FantLab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Бедные злые люди»

Бедные злые люди

Рассказ, год (год написания: 1963)

Перевод на испанский: Н. Малинко (Pobre gente cruel ), 2000 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 96

 Рейтинг
Средняя оценка:7.45
Голосов:859
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Рассказ примыкает к прогресорскому циклу. Повествует о неудачной попытке вмешательства землян в жизнь инопланетной цивилизации гуманоидного типа.

Примечание:


Рассказ написан в 1963-1964 гг. Полностью опубликован только в 1990-х годах.

Два отрывка из рассказа печатались в газете «Железнодорожник Поволжья» номера за 22 ноября 1989 года и 8 августа 1990 года.

Входит в:

— условный цикл «История будущего»


Похожие произведения:

 

 


Страна багровых туч. Рассказы. Статьи, интервью
1993 г.
Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век
1997 г.
Собрание сочинений. Том третий
2001 г.
Собрание сочинений. Том третий
2002 г.
Путь на Амальтею
2005 г.
Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век
2006 г.
Хромая судьба
2007 г.
Хромая судьба
2007 г.
Своевременные сказки
2008 г.
Извне
2009 г.
Собрание сочинений в 11 томах. Том 3. 1961-1963
2009 г.
Собрание сочинений. Том третий
2009 г.
Собрание сочинений в 11 томах. Том 3. 1961-1963 гг. Попытка к бегству. Далекая радуга. Трудно быть богом. Понедельник начинается в субботу. Рассказы
2011 г.
То, что создал ты: Гости «Контакта» на клубных страничках и в клубных изданиях
2014 г.
Извне
2016 г.
Мир Полудня
2016 г.

Периодика:

Фантакрим MEGA № 1, 1993
1993 г.

Аудиокниги:

Лучшие рассказы. Выпуск 2
2011 г.

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том седьмой. 1963
2016 г.

Издания на иностранных языках:

A Quien Corresponda #94
2000 г.
(испанский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 января 2007 г.

Сначала оценил на два балла. Но вернувшись через пару дней, понял, что оценивать нужно не как развлекательное чтиво, а за идею.

А идея проста и понятна: «Вы можете уничтожить жестокий режим и установить идеальные законы, но люди вернут себе привычные порядки как только вы перестанете поддерживать новые силой оружия».

Невозможно построить социализм в Англии и демократию в Ираке ибо люди не умеют жить при таком строе. И все вернется на круги своя.

Демократизаторам, социальзаторам всех стран читать и мотать на ус.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 сентября 2008 г.

Жаль, что Стругацкие мало писали рассказов. Здесь на двух страницах — и вся история попытки прогрессорской деятельности, и яркие характеры царя и его отца, и безвыходность положения землян. Рассказ написан очень давно, еще до всех книг о прогрессорстве, но уже здесь авторы, придумавшие прогрессорство, его же убийственно критикуют: невозможно сделать историю лучше вмешательством извне, потому что людей не переделать. Бедные злые люди...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 декабря 2006 г.

Жутковато, конечно.

Сюжет почти линеен. Однако просто великолепны персонажи. Психологические реакции людей будущего на уровне. Представьте, что сделали бы наши современники в этой ситуации?

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 января 2012 г.

Рассказ — это картинка несколькими штрихами. А суть: 1) От добра добра не ищут; 2) Яблоко от яблони далеко упало; 3) Истина — не в вине.

Истрия о прогрессорстве инопланетян. Однако подтягивание отстающих — это и наша реальность. Сразу вспоминается «Республика «ШКИД» и «Дело было в Пенькове». Быть на порядок более развитыми (хоть культурно, хоть духовно, хоть интеллектуально, даже просто технически) — большая сила и ...ответственность.

Поэтому: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 февраля 2008 г.

Снова прогрессорство, и снова неудача. Так что же, сама идея прогрессорства — порочна?

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июня 2012 г.

Изящная, но уж очень грустная зарисовка на весьма волнующую ранних Стругацких тему возможности/нужности оказания помощи людям, находящимся на низших уровнях развития. Увы, но любой человек с его уровнем развития — продукт своего времени, своей эпохи, своего общественного строя. И видит, и думает, и понимает он только так, как его научил окружающий мир...

Большой плюс рассказа — не только красивое, но и умное, четко определяющее смысловую направленность произведения, название. А вот не по-Стругацки маленький размер вещи смутил — хотелось бы, чтобы она была побольше.. Но видно это тот случай, когда «краткость — сестра таланта».

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июня 2009 г.

Мрачный какой-то рассказ. Видимо потому, что не было места на объяснения и описания, по сути дела один монолог царя, которого почти свергли и скоро убьют. Ну, и совершенно очевидные выводы — если начал — не бросай на полдороге; если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо — сделай это сам.

А значит — нельзя прогрессорам (богам) сажать на престол местного человека — только самим надо сидеть, самим принимать решения и законы, самим судить и карать — иначе всё довольно быстро вернётся на круги своя. А вот делать всё это самим — тяжёлая, неблагодарная и очень грязная работа. И значит, прогрессорам, действительно желающим принести пользу народу, в жизнь которого они вмешиваются, следует становиться на одну доску с местными властителями, сажать в тюрьмы, вешать, жечь — ну можно немного смягчить нравы, например отменить традиционное колесование, заменив его просто отрублением головы.

Подобная коллизия возникает и у Бушкова, в его «Нечаянном короле». Только там у героя, выходца из советских времён, не возникает колебаний, если нужно кого-то убить; и порой он способен сделать это собственноручно. Здесь же очень тяжело, идеалы гуманизма напрямую противоречат государственной целесообразности. Хотя, конечно, можно придумать некие паллиативы, скажем не казнить преступника, а погружать его в сон на десятилетия — но тогда воспитательное воздействие карательных мер сильно упадёт.

В общем вопрос поставлен ребром, а напрашивающийся ответ никак не соответствует нормам гуманизма.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 декабря 2012 г.

Важный рассказ и жаль что он не был опубликован сразу после написания. В многочисленных дискуссиях о прогрессорстве одним из обвинений со стороны его противников является тайный характер деятельности прогрессоров. Здесь же показана попытка открытого прогрессорства. И становится ясно почему от открытого перешли к тайному.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 апреля 2014 г.

Извечная тема вмешательства в историю развития иной цивилизации, стоящей на лестнице развития на порядок ниже. Сейчас эту тему практически забросили: мол все уже сказано и даже правила прописаны. А тогда их знаменитая фраза «Трудно быть богом» стала главной идеей в этом направлении фантастики. Да, это произведение слишком краткое, скорее этюд, скорее набросок, но и оно показывает отношение авторов к этой непростой проблеме. Написано хорошо, образно, с хорошим подтекстом, и хорошо напоминает иные государственные подковерные игры сегодня.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 декабря 2010 г.

кратко, ёмко, внятно — сразу понятно, о чём смысл. Они (царь) не ведают, что творят и искренны в своих помыслах и заблуждениях. А главное никто, никто не может им помочь не думать, а мыслить по другому... бедные, бедные злые люди.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 марта 2010 г.

Да Трудно быть Богом...особенно справедливым. Особенно когда твое понимание справедливости не совпадает с пониманием людей, для которых ты Бог. Очень емкий рассказ, где есть и персонажи и идея и история.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 декабря 2007 г.

Да, поставили сапожника царем. И что это дало? А его сыну хочется власти! Не удалось вмешательство. Осталось только наблюдать и жалеть... Впрочем, не себя жалеть и не свой неудавшийся эксперимент, а тех людей, над которыми экспериментировали...

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 октября 2016 г.

Странно воспринимается этот рассказ. Будь он опубликован до «Трудно быть богом», можно было бы уверенно говорить, что, мол, «вот из этого наброска и вырос великий роман» (почему-то в голове у меня «трудно быть богом» утвердился именно как роман, а не повесть)...

Впрочем, что это я... год написания тот же. Может, так оно и было на самом-то деле. Но ПОСЛЕ «трудно быть богом» рассказ выглядит крайне вторичным и ненужным. Ибо в повести всё уже было сказано.

Но это я так, мысли вслух. Если же рассказ взять чисто как самостоятельную единицу, без оглядки на легендарную повесть, то да — дюже хорошо. Мысль про трудности богов тут не вырисовывается, но ясно видно обычную шкурную человеческую натуру. Что ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным и всё такое прочее. На удивление ёмкий, при своей лаконичности, рассказ.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июля 2011 г.

Бедные злые люди... Они ведь даже не подозревают, насколько глупы в своих заблуждениях и в своей жестокости.

Здесь идёт некая перекличка с одним из ранних рассказов Азимова. Кстати, именно в этом рассказе Стругацкие впервые коснулись темы прогрессорсва, но до окончательного оформления ещё годы...

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июня 2007 г.

Небольшой штрих к теме прогресорства у Стругацих

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх