FantLab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах»

Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах

Пьеса, год

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 67

 Рейтинг
Средняя оценка:7.82
Голосов:710
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Очень не типичная книга для творчества АБС. Их единственная пьеса. Времена перестройки. В некую Питерскую квартиру, среди ночи, приходит Черный Человек и приносит повестку.

Входит в:

— журнал «Нева» № 9, 1990», 1990 г.

— журнал «Завтра. Фантастический альманах. Второй», 1991 г.

— антологию «Слепящая тьма», 1991 г.


Экранизации:

«Żydzi miasta Petersburga» 1993, Польша, реж: Jacek Skalski

«Жиды города Питера» 1993, Россия, реж: Елена Плугатырёва

«Невесёлые беседы при свечах» 2015, Россия, реж: Маргарита Фильчина



Похожие произведения:

 

 


Слепящая тьма
1991 г.
Сценарии. «Жиды города Питера…». Сталкер
1993 г.
Сценарии. «Жиды города Питера…». Сталкер
1995 г.
Хромая судьба. Пять ложек эликсира. Повести, рассказы, пьесы
1997 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2001 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2004 г.
Жиды города Питера
2005 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2007 г.
Хромая судьба
2007 г.
Хромая судьба
2007 г.
Собрание сочинений в 11 томах. Том 9. 1984-1990
2009 г.
Собрание сочинений в 11 томах. Том 9. 1985-1990 гг. Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя. Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах. Киносценарии
2012 г.
Пять ложек эликсира
2017 г.

Периодика:

«Нева» № 9, 1990
1990 г.
Завтра. Фантастический альманах. Второй
1991 г.

Аудиокниги:

Жиды города Питера. Пять ложек эликсира
2006 г.
Жиды города Питера. Пять ложек эликсира
2009 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июня 2013 г.

Вот, ведь, штука какая... не стареет эта пьеса. Ну, ладно — перестройка, КГБ и т.п., — но сейчас приди к людям похожие бумажки (воришка города Питера, получавший «чёрную» и «серую» зарплату, нарушитель ПДД города Питера... взяточник, подтасовщик... уклоняющийся от налогов, не ходивший на голосование или проголосовавший против... жулик города Питера, чиновник города Питера, бизнесмен, владелец крутой иномарки при невысокой зарплате... лицо иной национальности) и кончатся наши светлые денёчки и наша внутренняя свобода.

И забегаем мы, как тараканы на сковородке, по тёмным квартирам с их отключенным электричеством, поскольку у любого из нас за душой хоть малый, да найдётся грешок перед властью, и мы о нём прекрасно знаем.

А на лестничных площадках — тихие люди в чёрном, приносящие повестки.

И бежать-то — некуда.

Далее — смотри пьесу.

Пожалуй, одно из самых символических произведений братьев Стругацких.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 января 2009 г.

пьеса на мой взгляд очень сильная...в ней дается описание общества которому дали глоток свежего воздуха и назвали — это гласностью... люди, которые жили при диктатуре, были вымуштрованы ею идеально... и не смотря на веяния и кажущуюся свободу... появляется черный человек, приносит повестку примерно такого содержания: всем Жидам — САМИМ явиться на свою казнь! и страшно не то, что такова бесчеловечная система, которая может так поступать со своими гражданами, страшно то, до какого состояния доведены люди, что они начинают собираться и укладывать вещи, описывать свое имущество... и от этой безысходности РЕАЛЬНО СТРАШНО! это люди старшего и среднего поколения, выросшие в эпоху строительства социализма... которые видели и репрессии, и КГБ и войну и т.д.

в качестве позитива Стругацкие в пьесу вводят новое поколение, которое больше не желает подчиняться!!! фоном во втором акте звучат песни БГ, Шевчука, Цоя...

ЗЫ и финал, когда вроде надо было бы вздохнуть спокойно, так как свет дали, повестки отменили (или путч подавлен, если современной терминологией выражаться) раздается телефонный звонок, который протяжно звенит в ночной квартире и все БОЯТСЯ подойти, потому что СТРАШНО узнать, что день грядущий нам готовит!

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 июня 2013 г.

Читалась пьеса как диковинка. В хорошем смысле. Отличается от других произведений авторов по форме, а вот посыл не нов: достоинство и чувство самосохранения. Магическое шествие кролика в пасть удаву. Кого тут осудишь: удава или кролика? Жаль только, что «удавность» нашей административной системы так и не преодолена. Да и полярность человеческих нравов тоже: страх и зверства (рождённые тем же страхом). Тем более всегда найдётся Чёрный Человек в мокром плаще, доставляющий, разъясняющий, указывающий, но подневольный. Поэтому битый. Авторы не выводят здесь обреченность Питера, дают луч света: верность (в данном случае жены и матери, да и просто человеческая). Без лишних слов, поводов, наград. Это сваи, на которых будет держаться человечность. Доколе.

Пьеса понравилась.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июня 2010 г.

В этом произведении затронута тема ярлыков. Ярлык «Жид», ярлык «Богач», ярлык «Распутник». Дело в том, что каждый из нас в чём-то виноват перед обществом (с точки зрения масс). Нет чистых людей, только молодость, юность может еще застаховать нас от навешивания устоявшегося, закостенелого ярлыка по причине молодости, глупости, переменчивости. Но вот чем мы старше, тем нам образ в глазах общественности становится более закостеневшим, и сломить его, как-то переменить будет уже непросто. Если чесТно, самые слабые из нас видят себя уже не такими, какие мы есть на самом деле, а глазами этой самой общественности. И к единственной героине этой пьесы так же не смогли приклееть ярлык. Зоя Сергеевна — это прекрасный образец матери и жены, которая выбрала семью, ей не нужна повестка, она всегда и всюду пойдет за мужем. А «мать» или «жена» — это не ярлык, это звание, причем «почетное» звание.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 марта 2015 г.

Одна из самых сильных пьес в современной драматургии. И, к сожалению, очень актуальная.

И не только в отношении еврейства. Учитывая количество межнациональных конфликтов, вместо первого слова можно подставить любую другую национальность.

Так что рекомендуется к прочтению.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 мая 2010 г.

Безумно интересное произведение. С точки зрения раскрытия темных сторон характера человека. Как ни странно, больше всех сочувствовала Черному Человеку, ведь, если разобраться, кто он такой? Так, исполнитель, подневольный человек,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а его в итоге еще и избили.

А Зоя Сергеевна вызывает больше всего симпатии, как мне кажется, это наиболее человечный персонаж во всей пьесе.

Все-таки я рада, что живу уже не в такое время, когда такого рода повестка будет восприниматься серьезно. Я после прочтения спросила у бабушки, что бы она делала, прийди ей такое. Она ответила, что пошла бы, куда деваться...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 октября 2007 г.

Замечательнейшая пьеса... Идти- страшно, не идти нельзя... Даже в наше время.

«Начинает звонить телефон, и звонит долго, но все стоят в полном остолбенении, и никто не берет трубку.»

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 сентября 2008 г.

Мне кажется, в любом литературном произведении (в полном смысле этого слова) заложено идейной составляющей больше, чем отдельный читатель может воспринять. Каждому — свое, так сказать. Так и с «Жидами города Питера», не все ведь видно с первого раза, даже с высоты самого пристального и внимательного взгляда

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 июля 2008 г.

Было реально СТРАШНО читать. Хочется, конечно, представлять, что отвечаешь: «Я люблю ходить в ведро...», но для этого нужно сначала пережить эти хождения. А еще лучше — сперва так ответить, а потом читать эту пьесу с чистой совестью.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 апреля 2015 г.

Да. Это Стругацкие. Наверное, последняя true вещь «старой» школы.

Нет, я не хочу сказать, что дальше талантливых авторов не будет. В «новой волне» будут у нас и Олди, и Рыбаков, и Логинов (ну, правда, не шибко молодые авторы, но не суть). Будет много всего. Но вот этого переворачивающего небо и землю момента, с ужасающей яркостью высвечивающего фашизм... Вот этих минут-«откровений», когда финал оставляет тебя даже не после катарсиса, а как... ну как оглушённого взрывом, что ли. Вот этого, как мне кажется, уже не будет.

Будет только надежда на «минуту добра».

И странно, что многим другим читателями эта пьеса «топорно» или «неинтересно». Меня поразила не столько идея (которая остаётся актуальной и сейчас). Меня поразил финал.

Где вы, Странник-Каммерер, Юрковский, Быков, Лев Абалкин? Боюсь, вас в новом времени уже не будет...

Осталась ли у нас надежда на «минуту добра»?

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 мая 2010 г.

Очень страшная пьеса. Хотя некий налет нереальности и напоминание тургеневских «Отцы и Дети» спасает от ощущение полного кошмара. И хотя Базарин ту никак не Базаров. Но вместе с Кирсановым я очень быстро вспомнил почти забытых ОД. А уж «Нигилисты города Питера», развеяли последние сомнения.

Когда абстрактно читаешь и про Холокост и про репрессии всегда возникает вопрос почему же шли добровольно. Почему не брали в руки оружие или хотя бы дубины. Казалось бы в 90 такого быть не должно. Люди не должны добровольно идти на унижение, ссылку смерть. Тем более люди вкусившие свободы. Но что-то рабское в них, да к сожалению и в нас сегодня так и осталось. Им (властям? тете моте?) виднее. Это какая-то ошибка. Надо подчинится, а потом все утрясется.

Для меня Сергей, Артур и Зоя Сергеевна все-таки положительные герои. То есть Зоя Сергеевна просто герой и великий человек. Ее не сломила ни эпоха застоя ни эпоха перемен.Что касается Сергея и Артура, то их попытка купить Черного человека, конечно производит неприятное впечатление. А вот расправа с ним действие правильное. Он не простой исполнитель, а полицай. И очевидно, что вся концовка была такой, только благодаря Сергею и Артуру.

Эта страшная атмосфера 90го года прошла мимо моего счастливого детства.. Ну судя по рассказам взрослых , это действительно было время ожидания погромов ,когда продумывались варианты спасение детей у соседей.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 сентября 2007 г.

Вот вещица-то, ни один герой, на удивление, не вызывает положительных эмоций, все какое-то немного гадливое. Ну а уж последняя сцена, так просто мерзость. А актуальности пьеса совсем не потеряла, никуда этот страх не делся, посмотрите вокруг. Хоть уж 16 лет как нет СССР, а все равно, люди, выросшие в этой стране до сих пор ждут, когда за ними придут.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 января 2008 г.

Достаточно интересное и нетипичное произведение для авторов. Готов не согласиться с некоторыми читателями, тема, поднятая в пьесе актуальна всегда, вопрос не столько в намеке на репрессии, сколько на честность и честь, серость и свет, любовь и ненависть, стадность и индивидуальность...

Оценка: 9
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2006 г.

А по-моему очень смешно. Если отстраненно рассуждать...

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 декабря 2007 г.

Последняя совместная вещь Стругацких. Почти реалистичная пьеса. Своего рода прогноз попытки реставрации «социализма», которая произойдёт спустя год после написания «жидов». Повесть о разъедающем душу страхе перед теми, кто руководит. О тех у кого этот страх есть, и о тех, у кого нет. И о том, как с этим страхом быть.

О названии пьесы Борис Натанович в своих комментариях написал: «все наши герои, независимо от их национальности, были в каком-то смысле «жидами» – внутри своего времени, внутри своего социума, внутри собственного народа». Вы в себе такого «внутреннего еврейства» никогда не чувствуете? Завидую.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх