fantlab ru

Филип Дик «Убик»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.50
Оценок:
3198
Моя оценка:
-

подробнее

Убик

Ubik

Роман, год (год написания: 1966)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 241
Аннотация:

Мир «Убика» — это мир будущего, в котором существуют могущественные корпорации телепатов и антителепатов, ведущие между собой постоянную войну. Но это и мир прошлого, в котором время идет вспять, съедая людей и созданные ими вещи еще до того, как они появились на свет. Наконец, это мир по ту сторону жизни, мир мораториумов, в стеклянных гробах которых веками лежат замороженные люди; в глубинах их сознания еще теплится разум — они мыслят, чувствуют, страдают, общаются между собой и внешним миром и — пытаются выжить, выжить любой ценой.

Урсула Ле Гуин: «Филип Дик — это целая эпоха фантастики. И «Убик» — это, возможно, лучшее из всего, что было им написано. По крайней мере, я не читала ничего хотя бы отдаленно похожего на эту книгу».

Входит в:

— антологию «Неземные соседи», 1992 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Зарубежная книга (США)

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Научная фантастика (США)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2003 // Переводной роман (США, 1969)

Похожие произведения:

 

 


Неземные соседи
1992 г.
Бегущий по лезвию бритвы
1992 г.
Убик
1992 г.
Убик. Человек из Высокого Замка
1992 г.
Свихнувшееся время
1993 г.
Убик
1993 г.
Стигматы Палмера Элдрича
1998 г.
Убик
2001 г.
Свихнувшееся время
2002 г.
Бегущий по лезвию бритвы
2003 г.
Убик. Скользя во тьме
2005 г.
Свободное радио Альбемута
2010 г.
Бегущий по лезвию бритвы
2011 г.
Убик
2016 г.
Убик
2017 г.
Убик
2018 г.
Свихнувшееся время
2018 г.

Самиздат и фэнзины:


Аудиокниги:

Убик
2016 г.

Прочие издания:


Издания на иностранных языках:

Ubik
1969 г.
(английский)
Ubik
1975 г.
(польский)
Ubik
1977 г.
(английский)
Ubik
2000 г.
(английский)
Philip K. Dick: Four Novels of The 1960s
2007 г.
(английский)
Ubik
2011 г.
(польский)
Ubik
2012 г.
(английский)
Убік
2018 г.
(украинский)
Ubik
2019 г.
(португальский)




 



Рецензии



— smith.each: Филип Дик — «Убик» 2020-02-17 28 (12)

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сейчас я буду максимально субъективен.

Филип Киндред Кид — один из самых любимых мною авторов. Убик — любимейшее же произведение Дика.

Поэтому только так и никак иначе.

С одной стороны, Убик — самое «диковское», что есть у Дика. С другой — это, наверное, самый «причесанный» его роман. Не в плане цензуры, нет. Просто в нем Дик выложился на двести процентов в плане художественности. Как правило, работы этого автора, имея в качестве основы великолепную идею, грешат заметным косноязычием. Характеры героев, декорации — все прописано из рук вон плохо.

В данном же случае случилось чудо и Дик выдал нечто потрясающее. Да, есть к чему стремится, но, если подумать, ничто не идеально. Опять же, тогда, в шестидесятые, все писали куда «компактнее», чем сейчас, когда рефлексиям героев выделяют, порой, десятки страниц.

В общем, Убик написан достаточно складно. Но мы-то с вами знаем, что Дик силен именно как «выдумщик». И данная его «выдумка» не только не хуже, чем обычно, но во многом — даже лучше.

Я не буду пересказывать сюжет и вдаваться в детали окружающего мира. Отмечу только, что перед нами — как всегда — новый, нетронутый мир, коими маэстро щедро разбрасывался, чтобы больше никогда к ним не возвращаться. И — тоже как мы привыкли — целая россыпь любопытных фантдопущений. Я уже как-то говорил о том, что в отличие от большинства, Дик не эксплуатировал какое-то одно, а горстями разбрасывал их в своих романах, часто — ради крошечного нюанса в небольшом эпизоде.

Тут у нас и пара-способные люди, и почти киберпанковские корпорации, и освоение ближнего космоса... Безумно «доставляет» сатира... на американский образ жизни? на капитализм? на ненавистную Дику «систему»? или на окружающую его тогда, а нас — сейчас — действительность? — символом которой можно назвать ту самую дверь в квартире Джо Чипа.

И вот пока ты читаешь сюжет, который сам по себе время от времени «бьет» тебя по голове, все эти детали, складывающиеся в весьма любопытную, как я отметил, картину мира, кажутся тебе важными. Порой — очень важными. Злоключения Рансайтера, Чипа, Пат и остальных увлекают внимание читателя. И вот первый «удар» — и твое представление о происходящем переворачивается с ног на голову. Затем второй. Между ними — череда «ударов» помельче. И все для того, чтобы завершить все довольно сюрреалистичным действом, которое за последние десятилетия неоднократно эксплуатировали сценаристы по всему миру.

Фанатам Дика прекрасно известно, каким инструментом практически всегда пользовался писатель. Не думаю, что будет особым спойлером назвать его:

РЕАЛЬНОСТЬ.

И конкретно эта игра — великолепна. Завершающая — коротенькая — глава не просто наносит очередной «удар». Она рушит все. Все и без того интересные ходы. В том числе с личностью «вредителя». Все, что было ДО просто уходит на второй план. Финал ломает все происходящее так, что до сих пор никто не может абсолютно логично обосновать хоть какую-то теорию, коих множество. И тут я согласен с тем, что Дик не столько показал «как все было», сколько — «чего не было точно.

К слову, только сегодня, перечитывая роман, обратил внимание на то, что альтер эго Джори — оба — упоминаются в одной из первых глав. ЕЩЕ ДО ПЕРВОГО «УДАРА». Иными словами, уже с самой первой страницы — и, конечно, до последней — ВСЕ — один большой глюк/трип/сон/откровение.

ДИКОВЩИНА.

Кому-то такой ход покажется нечестным. Зачем, мол, вообще читать полторы сотни страниц, которых по сути — не было?

А не столько чтобы понять ЧТО, сколько ради того, чтобы увидеть КАК. Как сходит с ума привычный мир от первого лица. И еще потому, что это — как минимум — красиво.

Когда начинается обсуждение каждой первой книги Дика, оно всегда перетекает в обсуждение самого Дика. Такой уж был любопытнейший человек.

Делать я этого не буду, отзыв и без того растянулся.

Добавлю только вот что. Поскольку от корки и до корки все происходящее — «глюк» (либо череда оных), стоит все же задать один вопрос. Чей? Джо Чипа? Или Рансайтера? Ведь казалось бы, что последний вполне подходит для этого. И тут новая «монетка». И если реальность Глена иллюзорна, поднимаются уже минимум два вопроса: чьими глазами мы наблюдали за событиями с точки зрения инерциалов — в частности Чипа? И где все-таки «настоящий пласт»? Что там? Кто?

Вообще, Дик обожал эти вопросы и подобные игры. Думаю, если даже в его голове и была некая «целостная» картина, то он просто не смог ее передать. Но, что вероятнее, это именно что игра.

Филип Киндред Дик любил загонять читателя в тупик. Возможно, ему с его опытом употребления «всякого» даже открылось нечто, вопреки общепризнанному обывательскому мнению, что «употребляющих» посещают именно галлюцинации. В конце концов, несколько позже Дик уже официально «признается» в том, что вышел на контакт.... А ведь я обещал не вдаваться в детали, касающиеся самого писателя.

Осенила меня одна идея при повторном прочтении. Сегодня.

А что если воспринимать данный глюк/трип/сон как принадлежащие не кому-то из персонажей (пусть даже Джори), но — самому автору?

Или — если уж идти до конца — как некую галлюцинацию самого читателя!

Сидит, мол, читатель в удобном кресле, попивает чаек с печеньем, попутно галлюционируя о каких-то Рансайтере, Джо Чипе, Патриции и их приключениях в несуществующих Цюрихе/Нью-Йорке и т.д. несуществующего будущего, которое уже стало несуществовавшим прошлым...

Выглядит правдоподобно, не так ли?

После таких вещей можно ненароком усомнится и в окружающей реальности. Думаю, этого Дик и добивался.

А что, солипсист внутри меня довольно хлопает в ладоши.

Потрясающая вещь.

Рекомендую.

НО:

Применять согласно инструкции!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Убик» это не просто фантастика с необычными технологиями и людьми-телепатами. На самом деле этот роман — это уже ставшее традиционным для Филипа Дика видение мира, когда грань между реальным и нереальным начинается размываться, и ты, как читатель, вслед за персонажами этого романа начинаешь искренне недоумевать от происходящего.

Сюжет книги сначала идёт неспешно, но затем, после определённого момента, он скручивается в спираль и выстреливает пружиной, отправляя мозг читателя прямиком на орбиту Плутона, настолько здесь странно и стремительно развиваются события. «Убик» будет не грех назвать вершиной творчества Дика, где сюжет сумеет под финал окончательно запутать, удивить и оставить в полном восторге даже самого искушённого любителя фантастики.

Роман выступает и с некоторой тонкой долей критики капитализма и даже высказывается на философско-религиозные темы жизни после смерти. Причём всё это очень тонко размазано по повествованию и не сильно режет глаза, но при этом великолепно дополняет здешний мир, добавляя особые мазки к общей картине. Поэтому пока для одних этот роман будет выглядеть как просто интересная фантастическая книга, другие смогут почерпнуть для себя парочку вечных духовных вопросов, а другие получат пугающий концепт мира, где холодильник не откроешь, пока ему не заплатишь.

Роман настоятельно рекомендуется как отличная отправная точка для тех, кто никогда не был знаком с работами Филипа Дика. Можно с полной уверенностью смело заявить, что «Убик» представляет собой буквально квинтэссенцию всего того, чем является творчество Дика, настолько это произведение странное, отчасти пугающее, запутанное и заставляющее порою усомниться в своей трезвости. А ещё эта книга заставляет усомниться в реальности вокруг себя.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На роман это не тянет. Замысел на рассказ, растянутый до неприличия. Если Дик хороший писатель, это произведение явно не лучшая его вещь, впрочем, судя по косвенным данным, таких проходных у него много. Сделано довольно изобретательно, но нет никакого «содержания». Просто иллюстрация к очередным сомнениям в очередной «реальности». Возможно, для своего времени это воспринималось как «новое, свежее» слово, но спустя полвека свежесть увяла, а осталась довольно унылая история.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почитав Убика понимаешь, откуда берет свои корни Матрица:). Все было придумано давным-давно. Не каждый день встречается ситуация, когда предметы, с которыми ты взаимодействуешь, вдруг резко начинают стареть. И не просто рассыпаться в прах, а именно принимать устаревшую форму. Ну как вот ваш смартфон возьмет и станет дисковым телефоном. Вот и герои этой повести то ли живы, то ли лежат в мораториумах в виде полу-жизни. Идея хорошая, интересная, особенно для того времени, но стиль изложения сразу выдает время написания.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отдохнув от «Покоя» Джина Вулфа, я захотел прочесть ещё какой-нибудь роман-головоломку с ненадёжным рассказчиком и размытием границ реального мира. И неожиданно вспомнил об «Убике» Филиппа Дика. Роман оставил меня равнодушным при первом прочтении, так что интересно, изменятся ли впечатления сейчас.

Первым делом хочется отдать роману должное за его влияние на массовую культуру. Невооружённым глазом видны элементы, на которые отсылались «Evil Within», «Матрица» и «Ванильное небо», а финал романа сильно перекликается с финалом «Начала».

«Убик» – очень концентрированный роман, и поначалу это несколько сбивает с толку. Ты начинаешь читать роман, обнаруживаешь мир будущего с корпорациями, телепатами и антителепатами, и думаешь, что это история в духе шпионских триллеров. Происходит полёт на Луну, и кажется, что перед тобой всё-таки космическая фантастика. А ещё описывается технология продления жизни в своеобразных криокамерах, поддерживающих мозг в состоянии активности. То есть часть персонажей находятся в иллюзорной реальности собственного подсознания. Так может суть истории именно в этом?

Пересказать сюжет также сложно, как пошевелить ушами. В смысле, что кто-то наверняка это сможет сделать, но не я. У меня даже описать завязку не очень то получается. Беда в том, что сюжет время от времени делает крутой крен и восприятие истории кардинально меняется. Но даже и без этих поворотов сложно выбрать главную тему книги. Помимо вышеперечисленного Филип Дик успевает поразмышлять о жизни и смерти, о тотальной коммерциализации общества, о самом убике. Кстати, я вот говорил, что в романе есть ещё и перемещение во времени? Не говорил, а оно там есть.

Поэтому, если ещё не читали этот роман, то идите и читайте. Тот случай, когда произведение должны попробовать все любители фантастики. Даже если книга не придётся по вкусу – расширите свои читательские горизонты и составите собственное мнение. А если читали, то загляните под спойлер, там несколько более предметных мыслей о сюжете.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я думаю, что и Ранситер, и Джо находятся в состоянии иллюзорном мире, а Джори – лишь продукт сознания одного из них. Внутренний демон, так сказать. На это указывают и монета в последней главе, и то, что перемещение во времени остановилось на тридцатых годах двадцатого века. Образы тех лет мог бы воспроизвести только мозг Ранситера. Правда, с какого момента действие происходит не в реальном мире, я так и не понял. То ли сразу после взрыва, то ли вообще с самого начала.

Читая произведения Дика, читатели часто задаются вопросами, что реально, а что нет. Видимо автор и сам в жизни мучился подобными вопросами. При чтении «Покоя» я чувствовал, что Вулф оставил в произведении все необходимые ключи к пониманию происходящего. С «Убиком» такого ощущения не возникло. Но возможно, что Дик так и задумывал. Тем не менее, со второй попытки мне удалось распробовать этот роман, и я оцениваю его выше, чем раньше.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Может ли бред достигать такой степени реальности? Может, ответил я сам себе»

Станислав Лем «Солярис»

В 2017 году я прочитал роман Филипа Дика «Человек в Высоком Замке» и после этого, совершенно внезапно для себя, решил несколько лет больше ничего не читать. Я скучал по этому занятию, но у меня никак не получалось найти в себе силы вернуться к тому, что любил больше всего на свете. Буду винить во всём этом эмоциональное истощение и потерю ориентиров в жизни. И вот наконец мой затяжной отпуск длинною в пять лет подошёл к концу и удивительное дело, возвращение к чтению произошло примерно там же, где оно в прошлый раз и закончилось — с романа Филипа Дика. Выбор произведения и автора был спонтанным, но чувствую, что здесь не обошлось без вмешательства судьбы (почти каждый фанат Филипа Дика хочет в это верить). Вселенной очень хочется навязать тебе Убик и отказаться от её предложения, если честно, просто невозможно. С Убиком начнётся новая жизнь. А может быть и не совсем жизнь, а нечто совершенно иное... может быть даже что-то противоположное ей.

Сложно простыми словами рассказать о чём именно роман «Убик», что у него за сюжет и какие идеи он пытается раскрыть перед читателем. Это история, где погружение в авторское безумие и нарастающая во время чтения паранойя, важнее почти всего остального. Филипу Дику хочется, чтобы не только его герои заглянули за изнанку реальности, но и читатель вместе с ними. Итак, если всё же попытаться объяснить сюжет (без спойлеров), то получается вот что: на дворе 1992 год, мир будущего, где люди добились таких невероятных достижений в области науки, что помимо полёта в космос, а с ним и освоения других планет, они теперь могут сохранять мёртвых в состоянии полу-жизни и даже общаться с ними. Не менее безумным оказался скачок для человечества в области псионики. То и дело в мире стали появляться люди с экстраординарными умениями, вроде телепатии, телекинеза, предсказания будущего и т.п. Естественно, что из нового чудесного дара человечеству захочется сделать бизнес, где псиоников можно будет использовать, как шпионов — внедряя их в большие компании, чтобы те там выведали секретную информацию для своих работодателей. Но ведь можно сделать бизнес и из защиты от таких неординарных спец агентов, используя в качестве противовеса им других псиоников. Таким вот нехитрым образом в будущем расплодятся корпорации готовые за звонкую монету заняться либо внедрением шпионов-телепатов, либо их изничтожением с помощью антителепатов. Читателю же предстоит следить за приключением последних, в особенности за Джо Чипом, который пусть и не является псиоником, но хорошо в них разбирается и может с помощью своего оборудования разобраться в том, где они находятся и какими способностями обладают. Вот только ни его оборудование, ни его друзья-псионики, ни даже его начальник в лице чрезвычайно заботливого Глена Рансайтера, не в силах справится с тем, что ждёт их на Луне, во время очередной миссии по поимке телепатов-шпионов. А вот Убик вполне способен помочь. Да, он же такой замечательный. Просто следуй инструкции на этикетке и ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО.

Мир будущего получился чрезвычайно абсурдным, почти что до смешного нелепым, особенно в том как устроена работа с техникой. В будущем 1992 года за всё приходится платить. Хочешь выпить кофе с утра пораньше? Заплати кофеварке. Хочешь чем-то перекусить перед тем как идти на работу? Плати холодильнику! Чего уж там, даже за что-то настолько простое, как открытие двери, чтобы выйти из своей собственной квартиры, и то надо заплатить. И оттого смешнее наблюдать за тем, как извечно бедный Джо Чип живёт в таком мире, не имея при этом ни гроша в кармане (хотя у него есть множество долгов). Его изворотливость и несгибаемость поражает, как, впрочем, и не умение нормально жить (чем-то он мне напоминает Чувака из фильма «Большой Лебовски»). В будущем ещё никто не умеет нормально одеваться; все будто бы носят только ту одежду, которую достали из своего гардероба наугад, закрыв предварительно глаза. Чего тут только не встретишь: ковбойские шляпы, брюки из шерсти золотой ламы, носки для гольфа и ещё много чего необычного. Вся эта комедия хорошо сочетается со всем остальным безумием, что происходят в «Убик». Сначала читатель смеётся над происходящим, потом его завлекает загадочные события романа и после уже сходим с ума от всего того ужаса, который ожидает его в финале. Вероятно, этот ужас даже последует за ним и за пределами книги. Читателю придётся долго ломать голову над тем что произошло, что это может значить и как ко всему этому относится. От хорошего романа, особенно с запутанным сюжетом, большего и не требуется.

Я заметил ещё кое-что интересное касательно мира «Убик», но долгое время не был уверен стоит ли об этом рассказывать или лучше промолчать. Молчать не могу и потому здесь и сейчас делюсь с вами моим странным умозаключением. Наслаждайтесь. Итак, Филип Дик показывает только то, что считает важным на данный момент и почти не пытается детально обрисовать, то, как обустроена эта его необычная вселенная за пределами корпорации, мортуария, квартиры Джо и ещё парочки незначительных мест. Во многих других своих романах он старался в детали, но почему-то не здесь. И, как я понял, это связано с одной из тем его истории — Иллюзорности реальности. Дальше пойдёт спойлер

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Достаточно прочесть диалог Джо с Джори в 15 главе и всё встанет на свои места (просто поставьте себя на место Джо, а Филипа Дика на место Джори):

"— Значит, все это ради меня? Весь мир? (Джо)

— Не так уж он и велик. Гостиница в Де-Мойне, улица за окном, несколько автомобилей и прохожих. Ну, может, еще пара зданий через дорогу на случай, если вам вздумается посмотреть в окошко. (Джори)

— Значит, ты не влияешь на Нью-Йорк, Цюрих или… (Джо)

— Зачем? Там же никого нет. Я создаю осязаемую реальность только там, где находитесь вы или кто-либо из группы. И то самый минимум. Вот когда вы летели сюда из Нью-Йорка, я создал сотни миль сельской местности и страшно вымотался... (Джори)»

Возможно, я высосал и из пальца объяснение, но, как мне кажется, это вполне в стиле Филипа Дика — попытаться ещё больше разорвать нити реальности; сломать границы между читателем и произведением автора.

Интересных персонажей здесь не мало, хотя и не всем им уделяют достаточно внимания. Зато каждый из них, в любой момент, может из второстепенного стать основным и показать себя в совершенно новом свете. А ещё Филип Дик вновь со всем своим неугасающим рвением пытается показать, то как для него на самом деле устроена жизнь и даже то, что происходит после неё. Понять устройство мира, как его понимает Дик, сложно, но попытаться всё же стоит, ибо это очень интересно. В романе запрятано так же не мало секретов, которые можно найти, если всё внимательно читать и перечитывать. Что-то, что казалось незначительным может по-новому раскрыть безумные события в романе (во всяком случае они приведут вас к одному из множества ответов на вопрос: «ЧТО ПРОИСХОДИТ?»). Правда получить ответы на все вопросы не получится, как бы читатель не старался. Пожалуй один из немногих недостатков романа, хотя, лично для меня, он и не такой существенный. Другим недостатком я бы назвал, то что мне было сложно погрузиться в мир и историю книги, но может это больше связано с тем, что я давно ничего не читал. Думаю, что если в будущем буду перечитывать книгу, то найду для себя ответ на данный вопрос.

Итог: «Убик» концентрирует своё внимание исключительно на иррациональной паранойе и изменчивости реальности, а всё остальное для него не так уж и важно. Градус безумия здесь уходит далеко за пределы допустимого. В общем, чудесное произведение, пусть и не лучшее, что я читал у Филипа Дика. На мой взгляд роман «Лабиринты Смерти» написан интереснее, да и читать его куда проще. Автор там тоже пытается свести с ума читателя, но делает это чуточку понятнее чем «Убик». И всё же, если вы ищете что-то, где вы могли бы поломать голову над загадкой и заодно сойти с ума пытаясь, в стиле героев произведений Лавкрафта, то я сомневаюсь, что вы найдёте что-то лучше Убика. Без Убика вы не сможете жить. Убик — это всё и ничего. Убик — это...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, гений ли Дик или шизофреник, впрочем одно не исключает другого, но даже спустя 50 лет после написания, его роман ломает мозг. Хотя уже не взрывает, все же слишком многие потоптались на концепции нереальности видимого нами.

Сюжет, как обычно, у Дика перенасыщен фантдопом. Прям очень плотно. Чего там только нет. Но шикарен, конечно, Убик, широкоразрекламированный и очень нужный всем.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошо.

И про шеринговую экономику с IoT в виде двери, которая на столько оборзела, что не поддаётся регрессу, и про наброски разного социального рейтинга где не успешного порицают бытовые предметы, и про демиурга на вид 15 лет отроду с его унылой суб-вселенной, и про убик откуда-то «сверху». Очень хорошо.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весна. Птички поют. Кошки орут. Решил написать второй отзыв про «Убик». В первом своем отзыве я выразил отношение к роману довольно четко. Но пожалуй немного суховато. Я все еще считаю «Убик» жвачкой для ума. Мне это сравнение очень нравится, ведь я его сам придумал. Но только сейчас до меня дошел смысл. Вопрос в том: как человек поступит, когда поймет, что жвачка потеряла вкус. И я всё еще придерживаюсь мнения, что Дик грустно и зло смеется над своим читателем. Что такое Убик? Убик везде, Убик выглядит по-разному. Убик — это попытка описать Бога. Его придумали не сегодня, его придумали совершенно другие люди. А нам остается лишь гадать, как это должно быть связанно с нами. Ключевое слово здесь: придумали. Бога создает Человек. Создает его, потому что жить без поддержки не может. И поддерживать Человека — единственная функция бездеятельного Бога, как единственный ответ на вопрос о цели его существования. Бог везде, но сознают его присутствие только в определенные моменты. Неразрывно связывая их с Ним. Бог вечен, потому что всё новое — это хорошо забытое старое. И Филип Дик точно так же не является богом для своего вымышленного мира. Филип Дик творит Бога, как делали это до него. Глубокомысленно, тяжеловесно, не все поймут. Но, раз уж, все причастны к столь сложному процессу, можем и Мы позволить себе его рассмотреть. Представьте: приходит человек в магазин; покупает роман «Убик»; читает про то, что без этого самого Убика реальность распадается; отрывается от книги — а вокруг всё по-прежнему. Юмор, конечно, специфический. Можно сказать, наркоманский. Но, если до Вас дойдет, то вызовет приступ гомерического хохота. Да, это зло и грустно. Но, как и говорилось, Филип Дик лишь участник творческого процесса, повторяющий старые принципы. Дик может быть таковым, потому что он «в одной лодке» с читателем. Трагичность в том, что Дик не может уже что-нибудь изменить. Он пользуется общими правилами. И единственное, что ему остается: придумать правила для себя. Что подумает по этому поводу читатель уже не важно. Может быть когда-нибудь кто-нибудь сможет расширить список этих правил. А пока остается развлекаться демагогией. Грустно, но показательно. На вещи надо смотреть со всех сторон.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Может ли каша в голове быть пищей для размышлений? Именно с такими мыслями я остался после прочтения романа «Убик» Филипа Дика. Что такое Убик? Что это вообще был черт возьми?))) мозг выкрутился наизнанку, сюжет разворачивался три раза на 180 градусов. Но прочиталось на одном дыхании. Лично мое мнение, оно опять же строго субьективное, ввиду того, что у Филипа Дика были проблемы с наркотиками, Убик по сути это и есть тот самый наркотик, представленный в немного другой интерпритации, наркоман не может жить без наркотиков, так и здесь люди, или полулюди не могут жить без Убика. Продукт который по своей сути может заменить все, что угодно. Вообщем если хотите чего то нового и экстраординарного то вам сюда.

P. S. Вы все еще кипятите? Тогда мы идем к вам.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кое-кто из читавших роман считает его образцом мистики и сюрреализма, ибо он повествует о жизни после смерти (в оригинале — полужизни). Но на самом деле это всё же фантастика, причем психологическая: на первом месте в описании — внутренние ощущения главных героев, их моральные терзания. Кроме того, одно из ключевых действий происходит на Луне, куда действующие лица попадают на частной ракете. Это уж явно нельзя отнести ни к какой психоделике. Итак, в 90-х годах прошлого века люди вовсю овладели своими парапсихологическими способностями: одни читают чужие мысли, а другие — предсказывают будущее. Но есть и те, кто умеет блокировать такие способности у других. Их называют инерциалами и пользуются их услугами, если нужно сберечь что-либо в тайне. К одной из таких групп под началом мистера Ранкитера обратился представитель солидной лунной фирмы. Но по прибытию на место работы паранормы быстро понимают, что их заманили в коварную ловушку...

Что и говорить: завязка весьма интригующая и обещающая увлекательное повествование. К чести автора, он мастерски поддерживает напряжение, стараясь не снижать градус его накала. Ближе к финалу оказывается, что он дважды умышленно вводил читателя в заблуждение, чтобы поразить его оригинальностью своих находок. Причем никакой искусственности в этом не чувствуется, так как логика событий тут не нарушена. А в самом конце вас ждет третий (!) разворот на 180 градусов, который заставит немного по-иному взглянуть на все описанные события. В общем, скучать вам не придется! Конечно, идея «полужизни» в той форме, в которой ее предлагает автор, абсолютно ненаучна и даже сказочна. Но если под ней понимать состояние, возникающее непосредственно сразу после остановки сердца, то тут можно ожидать некоторых «переходных» процессов, связанных с постепенным затуханием активности мозговых нейронов. С точки зрения биофизики, такие процессы вполне могут вызвать у умирающего разного рода галлюцинации, сходные с проявлениями жизни. Не исключено, что он будет считать себя живым, находящимся в неких исключительных «мистических» условиях. Подобные ощущения хорошо описаны у Амбруаза Бирса в рассказе «Мост через Совиный ручей». Довольно долгие странствия героя по местности на самом деле являются фиктивными и укладывааются в пару секунд, следующих за его физической смертью. Как видно, такое состояние не может длиться более нескольких секунд и его никак нельзя «заморозить» или, тем более, растянуть на долгие годы. Так что все описанные автором моратории — чистый и ни на чем не основанный вымысел. Никакого общения с умершим мозгом быть не может — так же, как не может гореть лампочка при отключенном сетевом питании. Я также уверен, что никакой телепатии и ясновидения в природе не существует: мозг человека — закрытая система, не транслирующая никакой осмысленной информации. Догадаться, о чем думает человек, можно, анализируя его мимкиу и непроизвольные телодвижения — это называют эмпатией. Но за пределы чисто внешних проявлений проникнуть не получится. Все эти Кулагины и Мессинги — просто искусные шарлатаны, прекрасно разбирающиеся в человеческой психологии. Если учесть всё сказанное, получается, что роман Дика — это современная сказка наподобие «Обыкновенного чуда» Шварца. С этой точки зрения никаких претензий к ней нет и быть не может, ведь сюжет у сказки очень даже приличный. Правда, оценить его смогут только люди с устойчивой психикой — остальным чтение романа строго противопоказано.

------------

РЕЗЮМЕ: современная сказка, повествующая о злоключениях группы паранормов на «том свете». Единственная вещь, которая не поддалась моему пониманию, — как умершие могли изобрести проставленный в названии убик, который обладает чудесной способностью продлевать их «полужизнь»?

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если судить по собственным ощущениям, то роман «Убик» может произвести большое впечатление на сильно впечатлительных людей. Но, все-таки, за книгой должна стоять какая-то логика. Иначе, как, вообще, можно написать хорошую книгу. Не говоря о той, которую называют шедевром. В данном случае могут сказать, что произведения Филипа Дика нельзя воспринимать через логику и рациональное. Но восприятие, как не крути, порождается разумом. Так, что логика: бессознательно, преднамеренно, возможно, из желания зло посмеяться над чем-то или, просто, как абсурдная версия чего-либо — присутствовать будет. Таково мое убеждение. И с ним я решил заново погрузиться в любимый мною роман.

«Убик» было первым произведением, прочитанным мной из Филипа Дика. Я, практически, влюбился в эти образы. Прочувствовал огромность тайны, в нем сокрытой. Строил различные теории. Естественно, что анализом этого романа, я хотел раскрыть для всех, буквально, все смыслы и взаимосвязи. Но, при ближайшем рассмотрении оказалось, что ничего интересного для меня сегодняшнего там нет. Неплохой пример изменения своей собственной реальности. Всё, что осталось: яркие, манящие рекламки эпиграфов и пара-тройка вещиц, приобретенных тобой когда-то непонятно как и неизвестно зачем. Согласитесь, тоже, своего рода, достижение. Иронично то, что Дик выступает здесь не на стороне читателя, а как ушлый делец. Всё, что важно которому — быстро сбагрить товар и, желательно, весь.

Начиналось всё с яркой картинки и многозначительных намеков. Многочисленные неожиданные повороты сюжета приправлялись небольшой социальной сатирой: понятной, острой и не намекающей на собственную важность или необходимость включать мозги. Закончилось всё не весьма внятным, но доходчивым объяснением автора своей уверенности в гностическом ужасе бытия, исключительно чувственном восприятии реальности и невозможности найти единую для всех истину. Сильно сказано. Читатель не сможет отделаться от ожидания и веры в чудо. Ведь, на одной волне с героями, он не сможет отличить действительность от вымысла. Очнитесь. Нет здесь ничего реального или возможного. Всё это обман. И, услышав обвинения в свой адрес, автор тут же предложит покопаться в стопочке древних мудрых фолиантов. Присмотритесь к словам, образам и идеям. И всё переместится на другой, метафизический уровень размышлений, где действуют законы не человека, но высших сфер. Однако, вопрос у меня остается тот же. Зачем?

Зачем существовать вне времени и пространства, если жить можешь лишь там, где всё знакомо? Зачем нужен окружающий мир, если его наличие не определяет источник ощущений? Зачем собственное Я, если оно тебе самому не может быть понятно и от чего-то зависит? Зачем мне такая полу-жизнь? И... Зачем я должен за неё платить? Может быть Филип Дик этого и не хотел. Но это единственная мысль, которую теперь я вижу четко.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Много слов, приятных и не слишком, сказано об этой вещи. И зачастую они справедливы. Действительно, иногда создаётся впечатление, что ФКД начал писать совсем не то, что изначально задумывал. Или что текст отнюдь не перегружен подробностями мироустройства, о котором хотелось бы узнать больше.

Но, чёрт побери, эта книга просто взрывает мозг! Это именно то, ради чего стоит читать книги, потому что в кино такое не увидишь, это можно только представить.

Мне хотелось бы сказать больше, или уже ничего не говорить совсем. Вам не нужно знать, о чём эта книга, пока вы не придёте к ней. Стоя аплодирую гению Филипа Дика.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз Филип К. Дик удивляет. В менее семи часовую книгу автор вложил столько идей, что спустя многие годы попрежнему выходят крутые произведения основанные на них. «Начало» Кристофера Нолона, «Матрица» братьев Вайчовски, «Ванильное небо» брали за основу концепции из «Убика». Я восхищаюсь воображением Филипа. Сюжет рассказывает про недалекое будущее. Отряд людей со сверхспособностями отправляются на задание, которое заканчивается смертью командира Глена Рансайтера. Теперь руководить группой предстаит HR-менеджеру Джо Чипу, только вот окружающий мир постоянно ставит под сомнения свою реальность. Фильм Нолана «Начало» кажеться вольной интерпретацией «Убика». Не буду выдавать слишком много спойлеров, но ознакомившись с двумя произедениями Вы найдете много общего. Так как это последняя из книг представленных на #storytel #сторител хочу подвести небольшие итоги. Филип К. Дик во многом первооткрыватель. Автор, который создает плацдарм, чтобы сотни последователей развили и населили его миры. Любителям фантастики обязательно надо прочитать его книги, чтобы видеть потом отссылки к его произведениям. Но есть сложность, с которой я стокнулся. Даже при таком небольшом объёме книги Филипа отнюдь не легко читаются. Да это не «Нейромант» и «Ложная слепота», но все равно довольно тернистые произведения. Событий и мыслей порой так много, что становиться тяжеловато, а концовки неизменно вгоняют в ступор. Но многих любителей жанра фантастики думаю это и цепляет.

Instagram: @detective.book

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интеллигентно завёрнутая в научно-фантастический антураж, история рассказывает о группе людей со сверхспособностями, ставших жертвами корпоративного терроризма. Взрыв бомбы убил лишь начальника компании, Глена Рансайтера. Так кажется всем членам организации, пока они не замечают, что мир вокруг них начинает буквально стареть и разваливаться, а то тут, то там появляются странные послания от их «убитого» босса, Рансайтера: «Я жив, это вы умерли». Читателя подводят к мысли, что Рансайтер не был единственной жертвой взрыва, он был единственным, кто выжил после него, и вся команда в данный момент находится в half-life-состоянии, коллективной предсмертной галлюцинации, которая неизбежно скоро закончится, рассыплется вместе со всем миром как песочный замок.

И тут писатель решает дать героям спасительную надежду в мрачном мире. И этой надеждой становится загадочный Убик.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх