FantLab ru

Владимир Савченко «Должность во Вселенной»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.92
Голосов:
243
Моя оценка:
-

подробнее

Должность во Вселенной

Роман, год; цикл «Вселяне»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 23
Аннотация:

Ничто не предвещало угрозы, когда в начале октября, над городом появилась туча. До встречи с Неведомым оставались считанные минуты…

Примечание:

Из авторского предисловия:

цитата

Роман писался долго, поэтому читатель найдет в нём немало примет т. н. примет «застойного» времени. Собственно, по литературным кондициям он был готов для печати ещё в 1975–1976 годах; но вникнув в текст, читатель поймёт, почему роман выходит только сейчас. Тем временем некоторые технические идеи (к счастью, третьестепенные) перекочевали из фантастики в действительность: например микропроцессорная техника — правда, пока больше в зарубежной электронике, чем в нашей. Остаётся утешать себя, что и это — правильно угаданная тенденция развития техники — подтверждает глобальную реалистичность романа.

…Впрочем, было бы неуважением к избранной теме работать над ней менее двадцати лет.


Входит в:

— цикл «Вселяне»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 450

Активный словарный запас: высокий (3144 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 78 знаков, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 1993 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 1993 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Должность во Вселенной
1992 г.
Избранные произведения. Том 1
1993 г.
Должность во Вселенной. Время больших отрицаний
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Вселяне
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень неоднозначное произведение. Здесь есть что-то от утопии. Что-то от мечты самого автора. Немного катастрофы.

Описывается некий вариант шаровой молнии, вобравшей в себя кучу разнообразных свойств, включающих возможность некой двери во Вселенную, которая, не понятно...То ли является моделью Вселенной, то ли, всё таки дверью в неё. Наблюдаются временные парадоксы, в результате которых время внутри объекта течет медленнее, чем в обыденном, всем привычном мире.

В области действия объекта наблюдается изменение поведения людей. Люди совершают поступки, на которые до этого были неспособны.

Местами, даже проблескивает юмор, смешанный с общим драматизмом произведения...

Например, многоуважаемый Коренев, имеющий большой вес в описываемом проекте, пока оставался вменяемым, постоянно доил свой нос

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Корнев: (грустно доит нос). И выходит у вас, ребята, что никакой принципиальной разницы между простой болтовней или сонным всхрапом и творением миров — нету?…»

«Александр Иванович посидел еще несколько секунд, подоил нос, поднялся с широкой американской улыбкой, в которой на этот раз не было веселья:

— Нет, Юрий Акимыч, видно, не одного мы поля ягоды. А жаль, очень жаль!»

Вот, интересно, кто нибудь сосчитал, сколько раз за весь роман он это сделал...

Оценка: 7
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

возможно кому-то будет удобно прослушать этот шедевр сотворенный моим соотечественником в формате аудио -https://www.youtube.com/playlist?list=PL-labNjPLLajJpCi4BddzERHziYoh7Qzv

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, magnum opus автора. Последний опубликованный при жизни роман и первая часть неоконченной эпопеи – планировалось пять томов. Своего рода завещание потомкам – именно в таком качестве он и создавался.

Однажды с небес на простой советский город Таращанск спустился Шар, вызвавший временные аномалии и гравитационные возмущения. Разнес полгорода, да и улетел в горы. Но люди не оставили его в покое – талантливый инженер Корнев «поймал» Шар металлической сеткой и отбуксировал на полигон, где под немыслимым объектом был возведен целый НИИ по его изучению. Сразу выяснилось, что внутри Шара – неоднородное пространство-время: чем ближе к центру, тем сильнее сжимаются расстояния и быстрее идут процессы. Но это ошеломительное открытие было только началом…

Читать «Должность во Вселенной» было тяжело. Автор сознательно избегал дешевой увлекательности, в «лирических» отступлениях порицая экшен и мелодраматизм, которыми пичкают читателя современные беллетристы. Предыдущие романы Савченко воспринимались намного проще, здесь же через наукообразный текст пробиваешься, как через горную породу. Так что эта книга – строго для любителей «твердой» НФ. Приключений и детективных интриг вы под этой обложкой не найдете, любовных многоугольников – тоже (правда, есть одна эротическая сцена).

Что в данном романе поражает – это размах мысли автора, масштаб фантастического допущения. Да, в этом плане, несмотря ни на что, «вот это поворот» Савченко удался на все 100%. Вечерний диалог Любарского и Пеца, в ходе которого астроном случайно раскрывает истинное «наполнение» Шара – это одна из самых сильных сцен в романе. Шок грандиозного открытия посильнее любых драм, особенно после многостраничного описания производственной рутины.

Автор не только смог потрясти читателя своей фантазией, но и развить собственную физическую и метафизическую гипотезу (в мире романа, это, конечно, теория). Существование материи, как турбуленция в потоке – очень интересная идея. На мой дилетантский взгляд, она отчасти перекликается с существующей теорией струн, и кто знает, может, в будущем выяснится, что Владимир Савченко не просто фантаст, но пророк от науки, какими были многие классики НФ, и гипотезы его хотя бы отчасти подтвердятся.

О недостатках. То, что книгу тяжело читать – это главный, но, возможно, неизбежный, учитывая поставленную автором задачу. Второй – это предисловие. Честно говоря, из-за него я отнесся сначала к книге предвзято, и, думаю, именно оно виновато в том, что роман стали обвинять в эзотеричности (правда, тут еще Бхагават-Гита, но оттуда позаимствована скорее философия). Савченко в предисловии позиционирует свой труд как некое откровение, которое он хочет донести до человечества. Понятное дело, человек, провозглашающий себя гуру, у здравомыслящих людей вызовет как минимум недоверие. Но эзотерики в романе все же нет, равно как и каких-либо пафосных поучений. Писатель просто делится своими смелыми взглядами на мироустройство, избрав форму художественного произведения, потому, что научную статью на такую тему сочли бы безумием, а философские трактаты в наше время мало кому интересны. Хотя некие элементы снобизма и резонерства в авторских отступлениях все же присутствуют – то соцреалистов Владимир Иванович отругает, то уже упомянутую поп-литературу, то карьеристов. Но это скорее брюзжание, возрастное.

Еще несколько наигранным выглядит драматический финал. Мне представляется маловероятным, что даже такое глобальное, фундаментальное открытие может настолько потрясти человека (я о Корневе, да и Пеце). Хотя мне, конечно, трудно представить психологию фанатичного исследователя, принесшего в жертву науке все, вплоть до семьи. Но все же, созидатель человек, или разрушитель, «мы делаем или с нами делается» – вопросы умозрительные, да и с вредным душком абсолютного детерминизма. У человека есть разум и воля, а все остальное – демагогия, этак все на свете можно объяснить хоть предопределением, хоть случайностью, хоть заговором иллюминатов.

Итог: роман сильный, умный (не пишу – мудрый, ибо слишком явно на этот титул претендует), и, конечно, не для всех. Нужно очень любить науку и фантастику – и особенно когда они вместе – чтобы раскусить этот «кирпичик» из неполных четырехсот страниц. Не шедевр, далеко не «Открытие себя», но и не такая наивная вещь, как «За перевалом». Рекомендую, но только тем, кто готов воспринимать тяжеловесную прозу и неравнодушен к физике и философии.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга цикла «Вселяне» одна из редких книг НФ которые впечатляют. Если есть что впечатлять. Если есть понимание, знание и главное — чувство. Чувство бесконечности и понимание кратковременности. Если осталась память. Память о том состоянии, которое было миллиарды лет назад. И грусть, как понимание того чем все это закончится.

Жаль, но вторая книга цикла, написанная под сильным влиянием глубокого развала не только экономического но и культурного, сейчас читается как газета с комиксами и злободневкой времен 90-х годов, которой давно место на туалетной полке.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга стилистически достаточно типична для конца 80-х — начала 90-х тогда так писали примерно все приличные писатели. В книге также присутствует хорошая доля окружающей реальности — развал СССР, борьба ведомств, строительство, наряды, инспекция. Научные институты исследующие неведомое. Тут есть в общем плюсы и минусы, но проще всего в этом плане принять книгу как она есть.

Если говорить о содержании то тут есть три части

Первая — достаточно классическая часть о Советских ученых нашедших неведомое и это неведомое исследующих.

Вторая — твердая НФ в которой описывается взаимодействие людей с одним четко выделенным фантастическим фактором — тут все исполненно на мой взгляд на 10 из 10. Ну с поправкой на стилистику.

Третья — с некоторым уклоном в эзотерику на мой взгляд самая спорная. Т.е. заход и развитие сюжета интересны, а концовка могла бы быть как-то и по веселее. Но если вдуматься — у многих книг изданных в 1992 хорошая концовка?

Я бы не сказал, что книга исключительно гениальна, но прочитать ее безусловно стоит — она интересная.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для художественной обработки науч-попа — слишком поверхностно и слабо в том плане, что не выдерживает никакой научной критики. Примерно этого я и ожидал от советского инженера, ушедшего в эзотерику...

Для литературного произведения — слишком скучно. Во всех смыслах, кроме разве что общей идеи, роман абсолютно никакущий. Напиши что-нибудь подобное кто-нибудь сейчас, уверен, вылили бы ведро помойной критики на такую книгу. Но так уж повелось, что подобные вещи принято хвалить — классика советской фантастики, якобы... За что тут десятки ставят я не могу понять совершенно. Как художественное произведение оценка 4/10, 2 бала плюсом — за идею исключительно.

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно неоднозначное произведение. Узнал о нем из одной статьи, которую читал под впечатлением от романа Питера Уоттса «Ложная слепота», поэтому всё время невольно сравнивал эти два романа.

Во первых строках хочу присоединиться к остальным хвалебным отзывам, роман действительно очень необычен — в хорошем смысле этого слова. А после прочтения отзыва уважаемого Бориса Геннадьевича, мое мнение мне показалось чудовищно вторичным, но не пропадать же добру! Кроме того, спектр положительных оценок здесь представлен в полной мере, и для соблюдения баланса я просто обязан был пройтись по некоторым минусам:

- Автор зачастую путается в собственноручно введенных особенностях его мира. В основном в масштабах скоростей и расстояний — мелочь, а неприятно.

- Глобальная физика мира проработана, на мой взгляд, довольно слабо, хотя это и не моя специальность. Теория НПВ выглядит скорее противоречивой, чем всеобъединяющей. А уж универсальность критерия Рейнольдса смотрится откровенно притянутой за уши.

- Вообще, очень многое притянуто за уши. Как можно перепутать падение метеорита в обратном воспроизведении со стартом ракеты? У них что, ракеты хвостом вперёд летают?

- Очень картонные персонажи. К концу книги их становится трудно отличать друг от друга, кроме совсем уж основных. Опять же, пастеризованные диалоги. Доводилось мне и в НИИ работать, и с учеными советской закалки общаться — ну не говорят они так, разве что при очень посторонних.

- При этом автор старается добавить реалистичности персонажам, сухим языком описывая подробности их прошлой и внешней жизни. Получается настолько реалистично, что сопереживать в итоге некому. Хотя нет, очень жалко жену папы Пеца.

- Ну и самое главное, без чего не было бы ни места действия, ни самих героев. Мотивация — она же бесстыдно утопическая! Даже если уповать на советскую жертвенность, все равно никто бы не полез в этот шар. Жить на работе и ради работы, причем ради работы как таковой, конечный результат вообще пока не предвидится. Не увидеть, как выросли дети, не поиграть с внуками. Причем Родина не в опасности, и без твоей жертвы мир не перевернется — ну как, есть желающие? Аргументы Ястребова и так не очень убеждают, а ведь бывают и менее творческие профессии. Пошла бы на такое секретарша или уборщица?

- Роман позиционируется как представитель жанра именно «научной» фантастики, но с научностью тут, честно говоря, перебои. Ну да, ликбез по физике полупроводника и еще пара интересных фактов. А в остальном, такой шар ничем не обусловлен и мало чем отличается от внезапно телепортировавшегося в руку тахионного клинка или файербола.

- Ну и, наконец, моя, как читателя, субъективная пресыщенность. Где скандалы, интриги, расследования? У Уоттса целую гориллу проморгал! Да, с Уоттсом я тоже не согласен, но узнал при прочтении столько нового для себя, что тут же бросился искать что-то подобное. А здесь? Возможно, я еще молод и глуп, но мне показалось, что этот роман особо ничему и не учит.

Разумная жизнь — форма самоубийства планет? У Веллера того же навалом, и раньше было, до 92 года, не ново совсем. До такого и без подсказок дойти не трудно.

Ощутил себя винтиком и сошел с ума? Миллионы рабов Божьих что-то в петлю не очень лезут. И стандартный крепостной крестьянин вряд ли чувствовал себя хозяином жизни. В общем, основная философская проблема выглядит надуманной и преувеличенной. Да и развязка чересчур уж своевремменна, прямо как рояль приснопамятный.

В конце хотел бы повторить, что общее впечатление от романа всё равно положительное. Пятиминутка не особо конструктивной критики никак не отменяет перечисленных остальными достоинств. А то, что по нашему безрыбью этот роман характеризуют чуть ли не как вершину русскоязычной научной фантастики — так это совсем не вина автора.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скажу честно, читал в 92м, потом еще пару раз перечитал, но все равно, лет 18 прошло. Вспомнил, запланировал перечитать повзрослевшими мозгами, благо книга в первом еще издании сохранилась. Фразу- « Скажи, этот Шайтан-шар страшный? Овцы перегонять надо? « запомнил на десятки лет. Книга писалась на пике критиканства Союза, отрицать этого смысла нет, отображено в тексте в полной мере, но так ловко и умело... Чувствуются масштабы прошлых всесоюзных строек, описаная в книге безалаберность заставляет вспомнить Чернобыль, и вспомнить не так, как при чтении сталкерских стрелялок, а по другому, с сожалением о нашем несовершенстве. Сам же» главный герой» — шайтан-шар вообще очень оригинальная подача одной из множества космологических гипотез. Никаких боевиков, никаких спецопераций, разве что война ведомств и финансистов, все на человеческих чувствах, где возвышенных, где наоборот, и...полный крах всему в конце, потому что невозможно удержать в руках вселенную, особенно, если эти руки чисто по человечески «ищут своего».

И, да, сейчас так не пишут. То ли писатель измельчал, то ли пишут не о том, то ли в условиях не тех, то ли цели другие ставят. Написал человек несколько книжек за всю жизнь, на всю жизнь и запомнились, а бывает, у автора книжек сотня, а о чем они, что он хотел показать?..

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман, быть может, самый впечатляющий в отечественной фантастике последних трёх десятилетий... Да и на фоне так называемого мейнстрима отнюдь не теряется. Масштабы Вселенной даёт почувствовать. А это дорогого стоит! Мало кто так умел... Сейчас, наверно, вообще никто не умеет...

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть у этого романа один несомненный плюс: он вызывает мысли. Мне постоянно хотелось спорить с автором, в этом тоже достоинство произведения. Но я долго не мог решить, да и сейчас решил неокончательно, что же передо мной? Утопия? Антиутопия? Скрытая кузькина мать социалистическому строю? Там всё есть.

По пунктам.

Утопия. Конечно, это о светлом будущем, когда большая часть трудится не ради денег, не ради благ, не ради личного престижа, а для Познания, для Будущего, для Человечества! Все личные мотивы присутствуют, но они отнесены на второй, третий и прочие планы. Герои сознают их, но идут вразрез с правильно понимаемой выгодой и выгодностью. Конечно, это утопия!

Антиутопия. Разумеется, это книга о будущем мрачном, о мире, заполненном толстовскими трудовиками, о мире, когда за один день можно прожить жизнь, сделать положенную тебе работу, и удовлетворённо помереть, передав пост более молодому и сильному. Здесь разрушено понятие семьи. Автор обошёл вопрос стороной, но всё читается между строк. Простая ситуация: молодожён Вася уходит утром на работу, полный надежд и любви к юной Маше. Она ждёт его, готовит неумело борщ. И вот Вася возвращается. Ему сорок, он прожил полжизни на больших высотах, он горел и страдал, но вот пришло время спускаться. Какова будет их встреча? Как посмотрит Вася на давно забытую жену? Какими глазами взглянет Маша на чужого старика? — а ведь сорокалетний для неё старик!

И сидит внизу, на уровне Ноль какой-нибудь страшнов, раздаёт задания и пожинает плоды. Разумеется, это антиутопия!

И, безусловно, это фига в кармане для родной страны! Не покидает ощущение, что герои романа сбежали из СССР в свою башню, сбежали и рады этому. Автор помогает: здесь нет ни административного давления, ни партийных комитетов, и даже *комовский чин выставлен адекватным человеком, незадушенным идеологическими догмами. Скажите, почему канула в песок проверочная комиссия. Она поднимала вопрос о зарплатах. Как легко ВэВэ смог решить этот вопрос. Как просто и насколько неправдоподобно!

Где проверяющие из органов? Они так и не появляются в книге, и даже самое естественное применение эффектов НПВ — оружие чрезвычайной силы, и даже идея о засекречивании исследований — возникают только в самом конце. Почему? Автор говорит: смотрите, насколько лучше без идеологического пригляда!

Фига в кармане, безусловно, ароматная фига.

По этим причинам автор, несомненно, не смог обосновать свои идеи. Добавить им хотя бы каплю правдоподобности. Уровни, Высоты, разные масштабы времени. «Мы можем жить в НПВ!». Чушь голубая, извините... Градиенты убьют героев, разные темпы существования головы и ног. Самая простая иллюстрация:Голова, которая выше, и сердце, которое ниже. Чем выше в башню забрался герой, тем более сердце будет отставать от мозга. Человек очень скоро умрёт от кислородного голодания и отравления продуктами распада.

Хотя, конечно, это тоже неважно. Идеи важнее и забавнее.

Любое сущее тщетно, бессмысленно и несамоопределяемо. Задача разума — служить деталью неразумного процесса. И что? Стоит ли ради такого вывода писать толстый том? Достаточно добраться до ближайшего кладбища и посмотреть вокруг. Человек — суть корм для червей, из этого стоит исходить, смиряя собственную гордыню.

Делай что-то, трудись, сопротивляйся обстоятельствам — это ничего не изменит, и проще ничего не делать вообще. К таким мыслям подводит нас автор. И даже оптимистический финал ничего не меняет.

Человек есть песчинка пред лицом Вселенной, даже если пытается объять её всю.

Но роман, повторю, навевает мысли, заставляет думать.

Это хорошо, это развлекает.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Савченко. Моё знакомство с его творчеством было не случайным, в районной библиотеке. Началось с романа «Должность во

вселенной», что это было? Откровение Слова, возможно, очень возможно. И покорял он меня после, страницей за страницей, произведением за

произведением. Своей Мыслью. Своим даром художника. «Пятое измерение», «Час таланта», «Открытие себя», «Испытание истиной» и «Встречники»,

«Похитители сутей», рассказы и статьи. И многое ещё не прочитано. Не просто интеллектуальные развлечения, и не просто духовные ныряния на

глубокую глубину, и не совсем не простая научная фантастика. Это гениальность как человека, и в следствии в литературе, и похоже в науке.

Легкость произведений в усваивании для читателя, думаю результат колоссального труда. Хочется Владимира Ивановича сравнить, показать мол не

чета ни тем, ни сем, но смысл моего «выступления» лишь привлечь внимание читателя. К нашему современнику, и соседу по планете. Рекомендую,

настоятельно рекомендую.

И даже последнее творение Савченко «Время больших отрицаний», оное полное огорчения за происходящее на территории его, и

нашей, расколотой Родины, и неприкрытого яда к виновным за позор, который до сих пор продолжается. Даже депрессивность произведение

только доказывает, что этот человек жил Жизнью.

Вперёд к поисковым системам, а лучше в библиотеку, книга в руках, это магия.

Всем удачи и любви.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, самый-самый потрясающий читателя роман Савченко. Читателя просто берут за шкирку, как щенка, и волоком – через ломку стереотипов, отрицание серых будничных мыслей, развенчивание априорных (как обывательских, так и научных) представлений о мире и месте человека в нем – тащат по страницам, заставляя осознавать, думать, мыслить ВСЕЛЕНСКИМИ масштабами.

Жаль, что Владимир Савченко не успел дописать весь цикл «Вселяне», хотя вторая книга цикла увидела свет – пусть не в издательстве, но в интернете, на сайте автора.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересное произведение. Хотя местами нудноватое, особеннл когда это касается собственно работы НИИ. Но фантастическая составляющая с лихвой перекрывает имеющиеся минусы. Возможность в пределах даже не целой человеческой жизни наблюдать развитие вселенной — это поражает. Подобных книг не то что теперь не пишут. Их и раньше то не очень то писали. А раньше, сами помните, и небо выше, и море глубже.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потясающий размах объекта изучения нового НИИ ( ни более ни менее — вселенная!) и — люди, управляющие этим НИИ, организующие процесс познавания того, что до конса познать невозможно. Все это — очень ярко, реалистично, сильно. Впечатляет интересный штрих отношения автора к разуму: единственный сюжет из жизни разумных существ, подсмотренный в изучаемой вселенной представляет собой... эпизод воровства чего-то через какой-то забор!

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересный роман. Оригинальный, непохожий не на что. Он просит читателя размышлять и удивляться.

Любопытно видеть нетипичное смешивание жанров: начатый как холодный, практичный научно-фантастичкий стиль (чтото типа такого: «надцатого числа над городом повис неизвестный объект, возможно внеземного происхождения. Руководство города было поставлено в известность о происходящем через 12 минут, еще через 20 минут были подняты по тревоге две ближайшие десантные военные части...») книга вскоре превращается в производственный роман, рассказывающий о повседневной работе НИИ Шара, а заканчивается вообще многогранной философией, чутко затрагивающий не только мысли, но и душу.

И, конечно, сильное впечатление дает мегамасштабность открытой Меняющейся Вселенной. Это просто не укладывается в голове!

Я впервые понял, что действительно Контакт между двух цивилизаций может не иметь никакого смысла! В Шаре может родится цивилизация, достигнуть вершин прогресса, основать Межзвездную Империю, устроить галактическую войну — и умереть вместе с новым Большим Взрывом. Могут пройти миллиарды лет, смениться миллионы рас, родиться и сгинуть невообразимое количество разумных индивидуумов, и у каждого будет свой маленький мирок мыслей и чаиней в голове... А для человечества это все будет даже меньше, чем возня бактерий под микроскопом! Пока родиться, разовьется и полностью угаснет целая цивилизация — земной лаборант только сходит перекурить! Вот и какой может быть контакт богов, в лице которых выступают люди работающих в НИИ, с микробами?!

Это настолько поражает, что даже дыхание перехватывает, когда понимаешь масштабы приходящего! Такое мог написать либо гений, либо немножко не от мира сего человек. А скорее тот, в котором сжились оба этих диагноза.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх