fantlab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.75
Оценок:
842
Моя оценка:
-

подробнее

Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах

Пьеса, год (год написания: 1990)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 83
Аннотация:

Времена перестройки. В некую питерскую квартиру среди ночи приходит Чёрный Человек и приносит повестку.

Примечание:

Машинопись из одноимённой папки. Написано в 1990 г.

Первые публикации — журнальная: Нева (Л.). — 1990. — № 9; книжная: Слепящая тьма. — СПб., 1991. — (Библиотека журнала «Нева»).


Входит в:

— журнал «Нева № 9, 1990», 1990 г.

— журнал «Завтра. Фантастический альманах. Второй», 1991 г.

— антологию «Слепящая тьма», 1991 г.

— журнал «Dialog, 4. Kwiecień 1992», 1992 г.


Экранизации:

«Żydzi miasta Petersburga» 1993, Польша, реж: Яцек Скальский

«Neveselé rozhovory pri sviečkach» 1993, Словакия, реж: Милан Ласица

«Жиды города Питера» 1994, Россия, реж: Натан Басин (театральная постановка), Елена Плугатырева (телеверсия)

«Жиды города П» 2014, Украина, реж: Сергей Обухов

«Невесёлые беседы при свечах» 2015, Россия, реж: Маргарита Фильчина



Похожие произведения:

 

 


Слепящая тьма
1991 г.
Сценарии. «Жиды города Питера…». Сталкер
1993 г.
Хромая судьба. Пять ложек эликсира. Повести, рассказы, пьесы
1998 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2001 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2004 г.
Жиды города Питера
2005 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2007 г.
Хромая судьба
2007 г.
Хромая судьба
2007 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2009 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2012 г.
Пять ложек эликсира
2017 г.
1985-1990. Отягощенные злом. Жиды города Питера. Из неопубликованного
2019 г.
1985-1990. Отягощенные злом. Жиды города Питера. Из неопубликованного
2019 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 29. 1990—1993. Книга первая
2021 г.
Пять ложек эликсира
2021 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 29. 1990—1993
2023 г.

Периодика:

Нева № 9, сентябрь 1990 г.
1990 г.
Завтра. Фантастический альманах. Второй
1991 г.
Dialog, 4. Kwiecień 1992
1992 г.
(польский)

Аудиокниги:

Жиды города Питера. Пять ложек эликсира
2006 г.
Жиды города Питера. Пять ложек эликсира
2009 г.

Электронные издания:

Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Židáci města Pitěru
2013 г.
(чешский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот, ведь, штука какая... не стареет эта пьеса. Ну, ладно — перестройка, КГБ и т.п., — но сейчас приди к людям похожие бумажки (воришка города Питера, получавший «чёрную» и «серую» зарплату, нарушитель ПДД города Питера... взяточник, подтасовщик... уклоняющийся от налогов, не ходивший на голосование или проголосовавший против... жулик города Питера, чиновник города Питера, бизнесмен, владелец крутой иномарки при невысокой зарплате... лицо иной национальности) и кончатся наши светлые денёчки и наша внутренняя свобода.

И забегаем мы, как тараканы на сковородке, по тёмным квартирам с их отключенным электричеством, поскольку у любого из нас за душой хоть малый, да найдётся грешок перед властью, и мы о нём прекрасно знаем.

А на лестничных площадках — тихие люди в чёрном, приносящие повестки.

И бежать-то — некуда.

Далее — смотри пьесу.

Пожалуй, одно из самых символических произведений братьев Стругацких.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последняя совместная вещь Стругацких. Почти реалистичная пьеса. Своего рода прогноз попытки реставрации «социализма», которая произойдёт спустя год после написания «жидов». Повесть о разъедающем душу страхе перед теми, кто руководит. О тех у кого этот страх есть, и о тех, у кого нет. И о том, как с этим страхом быть.

О названии пьесы Борис Натанович в своих комментариях написал: «все наши герои, независимо от их национальности, были в каком-то смысле «жидами» – внутри своего времени, внутри своего социума, внутри собственного народа». Вы в себе такого «внутреннего еврейства» никогда не чувствуете? Завидую.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да. Это Стругацкие. Наверное, последняя true вещь «старой» школы.

Нет, я не хочу сказать, что дальше талантливых авторов не будет. В «новой волне» будут у нас и Олди, и Рыбаков, и Логинов (ну, правда, не шибко молодые авторы, но не суть). Будет много всего. Но вот этого переворачивающего небо и землю момента, с ужасающей яркостью высвечивающего фашизм... Вот этих минут-«откровений», когда финал оставляет тебя даже не после катарсиса, а как... ну как оглушённого взрывом, что ли. Вот этого, как мне кажется, уже не будет.

Будет только надежда на «минуту добра».

И странно, что многим другим читателями эта пьеса «топорно» или «неинтересно». Меня поразила не столько идея (которая остаётся актуальной и сейчас). Меня поразил финал.

Где вы, Странник-Каммерер, Юрковский, Быков, Лев Абалкин? Боюсь, вас в новом времени уже не будет...

Осталась ли у нас надежда на «минуту добра»?

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

пьеса на мой взгляд очень сильная...в ней дается описание общества которому дали глоток свежего воздуха и назвали — это гласностью... люди, которые жили при диктатуре, были вымуштрованы ею идеально... и не смотря на веяния и кажущуюся свободу... появляется черный человек, приносит повестку примерно такого содержания: всем Жидам — САМИМ явиться на свою казнь! и страшно не то, что такова бесчеловечная система, которая может так поступать со своими гражданами, страшно то, до какого состояния доведены люди, что они начинают собираться и укладывать вещи, описывать свое имущество... и от этой безысходности РЕАЛЬНО СТРАШНО! это люди старшего и среднего поколения, выросшие в эпоху строительства социализма... которые видели и репрессии, и КГБ и войну и т.д.

в качестве позитива Стругацкие в пьесу вводят новое поколение, которое больше не желает подчиняться!!! фоном во втором акте звучат песни БГ, Шевчука, Цоя...

ЗЫ и финал, когда вроде надо было бы вздохнуть спокойно, так как свет дали, повестки отменили (или путч подавлен, если современной терминологией выражаться) раздается телефонный звонок, который протяжно звенит в ночной квартире и все БОЯТСЯ подойти, потому что СТРАШНО узнать, что день грядущий нам готовит!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из самых сильных пьес в современной драматургии. И, к сожалению, очень актуальная.

И не только в отношении еврейства. Учитывая количество межнациональных конфликтов, вместо первого слова можно подставить любую другую национальность.

Так что рекомендуется к прочтению.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читалась пьеса как диковинка. В хорошем смысле. Отличается от других произведений авторов по форме, а вот посыл не нов: достоинство и чувство самосохранения. Магическое шествие кролика в пасть удаву. Кого тут осудишь: удава или кролика? Жаль только, что «удавность» нашей административной системы так и не преодолена. Да и полярность человеческих нравов тоже: страх и зверства (рождённые тем же страхом). Тем более всегда найдётся Чёрный Человек в мокром плаще, доставляющий, разъясняющий, указывающий, но подневольный. Поэтому битый. Авторы не выводят здесь обреченность Питера, дают луч света: верность (в данном случае жены и матери, да и просто человеческая). Без лишних слов, поводов, наград. Это сваи, на которых будет держаться человечность. Доколе.

Пьеса понравилась.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая эту пьесу, перед глазами постоянно возникал герой Абдулова их одного известного перестроечного фильма, кричащий: «Вы — рабы, вы все — рабы!!!». Таковы и герои. Казалось бы, наступила эра демократии, гластности, свободы слова, «каждому — по потребностям», и всё такое прочее. Но в один прекрасный день приходит Чёрный человек, и вручает повестку — «Богачи / Жиды / Распутники / Мздоимцы (нужное подчеркнуть) города Питера обязаны явиться...». За неявку — соответсвующие санкции. И вот эти люди, глотнувшие свободы, играющие, словно малые дети с гластностью и демократией, оказываются в плену некогда заложенных в них страхов и инстинктов. Они все уже сломаны своим временем, подмяты им под себя, они изначально не могут не подчиниться таким силовым действиям, поскольку привыкли к ним...

Им противопоставляются представители молодого поколения — эдакие «нигилисты нашего времени» (параллели с Тургеневым отнють не случайны). Они готовы бороться за свою свободу, и жалеют своих стариков-родителей. Но так ли замчательно это «юное поколение»? Да, оно способно на жалость, и на любовь. И в тоже время... Вспомните последнюю сцену — избиение Чёрного человека. И крик «Зверьё, зверьё!». Да, таково это поколение, то самое, что некогда выживало в 90-х — кто с оружием в руках отстаивал своё право на счастье...

Кто лучше — рабы старого поколения «отцов», или уничтожающее всё на своём пути поколение «детей»?

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Было реально СТРАШНО читать. Хочется, конечно, представлять, что отвечаешь: «Я люблю ходить в ведро...», но для этого нужно сначала пережить эти хождения. А еще лучше — сперва так ответить, а потом читать эту пьесу с чистой совестью.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не увидел в этой пьесе ни актуальности, ни сильного сюжета, ни литературного дарования. Очевидно, в авторах взыграло что-то глубинное, их потаенное еврейство, которое до «Града обреченного» ничем себя не проявляло вдруг с неудержимой силой поперло на поверхность. Ничего хорошего из этого не получилось, конечно.

Оценка: 3
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом произведении затронута тема ярлыков. Ярлык «Жид», ярлык «Богач», ярлык «Распутник». Дело в том, что каждый из нас в чём-то виноват перед обществом (с точки зрения масс). Нет чистых людей, только молодость, юность может еще застаховать нас от навешивания устоявшегося, закостенелого ярлыка по причине молодости, глупости, переменчивости. Но вот чем мы старше, тем нам образ в глазах общественности становится более закостеневшим, и сломить его, как-то переменить будет уже непросто. Если чесТно, самые слабые из нас видят себя уже не такими, какие мы есть на самом деле, а глазами этой самой общественности. И к единственной героине этой пьесы так же не смогли приклееть ярлык. Зоя Сергеевна — это прекрасный образец матери и жены, которая выбрала семью, ей не нужна повестка, она всегда и всюду пойдет за мужем. А «мать» или «жена» — это не ярлык, это звание, причем «почетное» звание.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Напиши эту пьесу любой другой — и ее скорее всего было бы скучно читать. Не то чтобы читается «взахлеб», но бросить невозможно. Главное при чтении отстраненно реет мысль, желание все-таки понять, разобраться, что-же хотели рассказать авторы. Мне понравилось название — мрачноватое такое... Создалось впечатление, что авторам просто интересно стало продумать вот такую ситуацию «а что если...».

Как написано было после одним из братьев, в комментариях, реакцию одного поколения на подобные события они все-таки угадали — это молодежи: либо четкое «нет» либо «все равно». И действительно, пока читала, все думала, что лично для меня было бы абсурдно даже представить о возможности! выполнить указания изложенные в письме. Мне бы в голову не пришло, что это нужно сделать. :) И это замечательно, это уже очень много по-сравнению с временами молодости наших родителей. Внутренней свободы, которая всячески забивалась у наших родителей, нам хватает с лихвой... :)

А еще очень интересен момент с «минутой добра». :glasses:

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, в первую очередь, это произведение — о страхе перед тоталитарной системой, о мужестве и способности не бояться этой системы, и о возможности бросить ей вызов. А еще поразили точно описанные ощущения людей, которые чувствуют себя меньшинством, не такими людьми, как все. Однако, пьеса кажется слишком заполитизированной, а герои несколько схематичными, что обычно не свойственно Стругацким.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень страшная пьеса. Хотя некий налет нереальности и напоминание тургеневских «Отцы и Дети» спасает от ощущение полного кошмара. И хотя Базарин ту никак не Базаров. Но вместе с Кирсановым я очень быстро вспомнил почти забытых ОД. А уж «Нигилисты города Питера», развеяли последние сомнения.

Когда абстрактно читаешь и про Холокост и про репрессии всегда возникает вопрос почему же шли добровольно. Почему не брали в руки оружие или хотя бы дубины. Казалось бы в 90 такого быть не должно. Люди не должны добровольно идти на унижение, ссылку смерть. Тем более люди вкусившие свободы. Но что-то рабское в них, да к сожалению и в нас сегодня так и осталось. Им (властям? тете моте?) виднее. Это какая-то ошибка. Надо подчинится, а потом все утрясется.

Для меня Сергей, Артур и Зоя Сергеевна все-таки положительные герои. То есть Зоя Сергеевна просто герой и великий человек. Ее не сломила ни эпоха застоя ни эпоха перемен.Что касается Сергея и Артура, то их попытка купить Черного человека, конечно производит неприятное впечатление. А вот расправа с ним действие правильное. Он не простой исполнитель, а полицай. И очевидно, что вся концовка была такой, только благодаря Сергею и Артуру.

Эта страшная атмосфера 90го года прошла мимо моего счастливого детства.. Ну судя по рассказам взрослых , это действительно было время ожидания погромов ,когда продумывались варианты спасение детей у соседей.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безумно интересное произведение. С точки зрения раскрытия темных сторон характера человека. Как ни странно, больше всех сочувствовала Черному Человеку, ведь, если разобраться, кто он такой? Так, исполнитель, подневольный человек,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а его в итоге еще и избили.

А Зоя Сергеевна вызывает больше всего симпатии, как мне кажется, это наиболее человечный персонаж во всей пьесе.

Все-таки я рада, что живу уже не в такое время, когда такого рода повестка будет восприниматься серьезно. Я после прочтения спросила у бабушки, что бы она делала, прийди ей такое. Она ответила, что пошла бы, куда деваться...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень неинтересная пьеса чисто на злобу дня (1991 год.) Жаль, что ей принесли в жертву Белого Ферзя. В частности, такое отношение к творчеству (вообще, типичное для России, где любой поэт непременно «больше, чем поэт», и все, что ни делается, делается «с оттенком высшего смысла») испортило ДСЛ Аркадия, написанный тогда же — вместо литературы туда напихано ругани, сюда — страха перед диктатурой. Авторы пошли мазать в один цвет, черный, так, будто взялись за перо в первый раз после СБТ. В эпоху ГКЧП (вот это уже не-стругацкая аббревиатура) авторы, пожалуй, гордились своим творением... Так Чернышевский гордился своим «Что делать», пока в Питере не обанкротились фаланстеры.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх