fantlab ru

Андрей Кокоулин «Сирна и бог»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.91
Оценок:
76
Моя оценка:
-

подробнее

Сирна и бог

Рассказ, год; цикл «фантЛабораторная работа 8+»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Это история о любви в то далекое время, когда люди уже почти не люди, да и боги совсем не те, но любовь по-прежнему правит миром…

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
ФантЛабораторная работа, 8-я фантЛабораторная работа // Третье место (Бронза)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)


Периодика:

Меридиан №4 (28) июль - август 2014
2014 г.
Фантастика и детективы № 9, 2014
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочется видеть этот раск в святой троице призеров!

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший. Тонкий, изящный, задумывающий текст

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что верно, то верно — на жалость рассказ давит знатно. Впрочем, с эдаким постмодернистским кивком — в сторону Стругацких. Опять же — что значит «в нас»? Жалости было много только в главной героине, остальные вполне себе прагматичны, даже цветов не пожалели.

Сюжет в целом простой и хороший, любовь — смерть — жертвенность — вечная тема. Но вот мир, вроде с такой тщательностью выписанный автором, к сожалению слишком однобок. Нет, я понимаю, знаков нам этот конкурс выделяет мало, но все же: стоило так много места посвятить физическому облику «неолюдей» (буду их так называть) — все эти сервоприводы, батареи, пневмопоршни, хомутики, патроны, воздухозаборники, платы, сопла, спектрографы, буры и еще уйма всего — да с такой любовью, будто автор — автомеханик, как минимум ;) И ничего не сказать об их духовном мире, который просто обязан быть у «стропроцентных людей» (иначе, какие же они стопроцентные?). Должны быть какие-то мифы, легенды, должно быть какое-то осмысление своей жизни, которая не может сводиться к бесконечному выживанию и добыванию запчастей (точнее, на физическом уровне, конечно, может, но хорошо известно — чем труднее физически, тем сильнее проявляется духовная компенсация). Что же нам предлагает автор? Только игру слов бог/борг и жизнь/жизл (жесткое излучение). И абстрактный вопрос главного героя: «как им не надоест? Бьются, бьются, с самой Юржиковой жизни, или даже раньше, а за что?» А ведь, по-видимому, прошло много поколений к моменту появления Юржика (на что указывает фраза: «эволюция да война потихоньку вытеснили из людей всякий скоропорт»). И что же? Эти поколения не сформировали худо-бедно мифологию, объяснение происходящего? Нет, людям такая слепота несвойственна, что подтверждают мифы и суеверия всех времен и народов, даже высокотехнологической современности.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

На удивление, хорошо, что еще можно удивляться, вполне хороший рассказ в стиле добротной классической научной фантастики с большим мелодраматическим элементом и неплохой психологической составляющей. Прекрасная идея: новый мир механических людей, но с человеческими чувствами. Жаль, что мир прописан мало, но в этом тоже есть своя прелесть, вот здесь хочется фантазировать самому. Сюжет почти списан с любовного романа, но это ни в коей мере не умаляет его достоинств, чувства человеческие они всегда останутся, даже если мы их не понимаем или не принимаем. Они останутся и в том далеком будущем, где и людей-то уже не будет. Одним словом именно этот рассказ, в отличие от других, сможет жить самостоятельно, ибо он читабелен и понятен.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема: Тут обе. И гость, поменявший планы Юржика, да и Сирны тоже, и последний человек в некотором смысле тоже. Зачёт.

Идея: Хорошая идея, мощная: у женщины, даже железной, изначально нет ума, и она готова пожертвовать собой, даже железной, ради жестокого чада. Присосался бы только покрепче, тут-то мозги и отшибает. Зачту, хотя и считаю женщину, даже железную, человеком.

Язык: Написано хорошо. Прорваться бы сначала сквозь первые абзацы. Я прорвался и не жалею. Но справедливости ради приведу свои недоумения:

«пришлось закладывать крюк к самой границе Стеклянных полей, которые дышали жаром, будто Плимп после «кислой» батареи. Там, на границе,»

Повторы.

«Там, на границе, было полно всяких оврагов, ложбинок и осыпавшихся воронок с того времени, как боги воевали на земле. Скользнув тогда в одну из них, кривую, иззубренную,»

Это овраг иззубренный и кривой? Тогда почему окончание женского рода? Или воронка? Тогда почему она кривая?

«пока не запищала сигналка о разряде основных аккумуляторов.»

Неуклюже.

«На всякий случай, вдобавок к плите, он растянул над пятачком несколько метров отражающей ткани, пряча его от всевидящих небесных глаз, и потом ещё несколько раз наведывался, проверяя, не погибли ли цветы.»

Пряча ткань от всевидящих глаз? Несколько метров?

½ то есть.

Увлекательность: Выше всяких похвал.

Личное: Рассказ оставляет тяжёлое впечатление. Про идею я уже упомянул, однако, и с логикой определенные неурядицы:

«В Сирне из органики были: полоска кожи на щеке, палец-мизинец на руке и один глаз.»

Не верю.

Эти ошмётки должна питать кровь. Сосуды и собственно кислородосодержащая жидкость. Разве может жить отдельный палец или отдельный глаз? Или даже отдельный кусок эпителия без сопутствующего? А ведь сопутствующего не заявлено… То есть я понимаю, что это метафора. Но ведь заявлен посттехнологический научный сеттинг. Надо соответствовать. Но эмоционально текст действует, этого не отнять.1/2.

Итого: 8/10.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир, где люди вынуждены ставить себе запчасти из металла, и у некоторых заменено вообще всё тело. И больше людей не делают. Но те, что есть, всё равно дружат, любят, восхищаются красотой, пересказывают слухи о том, что творится вокруг и почему.

Жутковато и затягивающе. В то же время драматически и непонятно. Потому что получается, что вся трагедия произошла из-за неправильного произношения слова «борг». Бог — это небо, полёт, романтика, (все)могущество, это всё красиво, манит и зовёт. А борг – зловещая машина, от которой надо бежать.

Так почему же старый мудрый Туоль позволил юным коверкать смыслы, почему дал распространиться опасной идее?

Нет ответа.

Ещё хотелось бы понять, считала ли Сирна, что на земле трудно, или борг, начавший захват её тела, первым делом внушил ей эти мысли. Потому что от этого кардинально меняется отношение к случившемуся. Если Сирне хотелось в небо, а Юржик это не разглядел или не внушил ей доверия, чтобы она поделилась с ним мечтой – тогда тут одна история, и можно даже сказать, что для Сирны она закончилась сбычей мечты. Если же борг быстренько сделал её послушной, тогда история другая и очень трагичная, и опять вопрос к Туолю.

А так, изящно выдуманная и выверенная вещь. И чувствуется, и верится.

Тема неожиданного гостя и немного последних людей есть.

Надеюсь увидеть рассказ в финале, и довольно высоко.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень жёсткая и одновременно трогательная история.

Мир описан так, что картинка перед глазами складывается сразу, выглядит очень ярко и убедительно. Герои живые, несмотря на металл и электронные платы. Даже ошибки, которые они совершают, это не компьютерные сбои, а именно ошибки – основанные на инстинктах и эмоциональных порывах неверные действия. Которые кажутся им единственно возможными…

Несмотря на то, что для Юржика всё заканчивается плохо, общее впечатление от истории светлое.

Потому что если в мире есть место для живых чувств и для жалости, у мира есть надежда. И никакие боги не смогут помешать его возрождению…

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Легко-читаемое произведение, в действия героев которого веришь и сопереживаешь им. Композиция, кульминация, финал — всё порадовало. Единственное, остался вопрос к действиям Сирны — жалость, о которой говорится в конце произведения? материнский инстинкт? жертвенность? зачем? Но в целом впечатления очень положительны.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв из группы:

Тема — гость. И планы героев этот гость изменил поистине кардинально.

В рассказе представлен очень странный мир. Людьми считаются электромеханические существа, в составе которых органики либо нет вообще, либо присутствие ее минимально. Только такие существа и могут выжить на Земле, в небесных пространствах над которой уже бог знает сколько времени идут битвы богов. Видимо, давно продолжаются эти битвы, раз успело появиться поколение машин-людей, забывших, что Боги — это биотические организмы, а Жизнь, которой боги зачищают Землю, — жесткое излучение.

Непонятно, каким образом электромеханические люди смогли сохранить человеческие чувства, потребность в любви, тягу к прекрасному живому, готовность жертвовать собой. Но, в конце концов, это не важно. Люди стали такими, но остались людьми. Поэтому вся история получилась трогательной и волнующей.

- Мы люди, — говорит старый механический человек Туоль, — в нас слишком много жалости.

Но Сирну убила вовсе не жалость, а пробудившийся инстинкт материнства. Компактный биотический организм она приняла как ребенка, и ради спасения больного ребенка позволила убить себя. Вопрос выбора даже не стоял, как не стоит он в аналогичной ситуацией пред живой женщиной.

При этом автор сумел избежать сентиментальности. Никаких попыток разжалобить читателя. Краткий, строгий трагический финал. Безупречное чувство меры и стиля.

Из этой истории следует, что механизация тела не может сопровождаться сохранением человеческой эмоциональности; механическое тело требует другой души; иначе тупик, саморазрушение. Машина, даже глубоко чувствующая, не может оставаться человеком. Она должна стать кем-то другим, сформировать свою собственную сферу чувств, соответствующую физической оболочке.

В мире рассказа что-то пошло не так. Биотические организмы, которые должны были бы быть ближе к живым людям, стали разрушителями и паразитами. А механические создания оказались людьми. Живое и неживое поменялось местами. Поэтому и наступило время, когда «людей уже не делают. Кончились люди». А новая форма существования чувствующего разума в полной мере не развилась. Тупиковая ветвь эволюции. погибающий мир.

Замечательный рассказ. Яркий, запоминающийся, достойной победы. Спасибо автору.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно, а я один увидел в рассказе достаточно сильный антирелигиозный пафос (в хорошем смысле этого слова)? Неужели все увидели только игру слов «борг» — «бог»?

Вот все говорят «материнский инстинкт, материнский инстинкт». Но разве «маленький» — это основная характеристика «бога»? По-моему, его основная характеристика в том, что, в отличие от людей, он живет на небе, где, в отличие от земли, хорошо.

«Он опять попадёт на небо, и часть меня попадёт на небо, я буду жить там, где он, а то здесь... трудно».

Никто не обращает внимания на то, что Сирна любит его не совсем бескорыстно. Она хочет попасть на небо. А чтобы попасть на небо, как известно, надо любить бога. Потому что больше всего на свете боги любят, когда их любят – ну, прямо, как маленькие…

Вот и получается: сначала люди создали богов, а потом еще и стали их жалеть: как же они, бедняжки, будут жить-то без нашей любви? Люди-то в ответе за тех, кого создали. Ибо жалости в них много.

По сути, рассказ является иллюстрацией слегка перефразированной мысли Ницше (популярный автор на этом конкурсе): «На земле и так мало любви, чтобы тратить ее еще и на тех, кто на небе».

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта работа мне понравилась. Опять же: одна из очень-очень немногих, которые запомнились. По мне, так безусловный финалист, и соглашусь — если призёр.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв из группы

финал, конечно, не совсем крутой, но в целом отличный рассказ. Критика автору тут почти не нужна. Если какие-то мелкие претензии и были, то о них уже писали.

Мультяшность и наивные детские характеры героев пошли, несомненно, на пользу.

Падающие боги — круто.

Лем бы оценил.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, совершенно не мой. Да и несовременный какой-то, похож на фантастику 1980-х. Впрочем, это не дефект.

Начинается с мешанины псевдо-слов каких-то. Но не успел напрячься, как автор, каким-то непонятным мне маневром, увел внимание от всей этой антуражной мишуры к основной линии. Мишура мешать перестала.

С линией тоже довольно интересно. Стойкое ощущение «ну понятно, чем все кончится», оказывается обманутым; что тоже очень приятно.

Не люблю морализаторство, но здесь мораль как-то не напрягает. Тоже хорошо.

Эмоционального отклика у меня рассказ не вызвал, но, подозреваю, что может вызвать у кого-то другого.

Мелочи какие-то стоит наверное подчистить. Некоторые фразы с первого раза воспринять трудновато было. Но это действительно мелочи.

Субъективная оценка была бы невысокой (не моя тема), но объективно (тоже ИМХО, естественно) рассказ весьма хорош.

PS: Добавлено после «зрелого раздумья». А не хотел ли автор показать, что зашкаливающий материнский инстинкт тоже до добра не доводит? Жизненная такая ситуация (впрочем, в жизни обычно все не так жертвенно и драматично). В какой-то степени это ему удалось.

К9

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что важнее : чувства добрые пробуждать лирой или построить крутой сюжет ?

Если творчество-это полет души автора , когда он пишет , и души читателя, когда читает, то могу сказать честно, с этим рассказом не полетаешь.

Авторский эпатаж в смеси с цинизмом добрых чувств не пробудил.

Очень жаль, потому что пишет автор хорошо.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

В общем, правильная вешь о жизни, людях и особенно женщинах. Хотя почему-то подзабылась уже, пришлось освежить память для отзыва. Наверное потому, что неприятно это всё как-то, как и в жизни. Но в группе лучше-то ничего и не было.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх