fantlab ru

Филип Дик «Убик»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.52
Оценок:
3010
Моя оценка:
-

подробнее

Убик

Ubik

Роман, год (год написания: 1966)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 233
Аннотация:

Мир «Убика» — это мир будущего, в котором существуют могущественные корпорации телепатов и антителепатов, ведущие между собой постоянную войну. Но это и мир прошлого, в котором время идет вспять, съедая людей и созданные ими вещи еще до того, как они появились на свет. Наконец, это мир по ту сторону жизни, мир мораториумов, в стеклянных гробах которых веками лежат замороженные люди; в глубинах их сознания еще теплится разум — они мыслят, чувствуют, страдают, общаются между собой и внешним миром и — пытаются выжить, выжить любой ценой.

Урсула Ле Гуин: «Филип Дик — это целая эпоха фантастики. И «Убик» — это, возможно, лучшее из всего, что было им написано. По крайней мере, я не читала ничего хотя бы отдаленно похожего на эту книгу».

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «Неземные соседи», 1992 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Зарубежная книга (США)

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Научная фантастика (США)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2003 // Переводной роман (США, 1969)

Похожие произведения:

 

 


Неземные соседи
1992 г.
Бегущий по лезвию бритвы
1992 г.
Убик
1992 г.
Убик. Человек из Высокого Замка
1992 г.
Свихнувшееся время
1993 г.
Убик
1993 г.
Стигматы Палмера Элдрича
1998 г.
Убик
2001 г.
Свихнувшееся время
2002 г.
Бегущий по лезвию бритвы
2003 г.
Убик. Скользя во тьме
2005 г.
Свободное радио Альбемута
2010 г.
Бегущий по лезвию бритвы
2011 г.
Убик
2016 г.
Убик
2017 г.
Убик
2018 г.
Свихнувшееся время
2018 г.

Самиздат и фэнзины:


Аудиокниги:

Убик
2016 г.

Прочие издания:


Издания на иностранных языках:

Ubik
1969 г.
(английский)
Ubik
1975 г.
(польский)
Ubik
2000 г.
(английский)
Philip K. Dick: Four Novels of The 1960s
2007 г.
(английский)
Ubik
2011 г.
(польский)
Ubik
2012 г.
(английский)
Убік
2018 г.
(украинский)
Ubik
2019 г.
(португальский)





Доступность в электронном виде:

 



Рецензии



— smith.each: Филип Дик — «Убик» 2020-02-17 28 (12)

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, гений ли Дик или шизофреник, впрочем одно не исключает другого, но даже спустя 50 лет после написания, его роман ломает мозг. Хотя уже не взрывает, все же слишком многие потоптались на концепции нереальности видимого нами.

Сюжет, как обычно, у Дика перенасыщен фантдопом. Прям очень плотно. Чего там только нет. Но шикарен, конечно, Убик, широкоразрекламированный и очень нужный всем.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошо.

И про шеринговую экономику с IoT в виде двери, которая на столько оборзела, что не поддаётся регрессу, и про наброски разного социального рейтинга где не успешного порицают бытовые предметы, и про демиурга на вид 15 лет отроду с его унылой суб-вселенной, и про убик откуда-то «сверху». Очень хорошо.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весна. Птички поют. Кошки орут. Решил написать второй отзыв про «Убик». В первом своем отзыве я выразил отношение к роману довольно четко. Но пожалуй немного суховато. Я все еще считаю «Убик» жвачкой для ума. Мне это сравнение очень нравится, ведь я его сам придумал. Но только сейчас до меня дошел смысл. Вопрос в том: как человек поступит, когда поймет, что жвачка потеряла вкус. И я всё еще придерживаюсь мнения, что Дик грустно и зло смеется над своим читателем. Что такое Убик? Убик везде, Убик выглядит по-разному. Убик — это попытка описать Бога. Его придумали не сегодня, его придумали совершенно другие люди. А нам остается лишь гадать, как это должно быть связанно с нами. Ключевое слово здесь: придумали. Бога создает Человек. Создает его, потому что жить без поддержки не может. И поддерживать Человека — единственная функция бездеятельного Бога, как единственный ответ на вопрос о цели его существования. Бог везде, но сознают его присутствие только в определенные моменты. Неразрывно связывая их с Ним. Бог вечен, потому что всё новое — это хорошо забытое старое. И Филип Дик точно так же не является богом для своего вымышленного мира. Филип Дик творит Бога, как делали это до него. Глубокомысленно, тяжеловесно, не все поймут. Но, раз уж, все причастны к столь сложному процессу, можем и Мы позволить себе его рассмотреть. Представьте: приходит человек в магазин; покупает роман «Убик»; читает про то, что без этого самого Убика реальность распадается; отрывается от книги — а вокруг всё по-прежнему. Юмор, конечно, специфический. Можно сказать, наркоманский. Но, если до Вас дойдет, то вызовет приступ гомерического хохота. Да, это зло и грустно. Но, как и говорилось, Филип Дик лишь участник творческого процесса, повторяющий старые принципы. Дик может быть таковым, потому что он «в одной лодке» с читателем. Трагичность в том, что Дик не может уже что-нибудь изменить. Он пользуется общими правилами. И единственное, что ему остается: придумать правила для себя. Что подумает по этому поводу читатель уже не важно. Может быть когда-нибудь кто-нибудь сможет расширить список этих правил. А пока остается развлекаться демагогией. Грустно, но показательно. На вещи надо смотреть со всех сторон.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Может ли каша в голове быть пищей для размышлений? Именно с такими мыслями я остался после прочтения романа «Убик» Филипа Дика. Что такое Убик? Что это вообще был черт возьми?))) мозг выкрутился наизнанку, сюжет разворачивался три раза на 180 градусов. Но прочиталось на одном дыхании. Лично мое мнение, оно опять же строго субьективнре, ввиду того, что у Филипа Дика были проблемы с наркотиками, Убик по сути это и есть тот самый наркотик, представленный в немного другой интерпритации, наркоман не может жить без наркотиков, так и здесь люди, или полулюди не могут жить без Убика. Продуут который по своей сути может заменить все, что угодно. Вообщем если хотите чего то новго и экстраординарного то вам сюда.

P. S. Вы все еще кипятите? Тогда мы идем к вам.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кое-кто из читавших роман считает его образцом мистики и сюрреализма, ибо он повествует о жизни после смерти (в оригинале — полужизни). Но на самом деле это всё же фантастика, причем психологическая: на первом месте в описании — внутренние ощущения главных героев, их моральные терзания. Кроме того, одно из ключевых действий происходит на Луне, куда действующие лица попадают на частной ракете. Это уж явно нельзя отнести ни к какой психоделике. Итак, в 90-х годах прошлого века люди вовсю овладели своими парапсихологическими способностями: одни читают чужие мысли, а другие — предсказывают будущее. Но есть и те, кто умеет блокировать такие способности у других. Их называют инерциалами и пользуются их услугами, если нужно сберечь что-либо в тайне. К одной из таких групп под началом мистера Ранкитера обратился представитель солидной лунной фирмы. Но по прибытию на место работы паранормы быстро понимают, что их заманили в коварную ловушку...

Что и говорить: завязка весьма интригующая и обещающая увлекательное повествование. К чести автора, он мастерски поддерживает напряжение, стараясь не снижать градус его накала. Ближе к финалу оказывается, что он дважды умышленно вводил читателя в заблуждение, чтобы поразить его оригинальностью своих находок. Причем никакой искусственности в этом не чувствуется, так как логика событий тут не нарушена. А в самом конце вас ждет третий (!) разворот на 180 градусов, который заставит немного по-иному взглянуть на все описанные события. В общем, скучать вам не придется! Конечно, идея «полужизни» в той форме, в которой ее предлагает автор, абсолютно ненаучна и даже сказочна. Но если под ней понимать состояние, возникающее непосредственно сразу после остановки сердца, то тут можно ожидать некоторых «переходных» процессов, связанных с постепенным затуханием активности мозговых нейронов. С точки зрения биофизики, такие процессы вполне могут вызвать у умирающего разного рода галлюцинации, сходные с проявлениями жизни. Не исключено, что он будет считать себя живым, находящимся в неких исключительных «мистических» условиях. Подобные ощущения хорошо описаны у Амбруаза Бирса в рассказе «Мост через Совиный ручей». Довольно долгие странствия героя по местности на самом деле являются фиктивными и укладывааются в пару секунд, следующих за его физической смертью. Как видно, такое состояние не может длиться более нескольких секунд и его никак нельзя «заморозить» или, тем более, растянуть на долгие годы. Так что все описанные автором моратории — чистый и ни на чем не основанный вымысел. Никакого общения с умершим мозгом быть не может — так же, как не может гореть лампочка при отключенном сетевом питании. Я также уверен, что никакой телепатии и ясновидения в природе не существует: мозг человека — закрытая система, не транслирующая никакой осмысленной информации. Догадаться, о чем думает человек, можно, анализируя его мимкиу и непроизвольные телодвижения — это называют эмпатией. Но за пределы чисто внешних проявлений проникнуть не получится. Все эти Кулагины и Мессинги — просто искусные шарлатаны, прекрасно разбирающиеся в человеческой психологии. Если учесть всё сказанное, получается, что роман Дика — это современная сказка наподобие «Обыкновенного чуда» Шварца. С этой точки зрения никаких претензий к ней нет и быть не может, ведь сюжет у сказки очень даже приличный. Правда, оценить его смогут только люди с устойчивой психикой — остальным чтение романа строго противопоказано.

------------

РЕЗЮМЕ: современная сказка, повествующая о злоключениях группы паранормов на «том свете». Единственная вещь, которая не поддалась моему пониманию, — как умершие могли изобрести проставленный в названии убик, который обладает чудесной способностью продлевать их «полужизнь»?

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если судить по собственным ощущениям, то роман «Убик» может произвести большое впечатление на сильно впечатлительных людей. Но, все-таки, за книгой должна стоять какая-то логика. Иначе, как, вообще, можно написать хорошую книгу. Не говоря о той, которую называют шедевром. В данном случае могут сказать, что произведения Филипа Дика нельзя воспринимать через логику и рациональное. Но восприятие, как не крути, порождается разумом. Так, что логика: бессознательно, преднамеренно, возможно, из желания зло посмеяться над чем-то или, просто, как абсурдная версия чего-либо — присутствовать будет. Таково мое убеждение. И с ним я решил заново погрузиться в любимый мною роман.

«Убик» было первым произведением, прочитанным мной из Филипа Дика. Я, практически, влюбился в эти образы. Прочувствовал огромность тайны, в нем сокрытой. Строил различные теории. Естественно, что анализом этого романа, я хотел раскрыть для всех, буквально, все смыслы и взаимосвязи. Но, при ближайшем рассмотрении оказалось, что ничего интересного для меня сегодняшнего там нет. Неплохой пример изменения своей собственной реальности. Всё, что осталось: яркие, манящие рекламки эпиграфов и пара-тройка вещиц, приобретенных тобой когда-то непонятно как и неизвестно зачем. Согласитесь, тоже, своего рода, достижение. Иронично то, что Дик выступает здесь не на стороне читателя, а как ушлый делец. Всё, что важно которому — быстро сбагрить товар и, желательно, весь.

Начиналось всё с яркой картинки и многозначительных намеков. Многочисленные неожиданные повороты сюжета приправлялись небольшой социальной сатирой: понятной, острой и не намекающей на собственную важность или необходимость включать мозги. Закончилось всё не весьма внятным, но доходчивым объяснением автора своей уверенности в гностическом ужасе бытия, исключительно чувственном восприятии реальности и невозможности найти единую для всех истину. Сильно сказано. Читатель не сможет отделаться от ожидания и веры в чудо. Ведь, на одной волне с героями, он не сможет отличить действительность от вымысла. Очнитесь. Нет здесь ничего реального или возможного. Всё это обман. И, услышав обвинения в свой адрес, автор тут же предложит покопаться в стопочке древних мудрых фолиантов. Присмотритесь к словам, образам и идеям. И всё переместится на другой, метафизический уровень размышлений, где действуют законы не человека, но высших сфер. Однако, вопрос у меня остается тот же. Зачем?

Зачем существовать вне времени и пространства, если жить можешь лишь там, где всё знакомо? Зачем нужен окружающий мир, если его наличие не определяет источник ощущений? Зачем собственное Я, если оно тебе самому не может быть понятно и от чего-то зависит? Зачем мне такая полу-жизнь? И... Зачем я должен за неё платить? Может быть Филип Дик этого и не хотел. Но это единственная мысль, которую теперь я вижу четко.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Много слов, приятных и не слишком, сказано об этой вещи. И зачастую они справедливы. Действительно, иногда создаётся впечатление, что ФКД начал писать совсем не то, что изначально задумывал. Или что текст отнюдь не перегружен подробностями мироустройства, о котором хотелось бы узнать больше.

Но, чёрт побери, эта книга просто взрывает мозг! Это именно то, ради чего стоит читать книги, потому что в кино такое не увидишь, это можно только представить.

Мне хотелось бы сказать больше, или уже ничего не говорить совсем. Вам не нужно знать, о чём эта книга, пока вы не придёте к ней. Стоя аплодирую гению Филипа Дика.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз Филип К. Дик удивляет. В менее семи часовую книгу автор вложил столько идей, что спустя многие годы попрежнему выходят крутые произведения основанные на них. «Начало» Кристофера Нолона, «Матрица» братьев Вайчовски, «Ванильное небо» брали за основу концепции из «Убика». Я восхищаюсь воображением Филипа. Сюжет рассказывает про недалекое будущее. Отряд людей со сверхспособностями отправляются на задание, которое заканчивается смертью командира Глена Рансайтера. Теперь руководить группой предстаит HR-менеджеру Джо Чипу, только вот окружающий мир постоянно ставит под сомнения свою реальность. Фильм Нолана «Начало» кажеться вольной интерпретацией «Убика». Не буду выдавать слишком много спойлеров, но ознакомившись с двумя произедениями Вы найдете много общего. Так как это последняя из книг представленных на #storytel #сторител хочу подвести небольшие итоги. Филип К. Дик во многом первооткрыватель. Автор, который создает плацдарм, чтобы сотни последователей развили и населили его миры. Любителям фантастики обязательно надо прочитать его книги, чтобы видеть потом отссылки к его произведениям. Но есть сложность, с которой я стокнулся. Даже при таком небольшом объёме книги Филипа отнюдь не легко читаются. Да это не «Нейромант» и «Ложная слепота», но все равно довольно тернистые произведения. Событий и мыслей порой так много, что становиться тяжеловато, а концовки неизменно вгоняют в ступор. Но многих любителей жанра фантастики думаю это и цепляет.

Instagram: @detective.book

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интеллигентно завёрнутая в научно-фантастический антураж, история рассказывает о группе людей со сверхспособностями, ставших жертвами корпоративного терроризма. Взрыв бомбы убил лишь начальника компании, Глена Рансайтера. Так кажется всем членам организации, пока они не замечают, что мир вокруг них начинает буквально стареть и разваливаться, а то тут, то там появляются странные послания от их «убитого» босса, Рансайтера: «Я жив, это вы умерли». Читателя подводят к мысли, что Рансайтер не был единственной жертвой взрыва, он был единственным, кто выжил после него, и вся команда в данный момент находится в half-life-состоянии, коллективной предсмертной галлюцинации, которая неизбежно скоро закончится, рассыплется вместе со всем миром как песочный замок.

И тут писатель решает дать героям спасительную надежду в мрачном мире. И этой надеждой становится загадочный Убик.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Назвать меня поклонником научной фантастики нельзя. Абсолютно не нравились книги на тему космических полетов, всяких бластеров и искусственного интеллекта. Они всегда казались мне не более чем сказкой, в которую абсолютно не верится, даже если написано интересно и грамотно. Исключение — любимый фильм Интерстеллар, но там скорее из-за драматической составляющей.

Убик я начинала читать с предубеждением, особенно настораживало огромное количество положительных отзывов. К счастью, это произведение меня не разочаровало. Интересный сюжет, хорошо прописанный мир, телепаты и антителепаты, и главное — никаких бластеров.

Из минусов: пришла очередь героев романа ибо прописаны они скудно. Автор вводит в сюжет группу из 11 человек, 8 из которых не только не влияют на сюжет, но даже не имеют и строчки в диалогах. Становится ясно что они созданы, только чтобы умереть первыми. Главные герои на мой взгляд тоже ничего особенного из себя не представляют: депрессивный и живущий на грани бедности Чип, и не самостоятельный руководитель корпорации — Ранситер. И тот и другой, довольно скучны и не логичны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Своим преемником Ранситер назначает человека, абсолютно не умеющего разбираться с финансами. Видимо его не волнует, что компания разорится через пару лет такого правления.

Отдельно хотелось бы отметить живучесть главного героя, которого всегда спасут в распоследний момент. Возможно в 1962 году это не сильно бросалось в глаза, сейчас же такое очень вредит книге.

Подводя итоги можно сказать, что Убик интересный роман, небольшой и не затянутый, но с бесцветными персонажами на судьбу которых, мне было все равно.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Альтернативное прошлое нашей реальности и недалекое будущее на момент написания романа – 1992 год. Телепаты и прогносты стали обыденностью, люди получили уникальную возможность ругаться с бытовой техникой, кофеварка работает за пятицентовик, дверь не выпускает бесплатно из квартиры и грозится подать в суд. Только что умерших людей замораживают в мораториуме, погружая их в полужизнь, и давая возможность общаться с близкими. Глен Ранситер, глава защитной организации, чьи люди обладают антителепатическими и антипрогностическими свойствами, получает сомнительный, но крайне выгодный заказ, а в это время Джо Чип, обладающий талантом бесконечно погружаться в долги, лучший специалист по электротестам, знакомится с Пат. Будучи сильнейшим антипрогностом, девушка обладает удивительным свойством – красотой, и может менять прошлое. Собрав команду сомнительных специалистов, они отправляются на Луну, где происходит несчастный случай, после которого и без того неблагополучная реальность начинается расползаться по швам.

Небольшой по объему, Убик крайне динамичен, насыщен деталями, и при этом чертовски остроумен. Дик заставляет читателя смеяться над колкими фразами, нелепостью происходящего, задумываться о философских вопросах и сомневаться в адекватности собственного восприятия. Прочтение романа можно сравнить с ярким сновидением, к правилам которого ты привыкаешь, а просыпаясь, постепенно осознаешь, проворачивая в голове события, насколько все было странно и страшно. Смесь путешествий во времени, вопросов о сути вещей, жизни после смерти, тонкой социальной иронии… под соусом Убик! Потрясающий салатный соус Убик! Несравнимо ни с французской, ни с итальянской кухней. Мир покорен. Покупайте Убик и покоряйте мир! При употреблении в соответствии с инструкцией безвреден.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вы устали от скучной научной фантастики? Вам надоели очевидные и незамысловатые сюжетные ходы? Хочется чего-то нового, но, вместе с тем, проверенного временем?

Читайте «Убик«!

Он интересный! Он драйвовый! Он культовый и не устаревший! Он перевернет с ног на голову ваши представления о фантастике!

Безвреден, если употреблять согласно инструкции. Может вызывать привыкание к хорошей литературе.

1992 год. Экономика в упадке. Умирающих людей можно подключить к, так называемой, полужизни, а тепелепатия стала привычным, хотя и редким, явлением. Фирмы, боясь влияния телепатов, нанимают их антиподов – инерциалов, для обнаружения, нейтрализации и защиты от телепатического влияния. Инерциалы из организации Ранситера противостоят коварному Холлису и его медиумам. Вот только медиумы Холлиса начинают исчезать. В это же время мистер Ранситер получает очень лакомый заказ. Он собирает одиннадцать сильнейших инерциалов фирмы, включая новенькую, Пат Конли, которая может менять прошлое, лучшего специалиста по замерам телепатического поля Джо Чипа, и, вместе с ними, отправляется на Луну. После странного покушения Ранситер находится при смерти, вокруг начинают происходить странные вещи, еще и кто-то убивает инерциалов. Джо Чип пытается разобраться в сложившейся ситуации.

Роман, не смотря на небольшой объем, очень динамичен, здесь, буквально, постоянно что-то происходит, не давая передохнуть ни героям, ни читателю. Сцены и эпизоды автоматной очередью сменяют друг друга, странности становятся все страньше и страньше, все чудесатее и чудесатее. Джо Чип вместе с читателем опускается все ниже и ниже, в фантасмагоричную кроличью нору авторского вымысла. Место нашлось и философии Платона о сути вещей, и путешествиям во времени, и изменению временных линий, и расизму (который в мире романа искоренен). Основная же идея романа — если иллюзия настолько похожа на реальность, то как их отличить? Есть ли между ними разница? Может, мы живем внутри иллюзии, которую воспринимаем как реальность?

Филип Дик очень умело играет с читателем, постепенно стирая грань, отделяющую реальность и иллюзию. Как ловкий наперсточник, он заставляет сомневаться в том, что видят герои и читатель, очевидные вещи становятся не такими уже и очевидными, а странности постепенно выстраиваются в логичную цепочку, постепенно происходят перемены, которые осознаются только постфактум. Финальный твист сюжета и вовсе переворачивает все с ног на голову, заставляя пересмотреть весь роман с точки зрения концовки. И это круто. Мне понравилось!

П.С. Несложно представить реакцию фандома на выход «Убика» в тот далекий 1969 год, как и эффект, который он мог произвести на читателя. Даже спустя 51 год после публикации он способен вызывать «вау-эффект». Его влияние на фантастику также очень легко проследить. Самые простые примеры – трилогия «Матрица», и фильм «Начало» Кристофера Нолана.

- Дорогой. Я весь день пытаюсь заняться интересными делами, но не получаю от этого удовольствия!

- Попробую почитать «Убик», дорогая. Он великолепен!

Абсолютно безопасен, если придерживаться инструкции. Не принимать вовнутрь!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Считал себя фанатом Дика лет 15. Откладывал Убика «на потом». Сейчас сел перечитать Стигматы и Овец, прочитать Убик. Жуткое разочарование, Филипу стоило написать одну книгу, но хорошо. Спермотоксикоз, постнаркотические глюки восприятия, депрессия, стервы...

Почему-то большинство восторженных комментаторов считает Солипсизм изобретением то ли Вачовски, то ли Дика.

А уж насколько по любительски проработан сей опус по сравнению с тем же «Demolished man» Бестера (на 20 лет СТАРШЕ Убика), нет слов.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Существует особый род сюжетов, которые посвящены самым базовым категориям мира и человеческой жизни. Это категории времени, пространства, самой основы мироздания. Что если мир, в которым мы живем, не совсем соответствует реальности? Возможно, мы видим некую картинку, а настоящий мир совсем, совсем другой?

Идея нам конечно знакома по знаменитой «Матрице» Вачовски: мир как иллюзия, мир как долгий сон длиною в жизнь. На самом деле ты не существуешь. Однако эта идея древняя, ей много много сотен и даже тысяч лет.

Если говорить о современности, подобные сюжеты развивали задолго до выхода фильма уже в конце 60-х годов 20 века. В частности, выдающийся писатель-фантаст, гениальный деконструктор реальности Филип Дик посвятил теме иллюзорности реального мира многие свои произведения, и наиболее ярко это у него получилось в романе «Убик», опубликованном аж в 1969 году. Действие романа происходит в мире будущего, где между собой конкурируют корпорации телепатов и антилетепатов. В условиях сепаратной, шпионской войны первых с последними разворачивается все действие романа. Персонажи произведения постоянно вынуждены укрываться от одних и взаимодействовать с другими, но не это важно.

Революционной идеей Дика является введение им в текст некого препарата – аэрозоля под названием Убик, который стоит только перестать его применять, как мир начнет буквально распадаться, вышелушиваться и погружаться в прошлое. Например, на смену кнопочному телефону появится дисковый, и так далее. Попрыскайте на него — и кнопочный телефон вернется на свое место. Последствия этого эффекта могут быть самыми губительными, но еще волнительней вопрос: как далеко все зайдет, если не применять препарат, и каков он, настоящий мир, что прячется за декорацией этого фасадного мира будущего?

Роман очень захватывающий. Как и во всех других текстах Дика, поначалу действие спутанное и совершенно непонятно, что происходит. Путаницы добавляет обилие персонажей и деталей, которыми Дик щедро удобряет свои тексты. Постепенно выстраивается общая линия, и оторваться от сюжета становится уже невозможно.

Ценность «Убика» очевидна. Этот и подобные ему романы демонстрируют нам, какими призрачными порой бывают сами основы нашего бытия, сама наша реальность, которая согласно учениям древних буддистов не более как сон.

Написать об этом замечательном романе можно еще довольно много, но его следует прочесть, хотя бы один раз – и поставить в один ряд с такими вещами как например «Футурологический конгресс» Станислава Лема. «Убик» — это не просто книга об иллюзорности мира, но и о месте человека в таком странном новом мире и поиске человеком самого себя. А что если не прыскать «Убиком» на себя? Существуете ли вы, мистер Андерсон?

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно необычная книга. Телепаты и антителепаты, мораториумы и полужизни... В сюжете я изрядно заплутала в какой-то момент, но потом клубок начал распутываться, чтобы опять запутаться ещё сильнее. Осталось много вопросов, но, судя по концовке, такова и была задумка автора.

Идея полужизни особо интересна. Тело помещают в холодильник, чтобы после подключить к какой-то аппаратуре, для улавливания каких-то протофазонов и возможностью дальнейшего общения с полуживым... И делается это для продлевания... нет, не жизни, а полужизни. Я долго размышляла над этическими и моральными сторонами этого процесса, но по итогу это бесполезно — ведь оставляем мы и в нашей реальности людей, подключенных к аппаратам искусственного дыхания, поддержания жизни и держим в коме, если сознание для них смертельно опасно.

Честно говоря, от классики фантастики я ожидала немного иного. Хотя есть, над чем ещё поразмышлять.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх