fantlab ru

Филип Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.34
Оценок:
4274
Моя оценка:
-

подробнее

Мечтают ли андроиды об электроовцах?

Do Androids Dream of Electric Sheep?

Другие названия: Bladerunner; Бегущий по лезвию бритвы; Бегущий по лезвию; Снятся ли андроидам электроовцы; Мечтают ли андроиды об электрических овцах?

Роман, год (год написания: 1966)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 282
Аннотация:

После ядерной войны Земля превратилась в выжженную, умирающую пустыню. Вымерли почти все животные. Большинство людей давно перебрались на другие колонизированные планеты солнечной системы. Те же, кто был вынужден остаться, влачат жалкое, унылое существование в городах, тоже приходящих в упадок. Один из таких людей — Рик Декарт — профессиональный охотник на андроидов. Рик получает задание выследить и уничтожить нескольких беглых андроидов, нелегально прибывших на Землю. Но в ходе охоты у него невольно возникают сомнения. Рик задаётся вопросом — а гуманно ли это, уничтожать андроидов?

Примечание:

Существует также серия сиквелов к экранизации Ридли Скотта, три книги К. У. Джетера «Blade Runner sequels».


Входит в:

— условный цикл «Мерсерианский цикл»

— антологию «Бегущий по лезвию», 1992 г.

— антологию «Чужой», 1993 г.


Награды и премии:


лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

лауреат
Премия финского журнал "Портал" / Portti-palkinto, 1990 // Переводной роман / сборник (США)

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1968 // Роман

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2002 // Переводной роман (США, 1968)

Экранизации:

«Бегущий по лезвию» / «Blade Runner» 1982, США, Гонконг, реж: Ридли Скотт



Похожие произведения:

 

 


Бегущий по лезвию
1992 г.
Бегущий по лезвию бритвы
1992 г.
Бегущий по лезвию бритвы
1992 г.
Мечтают ли андроиды об электрических овцах?
1992 г.
Мечтают ли андроиды об электроовцах?
1992 г.
Человек в высоком замке
1992 г.
Чужой
1993 г.
Гибельный тупик
1993 г.
Бегущий по лезвию бритвы
2003 г.
Бегущий по лезвию бритвы
2004 г.
В ожидании прошлого
2004 г.
Свободное радио Альбемута
2010 г.
Бегущий по лезвию бритвы
2011 г.
Мечтают ли андроиды об электроовцах?
2016 г.
Бегущий по лезвию: Мечтают ли андроиды об электроовцах?
2017 г.
Мечтают ли андроиды об электроовцах?
2018 г.
Мечтают ли андроиды об электроовцах?
2021 г.
Мечтают ли андроиды об электроовцах?
2022 г.
Мечтают ли андроиды об электроовцах?
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Особое мнение
2017 г.

Аудиокниги:

Бегущий по лезвию бритвы
2008 г.
Мечтают ли андроиды об электроовцах?
2017 г.
Мечтают ли андроиды об электроовцах?
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Do Androids Dream of Electric Sheep?
1968 г.
(английский)
Les Androïdes rêvent-ils de moutons électriques?
1979 г.
(французский)
Czy androidy śnią o elektrycznych owcach?
1993 г.
(польский)
Do Androids Dream of Electric Sheep?
1997 г.
(английский)
Blade Runner
1999 г.
(английский)
Do Androids Dream of Electric Sheep?
1999 г.
(английский)
Philip K. Dick: Four Novels of The 1960s
2007 г.
(английский)
Do Androids Dream of Electric Sheep?
2009 г.
(английский)
Do Androids Dream Of Electric Sheep?
2010 г.
(английский)
Blade Runner. Czy androidy marzą o elektrycznych owcach?
2011 г.
(польский)
Do Androids Dream of Electric Sheep?
2011 г.
(английский)
Do Androids Dream Of Electric Sheep?
2012 г.
(английский)
Чи мріють андроїди про електричних овець?
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если кратко — прекрасная идея с не самым удачным исполнением. Вроде понравилось, но чего-то не хватило. После прочтения не отпускало ощущение, что это черновик, из которого только планируется создать роман.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Где-то во второй половине 90-х мне попалась игра на восьмибитке — Power Blade 2. В ней ты играл за крутого офицера безопасности, который бегал по уровням и уничтожал киборгов. Кто-то из друзей сказал, что игра по сюжету напоминает фильм «Бегущий по лезвию», которого я на тот момент не смотрел и вообще спутал его с другим фильмом — «Бегущий человек», который с Арнольдом Шварцнеггером. Тем более что в игре главный герой очень похож на Арни. Долгое время я считал, что «Бегущий по лезвию» и «Бегущий человек» — это один и тот же фильм, пока дома не появился интернет, из которого я узнал, что был неправ. Дело было за малым — устранить пробел и посмотреть «Бегущий по лезвию».

Несмотря на свой солидный возраст (фильм снят в 1981 году), он произвел на меня очень хорошее впечатление. Фильм рассказывает о будущем, в котором клоны людей перемешались с самими людьми и угрожают геноцидом. Клоны (репликанты) хотят жить обычной жизнью человека, но не могут по задумке создателей. А у людей проблема в идентификации репликантов, чтобы понять, кто перед тобой — обычный нормальный человек или опасный клон? Фильм снят роману Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах». Почему-то долгое время я игнорировал книгу, потому что считал, что раз фильм посмотрел, но этого достаточно. Но потом где-то прочитал, что фильм отличается от книги, в которой концовка была совсем иной. Это ли не повод взяться за книгу?

Как оказалось, роман довольно сильно отличается от фильма. Главная суть та же — люди и клоны, как их отличить? Но если в фильме клоны хотели долго жить и иметь равные права, то репликанты в книге на долгожительство не претендовали. Они выполняют прислужников-рабов на Марсе, но каким-то образом проникают на Землю, чтобы зажить нормальной жизнью простого обывателя. Не обходится без убийств, поэтому для устранения опасных преступников-клонов нанимают специальных киллеров. Главный герой романа — как раз такой киллер. За устранение репликанта дают много денег, которых можно потратить на удобства или на покупку настоящего живого животного, а не робота-животного, которым никого не удивишь. Да, в мире будущего животные на грани вымирания, а многие виды и вовсе уничтожены. О живых животных мечтают люди, поэтому в названии и задается вопрос о том, мечтают ли бездушные клоны об электроовцах?

Когда много читаешь, то книгу, от которой невозможно оторваться, находить становится с каждым разом все сложнее. И какое же счастье, когда ты находишь именно такую книгу. В этом году для меня таким «залипательным» романом стала именно эта книга. Она небольшая, всего 350 страниц. Обычно такие книги у меня читаются на 4-5 дней, но от этой я не мог оторваться и готов был прочитать еще 10 страниц, потом еще 10, а потом ждешь скорее завтрашнего дня, чтобы дочитать. Это действительно шедевр, и мне очень обидно за то, что я не прочитал его 10-15 лет назад. Роман нисколечки не устарел, его спокойно можно читать в любом возрасте, в любое время и при любой погоде. Я бы поставил на вершину киберпанка именно эту книгу. Книга задает огромное количество вопросов — чем отличаются клоны от людей? Может ли клон иметь душу? Может ли человек страдать за то, что убил клона или может ли клон страдать за убитое животное или человека?

Это шедевр. Как и все творчество Филипа Дика. 10/10.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из моих самых любимых книг — те что перечитываешь с интересом, а бывает и открываешь новые глубины. В «Андроидах» как раз именно такой случай — при каждом новом чтении я открывал для себя новые пласты смысла и истории заложенные автором.

Книга без сомнения стоит прочесть, особенно если вы любитель «Бегущего». На конкретике всё, дальше пойдут мысли.

Моё знакомство с бегущими по лезвию началось с просмотра легендарного фильма в который я просто влюбился — я ничерта не понял в том возрасте но фильм меня зацепил. Знаете когда интуитивно влюбляетесь в какую-то вещь, разумом не можете объяснить, но любите сразу, и только через года прокачав мозги до нужного уровня уже можете дать себе пояснение за что же вы тогда полюбили это — интутивно, душой!

Ну а первое чтение книги, точнее начало вообще сложилось курьёзно — зашли мы ночью к подруге, ребята решили уединиться я же ещё в прошлые разы заприметив томик пошёл на кухню чтобы наконец-то открыть для себя оригинал. Правда углубится в чтение у мня не получилось — у них там что-то не пошло и через непродолжительное время мы покинули место. Пришлось искать книжку.

Фильм противоположен книге по подаче репликантов и людей (в книге репликанты жестокие и убогие машины с интеллектом 3-летнего ребёнка, не все конечно, но они в основе своей жестоки и не ценять жизнь. Декарт же планомерно отстреливающий всю эту погань со временем начинает сомневаться в своей человечности и боится того что сам начинает превращаться в холодную безэмоциональную машину — в этом-то страхе Декарта и есть основной посыл книги.) А ещё в книге есть очень важная ветка о всечеловеческом сопричастии посредством месмеризма (по фамилии одного учёного. У Дика кстати много таких мелких отсылок к разным ученым и течениям) — и здесь думать можно много (есть даже небольшой рассказ о месмеризме написанный несколькими годами ранее «Чёрный ящичек», он так же входит во вселенную Бегущего).

Ктому же книга на мой взгляд более жёсткая по сравнению с фильмом — ну всё таки репликанты реально холодные и жёсткие ублюдки тактики да глава коропорации тот ещё жук. Рэйчел вообще сука каких поискать (мне кажется создатели Бегущего 2049 вдохновлялись оригинальным образом при создании Лав, уж сильно она похожа на книжный оригинал). Они тут не философствуют, а сразу пытаются оторвать тебе голову, либо всячески убедить что ты сам робот которого нужно убить. Да вообще высшего уровня репликанты того и гляди скоро захватят человечество по тихому. Дик показывает власть таких моделей не явно намёками, интервью, вторым уровнем сюжета. Его мир холоден и в нём нужно думать и строить такие же цепочки к победе как в игре престолов — не щучу — во время проверки инструмента эспер (допрос РЭйчел в фильме) Тайрел и его племянница так крепко взяли Декарта за яйца, что он чуть ли не ручным наёмник стал.

В общем в книге много уровней и идей, которые открываются с новым прочтением. Читать книгу одно удовольствие (там и подумать и экшн и крутые повороты и как обычно у Дика ты сам не знаешь человек ли ты. И даже мистики чуть-чуть).

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мечтают ли андроиды об электроовцах?

(Также как мечтают люди в этой книге о настоящих овцах, козах, лошадях)

Прочитал этот роман с таким необычным и можно сказать странным названием.

Это мое первое знакомство с Филипом Диком в письменной форме. Я как и все смотрел популярные фильмы снятые по его произведениям — скучного, но красивого Бегущего по лезвию Ридли Скотта, и его продолжение снятое уже Дэнни Вильневым, которое по атмосфере даже ближе к оригинальной истории, чем первый фильм; Вспомнить всё — старый и новый, Крикуны — все эти фильмы имеют особенный сюжет, ломающий мозг; не зашел мне только фильм Помутнение с Киану Ривзом, но скорее просто из за картинки — режиссер Линклейтер испортил фильм, решив выпендриться и разукрасив каждый кадр киноленты, превратил ее в какое то искусственное нечто — и не фильм и не мультфильм. Мне не зашло. Совсем.

Что же до романа Дика.

Он очень грустный. И Странный. Есть эти фирменные игры с нереальностью реальности.

В целом я и разочаровался и с другой стороны мне было интересно читать — язык простой, порой кажется что слишком, и что это подростковая книга.

Концовка странная и не совсем понятная. Куда он там восходил и зачем. Что с Рейчел. Что со вторым охотником? Привык я к объемным современным книгам, а тут всего 180 страниц, очень мелкого текста в издании от Эксмо 2010 года (серия ШФ).

180 — так мало. Хотелось бы продолжения. Но его нет.

Но произведение все же хорошее, так как читалось взахлеб, наполненное какой-то неуловимой добротой, даже гуманизмом, рассуждениями о живом и неживом, о людях и андройдах, о настоящих животных и их электрических копиях. И захотелось пересмотреть оба фильма. В каждом есть что то от оригинальной истории. В первом Декарт и Рейчел. Во втором атмосфера выжженной пустыни (так вот откуда она взялась! из книги).

А и да киберпанка в книге нет — всех этих китайских красных мигающих и неоновых вывесок, на рынках с их стряпней и в витринах магазинов, сверкающих в ночи на узкой оживленной улице, взломов компьютеров, в общем всего того что привнес Ридли Скотт в своем фильм Бегущий по Лезвию.

Но в книге есть своя атмосфера и свои достоинства. Правда она оставляет все же чувство великой грусти.

7/10.

Плюсы и минусы, с частичным раскрытием сюжета.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Из плюсов —

- Атмосфера мира после масштабной ядерной войны. Пыль, песок. Разруха и опустение. Последствия радиоактивной пыли для людей.

- Оригинальные идеи — люди-андройды, секс с андройдом, прибор настроения, прибор религиозной симуляции (не очень понял что это и зачем, кроме общего принципа — приобщения)

- Расследование и постоянное движение (кроме линии Изидора, она менее интересная, но не менее трогательная). Нет воды.

- Фирменные диковские майндфак-моменты (вас обманули и все что вы знали до этого — ложь и обман — работа, жена и все остальное)

- Простой язык, быстро читается.

- Вскользь поднимаются философские вопросы — что есть человек и живое существо и не живое. Этим не тычут в лицо. Поданно органично.

- Любовная линия с девушкой-андройдом!

Минусы:

- Слишком простой язык, быстро читается. Хотелось бы больше прочитать об этом мире, и об этих героях. Хотелось бы наверное чуть более объемного и сложного языка, чтобы читалось ни как совсем уж подростковое пустяковое чтиво без изысков.

- Спорная линия с религиозной коробкой, и всем с этим связанным, в частности с восхождением героя на пыльную гору ближе к финалу. И те его бредовые речи в разговоре по телефону со своей секретаршей.

- Сама идея про владение НЕ домашними животными (лошадьми, баранами, козами) в городе, в многоквартирных домах вызывает смешанные чувства и кажется попросту чрезмерно наивной.

- Финальный бой с Роем Бейти — главарем группы сбежавших андройдов в книге — никакой, по сравнению с фильмом. Это и боем не назвать, одна сценка очень скоротечная и всё. Вызвала разочарование.

- В целом концовка открытая. Мы не знаем какие решения принял главный герой. Что с ним будет, с женой, с девушкой-андройдом. Не хватает продолжения.

- Действительно грустные моменты. Особенно убийство оперной певицы-андройда, которая хотела просто жить и заниматься любимым делом, и не представляла по описанию никакой опасности для людей.

- Оборванные и забытые сюжетные линии. Причем в таком то маленьком романе. Целый фиктивный полицейский участок из андройдов — забыт и Декарт даже не доложил о нем начальству. Как? Также безвестно со страниц исчезает и безжалостный но интересный персонаж — еще один охотник на андройдов из фиктивного участка.

- Всбирание на гору с закидыванием камнями в религиозном приборчике. Видения пророка Декарту. Раны от камней полученные в симуляции этого прибора отображаются в реальной жизни. И какая то нарисованная луна и небо где то. В этом приборе? Все это никак не объяснено.

- Вызывает грусть при прочтении.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта повесть — просто эталон голливудского блокбастера с их набившей оскомину внутренней пустотой, стоящей за внешней красочностью.

Она так же как они состоит из отдельных сцен, чередующих различные ощущения — повседневность, рутина, грусть, затем внезапно экшон, экшон, ЭКШОН! Затем сопливая сцена, какая-то мистика, пара скриммеров, еще немного экшона, затем легкий секас и в конце концов расслабляющая развязка.

При том на лицо полное попустительство к деталям или связности сюжета.

Весь расчет на то, что внимание читателя, как и у стандартного голливудский зрителя, через секунду уже отвлечено чем-то новым, предыдущие сцены не задерживаются в его памяти ни на секунду. Хруст попкорна прямо-таки стоит в ушах.

К середине произведения голливудским духом от повести начинает разить так сильно, сюжет настолько погрязает в ляпах и нестыковках, что повествование начинает напоминать горячечный кошмар тяжело больного. Возникает подозрение, что в намерения автора как раз и входило спародировать этот конвеерно-штамповочный стиль, довести его до полного абсурда.

В пользу такого замысла говорит и явно присутствующая сатира на показную обязательную американскую набожность, борьбу за «социальный статус», выражающийся в покупках бессмысленных предметов роскоши, замену реальных чувств фармакологией (привет, бум антидепрессантов шестидесятых годов) и зомбирующие крикливые телевизионные шоу.

Так что составить однозначное мнение по повести трудно — с одной стороны, вроде как автор пытался выразить и донести какие-то идеи, пусть не поврачевать социальные язвы, но хотя бы «поболеть больной совестью» (с)

С другой стороны, все это намешано в такую кашу, что увязнуть в ней проще простого.

Думаю, для окончательного понимания не мешает почитать другие произведения Филипа, тогда станет ясно, графоман ли он, тупо накидывающий бессмысленную мозаику в калейдоскоп, или серьезный писатель со своим самобытным стилем.

Кстати, произведение, при относительно небольшом размере, настолько насыщено... хм.. «контентом», что даже не смотря на то, что в экранизации с поистине мясницким размахом оттяпано как минимум три четверти сюжета (оставлена только линия андроидов, да и то не целиком), получился вполне себе проходной фантастический боевичок.

Оставлю без оценки, потому что сразу после прочтения сильно кидает от единицы за явную макулатуру до шестерки за неплохую попытку, либо даже девятки за отличное исполнение. В целом — читать стОит, вещь однозначно не скучная и равнодушным точно никого не оставит. Составьте свое мнение.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень большое количество ляпов, недостоверностей и логических провалов.

Философские вопросы внятно и остро не поставлены. Читатель фантастики, уже будучи опытным, ставит их себе сам, потому что знает, про что тут может идти речь.

У меня сложилось впечатление, что роман сырой и недоработанный.

Тем не менее, этот роман — очень важная веха в развитии фантастики. Но с сегодняшних позиций представляет скорее исторический интерес.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Визитная карточка Филипа Дика, если не самое лучшее, так уж точно самое известное его произведение. Две экранизации, культовый статус и всё такое прочее. Фактически — протокиберпанк, книга, определившая многие архетипы киберпанка ещё до того, как он состоялся как жанр.

Тоскливая атмосфера умирающего после ядерной войны земного общества. Кто-то покидает Землю для колонизации других планет, кто-то остаётся. Поиск новых смыслов жизни, попытки жить в привычном, но ставшем таким агрессивным мире. Люди и их создания — андроиды. За кем будущее? Может ли машина мыслить? Имеет ли андроид право именоваться существом? Есть ли у него вообще какие-то права?

Несколько наивный местами, но в общем очень сильный роман.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Далекое (или нет?) будущее, где после ядерной войны большую часть человечества заставили переселиться на внеземные колонии (из-за последствий радиации, а в качестве дополнительного стимула — слуги-андроиды, сопровождающие людей на новых местах). Также почти все животные вымерли, а оставшиеся виды представляют большую финансовую и социальную ценность — иметь домашнее животное считается роскошью. Почему-то показалось странным, что человечество приходится ЗАСТАВЛЯТЬ переехать с полуразрушенной планеты на более пригодные для жизни земли, да еще и с бесплатной прислугой — было бы наоборот более логичным, если бы все сразу захотели сами улететь подальше. В такой постапокалиптической атмосфере в центре внимания — история Рика Декарда, охотника за головами, помогающего полиции отлавливать беглых андроидов, вернувшихся на Землю.

Лучше всего Дику удалось передать сложность определения наличия сознания у андроидов — здесь они практически не отличимы от человека, а идентифицируют их с помощью специальных тестов, например, самый практичный — проверка психологической реакции на те или иные события. В итоге главному герою не раз приходится задуматься о собственном разуме и поступках андроидов, преследуемых им. Часть романа, где Рик встречается со своим «братом по профессии» Филом Решом мне понравилась больше всего, здесь все персонажи становятся неоднозначными, теряется грань кто же есть кто на самом деле?

Вторая половина, наоборот, по большей части разочаровала, так как в основном связана с культом мерсеризма — религиозно-философского учения (больше смахивает на секту), последователи которого с помощью специального прибора «вселяются в тело» божества-мученика и вместе с ним проходят восхождение по горе, забрасываемые камнями. Имхо — такое себе развлечение. Подается это здесь как проявление способности к эмпатии и состраданию и помогает сравнить человека с андроидом, но я бы предпочел увидеть более приемлемую аллегорию для этого.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классический Филип Дик и его мир андроидов

Как и во многих случаях прежде, я познакомился сначала с известным и эпохальным фильмом Ридли Скотта 1982 года «Бегущий по лезвию». Отличная картина, которая с течением времени стала классикой и даже обзавелась сиквелом спустя 35 лет.

Но вот прочитать первоисточник от одного из моих любимых писателей Филипа Киндреда Дика удалось уже будучи взрослым. Что я могу сказать. После прочтения я переосмыслил для себя полнометражную картину Скотта, как, впрочем, и весь книжный мир, что существует в произведении Дика.

Автор знакомит нас со своим миром недалекого будущего, который и сегодня все еще является фантастическим для человечества. Люди освоили другие планеты, развязали войны и создали себе помощников — андроидов, которые помогают людям жить в космических колониях. С течением времени эти машины стали эволюционировать и задаваться вопросами о том, какова их роль в этом мире, и почему они должны подчиняться человечеству. Дошло до того, что андроиды начали бунтовать. На Земле же создали специальное подразделение Бегущих по лезвию, людей, которые должны были выискивать беглых андроидов и устранять их прежде, чем те могли наломать дров, причинив вред человеку.

В центре сюжета один из Блэйдраннеров Рик Дэкард, которому предстоит начать охоту на группу андроидов, что оказались на Земле и требуют ликвидации. Дэкард предстает, как умелый охотник за головами, и вместе с ним читателю нужно не только изучить существующий в романе мир будущего, но и погрузиться в познание людьми самих себя, как вида, попытаться понять чувства искусственных созданий — андроидов и попытаться ответить для себя, а где вообще проходит грань между истинным человеком и мыслящей машиной, которая вполне может отождествлять себя со своим создателем, а иной раз даже считать себя более развитым существом.

Филип Дик в этом произведении задает правила будущего популярного направления Киберпанка, пока еще размыто, но достаточно узнаваемо передает постулаты, что действуют в таком мире. Помещая своих героев в поствоенный опасный мир будущего, автор начинает исследовать различные области человеческих мыслей через призму видения мира своими героями. Кто такой человек? А чем определяется человечность? Справедливо ли понятие человечность только для биологического человека? Или созданные людьми андроиды тоже могут проявлять человечность? Данная проблема поднимается у многих авторов, которые пишут о роботах. Но у Филипа Дика это особенное видение мира, где судьбы героев переплетаются, а читатель будет сам определять, как быть с вышеозвученными понятиями.

И подобные вопросы человечности актуальны в нашем мире до сих пор, хотя, как таковых разумных машин, созданных человеком все еще нет. Это дело будущих размышлений, когда наш вид все-таки доберется до такого уровня технического прогресса, когда истории писателей-фантастов наконец-то станут реальностью. Вот тогда и развернутся настоящие дебаты законотворцев о том, имеет ли право машина подходить под определение «человечный». Мир жесток. Мы до сих пор можем наблюдать все еще малую развитость гуманности отдельных людей и обществ, которые, кажется, застряли в прошлом, оставаясь адептами прежних законов миропорядка, где все решается силой, а не сотрудничеством и желанием развития человечества. Конечно же такой подход сильно тормозит развитие всего нашего вида. Но будь даже сегодня у нас андроиды из произведения Филипа Дика, вопрос о человечности стоял бы очень остро. Особенно, когда биологический человек может быть жестоким, деструктивным, опасным для себе подобных, а робот вполне достойно сможет понимать, насколько важна человеческая жизнь, уметь созерцать прекрасное даже в самых обычных вещах, стремиться познать, как можно больше, особенно если ему отмерен короткий век жизни.

Автор по-своему прекрасно представляет нам мир гипотетического будущего, где люди все еще учатся жить, делают правильные и неправильные вещи, иногда задумываются о том, какую ответственность они несут перед обществом и вновь созданной расой машин. Роман Дика призван учиться жить и реагировать на изменения в нашем мире, становиться более гуманными и переходить на новую ступень ментальной эволюции. Ведь мир намного сложнее, чем он есть. И каждая форма жизни имеет право на существование. Даже, если человечеству кажется, что оно стоит выше этой новой формы по развитию и праву.

9 из 10

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Общество патентованных лицемеров, которые безо всякого сострадания истребляют беглых рабов, биоандроидов-репликантов, за то, что те, якобы, не способны испытывать эмпатию.

Обыватели так носятся со своими зверушками, большой частью механическими, и так мало в действительности делают для сбережения оставшейся биосферы планеты, что быстро понимаешь: ими движет не чувство вины и не потребность заботиться о живом существе, а стремление подчеркнуть свой социальный статус. Животные стали большой редкостью после катастрофы, а что редкое — то и ценится.

Регулярные сеансы коллективной эмпатии лишь подчёркивают лицемерие, поскольку такая «эмпатия» бесплодна, она не приносит реальной пользы окружающим, особенно тем, кто нуждается в живом и деятельном сочувствии.

Вот такие впечатления остались от книги по прошествии лет. Даже если автор был бы не согласен с вышеизложенной интерпретацией ни по одному пункту.

На долю романа выпал неожиданный успех. В масштабах творчества Филипа Дика он не то, чтобы проходной, скорее даже входит в десятку главных. Но именно этот роман Ридли Скотт очень вовремя и очень удачно переиначил в духе набиравшего тогда популярность киберпанка.

Как и о всякой классической вещи, об «Электроовцах» можно рассуждать долго, только зачем? В других отзывах и так сказано слишком много.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если задаться вопросом, каким словом (но только одним) можно охарактеризовать этот роман, то словом этим окажется — безумие. Сумасшествие. Безумные герои в сумасшедшим мире. Их сущность, характеры и поведение настолько сильно отличаются от наших, что сопереживать им совсем не получается. Вполне может быть, что автор задавался именно этой целью или около того. И в этом случае с поставленной задачей Филип Дик блестяще справился. Чуждый мир и чуждые нам герои.

Кстати, мне одному показалось странным и нелогичным, что Декарт и Реш, выбравшись из фальшивого полицейского участка, направляются на поиски Любы Люфт, вместо того чтобы как можно скорее сообщить в настоящее полицейской управление о том, что совсем рядом находится очень странное учреждение, кишащее беглыми андроидами? Здесь вот я как-то не до конца понял, почему так — или всё дело в том, что за ликвидацию Люфт Декарту точно заплатят, а с фальшивым полицейским участком ещё нужно разбираться, что там да как?

В целом, книга оставила сильное впечатление, безусловно, классика социально-психологической фантастики, очень своеобразное произведение, о котором, впрочем, рассуждать как-то и не с руки — ибо настолько известное и закомментированное, что добавить что-то новое практически невозможно.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долгое время все мои представления о данном романе складывались из известного фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» (Bladerunner). Я даже забыл о том, что у меня имеется и само оригинальное произведение. На днях выяснилось, что его-то я совсем забыл прочитать. Благодаря коронавирусу, у меня подвернулась возможность исправить сие упущение. За неполных два дня книгу я одолел и сделал для себя два вывода: во-первых, роман и фильм — это немного разные вещи, хотя и имеющие между собой много сходного; во-вторых, правильно понять фильм без книги практически невозможно. Второе, впрочем, очевидно всем: в литературном произведении экранизировать можно далеко не всё, т.к. многие вещи совершаются в романах неявно, в головах главных действующих лиц, и адекватно показать их получается далеко не всегда. Тем более, если произведение относится к научно-фантастическому жанру. К анализу расхождений с фильмом я вернусь в самом конце аннотации, а пока кратко проанализирую сам роман.

Итак, на календаре — конец 20-го века. Люди уже успели повоевать и практически уничтожили естественную природную среду: многие виды животных вымерли (особенно, птицы) или перекочевали в домашние зоопарки. Большинство людей покинуло Землю, отправившись за удачей на другие планеты Солнечной системы. Однако, быт первопроходцев чрезвычайно суров и опасен, поэтому одно из научных подразделений Пентагона, корпорация «Рэнд», начала выпускать исследовательских андроидов, которые должны были заменить человека в сфере колонизации иных планет. Первые роботы были невероятно сложными и тупыми — без человека они функционировать не могли. Но в дальнейшем их мозг совершенствовался и развивался, пока не достиг той грани, что уравняла его с человеческим. И тогда начались проблемы. Андроиды последней версии стали всё чаще задаваться вопросом: ради чего они каждодневно рискуют своими жизнями, потакая всем прихотям человека? Вскоре дезертирство приняло настолько массовый характер, что на Земле было организовано специальное полицейское подразделение, занимавшееся отловом сбежавших андроидов. Работавших там агентов называли блейдраннерами из-за крайней деликатности их работы: они были обязаны нейтрализовать андроида задолго до того момента, когда он превратился бы в настоящую угрозу для всего общества.

Такая вот антиутопия ближайшего будущего, написанная в год «Пражской весны». Раскол мира на два лагеря был настолько очевидным, что это казалось нормальным и вечным. Автор не упоминает, из-за чего началась ядерная война, но мы и сами можем додумать это за него. В отличие от «Империи Атома» ван-Вогта, мир Филипа Дика более реалистичен: радиация тут не только калечит, но и убивает, а также отравляет окружающую среду. Исчезли все дикие животные и одним из главных стремлений людей стало стремление завести дома какого-либо любимца. Причем, речь идет не только о котах или хомяках, но также и о лошадях, овцах и даже тараканах! В новом мире престижность человека определяется по его домашнему животному. Можно, конечно, приобрести электронную версию, но большого престижа это не принесет, разве что удовлетворит чье-то больное самолюбие. Поэтому главный герой так легко тратит заработанные деньги на обычную козу. Сама сцена замены электроовцы на козу выглядит весьма забавно, учитывая особый статус этого животного в наше время. Второй «фишкой» людей постъядерного общества является острая необходимость в эмпатии — сопереживании друг другу. В ходу специальные устройства, создающие необходимый эмоциональный фон, — стимуляторы настроения Пенфилда, а также эмпатические ящики, позволяющие людям ощутить себя на месте нового святого, побитого камнями на священной горе. Эти две вещи играют огромную роль в сюжете, показывая нам, до какой степени деградировало человечество, разучившееся сопереживать друг другу в реальном мире. Автор иронично показывает нам все недостатки подобных эрзацев, доводя увлечение ими до полного абсурда (герой Декарда увлеченно гоняется за «бесхозной» жабой и спорит с женой по поводу правильной настройки личного электростимулятора). Впрочем, такие качества человечьей души помогают полицейским идентифицировать андроидов, ведь эмпатия им не присуща — они не понимают сути человеческих слабостей и увлечений. Поэтому все различительные тесты построены на индивидуальной реакции испытуемого в различных жизненных ситуациях — в первую очередь, связанных с излишней жестокостью или сексуальностью. Откуда понять это андроидам, которые весьма приближенно имитируют человеческие чувства? На этом их, собственно, и ловят. Сцена с проверкой Рэчел весьма показательна в этом плане и крайне изобретально описана автором. Из романа становится понятной и сцена провала главного «охотника за андроидами» Холдена, т.к. в фильме совершенно непонятно, отчего испытуемый вдруг нападает на полицейского. На примере новейшей модификации искусственного мозга «Узел-6» показано, насколько опасными и антигуманными могут быть все технологии по созданию искусственного интеллекта. Причем, корпорация «Рэнд» вовсе не стремится идти навстречу полицейским — она, напротив, разрабатывает такие модификации, какие легко пройдут идентификационный тест Войта-Кампфа. Фактически, дельцы от нанотехнологий раздувают начавшийся кризис, способствуя тому, чтобы он превратился в настоящую катастрофу похлеще ядерной войны. Все пороки общества вырисованы настолько гипертрофированно, что порой кажется, будто мы очутились среди сумасшедших или малых детей. Эдакая «комиксность» образа несколько вредит самому произведению — крайне сложно воспринимать его как серьезный технологический памфлет. Например, свинцовые гульфики, которые носят все мужчины Калифорнии, вызывают у нас только ехидную улыбку, но на самом деле они вполне реальны и использовались даже в Советской Армии (например, во время Чернобыльской аварии). Так что к роману вполне применима известная поговорка: «Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок!»

Ну и, наконец, про отличия романа от своей экранизации.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. Увлечение животными и эмпатическими симуляторами в фильме не показано, за исключением единственной искусственной совы в офисе корпорации «Рэнд».

2. По фильму Рэчел присоединилась к Декарду на основе личной симпатии, а если посмотреть в роман, то выясняется, что таким образом она просто хотела нейтрализовать опасного полицейского, выступая заодно с «марсианскими бегунцами».

3. В фильме отсутствует сговор андроидов с умственно-неполноценным Исидором — герой Рутгера Хауэра его банально убивает.

4. Нет в фильме и альтернативного полицейского управления во главе с андроидом Гарландом.

5. Андроиды создавались для колонизации планет Солнечной системы, а в фильме они были солдатами, ведшими войну с инопланетянами на дальних рубежах.

6. У Декарда в фильме не было никакой жены — он был убежденным холостяком.

7. Про русских в фильме не сказано ни слова, хотя знаменитый тест на выявление андроидов разработали именно они.

8. Все действия фильма происходят в Сан-Франциско. Ареал же романа расширен вплоть до Сиэтла (штат Вашингтон).

9. Концовки романа и фильма отличаются весьма кардинально. В романе это банальная и невнятная перестрелка, где андроиды выглядят паникующими идиотами, фактически «сливающими» на корню всю интригу (отсутствие кульминации). В фильме Ридли Скотт организовал на последних минутах настоящий драйв и экшен, заставляющий зрителя вжиматься в кресло и визжать от избытка чувств. И персонаж Рутгера Хауэра выглядит в этой сцене вовсе не безжалостным убийцей, а единственным из андроидов, кто сумел в полной мере осознать важность и уникальность человеческой жизни.

10. В романе Декард и Рэчел расстались окончательно, а в фильме они покидают Сан-Франциско в одной машине, скрываясь от зоркого ока корпорации. В титрах голос главгероя выражает надежду, что ему удастся решить проблему долголетия андроидов, перед которой спасовали ученые «Рэнда».

--------------

РЕЗЮМЕ: роман о противостоянии человека и андроида, развивающийся в антураже радиоактивных развалин Сан-Франциско. Рекомендуется к ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ чтению перед просмотром фильма Bladerunner Ридли Скотта.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На основе этого произведения снят «Бегущий по лезвию бритвы» режиссером Ридли Скотом. И должен признаться, что фильм мне понравился больше. «Бегущий по лезвию бритвы» — это цельное высказывание, где мораль и задумка четко прописаны сюжетом. «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» количеством идей и неоднозначной концовкой оставляет много вопросов. Группа андроидов сбежала на Землю с Марса. Главному герою Рику Декарду поручают найти и нейтрализовать беглецов. Сложность заключается в том, что это андроиды очередного усовершенствоного типа, еще более похожего на человека. В книге ведущую роль занимают два учения. Первое Мерсеризм — это метафизическое течение во главу которого становиться чувство эмпатии, которое есть только у живых существ. Второе транслирует вечно остроумный ведущий Бастер Френдли — практичное и рациональное, является отражением религии андроидов. Книга бесспорно важная для понимания жанра фантастики. Достаточно сказать, что прочитанный ранее «Черный человек» Ричарда Моргана явно отсылал к «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Вывод по поводу андроидов у Дика получился более катагоричен чем в киноадаптации. Никаких сомнений в их пророде в конце не возникает, хотя в первой половине книги всё не так однозначно.

Instagram: @detective.book

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

С этого романа началось мое знакомство с автором. Я не ожидал чего-то впечатляющего, но мой друг настоял на прочтении, и я решил дать шанс этой книге.

С самых же первых страниц на меня свалилась тонна негатива, дабы показать, что привычный нам мир практически погиб. Берет за живое сострадание к главному герою, осознание всех смертей животных вгоняют в тоску и погружают с головой в произведение. Этому способствует также очень живой язык, которым написано произведение. Включаться в суть прочитанного очень легко.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Со временем ощущаешь будто сам находишься в этих пустых домах, вокруг тебя хаос: лишь пыль и мусор, а твои глаза прикованы к экрану эмпатоскопа, а руки — к ручкам. Ты ощушаешь слияние с Уилбуром Мерсером каждой клеточкой тела, и тебя переполняющее чувства единства, радости, сочувствия. По окончанию сеанса понимаешь, что сейчас тебе придется идти кормить свое эрзац-животное

Приятно удивило обилие сюжетных поворотов. Да, большинство из них до боли предсказуемые, но все равно так устроены, что вызывают нужную реакцию нервной системы на раздражитель и мозг в свою очередь предоставляет запасы гормонов в пользование организма.

Не зря роман называют философской научной фантастикой. Интересно читать рассуждения Декарда о гуманоидных роботах и их отличиях от живого, мыслящего человека.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
По ходу романа человек и андроид меняются местами в этическом плане: человек становится бесчувственной машиной для убийств, своеобразной утиль-машиной, собиравшая жизни бунтующих роботов, а андроиды обретают некое подобие чувств, что превращает их в каком-то роде живых... А может это и есть та способность, в которой заключается гениальность современного мозгового блока «Нексус-6»? Впрочем, Дик оставил этот вопрос открытым.

Итог: Эта книга подойдет любителям этичной, гуманитарной научной фантастике, людям, которые хоть раз в своей жизни испытывали сострадание к «железякам» и при этом задавались вопросом: «А может ли оно что-то почувствовать?»

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отвечаю — Нет.

Я уже люблю автора за то, что — 1992 год, советский союз и Ленинград! Все, мое сердце было покорено, а когда он еще дополнительно и про советских ученых, самых гуманных ученых в мире... в смысле разум наше все — это прям сразу понятно — надо читать его еще и еще, и еще.

"— Ленинградские психиатры, — резко оборвал Рика старший инспектор, — считают, что некоторые больные люди не смогут пройти тест по шкале Войта-Кампфа. Если их проверить по полицейской методике, то вполне можно принять за человекоподобных роботов. Ошибка станет очевидна только потом, когда они уже будут мертвы.»

Я ведь фильм смотрела про Бегущего. Специально смотрела, когда узнала что будет продолжение сниматься. А еще это ведь культовый фильм, его надо знать. Оказалось, что я его видела. И даже не один раз, но как-то частями и даже пяля его сознательно ничего из-за этих декораций понять не смогла. Картинка сильно отвлекала от смысла. А тут прочитала и все встало на свои места. И смысл названия именно с русским словом «Мечтают», тоже понятен. Вот «снятся» — это уже не так остро, не так тонко о смысле. Даже «Бегущий по лезвию» — это скорее красота названия, чем смысл вопроса заданный автором. Все же правильное название — это очень важно!

Я не знаю как кратко рассказать о произведении, чтобы не выдать то, к чему так осторожно вел автор. То есть нельзя с ходу завопить — это о чувствах! Или это об эмпатии! Тут надо идти вместе с героем, от одного случая до другого. Смотреть, сопереживать, ужасаться, погружаться в пучину уныния и вдруг увидеть бога. На что-то надеяться и что-то терять. Во что-то верить и в чем-то разочаровываться. Пройти весь путь чтобы дать ответ на заданный в самом начале автором вопрос: «Мечтают ли андроиды об электроовцах». Я знаю ответ для мира созданного Филипом Диком. Он точен. У него нет разночтений. Тут нельзя попытаться давить на жалость — нет. Тут только один ответ. Другое дело, как ты к этому собираешься относиться.

И еще кое-что важное, но чуточку скрытое под основным вопросом. Это опять же яркий показатель капитализма. На что пойдет корпорация, чтобы делать деньги и плевать на все. Это возникает несколько раз за книгу, и ты задаешься вопросом, а они вообще понимают что делают? И что кроме прибыли их волнует? И главное, а что дальше?

Хорошая книжка, можно много важных и интересных тем найти для обсуждения, разбирания их по косточкам. Они у автора не поверхностны, просто отвечал он на конкретный вопрос и не мог не соприкоснуться с другими темами, а мы как внимательные читатели не могли их не отметить.

Я бы советовала перед просмотром фильма читать книжку, понятнее будет, про что кино снимали и кто все эти люди)

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх