FantLab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Обитаемый остров»

Обитаемый остров

Повесть, год (год написания: 1968); цикл «Мир Полудня», цикл «Трилогия о Максиме Каммерере»

Перевод на английский: H. Jacobson (Prisoners of Power), 1977 — 1 изд.
Перевод на немецкий: E. Pietraß (Die bewohnte Insel), 1988 — 2 изд.
Перевод на французский: J. Lahana (L'île habitée), 1980 — 1 изд.
J. Lahana, В. Лажуа (L'Île habitée), 2010 — 1 изд.
Перевод на португальский: Э. Фонсека (Prisioneiros do Poder), 1983 — 2 изд.
M.J. Bento (Prisioneiros do Poder), 1999 — 1 изд.
Перевод на чешский: Л. Дворжак (Obydlený ostrov), 1985 — 1 изд.
Перевод на эстонский: K. Käsper, G. Markosjan-Käsper (Asustatud saar), 1999 — 1 изд.
Перевод на польский: Т. Госк (Przenicowany świat), 1971 — 1 изд.
M. Koziej, Т. Госк (Przenicowany świat), 2008 — 1 изд.
Перевод на болгарский: Г. Арнаудов (Обитаемият остров), 1981 — 1 изд.
Г. Георгиев (Обитаемият остров), 1987 — 1 изд.
М. Стоев (Обитаемият остров), 2009 — 1 изд.
Перевод на китайский: S. Níng (人烟之岛), 2013 — 1 изд.
Перевод на японский: 深見 弾 (収容所惑星), 1986 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 269

 Рейтинг
Средняя оценка:8.72
Голосов:6084
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Землянин Максим Каммерер, попав на планету Саракш, сталкивается с апокалипсической жестокостью, подлостью, цинизмом. Ему предстоит сделать непростой выбор между правдой и ложью, долгом и предательством, честью и бесчестьем.

Примечание:


Повесть написана в 1967-68 гг. Журнальная публикация (без глав 15-17) — в 1969 г. в журнале «Нева». Впервые без цензурных купюр повесть опубликована в 1993 г.

Первая глава произведения напечатана в журнале «Знание-сила», № 12 за 1968 г.

В произведение входит:

7.91 (22)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— журнал «Нева № 3, 1969», 1969 г.

— журнал «Нева № 4, 1969», 1969 г.

— журнал «Нева № 5, 1969», 1969 г.

— сборник «Жук в муравейнике», 1983 г.

— сборник «Волны гасят ветер», 1989 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 317

Активный словарный запас: средний (2766 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 29%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
"Сталкер" / Stalker, 2000 // Переводной роман (повесть; СССР, 1969)

Экранизации:

«Обитаемый остров» 2008, Россия, реж: Фёдор Бондарчук

«Обитаемый остров: Схватка» 2009, Россия, реж: Фёдор Бондарчук



Похожие произведения:

 

 


Обитаемый остров
1971 г.
Обитаемый остров
1980 г.
Жук в муравейнике
1983 г.
Волны гасят ветер
1989 г.
Волны гасят ветер
1992 г.
Повести
1992 г.
Волны гасят ветер
1993 г.
Обитаемый остров. Малыш
1993 г.
Обитаемый остров. Малыш
1995 г.
Обитаемый остров
1996 г.
Обитаемый остров. Малыш
1996 г.
Сочинения. Том второй
1996 г.
Собрание сочинений. Том пятый
2001 г.
Обитаемый остров. Малыш. Жук в муравейнике. Волны гасят ветер
2002 г.
Обитаемый остров
2003 г.
Обитаемый остров
2004 г.
Собрание сочинений. Том пятый
2004 г.
Три времени: Будущее
2004 г.
В поисках Странников, или История космических свершений человечества в XXII веке, рассказанная Аркадием и Борисом Стругацкими
2005 г.
Обитаемый остров. Малыш. Жук в муравейнике. Волны гасят ветер
2005 г.
Обитаемый остров
2006 г.
Обитаемый остров
2006 г.
Желание странного
2007 г.
Желание странного
2007 г.
Обитаемый остров
2007 г.
Обитаемый остров
2007 г.
Будущее, XXII век. Прогрессоры
2008 г.
Обитаемый остров
2008 г.
Обитаемый остров
2008 г.
Собрание сочинений. Том пятый
2008 г.
Максим Каммерер. Трилогия
2009 г.
Обитаемый остров
2009 г.
Обитаемый остров
2009 г.
Обитаемый остров
2009 г.
Обитаемый остров
2009 г.
Собрание сочинений в 11 томах. Том 5. 1967-1968
2009 г.
Обитаемый остров
2011 г.
Желание странного
2012 г.
Полное собрание сочинений в одной книге
2013 г.
Лучшие произведения в одном томе
2014 г.
Обитаемый остров
2015 г.
Мир Полудня
2016 г.

Периодика:

Нева № 3, 1969
1969 г.
Нева № 4, 1969
1969 г.
Нева № 5, 1969
1969 г.

Аудиокниги:

Обитаемый остров
2006 г.
Обитаемый остров
2009 г.
Обитаемый остров
2013 г.

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том тринадцатый. 1968, часть I
2016 г.
Полное собрание сочинений. Том четырнадцатый. 1968, часть II
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Przenicowany świat
1971 г.
(польский)
Prisoners of Power
1977 г.
(английский)
L'île habitée
1980 г.
(французский)
Обитаемият остров
1981 г.
(болгарский)
Prisioneiros do Poder / 1
1983 г.
(португальский)
Prisioneiros do Poder / 2
1983 г.
(португальский)
Miliardu let před koncem světa
1985 г.
(чешский)
収容所惑星
1986 г.
(японский)
Прогресорите и Странниците
1987 г.
(болгарский)
Die bewohnte Insel
1988 г.
(немецкий)
Населений острів
1991 г.
(украинский)
Asustatud saar
1999 г.
(эстонский)
Prisioneiros do Poder
1999 г.
(португальский)
Przenicowany świat
2008 г.
(польский)
Обитаемият остров
2009 г.
(болгарский)
Gesammelte Werke 1
2010 г.
(немецкий)
L'Île habitée
2010 г.
(французский)
人烟之岛
2013 г.
(китайский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 декабря 2017 г.

Сейчас так не пишут. По большей части, просто не умеют, а кто и мог бы попробовать, предпочитают отбить свои «кровные» ну, например, в популярной телепередаче, или, может быть, поискать спонсора из-за бугра, чтобы с их подачи учить, как все же правильно надо жить (конечно, у них все правильно и демократия, а у других..ну, сами понимаете). Намекнуть или указать на явные или не очень явные несуразности и неправильности в нашей жизни. Такие же тексты, но в подаче романа, не наберут нужных тиражей, да и сказано уже почти все, что есть хорошо, что есть плохо, даже пути исправления этих несуразностей намечены.

Только вот, готово ли общество в целом принять изменения, найдутся ли люди (в достаточном количестве, не один человек) в стране, как бы она не называлась, Саракш, или, как там еще. Да, писатели не врачи, они должны указывать на «язвы» общества, а не лечить их. И Стругацкие в своих лучших книгах на них и указывали.

Хороший и правильный парень Максим попадает в мир, где все для него дико и непонятно. Люди в огромной своей массе, может и неплохие, но серые и забитые. Есть и подполье, но когда в мире под названием Саракш много что серо и плохо, то и оппозиция то эта насквозь прогнила изнутри, и борется не за идею, а за доступ к кормушке. Ничего не напоминает?

Не разобравшись, Максим (Максим — это сила), который и один может многое изменить, вступает в борьбу. Сомнений у него нет — есть хорошо и есть плохо. Черное и белое. Что будет с миллионами людей, если ему удастся его план, страшно представить. Но цель намечена.

Динамичный сюжет, содержательные диалоги, выпуклые герои. Книга не просто без недостатков, книга потрясающая, гениальная, опередившая свое время и вполне актуальная и сейчас благодаря поднятым в ней вопросам.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 октября 2017 г.

«Обитаемый остров» прежде всего запоминается тем, что в обиход ругательных слов прочно впечатывается «массаракш». И далее этот «массаракш» можно применять всякий раз, как обнаруживается пересечение сюжетных линий с явлениями нашей современности.

Помимо многократно разобранных критиками деталей, хотелось бы задаться вопросами:

- Кто таков Максим Каммерер, что он выглядит на Саракше глуповатым сверхчеловеком, а член «теневого правительства» Рудольф Сикорски, по скупому описанию, совсем иной? Или в обществе Прогрессоров будущего телесное и умственное развитие строго подчинено функционалу выбранной профессии?

- Отчего власти так долго «заигрывают» с пришельцем, когда со своими гражданами они совершенно не церемонятся? Неужели «свои» решили возложить на Максима некую миссию, изучая его поведение издалека?

Общество, политика и природа Саракша, конечно, потрясают сразу и несмываемо остаются в памяти. Атмосфера антиутопии и постоянное «эхо войны», ужасы психообработки и приключенческая романтика диверсионной деятельности... Идея покорения и исправления недостатков, в чём бы они ни проявились. Поучительный момент того, что уничтожение узловых центров диктатуры не означает гибель всей сети власти. Возмужание главного героя в крайне жёстких условиях, которых ему, по-видимому, очень не хватало на родине (хотя изумительные «входные данные» к межзвёздным путешествиям у него уже есть, на чём-то же он тренировался!). И самое главное фантастическое допущение — что схожие с землянами по физиологии люди будут иметь и схожие формы психики и общественного устройства. Стругацкие традиционно крайне осторожно вводят тему контакта с «совсем чужими», начиная с вопросов, касающихся исключительно людей земного типа.

Где бы оказался современный читатель на Саракше, довольно прозрачно видно. А вот что бы делал Максим Каммерер, попади он в наше общество из мира будущего, это отдельная тема, заставляющая кожу покрываться мурашками.

И уж конечно, это произведение совсем не похоже на плоско-линейные поделки западных авторов на тему супергероев. Которые похожи на сказки, даже если там выписана довольно сложная структура общества. «Спасти мир» и пожинать лавры — не получится. Допускать на своём пути разрушения, превосходящие полезный эффект — непозволительная роскошь, за которую супергерою на Саракше «надерут уши». Да и глубина проработки общества антиутопии совсем не оставляет впечатления, что книга написана под образ «одного героя против всех». Этим она мне и нравится...

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июня 2017 г.

Именно эта книга в свое время вернула меня к Стругацким (печально-глупую историю о том, как я от них отвернулся, уже поведал в отзыве на «Страну багровых туч»).

Начав ее читать где-то на курсе втором института, я быстро уже понял, как будет развиваться сюжет. Добрый коммунист поставит на место злых капиталистов, испоганивших свою планету, насажает им садов и построит социализм. Потому что примерно так все было в советской фантастике, что я читал до этого. «Ага, сейчас же», — сказала мне книга. Я был удивлен, не меньше наивного заглавного героя, не знавшего, что такое «детская преступность», что по-хорошему не вышло. Ладно, решил я, дальше значит все будет на «западный» манер. Герой раскидает злое правительство, найдет местную цитадель зла, подрыв которой, как известно, мгновенно сметает всех недругов и вообще решает все мировые проблемы, уничтожит ее и укатит с барышней в закат. «Dummkopf. Rotznase» — заявила мне книга, когда я добрался до финала. Я был ошарашен не меньше героя. Как же так, ведь все было так просто, вот плохие, вот хорошие…

Знаете, мне с детства всегда было жалко киношных злодеев. Они весь фильм корпят, планируют, а потом приходит глупый и удачливый герой и все их труды коту под хвост. И вот наконец я получил произведение, где злодей не такой уж злодей, а герой скорее не герой, а дурачок, что полез ломать дрова и рубить с плеча, не разобравшись толком, что тут происходит. Получил вполне простую, но хорошую фабулу для фантастического произведения подобного толка «хотели как лучше, получилось как всегда». Но фабула эта опять-таки редко когда используется. Герои, что попадают в иные незнакомые миры, что наши, что зарубежные, в массе своей всеведущи и непогрешимы, с ходу понимаю, кто прав, а кто виноват. Темные властелины же, которым они противостоят, безусловно злы и крайне ограниченны.

Дорогие молодые и талантливые «родители» бесчисленных засланцев, может быть вы бы обратились к творчеству мэтров и попробовали бы… Что значит «пробовали уже»? Да хватит меня стращать «Временем учеников» и Бондарчуком. Я лишь про основную идею говорю. Серия «Сталкер», говорите… Нет, дальше не надо, я понял. Спрос рождает предложение. А на произведения с проблематикой «Острова» спроса у нас увы нет. Все любят в мире грез «подымать Русь-матушку с колен» и самоутверждаться за счет эльфов и орков, а не ощущать себя неповоротливым слоном в посудной лавке чужого мира.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 мая 2017 г.

Отличная книга. Актуальность ее к сожалению со временем будет только возрастать. Уже сейчас читается почти как роман о современности. Фильм тоже хорош. Редкий случай удачной отечественной экранизации популярной фантастики.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 апреля 2017 г.

В наше время днём с огнем не сыщешь хорошее отечественное произведение, а уж фантастику и подавно. Из-за чего так получилось, и как с этим бороться, мы как-нибудь попозже разберем в отдельной статье. Но одно сказать можно точно, одним из факторов деградации отечественной литературы была советская власть. Железный занавес, никакой свободы печати, отсутствие нормального обмена культурных ценностей с западными и некоторыми восточными державами.

Но даже несмотря на это в СССР по настоящему выдающихся писателей было в разы больше чем сейчас. После распада союза наша страна была не готова к массовому засилью всего иностранного. У отечественной литературы не было никакого плацдарма для развития, все пришлось начинать с начала, зато такой ситуацией воспользовались многие нынешние популярные авторы и пустились в плагиат, глупое и бездушное копирование идей зарубежных авторов. Собственных же идей почти ни у кого как не было, так и нет.

Тем выше смотрятся заслуги двух наших лучших фантастов – Аркадия и Бориса Стругацких. Прежде всего, они умеют писать, в отличие от подавляющего большинства современных авторов. К тому же, кроме превосходного стиля Стругацкие умеют сочинять и рассказывать истории, приправленные интересными и, в большинстве своем, оригинальными идеями. Так что приступим к анализу их произведений и начнем с наиболее антисоветского/антидиктаторского романа (повести, кому как удобней) «Обитаемый остров».

Ох и многое пришлось пережить этому роману на своем пути. Жестокая советская цензура нещадно издевалась над телом творения Стругацких. Слава Богу, сейчас роман публикуется без цензуры (во всяком случае, хочется в это верить), поэтому можно в полном объёме оценить задуманное Стругацкими.

Главным героем является Максим Камеррер, молодой сотрудник Группы свободного поиска. Его задача поиск неизвестных планет и контакт с её аборигенами. Планет в космосе много и Максим с легкостью находит одну для себя. Планетой оказывается Саракш.

Как часто бывает, аборигены ненароком уничтожают корабль Максима. Контакт, по-началу, тоже особо не задается, мешает языковой барьер. Таким образом, Максим попадает на заставу Гвардии, где местному ротмистру он показался, мягко говоря, странным. Поэтому Максима в сопровождении капрала Гая Гаала отправляют в столицу страны Неизвестных отцов для его, так сказать, изучения.

И с этого момента начинается долгое путешествие Максима по Саракшу, которое Стругацкие благоразумно разбили на пять частей, каждую их которых, братья назвали по положению Максима на планете. В принципе, весь сюжет и основан на изменении мировосприятия Максима. По-началу, он Робинзон на негостеприимной планете, толком ничего не понимающий и не знающий местных обычаев. Потом, благодаря зародившейся дружбе с Гаем Гаалом и его сестрой Радой он становится Гвардейцем и понемногу осознает культуру, сложившуюся в стране Неизвестных Отцов. Есть нормальные жители, а есть выродки, которых считают внутренними врагами государства. Их ловят и уничтожают. Есть еще внешние угрозы в лице мутантов и соседних государств с их ядерных оружием. Против ядерного оружия в стране возводится система башен противобаллистической обороны. Но безумное подчинения Гаала ротмистру и знакомство с выродками делает Максима Террористом. Он понимает, что Неизвестные Отцы узурпаторы и башни являются вовсе не защитой от нападения.

Но и с террористами Максим остается не долго. Он считает их методы слепыми и больше не хочет идти на поводу ни у кого. Само собой, человек с таким настроем быстро становится Каторжником. Там Максим знакомится с одной из верхушек повстанческого движения и окончательно убеждается, что надо действовать самому. Наконец, он вновь Землянин.

В целом, получилась интересная история о человеке будущего с высокими моральными ценностями и интеллектом попавшего в наше общество, ведь со времен написания романа дела особо не улучшились. Даже такого высокого, в духовном смысле, человека как Максим, Саракш сломил, и ему пришлось отбросить привычнее представления о мире и вмещаться в становление несправедливости на планете. И венчает историю Максима просто шикарная концовка. Стругацкие смогли не только указать на недостатки тогдашней власти, но, к тому же, прекрасно понимали, что революция и тому подобное может навсегда нарушить правильное течение эволюции государства.

Мало того, что «Обитаемый остров» прекрасно рассказан, так он еще и прекрасно написан. Читать Стругацких после издевательств современных авторов над «великим и могучим» просто блаженство.

Братья очень подробно описали мир Саракша, но сделали это не за пару десятков страниц, а грамотно распределили информацию по всему тексту. Читатель узнает мир произведения вместе с Максимом. К тому же сам мир получился очень интересным, несмотря на некую схожесть с современным.

Кроме того авторы удачно смешали несколько жанров. Здесь вам и традиционная НФ и мягкая НФ, антиутопия и социальная фантастика. Всего в меру. Стругацким удалось здорово вписать в свою историю эти жанры. Ничего лишнего.

Еще плюсов в копилку произведения добавляют несколько интересных идей. Сама идея мира на изнанку. Жители Сарашка считают, что живут как бы внутри планеты, но на самом деле это просто такое атмосферное явления, которое создает обман зрения и человеку кажется, что горизонт уходит вверх. К оригинальным находкам можно отнести и местное телевидение, выродков, и даже концовку.

Повествования и диалоги тоже на уровне. Читается «Обитаемый остров» легко и, что немаловажно, интересно. Авторы не нагружают читателей лишней информацией и не выдвигают фантастических теорий с доказательствами. Диалоги – вечная беда современных отечественных авторов – удивляют парой своей ироничностью. Сейчас сложно подумать, что можно смеяться над иронией советских авторов 70-ых годов.

Персонажи романа тоже интересны и не бездушны, правда в основном внимание сосредоточено на Максиме. Про него было уже сказано довольно много, остается только добавить, что в Максима по настоящему веришь. Единственное, что удивляет, это прощание Максима с Гаалом. Обычно, когда люди теряют друзей, тем более, такие как Максим (он собак-мутантов то защищал), они испытывают больше эмоций.

Гай Гаал настоящий гвардеец. Верный, преданный, точно выполняющий приказы. Из-за этого ему было тяжело мириться с обманом Неизвестных Отцов. Зато он верил в Максима. Гаал – это собирательный образ хорошего солдата, который верен до тех пор, пока действует пропаганда.

Остальные персонажи появляются только на нескольких страниц. Но даже им Стругацкие выделили место в истории Саракша. Каждый персонаж, будь то Государственный прокурор Умник, загадочный Странник или бывший психиатр Аллу Зеф, является частью истории мира, выстроенной Стругацкими.

«Обитаемый остров» — это книга на все времена. Кроме того, что это очень правильный и осмысленный протест против диктатуры в СССР, это и увлекательная история, с интересным сюжетом, живыми персонажами, продуманным миром и шикарной концовкой.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 марта 2017 г.

Вот уж и вправду удивительное творение, без всяких сомнений, одно из лучших не только у АБС, но и вообще в мировой литературе. Настолько живо и достоверно переданы герои и место действия, что вникаешь в эту проклятую планету Саракш с головой, и ненавидишь почти всех жителей этого забытого Богом уголка Вселенной. Впрочем, это же фишка Стругацких погружать читателя в водоворот самых разнообразных событий и достоверно передавать им (нам) свои мысли, тревоги и переживания. А мысли эти с завидной долей предсказаний и предупреждений.

Может небольшой недостаток «Обитаемого острова» — не очень замысловатый сюжет. Но это осознаешь уже потом, через долгое время после прочтения, все же манера подачи у этих писателей своеобразная и оригинальная, поэтому и произведения выходили непохожими ни на что другое.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 февраля 2017 г.

Мммасаракш!

На днях прочитал «Обитаемый остров» братьев Аркадия и Бориса Стругацких.

Оценка 7/10.

Книга вошла хорошо, массаракш! Буквально за неделю (в среднем по 1 часу в день).

«ОС» однозначно не для всех. Мне кажется он должен понравится людям, которые интересуются политикой, социологией, антропологией...

«Обитаемый остров» — фантастическая повесть братьев АБС, написанная в 1969 году.

После выхода журнального варианта в «Неве» посыпались доносы и прямые обвинения в антисоветчине. Авторы были вынуждены изменить в произведении 896 мест в угоду советской цензуре. После этой публикации выход книжных изданий Стругацких был почти прекращен на целое десятилетие.

Получается, что книга сильная, раз она так заинтересовала цензурное управление Главлита.

Сюжет, выдержанный в духе научно-фантастической антиутопии, рассказывает о землянине из будущего Максиме, который попал на постапокалиптическую планету Саракш и оказался вовлечён в борьбу с местным режимом, использующим промывание мозгов.

ПЛЮСЫ:

+ Отличная атмосфера последствий ядерного конфликта: уродливыми механизмами, ржавчиной и зараженными зонами веет из каждой главы в книге.

+ Произведение написано легко и очень динамично. Главный герой меняет жизненную позицию 5 раз: то он дурачек, то он гвардеец, то он подпольщик, то он каторжник, то он снова дурачек.

+ Неизвестные Отцы — анонимная власть в государстве.

+ Выродоки (aka Дисседенты) — мыслящие и способные усомниться в достоверности официальной информации люди.

+ Излучение и Башни (aka средства массовой информации) — воздействие на сознание, которое заставляет человека верить начальству, выполнять приказы и не размышлять. Обеспечивает управляемость общества. Аналогично нашим теле-радиовышкам. Федеральные каналы и государственная пропаганда.

+ Ментограммы. Ааааааааа, массаракш! Вот это веселуха: считывать с человека фрагменты воспоминаний и крутить их потом по телеку. Великолепное шоу.

МИНУСЫ:

- главный герой просто придурок.

Протагонист вообще не думает, что будет потом. Он просто делает что-то, а потом собирает горькие плоды своей деятельности. До конца не разобравшись что такое жизнь, он в свои 20 лет полез вершить революцию. Ломать — не строить. При этом у главного героя напрочь отсутствует представление как создавать новое государство на обломках старой империи. И это для него было самым большим открытием в конце книги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— Ты многое забыл, — проворчал Странник. — Ты забыл про передвижные излучатели, ты забыл про Островную Империю, ты забыл про экономику… Тебе известно, что в стране инфляция?.. Тебе вообще известно, что такое инфляция? Тебе известно, что надвигается голод, что земля не родит?.. Тебе известно, что мы не успели создать здесь ни запасов хлеба, ни запасов медикаментов? Ты знаешь, что это твое лучевое голодание в двадцати процентах случаев приводит к шизофрении? А? — Он вытер ладонью могучий залысый лоб. — Нам нужны врачи… двенадцать тысяч врачей. Нам нужны белковые синтезаторы. Нам необходимо дезактивировать сто миллионов гектаров зараженной почвы — для начала. Нам нужно остановить вырождение биосферы… Массаракш, нам нужен хотя бы один землянин на Островах, в адмиралтействе этого мерзавца… В стране война!

Но вот через месяц должно начаться вторжение. Обычно нам удается сбивать субмарины с курса, так что до побережья доходят только единицы. Но на этот раз они готовят армаду… Я рассчитывал на депрессионное излучение, а ты разрушил Центр управления.

И чем же ты конкретно намерен теперь заниматься?

— Не знаю, — сказал Максим. — Я буду делать то, что мне прикажут знающие люди. Если понадобится, я займусь инфляцией. Если придется, я буду топить субмарины… Но свою главную задачу я знаю твердо: пока я жив, никому здесь не удастся построить еще один Центр. Даже с самыми лучшими намерениями…

Максим своей самодеятельностью испортил тщательно подготовленный план спасения Саракша. С другой стороны такой месседж один из главных посылов в книге. Хаить власть многие горазды. При этом как должно быть на самом деле люди себе не представляют. Человек хочет счастья — здесь и сейчас. И нам кажется, что если что-то неправильное устранить в государстве, то мы сразу заживем хорошо.

- наивность и романтизм.

2157 год. Земляне составили атлас космического пространства. Спокойно себе летают и исследуют новые планеты.

Люди будущего просто какие-то универсальные солдаты. Вот полюбуйтесь на акт медицинского обследования главного героя:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Следы четырех смертельных ранений… Семь пуль — однако! Это слишком много для нормального человека… Скручивает монетки в трубочку… бежит с человеком на плечах… Видит совершенно отчетливо дождливой ночью (может даже читать) и в полной темноте (различает предметы, видит выражение лица на расстоянии до десяти метров)… обладает очень чувствительным нюхом и вкусом — различал членов группы по запаху на расстоянии до пятидесяти метров, на спор различал напитки в плотно закупоренных сосудах… ориентируется по странам света без компаса… с большой точностью определяет время без часов… имел место следующий случай: была куплена и сварена рыба, которую он запретил всем есть, утверждая, что она радиоактивная. Будучи проверена радиометром, рыба действительно оказалась радиоактивной. Обращаю внимание на тот факт, что сам он эту рыбу съел, сказавши, что ему она не опасна, и действительно, остался здоров, хотя излучение превышало тройную санитарную норму (почти 77 единиц)...

- гуманноидная цивилизация Саракша копия нашей Земной

Люди такие и все как у нас: ядерные конфликты, коррупция, авторитарные режимы, песни под гитару, танцы-зажиманцы, правительственное авто с мигалкой и т.д.

ИМХО. Как вариант: на самом деле 2500 какой-нибудь или даже 3000 год. Саракш — давно забытый и провалившийся эксперимент по колонизации землеподобной планеты. В таком случае никаких вопросов о схожести цивилизаций.

- слабая любовная линия

Максим, конечно, иногда вспоминает Раду, но только в ситуациях когда он грани жизни и смерти. По большому счету Главному герою как бы нет дела до девушки, которая влюбилась и в самом начале спасла его. Хотя он тут же отплатил и спас её от хулиганов:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Это было настолько дико и невозможно, что Максим потерял ощущение реальности. Что-то сдвинулось у него в сознании. Люди исчезли. Здесь было только два человека — он и Рада, а остальные исчезли. Вместо них неуклюже и страшно топтались по грязи жуткие и опасные животные. Не стало города, не стало арки и лампочки над головой — был край непроходимых гор, страна Оз-на-Пандоре, была пещера, гнусная западня, устроенная голыми пятнистыми обезьянами, и в пещеру равнодушно глядела размытая желтая луна, и надо было драться, чтобы выжить. И он стал драться, как дрался тогда на Пандоре.

Время послушно затормозилось, секунды стали длинными-длинными, и в течение каждой можно было сделать очень много разных движений, нанести много ударов и видеть всех сразу. Они были неповоротливы, эти обезьяны, они привыкли иметь дело с другой дичью, наверное, они просто не успели сообразить, что ошиблись в выборе, что лучше всего им было бы бежать, но они тоже пытались драться… Максим хватал очередного зверя за нижнюю челюсть, рывком вздергивал податливую голову и бил ребром ладони по бледной пульсирующей шее, и сразу же поворачивался к следующему, хватал, вздергивал, рубил, и снова хватал, вздергивал, рубил — в облаке зловонного хищного дыхания, в гулкой тишине пещеры, в желтой слезящейся полутьме — и грязные когти рванули его за шею и соскользнули, желтые клыки глубоко впились в плечо и тоже соскользнули… рядом уже никого не было, а к выходу из пещеры торопился вожак с дубиной, потому что он, как все вожаки, обладал самой быстрой реакцией и первым понял, что происходит, и Максим мельком пожалел его, как медленна его быстрая реакция — секунды тянулись все медленнее, и быстроногий вожак едва перебирал ногами, и Максим, проскользнув между секундами, поровнялся с ним и зарубил его на бегу, и сразу остановился… время вновь обрело нормальное течение, пещера стала аркой, луна — лампочкой, а страна Оз-на-Пандоре снова превратилась в непонятный город на непонятной планете, более непонятной, чем даже Пандора…

Максим стоял, отдыхая, опустив зудящие руки. У ног его трудно копошился усатый вожак, кровь текла из пораненного плеча, и тут Рада взяла его руку и, всхлипнув, провела его ладонью по своему мокрому лицу. Он огляделся. На грязном цементном полу мешками лежали тела. Он машинально сосчитал их — шестеро, включая вожака — и подумал, что двое успели убежать. Ему было невыразимо приятно прикосновение Рады, и он знал, что поступил так, как должен был поступить, и сделал то, что должен был сделать — ни каплей больше, ни каплей меньше. Те, кто успел уйти, — ушли, он не догонял их, хотя мог бы догнать — даже сейчас он слышал, как панически стучат их башмаки в конце тоннеля. А те, кто не успел уйти, те лежат, и некоторые из них умрут, а некоторые уже мертвы, и он понимал теперь, что это все-таки люди, а не обезьяны и не панцирные волки, хотя дыхание их было зловонно, прикосновения — грязны, а намерения — хищны и отвратительны. И все-таки он испытывал какое-то сожаление и ощущал потерю, словно потерял некую чистоту, словно потерял неотъемлемый кусочек души прежнего Максима, и знал, что прежний Максим исчез навсегда, и от этого ему было немножко горько, и это будило в нем какую-то незнакомую гордость…

-нелепая ситуация с бомбардировщиком

Эхо войны. Полкниги поддерживается атмосфера зачистки южных районов, где полно автоматических средств борьбы: самоходные танки, самонаводящиеся ракеты, зенитные установки, минные поля и т.д. И вот главному герою достается, пожалуй, самый последний боевой самолет на этой планете — Личный Его Императорского Высочества Принца Кирну Четырех Золотых Знамен Именной Бомбовоз «Горный Орел». Максим решает пролететь над опасным регионом. А вдруг не заметят? Естественно его подбили.

Оценка: 7
–  [  -5  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 января 2017 г.

Странно, сайт фантастики, но по высокой оценке и указанному к книге жанру найти фантастику (НФ) уже потерял надежду. Какая это к черту фантастика? Как политический, философский и иронический шарж на жителей земли — да отличное произведение. Но ничего фантастического, кроме других названий обычных земных вещей и отношений в книге практически нет. На сайте просто литературы оценка была бы 10, но так как в жанре книги указано НФ, то никакой это не НФ.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 ноября 2016 г.

Мне представляется, что это попытка переписать или дать вариант «Трудно быть богом» с «хорошим» концом.

Журнальный вариант, по-моему, лучше, он не перегружен приключенческими подробностями, фамилия Максима там Ростиславский и живёт он в Ленинграде, Неизвестные отцы, опять же, вместо непонятных Огненосных творцов (возможно, цензура потребовала изменений, ничего об этом не знаю).

Ставлю 9, потому что Понедельник и Улитка лучше.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 ноября 2016 г.

Очень давно читал эту повесть. Затем был фильм Бондарчука и захотелось перечитать... но всё на что-то отвлекался... И вот к чему я эти вводные слова написал: Когда смотрел фильм, то разница с книгой феноменальной не казалась. Ну экранизация и экранизация, понятно, мол, что мысли Стругацких зрелищностью не предать. А сейчас вот перечитывал я «Обитаемый остров» и поразился, насколько на самом деле большая разница между фильмом и книгой. Да что там, я фильм почти и не узнавал.

Ну да ладно. Говорить нужно о книге.

Сразу скажу, что мне симпатично, как показано поведение Максима, его адаптация. И я не просто так это говорю, ведь есть с чем сравнить. Вспомните «Попытку к бегству». Вадима, безбашенного, кидающегося кого-то защитить, накормить, вообще ничего не зная о ситуации. А вот Максим показан уже куда более адекватным. Вот первый этап повести. Да, ему дико видеть такое государство, участвовать в арестах и прочее. Но он делает что говорят. Ибо сперва получил хоть какую-то информацию и на неё опирается. Да, затем модель поведения меняется, но — при изменении вводных.

Что ни говори, а АБС менялись не только мировоззренчески, они с годами росли именно как авторы. В данном примере — у более поздних произведений лучше прописаны персонажи.

Ещё хочу отметить, что лично я самой важным моментом в романе считаю речь Колдуна. Про нарушение равновесия по нетерпению потревоженной избалованной совести Максима. Если хорошенько подумать, взять пошире — то в этой речи очень многое относится к проблематике не только данного сюжетного момента, а и прогрессорства вообще.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 мая 2016 г.

Так вышло, что, хоть я люблю Стругацких, «Обитаемый остров» я раньше не читала, и не могу себе позволить, как многие, сравнить свои подростковые впечатления о ней со взрослыми.

Борис Натанович рассказывает в комментариях к этой книге, что по их задумке «Остров» должен был стать бессмысленными приключениями комсомольца из двадцать второго века. Авторы были злы за отношение цензуры к их «Гадким лебедям» и «Сказке о тройке» и решили в отместку написать простую беззубую повесть о недалёком герое. Типа: хотели фигню – получите. Но что-то пошло не так. В книге столько отзеркаленных с тогдашней советской (да и с нашей нынешней) реальности явлений, характеров, порядков и прочего, что удивляешься, как её могли издать? Невозможно же выловить всё это! Да и герой пусть наивен, молод и вырос в тепличных условиях, но вряд ли можно счесть его глупым и легкомысленным.

С первых же страниц, когда мы вместе с Максимом попадаем на Саракш, мы действительно видим, слышим и осязаем раскрывающийся перед нами мир. Вместе с Максимом мы удивляемся и не понимаем, вместе ужасаемся и злимся. Вместе с ним начинаем любить людей этой грязной, лживой, больной, насквозь ядовитой планеты... Вот он – эффект присутствия, куда там современным технологиям! Авторы словно берут нас за руку и ведут вслед за героем. Мы воспринимаем всё через восприятие Максима, что, конечно, помогает нам понять его самого, но мешает отстраниться и услышать своё собственное я. А если бы я там, и всё это со мной?

Мне третью ночь снится Саракш. Очень страшные сны...

Тема вмешательства в жизнь чужого мира, тема Прогрессорства очень сложная и неоднозначная. И можно ли Максима Каммерера в его ситуации считать Прогрессором вообще? Я так не думаю.

Я не вижу ни героя, спасшего людей от гнёта и оболванивания, ни жестокого террориста, сгубившего уйму народа в угоду своей совести, а вижу благополучного, чистого и жизнерадостного мальчика, которого сломала планета Саракш. А сломанные мальчики, если находят в себе силы срастись заново, необратимо меняются, вот и Максим стал тем, кем стал. История его становления – история боли и гнева, и нет тут правильных решений, потому что ты в аду, а в аду, как не реши, всё равно будет ад.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 апреля 2016 г.

Удивлена, что в списке «Похожих произведений» не указан «Эдем» Лема. Точкой соприкосновения является подведение и здесь, и там героев к нравственному выбору при решении вопроса о вмешательстве в чужую жизнь. Пусть разные методы, разные условия столкновения аборигенов и пришлых, но тем не менее суть вопроса одна и та же: можно ли осчастливить насильно, имеешь ли право решать за других, как им жить, имеешь ли право помочь, исходя из своих представлений о хорошем и плохом, и явится ли твоя помощь благом для тех, кому «помогаешь», или же она окажется дорогой в ад. Что хуже – помочь или отойти в сторону – и для кого это будет хуже?

В книге ответа нет, но это и к лучшему. Главное, что Стругацким удалось заставить задуматься над этими вопросами. Но вот что забавно, писали они про СССР, но я, как человек, заставший СССР, переживший его крушение, открытие границ и возрождение России, акценты расставляю уже совсем по-другому. И мне Максим больше всего напоминает советских людей с их наивной верой в братство, справедливость, равенство. И он, и мы как будто попали из инкубатора в чужой мир. Но вот государство самоустранилось от прежней опеки над людьми, и выяснилось, что люди просто инфантильны и не ценили безопасности и многих социальных благ, что у них были. Государство перестало содержать национальные окраины и контролировать отдельные страны, и выяснилось, что нет никакой дружбы народов. Советское руководство сдало страну американцам, и выяснилось, что советская пропаганда была права, рассказывая ужасы о капиталистических нравах, но топорна, а мы над ней смеялись. Рухнул железный занавес, мы стали ездить за границу, получили доступ к их СМИ, и вдруг выяснилось, что это только наша идеология воспитывала массово уважение к чужой культуре. В общем «чудных» открытий и жестоких разочарований была куча, сколько народу погибло вследствие нашей неготовности жить вне инкубатора – куда там Максиму с его физической почти неуязвимостью перед нашей ценой за разрушение собственной страны. Этот процесс шёл не только у нас, но вот что интересно: там, где общество сформировало запрос на сохранение государства, на поступление личным ради коллективного, там выдвинулись лидеры, нашлись силы, чтобы начать возрождение после падения. Там, где общество не потрудилось взять ответственность за происходящее, — так и продолжают скакать по граблям. И никакой Странник не может исправить это, потому что у общества есть свои законы развития и управление обществом посторонней силой ничего хорошего об обществе не говорит. Ибо общество, которое не нашло в самом себе сил, не нашло среди себя людей, готовых уловить запрос общества на изменение и взять на себя ответственность на это, не созрело для этих самых изменений и не нуждается в них, а формирование такого запроса извне является искусственным и рано или поздно аукнется. Так что концовка «Эдема» лично мне больше импонирует выбором главных героев. Да, в их решении тоже есть предательство чего-то внутри себя, но из двух зол они выбрали меньшее, пусть им и придётся жить с памятью о своём жестоком поступке – по сути без вины виноватые.

Ну и финальные сцены произведения для меня лучше всего проиллюстрированы фильмом «Матрица»: Нео так уверенно заявляет об освобождении людей от гнёта машин, что становится страшно, как спокойно люди обрекаются на смерть. Допустим, они освободятся от своего сна, но что дальше будут делать люди с атрофированными мускулами, посреди механической пустыни без еды, одежды, приборов, поддерживавших определённую температуру и т.д.?

Оценку ставить не хочу, лучше подожду ещё энное количество лет и перечитаю; возможно, впечатление изменится, ведь «Обитаемый остров» — непростое произведение и по эмоциональному отклику, и по манере Стругацких просто обрывать какие-то сюжетные линии.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 марта 2016 г.

Обитаемый остров братьев Стругацких книга, которая способна изменить человека, его взгляды и точку зрения о многих вещах, эта книга похожа на отдельную реальность, мир, рожденный в сознании таких выдающихся людей своего времени,которые в своих книгах с одной стороны поддерживали советскую власть, но с другой обличали серость и одинаковость советской жизни, люди огромной выдержки и терпения, в свое время они написали не мало книг и тем самым оставили после себя неизгладимый след, на их книгах выросло не одно поколение людей, от жителей СССР, до России. Обитаемый остров- это апогей их творчества, бесспорно книга знаковая и отношение мое к ней особое.Просто безукоризненная работа по проработке мира, ощущение другой планеты и того, что я вместе с героем ее познаю как первооткрыватель меня не покидало до самого конца, я был в этой книге, я жил ею, пока я ее читал, она не отпускает меня и сейчас. Мир Саракша- другая планета, с огромным уровнем рефракции( преломления), из-за чего небо было застлано непроглядной твердью и жителям этой планеты казалось, что они живут на внутренней поверхности сферы, а не наоборот, плюс линия горизонта была смещена и если вы бы встали на Саракше перед морем и посмотрели бы на плывущий корабль, то он бы приподнимался вверх, горизонт смещен и это еще больше ввело в заблуждение жителей этого мира и с поколениями вера в то, что они живут внутри сферы только закрепилась за ними и когда главный герой прилетел на эту планету, пытаясь объяснить им, что они ошибаются, он встречал только недоумевающие взгляды и решил боле не переубеждать их. Главный герой убежденный коммунист, добрый, сильный, как медведь, может переплывать реки, не уставая ни на секунду и бегать невероятной длинны кроссы, создатели книги наделили его сверх способностями, он может видеть в темноте, у него необычный уровень обоняния, он может ускорять свою реакцию так, что мир вокруг него словно начнет замедляться, а время останавливаться, так же он может забирать боль других и помогать им тем самым. Когда он прилетел на эту планету он был слишком доверчивым и относился к ее жителям с добротой и был очень приветлив и часто улыбался, его дебильная улыбка сопровождала читателя до половины книги, но вскоре он во многом меняется, становится более жестким, ибо понимает, что для людей этого мира, он бог и сверх существо и только будучи рациональным, оставив место только для холодного разума, можно принимать единственно- верные решения для блага этого мир. В книге наступает переломный момент, когда герой впадает в состояние аффекта и дикое исступление, ситуация, которая его изменила, единственное желание после нее, было, убивать, почувствовать плоть и хладные трупы под своими могучими руками и он совершает убийство нескольких человек и это меняет его, главный герой становится как родной, происходит полное слияние тебя с ним, на этом моменте книги ничего, кроме как плакать и переживать за него я не мог, настолько эта книга живая, настолько живой и проработанный там мир( В мире где все серое, все кажется одинаково черным(c)Румата Эторский).В книге много аллюзий на советскую власть и на те порядки, сами Стругацкие писали свой роман обходя жестокую цензуру( роман был написан в 1976 году и по сей день очень актуален), это антиутопия, своеобразная, увлекательная, но не так далека от реальности, как другие представители жанра и имеет вескую подоплеку о том, что человек во имя благой по его мнению цели, может использовать самые зверские средства, делать из людей болванов, готовых беспрекословно подчиняться приказам, при этом исключая свободомыслие как понятие в целом и рубит его на корню, люди же, которые были неподвержены этому влиянию, были окрещены в прокаженных и подвергались всяческим гонениям со стороны органов право-порядка, но они не были лишены свободомыслия и находили в себе силы бороться против существующего порядка, да, многие из них погибали и понимали, что эта затея возможно никогда не осуществиться, но они боролись до конца, в этом человеческая природа, он идет вперед, понимая, что если остановится, то упадет навсегда в бездну, но даже когда он достигает вершины исход один, он все равно падает вниз. Браво, Стругацкие, это фантастика с большой буквы, с идеально прописанной историей мира, с запоминающимися персонажами, с большим количеством размышлений на разные темы, в том числе и о человеческой природе, которая такая переменчивая, они, минуя цензуру создали культовое произведение, прочитав которое я поймал себя на мысли, что это одна из лучших книг, которую я читал в своей жизни и затем я начал горевать, потому что понял, что таких книг мало, но я еще вернусь к этой, ибо она надолго осталась в моем сердце.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 июля 2015 г.

Максим Каммерер оказывается один на планете, общество на которой находится в состоянии упадка и катастрофы. Войны с использованием ядерного оружия, диктатура, разрушение биосферы, угнетённый народ — всё это ставит планету Саракш на грань гибели. В определённый момент Максим перестаёт смотреть на происходящее как сторонний наблюдатель, временно столкнувшийся с такими явлениями. Когда он понимает, что всё это теперь касается его самого, он начинает активно действовать, чтобы изменить хоть что-то.

Конечно, всё описанное в этой повести, происходящее на другой планете, имеет прямые аналогии с элементами нашего общества. Вплоть до влияющего на психику излучения, которое, подобно телевидению, радио, а теперь и интернету, может вызывать у народных масс либо пароксизм дикого восторга без повода, либо, когда нужно, уныние. И только у некоторых всё это не вызывает ничего, кроме головной боли и страданий. Естественно, такие люди, которых трудно контролировать, становятся неугодными.

Единственным слабым местом во вселенной братьев Стругацких является тот факт, что представители иных гуманоидных рас очень уж мало отличаются от людей. Настолько, что земной человек практически сливается с толпой на другой планете. И хотя жители Саракша меньше ростом и слабее физически землян (выглядят «человечками» на фоне Максима), в остальном они ближе нам, чем даже коренные жители любого другого континента Земли. Саракшцы держат кошек и собак, едят сосиски с пивом, мёд, пьют молоко и чай, играют на гитаре, ездят на железной дороге.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июня 2015 г.

Максим Каммерер в результате аварии своего космического корабля оказывается на планете Саракш. Это искривленный мир (польское название романа), переживший ядерную войну.

Здесь правят некие «Неизвестные отцы», которым надо просто подчиняться, желательно, не задумываясь. Милые люди из местной службы безопасности отлавливают диссидентов (здесь их попросту называют выродками), а потом быстро их уничтожают (как такое Стругацким в Союзе разрешили издавать).

Землянин помогает гвардии, но затем начинает задумываться, а этого здесь категорически нельзя – это прямой путь в диссиденты (мыслит – значит замышляет).

Можно сказать, что авторы достаточно точно предугадали определенные реалии – с оболваниванием населения, войной за восстановление империи и т.д.

Авторы в очередной раз рассматривают право на выбор, и необходимость отвечать за последствия этого выбора. Максим – не прогрессор в прямом смысле слова (как скажем, дон Румата в «Трудно быть Богом»), и он деятельно участвует в событиях, стараясь наказать зло, как он его понимает. Но он не имеет представления о реалиях Саракша. А ведь их можно убедительно представить с разных позиций, что мы видим, например, во второй и третьей частях романа – «Гвардеец» и «Террорист».

Герой как бы одерживает победу. Но вот кто будет расплачиваться за последствия этой победы?

Сильно удивляюсь, что в СССР книгу выпустили, хотя и 900 поправками.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх