FantLab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Парень из преисподней»

Парень из преисподней

Повесть, год; цикл «Мир Полудня»

Перевод на немецкий: E. Pietraß (Der Junge aus der Hölle), 2012 — 1 изд.
Перевод на французский: B. Crest (Un gars de l'enfer), 1977 — 2 изд.
Перевод на чешский: M. Genčiová (Chlapík z pekla), 1986 — 1 изд.
Перевод на эстонский: В. Белиалс (Poiss põrgust), 2015 — 1 изд.
Перевод на украинский: А. Саган, Б. Щавурский (Хлопець із пекла), 2007 — 1 изд.
А. Саган (Хлопець із пекла), 2011 — 1 изд.
Перевод на польский: И. Левандовская (Przyjaciel z piekła), 1979 — 3 изд.
Перевод на болгарский: М. Златарова (Парень из преисподней), 1997 — 1 изд.
Перевод на японский: О. Норихиро (地獄から来た青年 / Jigoku kara kita seinen), 1992 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 171

 Рейтинг
Средняя оценка:8.28
Голосов:2989
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Группа боевых Котов, недавних выпускников военной академии, была полностью уничтожена во время атаки императорских сил на деревню. Среди них был и Гаг, отважный Кот, искренне верящий в правое дело войны. Агенты Земли, которые хотели предотвратить бессмысленную войну на этой планете, спасли его и решили отправить на Землю.

© ZiZu

Примечание:


Первая публикация в журнале «Аврора» номера 11 и 12 за 1974 год.

Из книги Вадима Казакова «После пятой рюмки кофе»:

цитата

При подготовке в издательстве «Детская литература» сборника «Незримый мост» редакция настоятельно попросила «несколько приблизить повесть к читателю детской литературы» и учесть возрастную специфику. В результате этого во всех без исключения книжных изданиях повести (а это либо издания «Детской литературы», либо перепечатки с них) массовый читатель (в том числе и далеко не подросткового возраста) имеет дело с сокращенным и адаптированным для школьников вариантом.

Когда издательство «Текст» начало издавать СС АБС, тексты предоставлял АНС, относившийся к этому процессу весьма небрежно — брал первое попавшееся издание, не обращая внимания на его аутентичность и полноту.

Таким образом, до 2003 года так и издавался «детский» вариант.

Входит в:

— условный цикл «История будущего»  >  цикл «Мир Полудня»

— условный цикл «В мире фантастики и приключений»  >  антологию «Незримый мост», 1976 г.

— журнал «Аврора» 1974'11», 1974 г.

— антологию «Бойцовый Кот», 1999 г.

— антологию «Chlapík z pekla», 1986 г.

— журнал «Аврора» 1974'12», 1974 г.

— антологию «Keskpäeva varjud», 2015 г.

— сборник «Понедельник начинается в субботу», 1979 г.

— сборник «Стажёры», 1985 г.

— сборник «Понедельник начинается в субботу», 1987 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 91

Активный словарный запас: очень низкий (2427 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 50 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
"Сталкер" / Stalker, 2016 // Большая или малая повесть зарубежного автора. 3-е - 4-е место (СССР)

Похожие произведения:

 

 


Незримый мост
1976 г.
Понедельник начинается в субботу
1979 г.
Пришелец из преисподней
1984 г.
Стажеры
1985 г.
Понедельник начинается в субботу
1987 г.
Понедельник начинается в субботу
1987 г.
Стажеры
1991 г.
Пикник на обочине. Парень из преисподней. За миллиард лет до конца света. Повесть о дружбе и недружбе
1993 г.
Парень из преисподней. Беспокойство. Жук в муравейнике. Волны гасят ветер
1996 г.
Стажеры
1997 г.
Бойцовый Кот
1999 г.
Собрание сочинений. Том шестой. 1969-1973
2001 г.
Парень из преисподней
2003 г.
Парень из преисподней
2005 г.
Трудно быть богом
2006 г.
Трудно быть богом
2006 г.
Жук в муравейнике
2007 г.
Будущее, XXII век. Прогрессоры
2008 г.
Малыш. Парень из преисподней
2009 г.
Собрание сочинений в 11 томах. Том 6. 1969-1973
2009 г.
Собрание сочинений в 11 томах. Том 6. 1969-1973 гг. Дело об убийстве, или Отель «У погибшего альпиниста». Малыш. Пикник на обочине. Парень из преисподней
2011 г.
Полное собрание сочинений в одной книге
2013 г.
Мир Полудня
2016 г.
Парень из преисподней
2017 г.
Парень из преисподней. Повесть о дружбе и недружбе
2017 г.

Периодика:

Аврора № 11, ноябрь 1974 г.
1974 г.
Аврора № 12, 1974
1974 г.

Аудиокниги:

Парень из преисподней
2006 г.
Парень из преисподней
2009 г.
Парень из преисподней. Волны гасят ветер
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Un gars de l'enfer
1977 г.
(французский)
Przyjaciel z piekła
1979 г.
(польский)
Chlapík z pekla
1986 г.
(чешский)
Un gars de l'enfer
1987 г.
(французский)
地獄から来た青年 / Jigoku kara kita seinen
1992 г.
(японский)
Przyjaciel z piekła
1996 г.
(польский)
Човекът от преизподнята
1997 г.
(болгарский)
Przyjaciel z piekła
2003 г.
(польский)
Малюк. Пікнік на узбіччі. Хлопець із пекла
2007 г.
(украинский)
Хлопець із пекла
2011 г.
(украинский)
Gesammelte Werke 4
2012 г.
(немецкий)
Keskpäeva varjud
2015 г.
(эстонский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 сентября 2008 г.

Бойцовый Кот Гаг. Да не Кот еще, котенок, но даже эти подростки, обученные убивать, были элитой Алайских вооруженных сил. И преданы были герцогу Алайскому всей душой. Как самое радостное событие в своей жизни, вспоминал Гаг, как герцог шел перед их строем, остановился перед ним и положил ему руку на плечо... (Таи и напрашивается сравнение — Гитлер, обходящий строй мальчишек из гитлерюгенда — они, наверно, тоже ему верили). Вот такой парень из преисподней попал на Землю, в Мир Полдня.

И этот мир мы видим глазами Гага — всему удивляющегося, настороженного, ничего не понимающего. Невероятная техника, роботы, звездолеты. И — люди. Обычные люди Мира Полдня. Они работают и отдыхают, спорят и радуются, страдают и смеются. И этот мир понемногу меняет бойцового кота Гага, заставляет задуматься о верности прежним идеалам. Хочется надеяться, что и нас, читателей этот мир тоже поменяет к лучшему — хотя бы чуть-чуть.

(Да, жаль, что когда у нас двадцать лет назад рушились идеалы, не оказалось рядом такого светлого и сильного мира, который смог бы стать новым идеалом. Не суждено нам жить в Мире Полдня...) Одно удивляет — как-то пустоват этот мир. Правда, показано это через восприятие древнего робота, может, просто изменились способы связи и поэтому он не принимает радиопередач. По крайней мере мир показан просторным, далеко не перенаселенным.

Герои книги — яркие, запоминающиеся надолго — и главные и эпизодические. Хочется отметить одного из них, которого Гаг искренне любил и которого уважал Корней, землянин: это старший наставник Дигга по прозвищу Гепард: при всей своей роли командира убийц, это — настоящий Учитель, образ, который Стругацкие считают важнейшим в истории будущего. Видимо, в любом обществе есть свои Учителя. Читается книга на одном дыхании — особенно хороши главы, написанные от имени Гага — вплоть до жаргона бойцовых котов — но когда со вздохом закрываешь прочитанную книгу, возникает желание перечитать еще раз. А потом — еще. И каждый раз замечаешь какие-то штрихи, что-то, пропущенное при первых прочтениях, и художественное полотно, созданное Стругацкими, становится еще полнее и интереснее.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 сентября 2008 г.

Повесть перекликается с «Попыткой к бегству» — светлое будущее попадает Человек Войны. И не может принять всё это благолепие, считает его для себя несправедливым. Ибо оно не выстрадано им. Присмотритесь, прислушайтесь к Гагу: парень-то из преисподней, но это наш парень! Да, его учили и научили убивать, но не смогли согнуть внутренний стержень, искорёжить основу.

Помните, Жилин сказал: «Главное всегда остаётся на Земле»? Так вот, Земля у каждого своя, а человек остаётся человеком, даже если считает себя всего лишь «боевой единицей»...

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 декабря 2007 г.

Первое впечатление: взялись Стругацкие описать мир Полдня с точки зрения отрицательного героя. А потом понимаешь, что не такой уж он отрицательный, этот Гаг — просто воспитан так, не в то его верить научили. А так — честный, преданный, вот жаль, не тем идеалам. И проходит он через крушение своих идеалов, и возвращается на родную планету — что он там делать будет... А ведь мы-то двадцать лет назад тоже пережили крушение идеалов, и как-то выжили. Но у Гага осталась память о вполне реальном мире Земли, как о чем-то светлом, а у нас не осталось ничего. И даже такой мечты, как у Гага, нет...

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 января 2010 г.

На примере Гага очень удачно показана старая книжная истина, что каждый человек способен судить только в меру известных ему категорий. Даже если уткнуть носом в нечто совсем непонятное и заставить проанализировать, то увиденное, так или иначе, будет сортироваться по ранее заготовленным «полочкам» многократно искажаясь и деформируясь пока не влезет в эти самые полочки.

Как мне кажется, повесть написана для того что бы высветить эту встроенную особенность психики человека и подтокнуть читателя к единственно правильному выводу — нужно всегда строить новые полки, обогащать свой кругозор и не давать мышлению закостенеть вокруг одного мировоззрения, сколько правильным бы оно не казалось.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 ноября 2011 г.

Из самых рейтинговых отзывов только skvortsov.vova передал замысел братьев Стругацких верно и без натяжек. (вот оно:

http://www.rusf.ru/abs/books/bns-06.htm)

Присоединяюсь.

И вовсе на на родину стремился Гаг. Нет у него там ни друзей, ни цели. Его эсэсовский цельный характер уже дал трещину... но она ещё слишком мала. НО НЕТ У НЕГО НИЧЕГО ЗА ДУШОЙ! Теперь — нет. А жить как-то надо. Вот и стремится он обратно, неосознанно стремясь эту самую трещину зарастить. Стать снова гвардейцем, спецназовцем, верным солдатом тамошнего фюрера.

И будет Гаг, вернувшись, скорее всего, идти по накатанной: «развлекаться», бессмысленно пытая «дикобразов» и прочих, кого можно, как и хотел этого в самом начале книги. Опыт-то (опыт пытать ради пытки, для развлечения) и прывычку никуда не денешь...

Но — всё же! — стал помогать врачу и водителю! И появилась у читателя маленькая стойкая надежда, что не сможет Гаг после Мира Полудня вот так спокойно и весело убивать, пытать, жечь, ради Присяги и сладостей, запиханных ему в рот собственноручно Герцогом перед всем строем.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 июня 2009 г.

Читал не в первый раз эту книгу и опять осталось ощущение, что мир ГГ — это наша сегодняшняя правда, а мир землян — это что-то далекое и мало понятно как взявшееся будущее. Авторы дают почувствовать себя опять молодым, недавно уволенным на дембель, но всё еще в душе солдатом, т.е. это, конечно, не главная цель произведения, но факт остается фактом. Приколол конфликт Кота и ботаника с его планеты. Разница взглядов на действительность настолько велика, что один не может не оскорбить , а другой не может сдержаться, чтобы не приложить по морде. При этом стукнутый живет на Земле и не хочет понять своего земляка, его одиночество и тоску, пытается психологически его унизить еще ни разу не увидев. А при личном контакте ненависть выключает ботану мозги напрочь и, забывшись во время своих каникул на Земле, он профессиональному убийце Коту говорит, что о нем думает. Классический случай из жизни ботаников. Лишнее подтверждение одаренности авторов: психологический портрет ГГ Кота ( сама книга и есть этот портрет) прорисован так, что при прочтении через много лет находишь любопытные для себя вещи. Дух и честность Кота не позволяют прогрессору Кириллу обращаться с ним, как низким существом, человеком низкого уровня развития. Более того, Кот видится ему помощником в подготовке прогрессоров — у Кота талант к военному делу. Да , книга оставляет за собой право прочитать её ещё раз.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 февраля 2008 г.

Замечательное произведение. Психология человека, выращенного в обстановке жестко милитаризованной системы. При том — человека, не безнадежно изуродованного этой системой, но тяжело, с кровью, со скрежетом зубовным переламывающим в себе что-то очень важное, основополагающее...

Конечно, это — проблема прогрессорства. Надо ли? Можно ли? Оправдано ли?

А ответа-то так и нет, господа!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 января 2014 г.

Сколько раз читал,столько и поражался-почему его до сих пор не экранизировали? Хотя после «Обитаемого острова»,наверное,и не надо. Ещё одно Произведение испоганить-это уже слишком.А вообще-то Аркадия и Бориса Натановичей не надо оценивать-ОНИ вне этого!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 февраля 2012 г.

Хороший, по своему добрый рассказ. Помнится, при первом прочтении я очень переживал, что Боевой Кот так и не смог стать хорошим землянином и сбежал обратно на войну.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2010 г.

Отличный рассказ, мне очень нравится. А ещё, на финал этой истории отлично ложится песня группы «Кино» «Группа крови». Каждый раз, слушая эту песню, так и вижу как Бойцовский Кот толкает из грязи машину с вакциной... Если бы в рассказе была бы небольшая любовная линия, попадание в текст песни было бы 100%!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 октября 2010 г.

Вещь сильная. Поначалу — вроде бы славный боевичок, но очень быстро он перестает быть таковым, а переходит в размышления о человеке, о его поиск себя. Главный герой из обычного головореза становится совсем другим человеком, делает первые шаги на пути понимания, что война — это не весь мир, да и она миру не нужна. Читать всем и многократно.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 июня 2010 г.

Его идеал — герцог. Корней воспринимает его как ребёнка, а Гаг хоть и понимает это, но сделать ничего не может и когда Корней разрушает его идеалы, Гагу становится нечего терять...

Человек не может перешагнуть через ступень своего развития: извечная тема в произведениях Стругацких. Всё, что Гаг не понимает, он считает оружием для войны против его родины и пытается уничтожить или использывать, хотя всё это плоды мирного развития земной цивилазации. Пародокс в том, что иногда у него получается это сделать( например случай с машиной, копировавшей предметы )

Динамика — конёк этой книги. Произведение глотается за 1-2 дня. Очень ярко переданы чуства главного героя! Отчаяние и безысходность, ярость, тоска и шум битвы. Дикая радость и злоба на Корнея при вопросе у робота: «по железу работать умеешь»

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 января 2009 г.

И смешно и тяжело и гордость за Гага поднимается. Идеи благородные конечно, но вот цитата из другого романа Стругацких, «Хромая Судьба» : «Потому что волчица говорит своим волчатам: «Кусайте как я», и этого тоже достаточно, и зайчиха учит зайчат; «Удирайте как я», и этого тоже достаточно, но человек-то учит детёныша: «Думай как я», а это уже преступление...»

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 ноября 2007 г.

Какой бы Кот не был сволочью, мне он симпатичен...Я против такого рода вмешательства, меняя мир к лучшему (на наш взгляд), кому-то всё равно мы сделаем хуже...

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 апреля 2014 г.

Актуально, особенно сейчас. В контексте попыток навязать всем так называемую «американскую мечту». Просто понятие счастье для каждого различно. И, если проявить милость, и отворить перед грешником райские врата, то через пару дней он на коленях уползёт сам в ад...

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу