково оно сейчас. Впрочем, Кощей уже давно не интересуется делами Земли с должной регулярностью. В начале XIII века ему пришлось, правда, ввести некое исправление в давний проект. Наконец-то умер первый человек, достойный рая и верующий в это (каждый получает по вере своей), и богомольная старушка, явившись на тот свет, потребовала, чтобы посмертие было устроено именно так, как она его представляет. Кощею из вежливости пришлось создавать небеса и преисподнюю, а заодно и Яхве, который отныне существует с начала времен.

А ведь есть еще и некий Горвендил – «эксцентричный демиург, который, импровизируя, творит всё и за всем присматривает, не побуждаемый ничем, кроме собственной эстетической прихоти».

Таков мир, в который явились великие уроженцы страны Пуатем (Пуактесм) – Мануэль Обманщик (он же Мануэль Спаситель) и Юрген, ростовщик-поэт. Их потомки – вплоть до обитателей американского города Личфилд на рубеже XIX-XX веков – разыгрывают Комедию о том, как люди различными дорогами приходят к одному и тому же финалу.

Таков один из самых странных циклов мировой фэнтези – «Биография жизни Мануэля».

Примечание:

Структура «Биографии жизни Мануэля»:

  1. Пролог: эстетическая декларация Кейбелла («После жизни»).

  2. История Мануэля Пуатемского («Земляные фигуры»).

  3. Истории паладинов Мануэля после его смерти («Серебряный Жеребец»).

  4. Дети Мануэля: Эттарра («Ведьма»), Мелицента («Domnei»), Эдуард I Английский и его потомки («Рыцарство»).

  5. История Юргена («Юрген»).

  6. Потомки Мануэля и Юргена в XIII–XIX веках («Линия любви», «Таинственный замок», «Галантность», «Кое-что о Еве»).

  7. Поэты, магически сотворенные Мануэлем и разбросанные во времени и пространстве, вплоть до виргинского города Личфилд («Урочный час»).

  8. Истории обитателей Личфилда – отдаленных потомков Мануэля и Юргена: Роберт Таунсенд («Узы тщеславия»; его перу принадлежат книги «С тайной тропы» и «Торговцы драгоценностями»), Рудольф Масгрейв («Заклепка в дедушкином затылке»), Феликс Кеннастон («Тень орла», «Соль шутки» – в последнем романе сводятся воедино основные сюжетные линии всей эпопеи).

  9. Генеалогия потомков Мануэля («Личфилдское родословие»)

  10. Дополнительные материалы – эссе и рассказы («Погремушки и четки», «Таунсенд из Личфилда»).



Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


8.00 (1)
-
  • We Approach  [= Wherein We Approach All Authors at Their Best] (1919)  
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
-
  • The Candle  [= Which Values the Candle] (1919)  
-
-
-
-
8.00 (1)
-
7.45 (71)
-
5 отз.
7.56 (43)
-
2 отз.
7.38 (21)
-
1 отз.
7.43 (21)
-
1 отз.
7.62 (21)
-
1 отз.
7.28 (18)
-
1 отз.
7.39 (18)
-
1 отз.
7.35 (17)
-
1 отз.
7.41 (17)
-
1 отз.
7.41 (17)
-
1 отз.
7.47 (17)
-
1 отз.
7.24 (17)
-
1 отз.
8.75 (4)
-
8.00 (1)
-
7.44 (32)
-
3 отз.
8.33 (3)
-
7.23 (30)
-
4 отз.
7.83 (29)
-
2 отз.
6.50 (2)
-
-
-
6.00 (1)
-
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
7.00 (1)
-
5.00 (1)
-
6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
-
7.44 (56)
-
4 отз.
7.00 (2)
-
-
  • The Wedding Jest  [= The Episode Called The Wedding Jest] (1919), написано в 1919  
8.00 (1)
-
  • Adhelmar at Puysange  [= The Story of Adhelmar; The Episode Called Adhelmar at Puysange] (1904), написано в 1902  
6.00 (1)
-
8.00 (1)
-
  • "Sweet Adelais"  [= The Episode Called "Sweet Adelais"] (1905), написано в 1904  
6.00 (1)
-
  • In Necessity's Mortar  [= The Episode Called In Necessity's Mortar] (1904), написано в 1903  
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
  • The Castle of Content  [= The Episode Called The Castle of Content] (1903), написано в 1902  
6.00 (1)
-
  • In Ursula's Garden  [= The Episode Called In Ursula's Garden] (1903), написано в 1902  
6.00 (1)
-
  • Porcelain Cups  [= The Episode Called Porcelain Cups] (1919), написано в 1919  
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
8.15 (13)
-
1 отз.
8.00 (2)
-
-
  • + The Prologue (1907) [стихотворение]
6.00 (1)
-
  • Love at Martinmas  [= In the Summer of Saint Martin] (1902), написано в 1901  
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
  • Ducal Audience  [= As Played Before His Highness] (1902), написано в 1901  
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
  • + The Epilogue (1907) [стихотворение]
7.83 (12)
-
1 отз.
7.00 (2)
-
  • + Ballad of the Double-Soul (1916) [стихотворение]
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
  • + Ballad of Plagiary (1916) [стихотворение]
-
-
7.00 (2)
-
1 отз.
-
-
-
-
8.00 (1)
-
9.50 (2)
-
-
-
  • Exit (1921), написано в 1921  
-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
-
-
7.00 (1)
-
6.54 (52)
-
1 отз.
-
-
-
6.20 (40)
-
1 отз.
-
-
-
-
8.00 (1)
-
-
-
7.23 (30)
-
4 отз.
8.33 (3)
-
  • Taboo  [= The Taboo in Literature; Taboo: A Legend Retold from the Dirghic of Saevius Nicanor, with Prolegomena, Notes, and a Preliminary Memoir] (1920), написано в 1920  
7.00 (1)
-
-
-
  • Words as to Books
-
-
8.00 (1)
-
-
6.57 (49)
-
1 отз.
-
  • + Appendices
-
-
-
8.00 (2)
-
-
  • The Commentaries
-
-
-
-
8.00 (1)
-
  • Domnei  [= Author's Note] (1928)  
-
-
  • Jurgen  [= Author's Note] (1928)  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  • The Notes
8.00 (1)
-
-
-
-
6.57 (49)
-
1 отз.
-
9.00 (2)
-
-
8.00 (1)
-
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Сказание о Мануэле. Том 1
1994 г.
Сказание о Мануэле. Том 2
1994 г.
Таинственный замок
2003 г.
Странствие трех царей
2016 г.

Периодика:

The Argosy (UK), June 1933 (Vol. XIII, No. 85)
1933 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:


Издания на иностранных языках:

Jurgen
1919 г.
(английский)
The Best Short Stories of 1919
1920 г.
(английский)
O. Henry Memorial Award Prize Stories of 1919
1920 г.
(английский)
The Silver Stallion
1926 г.
(английский)
Something About Eve: A Comedy of Fig-Leaves
1927 г.
(английский)
The Young Magicians
1969 г.
(английский)
Fifty Years of the American Short Story. From the O. Henry Awards 1919-1970. Volume 1
1970 г.
(английский)
Tales Before Tolkien: The Roots of Modern Fantasy
2003 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

(инструкция по чтению северо-западного двухтомника)

Первым делом рекомендуется потерять суперобложки и забыть про заявленные комедии (святости, женопочитания, и — особенно — внешнего вида и приличий) — они только путают и настраивают на неверный лад.

Если не удалось достать первый том, не расстраивайтесь: наиболее стильные и интересные вещи как раз во втором томе, а читать можно независимо друг от друга, хотя желательно ознакомиться и с «Юргеном» — вывернутым наизнанку мифом об Орфее и Эвридике — где начинает сказываться авторское своеобразие. Задействовав героя, не самого приятного во всех отношениях, можно приписать ему какие угодно мысли, даже еретические и далёкие от общепринятых норм и морали.

Никакой героики, юмора, никакого Великого Всепожирающего Зла и похождений гномиков или эльфов в компании подвыпивших гоблинов. Мифология! фольклор разных стран и народов! еретические устройства мироздания, наподобие гностицизма! литературная игра, близкая скорее к эпосу или к рыцарским романам, с их воспеванием Прекрасной Дамы и апологией героев и христианства, чем к сказкам или анекдотам! полёт не ограниченного ничем воображения! — пишем про прошлое, подразумевая на деле настоящее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
»...в Филистии создавать литературу и создавать себе неприятности — синонимы, — объяснил жук-навозник. — Я-то это знаю, так как нам в Филистии уже надоедали три таких создателя литературы. Да, был Эдгар, которого я морил голодом и травил до тех пор, пока не устал; затем однажды ночью я загнал его в угол и вышиб из него все мозги. И был Уолт, которого я швырял и кидал с места на место и сделал из него паралитика; и к нему я тоже прикрепил ярлык, указывающий на человека отвратительного, непристойного, похотливого и сладострастного. Несколько позднее был Марк, которого я запугал до того, что он надел клоунский колпак...»

(полагаю, вы без труда угадаете эти имена)

Сарказм и ирония несомненно присутствуют — неудивительно, ведь писал друг Марка Твена, человек схожих взглядов на жизнь и совсем не святоша. Условный фон — страна, напоминающая Францию времен крестовых походов, но на деле это не имеет значения: авторские приёмы могут напоминать шулёрство — действие может начинаться в пещере и продолжаться в преисподней или в расчудесной стране Кокаинь.

«Сказание о Мануэле» — неровный, в чём-то наивный и несовершенный, но вполне любопытный цикл дотолкиеновской фэнтези, предназначенный для взрослого читателя и весьма далёкий от того, что обычно понимается под словом fantasy.

Благодаря переводу С. Хренова, читается легко, иностранное происхождение почти не чувствуется (читая впервые, даже заподозрил отечественную мистификацию наподобие «Мэделайн Симонс» — отчасти из-за неизвестного тогда имени автора, отчасти из-за персонажа русского фольклора в качестве демиурга). Речь персонажей отличается некоторой витиеватостью, свойственной старинным романам; действия как такового почти нет, а вот назиданий и псевдофилософических рассуждений — навалом, поэтому для прочтения нужно выбирать соответственный настрой.

Литературная пара: лангедокский цикл Е. Хаецкой.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джеймс Кейбелл — один из первых авторов, предвосхитивших в 20 веке появление жанра фэнтези, довольствующийся, увы, скромным положением в тени Роберта Говарда, Джона Толкиена и Клайва Льюиса. Даже лорда Дансени вспоминают сегодня куда чаще, хотя история Мануэля, расказанная Кейбеллом в ряде повестей — куда более яркий образец гибрида сказки, мифологии и фантастики. «Земляные фигуры», «Юрген» и другие повести цикла — выдержаны в одном стиле, крайне логичны для своего времени и непритязательны в плане развития сюжета. В чем-то наивны и однобоки, но притягательны чарующей сказочной атмосферой. Историческая реальность переплетается с реальностью мифологической — по-другому вторую назвать нельзя. События развиваются слишком стремительно, и в этом плане Дансени — куда более успешный рассказчик, чем Кейбелл, но некоторые вещи можно и нужно простить. Тем более, что «Сказание о Мануэле» предвосхитило множество знакомых сюжетов и мотивов, которыми по сей день дышит жанр.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх