fantlab ru

Филип Дик «Человек в Высоком замке»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.88
Оценок:
2579
Моя оценка:
-

подробнее

Человек в Высоком замке

The Man in the High Castle

Другие названия: Затворник из горной твердыни; Человек из высокого замка

Роман, год (год написания: 1961)

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Белое или черное — европейская модель; белое станет черным — китайская модель; белое и есть черное — индийская модель. Эту книгу нужно обязательно прочитать, как «Основание» А. Азимова. В ней рассказывается о том, какая ситуация сложилась в мире после победы Германии и Японии во Второй мировой войне.

Шесть сюжетных линий пересекаются между собой, образуя увлекательный клубок событий. Хотя в основе «Человека в высоком замке» лежит символика «Книги перемен», хотя он насыщен духом, философией и терминологией Востока, это очень американский роман, где учение о Дао, образы «Ицзина» и «Бардо Тходол» вплетены в жизнь Америки шестидесятых, в ее прошлое и настоящее (пусть альтернативное). Видно, что автор провел много времени над изучением книг, прежде чем взяться за перо.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1963 // Роман

лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

лауреат
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 1993 // Научно-фантастическая книга (США)

лауреат
Премия финского журнал "Портал" / Portti-palkinto, 1993 // Переводной роман / сборник (США)

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1997 // Книга года

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод)

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2000 // Книга года. 8-е место (переиздание)

Экранизации:

«Человек в высоком замке» / «The Man in the High Castle» 2015, США, реж: Дэвид Семел



Похожие произведения:

 

 


Бегущий по лезвию бритвы
1992 г.
Король эльфов
1992 г.
Мечтают ли андроиды об электроовцах?
1992 г.
Убик. Человек из Высокого Замка
1992 г.
Человек в высоком замке
1992 г.
Человек в высоком замке
2001 г.
Человек в высоком замке
2001 г.
Бегущий по лезвию бритвы
2003 г.
Что было бы, если...
2004 г.
Что было бы, если…
2004 г.
Антология мировой фантастики. Том 9. Альтернативная история
2006 г.
Человек в высоком замке. Лабиринт смерти
2006 г.
Вне времени
2008 г.
Сдвиг времени по-марсиански
2010 г.
Человек в Высоком замке
2010 г.
Человек в высоком замке
2016 г.
Игроки с Титана
2016 г.
Человек в высоком замке
2017 г.
Человек в высоком замке
2017 г.
Человек в высоком замке
2018 г.
Игроки с Титана
2018 г.
Человек в Высоком замке
2023 г.

Самиздат и фэнзины:

Человек в Высоком замке
1984 г.
Человек в высоком замке
1991 г.

Аудиокниги:

Человек в высоком замке
2007 г.
Человек в Высоком замке
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Man in the High Castle
1962 г.
(английский)
Czlowiek z wysokiego zamku
1981 г.
(польский)
Човекът във Високия замък
1993 г.
(болгарский)
The Man in the High Castle
2001 г.
(английский)
Az ember a Fellegvárban
2003 г.
(венгерский)
Philip K. Dick: Four Novels of The 1960s
2007 г.
(английский)
The Man in the High Castle
2009 г.
(английский)
Człowiek z wysokiego zamku
2011 г.
(польский)
The Man in the High Castle
2012 г.
(английский)
Mees kõrges lossis
2016 г.
(эстонский)
Людина у високому замку
2017 г.
(украинский)
O homem do castelo alto
2019 г.
(португальский)
Людина у високому замку
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Человек в высоком замке» – роман Филипа К. Дика, написанный в жанре альтернативной истории. За последнее время данное направление литературы было скомпрометировано, не без помощи наших российских писателей. Я взялся за творение Дика, чтобы доказать себе, что альтернативная история, это не только низкосортное чтиво про спецназовцев, лихо рубящих головы на Куликовом поле, или айтишников, дающих советы по управлению страной товарищу Сталину. Только сразу стоит отметить, что те читатели, которые ждут от романа экшена, круто закрученных шпионских интриг, будут разочарованы. Роман совсем не про это. Он неспешен и представляет собой скорее философские размышления автора над вопросом «а что, если бы…».

«Человек в высоком замке» сразу после выхода стал своего рода флагманом альтернативной истории. Переломным моментом в романе становится победа фашистской Германии во Второй мировой войне. Действие происходит на территории бывших США в 1962 году. Америка и страны-союзники уже 15 лет находятся в оккупации Германии и Японии. По сути действие романа происходит сразу в трёх параллельных временных линиях. Ключевым моментом первой служит отставка Франклина Рузвельта в 1940 году. Его преемники не смогли подготовиться к большой войне, оказались экономически слабы и закономерно проиграли. В 1947 году США подписали капитуляцию: восточные штаты отошли Германии, а западные – Японии. Однако даже в этой реальности Адольфу Гитлеру не был уготован счастливый финал. В результате сифилиса головного мозга он отходит от дел, а его место занимает Мартин Борман. По сути Германия превращается в колониальную империю, и продолжает на своих территориях расовые зачистки. Большинство славянских народов были уничтожены, оставшиеся отправлены в азиатские степи и низведены до средневекового уровня развития. Больше всего досталось Африке, чье население было поголовно уничтожено. Немногие оставшиеся африканцы стали бесправными рабами. Наука и техника очень быстро развивается. Небо бороздят межконтинентальные пассажирские ракеты, а в ближайшие десятилетия будут колонизированы Луна, Марс и Венера. Япония ведёт более неспешную и мирную политику. Отношения двух стран победителей не назовешь гладкими – они во многом напоминают известную нам Холодную войну.

Вторая линия реальности описана в запрещённой в Германии книге «И наестся саранча». Да-да, роман альтернативной истории в романе альтернативной истории. Автор книги, Готорн Эбендсен, создает свою версию событий, в которых Германия и Япония потерпели поражение. Несмотря на сходство с нашей реальной историей, события в ней не совпадают. Победителями тут являются США и Британия, которые после войны обрели небывалую экономическую и военную мощь, став мировыми лидерами. СССР несмотря на то, что воевал в стане победителей, так и не занял достойное положение в мировом обществе. Обидно за наших, конечно, но не стоит забывать, когда и кем был написан роман.

И третья реальность, это наш с вами мир. Один из героев только мельком видит его, и невнимательный читатель может даже пропустить этот момент. Однако именно этот эпизод заставляет задуматься о том, насколько реальны события романа. Вообще тема лжи и фэйков красной нитью проходит через весь роман. Один из главных героев занимается подделкой под старые американские вещи. Многие персонажи скрывают свои настоящие личности и имена. Высокий замок, в котором живёт Готорн Эбендсен, на поверку оказывается самым обычным домом. В одном из диалогов персонаж показывает две абсолютно одинаковые зажигалки, и утверждает, что одна обладает реальной ценностью лишь потому, что у нее есть сертификат соответствия. А есть ли у нашей реальности подобный сертификат? Сейчас на каждом шагу мы видим повсеместную подмену понятий и искажение истории. На Западе подрастающее поколение искренне верит, что победу во Второй мировой войне одержали именно США, а подвиги советских героев оказываются забыты даже странами бывшего СССР.

Многие критики ругают роман за то, что в нем показано мало образов восторжествовавшего фашизма, да и самой Германии в нём относительно немного. Акцент сделан в основном на Японии, которая многим читателям интересна гораздо меньше. Иные остаются также недовольны неспешным сюжетом и малым количеством экшен-сцен. Только вот роман совсем не про это. Филип К. Дик написал совсем немного остросюжетных книг, несмотря на большую творческую плодовитость. Его книги умные, с многоуровневым философским подтекстом. Вот как раз философии тут хоть отбавляй. Думаю, мало кто из читателей при первом знакомстве с романом сможет уловить все скрытые смыслы. Не утверждаю, что это удалось и мне. Роман показывает нам не изменения в геополитике, а призрачность реальности. Все герои, тем или иным способом приходят к одному итогу – осознают призрачность своего мира. Один незначительный, по их мнению, поступок может изменить буквально всю их жизнь, поставить под сомнение все, во что они верили. Неважно, кто победил. Япония и Германия в романе оказываются на пороге ядерной Третьей мировой, как когда-то до этого чуть не дошли США и СССР. История изменилась, но люди остались точно такими же: жадными до чужих ресурсов и территорий, нетерпимыми к иным, непохожим на них. Не стоит думать, что альтернативная история, описанная в «И наестся саранча», прекрасна. В ней такая же жестокая тирания и монополия, только с другими взглядами. Видимо, подобное лежит в самой основе человеческой сущности.

Наравне с «Саранчой», чьё название является, между прочим, библейской отсылкой, большую роль в сюжете играет «Книга перемен», к которой за советом обращаются многие персонажи. Идея судьбы и фатума – ещё одна ключевая линия романа. В финале оказывается, что влияние этой книги на сюжет даже больше, чем казалось по ходу повествования. По сути, «Книга перемен» – это полноценный герой романа.

О персонажах стоит сказать, что их много, и назвать кого-то из них главным крайне сложно. Их путь пролегает в разных местах и в разное время. Однако их судьбы временами тесно переплетаются, но также быстро и расходятся. Я бы даже сказал, что они лишь служат рупорами, повествующими нам основные мысли автора. Это, однако, не делает их характеры поверхностными. Наоборот, они ничем не отличаются от реальных людей, со своими личными проблемами и переживаниями. Персонажи – выходцы из самых разных слоев населения, от потерявшего работу еврея, который скрывается от немецких властей, до влиятельного японского политика, предотвратившего своими действиями начало Третьей мировой. Чтобы достичь такого восприятия героев, нужно недюжинное мастерство автора, которого у Дика не занимать.

Итог: Филип К. Дик смог создать по-настоящему умную книгу о неоднозначности истории и пороках человеческого общества. С первых же страниц она затягивает своей мрачной тягучей атмосферой безысходности и всеобщего упадка. Показанный режим попирает все человеческое и предостерегает нас от множества ошибок. Недостаток динамики сполна компенсируется глубиной идей, заложенных в романе. Могу порекомендовать роман к прочтению тем, кто предпочитает неспешные книги, над которыми можно поразмышлять. Если же вы хотите ознакомиться с подобными идеями в формате боевика или триллера, могу порекомендовать к просмотру экранизацию, где все это и раскрывается в полной мере.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня, как, думаю, и у многих, есть такое правило — не смотреть экранизацию до знакомства с литературным первоисточником. Впрочем, так уж получилось, что «Человека в высоком замке» я прочитал позже, чем глянул одноимённый сериал.

Добравшись до книги, я знал, что старина Филип Дик меня в очередной раз удивит, и вновь этот ожидаемый эффект оказался неожиданным. Здесь и в помине нет никакого экшена и боевика, герои здесь не занимаются спасением мира. Вернее, такая сюжетная линия есть, но она проходит лишь фоном, а одного из героев, Тагоми, это ужасно тяготит и он хочет поскорее сбросить с себя груз ответственности. Вообще, Дик не боится кое-где сделать своих персонажей даже глуповатыми (а, следовательно, и живыми). Взять даже просто тот момент, когда Чилден вожделеет жену своего клиента, а потом стыдливо ловит себя на мысли, что такие фантазии постыдны.

Складывается впечатление, что Дик в некоторых моментах даже подшучивает и легонько издевается над читателями. Взять даже тот гениальный момент, когда он святотатствует перед любителями фантастки, влагая в уста персонажей слова о том, что космические полёты и высадки на Луну и Марс это просто шоу и отвод глаз для населения, для которого всё это пользы никакой не несёт. А ведь это написано в 1962 году, в самый разгар скачка в космос! Что уж говорить, если даже тут на Фантлабе есть несколько возмущённых отзывов на эту тему.

Мир романа, мир победивших стран Оси, на самом деле второстепенен. Автор, ограничиваясь лишь краткими описаниями, делает его лишь одним из инструментов для поднятия других тем, что резко контрастирует с большинством других антиутопий, где выдуманная реальность зачастую является самоцелью. Причем Дик, разрабатывая тему взаимодействия разных культур с разными менталитетами и традициями, в том числе ставит перед читателем вопрос — а что есть антиутопия? Ведь что русскому хорошо, то немцу смерть. Мы приходим в ужас от мирового порядка «Человека в высоком замке», но тот же Тагоми, попав, очевидно, в Сан-Франциско в нашем мире, приходит в ужас от автострады и отравленного выхлопными газами воздуха.

Создатели сериала даже если и поняли замысел Дика, то почти не использовали его, создав масс-продукт о движении сопротивления и борьбе с оккупацией. Вовсе нельзя сказать, что это плохо, тем более первые сезоны действительно интересно смотреть, но это продукт совершенно иного рода. И не удивительно, что у авторов сериала нет нонконформизма Филипа Дика, поэтому в последних сериях мы видим очередную попытку вписаться в модную нынче повесточку, когда одного героя внезапно делают геем, а на волне очередного всплеска BLM-движения резко добавляется аналог «Черных пантер». В итоге — против нацистов борются меньшинства. У Дика этого нет, но можно ли назвать его роман антифашистским? Можно, и он является таковым в гораздо большей степени, чем сериал. Ведь одна из его идей — идея о разных ментальностях, разных культурах, разных, в конце концов, мирах. Поэтому и Роберт Чилден, в начале книги пытавшийся влиться в среду японцев, потом оставляет все младенческое, как гласит цитируемое Диком послание к Коринфянам.

Жаль, правда, что концовка романа оказалась несколько размытой, что позднее в интервью признавал сам Дик, сетуя на незаконченность книги из-за «И цзин», к которому обещал больше не прибегать, удостоив его эпитетами «malicious spirit» (злобный дух) и «evil book» (злая книга). Чего нельзя сказать о «Человеке в высоком замке».

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Китайский оракул и обманутые ожидания.

Я ждала книгу о мире, где Германия победила во Второй мировой, а получила — об американцах, живущих под гнётом японцев.

Я ждала что-то столь же сильное, как “Мечтают ли андроиды об электроовцах?”, а получила пустые разговоры и тревоги уровня гоголевской “Шинели”.

И ещё по несколько столовых ложек расизма, антисемитизма, патриотизма и других измов, пистолет, который таки выстрелил, и множественные гадания на “Книге перемен”.

Сюжетных линий несколько. Связаны они чуть теснее, чем я с Папой Римским. Интересных среди них примерно полторы. И все они обрываются. Потому что книге не нужно их завершение. Книга не об этом.

А о чём же тогда?

Я не знаю.

Я не поняла.

Я не поняла эту книгу.

Забавно, что в книге, где Германия и Япония выиграли войну, есть книга, в которой Германия и Япония войну проиграли. Хотя одного этого для хорошей книги мало. Но кажется, главная идея крутится именно вокруг этого. Вот только я никак не могу её ухватить.

И лишь в конце шокирующая героев мысль о том, что в книге всё правда и на самом деле Германия и Япония проиграли, что-то во мне всколыхнула. Это было больше, чем банальное “В войне победителей нет, в войне проигрывают все”. Но…

Нет, я не понимаю эту книгу.

Пойду дальше читать про магию и героев.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это очень странный мир, впрочем, не более странный, чем весь остальной Филип Дик. Альтернативная история, в которой во Второй мировой войне победили Германия и Япония. Но картина мира, которую мы видимо, все равно очень америко-центричная и насквозь пронизанная именно американской культурой. Государства США нет, точнее, есть его огрызок, и есть другой огрызок под названием ТША, и все это находится то ли под японской оккупацией, то ли под японским протекторатом. Оккупация, впрочем, вовсе не ужасная — не близкая к тому, какой была американская оккупация Японии. Но в чем-то очень похожая: Японцы за это время отрастили преклонение перед всем американским и американской культурой — и именно это мы видим в романе Дика: как японские «туристы-оккупанты» покупают якобы оригинальное американское искусство, типа часов с Микки-Маусом. Выглядит очень комично, как и все попытки любого человека сделать вид, что он якобы разбирается и ценит другую культуру, которая на самом деле ему кардинально чужда и непонятна.

В романе вроде есть сюжет, но не очень внятный (по крайней мере, для меня) и как-то ничем не заканчивающийся (или я пропустила какой-то решающий момент). Со времен Второй мировой прошло не так уж мало времени, большинство нацистских бонз еще живо, и между ними как раз идет передел власти (Гитлер уже отошел от дел). Казалось бы, кому какое дело в покоренной японцами Америке, где относительный мир и покой, — но увы, этот передел затрагивает и саму Японию, как внезапно выяснилось в итоге странной шпионской истории. Что там было дальше — мы не видим, знания читателей ограничены только событиями, известными героям-американцам (за исключением одного-единственного японца), и не скажу, чтобы их злоключения сами по себе были как-то особенно интересны.

Герои все время гадают по И-Цзин (и японцы, и американцы), и мне прям тоже захотелось завести, хотя думаю, что все-таки без должной культурной подготовки это просто шарлатанство, зато красивое.

Самый лучший момент — когда Тагоми в парке разглядывает поделку доморощенных ювелиров, медитирует и внезапно переносится в другую реальность — явно в альтернативную, возможно, в наш настоящий мир. Мир, в котором нет велорикш, зато есть наземное метро. А потом, поизумлявшись непривычным вещам в привычном мире, возвращается к исходной точке — и снова в свою реальность.

Я тоже периодически думаю, как бы так сделать.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман внутри романа, финт внутри финта.

Дик срисовывал себя с автора «И наестся саранча»? Получился такой утомлённый демиург (реальности которой нет) в шерстяном костюме чин чинарём, но боящийся прямых вопросов читателей и перекладывающий всех обезьян на И Цзин.

Тоска в том, что не один из вариантов реальности не является объективным, сколько не обращайся к оракулу.

Прекрасный роман.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень странная работа Филиппа Дика. Обычно в жанре альтернативной истории ожидаешь чего-то более простого. Кроме того, американское общество скорее ассоциируется с рациональными утилитарными идеями капиталистического общества. Основная же тематика произведения: гадание на «Книге перемен» несет в себе иррациональное зерно, присущее восточной философии. Удивляют также антимеркантильные настроения, которыми наполнен роман. Пожалуй, это не та книга, с которой стоит начинать знакомство с Филипом Диком.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

О книге наслышан давно, долгое время всё собирался прочитать её, в прошлом году наконец прикупил бумажный вариант, да как-то отложил на полку — есть у меня такая заморочка, мол, хорошая книга должна настояться, как доброе вино. И надо же было так совпасть, что к чтению приступил в начале именно этой недели. Символизма в этом никакого не вижу, поскольку книгу открыл ещё до начала известных событий. Хотя, возможно, в этом и состояло некое... предчувствие, что ли?

К чему я всё это? К тому, что во время чтения невольно проводил аналогии с современностью нашей реальности и даже наметил для себя тезисы, которые хотел бы отобразить в отзыве, но здесь и сейчас — не место и не время для озвучивания подобных оценок и мнений, поскольку всем нам сейчас следует быть сдержанными, терпеливыми, спокойными. И в этом я абсолютно солидарен с администрацией сайта, которая за последние дни несколько раз призывала лаборантов к тому, чтобы не превращать Фантлаб в площадку для политических прений.

Поэтому озвучу несколько другой аспект авторского замысла, если так можно выразиться — неполитический, абстрактный. Вначале я долгое время не мог понять, зачем Филип Дик изрядную долю повествования уделил Книге перемен. Я читал, что он, Дик, и сам постоянно обращался к этому инструменту для того, чтобы книга подсказала ему правильное решение в той или иной ситуации. Поэтому я было подумал, что Дик таким образом делится собственным опытом, и не более того. Но лишь на последних страницах романа и следующем за ним послесловии переводчика я вдруг понял, что автор хотел сказать, что всё сущее, будь то жизнь незначительного продавца или принятие решений на уровне мировой империи, — это всего лишь цепь случайностей, эффект бабочки, возведённый в степень гугола. Эта вариативность пугает человека, многообразие возможных исходов не умещается в нашем воображении, что влечёт за собой страх перед необходимостью принимать решение.

И, видимо, по этой причине некоторые люди сваливают с себя ответственность, перекладывая действие по принятию решения на древнюю книгу, читай — гадание, гороскопы, кофейная гуща. Вполне может оказаться так, что в нашей реальности кто-то доверился результатам одного гадания и такие образом выбрал один вариант развития событий, а во вселенной «Высокого замка» тот же человек доверился другому гаданию, а в результате история всего человечества пошла совсем по другому сценарию.

Уж не знаю, правильно ли я понял посыл Филипа Дика, но мне нравится думать, что одна из идей «Человека в высоком замке» заключается именно в этом.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне сложно сравнить данный роман Дика с чем-либо ещё — не могу назвать себя знатоком жанра, хотя, конечно, что-то из альтернативки мне попадалось. Но то было больше развлекательное чтение, здесь же явно солидное многоплановое произведение, с философской подоплёкой, с Книгой перемен из чуждой мне культуры, с многообещающим поэтическим названием «Человек в высоком замке», которое (название) никак себя не оправдало (тут спойлер: нет здесь никакого замка). В принципе мне не сложно поверить в мир описанный автором. Он ужасен, но ужасен в своей реалистичности — мне почему-то кажется, случись Германии и Японии победить в той войне и мир мог бы вполне выглядеть в духе этой диковской книги. И это ещё не вся альтернатива — автору получилось внутри альтернативной истории со сменой победителей во второй мировой войне, выписать в виде несуществующей в нашем мире книги «И наестся саранча» альтернативную историю к альтернативной истории того мира. И в этом весь Дик, он не останавливается один раз закрутив сюжет, а закручивает его ещё и ещё.

Но это всё критерии приближающиеся к объективным и роману не зря дали премию, и его стоило прочитать, и в нём есть над чем задуматься и поразмышлять. Но вот читать было не очень интересно. Меня не захватывал сюжет, не привлекали герои — он, они выглядели до банального обычными, серыми со своими какими-то созвучными и нашему миру проблемами. Никто из героев мне не импонировал, разве двое, решивших открыть своё дело. Обращения к оракулу мне не понятны. Как обычной девушке можно перерезать человеку горло, тут же одеть вызывающее платье и отправиться к писателю за автографом — мне не понятно. Как представитель японской расы, захватившей половину мира, может так убиваться по поводу двух убитых агентов, ворвавшихся к нему в офис — мне тоже не понятно. И так далее.

В общем, не смотря на перечисленный позитив, читать книгу мне было скучно, я терял нить и даже забросил чтение после первой трети. Пришлось дослушивать сначала уже в виде аудиокниги. ЧвВЗ Ф. Дика стал моей первой книгой не прочитанной, а именно прослушанной.

Не хочу уподобляться одному из героев книги, а именно Тагоми, долго и мучительно пытавшемуся познать необычное для него произведение искусства, ища потаённое и скрытое в банальной брошке. Не хочу подобно выискивать то, что скорее всего автор и не закладывал в свою книгу. Но, мне кажется, одним из слоёв можно утверждать, что главным героем мира автора является некто Эбендсен, написавший книгу альтернативной реальности «И наестся саранча», за ним легко можно угадать самого Ф. Дика, это именно он — тот человек в Высоком Замке. Вторым слоем будет то, что Эбендсен признается, что книгу на самом деле писал не он, он лишь выражал её пребывая в контакте с чем то высшим. Значит, наверно, и Ф. Дик думает, что пребывает в контакте с чем-то подобным и проецирует это в свои книги?

PS. Сейчас, читая другие отзывы, пришёл к парадоксальной мысли — чтение иных отзывов вызывает у меня больше мыслей и размышлений, чем чтение самой книги, которая, повторюсь, шла скучновато и туговато. Вот например, в нескольких отзывах встретилась мысль, что автор якобы утверждает, что существующая действительность, мало чем отличается, от той, что была бы победи в войне нацисты и японцы. Другими словами победа одной или другой стороны приводит лишь к смене героев и злодеев в исторической трактовке. Но так можно утверждать лишь при очень поверхностном подходе. Да, подобные мысли есть на страницах произведения, но их произносят люди принявшие ту, альтернативную реальность и смирившиеся с ней, либо вообще люди служащие режиму. И в их устах это звучит как попытка оправдания: «А что, думаешь победи американцы, было бы лучше? Как бы не так...» И герои книги сравнивают своё настоящее с книгой Эбендсена, но мы то, реальные читатели, можем и должны сравнивать с настоящей реальностью? Неужели кто-то реально думает, что такие мысли мог вкладывать автор и это после тех ужасов, что легким мазками сам описал, рисуя свой альтмир?

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Яркая альтернативная история от Филипа Дика

«История не терпит сослагательного наклонения». До сих пор помню из детства эту цитату Карла Хампе, которую мне сказал дед, когда мы рассуждали с ним на тему возможных вариаций развития истории человечества. Мысль важная и абсолютно жестокая в своей правоте. Жестокая в том плане, что никогда не узнаешь, что могло быть, если бы события пошли по иному сценарию. И только фантасты могут подарить нам другую реальность, создавая свои прекрасные произведения на бумаге. Одним из таких стала работа Филипа К. Дика «Человек в высоком замке».

Автор создал удивительно реалистичный и очень логичный с точки зрения развития мир, в котором события развернулись кардинально иначе, чем в нашем реальном мире. Нацистская Германия вместе с Японией и Италией одерживают верх во Второй Мировой войне. СССР пал, Европа растоптана. Мир под влиянием диктаторов.

Война завершилась пару десятилетий назад. Новый мир выглядит совсем иначе, чем привыкли мы. Но Дик так реалистично его описывает, что ты действительно веришь в то, что так бы все и было, не будь в той страшной войне тех победителей, которых сегодня знаем мы.

Филип Дик мастерски переплетает сразу несколько сюжетных линий между собой, наполняя свою реальность живыми героями. Каждый из главных действующих лиц по-своему живет в уже привычном мире властвования Третьего Рейха. Мы можем увидеть, как они приспособились к жизни в новых государствах, которые появились на привычной карте мира. Изучение альтернативной карты мира — целое занимательное событие, когда представляешь, насколько может измениться привычный мир из-за других победителей. Пусть это фантастика и видение автора, но оно очень интересно.

Двадцать лет минуло с триумфальной победы. Выросло новое поколение, тогдашние вояки уже не те. Но Германия с ее нацистской идеологией превосходства над всеми выглядит в этом произведении достаточно предсказуемо и реалистично. Между союзниками: Германией и Японией напряженные отношения. Первые хотят продолжить свой курс на доминирование на планете, используя жестокие методы борьбы на своих западных владениях, к которым относится восточное побережье привычных нам США. Япония, наоборот, использует духовный подход, отстаивая свои восточные владения на западном побережье современных Штатов.

Вообще в книге множество различных упоминаний и рассказов о том, что стало с миром. И лучше о них прочитать самому, чем узнавать из отзывов на произведение. Хочется только сказать, что этот Диковский мир кардинально отличается от нашего реального. Но он очень грамотно прописан, не взят с потолка, а вполне логичен с точки зрения автора.

«Человек в высоком замке» стал одним из ярких представителей альтернативной истории. Созданное произведение отличается своей реалистичностью, в нем живут разнообразные герои, которые интересны для изучения каждый по-своему. Произведение достаточно сложное для восприятия, в большинстве своем гнетущее, но несомненно интересное. Автор много времени и страниц уделяет размышлениям персонажей. Они глубоки и порой сложны для восприятия. Но формируют канву произведения, являясь неотъемлемой частью создания общего образа представленного мира.

Это произведение определенно понравится тем, кто любит представлять совершенно иной мир, мир с другими законами и понятиями, с другим мышлением людей. И такая фантастика всегда будет оставаться классикой с большой буквы.

8 из 10

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Яркий представитель альтернативной исторической фантастики, написанной в годы Карибского кризиса. Германия в альянсе с Японией и Италией побеждает во Второй мировой войне. Советский Союз и Европа разорены и надолго выбыли из политической игры. Америке повезло больше, но и ее территория оказалась разделена на три зоны влияния — некоторую самостоятельность сохранила только буферная зона между Восточными и Тихоокеанскими Соединенными Штатами. Но стабильность оказывается кажущейся: после смерти вождя Третьего Рейха Бормана новое руководство Германии решает окончательно прибрать всю власть на планете в свои руки. В Сан-Франциско прибывает один из сотрудников абвера, скрывающийся под личиной шведского предпринимателя Бейнеса. Он хочет встретиться с торговыми представителями Японии Синиро Ятабе и Нобусуке Тагоми. Как легко можно догадаться, целью встречи будут вовсе не переговоры о новой технологии получения пластмасс...

Важное качество всех альтернативных вселенных — их убедительность и реалистичность. В целом убедительность послевоенного мира присутствует, поскольку следует логике нацистской идеологии. Роль Японии и Италии, правда, сильно принижена, но автор хоть как-то ее всё же аргументирует. Правда, лично я не совсем уверен, что победители именно так поделят между собой весь мир, как это описано в романе. Автор исходил из обычной жизненной логики: Японии достался Тихоокеанский регион, за который она так упорно сражалась, а Атлантика оказалась в руках Германии. Следуя этой же логике, Африку следовало бы поделить между Германией и Италией, но автор отдает ее Германии, а про Италию косвенно упоминает как о «неудачнице», потерявшей уважение и доверие рейха. А куда же тогда делись ее абиссинские колонии? Вряд ли итальянцы отдали их кому-нибудь добровольно, а немцев они просто не интересовали. Словом, по географии к автору есть определенные вопросы, хотя и не главные, т.к. главные события разворачиваются в Америке. Писатель предполагает, что уже через 20 лет после завершения войны между Германией и Японией возникнут неразрешимые противоречия, связанные с различиями в политике, морали и экономике. Японцы не разделяют немецких жестокостей и более сосредоточены на духовном порабощении бывших противников — недаром огромное распространение в ТША получила популярная на Островах «Книга перемен» (И-Цзин). Американцы используют ее для разрешения спорных вопросов, касающихся ближайшего будущего. Даже играющая ключевое значение для сюжета книга шайеннского писателя Абендсена «Саранча садится тучей» появилась не как собственная фантазия автора, а как своеобразный альтернативный сценарий «Книги перемен» — почти что пророчество. Появление этого романа (коему японцы не строят никаких препятствий) вызывает у германской стороны настоящую истерию, приводящую к пересмотру Тройственного пакта. Немцы считают, что в их руках более действенное оружие (водородная бомба), да и к тому же хорошие перспективы колонизации Венеры и Марса. К чему делиться этим с бывшими союзниками? Куда проще их уничтожить. Это похоже на правду, ведь, идеология расовой чистоты не приемлет равноправного положения азиатской расы. Как бы обосновывая этот тезис, автор вскользь упоминает про «африканский эксперимент», приведший к полному опустыниванию означенного континента. Подобные планы у вермахта, конечно, были — правда, насчет России. Хоть роль США в этой войне традиционно преувеличена (писатель всё же чистокровный американец), недооценивать их тоже нельзя: у американских воротил в то время на руках были огромные финансовые средства. Интригу создает и выбранная автором точка бифуркации, связанная со смертью будущего президента Рузвельта. По альтернативной версии, он был убит неким Зангаром в 30-х годах прошлого века. Тем самым США лишились сильного правителя (вице-президент Бриккер был слишком нерешительным, чтобы выступить против стран Оси), а мир — достойного защитника демократии. Немцы с японцами, естественно, воспользовались благоприятным моментом и быстро заняли освободившуюся нишу. Ну а среди своих союзников Германия изначально занимала более привелегированное положение, с чем все были согласны. Так что описанный в романе сценарий развития событий вполне имел место быть при соблюдении указанных условий.

Напоследок следует сказать, что «Человек в высоком замке» — не развлекательное чтиво, а сложное психологическое произведение с весьма сложной моралью. Размышлениям персонажей придается в нем огромное значение — на их описание уходят целые главы! Понять их непросто, из-за чего процесс чтения сильно замедляется и затрудняется. Создается даже впечатление, что именно эти размышления и являются главными в изложении, а вовсе не сами исторические события, их вызвавшие. Если вы не готовы обсуждать морально-этические проблемы нового американского общества, не стоит браться за чтение романа. Произведение Дика явно рассчитано на любителей пофантазировать на исторические темы и пофилософствовать по поводу социально-политического обустройства мира.

---------------

РЕЗЮМЕ: альтернативная история разделенной Америки, проигравшей Германии Вторую мировую войну. Сложное произведение, рассчитанное на вполне определенного любителя.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма противоречивые ощущения от книги. Начало роскошное: необычная экспозиция, живые персонажи, интригующие завязки сюжета. Повествование логичное и продуманное.

А потом с автором случилось что-то неладное. Психоделические метания, эзотерика, несвоевременная и скомканная концовка.

Не покидает ощущение, что посмотрел пилотную серию. Будто автор планировал написать очень продуманный и глубокий фантастический роман, но потом ему надоело.

Очень жаль.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Писательский талант Филипа К. Дика, на мой взгляд, заключается в умении придумывать невероятные прорывные идеи, на основе которых сотни последователей напиушут свои произведения. На #storytel #сторител всего три его книги, но вдохновляясь каждой из них были написаны многие наши любимые произведения и сняты фильмы ставшие современной классикой. «Человек в высоком замке» рисует мир с альтернативной историей. Германия и Япония победили и разделили Мировое господство. Филип К. Дик ведет повествование от лица пяти косвенно связанных между собой героев. Смирившиеся вначале произведения они постепенно обретают силы бороться даже в самой безысходной ситуации. Линии героев отличаются, позволяя взглянуть на мир победившей Германии с разных ракурсов. Помимо всего красной нитью через все повествование проходит книга в книге «И наестся саранча» Готорна Эбендсена, рассказывающая альтернативную историю, в которой страны Оси проиграли, но эта версия так же отличается от Нашей реальной. Автор делает линии равнозначными, отчего каждая история выглядит законченной и полноценной. Произведений использующих альтернативную истории много, но «Человек в высоком замке» по праву считается одним из самых известных и глубоких. Сюжетно книга вызывает вопросы, я не совсем понял концовку и местами скучал. Но Филип К. Дик как будто создает идейный плацдарм для последователей, чтобы те пришли и развили поджанр, наполнив его сотнями альтернативных историй. По мне это классик жанра фантастики и его произведения обязательны к прочтению, чтобы понимать отссылки и заимствования поп-культуры.

Instagram: @detective.book

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однозначно мощное произведение! У автора невероятно затягивающий язык. Книга цепляет с первых строк. Такие книги можно читать безотрывно даже присутствии явной динамике в сюжете и провале его как такового. чего о книге сказать нельзя. тут неплохой баланс языка, сюжета, интриги и атмосферы. За счет такого качества , у автора легка получается удержать внимание у читателя.

Очень понравилась атмосфера. Интересна альтернативная историческая реальность. Хорошо продуманы персонажи. Автор настоящий профи. Это мое первое знакомство с автором и однозначно не последнее.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

И да простят меня почитатели творчества Филипа Дика, а особенно те, кто любят его роман под названием «Человек в высоком замке». Лично меня данное произведение ввело в недоумение и оставило на душе одно разочарование, после прочтения у меня возник лишь один вопрос «что это было?».

Итак, о сюжете и мнении выскажу кратко: в романе нам рассказывают об альтернативной истории, где Германия и Япония одержала победу над СССР и ее союзниками, после которого территория США была поделена на две части между немцами и японцами. Сам сюжет для меня вообще остался непонятен. Всю книгу нас водили за нос пытаясь нагнать интригу перескакивая от одного персонажа к другому. Кстати о персонажах, их оказалось слишком много и сюжетная арка каждого из них абсолютно не проработана и мала (что их объединяет? для чего они были прописаны?), концовка произведения была бездарно слита и не несёт в себе никакого смысла. Одним словом весь роман оказался полнейшим крахом написанным на коленке за 2 дня.

К прочтению не рекомендую.

Оценка: 1
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы да кабы…

***

Филип Дик – писатель идейный. Сложно это отрицать. Его главный труд – «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» — берет именно идеей. И там, где у Дика хромает талант писателя, там вытягивает идея. Но уже после первого же «идейного» романа читатель рискует не попасться на уловку Дика.

Это же касается и «Человека в высоком замке». Это роман, идея у которого довольно свежая, довольно яркая. Вот только в этом случае Дик не только не развил идею, но и не вытянул на ней довольно-таки средний текст. Но давайте обо всем по порядку.

Итак, Германия и Япония победили во Второй мировой войне. Результатом стали глобальные геополитические изменения. Так, США поделены между странами-победителями, Африка выжжена, а Советы практически уничтожены. Евреев боятся, американцы вынуждены быть людьми второго сорта, при этом американские «артефакты» — кладезь для коллекционеров. Неплохая расстановка сил? Определенно да. Вот только…это всё, что вы почерпнете из романа.

Сюжет в книге совершенно отсутствует. Дик берется за несколько сюжетных линий, у каждой нет ни начала, ни конца. Они просто вырваны из контекста. Может показаться, что это сделано специально, например, чтобы сделать акцент на геополитическом аспекте. Но никакого геополитического аспекта (его продолжения, кроме того, о чем уже говорилось выше) нет. В итоге мы имеем сюжетные ветви японца-коллекционера, американца-владельца антикварной лавки, обычного рабочего, который на самом деле еврей. И так далее. Ни один из героев не удивляет ни судьбой, ни характером. Ни о каких сопереживаниях нет и речи. Третий отрицательный момент романа – логика и детерминация явлений. Необоснованная экспансия космоса? Пожалуйста. Магические броши? Тоже есть. Гадание на «Книге пермен»? Получите, распишитесь. Если вас удивит последний момент, то за Пауэрса браться не стоит. А уж Эриксон совершенно в другой лиге. Вот там гадания так гадания. А здесь? Детерминировать в современном (условно) мире события посредством гадания? Это же не магреализм. Это же альтернативная история, фантастика.

Так ли все плохо? Неужели нет плюсов? Из плюсов тут…только тема. И частично «Саранча». Дик по сути создает сразу две альтернативы нашему миру. Один отличается от нашего времени очень сильно, а вот другой – чуть слабее. Вот это действительно интересно и необычно. Но Дик очень слабо развивает эту идею. Поэтому идея в данном случае не вытягивает посредственный текст, где не впечатляют ни твисты (их тут нет), ни персонажи, ни антураж.

Заключение: слабый, претенциозный роман. Дочитан только из-за малого объема.

5 еле живых людей в высоком замке из 10.

PS: то, как Дик писал данный роман, достаточно показательно. Этим можно обосновать разрывы между событиями даже одной (любой) сюжетной ветки, а так же отсутствие как начала, так и конца.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх