Генрик Ибсен «Кукольный дом»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Семейно-бытовое | Феминистское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
- /языки:
- русский (7)
- /тип:
- книги (7)
- /перевод:
- А.В. Ганзен (6), П. Ганзен (5), О. Дробот (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Отважная, 5 апреля 2015 г.
Радуют феминистские нотки в этой пьесе. Вроде 19 век, но женщина осмелилась показать себя, остоять свою точку зрения, уйти оттуда, где она была лишь «хорошенькой куколкой», поставить на место мужа-лицемера.
Тогда это было сделать труднее, чем сейчас, но даже сейчас почему-то многие женщины, живя в неблагополучии, продолжают цепляться за мужа, будто без него они станут неполноценной личностью.
Печальные реалии нашей жизни...
Хорошо, что пьеса через свой сюжет поднимает данную проблему.
Fiametta, 2 сентября 2015 г.
В основе пьесы подлинная история женщины, подделавшей документы, чтобы на полученные деньги вылечить тяжело больного мужа. Когда муж узнал об этом, он под напором общественного мнения развелся с уголовницей, но через несколько лет помирился с ней.
Конец XIX века — это эпоха, когда идеалом женщины считалась очаровательная куколка, «ангел домашнего очага». Нора в начале пьесы выглядит именно такой куколкой. Любящий муж называет ее птичкой и белочкой, и, как маленькому ребенку, запрещает есть сладкое. Муж не догадывается,
Есть в эту эпоху, впрочем, и женщины, работающие по найму. Комическая деталь — фру Линне берут на место некогда отвергнутого ей возлюбленного. Она не только разбила ему сердце, но и оказалась конкуренткой в деловом мире.
Жуткий эпизод, когда Крогстад. говорит с Норой как с товарищем по общественному презрению: «Большинство из НАС думает об этом».
История доктора Ранка уже непонятна нынешним читателям. А в XIX веке распространена была одна из самых страшных форм врожденного сифилиса — форма, при которой ребенок выглядит здоровым, а у взрослого уже человека вдруг за несколько месяцев разрушается нервная система. Так сама природа карает детей за разврат родителей.
Капустница, 21 сентября 2016 г.
Меня очень удивляют и удручают читатели, которые осуждают главную героиню за то, что она признаёт, что будучи неполноценной личностью она не годится на роль матери. Друзья, по-вашему мать -- это механизм или какая-нибудь волшебная фея, у которой нет своих потребностей? Только будучи полноценным человеком можно стать настоящей матерью. А если мать показательно «жертвует собой» на «благо» семьи, её дети как раз и вырастают с упомянутым до меня комплексом вины («Моя мама пожертвовала ради меня всем.») или эгоистами, привыкшими к тому, что всё делается им в угоду, как Торвальд, муженёк главной героини.
Пьеса помогла мне понять, что жертва собой часто бывает всего лишь проявлением эгоизма, в то время как то, что люди осудят как эгоизм, является настоящей жертвой и проявлением любви.
ant_veronque, 20 апреля 2019 г.
Это вторая прочитанная пьеса Ибсена (первой была «Враг народа» или по-другому «Доктор Штокман»), и снова у меня такие же впечатления (но сюжет здесь интересней). Идея пьесы мне понятна и я с ней согласна. Как же много в тогдашнем обществе (как и в теперешнем) лицемерия, ханжества и откровенной лжи, и ведь всё это приносится в семьи (или идет из семьи?), и сколько в семьях одной только видимости безоблачного счастья, а рассмотри эти кукольные домики изнутри, а толкни легонько, и всё разрушится!
Но как и в «Докторе Штокмане» меня здесь очень удивляли и бесили герои. Знаете, кто мне здесь больше всего понравился, кому я искренне симпатизировала всю пьесу и кто не разочаровал в конце? Это Крогстад — на первый взгляд отрицательный персонаж:
А что остальные? Нора всю жизнь играла «птичку», и при этом втихаря совершала «подвиги» и тешила себя мыслью, какая она святая (т.е. как и Крогстад, совершила преступление ради любимого мужа, но превозносила себя за это до небес). А у самой ума ни грана, даже не понимала, что подделка подписи противозаконна, и что дату на документе надо разумную ставить (и вообще — ставить), и что она этим вполне может очень сильно опорочить имя всей своей семьи. И до нее так и не дошло, что при обнародовании ее поступка ее смерть никак не помогла бы спасти от бесчестья ее мужа и детей. И в конце она вдруг поняла, что муж ее куда приземленней, чем она, что он вовсе не собирается строить из себя героя, что он может бояться и даже кривить душой, что не рукоплещет ей, а осуждает ее. И такое разочарование в муже заставило ее бросить троих маленьких детей! Ей нужно было побыть одной, подумать, найти себя в этих новых обстоятельствах? Замечательно, объясни детям, что ты уезжаешь на время. Но она просто исчезла из их жизни, предала их только потому, что муж ее разочаровал и она с ним больше жить не хочет. Моему пониманию недоступны нравственные ценности этой женщины.
Торвальд — обычный порядочный, но слабый духом человек, при этом излишне требователен к духу других, что к Крогстаду, что к своей «птичке» Норе. Но ему хотя бы достало ума или добродушия выкинуть все осуждающие мысли о Норе из головы, как только опасность миновала. Хоть так, а ведь мог остаться и при своем первоначальном решении. Ему нравились уси-пусные отношения с женой, но ведь она сама ни разу за все годы не попыталась сделать их отношения иными, она подыгрывала ему по доброй воле, а потом попрекнула его тем, что она для него всю жизнь была куколкой?
Фру Линне — возомнившая себя богом дамочка, но в то же время ищущая, на чей алтарь положить свою жизнь. И вот только своей подруге Норе свинью подложила. Не надо лезть в чужую семью, даже если эта семья и погрязла во лжи, даже если ты считаешь, что нельзя так продолжать дальше. Это чужая семья и последствия срывания масок могут оказаться очень непредсказуемыми. Фру Линне готова нести ответственность за троих детей, оставшихся без матери? Или это для нее будут как раз еще три запасных желанных алтаря?