FantLab ru

Филип Дик «Валис»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.96
Голосов:
559
Моя оценка:
-

подробнее

Валис

Valis

Роман, год (год написания: 1978); цикл «Валис»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 43
Аннотация:

Первая книга странной и гениальной трилогии Филипа К. Дика, написанной в результате легендарного озарения, настигшего писателя в 1974 году. Высокая мистика? Наркотический бред? Или — подлинная хроника поисков и обретения Истинного Бога? Визионерство в высшей его стадии — стадии «священного безумия» — или «философия нонконформизма»?..

Входит в:

— цикл «Валис»


Награды и премии:


лауреат
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 1985 // Лучший зарубежный роман

лауреат
Ридеркон / Readercon Small Press Awards, 1989 // Переиздание

Номинации на премии:


номинант
Сигма-Ф, 2005 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2006 // Научная фантастика (США)

Похожие произведения:

 

 


Валис
2004 г.
Валис
2008 г.
ВАЛИС
2011 г.

Самиздат и фэнзины:

Валис
2015 г.
Валис
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Valis
2001 г.
(английский)
Philip K. Dick: VALIS and Later Novels
2009 г.
(английский)
Valis
2011 г.
(польский)
Valis
2012 г.
(английский)
Валіс
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

...Небо на цепи, да в ней порваны звенья;

Как пойдешь чинить — ты все поймешь сама...

В том числе и этим непростым делом словно в шутку предлагает заняться на страницах своего первого тома ВАЛИС великолепный и очень ироничный Филип Киндред Дик. Расколов себя на двух персонажей Фила и Фэта/он же -Толстяк (оригинальная фонетика перевода здесь будет более уместна), — личину каждого их которых очень трудно уловить до самого конца повествования, — автор этого тысячу раз спорного произведения предлагает своему читателю включить абстрактное мышление и... наложить по оси времени Калифорнию 1974 года на Древний Рим 70 года нашей эры. Попробуйте! -У вас получилось что-нибудь вразумительное?... Ну или хотя бы отчасти оригинальное?... Или на самый крайний вариант — что-нибудь нелепое, иррациональное и сумасшедшее?.. -А у Дика получилось. -И можно сколь угодно долго и много спорить о его лишенной здравого смысла философии; о его странных наркотических фантазиях и т.д. и т.п... Но факт остается фактом. Так блестяще, самобытно и красочно собирать в единый спектр одного произведения все существующие эзотерические практики и религии этого мира умеют немногие. И так радужно расцвечивать своим разогнанным до бешеной скорости интеллектом наши привычные ортодоксальные ценности — пожалуй, в этом Дик неподражаем. ВАЛИС — это его личные (порой очень трогательные и нежные; а порой до сарказма отталкивающие) многолетние дневники на тему поисков Бога. Дик по сути здесь ничего не опровергает — равно как ничего и не доказывает. Скорее очень искусно и весьма завуалированно рассказывает... Грустную и очень интригующую историю своей жизни о том, как он любил и хотел быть любимым; болел до разрушительного клинического сумасшествия и выздоравливал на руках родных и преданных ему людей. Мечтал навсегда сойти с ума, уйдя в свою альтернативную реальность и никогда оттуда больше не вернуться... Но перед тем как окончательно покинуть своего читателя — трилогия ВАЛИСа на радость фанов Дика в свое время все-таки увидела свет — автор определенным образом предлагает от себя смести абсолютно всё со стола наших тысячу раз затертых привычных ценностей до состояния Табула Раса и заново — по наитию своей души — попытаться восстановить смысл вот этого текста . -Его письменный «койне» выглядит весьма забавно: между словами нет пробелов GODISNOWHERE. -Что у вас получилось?..

God is no where — Бога нет Нигде

или

God is now here — Бог сейчас Здесь. -Пусть каждый ответит на это от себя сам — на языке привычной ему конкретики. Тем более, что по словам известных биографов Дик за этой точной доктриной оставил свое самое последнее слово. Очень рекомендую всем фанам Дика (и не только) теплую, сердечную и подробную книгу Эммануэль Каррер «Филип Дик: Я жив, это вы умерли» (перевод с фр. Е.С. Новожилова 2008г.) Вот некоторые цитаты из совсем не абстрактных размышлений Дика на излёте его жизни:

...Все, что нужно уметь в жизни, -повторяет Дик, — это починить свою собственную машину. Не какую-то ни было абстрактную машину, не машину вообще, машин вообще не существует, потому что ничто не существует вообще. Существуют только конкретные вещи, и нам вполне должно хватать тех, что встречаются на нашем пути. Все остальное опасно. Мы начинаем подмечать нелепые повторения, придумывать какие-то смехотворные связи, верить в то, что за всем этим стоит некий план, нам хочется раскрыть его, — короче, мы становимся параноиками. Молодые люди, остерегайтесь такой перспективы: достаточно сунуть палец в этот механизм. И я знаю, о чем говорю — это моя собственная история...

...Да — вздохнул Дик — я прошел мимо этой жизни...

Как управился Дик со своей «машиной» — учитывая подробные документальные хроники — нетрудно догадаться... Несколько раз, разогнав ее до бешеной неуправляемой скорости, он вылетел на встречную полосу — покалечился сам, покалечил других — в конце концов бросил ее на обочине до состояния коррозии и ушел... Дорожил ли он кем-то в эти моменты, кто по-настоящему его любил?.. -Не думаю... За всеми своими параллельными вселенными и многотомными экзегезами у него просто на это не оставалось ни сил, ни времени...

PS Но оставив после себя такой богатый, красиво расчерченный звездами Млечного пути, след в мировой литературе — Дик навсегда будет любим, почитаем и уважаем своими преданными фанами, к коим я себя здесь резонно и причисляю.

PPS Рекомендую к прочтению в том числе всем тем читателям, которые предпочитают литературу, заведомо не укладывающуюся ни в какие привычные стандарты.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Считаю этот цикл одним из лучших у Филиппа Дика, и дело не в «расширении сознания», как пишут многие. Это типичный философский фантастический роман, где подняты вечные темы:

-существует ли реальность за пределами нашего сознания,

- если императору сниться сон, что он бабочка, а бабочке сниться сон, что она император, можно ли определить, где здесь ральность.

Роман парадоксален, заставляет задуматься о материальности нашего мира, о поиске проявлений Творца в этом мире. Собственно в этом и задача философской фантастики. Конечно, эта книга не для широкого круга читателей. Но, не всегда следует стремиться к простоте.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему Бог — это Зебра?

Зачем брать с собой на Страшный Суд дохлую кошку?

Должен ли Будда Просветленный осознавать, что он Будда?

А сумасшедший — должен ли он осознавать, что сошел с ума?

Тем более если Вселенная — безумна, разум, создавший её — иррационален, а время — не реально.

Филип К. Дик всегда ломал грани между реальностью, иллюзией, сумасшествием, наркотическим бредом и божественным озарением. И, кажется, «Валис» — вершина такого смешения.

Это история о поисках Истинного Бога, или о поисках мертвой девушки, или о поисках себя, хотя и истории как таковой нет.

Есть гениально сплетенное полотно безумия, к которому хочется прикоснуться снова, едва только закончив чтение.

...впрочем, я всегда знала, что найти бога можно только сойдя с ума, иначе сойдёшь с ума, найдя бога...

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я знал, что произведения Дика странные, но эта книга меня удивила. Она настолько странная, что, на данный момент (просто далеко не все его книги я ещё прочитал) стоит особняком в его творчестве.

После (да и во время) чтения у меня возник резонный вопрос — что это было? Фантастика? Мистика? Откровение души? Воспаленное воображение, вызванное наркотическими галлюцинациями? Философско-религиозный трактат? жесткая, реалистичная драма? Всё из вышеперечисленного понемногу в книге есть, от того к какому-либо определенному жанру отнести это произведение и от этого я считаю книгу такой странной.

Очень непростая книга, которая требует определенных знаний в области культуры, мифологии разных народов, психологии, разных религий и историй и во время чтения меня удивляло, как столько много знаний могло уместиться в голове у Дика. И также я не могу себе представить, насколько должен быть умным и образованным во всех вышеперечисленных областях, чтобы с ходу понимать, про что Дик писал в своём произведение. Сейчас то, понятно, если что-то непонятно, то можно и «погуглить» непонятные слова и незнакомые исторические события, но я советую этого не делать, потому что из-за таких отвлечений отрываешься от книги и нужный настрой на это произведение может пропасть. Автор как может старается всё объяснить и разжевать все свои мысли и формулировки.

Хотя, понять полностью книгу (точнее, понять умом) вряд ли можно, потому что, как мне кажется, она не поддается логическому анализу. тут во время чтения нужно только внимать каждому слову автора, внимательно читать, что он пишет, настроится на его «волну» и погрузиться с головой в эту книгу.

Теперь о впечатлениях о книге — это просто не описать словами (вернее, описать словами можно, именно так Филип Дик и сделал)! Смесь автобиографии с безумной фантастикой, глубоких душевных переживаний с философско-религиозными откровениями. Вы когда-нибудь читали что-либо подобное? Я не могу припомнить чего-то похожего. Да, иногда читать книгу скучно, тяжело и непонятно, но вместе с тем от неё невозможно оторваться, потому что никак нельзя догадаться, что будет дальше и к чему все описываемые в книге события приведут. Книгу можно было бы отнести к, так называемому, «потоку сознания», но у Дика он совсем другой, не похожий на остальные книги, которые можно отнести к этому самому «потоку». Это, не совсем литературным языком выражаюсь, но это дико круто и самый настоящий взрыв мозга! Уму непостижимо, как автор смог додуматься до всего этого и воплотить эту историю на бумаге.

Всем любителям творчества Филипа Дика эта книга должна понравится, ведь этот роман, частично основан на автобиографии Дика и многое из того, что происходило с личностями (да-да, я не оговорился, именно с личностями, потому что автор этого романа представлен двумя персонажами — Филипом и Жирным Лошадником, ну и ещё Фомой, так что, даже тремя) в этом романе происходило и с Диком в действительности — на него действительно снизошло озарение и он стал видеть как прошлые жизни, так и другую реальность, и, если верить словам Дика, он установил контакт с Богом; он принимал в больших количествах разные наркотики (скорее всего, эти два факта из его биографии тесно взаимосвязаны, и хотя к 1974 году, когда на Дика снизошло озарение он и перестал принимать наркотики, но всё же мне кажется, что если он до этого он употреблял до тысячи таблеток метамфетаминов в неделю, это неким образом пагубно отразилось на его мозговой деятельности); он несколько раз был женат; он несколько раз пытался покончить с собой, находясь в глубокой депрессии; он лежал в то ли реабилитационной, то ли в психиатрической лечебнице; и он действительно писал экзегезу, т.е. божественные толкования, которые к концу жизни автора достигли около 8000 страниц.

В общем, эта книга открыла для меня Дика с совершенно другой стороны — не только, как писателя крутых фантастических романов, но и как очень начитанного, умного, образованного и очень талантливого человека и израненной и истерзанной душой и очень сложным складом ума. И ещё, несмотря на всю серьезность книги в ней автор находит место как для юмора, так и для самоиронии. так что те, кто думает, что это очень сложная и заумная книга (хотя, конечно, это безусловно так и есть) и боятся по этому поводу её читать, то мой совет — не бойтесь, потому что в этом ни на что не похожем и сложном романе есть несколько моментов, над которыми можно посмеяться.

Но советовать всем книгу не буду, потому что очень уж она специфичная. Любителям Дика должно понравится. Любителям сложной, неоднозначной и странной литературы, я думаю, тоже должно прийтись по душе. А вот за всех остальных ничего сказать не могу. так что решать вам, а книга великолепная, всё таки.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книги, подобные этой, не представляют для читателя простого интеллектуального вызова, и какого-либо экзамена на устойчивость его системы мировозрения. Зная историю религию и философию, легко оценивать этот роман, поскольку художественная составляющая в нем играет первостепенную роль (впрочем, как и во всех других произведениях) и находится на довольно высоком уровне. Но для вас, как для поклонников творчества Дика, доставит удовольствие вместе с главным героем книги, который к тому же страдает обычным раздвоением личности, участвовать в его наркотическом трипе, который он пытается представить, как поиск некой истины.

В предыдущих отзывах говориться, что никакой смысловой нагрузки «ВАЛИС» не несет, что это уже все было изложено в различны религиозных и философских учениях. Здесь я позволю себе согласиться, поскольку у всех таких учений ещё до экзегезы Дика были определенные сходства между собой. Поэтому здесь Дик хуже своих предшественников. Он построил свою космогонию и космологию, из пригрезившегося в наркотическом бреду, чтобы спастись от окружающей его действительности.

Так что, лично мои ожидания на счет «ВАЛИС» были обмануты. Это книга — безумие. Но если вы знакомы с творчеством Ницше, Вагнера и самого Дика до момента написания «ВАЛИС», хорошо ориентируетесь в истории и философии, употребляете неочищенный метамфетамин, то эта книга вам понравиться, т.к. это вещь не для отдыха, а для бестолковых размышлений и поиске смысла там где его нет.

Оценка: 1
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Обо всем и ни о чем» )) Собственно для кого предназначен данный роман? На мой взгляд сие творение автор написал в профилактических целях, дабы те, у кого еще остались остатки здравого смысла перестали увлекаться иррациональным, взяли бы себя в руки и попытались бы склеить осколки разбитой вазы под названием «It's my life»

Человек получив в жизни психическую травму, а порой и не одну, ощущает себя рыбой выброшенной на берег . Ему кажется что все остальные продолжают жить как ни в чем ни бывало, но для него все кончилось, жизнь остановилась.. Хотя, тут следовало бы заметить, что тем «другим», которым якобы досталась лучшая на его взгляд доля, может казаться тоже самое насчет него..

Филип Дик прекрасно понимает что конечным невозможно постичь бесконечное, поэтому его главный герой Жирный Лошадник постоянно мечется в поисках свежих истин, которые как правило исключают одна другую.. В итоге выясняется что Жирный Лошадник вовсе не жирный и не лошадник, а временная психическая конструкция «закосившая» под личность с целью самоизлечения..

Похоже что смысл жизни заключается в самой жизни, а не в поисках ее смысла... Спасибо Дику за это откровение.. Книгу осилит не каждый... Оценка 9

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И снова Дик, но, прежде чем написать, собственно, небольшой комментарий, хотелось бы опять обратиться к личности автора, что я стараюсь делать всегда, отписываясь об его произведениях.

Филип Дик многообразен и уникален уже как личность, и его взгляды так, или иначе, отражаются в его творчестве. При том же уже сами романы, как и более фантастические, так и менее, так и совсем реализмы, не могут ни читаться — прочитав хоть что-то одно, ты просто не сможешь остановиться. Вот и я уже перечитал почти всего Киндреда, ожидая теперь выхода его сборника неизданного и прочтения последних романов. Из тридцати с лишком романов Дик предстает перед нами в довольно не ясном свете, особенно из-за так называемого «посещения» его в 74-ом неким «ВАЛИСом» — сверхразумом с почти божественным уровнем неясного происхождения, который, как утверждал сам Филип, изменил его навсегда. Наркотический бред ли это? Или шизофрения? А может, что-то подобное действительно было? Тогда что или кто то был(о/и)? Иль, это все огромная и бесподобная шутка автора над собственной аудиторией и, в последствии, над его биографами (для этого стоит вспомнить окончание интервью с Диком, имеющееся в базах фантлаба). Лично для себя я об этом ВАЛИСе никаких конкретных выводов не сделал и делать не собираюсь — для меня Дик остается и останется чем-то неподражаемым и единственным в своем роде феноменом, с сложной судьбою, широкой самообразованностью и кругозором, который замечал мелкое и умело запечатлевал его в своих произведения, которые, если там есть юмор, без смеха не обходятся — еще один, как я считаю, важный факт, ведь и его роман-реализмы конца 40-ых полны живости и непогибшего со временем юмора. Можно вспомнить случай и со смертью сестры-близница Филипа и рассказам одной из его жен, но, как я уже сказал, для меня этот автор останется в душе неоднозначным, как и его произведения, сокрушающие все возможные реальности.

Что же касаемо самого романа, «Валиса». Как говорилось, перечитал почти все, и рад дойти до первой части его теологическо-биографической трилогии (хотя, биографические нотки проносятся ив других его романах, тут нужно просто присматриваться и вдумываться). Успел я прочесть и предвестник первой книги, ее прообраз и черновик, долго неиздававшийся — «Свободное радио Альбемута». Тем, кто хочет детально ознакомиться со всем Диком, думаю, стоит сделать тоже самое. Почему? Чтобы увидеть развитие мысли Киндреда, хода этих идей об создании произведения или целой серии произведений на тематику посещения 74-ого. Должен сказать и то, что те, кому не очень хочется тратить время на всю трилогию, кому скучно проводить время за теологическими измышлениями Дика и тем, что хочет увидеть больше действий, какой-то живости, стоит взять курс не на «Валис», а именно на «Радио...». По факту оно и является «Валисом», только избавленным от многочисленных размышлений автора о строении и происхождении бытия, его цели и сущности Бога, да еще и с довольно динамичным сюжетом, где и действий, и мыслей, и, видимо, фактов из жизни Дика, в меру. Если вдаться в конкретику, то «Радио...» — вторая часть «Валиса». Так и точнее будет.

Развиваю мысль. «Свободное радио Альбемута» является почти всей второй частью первого романа трилогии, который условно можно разделить именно на две части — долгие измышления некоего господина Толстого Лошадника, происхождение личности которого в конце довольно интересно, который так же, как и Фил, повстречался с ВАЛИСом, получил тайны бытия и начал свой теологическо-религиозный путь, ища ответы, ведя записи в своей собственной «Экзегезе», и, после просмотра фильма под интригующим названием «ВАЛИС», начинается уже часть вторая. Мало того, что сам фильм похож на краткое содержание «Радио...», так и события далее — вылитые мытарства главных героев книги-прообраза. Но конец не без удивлений...

Что еще хочется отметить. Два эти кластера, на которые для меня разделился «Валис», кроме сюжетных и смысловых разделений, несут еще и разные теологические концепции, которые хоть и можно уместить во что-то целое, но само подобное объединение, перемычка в романе, опять же, для меня, оказалась слабоватой. Слишком неплавно от Единого, Черной Железной Тюрьмы и Империи (да, и они есть в «Радио...», но в более связанном виде) к чуточку более активному. Хотелось бы отметить так же, что и тео-религиозная суть Дика позднего здесь отличается от подобной же Дика-раннего, описанной, например, в «Лабиринте смерти» (концепция «Радио...» не считаем — она третья). Можно сказать, что это — эволюция взглядов Филипа, склонившихся как и к гностицизму, так и к интересным оригинальностям и заимствованиям.

Так что, читать стоит, но лишь действительным ценителям автора. Мне, как таковому, «Валис» понравился.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

2 часа ночи, но желание выразить мысли по поводу столь неординарного произведения сильнее.

Остановлюсь лишь тезисно на самых спорных и интересных моментах.

Общее впечатление — а) зашкаливающий уровень эклектичности, этакая сборная солянка идей, зачастую вырванных из контекста (концепций). Это минус; б) зашкаливающий уровень рефлексии и рекурсии

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с целью чего даже вводится раздвоение личности
. Это плюс

1. Вопрос о «прозрении» или «наркотическом бреде».

Валис логически вытекает из предшествующего творчества Дика, здесь также как и в Убике, Стигматах и пр. ставится вопрос об относительности (искусственности) реальности, а это центральная тема творчества Фила. Задайтесь вопросом, насколько вероятно, чтобы божественное откровение совпало с вашими идеями, изложенными ранее? Если так, то вы Глас божий, не иначе.

Многие могут указать на эпизод с болезнью сына, но имел ли место данный эпизод на самом деле? Все, что мы имеем (все что я видел(!)), это рассказы самого Фила и его четвертой или пятой жены (сейчас не вспомню, см. документалку «Электромечтатель») — возможно, маркетинговый ход, а может, как отмечает Дик в Валисе, — продукт работы подсознания (психология), а не вмешательства мистических сил.

2. Многие в замешательстве от описываемой системы мироустройства, которая действительно так сказать «нагромождена», усложнена, но я ее вижу как двухуровневую систему, в которой Дик попытался в общих чертах соединить восточную (даосизм) и западную (Платон) философские концепции, от чего у многих философов могут стать волосы дыбом и начнется обильное выделение матерных слов.

Макроуровень — восточная система единства в гармонии (дао), инь-янь и пр.

Микроуровень — «наша» реальность, которая является отражением (по Дику — голограммой) этого Дао, разума (он же Логос). Это платоновская концепция объективного идеализма, где мир вещей есть проекция мира идей, причем проекция несовершенная. Здесь же учение о «припоминании» души, так как душа бессмертна и циркулирует между мирами и обладает абсолютным знанием, главное помочь ей вспомнить, что она «видела» в мире идей.

Главное — Дик некритически подходит к идеям рассматриваемых им мыслителей, выдергивая из контекста. Так, например, учение о мире идей не проходит теста на логику, так как Платон «запутался» в предикатах (логический аппарат при Платоне был менее совершенен, хотя уже его ученик Аристотель был более сведущ — «аристотелева логика»). Например, если существует идея человека, кошки, существует ли идея грязи, волоса ну и т.д.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

...разложение рассказчика и героя, все эти сливающиеся мистические учения, параллели с другими — более или менее удачными — книгами, да, кусками книга мне очень даже пришлась по душе.

А не понравилась избыточность: читал я на слух, а по диагонали на слух не выходит. И в конце концов я осознал, что роман на самом-то деле это гигантская аллегория про гуманитарные дисциплины — теологию, психологию, историю — которые тщетно стремятся в науки, взрываясь в конце концов от невозможности задуманного. Я не то что мню, будто это хочет сказать мне автор, просто мое раздражение постоянными повторами — зачастую буквальными — фраз, предложений и целых абзацев — индуцировало во мне ощущение, будто читаю я какую-то самопереваривающуюся популярно-историческую книгу про империю, которая так и не закончилась.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

если продраться сквозь первые наркотические бредни, то можно оказаться в рассаднике интереснейших концепций)

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга либо для фанатов творчества Филиппа Дика, либо для любителей литературы о поисках проявления божественного в обыденном, причем о таких поисках, которые становятся смыслом жизни и отодвигают все остальное даже не на задний план, а куда-то за горизонт.

Герой пережил личную трагедию, когда не смог отговорить знакомую девушку от самоубийства, плюс наркотики, плюс личная неустроенность в жизни — все это привело к тому, что герой пытается уйти от этого мира, найти какой-то другой смысл. Вот он и мечется от одной религиозной доктрины к другой, пытается обрести уверенность в том, что жизнь — это не длинная бессмысленная дорога, заканчивающаяся смертью.

В целом вещь достаточно безумная, начинать знакомство с Диком с этой книги не стоит, но что-то в ней есть, несмотря на низкую оценку, которую я поставил

Оценка: 5
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книги, подобные этой, представляют для читателя не просто интеллектуальный вызов, а своего рода экзамен на устойчивость его системы мировоззрения/ личной парадигмы/ ментальной модели (кому как нравиться). Не зная истории религии и философии, сложно как-либо оценивать этот роман, поскольку художественная составляющая в нем играет второстепенную роль (впрочем, как и во всех других произведениях автора) и находится на довольно низком уровне. Но для меня, как поклонника творчества Дика, доставило удовольствие вместе с главным героем книги, который к тому же страдает весьма своеобразным раздвоением личности, участвовать в его онтологическом и теологическом поиске истины.

В предыдущих отзывах у JetHadron и duke говориться, что никакой новой смысловой нагрузки «ВАЛИС» не несет, что это уже все было изложено прежде в различны религиозных и философских учениях. Здесь я позволю себе не согласиться, поскольку у всех таких учений ещё до экзегезы Дика были определенные сходства между собой, а все философские учения нашей эры, будь то гностицизм, манихейство, средневековая схоластика, дуализм, а также классическая немецкая философия могут рассматриваться как диалектическое развитие более ранних религиозно-философских учений древнего Египта и Греции, зороастризма, древнеиндийского пантеизма. Поэтому здесь Дик не лучше и не хуже своих предшественников. Он построил свою космогонию и космологию, ввел туда позаимствованные у других мыслителей понятия и онтологические конструкции, хотя во многих постулатах обращение именно к гностицизму имеет довлеющее значение. Основные тезисы предлагаемой Диком космологической структуры таковы: 1. Первичная сущность (назовем его как в ВАЛИС — Единым) подвиг себя на поиски инструмента для самоосознания и самоанализа, получения объективной оценки и понимания собственной природы. 2. Он создал проецирующий реальность Артефакт (то, что мы воспринимаем как Творца — создателя нашего мира). Артефакт не имеет понятия о существовании Единого, и поэтому представляет себя Богом, единственным реальным Богом. 3. По замыслу Единого, наша голографическая (проецируемая Артефактом) Вселенная должна служить обучающим инструментом для всего многообразия живых форм до тех пор, пока они не станут изоморфны Единому. 4. В момент, когда разница между Единым и проецируемой реальностью исчезнет, Артефакт будет за ненадобностью уничтожен, а Единый поглотит искусственную действительность, превратив её в нечто «действительно реальное», одновременно сделав живых созданий этой реальности бессмертными, т.е. частью себя.

Так что, лично мои ожидания на счет «ВАЛИС» не были обмануты. Это книга о безумии, об одиночестве, о поиске смысла жизни. Но если вы не знакомы с творчеством Ницше, Вагнера и самого Дика до момента написания «ВАЛИС», неважно ориентируетесь в истории и философии, то вряд-ли эта книга вам понравиться, т.к. это вещь не для отдыха, а для размышления.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почти документальная книга-«биография» загадочного гения фантастики, (возможно) узнавшего о том, что Бог (возможно) очень даже существует... :pray:

Одно из некоторых редких произведений, которое читает тебя, а не наоборот (возможно) :wink:

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пересмотрел свое мнение радикально... Прошу к оценке:

Читал «ВАЛИС» — НИ ЧЕРТА НЕ ПОНЯЛ!!!

Чувствую, надо читать второй раз!

Я не робкогО десятУ и если мне чего совсем не понравилось, я прямо говорю — полное «Г«!

Однако, в данном случае, я в затруднении.... Вернее говоря... сумлеваюсь я, в адекватности собственного восприятия, и посыла авторского...

Есть в ней что-то захватывающее и оттталкивающе одновременно!

И уж, конечно, однозначно, требующее второго шансу... Ну, мне так кажется... Я буду пытаться!

Читать ДВАЖДЫ — ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Я в процессе....

ТРАДИЦИОННО ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ ЗА ОБИЛИЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ В ВИДУ ОТСУТСТВИЯ АЛЬТЕРНАТИВЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ТЕКСТА ( К АДМИНИСТРАЦИИ САЙТА, КОНЕЧНО)

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

думаю, это роман для почитателей творчества Дика. я же начала с «Валиса» знакомство с писателем и пришла к выводу, что на такой случай надо было бы брать какую-нибудь другую его книгу. на мой взгляд, «Валис» — скорее философско-религиозный трактат, положенный на автобиографию, чем полноценное художественное произведение в общепринятом смысле этого слова. на первых ста страницах я зависла очень надолго, никак не могла продраться через размышления автора при полном отсутствии действия — хотя обычно люблю читать подобное. дальше пошло лучше, но.. всё же книга практически не зацепила.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх