fantlab ru

Филип Дик «Лабиринт смерти»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.29
Оценок:
959
Моя оценка:
-

подробнее

Лабиринт смерти

A Maze of Death

Другие названия: Гибельный тупик

Роман, год (год написания: 1968)

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Колонисты, привлеченные выгодными контрактами, прибывают на загадочную планету – Дельмак-ноль. Они не знают, кто руководит колонией и зачем они там оказались. У них нет связи с внешним миром и возможностей покинуть планету. Один за другим поселенцы гибнут и оставшиеся в живых не могут установить причины смертей и найти ответы на остальные интересующие их вопросы, что становится жизненно важным, чтобы выбраться из лабиринта смерти. За одной истиной скрывается другая, а за другой – третья и чтобы победить смерть, этот путь нужно пройти до конца.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Если 1995'11-12», 1995 г.


Номинации на премии:


номинант
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1988 // Зарубежная книга. 5-е место (США)

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 2000 // Научная фантастика - Роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Гибельный тупик
1993 г.
Лабиринт смерти
1997 г.
Лабиринт смерти
2002 г.
Человек в высоком замке. Лабиринт смерти
2006 г.
Свободное радио Альбемута
2010 г.
Лабиринт смерти
2011 г.
Лабиринт смерти
2018 г.

Периодика:

Если № 11-12, ноябрь-декабрь 1995
1995 г.

Издания на иностранных языках:

A Maze of Death
1970 г.
(английский)
Maze of Death
2005 г.
(английский)
Philip K. Dick: VALIS and Later Novels
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Остаётся одним из лучших для меня романов Дика, потому что это роман про Бога, но написанный до того, как автор увлёкся усложнениями этой темы в виде гностицизма и в романы начали просачиваться проповеди единственно верного учения с рыбкой. Как Дик пишет в предисловии, они с другом успешно придумали оригинальную логичную непротиворечивую религию, не повторяющую предыдущие попытки, но бритва Оккама работает для всех, и в «Путешествии к Арктуру» или «Доме на краю ночи» можно найти те же концентрические круги исходящей из центра благодати и её отсутствие или «затенение» на периферии – логику применяли и раньше. Новизна (относительная) тут в том, что Книга «даёт научное доказательство существования Бога», тем самым заменяя веру как основание религии знанием (отличный парадокс).

При чтении оригинала конец воспринимается по-другому, проглядывает надежда. При чтении перевода давным-давно финал казался совсем безнадёжным (галлюцинация, самоубийство), теперь при чтении оригинала заметнее упоминание того, что Сет хуже всех забывает конструкты совместного сновидения и относительно долгое время продолжает воспринимать их реальными в реальности. Корабельный TENCH создал «на основе всех религий» логически непротиворечивую религию для сновидения, и Сет получает возможность «выхода» – ведь непротиворечивая религия должна работать и в реальности.

Ощущается довольно прямой намёк на то, что только религия с поддержкой в виде научного знания может сработать на «современном» человеке – члены экипажа Persus-9 в безнадёжной ситуации не пытаются искать духовной поддержки в традиционной религии, а вот мир Дельмак-О, несмотря на перспективу насильственной смерти в сновидении, влечёт их надеждой.

Повороты «детективного» сюжета на высоте, хотя по сравнению со схожим по схеме Ubik местами есть ощущение спешки.

В очередной раз при чтении оригинала Дика восхищаюсь приземляющими жаргонизмами, которые укореняют фантастическое повествование и делают его реальным. Где он их берёт? Судя по Merriam-Webster, многие из них британского происхождения. А также noser и электротехнические термины. Больше всего порадовал непереводимый провокационный лифчик (peek-n-squeeze bra). Гугление словосочетания peek-n-squeeze даёт единственное (кроме самого романа) упоминание, в статье New Yorker 1997 года о ночной жизни.

По переводу Г. Корчагина в издании 2018 года. Перевод уровня, когда «покойный епископ Пайк» переведено как «позднее, епископ Пайк», а «я опирался на версию из «Кольца Нибелунгов», а не на оригинальные мифы» как «я опирался на версию из «Кольца Нибелунгов», к оригинальным мифам я обращался реже». И это только в предисловии автора. Дельмак-Ноль вместо Дельмак-О. Noser (то есть «проныра») переведено как «носач». Носач! Также в новом переводе отсутствует целая страница из описания домогательств Сюзи к Сету, отличной комической сцены с плохим концом. Особенно жалко момента, когда сцена идёт глазами Сюзи. То есть старый перевод безымянного переводчика в издании 1993 года «Гибельный тупик» остаётся лучшим – в новом переводе корявости языка не меньше, зато добавлены новые огрехи.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу признаюсь, что филип Дик мне не очень нравится, что однако не мешает мне покупать его книги. Как и во всех других его произведениях, главный герой вновь недовольный жизнью неудачник, отчаянно пытающийся хоть как-то ее изменить. Разумеется у него есть жена, с которой у того отношения состоят наполовину из любви и ненависти, как прочем и во всех других его книгах. Так что до самой концовки я считал «Лабиринт смерти», типичной диковской книгой, ничем особо не выделяющейся на фоне остальных и следующей обычному сценарию — разговоры, чуть побродили, поругались с женой, помирились, снова разговоры и так далее. Однако концовка меняет все, превращая заурядную книжку в нечто куда более сильное, достойное оценки выше средней.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень даже неплоха. Хотя Дик и сам признается во вступительном слове, что эти видения реально ему приходили, когда он принимал запрещенные препараты и если действительно представить, что такое может видеть человек в своих галлюцинациях, то это действительно страшно, особенно описанные в книге убийства. Но концовка ставит всё на свои места и возвращает роман из сюрреализма в научную фантастику!

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если честно, не могу себя отнести к почитателям абсурда и какого-то сюрра, скорее наоборот. Но вот у Филиппа Дика это получается в конце-концов очень интригующе. В этом романе по сути абсурдно всё, и изначальный мир, и сами герои, и их поступки, и реакции на окружающую абсурдность. И я, как читатель, не знаю как мне реагировать, когда по инопланетному миру ползают странные механические существа, когда исчезают реки, а к таинственному зданию, которое здесь и в помине быть не должно, невозможно подойти. При этом герои на всё это реагируют, как всё в порядке вещей. Я и себе начинаю думать, может это странности чуждого нам мира и всему есть объяснение, ну например, как в Солярисе?

Ко всему добавляется атмосфера какой-то тайны, когда как в «десять негритят», читатель чувствует безысходность, что все должны в итоге погибнуть и лишь задаётся вопросом, кто будет последним и останется ли в конце в живых хоть кто-нибудь? При этом вся эта абсурдность и нелогичность довлеет для меня в негативную сторону.

Но Ф. Дик не был бы Ф. Диком, если бы весь этот сюр закончился бы так просто. Признаться это далеко не первый роман у автора, который я прочитал; Электроовцы мне не понравился, Убик мне потом мерещился почти в каждом втором авторском рассказе, а здесь я был, почему-то ориентирован на такую же абсурдность концовки. Но Убик полез снова и в концовке все перевернулось с ног на голову и обрело таки некий смысл, заставив меня переоценить всё произведение и поднять оценку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот они истоки Матрицы, когда невозможно определить где реальность, а где игры сознания, как отличить одно от другого? Эта тема особенно хорошо удаётся автору. И в концовке все усмотрели, что героям вопреки всему понравился мир Дельмака, что они решили в него вернуться, а может сюр продолжается и мир выбирает их, пока каждый не придёт к исходу, который произошёл с Сетом?
Хотя добавление в повествование вот такой авторской обработки религии, мне привносило лишь дополнительный сумбур, и не будь его, возможно было бы лучше. Если честно, я так и не понял авторской концепции религии, хоть в отзывах её и хвалят, как стройную и логично увязанную. А в конце повисает вопрос: «Что есть реальность?»...

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добрый день! Только закончил читать и у меня несколько странное ощущение. Во-первых, я сам себе удивился, поставив оценку 9. День назад, прочитав всего 50 страниц, я думал, что речи ни идет не то что об оценке, а вообще о том, стоит ли читать дальше. Во-вторых, бессмысленно линейно пересказывать сюжет в стиле -« случилось то, затем другое», поверьте, чтобы наступил переворот мозга в отношении романа, его надо прочитать. В-третьих, наверно для того, чтобы понять Дика, надо вырасти, роман не похож на развлекательную фантастику. Но это начинаешь подозревать со второй трети книги ( говорю за себя). А окончательно все перевернет или поставит на свои места -финал. Рекомендую.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное единственная вещь у Дика, которая мне НЕ понравилась своими финалом.

Я вообще терпеть не могу когда хоть в книгах, хоть в кино, назагадывают загадок по ходу действия, а под конец говорят -«Ты хочешь отгадок, дорогой читатель/зритель? Спасибо что следовал за мной на протяжении всей сюжетной линии, держи разгадку и держи покрепче, не то выронишь и обляпаешься, ибо сюжет наш сыр, горяч и недоварен, потому как

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ничего этого нет, а что есть — то просто глюки ГГ, коим просто скуку нечем разбавить
, а этот недоваренный сценарий — как раз то, что есть в меню на данный момент, и не нойте, прорисовка мира же отличная!»

Создалось ощущение, что Ф.Дик сам не знал как закончить это произведение, поэтому закончил как смог, а не как хотелось.

В целом же читалось с интересом, и ежели бы здесь присутствовала любая другая концовка, а не то что имеем — было бы отлично, шедеврально и десять баллов.

А так — только семёрка (повторюсь, финал всё испортил), плюс таблетка от давления для меня после прочтения...

ЗЫ. Идея, что называется, хорошая — но недотянул и не выехал, увы...

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Творческое наследие  Дика словно  барахолка, где  в огромную кучу свалена всякая всячина  разной  ценности и полезности.

Есть  невнятные, сырые произведения.  Есть  шедевры (Убик), но попадаются и любопытные  диковинки  вроде  «Лабиринта смерти».

Кстати, заметил — нередки замечания о завышенных ожиданиях и неоправдавшихся надеждах, вызванных предварительным знакомством с отзывами.

Вот и с « Лабиринтом»...

Бросил взгляд на  рецензии —   катарсисные «десятки», уверения в философской глубине, сравнения с «Алисой в стране чудес», обещание массы убийств в духе «Десяти негритят»... 

Ребята, имейте чувство меры!

Ну какие  «десять негритят» ?!  Все негритята — на десяти страницах, в ритме: Авраам родил Исаака; Исаак родил  Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его...

Да, две трети романа — добротная логично выстроенная фантастика  ; затем карусель начинает вертеться быстрее, рывками и  весь багаж сбивается в кучу...

В сюжетное варево накрошено немало:  тут и виртуальная реальность, и христианский модернизм, и скандинавская мифология в вагнеровской интерпретации и психоаналитические этюды, даже кибернетический аналог  пифии  дельфийского  оракула имеется.

По сути, только тем  роман и интересен — своей избыточной, почти  барочной   эклектикой.  Ну, и конечно авторской принадлежностью.

Лично меня, в романе  зацепила  фраза,  а по сути,  истина, совсем не фантастическая  —  «Мы живем в мире, построенном миллионами тружеников. Большинство из них давно умерло, не получив за свою работу практически никакого вознаграждения.»...

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые две трети книги это добротная фантастика на 7-8 баллов, но потом начинается такой бред, после прочтения которого начинаешь сомневаться что это писал сам писатель а не его собака. Взять хотя бы мысль одного из ГГ выданная им на захваченном корабле при наведении орудия на корабль преследователей: «Решение далось нелегко: Сет впервые осознанно шел на убийство». И эта мысль ГГ выдается в то время, когда буквально под его ногами еще не успели остыть два трупа пилотов, пытавшихся его спасти из лабиринта, которых он без всякой причины расстрелял в упор за несколько часов до этого! Такого бреда в литературе ещё поискать надо. И такого абсурдописания в последней трети книги одно за другим. Полный неадекват

Оценка: 1
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Лабиринт смерти» определенно находится в верхней части списка произведений Филипа Дика.

История чуть больше десятка колонистов, прибывших на заброшенную планету Дельмак-0 непонятно для чего. Впереди ожидает куча загадок и тайн самой планеты, наподобие «Града обреченного», масса убийств в духе старых-добрых «Десяти негритят» и финальный поворот в духе «Распалась связь времен». Конечно, в совокупности роман больше всего напоминает «Убик». Но здесь, во-первых, шедеврально прорисована действующая в галактике религия, а во-вторых, каноничная концовка в духе всех фильмов начала нулевых, где сюжет переворачивается с ног на голову. Конечно, в «Убике» было нечто похожее, но здесь концовка понятна и однозначна. Это — знаковый канон всех будущих подобий фильмов с перевернутой концовкой.

Разбирать психологические и моральные темы, которых, как может показаться, касается автор, я не буду. Ибо считаю этот роман исключительно развлекательным и работающим на впечатление. Новая религия в «Лабиринте смерти» — хороший бонус для людей разбирающихся. А так, это произведение на атмосферу, сюжет, концовку и переживание.

Я могу пофилософствовать, что все мы, жители планеты Земля, мечемся вокруг своей звезды, летим мимо других галактик и бессмысленно, отчаянно умираем. И что нам приходится почти всегда играть в имитацию, дабы забыться и принять на себя какую-нибудь полезную социальную и поведенческую роль. Однако никаких новых откровений данный тезис лично мне не дает. Роман «Лабиринт смерти» — просто отличная картина, красивое полотно.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман о функционировании механизмов веры. О том, что тот, которого о чем-то просят иногда откликается и исполняет твои желания, и что из этого получается. Очень важным в романе представляется мысль о том что даже самые сокровенные и выстраданные желания не будучи подхваченными и усиленными специальными передающими устройствами могут и недойти до своего адресата , а самого вопрошающего надолго отвадить от подобного рода занятий. Вернуть его во времена оные, когда освоение межгалактических пространств жестко ассоциировалось с безбожием и наивнодетскими мечтами о построении коммунизма сначала где-то там, а уж потом непосредственно у себя дома- на планете Земля. Роман оказавший несомненное влияние на братьев Стругацких и их крупномасштабный проект- роман ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ. Вспомним хотя бы образ КРАСНОГО ЗДАНИЯ и тех догадок, которые строят по его поводу герои АБС. У Дика о ЕГО здании догадок строится не меньше. А образ НАСТАВНИКА из Града? Разве истоки его не в ХОДЯЩЕМ-ПО-ЗЕМЛЕ у Дика? Не говоря уже о термине ЭКСПЕРИМЕНТ. У Дика он фигурирует как одна из гипотез того, что по мнению его героев с ними происходит. У АБС же как жесткая констатация: ЭКСПЕРИМЕНТ- ЕСТЬ ЭКПЕРИМЕНТ.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
У героев Дика — коллективный сон с прописанными на каждый случай моделями поведения есть убийство времени перед неизбежным концом.
У Стругацких — это всегда путь к самому себе, к истокам, к основаниям, там где все и началось.... У Стругацких изможденные и постаревшие герои возвращаются в собственное детство с классическими пионерами, мамиными котлетами и маячящим на горизонте товарищем Сталиным.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
У Дика возвращаться в принципе некуда. Земля отцов давно обезлюдила, а до новой планеты, как до коммунизма, не долететь. Разве что попробовать в очередном коллективном сне обыграть то, что в предыдущем сне так трагически завершилось.
Но хоть так,- любят повторять писимисты. — Хоть так, хоть так...........

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Концовка романа просто потрясла, самое ярчайшее впечатление. В этом весь Филипп Дик.

Ставлю 10 только из-за концовки романа. Кто не читал, самое главное не смотрите конец, а то впечатление уже не такое будет

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из самых доступных для восприятия, несмотря на многоуровневый сюжет, и надолго запоминающихся книг Филипа Дика. Здесь есть всё — и триллер, и космическая фантастика, и психоделика (автор-признанный мастер этого жанра). На мой взгляд, основная идея романа — в самой безнадежной ситуации возможно победить, при наличии веры, воли и способности мыслить. Или — идея первична, материя — вторична, человеку силой мысли возможно сформировать (не только вообразить) любую реальность. А тот, кто сможет создать Бога своим воображением, может стать ему равным.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Лабиринт смерти» — сюрреалистический ответ на вопрос «что такое человек?». Понять некоторые вещи, которые там происходят — невозможно, но именно из-за этого я и читаю романы Филипа Дика, ведь так талантливо и мастерски передать свои психоделические фантазии может только он.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«А как насчет мира , где мы — спокойные , мертвые — лежали бы в гробах? Ведь, по существу, именно это нам и нужно».

Честно признаюсь,как бы я не старался ,я не смогу написать ничего нового о романе великого мастера. Мы же все прекрасно понимаем- это классика, многослойное , сложное ,умное, безумно интересное произведение. Это Филип Дик . Я хотел бы привести аналогию, с которой многие , я думаю, согласятся. Кто нибудь пытался определить жанр в котором пишет этот человек? Психоделика? Притча? Философская фантастика? Может, магический реализм? Триллер , комедия, ужасы?Может все сразу? А давайте вспомним Квентина Тарантино (я знаю, киноманы будут рады такому сравнению), ведь нельзя определить направление ,в котором снимает этот великий режиссер . Мы с гордостью называем эти фильмы «тарантиновскими» и когда выходит в прокат что-то похоже , мы говорим «О, да этот фильм в стиле Тарантино». Понимаете ,он создал это уникальное направление, он сломал принятые устои, это его жанр.Так и с нашим любимым Диком, его произведения не поддаются классификации , они по своей сути «диковские» и ничего с этим не поделаешь. Да, есть романы , несколько нетрадиционные для него ,но мы говорим о созданной им ни на что не похожей форме повествования. И моему восхищению нет предела...

Что касается конкретно «Лабиринта Смерти»- абсурд ,сюрреализм, фантасмагория. Я читаю, и понимаю , что я ничего не понимаю,но это так захватывает , я как будто смотрю чей-то сон, и я хочу еще ,больше,больше...Конечно ,после прочтения я несколько раз перепрочел концовку, многое обдумал. Знаете роман очень грустный,и каждый в нем увидит что-то для себя (классика,вы понимаете). Поднимается множество философских проблем,Дик не стесняется показывать свою эрудированность , заставляет нас думать (а с таким захватывающим повествованием время на это не остается ,приходится записывать карандашом обрывки мыслей и после прочтения к ним возвращаться).Основное , что я увидел это проблема модного в наши время (порой выставляемого на показ) атеизма и веры , религии в общем ее понимании.Проникновение в суть проблемы очень глубокое и я думаю каждый должен этим проникнуться , потому что это про всех нас. Я уверен всем нам нужна вера ,иногда даже во вред правде и здравому смыслу,возможно, на границе с патологией и помутнением рассудка.

Вместе с тем ,раскрывается экзистенциальная проблема стремления к смерти , саморазрушение, агрессия.Масса психологических выкладок тесно сплетаются с религией и философией- рай для литературного гурмана.

Отдельно по поводу религии. Да ,это правда ,очень логически завершенная,крайне продуманная и интересная система. Мне в отдельные моменты все это напоминало «Князя Света» Р.Желязны.

Читая отзывы,наткнулся на негативную рецензию ,где говорилось о шаблонности персонажей. В некотором смысле, я соглашусь с этим . Дело в том , что их образы и характеры созданы скупыми,но очень точными штрихами, намеренно, а все остальное время отводится под очень сильное повествование . Здесь объёмность персонажей постольку поскольку , как говориться)

Подводя итоги , хотелось бы отметить , что Дик ,как всегда, оставляет нам массу вопросов ,на которые мы сами должны ответить.Я долго еще буду думать над определенными элементами концовки( философской и сюжетной частью) и благодарить Дика за его творчество.

Безусловно, 10 из 10

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хотя чтение доставило не мало удовольствия, разобраться что же все-таки происходит в этой книги у меня не получилось. Да и не вяжутся как-то в одном произведении психоделика, детектив и триллер. У каждого свои каноны, свои принципы, которые не всегда можно друг с другом увязать. Одно из важных моментов в романе — самопровозглашенная логически не противоречивая религия, по-моему довольно абсурден. А концовка так и вовсе добила —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
главный герой мог исполнить любое свое желание, и он выбрал ПРЕВРАТИТЬСЯ В КАКТУС!!!
Ну как это можно серьезно воспринимать!?

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх