FantLab ru

Кэндзо Китаката «Пепел»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.38
Голосов:
8
Моя оценка:
-

подробнее

Пепел

Роман


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
А. Коноплёв (1)

Пепел
2006 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Иногда необходимо делать перерыв в чтении фантастической литературы. Выбор сразу же падает на книги из раздела современная или историческая проза, детектив, реализм, много на свете есть интересных жанров.

Нашёл в своей библиотеке книгу Кэндзо Китаката «Пепел». Аннотация обещает погружение в мир японской мафии. Якудза — такой же символ Японии, как и «Сони», «Тойота», суши, самураи. Конечно, это абсолютно разные вещи, но первые ассоциации возникают именно с этими названиями.

Для меня, как человека не слишком знакомого с современной Японией было откровением, что якудза вполне благополучно существует и сегодня.

Члены организации якудза не прячутся, наоборот, даже по внешнему виду можно определить принадлежность к клану. В первую очередь, это татуировки, которые покрывают большую часть тела. Также, отсутствие мизинца на руке, который по частям отрезается самостоятельно себе за какие-то вещи порочащие честь и достоинство.

В этом небольшом романе, автор расскажет о жизни одного из членов семьи якудза. Проституция и контроль за борделями, это один из основных видов заработка мафии. Этому аспекту будет уделено много внимания и в основном рассказ будет идти об этой стороне жизни. Есть и другие, традиционные для якудза промыслы. Это вымогательство денег, но не банальное запугивание или угрозы семье. Нет, из-за сложных отношений самих японцев к понятиям чести, мафия часто использует какие-то моменты порочащие имя жертвы для достижения своих целей.

Не скажу, что я в восторге от этого произведения. Это обычный, наверное, по меркам Японии абсолютно рядовой роман. Ничего сверхъестественного в нём нет, это просто экзотический для меня рассказ о жизни далёкой страны. Объём небольшой, читается довольно быстро и полученной информации абсолютно достаточно для поверхностного понимания роли якудза в Японии.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жить как собака. Сдохнуть как собака. Неожиданно в голове всплыло, откуда это у меня. От старика, от босса. Когда я встретился с ним, мне было девятнадцать. (с)

Почему то в голове у меня засела эта фраза: “Как собака”. Я и собирался жить и сдохнуть как собака. Был готов к этому с тех пор, как услышал эти слова от старика. (с)

Первым делом хочу сказать, что либо я ничего не понял, либо то описание какое я прочитал в начале книги неправильное, словно бы о какой-то другой истории. В моём случае перед текстом самого романа было сказано о том, что основной персонаж, то есть Танака, дожив до кризиса среднего возраста, перестал видеть в промысле якудза романтику, задумался о смысле жизни, об ускользающих мелочах, о бренности бытия и достойном конце. Иными словами я приготовился читать о жестоком и циничном мафиози, в жизни которого должен случиться моральный поворот, раскаяние за былые дела и, возможно, гибель, какую иному врагу не пожелаешь. Потому что в мафию можно войти, но вот выйти из неё практически наверняка получиться лишь вперёд ногами.

Я ждал до самого конца. Но ничего так и не дождался. Вернее, в самых первых главах, после того, как повествование от третьего лица сменилось рассказом от первого, что-то похоже на первое движение к переосмыслению жизни мелькнуло, но затем исчезло. Как бы это не показалось смешным и неуместным, но настроение Танаки в тот момент напомнило мне строчки песенки из известного детского мультика.

Эх, жизнь моя — жестянка! Да ну ее в болото! Живу я как поганка, А мне… (с)

Нет, конечно, не летать, а дружить охота :) Ну, а что ещё можно подумать после строк, где Танака смотрит в аквариум, называя пускаемые аэратором пузырьки единственными друзьями? Одиночество, желание иметь рядом по-настоящему близкого, понимающего человека, а не совершенно чужого братана, который без сомнений оболжёт, подставит, а то и зарежет, застрелит тебя, если то будет ему выгодно. Просто, понятно и естественно. Только нет здесь ничего такого.

А что же тогда есть? Чем занимается Танака с первых и до последних страниц? В чём-то ведь должно быть движение, развитие и интрига? Интриги по моему здесь практически и нет. Просто потому, что книга не для того писалась. А вот движение и развитие всё же есть, но не в ту сторону.

Поначалу, в главах, где Танака описывается от третьего лица как безымянный мужчина, он занимается погромами в задолжавших или как-то иначе досадивших боссу забегаловках. В последующем, при случае он будет угрожать лично и по телефону задолжавшим кому-то из приближённых к нему внутри мафии деловых партнёров, а также избивать в кровь опрометчиво сказавших в его адрес нехорошие и неприятные слова. Вообще грубить прохожим, потому что у тех одежда не та, походка не такая, возраст или лицо глаз не радуют, это безусловно нехорошо! Над одним получиться поиздеваться вволю. Другой так в ответ скажет, как отрежет! Третий и тумаков надаёт, чтобы отучить от наездов хотя на себя любимого. Но боже упаси хулигану столкнуться с уже оставившим за плечами с десяток-другой трупов бойцом одного из кланов якудза или отечественным братаном, по стилю которого так сразу и не скажешь о принадлежности к мафиозным семьям! Сразу вспоминается цитата Коровьева из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого, драгоценнейший страж! Вы можете ошибиться, и притом весьма крупно.» (с)

Конечно, тому, кто в реальности станет объектом рэкета и бандитского избиения по какому угодно поводу, мало не покажется. И всё же мне думается, что после «лихих» 90х с изданными книгами и снятыми в то время и уже в нулевые фильмами и сериалами вроде «Бригады» Саши Белого и Космоса с Пчёлой, отечественный зритель и читатель достаточно закалён, чтобы воспринимать описанное не столько с праведным гневом, сколько со скукой. Естественно, симпатии персонаж Танаки не вызывает, но я всё-таки был готов принять персонаж, сына забулдыги-отца и сбежавшей из семьи к другому ухажёру матери, как этакого зверёныша-переростка, живущего по жестоким законам тёмной стороны бетонных джунглей, именуемых городом.

Я был готов сделать персонажу скидку, но Танака всё испортил. Воспользовавшись тяжелой болезнью босса старшей семьи и врачебными прогнозами скорой смерти старика, живущий как собака открыл сезон «Игры престолов», чтобы добиться соответствующих его уму и выслуге лет доходов, власти, удовольствий и влияния на всех сверху донизу местной мафиозной иерархии. Рэкет стал слишком мелким дельцом и поэтому Танака задумался об усилении старых и создании новых наркопотоков. А как можно увеличить прибыль от наркотиков в конкретном районе города, если не усиленным шантажом уже подсевших на порошки, «колёса» и иглу, а затем и подсадки на всю ту же гадость тех, кто ещё успел или даже и не планировал стать зависимым?

Затем и вовсе последовал контрольный выстрел! В один из дней, в одном из баров решивший пойти из грязи в князи мужчина с сером костюме с коротким галстуком познакомился с девушкой, в лице, движениях и речи которой ещё хранились следы детской невинности. Кажется, вот оно! Камушек, который всё-таки успеет до конца книги сорвать лавину переосмысления жизни. Но камушек тонет в гнилом, хищном болоте, когда после встречи мечтающий возглавить клан задумывает связать умилившую его по рукам и ногам зависимостью, чтобы впоследствии получить с неё прибыль, как от очередной секс-рабыни, обслуживающей всех, кому хватит финансов на оплату услуг.

После первой же ночи, под аккомпанемент воспоминаний о том, как Танака самолично превращал с десяток-другой чьих-то дочерей в наркозависимых шлюх, задуманное становится реальностью. К вящей радости неспособной прийти в возбуждение и достичь оргазма без вида крови или хотя рассказа о кровоточащей ране владелицы подпольного борделя, имеющей маниакальное, извращённое стремление использовать вверенных под её шефство «ночных бабочек» по полной программе, вплоть до потери пригодности к эксплуатации с последующим доведением каждой до мучительного конца. Всё! Совсем скоро старый волк отдаст концы, чтобы уступить место молодому вожаку, который неминуемо будет загрызен тем, кто уже точит клыки.

Так можно ли назвать Танаку достойным человеком, которого ждёт такой же достойный конец? Через призму якудза его когда-то отвергнутым обществом, но возвысившимся среди таких же отвергнутых и вправду можно назвать достойным, скромным, к тому же ещё и обладающим острым умом человеком, конец которого практически наверняка станет паршивым, потому что иное очень уж маловероятно. Если же говорить о достоинстве в общепринятом смысле, то, естественно, ни о чём таком в его отношении не может быть и речи!

Жить и сдохнуть как собака. Ничего не изменилось. Я продолжаю жить как собака. Собака и есть – вот кто я такой. (с)

Так зачем вообще пишут такие книги? Чему может научить персонаж и повествование идущие не от плохого к хорошему, а от гадкого к мерзкому, а затем и вовсе отвратительному? Возможно, иной раз история как раз и должна погрузиться во мрак и мерзость, чтобы у читателя была возможность оттолкнуться от всего этого и таким образом больше ценить лучшее, благое, честное и чистое? Может быть, кому-то книга поможет распрощаться с романтизацией якудза или лучше воспитывать своих дочерей и сыновей, чтобы они были осторожны с незнакомцами, никогда бы не пошли по кривой дорожке и не пустились бы во все тяжкие, отдавшись преступным группировкам?

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Захотелось мне тут почитать что-нибудь художественное про якудза, наподобие фильмов Такеши Китано. Стал искать в интернете и оказалось, что книг на эту тематику очень мало (во всяком случае, переведенных на русский язык). Выбрал роман «Пепел», объем книги небольшой, прочитал за вечер. Произведение оказалось довольно любопытным. Главный герой книги младший босс якудза, немолодой человек более 20 лет занимающийся криминальной деятельностью. Сюжета как такового нет, просто жесткая проза жизни якудза. Размышления главного героя показались не особо интересными, а вот описания быта якудза, жестокости их работы, взаимоотношений в Семье (клане) — впечатлили. Наверное роман насыщен символизмом, но мне, далёкому от японской культуры, искать скрытый смысл не хотелось. В целом книга понравилась.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх