FantLab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине»

Пикник на обочине

Повесть, год (год написания: 1971)

Перевод на английский: O. Bormashenko (Roadside Picnic), 2012 — 2 изд.
Перевод на немецкий: A. Möckel (Picknick am Wegesrand), 1976 — 2 изд.
Перевод на французский: S. Delmotte (Stalker — Pique-nique au bord du chemin, Stalker), 1981 — 3 изд.
В. Лажуа, S. Delmotte (Stalker, Stalker — Pique-nique au bord du chemin), 2010 — 2 изд.
Перевод на итальянский: Л. Капо (Picnic sul ciglio della strada), 1982 — 1 изд.
Перевод на литовский: А. Апуокене (Piknikas salikeleje), 1983 — 1 изд.
Перевод на чешский: M. Uhlířová (Piknik u cesty), 1985 — 1 изд.
Перевод на эстонский: M. Varik (Väljasõit rohelisse), 1987 — 1 изд.
Перевод на украинский: А. Саган, Б. Щавурский (Пікнік на узбіччі), 2007 — 1 изд.
А. Саган (Пікнік на узбіччі), 2011 — 1 изд.
Перевод на польский: И. Левандовская (Piknik na skraju drogi, S.T.A.L.K.E.R. Piknik na skraju drogi), 1977 — 4 изд.
Перевод на болгарский: М. Асадуров (Пикник край пътя), 1983 — 2 изд.
Перевод на венгерский: A. Bojtár (Piknik a senkiföldjén), 1974 — 1 изд.
Перевод на китайский: S. Níng (路边野餐), 2013 — 1 изд.
Перевод на японский: 深見 弾 (ストーカー), 2014 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 386

 Рейтинг
Средняя оценка:9.09
Голосов:9892
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Человеческое общество столкнулось с чрезвычайными обстоятельствами глобального масштаба. После посещения пришельцами Земли появились... Зоны. Однако общество не готово к «подаркам» пришельцев.

Примечание:


Повесть стала очень популярной не только у отечественных читателей, но и на Западе, и была переведена на многие языки. В 1978 г. она была номинирована на Кэмпбелловскую мемориальную премию и заняла второе место. В 1978 г. Стругацкие были приняты в почетные члены «Общества Марка Твена» (США) с формулировкой «за вклад с мировую литературу». В 1979 г. на Скандинавском конгрессе научной фантастики повесть отмечена премией Жюля Верна как «Лучшее произведение года, вышедшее в Швеции». В 1981 г. повесть Стругацких была признана «Лучшей иностранной книгой года» на Шестом фестивале французской фантастики (г. Метц).

Входит в:

— антологию «Серебряный Век фантастики», 2005 г.

— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 25. Антология», 1973 г.

— сборник «Неназначенные встречи», 1980 г.

— журнал «Аврора» 1972'07», 1972 г.

— журнал «Аврора» 1972'08», 1972 г.

— журнал «Аврора» 1972'09», 1972 г.

— журнал «Аврора» 1972'10», 1972 г.

— сборник «За миллиард лет до конца света», 1984 г.

— сборник «Повести», 1988 г.

— сборник «Посещение», 1989 г.

— антологию «Noi della galassia», 1982 г.

— антологию «Okno w nieskończoność», 1980 г.

— журнал «Galaktika № 11», 1974 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 154

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2707 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Премия Жюля Верна (Швеция) / Jules Verne-priset, 1979 // (СССР; роман)

лауреат
Золотой Граулли / Graoully d'or, 1981 // Зарубежный роман

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1978 // Лучший НФ-роман. 2-е место

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 1999 // Переводная книга НФ (СССР)

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2000 // Книга года. 3-е место (переиздание)

номинант
Литературная премия "НОС", 2010 // НОС-1973

Экранизации:

«Сталкер» 1979, СССР, реж: Андрей Тарковский

«Vyöhyke» 2012, Финляндия, реж: Esa Luttinen

«Zona 3» 2015, Аргентина, реж: Héctor Cañas

«Байка — это не вымысел» 2016, реж: Сергей Ильин

«Пикник на обочине» / «Roadside Picnic» 2017, США, реж: Алан Тейлор

«Сталкер» 2017, Россия, реж: Алина Шалина, Виктория Чебураева, Ася Скржинская



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Библиотека современной фантастики. Том 25. Антология
1973 г.
Неназначенные встречи
1980 г.
Зона
1983 г.
За миллиард лет до конца света
1984 г.
За миллиард лет до конца света
1984 г.
Повести
1988 г.
Отель
1989 г.
Посещение
1989 г.
Пикник на обочине. Трудно быть богом
1991 г.
Трудно быть богом. Понедельник начинается в субботу. Отель
1991 г.
Трудно быть богом. Понедельник начинается в субботу. Отель
1991 г.
За миллиард лет до конца света. Гадкие лебеди. Пикник на обочине
1993 г.
Пикник на обочине. Парень из преисподней. За миллиард лет до конца света. Повесть о дружбе и недружбе
1993 г.
Сочинения. Том второй
1996 г.
Пикник на обочине
1997 г.
Пикник на обочине. Отель «У погибшего альпиниста». Улитка на склоне
1997 г.
Гадкие лебеди
2000 г.
Собрание сочинений. Том шестой
2001 г.
Понедельник начинается в субботу. Трудно быть богом. Пикник на обочине
2003 г.
Трудно быть богом
2003 г.
Трудно быть богом
2003 г.
Четыре Стихии: Воздух
2003 г.
Люди и боги
2004 г.
Собрание сочинений. Том шестой
2004 г.
Три времени: Настоящее
2004 г.
Трудно быть богом. Понедельник начинается в субботу. Пикник на обочине. За миллиард лет до конца света
2004 г.
Серебряный век фантастики
2005 г.
Отель «У погибшего альпиниста»
2006 г.
Отель «У погибшего альпиниста»
2006 г.
Желание странного
2007 г.
Желание странного
2007 г.
Пикник на обочине
2007 г.
Пикник на обочине
2007 г.
Пикник на обочине
2009 г.
Пикник на обочине
2009 г.
Пикник на обочине
2009 г.
Собрание сочинений в 11 томах. Том 6. 1969-1973
2009 г.
Собрание сочинений. Том шестой
2009 г.
Пикник на обочине
2010 г.
Пикник на обочине. Жук в муравейнике
2010 г.
Собрание сочинений в 11 томах. Том 6. 1969-1973 гг. Дело об убийстве, или Отель «У погибшего альпиниста». Малыш. Пикник на обочине. Парень из преисподней
2011 г.
Желание странного
2012 г.
Трудно быть богом. Пикник на обочине
2012 г.
Пикник на обочине
2013 г.
Полное собрание сочинений в одной книге
2013 г.
Лучшие произведения в одном томе
2014 г.
Пикник на обочине
2014 г.
Пикник на обочине
2015 г.
Пикник на обочине
2015 г.
Пикник на обочине
2016 г.
Понедельник начинается в субботу. Трудно быть богом. Пикник на обочине
2016 г.

Периодика:

Аврора № 7, июль 1972 г.
1972 г.
Аврора № 8, август 1972 г.
1972 г.
Аврора № 9, сентябрь 1972 г.
1972 г.
Аврора № 10, октябрь 1972 г.
1972 г.

Аудиокниги:

Пикник на обочине
2005 г.
Пикник на обочине
2006 г.
Пикник на обочине
2008 г.
Пикник на обочине
2009 г.
Пикник на обочине
2012 г.

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том семнадцатый. 1971
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Galaktika № 11
1974 г.
(венгерский)
Picknick am Wegesrand
1976 г.
(немецкий)
Piknik na skraju drogi. Las
1977 г.
(польский)
Okno w nieskończoność
1980 г.
(польский)
Stalker - Pique-nique au bord du chemin
1981 г.
(французский)
Stalker - Pique-nique au bord du chemin
1982 г.
(французский)
Noi della galassia
1982 г.
(итальянский)
Neskirti pasimatymai
1983 г.
(литовский)
Неуговорени срещи
1983 г.
(болгарский)
Piknik u cesty
1985 г.
(чешский)
Miljard aastat enne maailmalõppu
1987 г.
(эстонский)
Дори насън не виждаме покой
1990 г.
(болгарский)
Stalker
1994 г.
(французский)
Piknik na skraju drogi
1999 г.
(польский)
Roadside Picnic
2007 г.
(английский)
S.T.A.L.K.E.R. Piknik na skraju drogi
2007 г.
(польский)
Малюк. Пікнік на узбіччі. Хлопець із пекла
2007 г.
(украинский)
Gesammelte Werke 2
2010 г.
(немецкий)
Stalker
2010 г.
(французский)
Пікнік на узбіччі
2011 г.
(украинский)
Roadside Picnic
2012 г.
(английский)
Roadside Picnic
2012 г.
(английский)
Stalker - Pique-nique au bord du chemin
2013 г.
(французский)
路边野餐
2013 г.
(китайский)
ストーカー
2014 г.
(японский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 декабря 2017 г.

Начну отдалённо. Начну с фильма Тарковского, благодаря которому я познакомился с этим шедевром мировой научной-фантастики.

Сначала познакомился с фильмом-притчей Андрея Арсеньевича Тарковского, гениального кинематографиста, настоящего художника в кино. Фильм настолько глубок, тонок, проницателен, он может осесть в душе любого человека, только не чёрствого и совсем уж безверного... Фильм, который оставил для меня такое чувство возвышенного катарсиса, и всё это под прослушивание невероятно мрачного, самобытного дарк-эмбиент саундтрека Артемьева, не похожего ни на что другое, что я слышал ранее. Монолог о людях. Что может быть ещё актуальнее, острее, чем этот монолог? «<...>А они просто жрут!», «<...>Они и себе цену поставили, за грош продались!<...>». Видеоряд Княжинского... Мрак, безысходность, меланхолия, депрессия, что может ещё лучше подчеркнуть серость бытия и реальности? Что может ещё лучше подчеркнуть характер современного человека, безверного, обречённого на пустую, лишённую всякого смысла, жизнь? Тарковский — гениальный и чуткий режиссёр, человек настолько талантливый, мудрый, опередивший своё время на столетия! Его фильмы и сейчас мало кто может понять. Вера. Вот, что движет людьми. Человек без Веры -- это не человек, это просто субстанция, не имеющая материальной оболочки, того, на чём зиждется само существо человека. Атеизм. Безбожие. Но это не так важно. Важно то, что человек не верит. И неважно, не верит ли он в Бога. Важно то, что человек вообще ни во что не верит. Совсем. Скептицизм. А что он даёт людям, скептицизм-то этот? Вот именно, ничего. Человек только ещё больше теряется и борется со своим существом, является лишь пустой биомассой, отходом потребительского общества. Что может быть хуже? Но это общество уже настигло нас. И мы ничего не можем с этим сделать. Человек не видит ценности в Вере. Он видит ценность в деньгах. В бумажках.

Но фильм Тарковского — это притча в обёртке Мира «Пикника на Обочине», снятая по отдалённым мотивам, но при этом не менее глубокая и философичная. Книга братьев Стругацких — это одна из тех волшебных, магических книг, которая засасывает в свой Мир, которая поглощает и даёт понять: Мир не идеален, но сокровенные желания и мечты человека уничтожить не способно ничто, ни жестокая Зона, ни жестокие люди, ни безжалостное общество. После просмотра фильма, а затем и прочтения повести Стругацких сложилась полноценная визуальная и психологическая картина, которая приводит в тихий восторг, но при этом поучает морали и нравственности, учит верить в чудеса, в свои желания.

Зона. Сталкеры. Гайки. Суеверия. Аномалии. Необъяснимые явления. Учёные. И ведь, что настолько сильно меня поразило в повести, так это то, что ты веришь в реальность существования такого Мира, ты сразу, будто проживаешь целую жизнь в нём. И можешь взглянуть на эту жизнь через призму нескольких персонажей, посмотреть на Мир, на людей под разным углом, по-разному прочувствовать и осязать окружающий тебя Мир книги и Зону.

Гениальный, вечный, вневременной фильм Тарковского и гениальная, волшебная, мрачная книга Стругацких. Фильм, который учит рыдать и верить. Книга, которая манит, завлекает и также учит верить, учит верить в исполнение своих желаний, самых сокровенных, самых искренних.

Книга вне рейтинга, также, как и фильм Тарковского.

И да:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЁТ ОБИЖЕННЫЙ!»

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 ноября 2017 г.

Наряду с Трудно Быть Богом лучшая для меня книга Стругацких. Совсем другая, но такая же гениальная. Произведение, ставшее культовым, и не только в нашей стране. Мрачная атмосфера безысходности, чужого, неожиданной и страшной смерти за каждым поворотом и бугорком. Такие же мрачные, жестокие люди вокруг. Впрочем, когда где-то плохо, такие люди возникают словно из ниоткуда..Да и главный герой отнюдь не ягненок. Но, таковы правила, главное выжить, ну а кто же не хочет жить хорошо (ну, во всяком случае, не хуже других). Непонятные и загадочные артефакты, коих полна Зона, да и самое её возникновение — что она такое? Неужели мы все только...Пикник на Обочине чего то огромного, непонятного, сверхмогучего? Ответа на эти вопросы авторы не дают. Каждый может включить свою фантазию. Перечитывал много раз, как зацепила эта книга в 20 с небольшим, так и не отпускает. Но вот что разнится, так это оценка финальных страниц. В 20 точно думаешь, что уж я бы да нашел что попросить. «Счастья для всех, даром» — нет , это не коммунизм. И не совок. И тогда идеологи понимали насчет бесплатного сыра в мышеловке. Только кажется, что так легко высказать это свое наболевшее, сокровенное, единственное желание. Лежа на мягком диване, в теплой уютной квартире..А когда ты столько ради этого вынес, когда столько всего вокруг хочется изменить, столько грязи, мрака, несчастных людей.. Попробуйте,-говорят нам авторы..Желайте..Скажу честно — чем дольше живу, тем больше не знаю, чего бы я попросил там..

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 ноября 2017 г.

Краткость — сестра таланта. Вместить столько в повесть! Столько что кормит многих современных «писателей». Среди которых самый шедевр -Тармашев, в предисловии сказавший, что его упрашивали начать цикл про сталкеров, и он ...согласился. А потом переписал большую часть идей Стругацких (зону, виды аномалий, инстититут....). Только вот Стругацкие смогли в одну повесть вместить больше чем Тармашев в весь свой мыльный цикл.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 сентября 2017 г.

Не припомню в отечественной фантастике книгу, претерпевшую большее количество надругательств. Мне в целом нравится фильм Тарковского, но это скорее вообще отдельное произведение по весьма отдаленным мотивам. Различные фанфики вроде «Времени учеников» мотивам… здесь все как всегда, о мертвых либо хорошо, либо ничего. Помолчим (помнится, особенно мне «запала в душу» вещь, где все чертовщина Зоны была материализовавшимся сном какой-то девочки. Хоть посмеялся…) Игра «по мотивам» меня в свое время миновала, к книжной недосерии, что та породила, желание притронуться так и не возникло. А еще по книге даже настольная ролевая игра (но только на английском, и делали ее вообще финны… К слову, в ней есть забавная попытка увязать книгу и фильм. Мол, все происходит в одном мире, просто Зона из книги то ли в Америке, то ли в Англии, а из фильма — в России).

Не скажу, что с момента с своего самого прочтения книга так и осталась для меня чем-то уникальным и неповторимым. Но как это часто бывает с АБС, у них вечно есть что-то, что их бесчисленные подражатели и продолжателя ну никак не хотят перенимать, за что и субъективный высший балл ставить не стыдно. И я сейчас говоря даже не о глубоких мыслях и социальном подтексте, коих в примитивных боевичках разумеется днем с огнем не сыщешь, про это и без меня сказано все что можно и нельзя. Главная отличительная черта этой книги для меня – это ощущение Тайны, коего так не хватает многих другим произведениям на эту тематику. Никаких тебе злобных чудовищ, крутых героев и шокирующих разгадок. Только чуждая и чужая Зона, которая даже спустя столько лет все еще хранит свои секреты...

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 апреля 2017 г.

Кто не слышал о нашумевшем фильме «Сталкер»? Даже если он прошел мимо вас, то уж точно вы слышали об одноименной игре и\или одноименном литературном цикле. А уж сколько последователей (Тармашев, Глуховский и его «ВМ-2033» и так далее). А ведь всему голова – «Пикник на обочине».

Не скажу, что я большой поклонник Братьев Стругацкий. До «Пикника» я прочитал только «Обитаемый остров» и «Жук в муравейнике». Обе повести скорее понравились, чем нет, но восторга не вызвали. Поэтому к «Пикнику» подходил с небольшой опаской и заниженными ожиданиями. Возможно, именно поэтому мне и понравилось данное произведение.

Первым делом хочется отметить антураж и атмосферу. Они выписаны очень сочно, и это при минимуме деталей! Всё-таки язык Стругацкий ближе к «газетному», чем к описательному. Атмосферу повести хоть ножом режь – близость Зоны чувствуется очень сильно. Главный герой – Рыжий (Шухарт) – даже будучи бывалым сталкером передает всю гамму чувств и эмоций – страх, опаску, волнение, тревогу, возбуждение. Всё это присуще сталкеру, входящему в Зону. Более того, когда читаешь, то кажется, что ты сам идешь за Рыжим, боясь наступить туда, куда не надо. После прочтение первой части повести хочется поставить крест на 95% книг ВМ-2033 (ну нравилось мне читать про Метро, есть грешок, но в прошлом), ибо теперь они кажутся неубедительными.

Второе – это герой. Рыжий нисколько не картонный, он словно живой. Его чувства переданы на ура. Его несколько диссидентские качества приятно выделяются на фоне многих и многих других персонажей (не в повести, а вообще, хотя сейчас подобное диссидентство и не ново). В общем, Шухарту хочется верить. Ему не столько сопереживаешь, сколько за него болеешь. Прямо как Джейсону Стетхэму. Ведь знаешь, что Стетхэм (Шухарт) победит. Главное – как победит.

Третье, что порадовало, это многослойность. Помимо антуража Зоны, есть морально-нравственные вопросы, интриги. Повесть эту трудно назвать «жвачкой». Только расстраивает, что это всё-таки повесть. Хотелось бы чего-то побольше, настолько «Пикник» хорош. Даже обидно, что порой писатели пишут многотомную ерунду (это я не про Стругацких, а образно!), тогда как действительно сильные вещи выглядят, чуть ли не эрзацем. Вот только эрзац у Стругацких мощнее многих полновесных романов\циклов\серий будет. Это уж точно.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 марта 2017 г.

Что самое интересное в «Пикнике» так это то, что почти никто этот шедевр полностью не понимает, и те читатели или «эксперты», кто восхваляет самую известную повесть АБС, не понимают ее еще больше, чем люди, которые негативно о ней высказываются.

А ведь Стругацкие написали это произведение, чтобы доступно показать темную сторону всего человечества.

Основные события происходят в совершенно мрачных условиях обитания главных героев, вроде и какая-то цивилизованная западная страна, но с условиями жизни классического депрессивного «совка». Все герои сплошь и рядом подлецы, мерзавцы, «стервятники», «хриплые», «мясники», «костлявые» или просто моральные уроды. Никакого просвета, даже при некотором мнимом благополучии, не видно. Только за эту чернуху «Пикник на обочине» не заслуживает высших оценок.

Но есть одно большое НО.

Глубина этой повести шокирует. Стругацкие тут играют словно по нервах, на тонкостях человеческих душ, испытывают читателя, проверяют его, возможно, поэтому многие и не дочитывают произведение до конца (я, например, только с третьего раза осилил).

Книга эта несомненно заслуживает уважения и признания, свое время она явно опередила, многое в ней актуально будет всегда, но при этом слишком много недосказанности, и в наше время «Пикник» воспринимается очень неоднозначно. Поэтому не смогу выставить оценку, повесть эта выходит за рамки любых классификаций.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 марта 2017 г.

Советской безнадегой фонит от этого рассказа, как радиацией из «саркофага». Атмосфера гнетущей безысходности, как в пост-перестроечных фильмах.

Жуть, муть, депрессия, печаль, человек-человеку зверь.

При этом есть всё для всех. Мир опасностей и выживания для детей. Философские размышления для взрослых. Необъяснимое и недосказанное для «особо одаренных».

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 февраля 2017 г.

Понимание основной идеи «Пикника» заключается в финальном монологе сталкера, в котором он просит «счастья для всех… даром». Данный монолог не выглядит фальшиво или легковесно из уст циника и барыги, поскольку Стругацкие последовательно «награждали» главного героя опытом потерь и страданий. Зона же в повести является инструментом такого награждения. Эта «фишка» Стругацких прослеживается во многих произведениях. Зона, Град обреченный, Странный лес, из которого нет выхода и т.д. – суть одно и тоже. Если же инструмент лишить назначения, то он превращается в бутафорию – игровую, сериальную, книжную. К сожалению, повесть чаще всего воспринимается именно на бутафорском уровне, при этом внутреннее преображение героя остается за скобками. А ведь именно это является главным авторским посылом читателю.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 февраля 2017 г.

Меня бабушка уговорила прочесть книгу. Уж очень она не ровно дышит по братья Стругатским. Прочла... скорее понравилось, чем нет. А когда узнала, что «Пикник...» не просто в прошлом веке, а в прошлом тысячелетии написан, так просто выпала в осадок. Меня зацепило. Прочла быстро.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 февраля 2017 г.

Книга не вполне оправдала ожидания. Может быть под влиянием множества прочитанных мной отзывов ожидания эти сформировались слишком завышенными – не знаю. Мол, писатели новой формации, и произведение у них получилось совершенно свободным от влияния совка, абсолютно нет ощущения, что книга написана советскими авторами, да еще в таком далеком году и прочее, прочее… Книга для своего времени действительно очень продвинутая. И поначалу, когда в тексте начинают проскакивать всякие «получки» или там, например, «начальство сверху», закрываешь на это глаза, но, когда они продолжают появляться с завидным постоянством, становится ясно, что избавиться от совка до конца все же не получилось… Я даже расстроилась.

Второй момент – не очень понравилась первая часть, та, которая написана от первого лица. Не в плане сюжета, тут как раз все нормально, а в плане языка изложения. Когда читаешь, как Шухарт говорит что-нибудь типа «Эх, нашему бы брату сталкеру, да ихнюю диковинную штуковину», невольно перед глазами возникает этакий простачок, деревенский парнишка рабочее-крестьянской наружности, не сильно обремененный интеллектом. Как-то все это не слишком вяжется с образом брутального одиночки, стоящего над системой, хищника, привыкшего к риску и опасности… Хотя, может этот образ я сама себе придумала…

Далее. Очень много загадочного и необъяснимого, аномальных явлений, как в Зоне, так и вокруг нее. Все это интригует и захватывает, но было б неплохо, если бы хотя бы некоторым из этих аномалий было дано объяснение. Что это, например, за паутина, которая Кирилла убила? Или почему у сталкеров такие дети рождаются? А так чувствуешь себя обманутой, как ребенок, которому конфетку пообещали и не дали.

Ну и наконец, финал. Пожертвовать личным ради всеобщего блага. Потратить единственное желание на «счастье для всех», причем бесплатное. Поправьте меня, если я не права, но это ведь коммунизм? Разве нет?

В общем, если спросите меня, понравилась ли мне книга, отвечу цитатой из какой-то древней песни: «И не то, чтобы да, и не то, чтобы нет…»

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 декабря 2016 г.

Мало у кого из р-язычных писателей в те годы фантастика была столь занимательна и умна, как у АБС. Но что до этой книжки, то она очень неровная. По первой части — до гибели Кирилла — видно, что и авторам интересно было ее писать. А потом начинается «объясняющая» часть, и читать ее занудно и из-за объяснений, и из-за надуманности фраз и ходов. Финальная, конечно, драматична. И в моральном плане ставит незаурядную проблему: оправданно ли загубить чистосердечного, порядочного юношу для того, чтобы тут же попросить счастья для всех? Эдакое «комиссарство в пыльных шлемах». АБС отвечают этой повестью, что оправданно. Привет черносотенцу Достоевскому с его слезой ребенка как неприемлемой ценой для счастья человечества! Впрочем, пройдет время, и «Жук» и «Волны» прооппонируют «Пикнику»... Какое счастье, что романтика 60-х сменилась разочарованностью 70-х, а не реализацией своих идей.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 декабря 2016 г.

Я поздно впервые прочитал эту книгу, буквально нынешним летом. И произведение понравилось мне больше, чем всё, что я читал у Стругацких (наиболее известные вещи). Удивило знание заграничной жизни писателями, по сути, советской формации. Не знаю, бывали ли они к тому времени за границей, но написано так, будто власть доллара для них привычное дело. Я думаю, советский ученый, который погиб в начале книги, присутствует из-за русскости корней авторов. Конечно, его гибель — самый впечатляющий момент. Однако и весь сюжет вообще на мой взгляд идеально, мастерски построен, гениальные находки, идеи просто сыпятся из рога изобилия по ходу повествования.

Хочется лишь спросить одно, а знают ли авторы истинное назначение хоть какой-нибудь вещицы из зоны? То есть они придумали от фонаря любой из предметов Зоны или вложили в него тайный смысл? Могут ли объяснить его истинное назначение? Увы, мне уже никто никогда не ответит...

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 ноября 2016 г.

Читал и перечитывал это произведение, но не могу назвать его для себя выдающимся. Лично меня восхищают повести из цикла «Мир Полудня», но многое другое из написанного Стругацкими не вызывает такого отклика. Скорее всего, это дело вкуса, как бывает с классиками, которых признаёшь гениями, но творчество их близким не становится. «Пикник на обочине» это, как и всё у Стругацких — литература, бОльшая, чем фантастика; но, может быть, именно фантастики здесь мне и не хватило. Здесь множество разных идей, но фантастическое допущение — встреча со Страшным и Неведомым — можно встретить и у других авторов, из других стран и времён; и кем-то это описано более интересно.

Читать эту повесть несомненно нужно, но, несмотря на обилие высших оценок, в число любимых книг она у меня, к сожалению, не вошла.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 ноября 2016 г.

Вот читаешь повесть и ясно понимаешь, в чём разница между произведением Стругацких и прорвой творений на эту же тему от всех остальных авторов. У Стругацких книга о людях, а все «продолжатели» пишут о Зоне. В «пикнике» социальная фантастика, и не иначе. А все продолжатели пишут приключенческие книжки.

Ну и Мастерство Стругацких как литераторов, конечно. Все персонажи — живые и правдоподобные. Ситуации и судьбы — вполне жизненные. Да что там, Зона, и та — настоящая. Мрачная. Непостижимая. Бездушная.

Очень, очень атмосферно. В том смысле, что эта повесть выше понятия буковок на бумаге, не просто текст, а нечто квазиживое, затягивающее, обволакивающее читателя своей атмосферой. Сложно, очень сложно оторваться от повести не дочитав, даже если перечитываешь не в первый раз.

И круг затронутой проблематики впечатляет. Вопросы о том, а чем же являлся этот визит и что такое Зона. Вопросы возможностей познания технологий, стоящих выше наших на порядки. И главное — люди с их психикой, разнообразием, и всеми ихними (нашими) заморочками.

Финал до безумия мрачен и красив. Но логичным, особенно последний абзац, последние строки, воспринимается только если ты принял эту историю, если прочувствовал судьбу Рэдрика как свою, натянул на себя его шкуру, прожил всё описанное в книге вместе с ним. Каюсь, мне это далось не с первого прочтения, подростком не осознал, не прочувствовал. Только уже взрослым. Жизненный опыт для понимания тут край как необходим.

Оценка: 10
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 октября 2016 г.

Великая сила «Пикника» заключается в том, что ему сразу веришь. Случайность и необъяснимость «контакта», смертельно опасный покинутый индустриальный пейзаж, реакция человечества — от прекраснодушных ученых с горящими глазами до «продавцов смерти» с глазами мертвыми, от военных с пулеметами вдоль Зоны до сталкеров, чей инструментарий выживания заканчивается на мешочке гаек, наметанном глазе и куче суеверий, от бессмысленных безымянных жертв первых дней до напуганных и озлобленных соседей по дому — все это стоит железобетонной стеной даже не правдоподобности — достоверности.

При этом «Пикник» — это мастер-класс по тому, как подать сложную фантастическую тему не разжевывая каждую деталь. Недосказанности, опущенные события и даже пропущенные года — всё это рисует картину почти в той же степени что и само повествование.

Всё это завернуто в, как всегда, прекрасный язык Стругацких и украшено самыми живыми диалогами по эту сторону научной фантастики. Как всё это помещается в такой небольшой повести — большая загадка.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх