FantLab ru

Филип Дик «Помутнение»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.37
Голосов:
1250
Моя оценка:
-

подробнее

Помутнение

A Scanner Darkly

Другие названия: Скользя во тьме

Роман, год (год написания: 1975)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 103
Аннотация:

В недалёком будущем эксперименты с наркотиками становятся обыденным делом. Роберт Арктор крепко подсаживается на препарат С — «выжигатель мозгов», довольно опасная штука, которая стала слишком популярной. Правительство это понимает и принимает меры. За Бобом ведётся наблюдение агентом Фредом. Или это его паранойя, вызванная употреблением препарата? Всё чаще вокруг происходит необъяснимое, реальность стирается и замещается наркотическими видениями... Или же наркотик вызывает реальность, а не видения?.. Боб всё глубже погружается в безумие, пытаясь выяснить кто же он такой...

Примечание:

Впервые на русском языке роман вышел в журнале Юность в 1989 году (номера 4 — 6) в переводе В. Баканова. В сокращении примерено на 40%. Книжная публикация в сборнике детективов 1990 года — тоже в сокращении, по журнальному варианту. Полный перевод вышел лишь в 2004 году, в переводе В.Баканова и А.Круглова (Круглов и доперевел вторую половину).

Журнальный вариант — 241 т.зн.

Книжный полный вариант — 393 т.зн.

В 2005 в Амфоре вышел новый вариант перевода другого переводчика, Михаила Кондратьева.


Входит в:

— журнал «Юность 1989'04», 1989 г.

— журнал «Юность 1989'05», 1989 г.

— журнал «Юность 1989'06», 1989 г.

— антологию «Детектив-3. Большой налет», 1990 г.

— антологию «Помутнение. Красная площадь. Высокие ставки», 1994 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1979 // Роман

лауреат
Золотой Граулли / Graoully d'or, 1979 // Зарубежный роман

лауреат
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 1991 // Научно-фантастическая книга (США)

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1978 // Лучший НФ-роман. 3-е место

номинант
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма (перевод)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1998 // Научная фантастика (США)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книги — Лучшая зарубежная фантастика

Экранизации:

«Помутнение» / «A Scanner Darkly» 2006, США, реж: Ричард Линклейтер



Похожие произведения:

 

 


Детектив-3. Большой налет
1990 г.
Помутнение. Красная площадь. Высокие ставки
1994 г.
Помутнение
2004 г.
Помутнение
2004 г.
Помутнение
2004 г.
Убик. Скользя во тьме
2005 г.
Свободное радио Альбемута
2010 г.
Игроки с Титана
2016 г.
Помутнение
2017 г.
Игроки с Титана
2018 г.
Помутнение
2018 г.

Периодика:

Юность № 4, апрель 1989 г.
1989 г.
Юность № 5, май 1989 г.
1989 г.
Юность № 6, июнь 1989 г.
1989 г.

Самиздат и фэнзины:

Пролейтесь, слёзы...
2015 г.
Лейтесь, слёзы...
2019 г.
Пролейтесь, слёзы...
2020 г.

Аудиокниги:

Скользя во тьме (Помутнение)
2007 г.

Издания на иностранных языках:

A Scanner Darkly
1977 г.
(английский)
A Scanner Darkly
1977 г.
(английский)
A Scanner Darkly
1978 г.
(английский)
Substance mort
1978 г.
(французский)
A Scanner Darkly
1999 г.
(английский)
Philip K. Dick: Five Novels of the 1960s & 70s
2008 г.
(английский)
A Scanner Darkly
2012 г.
(английский)
Затьмарення
2016 г.
(украинский)
Затьмарення
2020 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Это история о людях, которые понесли слишком суровое наказание за свои проступки. <...> Я любил их всех и вот список тех, кому я посвящаю свою любовь:

Гейлин — нет в живых;

Рей — нет в живых;

Фрэнси — тяжёлый психоз;

Кэти — необратимые изменения головного мозга;

Джим — нет в живых;

Вэл — обширные необратимые изменения головного мозга;

Нэнси — тяжёлый психоз;

Джоан — необратимые изменения головного мозга;

Марен — нет в живых;

Ник — нет в живых;

Терри — нет в живых;

Фил — необратимые изменения поджелудочной железы;

Сью — необратимые изменения сосудистой системы;

Джерри — тяжёлый психоз и необратимые изменения сосудистой системы...

...и так далее.

В память о моих друзьях; лучше их нет. Они останутся со мной и враг никогда не будет прощён. «Враг» — это их ошибка в игре с жизнью. Пусть они сыграют ещё раз по другому. И пусть они будут счастливы.

Филип К. Дик»

Роман, как вы уже поняли, о наркоманах. Но в отличие от многих публикаций, в которых один протест против веществ, здесь Дик отнёсся с пониманием и особой заботой к своим персонажам. Наркоманы здесь такие же люди, как и мы: «Они всего лишь хотели повеселиться, словно дети, играющие на проезжей части. Одного за другим их давило, калечило, убивало – на глазах у всех, – но они продолжали играть». Герои Дика вызывают жалость и сочувствие, они стремились к свободе и независимости от общества, и наркотики подходили на роль альтернативы в этой жестокой реальности. Но эта альтернатива — иллюзорная свобода, оказалась не менее жестоким. «Арктор подошёл к микрофону и, опустив голову, тихо и отчётливо произнёс: — Вот ещё что. Не надо плевать им вслед лишь потому, что они сели на дозу. Большинство из них, особенно девчонки, не знали, на что садятся или что садятся вообще. Просто постарайтесь удержать их...».

По словам автора «роман лишён назидания», он просто рассказывает каков будет итог. И как по мне это верное решение. Книга по большей части автобиографична, так как сам писатель одно время был сам наркоманом и жил с такими как он. По началу он употреблял разные стимулирующие вещества, чтобы можно было больше писать рассказы и романы для поддержания семьи. Чего уж греха таить — я тоже употреблял наркотики разной степени тяжести. Только я употреблял рекреационо, то есть эпизодически: брал определённое количество и употреблял в определённое время, дабы не подсесть, потому что у меня был опыт чуть не подсесть.

Роман-солянка из психологии и фантастики, хотя из такого фантастического здесь можно выделить только одно: костюм-болтунья, который носили Фред и Хэнк на работе, а также другие их коллеги. Принцип работы данного костюма прост:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он каждую долю секунды изменял вашу внешность, налаживая по верх вашего лица лица других людей, мужчин, женщин — словно хамелеон
. По истине довольно тяжёлый экзистенциальный роман, заставляющий вас испытывать такие чувства, как страх, угнетение, уязвимость и тоску; они словно перочинный ножик проникают в живот медленно, но стремительно. Очень депрессивный и реалистичный роман. Довольно динамичный сюжет, который непременно вас затянет и, конечно же, резкий поворот сюжета в диковском стиле, из-за которого ты теряешься в реальности. Конец вышел весьма опустошающим и удручающим, который окончательно добивает тебя. Я даже прослезился, если честно, в конце.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Реквием по играющим детям

***

Роман «A Scanner Darkly» Филипа Дика на русском получил два названия: «Помутнение» и «Скользя во тьме». Я не переводчик, но меня не устраивают оба. Первое учитывает только сознание главного героя, искажая вложенные библейские смыслы. Второе формально заигрывает с «Бегущим по лезвию», облегчая и романтизируя авторский посыл. Учитывая специфику романа, его содержание и некролог погибших от наркомании знакомых Ф. Дика в конце, я бы предложил третье – «Взгляд во тьму».

Наркомания – скользкая тема. Ею эпатируют либо не говорят о ней вовсе. Ф. Дик смог погрузить читателя в состояние изменённого сознания, провести его сквозь распад личности главного героя и привести в чувство, ударив лицом о реальность. Когда действительность ужаснее «глюков» и «ломки», искусственный эпатаж не нужен. Психоделика и сюрреализм кажутся перформансом в сравнении с тем, как некоторые живут на самом деле.

С наркотиками знакома небольшая часть читателей. Однако описанные в романе симптомы испытывал на себе каждый. Опьянение, похмелье, наркоз, отравление и длительный недосып. Вам случалось после вынужденного лишения сна мучительно или, наоборот, совершенно незаметно забыть что-нибудь простое и важное? Ощущать себя как нечто отдельное от себя в больничной палате? Чудом выбраться из погреба, незаметно надышавшись угарным газом? Про алкоголь же и его последствия знает гораздо больше людей, чем сознаётся.

Общеизвестно, что Ф. Дик страдал амфетаминовой зависимостью. Проще говоря, «сидел» на стимуляторах чуть больше, чем каждый второй американец. Тем не менее, даже в США амфетамин называют «кокаином для бедных». В сравнении с кофеином это гораздо более сильнодействующее и долгоиграющее вещество. Не только бодрящее, но способное вызвать эйфорию и галлюцинации. Если кофеин подавляет активность центральных аденозиновых рецепторов, то амфетамин увеличивает выброс дофамина и норадреналина.

Для здоровых людей все наркоманы на одно лицо. В романе «Помутнение» дан взгляд изнутри: чётко прописана многоуровневая градация в зависимости от препарата и тяжести поражения. Каждый «торчок», в принципе понимая свою судьбу, не осознаёт её, отодвигает в неопределённо далёкое будущее. Каждый из персонажей последним узнаёт о том, что он наркоман, и что его время вышло. Сам Ф. Дик даёт такой образ: «Они всего лишь хотели повеселиться, словно дети, играющие на проезжей части. Одного за другим их давило, калечило, убивало – на глазах у всех, – но они продолжали играть».

***

Условное будущее смешного в настоящем 1994-го года. Америка, Калифорния. В группу наркоманов вживлён специальный агент – один из многих и многих – для того, чтобы определить производителя новейшего «препарата». Фокус в том, что ему самому приходится стать зависимым по долгу службы. В центре повествования именно его постепенно разрушающееся сознание.

Фантастический элемент в романе только один – форменный костюм сотрудников федерального отдела по борьбе с наркотиками. Своего рода кольчужный скафандр, составленный из множества призм-экранов. Изнутри прозрачный, наружу выдаёт изменённый голос и миллиарды вариантов черт внешности в хаотичных и постоянно сменяющихся комбинациях.

Реальная польза от подобной униформы минимальна. В толпе не замаскироваться из-за «плывущего» внешнего вида. Рост и объём остаются исходными. Формальное объяснение Ф. Дика – психологическая атака и необходимость быть инкогнито в деловом общении с другими сотрудниками, СМИ и руководством. Как по мне, безликие маски любого цвета выполняли бы эти функции ничуть не хуже.

Действительное назначение спецодежды в создании библейской аллюзии на так называемое «мутное стекло». Апостол Павел говорит о том, что взрослые видят мир не напрямую, а опосредованно. Интересно, что «стекло» может в зависимости от перевода стать «призмой» и «зеркалом». Что же, главному герою приходится воспринимать происходящее в состоянии наркотического опьянения, сквозь костюм и в записи камер слежения.

Ф. Дик не романтизирует наркоманов, не давит на жалость и не смеётся над ними. Жутко становится от повседневных диалогов и монологов персонажей. Знания и остаточная логика ещё есть, а соображения всё меньше и меньше. Длиннейшие безупречные логические построения на деле оказываются полным бредом даже из-за одного нарушенного звена в цепи. Чем дальше, тем «битых файлов» больше, но самому наркоману это невдомёк.

Библейская аллюзия усложняется, когда персонажи один за другим «впадают в детство». Оказывается, младенцы стоят лицом к лицу с истиной. Но нужна ли «братьям» и «сёстрам» Чарли Гордона из «Цветов для Элджернона» истина? Нет, ведь они уже говорят и мыслят иначе. Явление из серии доказательств существования жизни после смерти. Знание с «той стороны» нужно только живым и взрослым. Мёртвым и детям оно без надобности.

«Взрослые» и «дети» становятся у Ф. Дика «умом» и «сердцем». Он иллюстрирует их противопоставление двумя вводными «притчами». В одной наркоманы бросили «мультики» ради застрявшего в разбитом окне орущего бродячего кота. Доза потрачена зря и руки изрезаны, зато животное спасено и накормлено. В другой они в ужасе убежали от девушки, нанявшей их выдворить влетевшее в квартиру крупное насекомое. Узнав, что стрекоза не опасна, красотка всего лишь посетовала, что не убила её.

В финале карты раскрываются. Вроде бы и не ново, что наркобизнес объединил законодательную и исполнительную власти, врачей, науку и благотворительность. Не удивительно, что наркоманы и сотрудники правоохранительных органов одинаково безличные и бесправные пешки в большой игре и личной жизни. Старо и пошло, но от этого ещё страшнее.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вспомните, у кого как началось знакомство с творчеством Ф. Дика.

Ну, эти ощущения, пожалуй, я не забуду никогда.

Половина прошедшей жизни назад, то есть в 2004 году, когда мне было 16, я в очередной раз завис в книжном магазине. Не сетевой, небольшой, времени было не много, места мало, поездка предстояла куда-то по делам с мамой, хотелось забрать с полки чего-то нового в дорогу, запоем читать по пути. Пресытился фэнтези, сказками и прочей научной фантастикой. Открываю аннотацию чуть потрепанной маленькой книжки с оранжевой мягкой обложкой, а там «препараты», «агенты», «паранойя», да еще и «недалекое будущее».

Кто в 16 лет смог бы устоять против такой подачи, хех?

Кто этот автор, который пишет на тему наркотиков, да еще в фантастическом ключе?

Но все же, признаться, сомнения одолевали долго. Уж больно ново и необычно было это поле. Выбирал между тремя-четырьмя вариантами.

По тому, что не помню сейчас остальные варианты, можно догадаться, что выбор в пользу «Помутнения» был сделан правильный.

А дальше – череда книг Ф. Дика в совершенно разных изданиях, пестрое пятно на полке, каждая книга как погружение в новый океан, новый опыт. Как один человек может быть настолько многогранным, что там происходит у него в голове, откуда он столько знает об устройстве мира, и знает ли вообще, и снятся ли андроидам электроовцы? Вопросы, которые приятнее, чем ответы на них, да и кому нужны ответы в этом погружении.

А что «Помутнение», спросите вы? Да что оно, отвечу я. Спасибо Вселенной, что именно эта книга была моей первой среди всех произведений Ф. Дика, ведь не факт, что другие открыли бы дорогу в его феноменальное творчество.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор решил препарировать проблему наркомании изнутри, будучи сам «в теме», добавив к этому немного фантастики типа костюма-болтуньи и неизвестного пока препарата «С». Хотя и эту «фантастику» спокойно можно списать на наркоманское искажение восприятия реальности, коих в романе и так — с головой.

С другой стороны, эта тема, наркоманская, не вызывает у меня совершенно никакого отклика или интереса. Я им не сочувствую и не сопереживаю, единственно что они могут у меня вызвать это жалость, жалость как человеческое существо может опуститься до такого состояния. Автор по-моему сам пишет, что наркомания это не болезнь, а решение начать принимать какие-то препараты — сродни решению броситься под автомобиль.

Поэтому никакой философии, дилеммы, душевных метаний, ничего возвышенного-человеческого я здесь не увидел. Просто наркоманский бред, хоть и не тупой, а по Диковски замысловатый, изложенный грязным сленгом (разве у наркоманов может быть другой?). Достать дозу, перепихнуться, запачкать испражнениями штаны — всё это не входит в сферу моих интересов. У того же Кинга сцены как наркоман колет себе дозу под яичком, чтоб не палили на таможне — выглядят ещё на много отвратительнее, но как показывает статистика — наркоманов меньше не становится, видно сих «назидательных» книг они не читают. А зачем тогда читать их мне? Правда концовка добавила немного детектива, ну там борьба спецслужб против этого зла, и да, признаю, некоторая атмосферность наркоманской безысходности таки присутствует, автору это удалось. Поэтому, благодаря концовке, 1-2 бала я таки добавил, хотя первую треть книги пришлось бороться со стойким желанием закинуть это чтиво куда подальше, и только имя автора удержало меня от этого шага.

И откуда, спрашивается, с моей стороны должно взяться к наркоманам какое-то сочувствие или участие? Ведь эти люди, большинство, делали этот шаг осознанно, все были в курсе, что это зависимость, что это отрава, которой ты добровольно, за собственные деньги будишь травить свой организм, ты сам себя убиваешь, отбираешь десятки лет собственной жизни, ради призрачного временного «кайфа»... Я здесь конечно, и слава Богу, не специалист, и могу не точно выражать многие нюансы этого состояния, но и зачем мне в этом разбираться? Достаточно осознавать что это зло и избегать этого явления! А не пользоваться принципом: «живу один раз — надо всё попробовать». Мне ближе принцип: «Человек — должно звучать гордо!» Вот каждый знает, что пальцы в розетку совать нельзя, или надпись «не влезай — убьёт», но некоторые всё равно влезают — так кто им лекарь?

И здесь я не говорю про людей, которым некоторые препараты показаны медициной или дети уже родившиеся с зависимостью, это всё исключения не влияющие на правило. Даже если взять из книги пример девочки, которой подсыпали наркоту в вино, то зачем эта девочка попала в такую компанию, как к ней, несовершеннолетней, в руки попало вино? И конечно, должна быть нормальная семья, родители, здоровый социум; в Китае, например, распространителей ждёт смертная казнь. Но автора последние аспекты не интересует, он больше сосредоточился на описаниях тяжёлых наркоманских будней...

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами не роман — детектив, где главный герой проводит какое-то расследование, являясь двойным агентом, не фантастическая анти утопия, где происходит разрыв ткани реальности, не триллер, в котором нужно заплатить слишком высокую цену за определенные знания. Это нечто хрупкое, личное, психологическое, локальное, даже инертное, но при этом вбирающее в себя элементы и детектива, и фантастики, и триллера. Перед нами роман, в котором Дик раскрывает себя, свое прошлое, и сам же признается, что не собирался писать счастливый конец просто потому, что эти персонажи его не заслуживают, а сама проблема более, чем реальна, и у ее последствий всегда наихудший финал.

В сюжете довольно много места уделяется самим глюкам, поведению наркоманов, их быту, их мыслям, и даже мировоззрению. По сути сюжет топчется на месте, позволяя экспозиции с её самокопанием и психологической глубиной выйти на первый план. Читатель сам как будто пребывает в каком-то тумане, утопая в бессвязных диалогах, в прозябающем невежестве и декадентстве. Да и сами персонажи кажутся безликими, ведь важны лишь только их образы, их поступки (то, как они себя убивают), их образ жизни, в котором они прожигают последние остатки сознания. Ярко вспыхивает образ наркомана Джерри Фабина, которому мерещилась тля в волосах, или образ знакомой Акртора — наркоманки, которая терпит побои от своего бойфренда только лишь потому, что он является источником дозы. По сути перед нами не яркие характеры персонажей, но яркие судьбы, трагичные и бессильные перед общей угрозой.

Что до самого Арктора — Фреда — Брюса, другими словами главного героя, то тут Дик превзошел даже самого себя. Перед нами человек, который теряет себя, свою личность. Начиная от условий, в которые поставили агента Фреда, а именно необходимость вести двойную жизнь, необходимость пребывать в деструктивном социуме, необходимость в конце концов принимать наркотик, заканчивая паранойей и раздвоением личности, когда агент Фред, снимает костюм-болтунью, становясь практически другим человеком. А затем вновь одевает, не чувствуя связи с тем, кем он был буквально несколько минут назад. При чем разрушение личности происходит постепенно: от осознанного дедуктивного сознания, до полнейшего непонимания собственного «я».

Определенную роль играет и сам костюм, некое ноу хау, изобретение шпионской принадлежности, позволяющее скрывать внешность носителя. Он выступает в роли некой ширмы, которая разделяет одну личность от другой, не позволяя при этом идентифицировать ни одну из них. То есть именно он способствует прогрессирующей истерии Фреда, который буквально забывает, кто он без костюма. От этого элемента сюжета я вообще ждал что-то из разряда мнимой реальности, то есть какая то сторона жизни Фреда — Арктора, окажется ненастоящей или выдуманной, либо из-за чрезмерного употребления наркотика, либо из-за паранойи, которая постоянно преследует агента на работе. Тем не менее мои ожидания не оправдались, но открылась другая сторона сюжета, как только я понял, чем заканчивается история протагониста, который полностью стирает свою личность, становясь просто оболочкой по имени Брюс.

Так же сам роман имеет некое второе дно, некую критику общества в целом, по крайней мере мне так показалось из-за расставленных тут и там акцентов. Начиная от общей проблематики романа, которая понятна каждому — «наркотики — зло», продолжая сюжетной аркой о действиях правительства, которое буквально жертвует человеческими жизнями своих агентов, дабы проникнуть внутрь всей этой преисподней, заканчивая иронией над самим Арктором, который, окончательно потеряв себя, становится единственным, кто настолько близок к разгадке о возникновении препарата «С». Да и сам Дик в послесловии сам признается, что его поколение, тех, кто решил и дальше оставаться детьми, играющими на автостраде (на этакой автостраде жизни), слишком заигралось гедонизмом, слишком пресытилось удовольствиями, настолько пресытилось, что просто напросто забыло о последствиях. И, как будто прочитав другое произведение, уже советской литературы «Хищные вещи века» братьев Стругацких, Филип Дик разводит руками от того, как сильно его судьба и судьба его близких похожа на то, о чем предостерегали авторы. Предостерегал и сам Филип, посвящая это произведение всем тем друзьям и близким, кто не дожил до момента его окончания.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нет, это не то произведение, которым можно восхищаться. С одной стороны, прекрасно понятно, что автор хотел передать состояние наркомана и последствия зависимости. Однако постоянно возникало ощущение, что Филип Дик мог показать все это намного лучше, чем есть. Слишком хаотичное повествование и вялость основной истории мешают сконцентрироваться читателю и прочувствовать ту самую атмосферу, которую восхваляют многие, кто ознакомился с этой книгой. Персонажи получились слишком безликими и, к сожалению, не могут вызвать какого-либо сопереживания. Возможно, тема наркомании не столь интересна мне самому, да и, может, я обращал внимание на то, на что обращать совсем не нужно. Увы, Дику заинтересовать меня не удалось. Одно радует: в этой книге, как и во всех, наверное, романах Дика, есть какая-то необъяснимая магия, которая заставляет прочитать «Помутнение» до конца.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Огонь — в очередной раз ловлю кайф от мастерства писателя и ломаю голову над его взглядами.

Оценка: нет
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Помутнение — роман Филипа Дика об американской эпохе 60-х, растянувшейся на полвека. Половина населения — наркоманы и дилеры. Другая половина — тайные агенты спецслужб, борющихся с распространением наркотиков. Так случилось, что главный герой наркоман Боб Арктор — это тайный агент Фред, которому поручено задание следить за шайкой из пяти человек, особенно за Бобом Арктором.

Основную часть сюжета повествование ведется о двойной жизни Боба-Фреда, которые сменяют друг друга. На работе Фред, как и другие агенты, использует костюм-болтунью (отличная находка автора) — камуфляж, делающий его владельца неразличимым, мутным, мигающим пятном белого шума. И здесь сразу стоит отметиться, что метафора костюма-болтуньи хороша. Особенно на работе, совершенно на разных работах, мы скрываемся за безликостью и отстраненностью, начиная с официантов, которым в правилах ресторана прописано улыбаться и проявлять заботу, и заканчивая спецслужбистами, которые порой вербуют абсолютно противных им людей, потому что так надо, а в иной ситуации плюнули бы им в лицо.

Значительный акцент на конфронтации двух миров — наркоманского и спецслужбистского. И при всём при том они довольно похожи. Если личность наркомана растворяет препарат «С», то личность агента стёрта изначально. Это война двух армий болванок. Одни системные, другие бессистемные, хаотичные. Что также очень интересно, главному герою фиг знает кого хочется/не хочется предавать, ну или хотя бы на чьей стороне быть. Ведь если коснуться реальности, то наркоманы сдают товарищей за милую душу, за дозу или обещание уменьшения срока, а работники спецслужб не доверяют друг другу изначально, особенно в те-то романтические годы второй половины 20 века, когда шпионские игры были в самом разгаре, то есть я про то, что каждый работник может видеть в другом вражеского агента, поэтому лучше не болтать лишнее. Оба этих мира нездоровы. И когда Боб Арктор — Боб Арктор, он ненавидит этих сволочей, следящих за всеми своим черным стеклянным глазом, хочет спасти своих друзей, уйти с этой ненавистной работы, и так далее. А когда Боб Арктор — Фред, то он смотрит на беседы этих торчков, слушает их бред и поражается их пустоте, мерзости, он так же ненавидит их. Либо он так превосходно для себя вживается в роль, либо он, правда, лишь часть стороны этого общества, безликая часть, которая транслирует мировоззрение этой конкретной противоборствующей половины.

Помутнение — это если не прямой, то точно какой-то родственник Острова проклятых. Та же карусель вокруг реальности и сумасшествия главного героя, та же многослойность и в итоге потерянность. Как известно, Дик писал этот роман, во многом основываясь на своих ощущениях. И этот роман можно назвать энциклопедией паранойи. Только вот паранойи чего конкретно — читателю решать самому, слишком уж много здесь такого, плюс на разных этапах сюжета разные твисты.

Чаще всего в отзывах к этой книге говорят о наркомании. Я соглашусь, что наркоманы показаны автором с нежностью что ли, с пониманием, что они тоже люди, но в то же время показана тотальная потрошащая каждого пропасть. Ладно бы блевотины, ломки... Дак нет, Филип Дик показал большее — перед нами всплывают эпизоды, когда вся компания поймала лютый приход, что кто-то был в их доме и заложил во все стены тонны наркотиков, чтобы через час приехать и всех их принять. Перед нами момент, когда Боб Арктор смотрит на часы и не может понять, сколько это времени. И, наконец, перед нами натуральный овощ, отвечающий теми же фразами задающего вопрос, идущий, куда его ведут, выпотрошенный, стёртый как личность, имеющий уже другое имя и ничего о себе не знающий. Для любителей своего рассудка, пожалуй, такой финал будет лучшей антирекламой наркотиков.

В целом роман очень хорош. Есть несколько интересных фантастических изобретений автора, есть затягивающий динамичный сюжет, есть несколько твистов в стиле Дика, которые заставят теряться в реальности, и есть опустошающий финал, как немой крик в уже ставшей пустой голове наркомана, не способного даже осознать теперь всех ошибок, ибо осознавать некому.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прежде чем прочесть книгу, я посмотрела фильм «Помутнение», который мне не очень понравился. Слишком все как-то путано было и непонятно. Захотелось прочитать и понять, в чем же там все-таки дело. Прочла я ее всего за несколько дней, и признаюсь, книга меня ошеломила. Нет, не историей про наркоманов, а стилем написания, атмосферой, деталями. Недавно вновь захотела перечитать. Ощущения были те же, что и при первом прочтении! 10 из 10.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

здесь, в конце книги, есть список, у меня есть сходный. Ещё, по-русски, примерно так (будет, будет растаскано на цитаты творчество И.Растеряева):

Себе такую дорогу

Ребята выбрали сами,

Но все же кто-то, ей Богу,

Их подтолкнул и подставил.

Что б ни работы, ни дома,

Что б пузырьки да рюмашки,

Что б вместо Васи и Ромы

Лишь васильки да ромашки.

в философии той хрен разберёшься: если есть спрос — будет предложение, ога, как же. предложат ещё как, даже спрашивать не надо — рюмашку, сигареточку, ... косячок, «машиночку» и машину, малую ссудочку и большой кредит (ах-ах-ах, у Вас такая замечательная кредитная история). Цветочки голубые выращены в поле, зеленые — в ФРБ, на какие-нибудь да подсядешь. А удержаться? что-нибудь созвучное — «Значит, нужные книги ты в детстве читал» — поможет?

Всегда замечаю про Дика — социальность — да, несомненно, но классный писатель привлекает и художественной игрой словом, поворотами сюжета; работа полиции ещё один огроменный пласт книги и, вспахав всё вокруг нервных окончаний души читателя, как все-таки пронзительно (там много), адресованное простому человеку:

«Снег… это ведь считается здорово, правда?

— А ты не знаешь?

— Я никогда не видела снега, кроме одного раза в Сан-Берду, в горах. И то слякоть какая-то, я чертовски больно шлепнулась. Не хочу такого снега. Я хочу настоящего.»

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Помутнение» это книга о наркомане. Его восприятии мира. Его болезни. Его потери себя.

«Помутнение» это роман о человеке. Человеке, который переоценил собственные возможности.

«Помутнение» это текст о агенте который хотел исполнить задание наилучшим образом.

«Помутнение» расскажет о потерях, деградации, упадке и приоткроет завесу, показав мир о котором большинство предпочитает молчать, о котором не говорят вслух, которого боятся.

Мир созданный Диком мрачный. Но так он представился писателю молодость которого совпала с эпохой свободы, вседозволенности, миролюбия. Неужели ему действительно виделся такой конец поколений хиппи, битников, стиляг? С другой стороны, автор действительно знал о наркотиках и их влиянии на человека из собственного опыта. Выходит он отлично понимал о чем пишет...

Стоит помнить, что «Помутнение» не только предостережение. Это текст который может и должен помочь понять психологию больных и зависимых, причины толкающие их в бездну.

Не стоит забывать что «Помутнение» не только триллер или психологический роман. В первую очередь, это фантастика. Интересно видение автором техники будущего, привлекает внимание интересное решение для костюма агентов, использование голографии.

Книга безусловно заслуживает пристального внимания читателя. Но этот роман рассчитан на зрелого человека с устоявшимися взглядами, готового критически мыслить, а так же сопереживать, сочувствовать.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Угашенный, постепенно затухающий разум главного героя вызывает оторопь. В произведении в красках описывается, какой конец ожидает наркоманов. Неудивительно, Дик срисовал это с собственного печального опыта и опыта своих друзей, большинство из которых либо скончались, либо плохо закончили, оставаясь при этом живыми, о чём он и упоминает в конце книги (друзьям он посвящает свою любовь).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Простые вещи, которые с середины книги становятся сложными, непонятными для ГГ, когда даже самому хочется их ему разъяснить (случай с велосипедными скоростями, наблюдение за самим собой) — результат действия наркотика, на который подсаживается работающий под прикрытием Роберт Арктор
. Печальная книга, достойная прочтения. Экранизация с Киану Ривзом вышла так же довольно неплохой.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я эту книгу читал когда-то давно, в издании времен «дикого» кооперативно-издательского бума, в совершенно невообразимом переводе, и, если память не изменяет, еще и с изрядными купюрами. Сейчас приобрел по случаю томик, и перечитал. Признаться, многого не ждал — слишком негативное было впечатление от первого знакомства. Но результат меня просто ошеломил.

Это не фантастика. Во всяком случае, не в привычном, даже для Дика, смысле этого термина. Антиутопия... Ну, с большой натяжкой. Дик лишь самую малость сгустил краски — собственно, в этой теме сгущать особенно нечего.

Книга о наркотиках. И о наркоманах. Книга предельно откровенная, и предельно жесткая, практически на грани откровенной жестокости, но... Разве можно об этом говорить иначе? Не знаю, кому как, но я эту книгу теперь считаю одной из самых сильных у Дика... А вот перечитывать теперь возьмусь не скоро. Давно уже я мысленно выделил такую особую категорию литературных произведений — те, которые произвели на меня огромное впечатление, но перечитывать которые часто (как обычно поступаю с любимыми книгами, до нескольких раз в год) меня совсем не тянет. Уж очень тяжело потом на душе.

В общем, держитесь подальше от наркотиков.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А у кого из нас не было помутнения рассудка? Когда реальность падает серым безумным небом на наши пустые головы. Когда мысли смешиваются, путаются, наслаиваются одна на другую. Когда живешь словно в сплошном киселе каких-то телодвижений. Такова реальность мира. Иногда смысл жизни теряется, путеводная нить уходит из под ног, сбиваешься с шага. И по инерции еще движешься, но в движении уже проглядывает какая-то неисправность, сломанность, как будто хромаешь на обе ноги и на всю черепную коробку. И мир переворачивается вверх тормашками... Когда кажется, что шаг вниз — это шаг саморазвития. А деградация кажется высшим совершенством.

Роман про это. И не про это.

По сути, у героев романа обычная жизнь. Торчки-наркоманы показаны достаточно нормальными людьми, обыкновенными, ничем не примечательными. Как мы с вами. И их разговоры вполне обычны. И ведь те же самые проблемы — как достичь счастья.

Роман никого не осуждает — ни самих наркоманов, ни ненаркоманов. Просто есть два клана и между ними небольшая прослойка из людей без лица. И эти три стороны непрерывно борются и ненавидят друг друга.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения пятого произведения Ф. Дика, этот автор вошел в число моих любимых. Произведение потрясает, после него, как после некоторых шедевров Желязны, не хочется читать что-то другое, а хочется ходить и жить с этой книгой или, как вариант, тут же перечитать еще раз... Роман относительно небольшой, но емкий, цельный и цепляет очень сильно. Проблема наркотиков и наркомании актуальна была тогда, актуальна и сейчас, даже более, тогда еще не было СПИДа. При этом как пишет сам Дик, роман не назидательный, он показал нам следствие... И еще, роман читается очень легко, и в отличии от той же социальной фантастики уважаемых Дяченок, депрессию не вызывает. Дик удивительный писатель, сумел подать все так, что я прочувствовал и драму, и грусть, но все равно свет остался.

Возникли трудности с возрастной классификацией, так как не детская, понятно, но и не только для взрослых. Я думаю такое произведение надо читать в подростковом возрасте, возможно тогда оно кому-то не даст соскользнуть во тьму....

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх