FantLab ru

Генри Лайон Олди «Шерлок Холмс против марсиан»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.97
Голосов:
323
Моя оценка:
-

подробнее

Шерлок Холмс против марсиан

Роман, год; цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Тэк-с... Любезная Антонина, учитесь у мастера! Смотрите, что мы имеем: девчонка, подхватившая вредный вирус через читалку. Криво поставленная, самопальная «ломка», сидящая в файле с текстом Герберта Уэллса: магичка Таира Алая в «Войне миров»! В старом добром Эссексе... не то Суссексе...

Эссекс-Суссекс... префикс-суффикс... Вам уже ясно, Тюня, кого мы позовём на помощь против марсиан и магов?

Примечание:

Стенограмма выдержки из диктофонной записи встречи c читателями в Санкт-Петербурге в магазине «Буквоед на Восстания» 31 марта 2014 года, где рассказывались подробности о новой книге.


Входит в:

— условный цикл «Влад Снегирь»

— цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения»  >  Романы и циклы


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 256

Активный словарный запас: высокий (3241 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 50 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Шерлок Холмс против марсиан
2014 г.

Аудиокниги:

Шерлок Холмс против марсиан
2016 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Может, эту книгу не стоило читать на пляже.

Может, здесь где-то есть глубокие философские мысли, но я в это время отвлекалась на ловлю улетающей панамки...

Но есть одна вещь, в которую я свято и истово верю.

===В ХУДОЖЕСТВЕННОМ произведении должна быть ИНТРИГА.===

Здесь авторы раскрывают интригу в первых главах. Вот и читаешь твердо зная что убийца — садовник.

Да и читаешь... Ну, детский утренник с героями Уэллса, Уайльда, Лавкрафта и т.д. и т.п.

Хороший язык, узнаваемый авторский почерк, по которому я соскучилась. Давно Олди не читала...

Но хотелось бы от книги получить больше.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга больше всего напоминает осмысленно приготовленный винегрет из кучи ингредиентов, каждый из которых сам по себе намного вкуснее получившегося блюда. Не то, чтобы не понравилось, но и положительных эмоций не особо прилично вызвало. Тут во многом виновато смешение стилей. Если диалоги и часть, условно обозначенная Шерлокианой (размышления, рассуждения, логика-дедукция), читались влет, то вот Уэллсовщина с ее описаниями боев и военных выкладок читалась порой с пересиливанием, скукой, и местами глаза пробегали целые абзацы, не запоминая их смысла. Тут уж кому что, мне гораздо больше по душе детектив, а не фантастическая обертка. А, да, еще есть интермедийные сценки, которые и продвигают сюжет, описанные настолько же весело и непринужденно, насколько и интересно. Их я даже ждал.

Задумка интересна лишь с формально-кулинарной стороны: а что еще можно запихнуть, какой фантастический элемент добавить, чтобы еще больше смутить беднягу Шерлока. Тот случай, когда фантазия авторов бежит впереди них. Причем на лично мне интересные ходы типа Ктулху (кто не знает, есть такой хороший квест «Шерлок Холмс и секрет Ктулху», где Холмс противостоит секте поклонников Кальмарыча, было бы любопытно глянуть на литературную ипостась) или «ГП» отводится крайне мало времени и абсолютно непонятно, почему пересечения с этими реальностями не становятся чем-то большим, нежели простое упоминание. Зачем тогда вообще их упоминать, кроме разве что показать, что, мол, вот, фантазия до чего у нас додумалась, мы тут кучу литературных миров перемешаем! В общем, Penny Dreadful какой-то детский и неуклюжий. Ассоциации именно такие.

А еще меня крайне смущала одна деталь. Невзирая на то, что Шерлок и Ватсон получились более-менее похожими на оригинальных, сам стиль повествования как-то резко выбивался из того, что я помню о Конан Дойле. И я долго не понимал, почему, поначалу думая исключительно на мистическую составляющую. Но у Конан Дойля тоже некоторые рассказы и повести были написаны так, что поначалу чудилась лишь мистика. А в итоге дошла очевидная вещь: у Конан Дойля читатель оказывался наравне с Ватсоном, а Холмс был далеко впереди, он знал всегда нечто большее, нежели и Ватсон, и читатель. Этот стиль грамотно использовался и его приемы прошли проверку временем, вылившись в то, что мы называем «классическим детективом». В сабже же ситуация ровно обратная. Шерлок не знает, что происходит, пытается додуматься, сопоставить мистику с реальностью, а читатель знает обо всем и подхихикивает над стариной Холмсом. Это резко отворачивает все стилистические заигрывания авторов с литературой описываемого периода от того, чтобы признать их удачными. Наиболее всего в этом плане показательна встреча с профессором в руинах, когда читателю все абсолютно понятно насчет трупа вампира, а Холмс вынужден выслушивать объяснения. Я понимаю, что это тоже своего рода стилистический прием и часть общесюжетной для книги завязки, но меня подобное отношение к персонажам покоробило. Снова сквозит дурновкусие и как будто нарочитый Penny Dreadful.

Интермедийные же вставки напомнили почему-то Булгаковский юмор. Именно юмор, а не сатиру. Тоже нечто фантасмагорическое в абсолютно бытовой обстановке, с борщечком да бельем.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот кто бы стал ожидать хоть чего-то стоящего от книги с таким названием? Если б не имя Олди над ним, думаю, что никто. Но что-то да вышло — забавная безделица, смешение событий и персонажей родом из множества произведений викторианской эпохи, сдобренное сюжетной линией из условной современности, где книги переросли нынешний электронный формат и перешли во что-то вроде виртуальной реальности. Не больше и не меньше.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень яркая, смешная, тонко написанная книга.

Во время чтения меня всё время не отпускало впечатление, что я оказался в искусно построенном особняке — шедевре архитектуры, лёгком, изящном здании, расположенном где-то за городом, на лоне природы. По стенам особняка висят картины: вот — пейзаж залитого солнцем Молдона конца девятнадцатого века, здесь — туманная ночь с неясными готическими фигурами в лунном свете, там — батальная сцена, а рядом — мирный натюрморт на фоне идиллического сада и благообразной пожилой служанки.

Каждая картина — это глава романа «Шерлок Холмс против марсиан».

Хотя читал я книгу в январе, складывалось впечатление, что на самом деле сейчас — лето, нахожусь я, как уже было сказано, за городом, любуюсь природой, всем существом ощущая лучи солнца, пение воды, запахи и негромкие звуки нетронутого двадцатым столетием мира.

Такой результат достигнут мастерской работой авторов.

Отдельно хочется отметить структуру повествования — очень динамичную, начисто лишённую ненужных, провисающих элементов — и восхитительную работу с образами из популярной культуры — вампирами и их безжалостным преследователем, доктором Ван Хэльзингом.

Эпизоды с вампирами — их всего два на всю книгу — очень точно выверены. Казалось бы, от Олди, у которых обычно тридцатиэтажная философия, не ждёшь таких нарочито поп-культурных, «тарантиновских» сюжетов и персонажей, как Ван Хэльзинг, смесь героя одноимённого фильма 2004 года и Энтони Хопкинса из «Дракулы» за авторством Копполы. Не ждёшь, однако они берут, делают, и поп-культурный образ, тщательно изученный, разобранный, почищенный и снова собранный, предстаёт перед читателем во всей красе, сохраняя выжимку лучшего, что было в оригинале, и гармонично вписываясь в оригинальную, простите за каламбур, тему, разрабатываемую Олди. Чисто киношный, казалось бы, персонаж, получился очень живым благодаря мелким деталям, добавленным в его образ авторами.

Симпатичный герой Том Рэдклиф напомнил мне Тома Каллена из «Противостояния» Кинга — у этих персонажей как минимум три «общих места»: одинаковые имена, одинаковая «простоватость» и одинаковая «положительность».

Очень классные интермедии, повествующие о героях в Харькове 21-ого века.

Что уж говорить о главных действующих лицах — Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Отмечу только, что они вышли совершенно не картонными, не пародиями на себя литературных и кинематографических, не «указателями» на то, что было где-то и когда-то «там», а живыми, настоящими людьми, находящимися здесь и сейчас в уникальной ситуации, заданной создателями книги. Их участие в романе Олди стало для меня не столько реверансом к работам предыдущих писателей, сколько развитием образа, и теперь, вспоминая этих известных героев, я буду думать не только о Конан Дойле, Ливанове, Соломине, Камбербэтче, Фримене и др., но и о книге харьковского дуэта «Шерлок Холмс против марсиан».

Светлое и переполненное энергией произведение. Не раз смеялся вслух.

Определённо, Шерлок Холмс — за, и марсиане, я считаю — тоже.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рецензия повторная, уточняющая, шаловливая, конспирологическая и полна противоречий.

На Фантлабе цикл «Чистая фэнтэзи» и цикл «Влад Снегирь» даже далековато друг от друга находятся. И это весьма странно.

Факт №1 — в «ОСБ» — «Орден Святого Бестселлера» в один момент действие переносится в Ла-Ланг.

Факт №2 — В «ЧФ» — «Чистая фэнтэзи» неоднократно упоминается Ла-Ланг

Вывод — книжная реальность Влада Снегиря соседствует с другими реальностями. Являются ли они настоящими (объективно существующими) или ненастоящими (созданные одним или даже целым рядом субъективных творцов — писателей) мы, наверняка, не знаем.

Факт №1 — Влад Снегирь в «ШХПМ» — «Шерлок Холмс против марсиан» наблюдает некую книжную реальность, основанную на электронном формате.

Предположение — читатель создает книжную реальность. Ла-Ланг — реальность самого первого читателя того, кто её написал. ЧФ — книжная реальность некоего любителя юмористического фэнтези и эрудита. ШХПМ — книжная реальность излишне вчитывающегося, извлекающего дополнительные смыслы, которые автором не вкладывались и не могли вкладываться. Мне кажется, все авторы, упомянутые в «ШХПМ» уж точно в Ордене.

Отступление — я не зря говорил, что рецензия конспирологическая по своей природе. Вот так. Название без изыска и без интриги похожа на наклейку «Минздрав предупреждает» или «Посторонним В».

Самое интересное, что реальность ЧФ и ШХПМ могут однажды встретиться. Недаром гарпии путешествуют по внутренним мирам.

Постскриптум — подумать, почему электронная книга, а не ещё один роман Снегиря с каким-то новым сюжетом?

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я бы отнёс этот роман к категории литературных игр. Прежде всего потому, что Олди играли на поле, на котором в своё время знатно мастерились фантаст Герберт Уэллс и детективщик Артур Конан Дойл, вампирист Брэм Стокер, ну и в придачу к ним менее известные и именитые литераторы. Эпическая уэллсовская «Война миров» в сочетании с каноническим конан дойловским детективным Шерлоком Холмсом (в сопровождении неизменного доктора Ватсона) и при участии стокеровского Дракулы... хотя нет, самого Дракулы здесь не было, но его подручные манили и звали и усыпляли и тянули руки-крюки к шеям — в общем, вот один только этот триптих способен привлечь внимание любопытствующего читателя. А если ещё принамешаны некие спецлюди из будущих времён и пространств, которые призваны разобраться во всём этом смешении сюжетов и героев, персонажей и очевидцев происходящего в пока ещё викторианской Англии, и не просто разобраться, но и восстановить статус-кво — в общем, читатель обречён на вживание в события и факты, в расследования и преследования. При этом понятно почти сразу, что никакой такой особенной интриги не будет и что ты почти что сразу примерно понимаешь, откуда ноги растут. Но ценность этого романа Олди не в интриге и тайне, а, на мой читательский взгляд, в атмосфере конца XIX — начала ХХ столетий, которую в своё время так колоритно воссоздали в своих произведениях прославленные классические писатели и которую сумели реанимировать в своём романе Олди.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Будьте внимательны — навание может обмануть. Да, здесь присутствуют и легендарный сыщик со своим неизменным спутником, и марсианские треножники, атакующие города старой доброй Англии начала XX века. Но несмотря на название, это не фанфик, не продолжение и не наглая эксплуатация классических сюжетов. Используя героев и миры Конан Дойля, Уэллса, Стокера и других титанов, авторы рассказывают совершенно новую научно-фантастическую историю. Это — любопытный взгляд фантастов на возможные книжные форматы будущего: как печать пришла на смену рукописи, как электронная книга приходит на смену печати, так и электронный формат эволюционирует во что-то новое, и в данном случае в качестве нового формата рассматривается виртуальная реальность. Как и всегда у Олди, через призму фантастического допущения в центр внимания выводится прежде всего человек. Человек, тянущийся к знаниям/развлечениям/искусству; человек, погруженный в безбрежный океан информации, в котором не так-то просто сориентироваться; человек, жадный до бесплатного контента, и беспомощный перед последствиями собственного выбора. В данном случае сюжетообразующим фактором является «хакнутая» пиратская копия виртуальной книги, становящаяся источником опасности для психического здоровья девушки-читательницы. Положение пытается исправить команда из двух «спасателей», применяя в своей работе знания по литературе и истории литературы. Олди здесь играют в двух пространствах: внутри книги, где будет приятно встретить с детства знакомых классических героев разных авторов, волею случая попавших на страницы нового произведения; и снаружи, в реальности недалёкого будущего, где скачивают и читают виртуальные книги. Для тех, кто любит классику детективной и приключенческой литературы, это будет праздник. Для тех, кто любит хорошую, оптимистичную фантастику с неглупым сюжетом и моральным посылом, будет не жаль потраченного времени. Тем, кто не любит, когда современные авторы используют сеттинг и персонажей, уже созданных другими писателями, всё-таки порекомендовал бы дать этой книге шанс.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Большинство негативных отзывов наполнены ожиданием от мастеров очередного шедевра. Отсюда высказывания: «не смогли дотянуть до своей планки», «облом», «кисло»... Мои ассоциации с этим произведением — комикс. Представьте себе великого художника, например Рафаэля, который решил пошутить и нарисовать комиксы про подвиги Геракла в Китае и Америке — получиться роман Олди «Шерлок Холмс против марсиан». Господа развлекаются....

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если смешиваешь жанры,

И плодишь ты персонажей,

И отсылки с юморочком —

Значит, пишешь ты фанфик!

Даже если ты известный,

Автор знатный, именитый,

Захотел бабла срубить ты —

Накропай скорей фанфик.

Накроши туда отсылок,

Шуточек и стилизаций,

Повтори штук семь абзацев,

Чтоб объёму «натянуть».

Но потом не удивляйся,

Что читатель осторожный

Отзыв пишет недовольный —

А чего ж ты ожидал?

Тут уж, милай, не поможет

Ни твоя былая слава,

Ни отсылочки, ни даже

Пресловутый Шерлок Холмс!

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно забавное произведение. У авторов хорошо получилось сплавить темы поздневикторианской приключенческой и фантастической литературы: Шерлока Холмса, марсиан, вампиров. Несмотря на то, что это игра, и авторы это не скрывают, и читатель об этом факте прекрасно осведомлен, читать интересно, образы Холмса и Ватсона очень удачны.

Шедевром этот роман роман назвать нельзя, но это очень качественная развлекательная проза

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шерлок Холмс, марсиане, Ктулху, Хогвартс, граф Цепеш-Орлок, Абрахам ван Хелзинг, машина времени...

Олди решили накатать мэш-ап, заставить великого сыщика сесть в кресло трофейного боевого треножника? То ли лавры Сэта Грэм-Смита не дают покоя, то ли хотят увидеть экранизацию? Всякое бывает, многие писатели могут отдать дань моде.

Но в этом случае мы имеем дело с небольшим литературным хулиганством — лёгким, ни к чему не обязывающем. Нет философских изысков, которые Олди всё равно не довели бы до конца, нет высоколобого интеллектуального снобства. Марсиане высадились, Шерлок Холмс прибыв в Молдон, и начинаются события такого масштаба и важности, что и в сказке не сказать,ни пером описать...

К чему это всё? Мир есть текст, не более, чем интерпретации и игра со смыслами. Весь масштабный и зрелищный мэш-ап оказывается продуктом борьбы с виртуальной реальностью, когда человека, попавшего в её паутину, старательно вытягивают изнутри. В виртуальный сюжет вставляются всё новые и новые образы, заставляя программу прогибаться и отпускать попавшего к ней в плен человека... А внутри этого мира творится совершеннейшее и весёлое безумие.

Между тем ясно, что Шерлок Холмс и его мир для самих себя абсолютно реальны, и демонстрация параллельной линии с Владом Снегирём не заставляет поверить в её искусственность. Текст оказывается более убедительным, чем серая картинка её исходника, со всеми фокусами и ирреальными изысками. Титаническая фигура сыщика, который принимает эту реальность такой, какая она есть, скрепляет, объединяет, объясняет и оживляет собой эту безумную вакханалию.

Конечно, это прежде всего такое литературное развлечение, игра с образами, фактами и текстами. Здесь нет особых глубин и смыслов. Литература — субконструкт, который живёт собственной жизнью, и развивается так, как ему вздумается, поскольку и он может управлять читателем так, как позволят его иногда весьма куцые мозги.

В итоге — весьма приятное произведение, лёгкое, не лишённое изящности. Постмодерн, достаточно незамысловатый, но так здорово читающийся... Прогресс по сравнению с давнишней, перегруженной и очень громоздкой «Бездной голодных глаз» налицо.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошо. Та простота, до которой сложно додуматься. Смело можно назвать шедевром «безнадежного фентези».

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самое отпетое литературное хулиганство Олди. Шерлок против марсиан? Если б... Ещё Ктулху, Адель, вампиры, Ван Хельсинг, призраки и даже маги из «Гарри Поттера», авадакедавра, блин, Карл! Подобная завязка больше напоминает аннотацию трэш-комикса-кроссовера. Для полного комплекта только зомби не хватает.

Но, те не менее, Олди так шикарно и изящно оправдали эту мешанину, что читается «Шерлок Холмс против марсиан», как шедевр высочайшей пробы. Авторы удержались от шутовства и сюрреализма «Острова Русь» Лукьяненко, благодаря чему книга выглядит психологическим триллером, а не комедией.

Так же Олди осторожно пробуют разработать новый жанр — приключение смешанное с литературоведческим трактатом. Авторы, возможно, просто решили заработать на своих размышлениях о сущности и роли литературных персонажей, а для иллюстрации и написали весь этот безумный кроссовер. И в отличии от того же «Острова Русь», где Шерлок сумел осознать себя как книжного персонажа, олдевский сыщик есть воплощение безысходности, так и не сумев понять, что происходит. Даже гениальнейший ум в литературе может быть лишь жертвой авторского произвола. Книжные герои, даже самые великие и умные, лишь пешки.

Книга с намеренно провокационным названием, одной лишь надписью «Шерлок Холмс против марсиан» навевает ассоциации с фанфиками-кроссоверами, где бывают самые безумные сочетания несочетаемых персонажей. Если не обращать внимание на имя авторов, то пройдёшь мимо книги.

P.S. Надо отметить, что Олди намеренно не развивают здесь какое-то одно «смешение» персонажей. Шерлок потому не занимается толком войной с инопланетянами, Олди потому не развивают эту тему и ею не ограничиваются, что не в этом, блин, вообще суть и не для того книга писалась! Думал что это очевидно, странно, что некоторые комментаторы этого не поняли. Не, я тоже хотел бы прочитать монолитное произведение про разборки Шерлока с марсианами, без ломки четвёртой стены и «книги в книге», но Олди давно и ясно в своих интервью и статьях объяснили, что плевать (если не сказать жёстче) им на хотелки своих читателей. За что я их и безумно уважаю.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Я вам это ещё припомню, Холмс! Вы хотели угодить в ловушку без меня! Какой вопиющий эгоизм!» (с)

Почему успешный и серьёзный писатель обязательно должен писать только фундаментальные вещи, книги с глубоким философским смыслом и эпическим размахом? Почему он не может просто повеселиться, немного похулиганить, в хорошем смысле слова, тем более, если у него это получается задорно и с выдумкой? Я, например, совсем не против. «Валяйте господа Олди» — сказал я и взял томик с ироничным названием «Шерлок Холмс против марсиан». Кстати сказать, если бы я не знал кто автор, а так же уровень его/их мастерства подкрепленный репутацией основанной на ранее прочитанных романах, то возможно пропустил бы книгу мимо. Но слава Богу, этого не произошло и название в сочетании с именем на обложке легко меня заманило и настроило на забавное, но не глупое приключение.

Пусть имя Шерлок Холмса Вас не вводит в заблуждение, скорее всего это всё-таки не детектив. Я бы охарактеризовал произведение как «Чёрт, что здесь происходит?!». Действительно роман с первых же страниц ввергает нас водоворот безумств, которые помимо интереса — «а что же будет дальше?», ещё и не отпускают улыбку с довольного читательского лица.

Викторианская эпоха подарила нам множество ярких литературных героев и злодеев. Потенциал их настолько велик, что и по сей день его используют в литературе и в кино настолько широко, что на ум приходит слово «конвейер». И даже винегреты, где персонажи разных литературных произведений этой эпохи пересекаются, уже давно свежими, в плане идеи, не назовёшь. Но Олди на то и Олди, что бы в своём озорстве не скатится до банальщины, а наоборот сделать свой эксперимент оригинальным и самобытным. Сама задумка с аппаратом для гиперчтения, который взломали и от этого пошла вся эта литературная чехарда освежает сюжет, вроде мелочь, но слово «избитый» в отзыв уже сложно вставить. Все историко-литературные факты (кстати, весьма, интересные) и отсылки к ним, всплывающие то и дело по ходу повествования, делают развлекательный роман каким-то интеллигентным, я бы даже сказал более интеллектуальным.

Что касается уровня стилизации повествования под Конан Дойла и Уэлса то тут, наверное, всё зависит от степени придирчивости. Я, например, специально освежил память несколькими отрывками из «Войны миров» и «Приключений Шерлока Холмса» и мне показалось, что получилось очень даже не плохо.

Единственное, что немного подпортило общее впечатление от романа — это финал. С определенного момента он предсказуем, но правда и весьма закономерен. А я всё-таки надеялся на то что мне придётся поднимать челюсть с пола, но увы…

В будущем я навряд ли буду перечитывать эту книгу, смысла в этом не вижу хотя бы потому, что она похоже неплохо зафиксировалась в моей памяти, но вот если всё-таки будет продолжение, то его я точно не пропущу, уж поверьте мне на слово.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет разворачивается в двух рукавах. Первый рассказывает собственно об уэллсовском нашествии марсиан на юг Великобритании и об участии других викторианских персонажей в сопротивлении. Во втором, как это не удивительно — Харьков недалекого будущего, в котором действует организация «Вербалайф» — сервис, позволяющий читать книги с большим вовлечением, погружаться в них как в компьютерную игру через шлем виртуальной реальности. Так вот девочка-тинейджер попала во взломанную книгу, в которой уэллсовским марсианам противостоит магия. Проблема как всегда проявляется в балансе: столь близкое восприятие реальности книги чревато слишком острыми травмами читателя. Неверное завершение чтения приводит к спонтанным помешательствам, при которых сознание словно бы вновь переносится в прочитанный сюжет на некоторое время. Вот и приходится техподдержке вторгаться в программу и проставлять костыли, спасающие ситуацию. И все бы хорошо, да только столь гибкий инструмент тоже имеет свой иммунитет, а потому отторгает костыли действуя в интересах «книжного червя».

Главное, что затронуло меня в сюжете — это описание ощущений человека, ощущающего, что мир непланово изменяется. Когда-то я слышал фразу: «Я верю в Бога, потому что он — единственный, кто гарантирует, что все известные мне законы мироздания будут такими же и завтра». Идея прогресса позволила воспринимать появление радикально нового в жизни как данность, но при этом есть все же нормы, которые нам кажутся незыблемыми. Летающая тарелка или опухоль, внутри которой выросло 200 зубов, будут шоком лишь первые пару минут или дней, а вот автомобиль, разлетающийся облаком зябликов, заставит усомниться в собственной вменяемости.

Помимо буквального сюжета по тексту протянута нить рассуждений о творчестве. Ранее у Олди я никогда не встречал настолько незавуалированных уколов в сторону графоманов, пиратов, фэнов-критиков (^_^) и вообще индустрии развлечений. В целом, все это они говорили и ранее в своих выступлениях и статьях, просто в этот раз слова были произнесены персонажами. Видимо, накипело, а потому книга о вольности обращения с классическими сюжетами написана в том же ключе. Бороться с избыточностью удается только с помощью избыточности.

К сожалению, программность текста о современной фантлитературе сделала его достаточно простым для чтения. Он смотрится, как попытка сыграть на одной ниве с авторами фанфиков. Удачная попытка, в некотором роде похожая на «Аномальные каникулы» Гравицкого и Палия. Но при этом выходит так, что читается она по верхам. При том, что вычеркнутым остается эмоциональный план. Не в последнюю очередь это выходит из-за многократно помянутой Холмсом необъяснимой удачи. Она по сути лишает книгу кульминации в конфликте. Есть просто события, которые по кирпичику собираются в лесенку с этажа А на этаж Б. Причем и в харьковской истории никаких глобальных прорывов или провалов не ощущается — только сложное, но рутинное Дело.

Итого: Откровений от прочтения не будет. Также не будет и причмокивания от языковых изысков. Как говорит один из главных героев: «Я отметил, что мыслю, как в интернете: кратко, тупо, конкретно. Я восстал, усложняя самое себя, и понял: тщетно. Одна мысль о трехэтажных мыслях с завитушками вызывала тошноту. Вот-вот, едва представил – и в желудке спазмы.» Это просто высказывание. Не больше и не меньше.

p.s.: Наткнулся на пропиаренное одним из Олди описание ощущений от «Шерлока». Про то, что это книга полная боли. Не знаю, правильно ли я понял и то описание, и согласие с ним Олега Семеновича, но, наверно, определенное видение возможно и с такой стороны. Со стороны «Шерлока Холмса против марсиан» в русле сегодняшней нелитературной ситуации. Если попытаться вглядеться в нее как в книгу о мире, сходящем с ума, о мире который против реальной угрозы пытается противопоставить страшные и абсурдные иллюзии. Марсиане в данном случае есть зло более или менее понятное в своей неизвестности, пьющее кровь простых людей. Но против него появляются ирреальные сущности, толпой вцепляются с разных сторон — и они тоже зло. В таком мире, раздираемом на части, лекарством становится только чистый разум, но его не хватает. Только человек, став на некоторое время богом этого мира, дарует ему разум в лице Шерлока Холмса.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх