FantLab ru

Виктор Пелевин «Любовь к трём цукербринам»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.38
Голосов:
599
Моя оценка:
-

подробнее

Любовь к трём цукербринам

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 55
Аннотация:

О головокружительной, завораживающей и роковой страсти к трем цукербринам.

Примечание:

Фрагмент книги также опубликован под названием «Кто штопает реальность?». — Газета «Книжное обозрение», 2014, №12-13 (2388-2389) от 18-25 августа, с. 31.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 303

Активный словарный запас: средний (2888 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 80 знаков, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 11% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 2015 // Крупная форма (роман)

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2014 // Лучший роман / авторский сборник отечественного автора

номинант
Большая Книга, 2015

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)

Любовь к трём цукербринам
2014 г.
Любовь к трём цукербринам
2016 г.
Любовь к трем цукербринам
2017 г.
Любовь к трем цукербринам
2017 г.
Любовь к трем цукербринам
2019 г.

Аудиокниги:

Любовь к трем цукербринам
2014 г.
Собрание сочинений
2016 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

6/10 Виктор Пелевин «Любовь к трём цукербринам» -- мистическая постмодернистская фантастика. Относительно свежий роман Пелевина, который мне большей частью не понравился. Большей частью -- потому что, по-сути, он состоит из 4 частей. Первая часть, которой я бы поставил 3 из 10 –- затянутое вялое вступительное слово на мистическую тему, ломающее 4 стену, не демонстрируя при этом игры ума, свойственной произведениям Пелевина. Вторая часть, которую я оцениваю на 8 из 10 –- крепкий киберпанк-постмодернизм про жизнь весьма половозрелого мужчины в мире победившего Фейсбука и виртуальной реальности; вот это настоящая пелевинщина, эту часть я читал с удовольствием. Третья часть (даю 2 из 10) –- прямолинейная религиозная проповедь. Четвертая (5 из 10) –- притча о приключениях в разуме аутичной девушки с белыми и пушистыми зверятами и самопальными демиургами; скукотища.

Если бы оставить и расширить вторую часть, которую писал сам Пелевин, а не его блаженный брат-близнец, то роман вышел бы злободневным и интересным для чтения, но облепившая его занудная шелуха все испортила. Особенно малопрофессионально выглядели многочисленные пояснения произошедших событий романа -- прямолинейно, «в лоб».

Резюме: треть романа о мире будущего хороша, остальное –- не настоящий Пелевин

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга хорошая-отличная, но центральная часть ну очень сильно провисает. Мало того, что вся вторая история про Кешу растянута, затянута, так она ещё и похожа на какой-то дикий сплав сериала «Черное зеркало», трилогии «Матрица» и цикла рассказов из ЛКИ (журнал такой был, эх, земля ему микросхемами) про бета-тестеров за авторством небезызвестного Призрака, у которого получалось куда лучше, ироничнее и продуманнее. И смешнее, кстати, тоже, хотя и «Цукербрины» заставляли радостно и горестно посмеяться неоднократно, порой просто до хохота. А ещё в «Бета-тестерах» тоже был Кеша, только не такой яростно намалёваный представитель общества потребления, как у Пелевина, которому порнушку подай, анимешных школьниц для самоудовлетворения подай, игрушечки подай, фильмы на перемотке подай, потроллить про Украину и Россию – вообще святое дело! За таким Кешей наблюдать не то, чтобы нелюбопытно, просто подобных кеш – тьма тьмущая в современном интернете. И от того, что автор взял, да и изобразил портрет «тролля нашего времени» столь саркастичными и сатиричными мазками, размалевав его густо-густо порочными наклонностями, которые сегодня таковыми считаются лишь в головах всяческих ханжей да, кхм, «радостных маркетологов» (вовсе не по профессии, хотя и по ней тоже, а по складу ума и поведению), ищущих свое счастье в пропихивании столь культивируемых образов жизни, в общем, от подобного возведения в божественный статус «хомячка» (финальная стадия и глава, хы-хы) персонаж не стал каким-то резко отрицательным или положительным. Он так и остался обыкновенным грызуном, стаи которых обитают в сетевом пространстве. Я – местами такой же хомячок, как и Кеша, чего скрывать-то или как-то обижаться на модель поведения и образа жизни, автор всё верно подмечает, высмеивает и задает искренние вопросы подобным деятелям. Это даже не то, чтобы не обидно, скорее, не совсем грамотно интерпретировать таких вот Кеш как «персонажей», характеристика которых одна: банальность их мировоззрения и бытия и нежелание из оной выбираться.

Ну, довольно про Кешу. Пусть радуется, что ему в будущем довелось смотреть какую-то свою «Революцию», а не тот омерзительный в своей тупости одноименный шлакосериал, который был у нас не так давно. И в «Танчики» играть, и Сестричку-лисичку – мечту всяких анимедрочеров – натягивать, и шампусики распивать, и из оцифрованного мирка мембран, синтетики и проводов не выползать.

Киклоп интересен в своих размышлениях, и уж куда более, нежели заслуженный тролль Иннокентий. Но он на правах рассказчика пытается сделать истории историями, отчего придает некоторую философско-минорную нотку своим переживаниям. Посему и выходит, что его опыт и взгляды на мир не кажутся чем-то фантастическим. И вот этот персонаж рассказывает три истории: о создании, прозябании и надежде на спасение-перерождение. Понять эти рассказы каждый читатель сможет по-своему, как и их взаимосвязь. Что-то будет растолковано, что-то в последний миг опять ускользнёт от понимания, что-то останется таким же, как ты и подумал в начале, а все остальные подробности будут укладываться сознанием в ту версию и подгоняться под неё, даже невзирая на некоторые нестыковки. Я их понял следующим образом. Создание – Птицы, Свин – аллегория на то, как под моральным гнётом окружающих и их навязанных обществом ценностей заклёвывается всё то светлое, что есть; как мир сходит с ума по ложным богам, не может обрести истинного Бога, и как разбазариваются человеческие жизни на алтаре жертвоприношений этим неисчислимым ложным божествам, которые красиво парят в небесах, но забывают, что их создал тот, с кем они сейчас воюют. Прозябание, полное бесчисленных иллюзий, которые так трудно перебороть, да и незачем, бессмысленное существование, в котором тебе ничего не мешает жить, всё вокруг контролируется и всё заточено под твои хотелки за исключением совсем уж мерзопакостнейших вещей. И обязательно Надежда, дабы уравнять шансы и не дать себя загнобить, не дать уверовать в то, что ложные боги таки допинаются до истинного, тот падёт и наступит хаос. Всё переродится, для каждого будет свой кармический Эдем и своя сущность в нём. А битва… А нет её больше, только мелкий конфликт.

Таким образом, структурно книга очень хорошо выверена, грамотно скомпонована и задаёт некие приоритеты тем, кто хоть немного задумывается во время прочтения. Но я не могу сказать, что читал с восторгами, хотя общее впечатление осталось исключительно положительным.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С творчеством Пелевина я знаком мало, поэтому о наличии или отсутствии самоповторов и снижении/повышении его писательского уровня судить не берусь. Когда-то давно, больше 10 лет назад, пробовал читать его ранние вещи, и тогда они мне скорее не понравились, чем понравились, и я знакомство с творчеством этого автора прекратил. Но прошли годы, изменились мы, изменился мир; и Пелевин наверняка изменился. И, заинтересовавшись доносящимися об этом романе суждениями, я его прочёл, и он мне скорее понравился.

«Любовь к трём цукербринам» состоит из четырёх отдалённо взаимосвязанных историй. Это история рассказчика Киклопа о себе и три написанные им повести.

Повесть «Добрые люди» — это сюрреалистическая история о том, как Птицы атакуют Древнего Вепря, использую обычных людей в качестве живых снарядов. Это авторская мифология, вдохновлённая игрой «Angry Birds».

Повесть «Fuck the system» — практически полноценный киберпанк. Мир будущего, где люди плавают в невесомости, подключенные к поддерживающей их жизнь автоматике, в то время, как вся их жизнь проходит в виртуальной реальности и в осознанных сновидениях, так же регулируемых компьютерными системами.

Часть «Dum spero spiro» похожа на притчу со светлым настроением об ангеле Сперо и говорящих животных, населяющих мир Эдем.

Мне же больше всего понравилась связующая весь роман история о самом Киклопе, человеке, которому вдруг открываются все тайны мира. Её можно расценивать как магический реализм или как городское фэнтези о герое со сверхспособностями, которого преследуют Птицы — могущественные существа из другого мира, пытающиеся разрушить наш мир. В этой части практически нет действия, в основном она состоит из рассуждений.

Пелевин направляет наше внимание на самые неприглядные моменты нашей реальности, в том числе на извращения. Я бы пожал Виктору Олеговичу руку уже за одно то, что он осуждает порнографию, даже если он, как это водится у постмодернистов, имел в виду что-то другое. Киклоп в «Цукербринах» предупреждает о том, что если мы не изменимся, то неизбежно попадём в тот киберпанковский мир, где за нас всё решено заранее, даже то, каким именно видом извращений мы будем страдать. Более того, наш мир уже очень близок к этому. Но философия этого романа не упадническая, не беспощадная и не безнадёжная; напротив, она конструктивная, вдохновляющая, гуманистическая. Нельзя сразу сказать, насколько это близко к истине, но Пелевин, словами Киклопа уверяет нас в том, что мы способны, проявив усилие, создать вокруг себя лучший мир.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пелевин срезает очередной слой окружающей нас реальности и кладет его сверху на большой торт своей библиографии. Настала очередь информационных технологий.

Актуальность того, о чем говорится в книге, зашкаливает. Быт продвинутого пользователя сети Кеши выточен качественно, прочувствованы тенденции. Кеша — герой нашего времени: у него есть работа в айти-сфере (на которой он троллит пол-интернета), у него есть не самая симпатичная подруга Маша (с которой они поругались, а мириться сегодня уже не было желания — всё желание высосала цукербриновая японочка в гетрах), а еще у него есть безмерное презрение ко всем окружающим (благодаря которому он не чувствует себя таким ничтожеством). Более мелкие детали вроде Майдана, World of Tanks и айфона тоже имеются, но перечислять их все смысла не имеет.

Помимо сквозного сюжета Киклопа книга разделена на три повести. Первая из них — гениальна в своей наглости и оригинальности, комична в своем философизме. Спустя страницы приходит смутное осознание, что речь идет о философском взгляде на мир через игру Angry Birds, где Птицы — злые божества, а Великий Вепрь (зеленая усатая свинья) — главное божество, нашептывающее вибрации, из которых простирается вселенная. Психология божеств, ощущения летящих в цель орудий-людей — всё выполнено на «ура», читаешь и наслаждаешься.

Вторая часть, самая объемная — киберпанковская антиутопия, вполне способная стать самостоятельной повестью, но в рамках романа выглядящая еще лучше. После оруэлловского «1984» это наиболее страшная антиутопия. Особенно в те моменты, когда Ке видит свою телесную оболочку. Вне ее — это мир иллюзий, мир-интерфейс, мир сублимации эмоций, жизни и всего остального. Чем больше появляется деталей, тем страшнее вся картина. И когда, казалось, я уже ничему не удивлюсь в описаниях мира будущего, началась глава про работу Кеши, на которую ходит каждый, когда у него заканчиваются шэринг поинтс. И в этот момент накрывает ужас дикости мира будущего: общество питается болью его индивидов, причем болью в изощренной форме. Как положено в антиутопиях, главному герою попадается информация об истоках возникновения подобного общества, организуется некий мини-заговор, всё это здесь есть. Есть и явные отсылки к Оруэллу: Большой Брат — Little Sister, «Большой Брат любит тебя!» — «Цукербрины любят меня!» И, как обычно в антиутопиях, появляется человек, готовый всё разъяснить об этом непонятном мире, в данном случае такую роль выполняет террорист Бату Караев. Весьма колоритный тип, хотя бы тем, что приложение с ним сопровождается помимо самого Караева милыми овечками, которые перетаскивают кирпичи из одного края белого экрана в другой край. Также много мелких забавных находок Пелевина, таких как эволюция изображения из формата 2D в 5S, практическое переосмысление строки классика «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» или символичные команды перед соитием с супругой «Окей, пинис, райз энд шайн!»

Первые две части объединяет персонаж Кеша, Кеша настоящего и Кеша будущего, и в обоих временах он зачастую занимается онанизмом. Здесь не всё так плоско и похабно, как может показаться. Дело в том, что на примере кешиной мастурбации Пелевин показывает, как искусственные девайсы высасывают из человека его природную силу, всё естество, для которого он был создан эволюцией. В итоге имеем полную сублимацию любой естественной потребности, бег белки в колесе, имитацию ради имитации жизни. Процесс ключевого занятия хорошо передан в следующей цитате автора: «Еще в двадцать первом веке секс-контент занял большую часть сетевого трафика. И с тех пор его объем только рос. Вдумайся — миллионы потребителей порнографии целыми днями доводят себя до кипения на раскаленной плите, которую они сами включают у себя под задницей. Они обманывают свой мозг, обдавая жаром похоти наведенные на них электронные приемники и антенны. Совокупляются с кремнием.»

Третья часть — самая короткая и самая светлая из всех. История чудесной девочки Нади. Она же Надежда. Она же Spero. Этот персонаж — настоящий свет в конце тоннеля, глоток добра на фоне смрадного воздуха презрения, хэппи-энд во плоти. Сначала, в первой части, Надя была одним из сотрудников кешиной конторы, в конце она становится Ангелом в своем собственном Эдеме. Высокая, сложная и перекликающаяся с другими часть. Киклоп говорит, что события в Эдеме действительно происходят в одной из версий будущего, с другой стороны, сюжет жутко напоминает рассказы Пелевина «Иван Кублаханов» и «Отель хороших воплощений», из которых можно сделать иной вывод: всё происходящее — фантазия девочки Нади за несколько дней до взрыва, когда она еще сажала в горшки с цветами разноцветных зверюшек и тайком разговаривала с ними. Можно сказать, она проигрывала этот самый Эдем в голове, а можно понимать и прямым текстом сказанное Киклопом. В любом случае часть не менее увлекательна. Уверен, что именно в ней желающие найдут больше всего потаенных христианских смыслов, помимо общей концепции троицы цукербринов.

Резюмируя, скажу, что данная книга Пелевина крепкая, весьма оригинальная, актуальная, нередко летающая в высоких плоскостях, что в принципе должно быть свойственно затронутым темам Эдема и киберпанковской антиутопии. Один недостаток — ее чтение не летит от страницы к странице, она в меру тяжеловесна, в отличие от похожих «S.N.U.F.F.», «Ананасной воды...» и «Поколения П».

P. S. Довольно странно наблюдать одни и те же отзывы на поздние произведения автора о том, что, мол, это всё уже было, это просто другими словами, ничего нового и т.д. Зачем тогда, собственно писать их? Вы ведь тоже повторяете тем самым одну и ту же мантру:)

***

Напоследок поделюсь своим стишком, который я написал еще до прочтения книги, услышав где-то ее основную идею, пускай тогда и в более упрощенной форме:

Под пёструю триаду цукербринов,

Меж постсоветских ссылок непрямых,

Мечта зрачков на_веки устремилась

В пустые, но прекрасные миры.

Солдат нёс службу на посту, где были лайки,

И где репост — огромный сенбернар,

Где он шагал, держа себя «на автомате».

Война... эх, непростые времена.

И жизнь перетекала, как бутылка Клейна:

Маньяк, футбольный тренер, контр-террорист...

Здесь всё так ярко, весело (наверно),

Но главное, чтобы компьютер не завис.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Некое «идеологическое» продолжение Generation «П», основанное на главном, с точки зрения автора, системном изменении, произошедшем в человеческом обществе, за минувшие 10 лет. Общество жертва рекламы «Поколения», трансформировалось в жертву смартофонных-блоговых «Цукербрин».

Повествоание основано на, традиционной для Пелевина, ортодоксальной софистике общественных отношений.

Автор берёт за основу некую, весьма психоделлическую идею, доводит её до абсурда, строит на её основе все параметры произведения — сюжетную интригу, сценический антураж, образы героев.

Такое повествование создаёт перед нами иллюзию чего-то глубоко-мудрого, почти недоступного нашему пониманию. Реально же, мы имеем три раздельных произведения, по одной основе, сшитых вместе, весьма искуственно. 1. Тайное устройство мироздания, по мотивам игры «Angry Birds» 2. Антиутопия общества будущего, состоящего из «подключённых» к социальным сетям. 3. На последок, некая уж совсем психоделлическая повесть, выглядящая пародией на Кэролла.

Ничего особенно гениально-мудрого в этом мультиромане, на самом деле нет, он сокрее просто проецирует текущее отношение мэтра к окружаещему его общесту, доведённое до абсурда.

Понравилось — язык, манера повествания, в состоянии затуманненого рассудка, несколько технических идей антиутопии будущего.

Не понравилась мизантропия Пелевина, доведённая в этом романе до абсурда. Также, наезд на Гребенщикова, в финальной сцене, показался мне излишне злым и неуместным. Пелевин явно решал некие, персональные комплексы.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странная книга, другого слова не подберу. Нет, написано, как всегда, блестяще, живым выразительным языком с изрядной долей цинизма. Научные выкладки и философские размышления, помноженные на злой, едкий, очень точный и жесткий юмор – только Пелевин может так преподносить материал. Хотя на этот раз с юмором ,на мой взгляд, перебор… Признаюсь честно, я сама далеко не белая и пушистая и в том, чтобы поглумиться над кем-то (или чем-то) не вижу ничего зазорного, но такой поток желчи даже меня слегка покоробил. Причем под раздачу попадает абсолютно все, без исключений. Как у акына – что вижу, то пою, так у Пелевина – что вижу, то и поливаю… ну, в общем, вы поняли чем. Прям какой-то тотальной ненавистью уже попахивает… Нет, смешно, не спорю (Крейсер «Чайковский», например, повеселил или, скажем, услуги по IP-экзорцизму, да много чего еще) но и как-то немного обидно…

Что же касается материала, то его здесь столько, что на добрый десяток книг наберется. Швыряют тебя от политики до эзотерики, от метафизики до религии, от науки до мифологии… И настолько рьяно все эти компоненты тасуются, мельтешат, сменяя друг друга со скоростью картинок в калейдоскопе, что на простой вопрос «о чем эта книга?» ответить не так-то и просто. Если коротко, то, наверное, о том, как в эпоху массовой компьютеризации человек медленно, но неотвратимо трансформируется в овощ с перепрошитыми мозгами, и вопрос, когда цифровые технологии заменят ему и общение, и любовь, и интимную близость – лишь вопрос времени.

Основной посыл книги, как мне кажется, как раз в том и состоит, чтобы напомнить людям о том, что они люди, и жить должны по-человечески. Поднимается тема библейских заповедей — пусть старая и избитая — но «лучше еще ничего не придумали». Живи правильно, не делай плохого – и вселенная ответит тебе тем же. Ты живешь в таком мире, который ты заслуживаешь. Если вокруг все плохо – покопайся в себе самом.

В целом, книга скорее понравилась, чем не понравилась, но лучшей у Пелевина назвать я ее не могу.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Спустя месяц после прочтения, в памяти осталась только вторая, срединная и самая большая часть книги. Хоть она и обыгрывает опять одну из двух-трёх вечных и неизменных тем Пелевина, но на этот раз хотя бы завёрнута в необычный для автора антураж киберпанка. Чувствуется, что автор прочитал перед написанием несколько икон жанра, так что обыграть постепенное осознание ГГ иллюзорность жизни в мире недалёкого будущего, удалось неплохо. Действие при этом даже не сильно напоминает «Матрицу«! Сюжет хорош, и даже не побоюсь этого слова, увлекателен. Атмосфера сытного безысходного будущего с его своеобразными развлечениями и моралью, удалась превосходно.

А остальные части книги... Ну, они неплохие и даже интересные. Просто настолько чудовищно типичны и обычны для Пелевина, что спустя месяц не могу даже написать про них ничего примечательного. Запомнились только чудовищно удачные своим глумлением над отечественными «либералами» эпизоды. Впрочем, Пелевин в каждой своей книге находит про них и их своеобразную мораль пару ласковых строк. Примечательно только то, что вторая часть книги — это именно мир победивших «либералов», о котором им остаётся только мечтать и жаждать его скорейшего наступления.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не могу сказать, что сильно впечатлилась. По моему скромному мнению, Generation «П» стал апофеозом творчества Пелевина, все остальное — попытки дотянуться. И если S.N.U.F.F. читался легко и на одном дыхании, то «Любовь...» идет очень натянуто и лишь ближе к концу начинается динамика, вызывающая живой интерес читателя.

В-целом, складывается ощущение, что автор пытается поймать очередной тренд, но делает это уже не по духовному волеизъявлению, а тупо ради гонорара.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Любовь к трем цукербринам» заставляет вспомнить лучшие образцы творчества Виктора Пелевина» — Собственно, эта фраза из аннотации — лучшая рецензия на роман Пелевина «Любовь к трем цукербринам». В самом деле, читаешь и вспоминаешь, что когда-то, давным-давно, Пелевин был огого, а не журналист с замашками левака, начитавшегося Ги Дебора.

Впрочем, уверен, что нынешним российским левакам-конформистам (да-да, в России леваки именно таковы) такая горькая истина не придётся по нраву. Они ведь в натуре тащатся от Пелевинских задорных обличиловок, направленных в пустоту, подальше от политической ситуации. Читая Пелевина (вариант — Минаева, разница невелика), чувствуют себя умными и дерзкими.

Оценка: 3
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С миру по нитке — Пелевину роман. © Русская (возможно) народная поговорка.

Виктор Олегович Пелевин — и жнец, и швец, и на дуде игрец. Поразительно разносторонний человек: он разбирается и в том, как порноролики называются в рунете, и в Angry Birds играл, и в GTA рубился, и в хохлосрачах сечет фишку, и в методах троллинга. Как только не устает всей этой ерундой заниматься, да еще время на написание романов остается. Впрочем, учитывая, что в данной книге он просто пересказал «Матрицу» языком своих романов «Ампир V» и «S.N.U.F.F.» с добавлением фирменного жлобства, злорадства, хамства и демонстративной гинофобии, то наверное, в этом нет ничего удивительного.

Виктор Олегович Пелевин — отличный повар. Отличается тем, что готовит только одно блюдо — рагу, каждый раз делая вид, будто готовит его впервые и вообще это блюдо уникальное; зато делает это так, что пальчики оближешь. Валит все стыренные у соседей ингредиенты в одну кучу, туда же специи — для остроты и вкуса, масло и майонез — для маскировки того факта, что все это уже едено и не раз.

Виктор Олегович Пелевин — знатный философ. Даже целый философский пароход, непонятно почему еще не высланный из страны. Если кто-то и может поспорить с ним, то это только Экклезиаст, у которого в голове творился примерно такой же бардак из разрозненных кусочков различных политических парадигм и духовных практик. В принципе, в книге достаточно нетривиальных, занятных и достойных обдумывания идей, и если бы автор сконструировал вокруг них хороший интересный сюжет, могло получиться очень здорово, но Пелевин предпочел подать их на бегу, галопом по европам, с каким-то шарлатанским подмигиванием, и в результате мы имеем набор кухонных банальностей и затасканных мемов поп-культуры с претензией на оригинальность и глубину.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Высказавшись вначале относительно сравнения интернета с отхожим привокзальным местом ( сделать дела скоро и брезгливо), дальше Пелевин демонстрирует недюжинное знание материала в части сетевых увлечений офисного планктона. В.О. в сатирической своей ипостаси давно уже выбрал главной мишенью именно планктон, ну еще и геев. Как водится, в крайнем романе есть и верховное существо, есть еще и Птицы, но по существу все те же игры симулякров. По обыкновению есть ряд удачных острот, которые чуть выше уровнем нежели сценарии Комеди Клаба. Остроумных фраз, впрочем, немного, а излишне много всякого рода перемещений симулякров: все что-то суетятся, рожают от птиц, эякулируют с Мэрилин. Басинский в свое время писал, что у Пелевина чередуется хорошая книжка с проходной. Как по мне, переход В.О. на стабильный производительный темп привел к сбою традиции: и предыдущая книжка была очень так себе, а вот эта — так и вовсе скучная и малоинтересная. Жду еще одной книжки В.О., чтобы понять — не оставить ли светлые воспоминания о нем по впечатлениям от ранних книг. Туда — к Саше Соколову, Искандеру, Битову, Толстой. которые уже все хорошее написали, памятники заслужили и определенно хорош ( кто сам перестал писать, а кого стоит и перестать читать).

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В мою бытность студенткой журфака преподаватель с кафедры новых медиа как-то раз просветил аудиторию о забавнейшем исследовании, проведенном, естественно, «британскими учеными», которые задались вопросом, как на социум и поведение индивида в нем влияет частота просмотра порнографии. Типичный дрочер при этом отличался усиленной требовательностью к противоположному полу и испытывал из-за этого непредвиденные сложности в построении личных отношений. Пелевин в своем «любовном признании» привел примерно тот же отчет, показав, как социальные сети смещают человека с места венца пищевой цепочки в промежуточное звено цепочки рациона 18+. Даже образ вагончиков так кстати по Фрейду пришелся. Но все это случайные совпадения. Требовательность в удовлетворении потребностей и право иметь последние — идея, от которой сложно отказаться, когда со школы это определение вбивается в сознание первой аксиомой экономики и первым попавшимся на глаза ценником.

Композиция произведения строится как эволюция стремлений человека: от простого человеческого полета в сторону своего бога до хитроумных сплетений идей, которые в конце концов сводятся к выбору, удовлетворяющему потребности за шэринг поинтс. Религиозные аспекты уничтожаются сначала излишними философствованиями, а потом стираются в ноль появлением фанатика, понимающего, как же устроена жизнь. Слишком рациональное понимание действительности — такое же убийство высоких стремлений. В результате человек заменил свою человечность статусом. Назвался, например, родителем и затребовал за это уважения, назвался женщиной и стал просить равные права вместо исключительного из общества положения. Главное же четкость собственной иконки на чьей-то сетчатке. А с помощью социальных сетей быть вовлеченным в общественную жизнь с помощью «мультипаспорта» с самопровозглашенным собой стало еще проще. Странно, что поклонники Пелевина склонны находить в его сюжетных текстах только исходные ссылки и радоваться пониманию всех комбинаций словно игроки в тот самый Candy Сrush. С такой позиции «Любовь к трем Цукербринам» действительно кажется веселой картиной современности после глотка коктейля из знакомых ингрeдиентов.

Интересно, что, являясь двойным рынком еще чуть ли не с зарождения, массовые коммуникации обрели своих «богов» (тех самых цукербринов) только сейчас. Раньше за СМИ могли стоять только люди, а в случае с оруэлловским «1984» идея. Причем Пелевин зачем-то создал тварей лучше Бога, работающих на уничтожение их создателя через построение общества-сети, видимо, не осознавая, почему медиа настолько эффективны. А все потому, что в медиаэкономике, так же как в социальной экономии, не работают типичные принципы рынка. И если свободный (например, пиратский) шэринг противостоит маркетинговым сетям, то медиа возводят эти сети в кубы, являясь не только информационным продуктом, но и имиджбордом для завлекаемой аудитории и биллбордом для рекламодателей, которые будут обеспечивать жизнедеятельность всей образующейся зоны конкретного СМИ. С этой позиции светлый образ Нади, вроде как антагонист для цукебринной вселенной, превращается в одного из участников всего созданного безобразия, а не ангельскую ипостась близкого к идеалу существа. Ну не участвует она в потреблении и производстве информационного контента и что? Вообще-то спонсоры тоже в этом не особо задействованы. Зато обе фигуры позволяют существовать своему личному зоопарку: у одной миниатюрки в цветочных горшках, а у вторых — обезьянник в офисных клетках.

Как эзотерический стёб над реальностью роман тоже не угодил. Если честно, сама идея «прыгуна» по поездам была мной подмечена еще из концептуального альбома Пилота «Сказка о Прыгуне и Скользящем». И там, получается, рассказчиком (Киклопом) был сам читатель/слушатель. Роли же в сказке тоже, кстати, в результате исполняли звери. На то она и сказка. Ясно что сам концепт еще древнее, да вот ссылки на «звериную» идею не проставлены.

Отбросив последнюю гирлянду, отдающую дань стилю и направлению сего произведения, можно обнаружить еще одну мысль. Киклоп-то с помощью своего упражнения смог увидеть то, что человек в рамках медиа сам перестает медиумом быть, становясь сначала субъектом слегка уникального контента, а потом, теряя последнюю капельку оригинальности, сжимается до точечки, задействованной в вселенском конвейере контента навязанного. Но это только фанаты эзотерических бредней считают вехой своих духовных практик стать медиумом, а в социуме ты либо дискретен, либо никакой. В общем, для меня не очень убедительно. Ничего интересного.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В целом Пелевин молодец, создал очередной крепкий роман. Точнее не роман, а текст, поскольку сюжет здесь, конечно, минимален. Книга получилась скорее в стиле интеллектуального «потока сознания». Но в этом нет ничего плохого, потому что талант автора никуда не делся. И можно по прежнему получать удовольствие от оригинальных трактовок, свежих сравнений, изящных рассуждений и просто от хорошего литературного языка.

Пелевин предлагает очередной неожиданный, но вполне логичный вариант мироустройства, с привычной дозой буддизма, юмора и эротики. Получилось интересно. Из недостатков могу только отметить нехватку привычной легкости чтения, которая присуща многим его вещам. Текст получился несколько «вязким», особенно во второй половине.

Многие считают, что Пелевин из книги в книгу пишет об одном и том же. Возможно, но зато он каждый раз делает это другими словами. А так может далеко не каждый.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лет 8 назад мне казалось, что больше Пелевина я читать не буду. Из книги в книгу более или менее удачно мусолятся одни и те же мысли, юмор построен по одной и той же предсказуемой схеме: игра слов, парадоксальные формулировки, эклектичное сплетение мифологических образов и символов с остроактуальными. Причем лучшие вариации на тему как будто бы остались позади. Но тем не менее. Вот еще одна книга прочитана — уж очень нахваливали. На этот раз точно последняя.

Что сказать... Понятно, что автору всегда было интересней разглагольствовать на свою любимую тему, чем сочинять сюжеты, но тем не менее в некоторых романах и повестях они все-таки были, хотя и достаточно несложные. Здесь же ни сюжета, ни какой-либо композиции нет напрочь. Это просто какой-то развалившийся на куски размокший хлебный мякиш. Роман «Любовь к трем цукербринам» не является цельным произведением и вообще собственно романом.

Кусок посвященный Киклопу выглядит началом интересной истории, но самой истории фактически нет. Зачем-то понапихана куча всяких оговорок на тему физической картины мира. Зачем? Художественная книга имеет право на собственную реальность и не нуждается в оправданиях.

Кусок про птиц и бога абсолютно не нужен и неинтересен, его следовало бы безжалостно выкинуть на помойку.

Кусок, посвященный Кеше и миру будущего — наиболее цельный и законченный из всех. Он довольно занятный, будоражит фантазию. Было интересно думать, какие из этих футуристических прогнозов имеют шанс воплотиться в реальность. Если обкарнать все остальное, то эту часть можно было бы публиковать как самостоятельную повесть. Причем так было бы лучше.

Идиллический кусок про Надю-Сперо, наверное, свидетельствует о благотворных переменах во внутреннем мире автора. Попытка создать некий положительный образ... более того! положительный женский образ, прости господи. Попытка создать мир, который не является страданием. Это нечто новенькое. Но увы, попытка неудачная. Все это, к несчастью, совершенно плоско и неубедительно.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да уж, думал, не удастся Пелевину в этот раз меня удивить. Добрую половину книги я читал с заметной скукой — дежа вю и рутина. Однако эти ощущения, как мне кажется, создавались и нагнетались Пелевиным специально, чтобы точным ударом огорошить, потрясти, придать тексту динамику и, не дожидаясь пока омерзительное восхищение пройдет, вложить читателю в голову картину и концепцию мира – так лучше усваивается. В конечном счете, остался доволен. Как уже отмечалось в других отзывах на удивление жизнеутверждающая книга.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх