fantlab ru

Пол Андерсон «Зовите меня Джо»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.90
Оценок:
732
Моя оценка:
-

подробнее

Зовите меня Джо

Call Me Joe

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 137
Аннотация:

Ю-сфинксы искусственно созданы по подобию земных млекопитающих, но жить они будут не на Земле, а на Юпитере, где температура минус 190 градусов Цельсия и давление 200 атмосфер. Они никогда не имели сознания и управлять их трудной жизнью на Юпитере будут люди, но дистанционное пси-лучевое управление вещь недостаточно изученная и то, что Ю-сфинксы не имели сознания еще не значит, что они его не будут иметь. Вопрос только какой ценой?

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «The Best Science Fiction Stories and Novels: Ninth Series», 1958 г.

— антологию «A Century of Science Fiction», 1966 г.

— журнал «Знание-сила 1966`4», 1966 г.

— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей», 1967 г.

— антологию «Alpha 2», 1971 г.

— антологию «Jupiter», 1973 г.

— антологию «Science Fiction Hall of Fame Volume 2A», 1973 г.

— антологию «The Astounding-Analog Reader: Volume 2», 1973 г.

— антологию «Science Fiction Hall of Fame: The Novellas, Book 1», 1975 г.

— антологию «Science Fiction Novellas», 1975 г.

— антологию «Bio-Futures», 1976 г.

— сборник «The Dark Between the Stars», 1981 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 19 (1957)», 1989 г.

— антологию «Где не ступала нога...», 1989 г.

— антологию «Обмен Разумов», 1989 г.

— антологию «Ключи к декабрю», 1990 г.

— антологию «Зарубежная фантастика», 1992 г.

— антологию «Ключи к декабрю», 1992 г.

— антологию «Порог понимания», 1992 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «A Century of Science Fiction: 1950-1959», 1997 г.

— антологию «Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century», 2001 г.

— антологию «Beyond Flesh», 2002 г.


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей
1967 г.
Где не ступала нога…
1989 г.
Обмен Разумов
1989 г.
Ключи к декабрю
1990 г.
Зарубежная фантастика
1992 г.
Порог понимания
1992 г.
Ключи к декабрю
1992 г.
Сборник научно-фантастических произведений
1992 г.
Царица ветров и тьмы
1993 г.
Зовите меня Джо
2021 г.

Периодика:

Знание-сила 1966`4
1966 г.

Самиздат и фэнзины:

Самодельная ракета
2020 г.
Пол Андерсон. Годы 1955-1958
2021 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Быть царем
2005 г.

Издания на иностранных языках:

The Best Science Fiction Stories and Novels: Ninth Series
1958 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1962 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1963 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1966 г.
(английский)
Alpha 2
1971 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1972 г.
(английский)
The Astounding-Analog Reader: Volume Two
1973 г.
(английский)
Jupiter
1973 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame Volume 2A
1974 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame: The Novellas, Book 1
1975 г.
(английский)
Science Fiction Novellas
1975 г.
(английский)
Bio-Futures
1976 г.
(английский)
The Dark Between the Stars
1981 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 19
1989 г.
(итальянский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 19 (1957)
1989 г.
(английский)
A Century of Science Fiction: 1950-1959
1997 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 19
2000 г.
(итальянский)
Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century
2001 г.
(английский)
Beyond Flesh
2002 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 19
2015 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жажда жизни героя рассказа просто поражает. Люди с ограниченными возможностями, как правило, личности неординарные. Однако, большинство все-таки смиряется со своей ущербностью и просто пытается приспособиться к миру. Людей, подобных Эду Энглси, — единицы. Мне вспоминается легендарный Маресьев, который не просто вернулся в военно-воздушные силы, будучи безногим, но и заставил себя и окружающих почти забыть о своем увечье. Скольких людей его пример вдохновил на борьбу со своей бедой. Такая борьба трудна, потому что приходится многое в себе менять.

Но Энглси с собой не борется. Его желание — стать таким, каким был раньше. Сила этого желания такова, что он готов отдать все, даже жизнь. Правда, его нынешнее существование не имеет для него никакой ценности. Но он не устал жить, наоборот, он многое в жизни не успел. И поэтому просто силой своего сознания он создает себя нового, создает себе новый мир, в котором он — сильный и здоровый.

Слова Корнелиуса в конце — это озвученная мечта многих здоровых людей,ставших калеками, к сожалению, пока несбыточная мечта. Но кое-что сбывается уже сейчас. Фантастична в рассказе лишь окружающая обстановка. Люди, подобные главному герою, живут рядом с нами. Перечитывала рассказ и вспомнила мальчишку, вернувшегося из Чечни без ног. Он как-то прочитал этот рассказ, пару лет назад увлекся компьютерными играми, создал своего компьютерного героя и в реальной жизни называет себя его именем. Почему? «Там я — здоровый и сильный». И счастливый, могу утверждать это, потому что видела это счастье в его глазах. Только за это можно поставить рассказу высшую оценку.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«До сих пор ему приходилось делать всю работу — рыть, резать,

обтачивать предметы — при помощи собственных зубов и когтей. Только

изредка удавалось приспособить кусок льда поострее или отвратительно

мягкие искореженные обломки звездолета.

«Дайте мне только несколько лет, и я буду жить по-человечески», —

подумал Энглси. Он зевнул, потянулся и улегся спать.

За сто двенадцать тысяч миль от него Эдвард Энглси снял свой шлем.»

Гимн духа, веры и надежды. Воля и жажда жизни. Немощный инвалид — «морской волк» Джека Лондона. Кэмерон полностью, стопроцентно использовал рассказ в «Аватаре». Поменял биофизика Эдварда

Энглси на морпеха (брата ученого). Джо на Джейка, ю-сфинкса на аватар, Юпитер на Пандору и тд. При всем моем восхищении Кэмероном, он должен был упоминуть имя Пола Андерсона, как одного из авторов идеи «Аватара», это только бы добавило уважения Джеймсу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Очень странно, — продолжал врач задумчиво. — Я не раз сталкивался с

подобными случаями. Когда люди просто не хотели больше жить... Но я

никогда не видел, чтобы такой человек умирал с улыбкой. До самого конца —

с улыбкой.

Почему то наворачиваются слезы, наверное радости за Джо.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Зовите меня Джо. не Пррауумаав, или как-нибудь еще, по-юпитериански. а Джо. Новая личность в чужеродном теле остается человеком и сознает себя человеком. В рассказе идет речь не только о бессмертии индивидуума, речь идет о возможности бессмертия для человечества. В таком варианте отпадает острая необходимость обшаривать половину Вселенной в поисках подходящей кислородной планеты, причем с водой и без аборигенов. Какая экономия времени и ресурсов — сырьевых и человеческих! Не нужны никакие скафандры — человек не приспосабливает новую планету под себя, не борется с трудностями на уязвимых космических станциях, а, переделав себя для новых условий, сходит с трапа космического корабля и чувствует себя как дома! Прекрасная задумка, достойная объединенных мозговых усилий человечества.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ мне почему-то показался сложным – пришлось переслушивать (в «Моделе для сборки»). Если бы читал, то наверное бы сразу всё уяснил. Тем не менее это достойнейший образчик твёрдой НФ, который при этом не лишён своеобразного очарования и атмосферности. Задумка и исполнение на высоте, особенно стоит отметить, что автор смог увлечь читателя (меня) безо всяких сцен погонь и стрельбы (а сейчас именно это ассоциируется с фантастикой). Интриги как таковой нет, однако стиль написания затягивает не хуже вопросов типа «Кто это сделал?».

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ потрясающий! Для своего времени он был очень прогрессивным и необычным.

Когда он был переведен на русский и опубликован, я учился в школе, тогда и прочитал его.

Не так давно перечитал сборник и с удивлением для себя обнаружил, что «Аватар» вырос из идеи данного рассказа.

А я уже и подзабыл о нем. Хотя фильм смотрел не единожды.

Вот так для себя открыл Андерсона с этой стороны :)

Некрасиво, конечно, Кэмерон поступил, мог бы и указать где-то в титрах, чьей идеей воспользовался.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ является прототипом фильма Аватар! Но ни где не упоминается об этом! Правообладатели должны следить за этим, но всм пофиг! Фильм хорош конечно, но идея ещё шикарнее, поэтому хочется что бы было признание Андерсона!

Оценка: 10
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поверьте мне, всегда будет лежать пропасть между теми, кто считает себя «здоровыми» и нормальными», и теми, кто имеет, как это принято сейчас стыдливо выражаться, «ограниченные возможности» или, вообще, «не такой, как все». Мне тоже всегда казалось, что я понимаю, с какими сложностями сталкиваются в нашем мире те, кому тяжело двигаться, плохо видит или слышит, прикован к инвалидному креслу. Мне казалось, что я представляю и понимаю.

Ничего я себе не представляла и ничего не понимала. Понимать я начала только оказавшись по другую сторону реальности, в одночасье, перейдя из категории «здоровых» в категорию «с ограниченными возможностями». И тут уж быстро начинаешь соображать, что мир этот приспособлен и предназначен для крепких и здоровых людей, какие бы пандусы, перила или съезды не придумывали авторы многочисленных проектов по адаптации инвалидов. И как бы ни были внимательны окружающие и близкие, какие бы чудеса не творила медицина и технологии, все бы отдал, чтобы снова почувствовать себя сильным, ловким и свободным.

Так что мне вполне понятны чувства Эда Энглси: наслаждение от простого бега, восторг от движения ловких и послушных пальцев, от острого зрения, улавливающего буйство красок, от запахов, звуков, от власти над собственным телом и его послушной реакции на самые мимолетные желания мозга. Какое это должно быть счастье: чувствовать себя цельным и независимым, обрести предназначенный для тебя дом, и при этом — оставаться нужным и делать любимое дело.

И еще, читая рассказ, я думала, о той вере и надежде, которая никогда не оставляет людей, даже тогда, когда все твердят, что все уже кончено. И каждый день заставляет преодолевать боль, слабость, унижения и равнодушие и находить радость в самых обыденных вещах: движении, свете, звуках.

Это очень человечный рассказ, светлый и обнадеживающий. Юпитер, физические законы и прочие фантастические элементы — лишь малозначительный фон, повод поговорить на тему, которую не слишком любят читатели и писатели. Пусть в нем практически нет событий — катаклизмов, перестрелок, злобных маньяков, вынашивающих коварные планы. Но зато есть много обычных человеческих чувств и такой понятной веры, что все в мире возможно, надо только очень сильно этого желать и никогда, никогда не сдаваться/Господи, как легко писать эти слова, и как невообразимо тяжело следовать им в жизни!/. И полный надежды финал: Эд Энглси заслужил свое счастье, став новым человеком — первым жителем Юпитера Джо.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Феерический рассказ, и дело не в идее а в ее подаче. Читаешь про

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
наслаждение смотреть, как небольшой ослепительный шар солнца выплывает из лиловых, с розовыми и золотистыми прожилками волн тумана на востоке! Как свет постепенно усиливается, пока весь гигантский купол неба не превратится в сплошное ликующее сияние! До чего прекрасна привольная щедрая равнина, пронизанная теплым и таким живым светом! А низкорослые леса, раскинувшиеся на миллионы квадратных миль, а слепящие озера, а похожие на перья диковинных птиц гейзеры, а сверкающие, как голубая сталь, ледяные горы на западе?!
и думаешь, что с большой вероятностью во Вселенной существуют прототипы подобной планеты, а также с фиолетовым небом, «где вода — тяжелый минерал, а водород — металл». И это всё существует параллельно биологической жизни на Земле.

Рассказ фееричен в том, что заставляет мечтать о далеких Звездах, о внеземной цивилизации, задаваться вопросом а как зародилось сознание человека, может кто-то влил искру интеллекта в обезьяну, создав ее мозг по своему образу и подобию.

Что категорически не понравилось, так это медицина, это полная посредственность на уровне каменного века, это какой нужно быть ничтожной цивилизацией, чтобы летать с одной планеты на другую, создавать биологически жизнеспособный вид во внеземном существовании, и при этом не уметь излечить своего соплеменника-человека, ну чистое убожество!

Спасибо за совет _xander_

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших вещей Андерсона. В другом мире, в чужом теле главный герой смог достичь своей мечты и зажить полнокровной жизнью. Хотя непросто сказать, насколько это может привести к утрате собственной личности человека.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В повести «Зовите меня Джо», автор рассказывает трагическую историю Эдварда Энглси, ученом — биофизике, ставшего по воле несчастного случая калекой, навсегда прикованным к инвалидной коляске.

Энглси, работает оператором Ю-сфинкса генетически сотворенного существа, способного существовать в адских условиях Юпитера. Работая на станции Ю-5, Энглси, с помощью с технологии «пси-лучевого передатчика» подключает свое сознание к лишенному личности разуму Ю-Сфинкса, Юпитерианца по имени Джо. Джо выполняет исследовательские задачи на поверхности Юпитера в условиях штормовых ветров, аммиачных дождей и давления около двухсот атмосфер.

И не смотря на все невыносимые — адские условия существования на поверхности юпитера, Энглси счастлив, ему нравится быть сильным в теле его аватара — Джо, нравится преодолевать трудности, бороться, выживать.

Постепенно Энглси вживается в своего «аватара» настолько, что уже не мыслит существования своей личности без пси-лучевого шлема на голове.

С каждым новым воплощением Эдвард Энглси всё тяжелее переносит возвращение к безысходной, лишенной смысла, жизни одинокого инвалида, мир которого навсегда обрамлен в инвалидное кресло.

В последствии Энглси осознает, что в теле Джо он силен, энергичен, он счастлив.

Эта цитата как нельзя лучше отражает ребяческий восторг, который одолевает Энглси когда он будучи Джо добивается результата, побеждает: «Энглси задрал голову к сумрачному диску Ганимеда и торжествующе залаял...» (с)

Постепенно и неуклонно происходит слияние личности Энглси и тела искусственного создания — аватара, Юпитерианца, Ю-Сфинкса по имени Джо.

Энглси обретает новое сильное тело, новый мир, новую жизнь. Он отбрасывает беспомощное тело отчаявшегося человека биофизика Эдварда Энглси, навсегда выбирая «ад» юпитера.

История прекрасна, она отсылает читателя к тому вечному, что движет человеком, вечному зову быть счастливым.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

У данного рассказа одна цель: показать, как разум проявит себя в искусственном теле, которое изначально лишено самосознания и полностью управляется со стороны. Это чистая выдумка со стороны автора, ибо ситуация явно неправдоподобная: невозможно представить себе, чтобы мысли (как и ощущения) можно было передать на расстояние, как обычный радиосигнал. Тем более — в чей-то мозг. Я уже упоминал в своих комментариях, что мысль — это не электрический сигнал, а ассоциативная связь между нейронами. Ее нельзя не только передать, но даже подслушать! Все ритмы, изученные нейрофизиологами, не помогут нам понять, о чем человек думает — они только описывают текущую мозговую активность, а не ее причину. Так что все размышления персонажей насчет дистанционного управления живым организмом совершенно ненаучны и потому бессмысленны. Особенно забавной выглядит поломка пси-передатчика: все современные схемы работают на напряжении не выше 5 Вольт — откуда там взяться перенапряжению?! Даже если б передача мыслей была возможной, все сигналы имели б одинаковую интенсивность, будь то мысли радости или ненависти — отличия проявлялись только в фазовом сдвиге по частоте, но никак не по амплитуде! А от этого лампы не взрываются. Тем более, что их 30 лет назад заменили полупроводниковыми транзисторами. Автор об этом тогда не мог догадаться — их время еще не пришло.

Тем не менее, идея управления поступками человека не так уж и фантастична! В нашем обществе ее широко используют уже на протяжении нескольких тысячелетий. Но наибольшие успехи были достигнуты в ХХ веке. Речь идет о внушении. На сегодня это единственный известный способ влиять на чужое сознание. Его особенность в том, что такое влияние косвенное (а не непосредственное, как в рассказе) — оно осуществляется через органы чувств. Существует целая масса методов, как это сделать — например, посредством гипноза. Ослабив таким образом защитные барьеры сознания, суггестор (внушающее лицо) задает чужому разуму свое представление о чем-то. Оно несет в себе не столько информацию о самом объекте, сколько представление о нем, в основном — эмоциональную окраску. Эта окраска формирует в сознании внушаемого определенный образ с искусственно сформированным отношением к нему (интерес, неприязнь, отвращение и проч.). Вот через этот мысленный образ и можно влиять на поступки означенного человека. Ничего не показалось знакомым? По такому принципу построена вся современная реклама, т.н. «общественное мнение» и... образование. Да-да, все педагоги используют внушение для закрепления у детей стереотипа поведения! Причем, учителя с гипнотическими задатками (тембр и ритмика голоса, умение правильно подбирать одежду и пр.) добиваются больших успехов и у них много поклонников. Как правило, 90% из них — мужчины, ибо женский разум легче «взломать» из-за его склонности к чувственному познанию. Поэтому девочки учатся лучше мальчиков, хотя эти знания им в дальнейшем оказываются не так уж и нужны. Рискну высказать гипотезу: вся главенствующая роль мужчины в этом мире связана с его сильными суггестивными способностями! Они развились неявно, как средство противодействия сильному противнику — именно мужчинам приходилось защищать первобытное общество в период матриархата. Получается, что женщины против воли воспитали в мужчинах своего будущего повелителя...

Почему же я выставил рассказу 8 баллов? Совершенно ясно, что не за техническую составляющую, а за правдивое описание психологических манипуляций с сознанием. Может ли внушаемый человек заметить факт внушения? А, если заметит, как будет на это реагировать? Тут автор дает, на мой взгляд, правдивые прогнозы, которые хорошо согласуются с современными психологическими концепциями. Сам процесс зарождения самостоятельности в «марионетке» пока чисто гипотетичен, но не так абсурден, как сама технология внедрения в чужое сознание. Реакция на вторжение также правдоподобна — поставить жесткий ментальный блок, вышвырнув при этом чужое сознание вон. Подобной защите учат сегодня не только психологов, но и дикторов, учителей, военных и даже менеджеров по связям с общественностью! В свое время одиозный академик Казначеев пытался технически создать «защитное ментальное поле», но потерпел в этом начинании неудачу по причине нематериальности самой мысли.

Еще одна интересная проблема, поднятая автором: можно ли передать свой разум в чужое тело? Вопрос совсем не праздный и многократно обсуждался как писателями-фантастами (Шекли «Обмен разумов», Азимов «Город и звезды», Саймак «Что может быть проще времени?», Желязны «Властелин Света», Бестер «Человек Без Лица», Гибсон «Нейромант», Звягинцев «Одиссей покидает Итаку», Ливадный «Райвен» и др.), так и серьезными учеными (Кристоф Кох, Джулио Тонони, Дуглас Хофштадтер). На сегодняшний день экспериментальных данных, подтверждающих возможность подобного переноса, еще недостаточно, чтобы делать однозначные выводы. Впрочем, так же не доказана и невозможность такой операции. Чаша весов пока находится в равновесии и неизвестно, куда она в будущем качнется. Будем надеяться, что перенос разума всё же станет реальностью в ближайшем будущем, ведь, тогда он гарантирует нам самое настоящее бессмертие...

---------------

ИТОГ: рассказ, интересный своей интерпретацией разумности сознания и возможностью манипулирования им из внешнего источника. А также морально-философскими вопросами бессмертия и свободы разума. Один из персонажей рассказа — калека Эдвард Энглси — был использован Джеймсом Камероном как основа для создания образа Джейка Салли из фильма «Аватар».

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный образец твердой космической фантастики середины XX века — серьезный, умный, увлекательный. И с предугадываемым, но от этого не менее эффектным финалом.

Может быть вещь немного затянута, может быть у неё не очень хороший язык, да и с высоты сегодняшнего дня в ней, естественно, можно найти несоответствия — например, с одной стороны, земная цивилизация умеет создавать искусственные биологические существа, по уровню сложности сопоставимые с человеком, а с другой — не может защитить свои космические корабли на поверхности Юпитера от ржавчины. Но достоинства рассказа, даже сегодня, перевешивают всё это многократно — в этом произведении автору не стыдно ответить за каждое из его предложений, за каждую вложенную в него мысль. Ну, а насчет увлекательности, во время которой надо шевелить мозгами, и говорить нечего — почаще попадались бы такие вещицы.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человек в роли творца новой цивилизации. Это фактически выращивание клонов, приспособленных к любым планетным условиям и пересадка в них человеческого сознания. Только согласятся ли это делать люди на Юпитере, если в идеале это надо делать на Земле. И этого бессмертия захотят все. На этом проект Юпитера и остановится...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав рассказ смотреть «Аватар» не так интересно, сразу понимаешь, откуда ноги, пардон, сюжет Камерона растёт. Рассказ интересный и позновательный.:shuffle:

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная тема рассказа, но мне кажется, для ее раскрытия формат рассказа маловат. Слишком много остается вопросов после прочтения. А в целом, один из вполне возможных способов бессмертия. Думаю, очень многие бы захотели прожить еще одну жизнь, пусть и в образе инопланетного существа.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх