fantlab ru

Кшиштоф Пискорский «Тенеграф»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.59
Оценок:
397
Моя оценка:
-

подробнее

Тенеграф

Cienioryt

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Прелесть средневековых переулков, отчаянность и темп повествования в стиле плаща и шпаги, тайны, родом из книг Артуро Переса-Реверто и чуточку магии, столь характерной для латино-американской литературы. Все вместе это составляет «Тенеграф», новый роман Кшиштофа Пискорского, одного из наиболее интересных творцов польской фантастики.

В портовом городе юга, Сериве, всякая тень – это окно в опасное и неизведанное тенепространство, туннели в которое открывают адепты тайных искусств. Шесть грандов сражаются за влияние ядом, предательством и сталью, малолетний король с трудом удерживается при власти, а инквизиция растет в силе.

Но это все дела, которые почти незаметны из окна маленькой комнатки на улице Альаминхо, где обитает Арахон Каранза Мартенес И’Грената И’Барратора, опытный учитель фехтования. Арахон жаждет лишь обеспечить безопасность близким людям и отложить достаточно денег, чтобы покинуть город. По крайней мере до времени, когда в его руки попадет тенеграф – выжженная на стекле картинка, представляющая таинственную фигуру...

«Тенеграф» — это не только богатый, хорошо написанный роман, наполненный удивительными поворотами действия, но еще и галерея героев, которые надолго остаются в памяти.

В Сериве тень может отбрасывать человека, удаленные на много миль двери могут соединяться, обычное пожатие ладони порой приносит трагические последствия, а солнце обладает черным братом-близнецом. Путешествие в этот город – это незабываемое переживание. Особенно в компании таинственного рассказчика романа.

© Перевод аннотации ergostasio

Входит в:

— антологию «Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2014», 2014 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2013 // Роман

лауреат
Премия им. Ежи Жулавского / Nagroda Literacka im. Jerzego Żuławskiego, 2014 // Золото

Номинации на премии:


номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2014 // Польский роман года. 2-е место

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2014 // Книга года. 4-е место

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Фэнтези года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Тенеграф
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Cienioryt
2013 г.
(польский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2014
2014 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кшиштоф Пискорский — еще один поляк из первой масштабной волны поляков АСТ. Вегнер выстрелил так, что аж уши заложило, Гжендович прогремел чуть тише. Что же Пискорский?

Имя для меня не совсем новое. Я его знаю по настольным играм, к которым он писал сценарии (например, Tainted Grail). Все-таки приятно осознавать, что писатель — такой же гик, как и ты, а значит к нему уже есть какое-то заочное доверие. «Тенеграф» сразу путает своим названием. Я думал, что вот тот самый усатый мужчинка с обложки и есть Тенеграф (в смысле Теневой Граф, титул такой). Либо же Тенеграф — это граф-злодей, которого мужик с обложки запорет своей шпагой. Оказалось, что тенеграф — это фотография тени, а на природе теней построен весь сюжет книги.

Главный герой — отставной наемный вояка, который давно ушел со службы и живет только за счет выполнения одноразовых поручений (или охрана, или убийство), но при выполнении одного задания получилось вляпаться в неприятные кровавые разборки, в которой оказались замешаны разные весьма влиятельные люди. Один ученый, оказывается, хранит у себя фотографию тени короля, из которой становится понятно, что с ним не все в порядке. За тенеграфом начинают охотиться, а наш главный герой, Арахон, вынужден помогать ученому в поисках его дочери.

Книга разделена на 2 части — свет и тень. Первая часть самая большая, но и одновременно довольно скучноватая. Читателю многое не понятно — причем тут тени, почему нельзя на них наступать, в чем секрет тенеграфа и т.д. и т.п. Арахон просто с кем-то дерется, кого-то охраняет, кто-то на него неожиданно из тени нападает, он всех убивает, а потом приходит домой и спит. Назавтра все повторяется — такая жизнь у человека. Но в самом конце «света» происходит неожиданное событие, становится очень интересно и мы переходим в «тень». А вот во второй части нам уже пытаются рассказать, что это за мир теней такой. Сначала было как-то интересно, но потом все снова ушло в махание шпагами, многочисленные пируэты и увороты. Я бы сказал, что «Тенеграф» — роман на любителя. Кому нравятся сражения на шпагах и Испания периода 17-18 веков. Мне же история, к сожалению, показалась скучной. Интерес был только в конце первой части в начале второй. Потом опять как-то вернулось к прежним ощущениям. Одно хорошо, что роман самостоятельный, у него нет продолжения, история рассказана до конца. Но если бы у него все-таки было продолжение, то я бы точно от него отказался.

Не мое, скучно, но кому-нибудь зайдет точно.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Преимущества «Тенеграфа»:

1) Интересный сеттинг с опасными тенями, солнцем и антисолнцем, миром теней и его каббалистическими уровнями, зачатками стимпан-, даже нет, тенепанка.

2) Колорит Испании времён начала Ренессанса.

3) Книга закончена, продолжений не нужно, сюжет логически завершён.

4) Хороший вотэтоповорот в середине истории.

Нейтральные аспекты:

1) В целом несколько тяжеловесный, стилизованный язык.

2) Прорва батальных сцен, описанных специфически. Кому-то покажутся бодрыми, кому-то унылыми.

3) Попытки углубить сеттинг за счёт разных механизмов, работающих через мир теней. Это интересно, но появляется только после первой трети книги. Как будто автор сначала писал просто авантюрный роман, и только потом, обдумывая собственный мир, начал давать ход воображению.

4) Сюжет немного водит из стороны в сторону. Иногда кажется, что автор хотел развлечь себя то одним, то другим. Например, главный герой вдруг преображается в ниндзю и устраивает стелс-миссию, хотя ничто не указывало, что он такое умеет, и никто не объясняет, откуда такие навыки. Потом выскакивает типа зловещая инквизиция и тут же [спойлер], ничем наглядно не проявив свою зловещесть.

5) мир за пределами Серивы очерчен очень смутно. Например, множество раз упоминается некий «Всетень», но мы так ничего про него и не узнаем — только что это некто важный и неоднозначный. А ведь он играет свою роль в развязке конфликта.

6) Не сказать, чтобы в книге была большая идея или великая мораль. Это не хорошо и не плохо, но это стоит отметить. Боевик — он и есть боевик.

Отрицательные стороны:

1) Персонажи абсолютно не продуманы. У них практически нет характеров, и нужны они только как двигатели экшена. У главного героя, на мой взгляд, есть только одна живая и уникальная черта — как он искренне печалится по поводу трупов, пока нарезает их направо и налево. Без иронии, данная конкретная деталь вышла хорошо.

2) Мир теней описан невнятно. Жар, холод, бурление каких-то вредоносных субстанций и жидкостей, вот вроде и всё.

3) Внезапно, мерзостная сцена казни цареубийцы. Аж на несколько страниц, без малейших предпосылок или последствий. Выпирает из книги, как гнойный бубон на коже. Зачем? Ну зачем? Идею можно было донести в одном абзаце.

4) Минорные претензии к логике сюжета. Например, а) если первую и вторую часть рассказывал «истинный герой», который видел всё, что происходило — кто тогда рассказывает эпилог? Что это за лирический герой и откуда он знает это всё? б) почему один-единственный тенеграф имел такое значение, раз его увидел весь город, и все учёные уже начали копировать технологию? Впрочем, крупных провалов в сюжете нет.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман не так плох, как об этом говорят!

Хочу отметить причины, по которым я прочел эту книгу. Во-первых, это полностью законченный роман, без дальнейших продолжений в несколько книг и цикловой зависимости. И да, Пискорскому удалось развязать историю на 480 страниц и не замылить финал. Является ли это нынче плюсом? Думаю, да. Во-вторых, это критикующие отзывы сыгравшие не меньшую значимость, они собственно и побудили интерес к покупке. Было любопытно узнать, почему героя сравнивают с Алатристе, ссылаясь на неубедительную пародию. Не скажу, что готов повторно приступить к прочтению, но я не нашел сходства с ранее объявленным, правда не нашел, я переворачивал книгу чтобы вытряхнуть его оттуда, но на пол не смогла выпасть даже рапира, не говоря уже о самом капитане. Ладно хоть от сравнения с Геральтом того что из Ривии уберегли, это в наше время, а то очень модно.

О мастере Арахоне выдающемся поединщике из Серивы наверно было рассказано с тысячу раз, и судя по всему, мой труд будет тысячу первый. Как уже было отмечено в аннотации герой попадает в перипетию событий связанными разными вещями, и объединенными общей проблемой. Да вот только проблема тут не одна как кажется. Главная состоит в неоправданной мотивации героя, мог ли он ввязаться в столь опасную авантюру, ради пяти серебряных реалов? Наверно мог, если взять в расчет некий бонус в виде:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Иоранда возлюбленная Арахоном (кстати жена, теперь покойного его если так можно выразится соперника, по наемным делам) возжелала (о чем он разумеется периодически мечтал) его, чуть ли ни при свидетелях после того как узнала, что он готов пожертвовать собой ради спасения дочери его нового приятеля ученого. Было бы не так смешно, если б не выглядело как довольно серьезный звоночек, для того, чтобы ее сопроводить до ближайшего отделения инквизиции.

Кстати, с участия в спасении как раз-таки и начинается вся цепочка происшествий.

Герой сам по себе типичный, не столь харизматичный, довольно черствый на какие-либо эмоции. Особо чтение собой не усложнял, поэтому и претензий на столько громких как к очередной неудавшейся копии Алатристе не имею.

Порадовала логическая последовательность раскрытых происков, коих было достаточно. Были ли они на столько хорошо завуалированы что не проглядывались? Думаю, нет. На момент прочтения чуть больше двух сотен страниц, я уже представлял во что выливается магистральная история, при этом не теряя дальнейший интерес к книге.

Роман делится на две почти равные части, повествование кстати в обеих ведется от одного и того же лица. На мой взгляд, они равные не только по объёму, но и по содержанию, да происходят некие события, которые меняют обстоятельства, но в целом все остается на своих местах.

P.S. Часто встречал упоминание в виде рекомендаций для любителей средневековой инквизиции. Так вот, роль инквизиции уделяется фоновая, без участия в сюжетной линии, она разумеется затрагивается и не единожды, один раз даже ее члены участвовали в изрядной потасовке, но на этом упоминание о ней ограничивается.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивляют комменаторы, которые пишут отзывы сопоставимые по объему с самой книгой :)

Сам «Тенеграф» — плохая копия Алатристе с небольшим вкраплением мистики (знаете, когда заканчивается порошок и появляются черные полосы на листе, а сам текст бледный). Написано слишком объемно (можно было сильно короче). С другой стороны, если кто-то любит Испанию и занудство, то ему может и зайти.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор старался, но ему еще учиться и учиться. Сюжет провисает, персонажи несбалансированы, унылые и сверх-банальные части сюжета превалируют над наиболее интересными изобретениями, как скучный герой превалирует по месту в тексте над интересным. Базовая идея про мир теней хороша, но не получила почти совсем никакого развития, не говоря уж про содержательную проработку. Можно представить, как круто реализовал бы это Мьевиль, скажем.

Роман состоит из двух довольно разных частей. Первую (и большую, увы) думаешь, ну вот, очередной Алатристе, осточертевшее всем фэнтези плаща и шпаги, и автор даже не слишком потрудился замаскировать Испанию века 17 — она торчит отовсюду, но не особо украшает, поскольку антураж самый базовый: условный город, мир грандов и бедноты, все ходят со шпагами, процветают фехтовальные школы.

Воистину, нет ничего хуже начинающего автора фэнтези, который выучил слова «финт» и «пируэт» и теперь на десяти страницах подряд описывает один бой героя: как тот уклонился, а этот сделал финт, а тот как даст ему в рог... Шахматные нотации и то представляют больший интерес, по крайней мере, в них больше разнообразия, но эти бесконечные унылые описания боев, мальчуковые радости, кочуют из романа в роман в совершенно неизменном виде, и «Тенеграф» не исключение. Смело пропускайте их.

Особенно учитывая, что первый герой — самый что ни на есть стандартный бретер, наемный убийца, впрочем, не лишенный возвышенного понятия о чести (ну как водится), крутейший фехтовальщик и все такое прочее, что обычно бывает в этом комплекте.

Довольно обидно, что пока этот персонаж на сцене, мы мало узнаем про самую интересную черту романа, которая, собственно, одна выделяет его из бесконечной череды условных фэнтези плаща и шпаги условного Средневековья — а именно, что такого в этой точке мира происходит с тенями, и почему горожане ни в коем случае не допускают, чтобы их тень пересеклась с чужой. В глазах героя это банальная вводная, которой дается немного объяснений, и автор мог бы сделать ее поинтересней, пожертвовав парой финтов и пируэтов ради объяснений.

Точно так же обидно и несколько странно, что заглавный «тенеграф», то есть снимок королевской тени, за которым гоняются все персонажи на протяжении всего текста, так и остается некоторой загадкой. В смысле, понятно, что это, но 500 страниц никто из центральных персонажей не задумывается, что же он означает и почему вокруг этой вещицы происходит такая безумная заваруха — хотя, казалось бы, это первая мысль, которая должна прийти им в голову. Но увы, этот текст отличается теми же недостатками, что и «Обманы Локки Ламоры»: слишком концентрируясь на незначимых деталях, автор как-то упускает, что у сюжета должна быть динамика, а у персонажей — соображалка и здравый смысл (пусть не у всех, но хоть у некоторых). В итоге мы получаем старательно вышитый бисером коврик, на котором не изображено ничего конкретного.

«Теневая» часть, конечно, самая интересная, но при этом поверхностная проработка и довольно банальное изложение во второй половине романа несколько разочаровывают. Вот тут-то можно было развернуться, вот тут можно было погрузиться в такие бездны, но автор как-то то ли поленился, то ли побоялся. В общем, мир теней выглядит не более достоверным и захватывающим, чем «Королевство кривых зеркал».

Под конец сюжет все-таки раскачался и стало интересно даже следить за происходящим. Тут, правда, стало ясно, что смена одного героя на другого — чисто техническая, а писаны они по одной модели и ничем особо не различаются, а уж когда автор доходит до математики в духе «у Пети было три яблока», это становится совсем комичным. Мир, увы, не привлекает. Герои очень типовые: типовой бретер, типовой ученый, типовая «героическая вдова», типовой «главный шпион». Идея с тенями заслуживает лучшего воплощения.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу польского писателя Кшиштофа Пискорского «Тенеграф» купил практически сразу после выхода в свет, а вот прочитать по различным причинам удалось только сейчас. Сразу оговорюсь, что роман состоит из двух частей: Книги Света и Книги Тени.

Первые страницы романа немного заинтриговали, но потом мое отношение к написанному можно охарактеризовать как разочарованное удивление. На протяжении практически трехсот страниц (другими словами всю Книгу Света) автор классически издевается над читателем и держит его за дурака. Оказывается, в этом мире есть тени и они очень опасны. А вот о сути этой опасности вы ничего не узнаете за исключением того, что, наступив на тень другого человека, то ли вы с ним сольетесь в экстазе, то ли его тень попросту проглотит вашу, а затем и вас, то ли он прочтет все ваши сокровенные мысли. А есть еще какие-то тени чего-то (стен, зданий, деревьев), тоже опасные для людей. И все: более автор не утруждает себя пояснениями по этому вопросу.

А еще есть ребра: Ребро Севера и Ребро Юга. Только в Книге Тени (то есть во второй части романа) автор нехотя позволяет себя рассказать подробности строительства и использования данных ребер.

В Книге Света главный герой много перемещается и встречается с другими людьми. Автор не пожалел на каждого встречного (включая людей упомянутых один раз) потратить две-три страницы текста с описанием подробной биографии и истории приключений. Некий ученый сделал важное открытие, о котором читатель, благодаря доброте автора, так и не узнает. Но последний попрошайка на улице об этом прекрасно осведомлен в отличие от читателя.

Первая глава Книги Теней – полнейший бред, а точнее, используя терминологию автора, – тенебред. Абсолютно неуклюжая попытка объяснить происходящее, хотя сам поворот сюжета достоин пристального внимания читателя.

Далее сюжет закручивается достаточно серьезно, практически не стоит на месте, нет пустых передвижений. Но герой Книги Теней на протяжении нескольких страниц утверждает, что он очень слабый фехтовальщик, а чуть позже говорит о себе как о лучшем фехтовальщике округи. И таких несуразностей хватает. Финал всего действия достаточно предсказуем: многие погибли, остальные счастливы.

Самый большой плюс романа – это отсутствие продолжения, хотя в такой манере можно писать многотомники. Я бы рекомендовал прочитать «Тенеграф» хотя бы потому, чтобы знать: не все польские авторы хороши как утверждает большинство источников.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения осталось двоякое ощущение. Прочёл вроде и с удовольствием, но не взапой.Сеттинг интересный и необычный, а сюжет впринципе довольно банален и все твисты вытекают именно из особенностей сеттинга.Кроме как за ГГ переживать и больше не за кого.Читая начало, ожидал конечно, большего, но автор не дотянул.

Р.s.

Спойлер:

Если вы здесь ради инквизиции-её здесь нет((

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если я не ошибаюсь, именно с этого произведения началась фантастическая «экспансия» польских писателей, которую тщательно подготовили и реализовали в издательстве АСТ. Сегодня невозможно представить сразу несколько фантастических серий, причём, вполне успешных, без присутствия современных писателей из Польши.

Главной отличительной особенностью, на мой взгляд, является неординарное и необычное воплощение задуманного. Это произведение привлекает внимание с первого знакомства, начиная с аннотации, которая обещает приключения и тела, и духа. И что более важно, не обманывает ожидания, так как читателей ждёт невероятный мир и вряд ли даже самому искушённому поклоннику жанра приходилось бывать в подобных местах.

Автор использовал практически беспроигрышный вариант, когда взял за основу средневековую Испанию, Сицилию, Корсику и сделал главным героем обладателя шпаги, который вполне может быть и мушкетёром, и капитаном Алатристе. То есть, перед нами будет составлен чёткий образ и героя, и предполагаемого места действия, что делает историю по-настоящему понятной. Конечно, все мои ощущения навеяны прочитанным или увиденным ранее, автор старательно избегает любых упоминаний, связанных с нашим миром и его героями.

Не стоит думать, что это сугубо приключенческая история. Нет, это полноценный роман в жанре фэнтези, причём, я бы его отнёс к тёмному поджанру. Даже сама фабула имеет отношение к теневой части и играет важную роль в сюжете. В этом мире тень является неотъемлемой частью любого живого существа, только живёт в мире теней. Это живое существо, которое проживает свою жизнь, только в изменённом мире и иногда может выходить в наш. Это работает и в обратном режиме, когда обычный человек попадает в мир теней. Нахождение и для одних, и для других в непривычных для них местах сопряжено с болью и возможностью погибнуть. Есть люди, которые освоили навыки использования тенепространства для собственных целей, могут скрытно перемещаться в любые места, преодолевая большие расстояния за короткое время. Это общие сведения о мире и его отличиях от обычной Испании.

В этом произведении достаточно внимания уделено самым разным боевым столкновениям. Не все схватки будут напоминать рыцарские поединки, чаще победителем будет более коварный и умелый, умеющий и обмануть, и подло ударить в спину. Жестокость в этом мире возведена в ранг государственной политики, никакой жалости или милости к побеждённым. Кровная месть, заказные убийства, это обыденное явление, дань прошлого и суровая реальность сегодня. Инквизиция, загадочные гости из других регионов и государств, пришельцы из мира теней, все старательно убивают друг друга и хотят добиться каких-то целей.

Это отдельный роман, что само по себе уже большая редкость. И даже, если автор надумает продолжить историю собственного мира, то это будет совсем другая книга.

Рекомендую любителям жанра. На мой взгляд, это очень необычная книга и пропускать подобные вещи будет непростительной ошибкой.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень неплохо! Идея не заезженная, антураж — фентези со шпагами а не мечами бывает не часто. Приколы с тенями и ограничениями действий из-за этого тоже интересны. Две трети истории рассказывают о небольшом периоде жизни Арахона И'Бараторы, мастера фехтования, наемника, в целом положительного персонажа, который полуслучайно втягивается в борьбу за устройство Тенеграф, которое может раскрыть интересные факты о правящих персонах города. Герой вылеплен очень интерсено. С одной стороны это не боящийся убивать ветеран войны, пьющий, с другой влюбленный в бывшую жену одной из своих жертв и обучающий фехтованию ее сына, который когда узнает правду и выростет по кодексу чести будет пытаться его заколоть, и он дает ему шанс обучая по-настоящему, с третьей он разрабатывает интересные финты на случай фехтования с превосходящими силами противника. Читать про все это интересно, как и комментарии про каждую из его жертв, автор старается насытить все подробностями.

Очень прикольно показано вторжении людей на часть уровней Тенемира и постройка Ребер СЕвера и Юга для закрепления там.

Третья часть истории поведана от лица

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
тени Арахона, оставшейся жить после его падения с крыши и заканчивающей историю своими действиями, еще больше открывая для читателя мир Теней

Роман читается с интересом, достаточно необычен и атмосферой , постоянно вспоминаешь детство и мушкетеров)))

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Авантюрный роман на псевдо-испанском материале: идальго, инквизиция, гранды, король. Интриги, поединки, покушения. Достижения прогресса: печатный станок, фотография, т.е. тенеграфия. Редкий случай – «научная фентези» в жанре «плаща и шпаги». Структура здешнего слоёного мироздания оригинальна и забавна, а главное, имеет вполне разумную упорядоченную структуру, несмотря на общую волшебность допущения. Действие идёт энергично, бодро, не давая читателю заскучать. Неожиданные повороты сюжета вполне ожидаемые, если понимать, в русле какой традиции работает автор, но это не снижает интереса к происходящему. Текст спокойно сочетает лирику, пафос и иронию, перевод также хорош.

Многие отмечали сходство «Тенеграфа» с книгами Перес-Реверте. Как по мне, такого сходства крайне мало, а в стилистике его нет вообще. Ну, у нас теперь принято: если идальго, значит, Перес-Реверте, ибо одного Реверте и читали в такой манере. Скорее уж я отмечу тонкие отсылки к Сервантесу (это дается сразу в предисловии), Лопе де Вега, а также к Г. Х. Андерсену с его прославленной «Тенью».

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такое впечатление, будто книга была задумана и написана только ради неожиданного твиста в середине повествования. Потому что все остальное в ней еле дотягивается до отметки «средне». Хотя нет, еще описание казни цареубийцы вышло просто замечательно: кроваво и мерзко, особенно ведро тараканов «порадовало». Но что касается обычных фэнтезийных интересностей, то все блекло и скучно. Вот есть мир Света и Тени, который настолько условен, что даже разжевывание его законов ближе к концу превращается в нудную лекцию, в которой совсем не хочется искать ядра истины. Есть номинально интересная концепция отношений тени и ее хозяина, но единственное, что хоть как-то впечатляет в ней – тот самый твист в середине книги. И то в финале он несколько нивелируется, что делает его наличие практически бессмысленным. Теневое пространство здесь может открывать свои телепорты, но их использование сопряжено с ограничениями, о которых упоминается столь же невнятно. Грязный подлый уличный мир, коварные политические интриги, исторические баталии, о которых упоминают с придыханием, фехтование на шпагах – все это чисто номинально присутствует в романе, но полноценно не раскрывается ни разу. Да и вообще, введение читателя в мир и события крайне дубовое. С самого начала все так неспешно, с велеречивыми описаниями, нагоняющими противную дремоту в жаркую сиесту, с обилием труднозапоминаемых имен, будто сошедших со страниц архаичных романов какого-нибудь испаноязычного аналога Александра Дюма. Продраться без зевков через начало, которое занимает больше трети книги такого размеренного темпа, изредка разбавляемого сюжетными вставками да уличными потасовками, нелегко. Да и экшен сильно так себе – нудные описания (стойки, замахи, удары) и сюда простерли свои лапы. Потом все идет несколько поживее, но все равно сюжетной движухи или раскрытия мира с его уникальной концепцией крайне мало. Такое чувство, будто автор не продумал ни мир, ни его законы, ни даже список отличительных черт не набросал перед написанием. Поэтому, видимо, и сама книга короткая (а если убрать всю воду и скукотищные описания в сухом остатке будет лишь четверть полезного объема), и продолжения у нее не будет. Да его тут особо и не ждешь. Потому что вместо легкой авантюры от лица мушкетера-виртуоза получаешь громоздкое, тяжелое и одновременно слабое использование неплохих задумок.

P.S. С самого начала увидел двойственный смысл в русскоязычном названии («тенеграф» как картинка и «тенеграф» как теневой граф, что-то вроде серого кардинала или графа aka хозяина над своей тенью) и все время ждал, что как-то это обыграется. Особенно во второй половине книги, когда пошли теневые разборки. Зря надеялся.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классическим фэнтези с эльфами и с североевропейскими мотивам давно уже никого не удивишь. Вот писатели и стараются изобрести что-то новое. Создатель «Тенеграфа» в этом отношении пошел сразу по всем фронтам.

Прежде всего − очень оригинальное мироустройство. Одушевление тени – один из любимых приемов в жанре ужасов, но Пискорский зашел в этом направлении гораздо дальше. У него существуют мир света и мир тени, и любой человек имеет своего двойника в противоположном мире. Здесь тени могут жить своей независимой жизнью, а люди под жарким испанским солнцем боятся наступить на тень другого человека, чтобы не обменяться с ним частью своей сущности. Искусные мастера здесь могут через мир тени пройти кратчайшим путем в любой точку.

Во-вторых – национальный колорит. Место действия – город Серива. Польский писатель поместил свою историю в узнаваемый с первого взгляда мир Испании после Реконкисты. Даже упомянутые в книге исторические события имеют отсылки к испанской истории. Есть в этом мире и аналоги более северных европейских стран.

Время действия – эпоха Возрождения, когда в лабораториях творили ученые, а на улицах устраивали дуэли на шпагах. Огнестрельное оружие существует, но гораздо опаснее него тенестрелы, которые посылают смертоносные снаряды через тенепространство.

Ну и в-третьих – несколько архаичный слог, стилизованный под старинные приключенческие романы.

Главный герой – непревзойденный фехтовальщик Арахон… (далее – длинный ряд цветистых имен с испанским акцентом). Конечно же, приключений и поединков на шпагах в романе будет с избытком, сам Дюма позавидует. И конечно же, Арахон окажется замешан в серьезные интриги самого высокого уровня, которые непосредственно касаются короля и высшего духовенства.

Из двигателей сюжета есть еще один важный персонаж – ученый Хольбранвер, который изобрел тенеграф – аналог средневековой фотографии с очень долгой выдержкой. Изображение короля, сделанное этим методом, и стало толчком к развитию сюжета. Кому-то сильному и влиятельному очень понадобился этот тенергаф…

Вторая часть романа, вывернутая наизнанку, пожалуй, еще интереснее первой, но не следует о ней много говорить, чтобы избежать спойлеров.

Роман можно рекомендовать как поклонникам приключений в стиле «Трех мушкетеров», так и любителям необычных миров фэнтези.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

С большим удовольствием провела время с книгой. Мне понравилась идея, персонажи, лёгкость изложения, увлекательность сюжета, то, что история вполне самодостаточна и не является частью цикла, сейчас это такая редкость.

Очень хороший главный герой. Именно хороший, не идеальный. Большой мастер шпаги и непривзойдённый виртуоз поединков Арахон, вольный наёмник. Не выносит известности и чванства, за это его и ценили, никогда не задавался, а те с кем он скрещивал клинки уже никогда и никому не могли выдать секреты его мастерства. Арахон, выпивая вина, любил помечтать, что когда-нибудь соберёт достаточно золота, чтобы купить поместье где-нибудь и осесть там в покое. В этих мечтах, в тишине жаркого полдня, он работал над книгой – чудесным фехтовальным трактатом, центром которого должно было стать описание его прекрасного удара. Раскрыть его преждевременно чужим людям – означало предать собственную мечту, даже если, протрезвев, кавалер глубоко её стыдился. Избегать ненужного боя он никогда не считал бесчестием. В общем Арахон И’Барратора словно кусочек серебра в грязи, обломок века чести и шпаги, которому уже пришла пора окончательно закатиться. Вот такому персонажу и вапало по стечению обстоятельств попасть в историю и спасать не только себя, но и близких и даже весь свой мир, вступив в неравный поединок с потусторонним.

А мир, показанный Автором, похож на Испанию солничную и жаркую, где тенепространство и светлый мир существуют друг подле друга, как картинки с двух сторон кривого зеркала, соединенные навечно, хоть и не похожие с виду. Всякое разумное существо в этом мире живёт одновременно в обоих местах и состоит из двух половинок: тёмного существа, обитающего на самом дне тенепространства и существа света, населяющего светлый мир. Единственной связью между этими частями является тонкая таинственная нить, благодаря которой они остаются единым целым. Всякое тёмное существо обладает своим человеком. Всякий человек обладает своим тёмным существом. Рождаются они и умирают в один и тот же миг. Не знают они друг о друге, хотя вторая половина всегда на расстоянии вытянутой руки – за окном в тенепространстве.

В книге присутствует авантюрный дух, без страха и упрёка, бесшабашный, присущий настоящему приключению, которое закручивается вокруг прибора тенеграфа, который приоткрывает тайну связи между миром света и миром тени. События развиваются стремительно: тайны, интриги, погони, звон шпаг, схватки, поединки, узкие улочки, дворцы, площади, смерть, любовь и тенепространство. В главного героя, как и во всех персонажей верится, потому что они обладают настоящими чувствами. И когда Автор подбрасывает по итогам книги неожиданные повороты по отношению к своим персонажам в них тоже верится с радостью, потому что они тоже присущи только настоящему приключенческому роману, от которого я уже поотвыкла. Конечно не всё в этом романе гладко, иногда возникало ощущение зачем нам рассказывают про то или иное, если в дальнейшем это не получило развитие, но всё же в целом это очень классный роман, который напомнит какие интересные приключения мы читали в юности.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатления:

Польские писатели продолжают радовать, как говорится не единым теперь паном Сапковским))) На «Тенеграфа» я обратила внимание сразу же, еще с анонса, уж слишком я люблю «Под знаком мантикоры» Пехова, а здесь обещались похожие испанские декорации, фехтовальные поединки, интриги церковников и заговоры. Получила же я от книги даже больше, чем ожидала. Более того, я так привязалась к главному герою, что финт автора в середине книги поверг меня в растерянность и я долго не могла прийти в себя от такого неожиданного поворота сюжета. В общем, Пискорский меня в своем «Тенеграфе» смог удивить не раз и заставил очень поволноваться за героев, которые мне были симпатичны. А такая привязанность к книжным персонажам и волнение за их дальнейшую судьбу, как по мне говорит о мастерстве автора, и о том, что ему удалось сделать свой мир абсолютно реальным) И пускай мне пришлось сильно попереживать и даже расстроиться ибо автор не собирался своих героев жалеть и не все они счастливо добрались до финала, но история Арахона И'Барраторы определенно вышла очень и очень хороша!;)

Мир.

Вы когда-нибудь обращали внимание на свою тень, которая следует за каждым человеком до самого конца его жизни? Наблюдали за тенями неживых предметов и как они меняются под воздействием Солнца? Пытались ли вы когда-нибудь наступить на свою тень или догнать тень другого человека? Пискорский создал свой уникальный мир основываясь на тенях, которыми полнится наш мир. В его Сериве тени являются вторыми половинками человека, и если тени двух живых существ случайно соприкоснутся, то произойдет слияние душ, сущностей и воспоминаний. Поэтому южные города, такие как Серива, имеют уникальную планировку и архитектуру: в концах прямых улиц стоит высокое здание, бросающееся тень на всю длину, а пешеходные аллеи прячутся под тентами и навесами. Приближаться к чужой тени слишком близко считается невежливым, более того оскорбительным. Но сильные тени могут поглощать более слабые и таким образом противники могут вступать в поединок, в котором будет лишь один выживший победитель. А ещё через тени можно открывать порталы и путешествовать как по внешнему миру, так и по многослойному тенепространству. Великолепная идея! Мне признаться очень понравились вставки от лица учёных и тенемастеров, рассказывающих о тенепространстве, о двойниках людей, живущих в теневом мире, о свойствах тени и ее связи с человеческим телом. Было очень любопытно поразмышлять над такими вопросами)))

Но и внутреннее устройство Серивы не менее интересно. На троне полубезумный юноша-король, вокруг него советники из самых влиятельных родов, а с другой стороны, конечно же, Церковь. И все эти силы сражаются за власть ядами, заговорами, предательствами, холодным оружием или нанимают убийц, как мастерски владеющих рапирой, так и тенемастеров, способных открыть для них портал в любой тени. Ещё мне очень понравилась мрачная история о монастыре Молчащих сестер, прям до мурашек пробрала. Когда нынешний глава Церкви пришел к власти, то решил сделать религию единой, но Сестры, живущие по своим уставам в монастырях без окон, отказались повиноваться. И тогда однажды ночью все двери были заложены и верующие с Сестрами остались в кромешной тьме в монастыре, превратившимся в склеп. Но их мучения не кончились быстро, ещё долго камни монастыря испускали из себя, доносящиеся с глубины крики...

Герои.

Главный герой «Тенеграфа» Арахон И'Барратора, ветеран нескольких войн, некогда лучшая рапира Серивы и человек, выполнявший тайные миссии старого короля, при новом вынужден выживать в бедных кварталах, учить купцов и крестьян самым простым фехтовальным приемам и браться за заказы властьимущих по устранению не угодных им лиц. Несмотря на то что Арахон по сути стал обычным заказным убийцей, он не утратил совесть и честь, ему знакомо великодушие и он всё ещё способен на благородные порывы. Он хочет подкопить денег и наконец-то покончить с такой жизнью, но судьба предподносит ему сюрприз. Он оказывается втянут в разборки между королем, Церковью и тенемастерами. И если изначально речь шла лишь о спасении ученого, сделавшего опасное открытие и создавшего тенеграф, то вскоре Арахону пришлось спасать ещё печатника, решившего опубликовать мемуары опасного для страны изгнанника, прозванного Черным Князем, искать его украденную маленькую дочь и защищать семью своего соперника, которого он убил в честном поединке, но совесть не позволила бросить без средств его вдову с сыном.

Арахон вообще очень интересный персонаж и о нем ещё много чего можно сказать. Мне он понравился, даже несмотря на его род занятий. Поддалась я его «мушкетерскому» обаянию, а фехтовальное мастерство мастера и прекрасно прописанные поединки привели меня в восхищение*_* Кстати, судя по обложке, я думала, что главный герой будет чуть ли не пожилым ветераном, а оказалось, что Арахону только тридцать лет0_0 И ещё было любопытно наблюдать за Черным Князем, очень он неоднозначный персонаж. В одном эпизоде поступает подло и без зазрения совести убивает возможно невинного, а в следующем эпизоде поступает благородно и рискует собственной жизнью. Но наверное это черта страстной натуры всех жителей Серивы)

Итого:

Замечательный авантюрно-фэнтезийный роман с уникальным миром, увлекательным сюжетом и запоминающимися героями. Я получила от чтения «Тенеграфа» огромное удовольствие и очень привязалась к героям этой истории. Единственная «тень» в этом произведении — мне было мало страниц. С таким обширным и интересным миром, который хочется изучать и изучать, можно было автору написать как минимум дилогию или трилогию. Я требую продолжения авантюр Арахорна И«Барраторры! А пока точно буду «Тенеграфа» перечитывать) Рекомендую всем любителям приключенческого фэнтези и особенно тем, кому нравится «Мантикора» Пехова=)

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ознакомился тут я недавно с этим романом. И без всяких сомнений могу констатировать, что роман произвел очень приятное впечатление.

Не все-же читать Вегнера или Гжендовича. Однако, польская фантастика, вернее будет сказать — фэнтези, оказалась лично для меня неожиданно колоритна и достаточно необычна. И раз уж упомянул других авторов, к слову — Вегнер очень нравится, Гжендович пока в очереди, искушение сразу броситься читать перетерпел и только предвкушаю. И вдруг сравнительно недавно вышел «Тенеграф», причем главное, что подкупило — это не цикл, это один отдельный роман. И роман получился, со всякими «плюшками» и «вкусной» испано-мексиканской атмосферой — тут вам и история «плаща и шпаги» про «мушкетеров» — временами ловил себя на мысли, что «прям как в школе»(когда и прочитал Дюма), и малость мелодрамы, и небольшой налет мистических явлений. Динамика и «акробатика» действий хороша, нить повествования раскручивается довольно любопытно, но не сказать чтоб уж очень особенно до поры, а вот финал «светлой» части меня удивил: как так, ведь еще вторая часть, «теневая»...

Хитер оказался автор. И это делает ему честь. Читать по-прежнему интересно и достаточно весело, хотя вторая часть нам показывает мир«Севильи и Кордовы» с немного другого ракурса. Любопытны «теневые измерения», и сходу не вспомнить, у кого было подобное, навскидку Желязны и «Девять принцев Амбера» и то очень отдаленно, поэтому все-же ни на кого особо не похожи.

В итоге, хотя из подобной литературы «вырос» достаточно давно, но погружение в мир «Тенеграфа» оказалось ненапряжным, любопытным и самое главное, что единичным — нет набивших оскомину продолжений ради продолжений. Весело, слегка таинственно и коротко. Хорошо!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх