FantLab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Стажёры»

Стажёры

Другие названия: Должен жить

Повесть, год (1961 год написания); цикл «Предполуденный цикл»

Перевод на немецкий: A. Möckel (Der Mensch muß leben), 1977 — 1 изд.
Э. Симон, A. Möckel (Praktikanten), 1994 — 1 изд.
Перевод на французский: B. Crest (Une gigantesque fluctuation), 1979 — 1 изд.
Перевод на чешский: Я. Пискачек (Tachmasib leti k Saturnu), 1965 — 1 изд.
Перевод на польский: E. Skórska (Stażyści), 2001 — 1 изд.
Перевод на сербский: M. Čolić (Tahmasib), 1967 — 1 изд.

Жанровый классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:8.28
Голосов:2646
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Владимир Юрковский отправляется в полет уже не в качестве исследователя, а как генеральный инспектор МУКСа (Международного управления космических сообщений). Капитаном корабля выступает его старый приятель Алексей Быков, навигатором — Михаил Крутиков, бортинженером — Иван Жилин.

К ним на корабль напросился молодой стажёр-сварщик, который отстал от своей группы, отправившейся на один из спутников Сатурна. По пути инспектору Юрковскому нужно посетить несколько космических баз.

© ZiZu

Примечание:


Содержание:

ПРОЛОГ

1. МИРЗА-ЧАРЛЕ. РУССКИЙ МАЛЬЧИК

2. МИРЗА-ЧАРЛЕ. ГОСТИНИЦА, ТРИСТА ШЕСТОЙ НОМЕР

3. МАРС. АСТРОНОМЫ

4. МАРС. СТАРАЯ БАЗА

5. «ТАХМАСИБ». ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ИНСПЕКТОР И ДРУГИЕ

6. МАРС. ОБЛАВА

7. «ТАХМАСИБ». ПОЛЬЗА ИНСТРУКЦИЙ

8. ЭЙНОМИЯ. СМЕРТЬ-ПЛАНЕТЧИКИ

9. БАМБЕРГА. НИЩИЕ ДУХОМ

10. «ТАХМАСИБ». ГИГАНТСКАЯ ФЛЮКТУАЦИЯ

11. ДИОНА. НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ

12. «КОЛЬЦО-1». БАЛЛАДА ОБ ОДНОНОГОМ ПРИШЕЛЬЦЕ

13. «КОЛЬЦО-1». ДОЛЖЕН ЖИТЬ

ЭПИЛОГ

Сокращённый вариант повести (без глав «Тахмасиб». Польза инструкций», «Эйномия. Смерть-планетчики», «Бамберга. Нищие духом» и «Диона. На четвереньках») под названием «Должен жить» был напечатан в Альманахе «Мир приключений» (1962).

Главы «Эйномия. Смерть-планетчики» и «Бамберга. Нищие духом» под общим названием «Генеральный инспектор» были опубликованы в журнале «Искатель» (№ 2 за 1962 год).

В произведение входит:

8.05 (202)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— условный цикл «История будущего»  >  цикл «Предполуденный цикл»

— условный цикл «Мир приключений»  >  антологию «Мир приключений. Альманах № 8», 1962 г.

— антологию «Lichtjahr 5», 1986 г.

— антологию «Twenty Houses of the Zodiac», 1979 г.

— сборник «Стажёры. — Второе нашествие марсиан», 1968 г.

— сборник «Стажёры», 1985 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 191

Активный словарный запас: низкий (2577 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 58% — на редкость выше среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Стажёры» 1962, СССР, Горьковское телевидение, реж: Юрий Беспалов



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Страна багровых туч. Стажеры
2017 г.

Издания:

Мир приключений
1962 г.
Стажеры
1962 г.
Стажеры. — Второе нашествие марсиан
1968 г.
Стажеры
1985 г.
Стажеры
1991 г.
Извне. Путь на Амальтею. Стажеры. Рассказы
1991 г.
Извне. Путь на Амальтею. Стажеры. Рассказы
1995 г.
Стажеры
1997 г.
Страна Багровых Туч. Путь на Амальтею. Стажеры
1997 г.
Собрание сочинений. Том второй
2001 г.
Страна багровых туч. Путь на Амальтею. Стажеры
2002 г.
Собрание сочинений. Том второй
2003 г.
Стажеры
2004 г.
Страна багровых туч. Путь на Амальтею. Стажеры
2004 г.
Страна багровых туч
2006 г.
Страна багровых туч
2006 г.
Страна багровых туч. Путь на Амальтею. Стажеры. Хищные вещи века. Отягощенные злом
2006 г.
Собрание сочинений. Том второй
2007 г.
Будущее, ХХI век. Десантники
2008 г.
Собрание сочинений в 11 томах. Том 2. 1960-1962
2009 г.
Стажеры
2009 г.
Полное собрание сочинений в одной книге
2013 г.
Мир Полудня
2016 г.
Стажеры
2016 г.
Отель
2017 г.
Путь на Амальтею. Стажеры
2017 г.

Периодика:

Искатель № 2, 1962 г.
1962 г.

Аудиокниги:

Стажеры
2006 г.
Стажеры
2009 г.
Стажёры
2012 г.

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том пятый. 1961
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Стажеры
1964 г.
(литовский)
Tachmasib leti k Saturnu
1965 г.
(чешский)
Tahmasib
1967 г.
(сербский)
MITTAG 22. Jahrhundert
1977 г.
(немецкий)
Twenty Houses of the Zodiac
1979 г.
(английский)
Vingt maisons du Zodiaque
1979 г.
(французский)
Lichtjahr 5
1986 г.
(немецкий)
Praktikanten
1994 г.
(немецкий)
Lot na Amalteę. Stażyści
2001 г.
(польский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июня 2011 г.

Великолепный образец твёрдой научной фантастики. Ничего подобного от Стругацких я не ожидал. Чем-то неощутимо напоминает «Острова в небе» Артура Кларка. И там и тут главное действующее лицо — молодой человек, впервые оказавшийся в космосе. Но если «Острова в небе» концентрируются на технической стороне, весь её сюжет подчинён тому, чтобы рассказать о каждой космической станции по заранее определённому списку, то в «Старжёрах» акцент ставится на людях, их делах и проблемах и сюжет подчиняется именно этой проблематике и следует из неё.

Сюжет очень насыщенный, не перестаёт удивлять новыми и новыми красками и ситуациями. Каждая глава как будто является вполне самостоятельным рассказом, который можно читать отдельно от другой, но в то же время всё вместе обладает невообразимой целостностью, неисчислимые грани будущего сверкают в каждом эпизоде всеми своими возможными красками.

Мещанство, международный космопорт, атомокары, научные станции на Марсе, марсианские танки и краулеры, облава на марсианских пиявок, американская космическая станция «Бамберга», научные станции «Эйномия», «Диона», «Кольцо-1». Всё разное, со своими проблемами. На американской станции обстановка времён дикого запада, с непременной выпивкой, стрельбой из пистолетов, жаждой наживы. На научных станциях свои проблемы — где-то тесно, где-то плохой коллектив с начальником-интриганом, где-то проблемы с местной фауной. Поистине многогранный мир, из которого можно было бы сделать отличный цикл или даже (о, нет, только не это) межавторский проект.

В отличие от многих других книг, пытавшихся изобразить мир будущего, в этой книге будущее изображено настолько чётко и ярко, что в него веришь. Другие книги концентрируются на технической стороне дела, как бы изображают город будущего, не сумев населить его людьми. Здесь же пустые футуристичные здания населены живыми людьми со своими желаниями, мечтами, надеждами и проблемами.

В этой повести уже намечаются тревожные нотки «Хищных вещей века». Жилину всё меньше нравится однообразная работа, на которой всё в общем-то налажено и работает как часы, и всё больше его тянет назад, на Землю, где осталось ещё много нерешённых проблем. Здесь проглядываются и волнующие авторов темы бюрократии, функционерства, которые более развёрнуто и подробно рассмотрены в «Улитке на склоне» и повести «Понедельник начинается в субботу». Присутствует и тема ответственности и близорукости некоторых учёных, которые часто преследуют сиюминутные выгоды, поддаются личным интересам, подвергая и себя и других большому риску. Эта тема в дальнейшем была более подробно раскрыта в повести «Далёкая радуга».

За всё время чтения мне в глаза бросились лишь немногие недостатки именно научно-технической стороны повести. Во-первых — это повсеместное использование бумаги. Газеты, журналы, отчёты, ручное черчение графиков на бумаге. Во-вторых — это всё-те же огромные махины компьютеров. В-третьих — это архаичные фотоаппараты. Ну и уж если придираться по-крупному, то сейчас вся наблюдательная работа выполняется искусственными спутниками и автоматическими межпланетными станциями, а не людьми, как в повести. Анализ наблюдений можно проводить и на Земле, в комфортных условиях, не подвергая риску лучшие умы планеты. Но без этого и не было бы рассказанной истории. Остаётся только жалеть о том, что именно из-за развития компьютерных технологий человеку сейчас делать в космосе оказалось по сути нечего. Возможно ситуация изменится, когда на одной из планет найдётся нечто такое, что потребовало бы оперативного вмешательства людей и сулило бы человечеству какую-то очень существенную выгоду. Тогда около такой планеты неизбежно появится и космическая станция, будет налажено регулярное сообщение этой станции с Землёй и т.д. Или же развитие космических аппаратов достигнет такого уровня, когда прямо с Земли можно будет построить существенно автономную станцию, пригодную для жизни людей, так чтобы необходимые плановые рейсы на эту станцию осуществлялись бы не чаще раза в несколько лет. Поживём — увидим.

Если бы Стругацкие не забросили этот мир, ограниченный рамками Солнечной системы, они могли бы стать отечественными Артурами Кларками. Хотя я и не могу сказать, что это было бы лучше. В конце концов писатели не обязаны соревноваться друг с другом в каком-то определённом литературном жанре, как спортсмены — в определённом виде спорта, каждый писатель пишет о том, что его волнует и тем способом, который ему нравится.

Из всего творчества Стругацких пока что только эта повесть, на мой взгляд, может соперничать по качеству с «Хищными вещами века», моей любимой повестью из всего до сих пор прочитанного мной у Стругацких.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 марта 2011 г.

Может и не лучшее произведение у Стругацких, но, несомненно, наилюбимейшее.Когда мне грустно — я читаю «Стажеров», когда мне весело — «Стажеры» тоже не подалеку. Коммунистичекая идеология, партзаказ, прочие упреки — нет, ребята, не так все было. Не в идеологии фишка. Стругацкие описывали мир, в котором хотели бы жить. Не сложилось, но они хотя бы его описали.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 апреля 2009 г.

Вот я и дочитал цикл книг о Полдне. Как обычно я читал все вразнобой и закончил стажёрами. И могу написать одно — эта книга мне понравилась больше всего.

Многие с негодованием заметят, что трагедия Абалкина или Арканарская резня куда более эмоционально насыщены. И некоторые скажут, что коммунистические сопли читать не будут. Может быть, может быть, но только в стажёрах чувствуется (правда лишь слегка-слегка) то, что Золотой Полдень хоть и далеко, но впереди, а не позади как в более поздних сочинениях. Одна из наиболее примечательных особенностей этой книги — это то, что вот например в разговоре комиссара с одним из управляющих за игрой в шахматы очень точно показываются действительно слабые места как чистого капитализма, так и чистого коммунизма. По сути в этой книге показаны стыки огромного множества менталитетов, границы открыты и происходит столкновение коммунистов и проамериканцев. В этой книге нет ответов, кто лучше — первые или вторые — тебе лишь задают вопрос, на который до сих пор нету чёткого ответа.

Читая эту книгу, понимаешь, что единственный правый человек — это мой любимый Жилин, Жилин, который больше всех помогал строить мир Полдня. Мифическая фигура, которая до сих пор будоражит моё любопытство. Его байки до сих пор заставляют меня с улыбкой вспоминать эту повесть (кстати единственная их повесть, которую я вспоминаю с улыбкой). Чего стоит только его человек-флуктуация или рассказ о ботинке в пещере.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Есть конечно и трагедии как же без них — Диона (на которой кстати потом никто не выжил). Смерть (даже по-моему самоубийство) Юрковского и Крутикова. Ой не буду всё вспоминать..

Повесть получилась очень сжатой и эмоционально насыщенной и по-моему действительно шедевром — незаслуженно забытым шедевром. Все мы стажёры — все чему-то можем научиться (говорю как крупный специалист в этом). И кстати спасибо Переслегину, без него я гораздо меньше бы понял.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 октября 2014 г.

Одна из вершин творчества ранних Стругацких — именно тех Аркадия и Бориса, которые еще верили в коммунистическое будущее человечества. И, просто поразительно, насколько возросло мастерство авторов за те несколько лет, что прошли с момента создания «Страны багровых туч».

В этой книге есть практически все, что нужно «гурману от фантастики», чтобы повесть ему понравилась: легкость пера, увлекательность, мягкий интеллигентный юмор, добрые, смелые, сильные герои. Чего стоит один образ генерального инспектора МУКС Владимира Сергеевича Юрковского, выписанный с доброй иронией и бесконечным уважением. Вообще, в героев этой повести (и старых, известным по предыдущим книгам цикла, и новым) влюбляешься сразу, а затем на протяжении всей книги (даже уже зная ее содержание чуть ли не наизусть) нешуточно переживаешь за них.

И, наконец-то, в этом произведении появилось то, чего пока еще не было в предыдущих книгах братьев — размышления о жизни: о подлости и благородстве, о смелости, осторожности и разумном риске, о месте каждого из нас в жизни и о том, что же все-таки самое главное в этой жизни. Как интересно рассуждать вместе с Иваном Жилиным, где же должно быть его место в жизни, как любопытно слушать рассказ Михаила Антоновича о его разговоре с Базановым, как здорово быть с Юрой Бородиным, когда он видит, что девушка, с которой он только что познакомился, плачет.

И как же здорово пусть даже не жить ( увы, не сложилось), но хотя бы какое-то время побыть на страницах этой повести с такими людьми и в таком мире. Жаль, что написанного в таком ключе ранними Стругацкими не так много, как хотелось бы. Но все это — «золотой фонд» не только нашей, но и мировой фантастики.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 марта 2010 г.

Эту книгу подарил мне товарищ в 1963 году. Сначала она не показалась мне замечательной, видимо имел значение возраст. Затем перечитав ее ещё два раза я понял, какой отличный получил подарок. Уезжая по направлению в Нижний Тагил, я взял её с собой и частенько прочитывал отдельные главы из неё. Эта книга была мне близким товарищем в непростой жизни «молодого специалиста». Конечно общество показано не идеальное, но даже ничего подобного не предвидится в нашем мире.

Всё скатилось к деньгам и политике.

P.S. В классификации повести присутствует Юпитер и его спутники. В этом районе действия повести нет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В связи с гибелью Генерального инспектора в системе Сатурна «Тахмасиб» к Юпитеру не полетел.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 апреля 2015 г.

Что ж «Стажеры». Во многом заключительная часть для команды Быкова, как таковой, которая во многом переворачивает мир Утра на изнанку, показывая, что этот самый мир далеко не идеален, что в нем присутствует множество проблем, проблем идеологических. Стругацкие в чем-то отходят от идеалов самопожертвования, геройства, от того мира, в котором платится любая цена ради прогресса и развития. Если в «Стране багровых туч» идеалы становления героя с большой буквы четко очерчены и имеют яркий окрас, то в данной повести показано, что происходит с этими героями после титров. И я постараюсь объяснить почему.

Конечно же в данной повести Стругацкие не отходят от принципов победившего коммунизма и все идеологические проблемы стараются решить именно ими. А проблематик тут несколько, постараюсь рассмотреть некоторые из них:

1. Последствия героизма. Именно с этого повесть и начинается. Перед нами предстает изменившийся образ именно тех людей, которые нам запомнились волевыми и стремящимися к цели, несломленными духом, готовыми бороздить пространство и время для новых подвигов и открытий. Теперь это другой образ: уставших от жизни (но не от работы) ветеранов, которые отдав себя без остатка своему делу, теперь поставлены перед жестокими фактами последствий. Последствиями уже является подорванное здоровье, общая усталость и смена якорей мировоззрения, если можно так выразиться. Ярким примером этому служит образ самого Дауге, которому теперь запрещено выходить в космос из-за всевозможных хронических заболеваний, на которые он сам готов наплевать и сломя голову отправиться покорять неизведанные уголки вселенной. В этом одновременно заключена его сила и его боль, ведь огонек в его глазах, как и в глазах его товарищей не погаснет никогда, но он вынужден смириться с положением вещей, как и предстоит смириться остальным, ведь на их смену придет новая кровь, новые стажеры. И в этом наверное кроется основной смысл названия повести: насколько старше ты бы не становился, как бы не трепала тебя жизнь, ты все равно останешься тем самым стажером на службе у самого себя и своих принципов и желаний, только хватит ли тебе «топлива» для такой бесконечной службы.

2. Борьба с «мещанством». Данная проблематика, как красная нить, проходит сквозь сюжет всей провести. Наверное, чтобы понять смысл данной тематики, стоит четко определить для себя, кто такие эти «мещане» в понимании самих Стругацких. В понимании авторов мещане — это самые безвольные и безынициативные обыватели, которые своим существованием не стараются и даже не собираются делать этот мир лучше. Это обычная серая масса, готовая к бесконечному потребительству и производству отходов потребления, готовая в этих отходах утонуть. Ведь главное в их жизни — это радость собственного существования и полного желудка, безыдейное и бесцельное, просто выживание ради выживания. Я бы использовал слово «кадавр», но это уже совсем другая история.

Начинается эта борьба опять же с самой первой главы, когда перед нами предстает образ потрепанного, но неизменного в принципах Дауге и его бывшей возлюбленной Марии Юрковской. Мария одна из тех самых потребителей, одна из нищих духом, своим мировоззрением и своими фразами она дает это понять. Она смотрит на Григория и видит только поверхностную оболочку, видит шрамы и повреждения, которые оставила на нем работа и жизнь, но не понимает за что, делая ставку на внешнем превосходстве. И конечно же глупо смеется и улыбается, когда на вопрос «а счастлив ли ты?», получает незамедлительное и четкое «Да».

Далее эта линия продолжается, противопоставляя и сталкивая лоб в лоб идеологию духа и его нищету. Сначала нам показывают борющихся за идею и прогресс ученых на станции «Эйномия», которые в условиях голода и тесноты, готовы работать за просто так. А затем представляют вниманию рабочих на станции «Бамберга», которые, рискуя собственной жизнью ради низменных желаний светских особ, добывают пабрикушки, не понимая, что «ставят на весы» несправедливо много ради денег и выживания. Описание станции «Бамберга» выделяется на фоне остальных довольно ярко, так как несет в себе определенный смысл этакого «плохого примера». Станция полна американцами-капиталистами, что не может не вызывать общую иронию. Кстати, не могу не упомянуть товарища Задорного (тем более тема про американцев его любимая). Нехорошо, Михаил Николаевич, воровать чужие идеи и выдавать за свои. Это я про «коекакеров» и про смысловое наполнение данного эпитета. Хотя то, что Задорнов является поклонником творчества Стругацких, прибавляет ему больше плюсов, чем минусов.

Затем линия продолжится снова, освещая события станции «Диона», показывая неспособность противостояния неопытных стажеров авторитету и низменным приемам главы станции. Авторы показывают, что без должного контроля и воспитания, создания идейной среды, можно загубить даже самый сильный потенциал. И тут, наверное, проблематика перетекает в другую..

3. Учительство и воспитание. Показав уродство и болячки общества, авторы предлагают методы борьбы. Именно учительство и передача накопленного опыта ставится в этой повести на первый план. Стажеры — новое поколение, приходящее на смену старого, ни в коем образе не должно растерять своего потенциала, направленного на прогресс и идеологию развития. Тут можно привести в пример образ самого Жилина, теперь уже взрослого космолетчика, который проходит путь становления из опытного борца за идею до учителя, готового передать свои знания и мудрость подрастающему поколению. К концу повести после ужасающих событий он понимает ценность человеческой жизни, именно человека, а не его подвигов. Он понимает, что на Земле остались люди, которые помнят о подвигах, но не знают о людях их совершивших. Ведь такие люди нужны этому миру живыми, чтобы стать новыми учителями.

P.S. В повести очень иронично на современный взгляд прописаны принципы капитализма, где общая идеология основана на количественном составе мещан. Капиталист скажет, что человек по своей сути — сволочь, так как мещанство и есть его суть. А коммунист возразит ему: человек не сволочь, просто его так воспитали. Обращаясь с человеком, как со сволочью, в итоге придешь к обществу низменных принципов и отсутствию ценностей. И в этом наверное кроется основная идея борьбы с мещанством, борьбы которая уже проиграна нами, современными читателями. И не нужно быть до кончиков пальцев коммунистом, чтобы это понять.

Но все таки хочется закончить на мажорной ноте. Повесть «стажеры» намного глубже, чем может показаться. Чтобы понять её смысл, не нужно смотреть на нее с политической стороны, нужно посмотреть на нее с человеческой. Я так же готов был рвать волосы на груди, как и Быков в последней главе, так же переживал и восхищался ставшими будто родными героями команды «Тахмасиба», разбирал на цитаты все философские мысли Ивана Жилина, а так же перечитывал его причудливые рассказы («сказки»), которые так часто бередили мое любопытство и фантазию. С Иваном я еще встречусь в повести «хищные вещи века», а пока поставлю этому произведению десятку.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 ноября 2007 г.

Одно из лучших произведений Стругацких. Знаменитые герои постарели и отправляются в свой последний рейс. Их мучают сомнения: правильно ли они прожили свою жизнь? Тому ли делу отдали они свои силы? Молодое поколение с уважением смотрит на ветеранов, но ставит перед собой совсем другие цели и задачи. Ведь Солнечная система уже хорошо освоена, но и в космосе остаются те же проблемы, которые были на Земле: человеческая жадность, зависть, подлость. Что ж, каждый сделает свой выбор. Кому-то достанется геройская смерть, кому-то — почетная пенсия, а кто-то уйдет из космоса, чтобы решать совсем другие задачи. Нам же, читателям, — грустить о погибших, надеяться на оставшихся в живых, и думать, думать, думать...

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 сентября 2009 г.

«Мы все стажеры на службе у будущего» — не надо это забывать. Будущее растёт через нас.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 сентября 2009 г.

Я не люблю политику. И при чтении стараюсь воспринимать время написания книги и политический строй этого времени просто, как историческую справку, объясняющую некоторые тонкости.

Вот и «Стажеры» Стругацких вневременная и внеполитическая книга, на мой взгляд. Она о людях, таких разных, умных и глупых, добрых и злых, как в песне у Сплинов «целым был и был разбитым, был живым и был убитым». Ведь в книге очень важно, что ее героев воспринимаешь как настоящих людей, с которыми хочется соглашаться или спорить. И возраст читателя неважен. Для каждого возраста найдется свой герой, убеждения которого можно примерить на себя, как перчатку. Поэтому, «Стажеров» можно перечитывать бесконечно, чтобы понять, у кого из них ты сейчас стажируешься.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 февраля 2008 г.

Моя самая любимая книга,прочитав её я влюбилсмя в творчество АБС и остаюсь ему верен,тогда ещё в школьные годы запоем прочитал весь сборник их сочинений буквально за пару месяцев. И до сих пор они остаются для меня самыми любимыми авторами. Книга «Стажеры» повествует о последнем полёте известных героев того времени Быкова,Юрковского,Крутикова,Жилина(хотя он в меньшей степени известен,в основном первые три) и случайно оказавшегося вместе с ними «стажёра» Юры. Который во время всего путешествия видит много для себя нового и интересного и как бы учится быть таким же замечательным человеком как и его «инструкторы». Книга в своём роде наглядно показывает, как формировалось поколения «Полдня», поколение добрых и честны,бескорыстных и преданных людей, людей будущего в котором хотел бы жить каждый из нас.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 марта 2006 г.

АБС именно выросли из этого, это корни (и ветки на корни похожи лишь отдаленно). Мечта о красивых сильных людях, ищущих Истину, не зацикленных на росте личного благосостояния — не чушь.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 декабря 2011 г.

Очень понравилось. В отлиичии от первой и второй части, «Стажеры» пронизаны диалогами, рассуждениями, выводами, предположениями, теориями и гипотезами. Рекомендую всем, без исключения, как любителям научной фантастики, так и просто почитателям приключений, людям, которые ценят человеческие отношения, дружбу, любовь к родине и к работе.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 февраля 2008 г.

Очень сильная, очень яркая, очень любимая книга. С самого буквально детства! И интересно — сколько раз перечитывала, взрослея, столько находила новые эмоциональные оттенки, ассоциации... Впрочем, это совершенно естественно для настоящей литературы.

Да, Юрковский... «И весь он был какой-то красный с золотом», — ну, восхитительно же! :appl:

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 декабря 2007 г.

Читая «Стажеров», надо помнить, когда это было написано и в каких вменных рамках развивается сюжет. Это ведь начало пути, Земля еще не едина, где-то существует мир «Хищных вещей века», та же Бамберга, наконец. Мир Полдня — еще далеко. Но уже есть люди, его достойные, их много на Марсе, они уничтожают астероиды (в научных целях), рискуя здоровьем и жизнью, они лезут на верную смерть, чтобы узнать Новое, и даже вальяжный Юрковский — из этой породы... То, что шахтеры Бамберги напомнили наших шахтеров, так мы-то где живем? При капитализме...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 ноября 2008 г.

«Диона. На четвереньках...» — самая нефантастическая глава, увы... Это про нас с вами, про сегодня и «про всегда», наверное, т.к. мелкие диктаторы и их холуйчики были, есть и будут. И дело вовсе не в их силе, а и нашей слабости. «Это не сила, а хапОк» — сказал Юрий Домбровский когда-то... А Юрковский —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он и не мог умереть иначе, только так вот — сгореть...
Михаила Антоныча мне почему-то жаль больше.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу