fantlab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «День затмения»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.82
Оценок:
281
Моя оценка:
-

подробнее

День затмения

Киносценарий, год (год написания: 1981)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Аннотация:

Киносценарий по повести «За миллиард лет до конца света».

Как и в первоисточнике, астрофизик Малянов работает над своими теоретически существующими полостями, а проницательный Вечеровский наставляет его на путь истинный.

Однако ввиду особенностей киноискусства как жанра, многие сюжетные линии изменены, а некоторым героям и вовсе не нашлось места: например, Малянов находится в разводе, бывшая жена его в действе не участвует, а лишь упоминается вскользь. Нет в сценарии и колоритной фигуры Вайнгартена, а Губарь совершил уж совсем немыслимый «кульбит», представ перед Маляновым в качестве посланника загадочной всемогущей цивилизации...

Примечание:

Машинопись из одноимённой папки. Киносценарий по повести «За миллиард лет до конца света». Написано в 1981 г. при участии П. Кадочникова.

Первые публикации — журнальная: Знание — сила (М.). — 1987. — №№ 5–8 (это единственная публикация, в которой П. Кадочников указан в качестве одного из авторов); книжная: Пять ложек эликсира. — М.: Наука, 1990.

Первоначальный вариант сценария был написан П. Кадочниковым на основе материалов и набросков, предоставленных Б. Стругацким, впервые опубликован в серии «Неизвестные Стругацкие».

Впоследствии по просьбе режиссёра А. Сокурова сценарий был существенно переработан (фактически полностью переписан) Ю. Арабовым. По этому сценарию в 1988 году А. Сокуровым был снят фильм «Дни затмения».


Входит в:

— журнал «Знание-сила 1987'5», 1987 г.

— журнал «Знание-сила 1987'6», 1987 г.

— журнал «Знание-сила 1987'7», 1987 г.

— журнал «Знание-сила 1987'8», 1987 г.

— сборник «Пять ложек эликсира», 1990 г.


Похожие произведения:

 

 


Пять ложек эликсира. Избранные сценарии
1990 г.
Сценарии. «Жиды города Питера…». Сталкер
1993 г.
Киносценарии
1998 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2001 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2004 г.
Киносценарии
2005 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2007 г.
Хромая судьба
2007 г.
Хромая судьба
2007 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2009 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2012 г.
Пять ложек эликсира
2017 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 25. 1981—1982. Книга первая
2020 г.
Сценарии
2020 г.
Сценарии
2020 г.
Пять ложек эликсира
2021 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 25. 1981-1982
2022 г.

Периодика:

Знание-сила 1987'7
1987 г.
Знание-сила 1987'8
1987 г.
Знание-сила 1987'5
1987 г.
Знание-сила 1987'6
1987 г.

Самиздат и фэнзины:

День затмения
1988 г.

Электронные издания:

День затмения. Киносценарий
2017 г.
Полное собрание сочинений. Том двадцать пятый. 1981—1982
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начинала читать с некоторым напряжением — уж больно хорош «Миллиард»... Но этот вариант оказался ничуть даже не хуже! Более концентрированный сюжет, за счет этого и более напряженный.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понравилось что авторы объеденили Малянова и Вайнгартена. Но в целом сценарий, несколько даже острее чем повесть.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Киносценарий по повести «За миллиард лет до конца света» на удивление хорош. На удивление потому, что перед прочтением у меня было отчётливое (предвзятое?) ощущение, что первоисточник — классическое произведение, одно из самых лучших у АБС — переделками и адаптациями можно лишь испортить. Ну, плюс ещё слава Стругацких как сложных к экранизации авторов.

Кстати, «Миллиард лет» здесь — скорее исключение, поскольку уж эта повесть как раз и очень хорошо смотрелась бы на экране, она камеральна, она драматична, она театральна.

По этой же причине странным показалось «сокращение штатов» в сценарии: Малянов, например, находится в разводе, бывшая жена его в действе не участвует, а лишь упоминается вскользь. Нет в сценарии и колоритной фигуры Вайнгартена, а Губарь совершил уж совсем немыслимый «кульбит», представ перед Маляновым в качестве посланника загадочной всемогущей цивилизации. Вон как переобулся в полёте)))

Впрочем, авторам, безусловно, виднее. Вероятно, сделано это было по соображениям специфики киноискусства как жанра. Хотя...

Ладно, а теперь по существу. В общем-то чего нового было ждать от киноадаптации давно и хорошо известного, более того — горячо любимого произведения? Ан, нет, кое-что новое уловить и домыслить всё же получилось. Как мне показалось, авторы намеренно расставили акценты несколько по-другому, нежели в повести.

Во-первых, Вечеровский. Возможно, конечно, это всего лишь моё субъективное восприятие, но я раньше считал его жертвой. Не совсем удачное выражение, но другого подобрать не получается — миссией, взвалившего на себя крест за всё прогрессивное научное человечество. Отчётливо понимая, что его в любой момент могут сломать, Вечеровский тем не менее совершает подвиг во имя чистого знания.

Однако в сценарии акцент, как мне показалось, смещён, причём — принципиально. Вечеровский здесь — прежде всего учёный, исследователь, столкнувшийся с интереснейшей проблемой. С загадкой устройства — аж дух захватывает! — устройства всего бытия, всего сущего! Да, проблемой опасной, с непредсказуемыми последствиями, однако чертовски увлекательной! Его взгляд — с виду холодный, нордический — жадно вцепился в принесённые ему папки, и теперь он ни за что не отступится от попыток проникнуть в, быть может, самую главную тайну Мироздания.

Таким образом Вечеровский как жертва, как обречённый подвижник вдруг как-то плавно растворяется, и перед читателем предстаёт другой Вечеровский — истинный учёный, одержимый и великолепный.

Ещё раз повторюсь, что любой внимательный читатель возразит мне, что выкладки насчёт абстрактно научного интереса Вечеровского к изучению Гомеостатического Мироздания имеются и в повести. Собственно, в сценарий они были перенесены, как мне показалось, почти без изменений. Однако речь идёт именно о смещении акцентов, о некой межстрочной расстановкой точек над i.

Второе и очень немаловажное обстоятельство в космологии «Миллиарда лет» — прямое указание на бесплотность странных персонажей-посланников загадочного сверхразума. В повести это интуитивно предполагается, в сценарии же явно постулируется. Мальчик-то (гипотетический сын Губаря из повести, сорванец из соседнего подъезда в сценарии), оказывается, жив-здоров, и ничего страшного с ним не случилось. Если продолжать мысль и учесть странный эпизод из повести — ситуацию с паспортом гражданки Маляновой — можно предположить, что и другие персонажи — не настоящие люди, близкие и знакомые главных героев, а такие же «куклы», что в корне меняет ситуацию и даёт Малянову сотоварищи морально бесспорное право продолжать их борьбу. Ведь предполагается (впрочем, не бесспорно), что сверхразум должен быть милосерден и гуманен. А значит, причинить вред реально существующему человеку он не способен. Запугивает, стращает, но на непоправимые действия не пойдёт. Быть может, и Снеговой вовсе не застрелился, а здравствует в, условно, лаборатории сверхразума, работая над поставленными там перед ним задачами.

И тут мы плавно переходим к третьему пункту, который в повести, вроде как, обозначался, но в сценарии как-то более заострено на этом внимание.

Задачи и цели сверхразума. Малянов в сценарии чуть ли не прямым текстом говорит (в повести этот монолог вложен в уста Вайнгартена) о том, что его практически вынуждают взять на себя руководство неким НИИ, где настоящий учёный — коим Малянов (Вайнгартен), безусловно, является — сможет провести целый ряд фундаментальных и революционных исследований. Исследования эти, по их мнению, продвинут человечество далеко вперёд, так может, и бог с ними — с темами, которые встали комом в горле у этой вашей сверхцивилизации?

И тут вот я подумал: если этот сверхразум такой разумный, просчитывающий на много шагов вперёд, гуманный и всемогущий, то не может ли быть такого, что целью сверхразума является переключение Малянова сотоварищи на решение других, более перспективных задач? Именно так: не отвадить их от работы над текущей задачей, а указать им на более важную, значимую научную проблему. Быть может, полости Малянова — это вообще тупик, который никуда не ведёт, ошибочное суждение, заблуждение, в котором Малянов, конечно, разберётся, но будет уже поздно, зря будут потрачены силы и время талантливого учёного. И сверхразум заботится о человечестве, вовремя указывая на ошибки и подталкивая к более важному делу. Делу, которое (кто ж его знает?) позволит человечеству хоть на чуточку приблизиться к уровню загадочного Гомеостатического Сверхразума...

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и в случае с «Отелем...», мы имеем пересказ «Миллиарда лет до конца света». Многие тонкости, которые трудно перенести на экран, писатели убрали, оставив саму суть повествования, сердцевину. Конечно, «Миллиард...» это не «Отель...». Если самая суть последнего как раз в тонкостях, просматривающихся в образах героев повести, то «Миллиард...» имеет центровую идею, которая хорошо прослеживается в сценарии. Жаль, что он так и не получил должного воплощения на экране, но ведь всё ещё впереди...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сценарий, видимо в силу вынужденной краткости, более емкий и конкретный, чем повесть. А концовка и вовсе поразила!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В сценарии повесть была упрощёна, а с другой стороны — сделана более конкретной. Нет интриги, всё по-бытовому просто, с другой стороны добавлен душок мистицизма. Если в повести собравшиеся учёные сами приходят к выводу о гомеостатическом мироздании, которое в попытках сохранить своё равновесие пытается помешать всем случайным или осознанным возмущениям, то в киносценарии появляется человек и открытым текстом заявляет, что, дескать, можете считать нас инопланетянами, ваши исследования представляют для нас опасность. Сам момент срыва учёного, когда он стал готов забросить своё дело, обозначен тоже столь же конкретно: «им» удалось нащупать нужный рычаг, который подействовал нужным образом. Не важно, что угроза воспользоваться рычагом была блефом, главное — она подействовала.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну основной вариант «За миллиард лет...» безусловно значительно сильнее.

Все-таки сценарий простоватее, чтоли. Как-то сюжет более прямой, меньше недоговорок... все уже как бы разделано и разложено по тарелочкам... остается только проглотить.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх