fantlab ru

Евгений Лукин «Разбойничья злая луна»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
752
Моя оценка:
-

подробнее

Разбойничья злая луна

Роман, год; цикл «Слепые поводыри»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 73
Аннотация:

Страна пустынь почти полностью изолирована от остального мира. Это страна, в которой корабли пустыни не иносказательное название верблюдов, а настоящие деревянные суда, двигающиеся при помощи парусов, а в случае отсутствия ветра — при помощи каторжников или наемных работников. Страна, в которой самое страшное оружие — металлический щит-зеркало, бросающее испепеляющие солнечные зайчики. Страна, под которой лежат запасы нефти. А жизнь людей всегда стоит дешевле нефти.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Благие намерения», 2005 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 292

Активный словарный запас: средний (2797 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 44%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (9)

Разбойничья злая луна
1997 г.
Разбойничья злая луна
2001 г.
Слепые поводыри. Миссионеры. Разбойничья злая луна
2004 г.
Благие намерения
2005 г.
Благие намерения
2005 г.
Том 2
2010 г.
Разбойничья злая луна
2019 г.
Разбойничья злая луна. Роман, повести, рассказы, эссе
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Unter dem Räubermond: Roman
2013 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пустыня, заполненная песком, по которой рассекают песчаные корабли на парусной и мускульной тяге. Морской контекст в океане песка. Вместе достаточно органично существуют оазисы, караваны, верблюды и корабли с парусами на колёсах. Терминология сохранена: корма, рубка, штурвал. Они даже как-то в гавань входят, в песчаную; когда «пристают» к оазису. Другой стороной колорита являются арабские имена, восточная деспотия, восточная витиеватость языка, маячащий в диалогах средневековый арабский университет и озёра вина (ни дать ни взять с подачи Омара Хаяма). Если песчаные корабли и можно упрекнуть во вторичности (хотя описаны они по-небанальному рельефно), то арабский колорит выгодно раскрашивает роман. По ходу действия разбойники нападают на оазисы, жгут их, устраивают бунты, ходят за три «моря», натыкаются на новые цивилизации.

Главное достоинство романа — персонажи. Везучий пьяница — этакий природный даосист с внезапным моральным кодексом; яростная женщина, таких принято сравнивать со змеями; хитрый, недоверчивый управитель; мстительный военначальник. При том что они хорошо исхожены мировой литературой автор их «выписывает» с тщательной скрупулёзностью, прорисовывая личность, привычки, одежду, силуэт, жестикуляцию, мимику. Последнее порядком забавляет, поскольку книжные диалоги местами прорисованы как мультик. Бывает поясняется каждый взгляд и морщина.

Текст очень конденсированный — в абзаце информации столько, сколько у иных писателей на двух страницах. Лукин активно работает не только над главными персонажами, но и над разбойниками, судьями, «матросами». А также над окружающим антуражем — скрип балок, шум сыплющегося песка, вой ветра поминаются постоянно и всё это хорошо работает на ощущение реальности. По вкусности, рельефности персонажей Луна напомнила «Остров Сокровищ» Стивенсона. А по плотности и насыщенности сюжета — того же Стивенсона, Сабатини, может быть Гаррисона.

В романе целая куча забавных мелочей. Например, в оазисах слухи распространяются с молниеносной скоростью — через абзац про новость узнаёт весь мир. Корабли противника герои видят по столбу пыли. Когда бегут от него, или когда его ищут. Вперёдсмотрящие выискивают именно эти столбы. Мир наполнен суевериями, очень уместно прописанными Лукиным. Особенно забавна вырастающая прямо на глазах у читателя мифология главаря.

В целом могу сказать, что даже удивлён. Мир, люди, повествование, детали, антураж (и может быть чтец аудиокниги) — давно не получал такого удовольствия. Одна из самых реалистичных вещей из прочитанных за много лет.

...по-моему, Кинг в глубокой ... со своим Роландом в песках. Жаль Лукина, возможно, не получится перевести на английский — слишком много висит на говоре...

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Со дня написания этого чудесного романа прошли уже не годы, но десятилетия. И теперь уже можно смело сказать, что произведение не просто выдержало испытание временем, но и осталось в лидерах.

Причём, даже есть с чем сравнивать. За прошедшие почти 20 лет успел появиться схожий по внешней атрибутике роман (Глушков «грань бездны»), слегка прославиться, и... забыться всеми кроме круга поклонников автора. Да в не в обиду Глушкову я это сказал, хороший у него цикл получился, я его читал и достаточно высоко оценил. Но не лёг он даже рядом с творением Лукина, что уж поделаешь.

Почему так... да потому, что «Разбойничьей злой луне» в превосходной степени не отдельные составляющие, а вообще всё. Динамика — отличная. Можно прочитать как приключенческую фантастику — за уши не оттащишь, пока не дочитаешь. Язык — отличный, настоящий русский литературный с богатым словарным запасом. Антураж — на пять с плюсом. Завораживают эти корабли пустыни на мускульно-парусной тяге. Пески по центру, посевные площади за песками. Разный этнос в песках и вне песков. Великолепная речь, диалоги тщательно прописанных живых героев (вплоть до поговорок! одна из них — «верблюды их потопчи» — помнится, по первому прочтению крепко прилипла к моему языку, чем я очень удивлял товарищей). Традиции, политика, история — всё продумано. Ну и сюжет — отличный и сам по себе, поверхностно, как приключения, плюс отлично ложится в цикл с «миссионерами», плюс имеет социально-историческую смысловую нагрузку.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красивая восточная сказка. И если рассматривать этот роман в отрыве от трилогии, то, пожалуй, его можно было бы назвать легким и необременительным чтивом (в хорошем смысле). Приключенческий роман, в восточно-пустынных декорациях, с захватывающим сюжетом, прекрасно выписанными персонажами, да к тому же написанный замечательным языком — чего еще желать? Одного этого достаточно, чтобы провести время за чтением с огромным удовольствием и поставить высокую оценку. Но кроме этого, в романе незримо присутствует еще и некий фон, некий импульс, заставляющий задуматься о сути прогрессорства. А самое интересное — это отношение героев романа к этим «полубогам», считающих остальных, по большому счету «недочеловеками».

Короче, есть над чем подумать...

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я в восторге. Вот мир казалось бы похожий на наш, но в тоже время в корне от него отличающийся. Понятно что повествование идет о параллельной вселенной. У них другая история, иная религия и свой путь развития. И всё это описано и подано нам в замечательной обертке данного романа. Интереснейший, хоть и на грани заката, мир.

А главный герой? Удачливый алкоголик волею судьбы втянутый в бешеный круговорот событий. Недаром говорят что везет дуракам и пьяницам. И ему везло, очень везло. И даже в конце , когда казалось уже всё, ему опять повезло. И один момент на который я обратил внимание( к стати в романе об этом тоже говорится) автор так или иначе наказал всех кто предавал главного героя. И делалось всё так что казалось бы сама судьба или боги того мира мало того что берегут главного героя, они и наказывают его врагов.

В таланте Евгения уже давно никто не сомневается. И в том что это один из самых сильных его романов тоже. Поэтому огромное ему спасибо и с удовольствием берусь за следующую его книгу.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вроде бы отлично сработанный боевик: сюжет напряжённый, действие развивается в хорошем темпе, создан оригинальный и зримо вылепленный мир, отношения героев и их судьба не оставляет читателя равнодушным. Читай — отдыхай — наслаждайся. Но в какой-то момент приходит понимание, что эта повесть является продолжением «Миссионеров», и тогда становится страшно. Ведь этот мир, а в конечном итоге и главные герои — обречены: жернова жестокой и нелепой войны, о которой они и не знают-то толком, перемелют все, не разбирая подвернулось им хорошее или плохое...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из любимых моих романов Лукина. «Пустынная» повесть-философский боевик. Герой, который вынужден стать героем.

Далекое неявное продолжение «Миссионеров» — просто дающее информацию о мире, куда приходит чуждая бесчеловечная непобедимая сила.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман совсем не вяжется с творчеством Лукина. Хотя всё что привык у него видеть, здесь есть: отличный язык, динамичный сюжет, проработанный реалистичный мир, может юмора чуток не хватает? Тем не менее, читается на одном дыхании и оставляет приятные воспоминания после прочтения. Финал как всегда неожиданный.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

История действительно замечательная и чарующая (как аромат свежемолотого восточного напитка)! Ничего прелестнее я не читал. Может кто-то найдет данные эпитеты слащавыми, да других мне подобрать сложно. В первую очередь подкупает язык и легкость, с которой данная книга читается и воспринимается. При этом не стоит забывать, что это всё ж таки восток, другой менталитет и дикая действительность (которые я не особо жалую в принципе). Однако из под пера Евгения Лукина мир востока окрашивается притягательными и не раздражающими красками. А тут ещё и не просто арабский мир, а тут ещё и без всеми нами любимой фантастики не обошлось! Всё в романе гладко и так, как должно быть. Немного режет по глазам и восприятию концовка, но я думаю именно такой она и должна была пред_стать перед нами именно в этом романе именно этого автора. В общем, мои мысли понятны я надеюсь...

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это четвертая книга Лукина которую прочел. Она отличается от других по нескольким параметрам: во-первых, произведение просто насыщенно приключениями, и получилось это отлично; во-вторых, Евгений Лукин выступает просто как провидец какой-то, описывая события посткризисного 2008г., невольных аллюзий не избежать — действия полинезийцев явственно напоминают главного демократизатора современного мира, с его провокациями в Тунисе, Египте, Ливии, Йемене и т.д. Принцип разделяй и властвуй, сначала поддерживают одного правителя, потом его оппозицию в итоге приводят страну к гражданской войне и получают на блюдечке с голубой каемочкой неограниченный доступ к природным ресурсам. Получается прямо учебник современно истории, а не фантастический роман.

Отдельно отмечу гениальную мысль: настоящие гении плюют на условности и правила. А сделать это проще, когда их просто не знаешь. В книге это относится только к полководческому гению Ар Шарлахи, а в жизни это закон, — сделать что-то «из ряда вон» может только тот, кто не знает бесконечных догм и табу.

Вообщем крупная форма от Лукина мне пришлась по душе, будем читать дальше.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепно. Читалось на одном дыхании. Люди — живые, а это в художественном произведении самое главное по-моему. Единственное, не могу согласиться с лаборантами по поводу прогрессорства. Этим делом тут и не пахнет. Вовсе не имеют цели нефтедобытчики и их враги хоть как-то цивилизовать аборигенов. Так, используют помаленьку в своих целях, главное, чтобы под ногами не мешались. Главное же, как и в нашей жизни — ее величество нефть, пища танков и самолетов, главный объект, а рассуждая фантастически, и субъект политики.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший роман, корабли пустыни, в прямом смысле слова, оазисы и вечная борьба за жизнь. А еще неведомое там, за горами, и никто не знает, что еще может подкинуть изменчивый мир песка. Красивая история, и очень-очень антуражная. Главный герой тоже вполне себе герой и моя ему очень симпатизировала на протяжении всей книги. Тут нашлось место и лирике, и сражениям, и философии даже. Меня концовка порадовала, что ж поделать, люблю когда раз! и с ног на голову.)

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мастер короткой формы и искромётного юмора сподобился на эпос. И у него получилось! Детально прописаны декорации, живо показаны характеры; несмотря на обилие персонажей они не толпятся бестолково, а пребывают на сцене достаточное время, чтобы их запомнить, и уходят с неё прежде, чем успеют надоесть. Филигранно прописана интрига, сплошь и рядом — неожиданные повороты сюжета. Мифология, идеология, политика — всё на высоте. Ну и конечно, отдельный поклон за само изображение закрытого мирка, гибнущего в столкновении с глобальной цивилизацией. А ещё — за махровый разнузданный феминизм. Да-да. Никогда не думал, что мне будут нравиться подобные мотивы, но у Лукина они бесподобны. Очень ярко показана драма умной решительной женщины, бьющейся в оковах патриархального общества. Браво!

За что же тогда восьмёрка, а не десятка? Ну во-первых, несмотря на красивости стиля, Лукин то и дело повторяется в своих описаниях. Во-вторых, персонажи в общем-то говорят одним языком — будь то жрец, разбойник, чиновник или пришелец. В-третьих, слишком уж скомканный финал. Словно бы Лукину надоело писать (допускаю, что так оно и было :biggrin:) и он быстренько закруглился, коротенько связав все концы.

Ну и так, по вкусовщине, добавлю: Шарлаха жалко. (Кто читал, тот поймёт. :wink: А кто не читал — не пугайтесь, это не спойлер. Сюжет весьма многолик :gigi:).

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот, кажется, так просто пишет Лукин — и слова все простые, и предложения, и текст абсолютно понятный и легко читаемый, и, даже, ситуации, в которых оказываются герои, совершенно обыкновенные. Казалось бы — так может написать каждый. Ан нет — не получится... Потому что это именно тот случай, когда «простота — сестра таланта». У Лукина каждое слово в тексте — нужное, в повествовании трудно найти хотя бы нотку фальши, а простой сюжет неожиданно оказывается очень интересным. И не только интересным, но и умным, заставляющим немного и мозгами пошевелить.

Отдельное спасибо автору за кажущийся вначале несколько неожиданным, а уж затем совершенно органичным для данного романа, финал.

И о недостатках (которые скорее не недостатки, но вещи, о которых следует упомянуть). Во-первых Лукин, что для него уже традиционно, гораздо больше внимания в тексте уделяет собственно сюжету, чем героям. Поэтому они у него, хотя и выписаны достаточно подробно, внимания к себе не привлекают и к судьбе их читатель остается совершенно равнодушным. И во-вторых: конечно государство, расположенное не так далеко от моря, и в котором об этом море знают только на уровне сказок — вещь достаточно неправдоподобная. Но в данном случае эта нелепость вполне объяснима — это всего лишь совершенно сознательный авторский прием, призванный помочь Лукину создать соответствующие сюжет и интригу.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман из цикла «Слепые поводыри» не следует сюжетной линии первого. Зато он следует той же сверх-концепции: замкнутое пространство (в Миссионерах — острова, в РЗЛ — оазисы в пустыне), конфликт внутри ойкумены (в Миссионерах — сплошная война, в РЗЛ — хрупкий, эфемерный мир после очередного переворота), выход культуры из замкнутого пространства под воздействием внешнего фактора. И там, и там автор рисует мир накануне «вскрытия» — или, как модно сейчас говорить, накануне глобализации. И дает читателю представить, каково это, когда на место войны локальной приходит война мировая. Представьте себе, что по шахматной доске с интересной партией запустили шаром от боулинга. Впечатление от финала РЗЛ приблизительно такое же.

В остальном роман к хронофантастике имеет мало отношения — Лукин написал практически идеальное историческое (читай — без магии) фэнтези в ориентальных — домусульманских — декорациях. Оазисы и города, если я все верно понял, — вымышленные, но имеющие реальные прототипы в истории Аравийского полуострова. Политика и даже экономика присутствуют в полной мере. Персонажи — несмотря на звучавшую в рецензиях критику — на самом деле очень здорово прорисованы. Честное слово, мне в экшн-литературе давно не попадался такой характерный и честно выписанный ГГ — которому хочется симпатизировать, про которого можно сказать «цельный образ». Обычный для своего времени человек, но не обезличенный — таких героев сейчас мало. Он абсолютно не теряется на фоне более сильного женского характера — Алият, а сам дуэт получается не только эффектным, но и реалистичным. Иными словами, именно так, как показано в РЗЛ, общаются такой мужчина и такая женщина, оказавшись бок о бок, — хоть в оазисе, хоть на космолете, хоть в офисе в пределах третьего транспортного кольца.

Как и в случае с Миссионерами — «хроно»-тема романа и стандартные для нее проблемы имеют мало общего с повествованием. Для того, чтобы показать отношения высокоразвитой цивилизации с ойкуменой жителей пустыни, совсем не обязательно было развертывать сюжетную линию так, как это сделал Лукин. И опять-таки, именно этим и хороша книга: чтению морали автор предпочел изящную стилизацию и хорошую историю.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Маленькая страна в пустыне, цепь оазисов, разбойники, социальные потрясения, война на пороге. И в эти шестеренки случайно попадает совершенно не готовый к этому человек. Он хотел только пить вино и читать книги. А пришлось спасать свою жизнь. При этом герой еще пытается спасти свою жизнь так, чтобы не угробить при этом неповинных людей и не запачкаться в крови по самую макушку.

Мне понравилось

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх