FantLab ru

Нил Стивенсон «Семиевие»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.57
Оценок:
995
Моя оценка:
-

подробнее

Семиевие

Seveneves

Роман, год

Аннотация:

Дни Земли сочтены. Дата неминуемой гибели названа. Нации планеты объединяют усилия в воплощении грандиозного проекта, цель которого — обеспечить выживание человечества, отправив его представителей в космос. Но непредсказуемость человеческой натуры вкупе с непредвиденными обстоятельствами угрожают всему предприятию. Выживет лишь горстка землян.

Спустя пять тысяч лет потомки уцелевших готовы к новому шагу в неведомое. В мир, полностью преображенный катаклизмом и ходом времени. Они собираются вернуться на Землю.

Награды и премии:


лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 2016 // Лучший роман

лауреат
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2016 // Лучший зарубежный роман (США)

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2015 // Научная фантастика (15 710 голосов)

номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2016 // Научная фантастика

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2016 // Роман

номинант
Локус / Locus Award, 2016 // Роман НФ

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2016 // Лучший НФ-роман

номинант
Канопус / Canopus Award for Interstellar Writing, 2016/2017 // Ранее опубликованное произведение Крупной формы

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2016 // Книга года (США)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2017 // Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Научная фантастика года

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第50回 (2019) // Переводной роман

номинант
Китайская премия «Туманность» / Xingyun Awards (Nebula Award), 2019 // 3арубежная книга (США)

Похожие произведения:

 

 


Семиевие
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Seveneves
2015 г.
(английский)
Сімміс
2018 г.
(украинский)
Сімміс
2018 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вызывает неподдельное восхищение непримиримость автора с любыми, не входящими в научную картину мира недомолвками и послаблениями. Хардкор, каким и должна быть «твёрдая» НФ. Убедительно и...страшно.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Знаю, что эту книгу часто критикуют. И за наличие излишних технический подробностей и за неоднородность повествования в разных частях романа. И даже за чрезмерное количество женских персонажей.

И все это будет верно. Но при этом роман мне понравилсяи читался с искренним интересом. Особенно кусок непосредственно до катастрофы и первые события сразу после неё. Роман самобытный, необычный и зайдет не всем. Но он и точно не на 1 как тут многие пишут.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга, на мой взгляд делится на 2 части, но не на те, что указаны в оглавлении. Первая часть заканчивается разделением роя. Это — нормальная научная фантастика. А дальше начинается непонятно что. Во-первых, сплошной детерминизм. И сами «Евы», и их потомки поступают строго по своим поведенческим паттернам.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Джулия и её потомки всегда интригуют и пытаются взять власть над технарями, даже если выходит из этого сплошная порнография

Динаиты и Айвинцы — технари. И ничего ты с этим не сделаешь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А ещё склонность Динаитов и Феклитов постоянно спариваться. Динаит увидел Феклита — всё, контакт неизбежен

Вообще, каждый персонаж введён только для выполнения определённой функции в сюжете. Его воля только в том, чтобы лучше или хуже её выполнить.

Итак, первую часть я рекомендую всем любителям твёрдой научной фантастики.

А вторая — скорее, технофэнтези. Непонятно, зачем было так делать. Но есть и приятные моменты. Например, фамилии по русскому образцу в Синем секторе Кольца. Или красочные описания природы. Но при этом длиннющие экскурсы в прошлое или простыни, описывающие устройство разных орбитальных конструкций.

Но книгу всё-таки порекомендую. Первую её часть уж точно.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Моё отношение к Стивенсону было переменчивым, от романа к роману. «Лавина» стала «тем самым» культовым киберпанком, от «Алмазного века» хотелось чесаться, смотреть в окно, в телефон, спать. «Барочный цикл» остаётся настольной книгой по золотому XVII веку науки, по истории жизни сэра Ньютона и многих других выдающихся деятелей эпохи, за что искренне проникся к Стивенсону уважением и симпатией. «Анафем» пошёл на средних настройках. В целом хорошо, но запросы были слишком высокие, а должного удовольствия не получил. Остались ещё нетронутые книги, но сегодня речь про «Семиевие».

Когда повсюду набегают отражатели феминизма, политкорректности, западной грызни и капитализма – хочется сделать тот самый жест. В чём проблема феминизма и всего прочего из этой оперы? С каких пор об этом так много говорят? Буквально всё склеивают с феминизмом. Женщина не может быть сильной, волевой, решительной, и просто тащить на себе выживание человечества? Может. Те, чьё детство пришлось на 90-е, посмотрите на своих мам, они сделали гораздо больше.

«Семиевие» — роман-ракета, отличная, качественная, умная, жанровая твёрдая научная фантастика. Я рад, что в очередной раз доверился Стивенсону, а не отзывам. Он меня не подвёл.

Это прекрасная история знакомит читателя с оригинальным и неожиданным катаклизмом, идейностью и решимостью человечества. Только представьте, с какими трудностями, ответственностью и психологическим давлением столкнутся люди, которых затолкают на МКС с формулировкой «Не обосритесь!». И эти бедняги нашли в себе энтузиазм, желание, знания двигать остатки цивилизации вперёд. Почему бы просто не сдохнуть? Но орбитеры продолжают свой каждодневный труд. Роют, таскают, ремонтируют, расширяют муравейник. Вообразите желание взвалить на плечи орбитальную станцию в ритме каждодневного гигантского труда в космосе с огромными перегрузками, вредом для здоровья и максимальным риском для жизни – это не космическая романтика, а простое выживание. Атсмосферит конкретно, и это однозначно большой «+».

В компании интересного и динамичного сюжета двигается ликбез по орбитальной механике и перемещению космического корабля в космосе, жизни на МКС и что вообще ждёт человека в околоземном пространстве. Вдобавок, любопытные персонажи, наивное стадо, психология ущербного лидера. Это дико увлекает и следить за развитием событий любопытно. Стивенсон насыпает много другой узкоспециальной информации, что бьёт точечно и не тянет зевать.

Конечно, есть неровности в завязке, бытовухе на Иззи, кульминации. Многие пишут, мол, третья часть лишняя, глупая, «бей всем в морду!». Да ладно. На то это и фантастика. Может, концовка наивная и слегка кривая, но так выписать будущее человечества, продумать эпигенетику, взаимоотношения, механику Кольца и жизнь «над/под» – это редкое и личное достоинство Стивенсона. Повеяло советской социалкой.

Вообще, Стивенсон – один из немногих современных образцовых писателей в жанре научной фантастики. Это гарант качества. Меня, честно, порой ужасает срез оценок на Фантлабе. Откровенное и низкопробное г_вно плюсуют, а качественные и нешаблонное вещи минусят. В строю ещё писатели-технари, с широким или узкоспециализированным кругозором, которые работают! над своими романами, несут не только оригинальную идею, захватывающее повествование, но и доступно излагают матчасть, тем самым немного ликвидируя мисноу читателя в каких-то областях знаний. Это жанровая ниша, не спорю. Но и в фэнтези, как показал Бэккер, можно пожечь неокортекс, а не только бросать файерболы. Взглянешь на топовых авторов фантлаба, и делается дурно от количества заштамповщины. Хочется закинуть Стивенсона повыше. Но это всё вкусовщина.

P.S. Огромное спасибо переводчикам, «Семиевие» читается легко и внятно, без пробуксовки, в отличие от «Анафема», где глаза просили их достать и помыть с мылом. В оригинале Стивенсон намного мягче, не такой косноязычный и деревянный.

А за очередную тухлую обложку хочется Фанзону проткнуть колеса и написать на капоте простым русским матом. Ведь Фанзон заявляет, что у них самые крутые художники, а на деле криворукий уродский коллаж в духе «а сделайте типа я в космосе. Планеты, кометы. Ну, в комосе, пжс».

«Братан, там, короче, Луна взорвалась… МКС ещё, короче, так всё…». Слова фанзонщика иллюстратору. Потому что последний книгу не читал и как выглядела Иззи… что, простите? Это просто стыд, ребята. Надо срочно исправлять.

На этом всё.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это, кажется, первый раз, когда я тут пишу комментарий к книге.

С самого же начала бросается в глаза обилие женских персонажей в главных ролях. Это что — феминизм головного мозга, или потакание нынешним тенденциям в стиле BLM? Нахваюсь минусов за это, ну да ладно.

Ну и само повествование... Ощущение, что писал стундент первых курсов. Предсказуемо, поверхностно.

Первая книга тут, которой поставил 1 балл.

Стоило всё-таки прислушаться к комментариям. Не стоит потраченных килобайт трафика.

Оценка: 1
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения у меня осталось очень двойственное впечатление от этой книги.

Во-первых, автору очень хорошо удалось рассказать про орбитальную технологию, устройство механизмов, механику полета, и смены орбит. Если вы играли в KSP, то наверное подмечали, что в большинстве, даже твердых художественных произведений, орбитальная механика не выдерживает никакой критики. Тут же все логично и красиво. Изменяем параметры орбиты — теряем массу. Тормозим в нижней точке орбиты — опускаем верхнюю точку. Прилетаем к конечной точке путешествия — корабль становится гораздо легче без топлива, и соответственно, топлива на маневры требуется меньше. Если вы пришли за простой и добротной историей, то эти подробности, занимающие не одну страницу, испортят вам все веселье, однако для ценителей самое оно.

Во-вторых, все, что касается поведения человека, написано так себе. Очень неприятно после продуманной технической стороны встречать невероятные дыры в логике поведения героев и общества. Подозреваю, что негатив вызывает именно диссонанс между качеством описания этих двух составляющих романа.

Приведу пару примеров:

Сильный перекос влияния женщин на события в книге очевиден почти с первых страниц, и этому не даётся рационального объяснения. Просто вот так получается, обычно наперекор всей истории.

Сумасшедший политик умудряется устроить дикий хаос, не имея для этого ничего. Тут без спойлера не объяснить.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Президент Америки в нарушение всех правил прилетает на облачной ковчег. Поднимает бунт, и ведёт людей на смерть, даже не понимая этого, так как не обучена орбитальной механике, и образованные люди, которые провели два года, обучаясь этой самой механике, и прекрасно понимают все риски, пошли за ней, устроив массовый суицид.

Люди практические не общаются, и не обмениваются ресурсами, даже если это необходмо для выживания всего вида

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда облачной ковчег разделился, капли ушедшие с Джулией очень быстро осознали свое бедственное положение. Для предотвращения этого, можно было вернуться на Иззи, и развернуть на ней необходимое оборудование. Но почти никто не вернулся, даже на связь не выходил, хотя возможностей было много

По моему мнению, в итоге получилась плохая книга. Если вы хотите истории без лишних размышлений, она вас утомит избыточными техническими деталями. Если вы хотите твердой фантастики, вы ее не получите, ведь социальная сторона и близко на это не претендует.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Технические характеристики

Вы либо полюбите эту книгу и она станет для вас путеводителем в научную фантастику, либо возненавидите. Золотой середины — по моему мнению — нет. Аргументирую. Если отталкиваться от соотношения масштаба к действию, роман написан слишком круто, если рассматривать остальные характеристики, то каждый без проблем найдёт в нём минусы.

Знаете, всё-таки не зря я покупаю журнал «Мир Фантастики», благодаря ему мой взгляд и кругозор расширяются. Именно там я подметил статью, прочитав которую сделал определённые выводы. Дело в том, что фантастику не нужно принимать за правду, потому что уровень правды в такой литературе зависит только от размаха воображения автора. И, если это воображение не схоже с вашим или официально признанным — научным, вы не должны вешать на рукопись ярлыки. Простыми словами, если в романе законы физики работают обратным образом принятому в нашей с вами реальности, то на это воля автора, если же вы учёный-физик или прожжённый гик, который в этом разбирается и у вас припекло от того, что же это себе автор позволяет, то вы ни в коем случае не должны его поправлять и уж тем более чему-то учить, ибо фантастика — это воображение.

Для правильного восприятия приведу обратный пример. Если автор написал своё видение истории прошлого, то с ним вы вполне можете вступить в дискуссию, ибо история не должна быть ни в коем случае воображением или чем-то вымышленным.

К чему я написал это отступление? К своим словам в самом начале о том, что каждый может найти в книге минусы. Так вот, они будут минусами, потому что себе вы иначе представляете мир, описанный на бумаге, разница лишь в том, что этот мир не ваш, а автора.

Семиевие — страшный роман. Почему?

Во-первых, он большого объёма, я люблю пухленькие книги, потому что в большинстве случаев в них попадаются стоящие истории (у вас может быть иначе). Да и вообще «толстячка» приятнее держать в руках, ощущать -сот с лишним страниц, которые ещё только предстоит прочесть или уже позади.

Во-вторых, в романе рассказана история, о которой, уверен, мало кто задумывался. Представьте себе следующую ситуацию: гуляете по парку, решили посетить Тибет и только что совершили подъём на один из горных хребтов, курите стоя на балконе или летите в самолёте. Поднимаете голову, взглянули в иллюминатор, а там... ЛУНЫ НЕТ. Ну как нет, есть, только теперь она выглядит как семь крупных осколков. Ваша первая мысль? Паника будет? В 2001 году, когда по телевизору показали кадры самолёта, который впечатывается в башню Всемирного торгового центра, я плакал. Да, мне тогда было 11 лет, но я ничерта не понимал и мне было страшно. Я помню слова, который сумел тогда сквозь сопли произнести, это был вопрос родителям: а это далеко от нас? У меня же честные обзоры, скрывать мне от вас нечего, вот делюсь личной реакцией на происходящее на весь интернет. Я знаю, что даже если взять букстаграм сообщество в пример, то тут многие просто отмахиваются от космофантастики: ой, да не люблю, лучше про матерь драконов прочту. Только вот драконы в реальной жизни вам не встретятся, а астероид, который случайным образом обойдёт гравитацию Юпитера (если кто не в курсе и отдаёт предпочтение Мартину, на Землю падает мало камней, в следствии чего вы ещё дышите, только потому что их на себя принимает Юпитер, я уж не буду вас грузить спрашивая что такое Юпитер и в скольки орбитах планет он находится от Земли), повстречаться может. Чтобы понять осведомлённость людей космосом, достаточно по сёрфить интернет. Например, сейчас тролли, который составляют календарь на 2020 год из событий, которые пытаются нас в этом году убить, добавили в ячейку с апрелем астероид, траектория которого пересекается с траекторией Земли, только вот в разное время и он пройдёт на расстоянии в 16 раз больше расстояния от Земли до Луны. В чём тут укор? В том, что такие астероиды пролетают буквально каждый месяц, а тролли заметили только тот, который больше подходит под ситуацию. К слову, последний подобный камушек пролетал в декабре прошлого года, а теперь поднимите руку, кто знал об этом? Ох, «лес рук».

Поэтому, паника, я думаю, будет. Далее придёт осознание, что эти «куски» не будут «висеть» на одном месте вечно — Земля их притянет. А что будет, если к Земле полетит здоровенный кусок камня? Диаметр Луны, грубо говоря, 3 400 км, диаметр нашего дома 12 700 км. Допустим, самый малый «кусок» будет размером в 400 км. Что будет? Я вам подскажу, если к нам прилетит небесное тело диаметром в 50 км, то это конец. Нужно ли умножать эту цифру на восемь? Опасными для Земли считаются астероиды в несколько сотен метров в поперечнике.

Вот почему книга страшная. Да, учёные подсчитывают и предсказывают редкую вероятность падения крупного космического объекта на Землю. Да и мелких тоже, мол, не бойтесь, они сгорают в слоях атмосферы, а потом люди снимают на регистратор как метеорит летит над Уралом. Учёные, привет, что, как дела?

Если учесть, что мои обзоры вынуждены помещаться на 9 скриншотах формата 5х4 в инстаграмной карусели, боюсь этот обзор туда просто не влезет. Тут уже текста скринов на 5, а я ещё о книге даже не рассказал. Литература масштабная, поэтому и габариты обзора должны быть соответствующими.

Почему эта книга написана для разных слоёв населения?

1. Политика. В романе отлично прописана политическая составляющая, с таким намёком, ну, если сглаживать углы напильником, а не наждачкой, то есть, грубо говоря, политика — вред для человека. Человек играет в политику, чтобы уничтожить человечество. Каждый, безусловно, увидит своё значение политических выкрутасов в романе. Лично у меня дико пригорало от того, что как только в космосе оказался политический деятель, сразу всё полетело в тартарары. Жалко, что на такие случаи в космосе не оказалось смертной казни. Ну это из той серии, что если человечество когда-нибудь таки колонизирует Марс, то мы и там начнём вести агрессивную полит.деятельность и угробим красную планету к чертям собачьим. Как выражался по этому поводу политик в романе: а что мне тут делать, я больше ничего не умею. Не умеешь — сигай вон, за борт.

Чтобы вы не смотрели на меня непонятливым взглядом — откуда взялся такой человек в космосе? — Мне, наверное, придётся дать больше информации о сюжете.

Учёные посчитали, что у человечества есть ~2 года, чтобы свалить с Земли, потому как после назначенного срока та будет подвергнута каменному дождю. Те семь кусков, на которые развалилась Луна в невесомости, сталкивались друг с другом и с прочими космическими объектами, распадаясь на более мелкие, по меркам космоса, но не самой Земли, камни. Человечество ничего лучше не придумало, чем строить ковчег вокруг станции МКС.

Всё, в принципе, 750 страниц мелкого шрифта рассказывают только об этом. В абзаце выше весь сюжет, но не спешите огорчаться, мол, разболтал всё как на духу, потому что главный в книге не сюжет. Человеческий фактор, ну и много всего другого.

2. Экология. Эм, космо-экология, так что ли? Мусор на околоземной орбите. От политики к мусору. Автор в послесловии сообщил, что идея написать книгу, связана с тем, что его волновало кол-во мусора вокруг нашей планеты. Лучше бы пока волновался о мусоре НА САМОЙ планете. Как он связал тему мусора с темой выживания на основе угрозы со стороны естественного спутника Земли — загадка, ведь об этом на страницах ни слова. Разве что углубился в вопрос с философской точки зрения, аля люди — это мусор, грязь для такой прекрасной планеты. Ни для кого не будет секретом, что я так и считаю. Ну а если серьёзно, после перестройки МКС в ковчег, намусорили реально не мало, но всё это, как проблема загрязнения космоса, совершенно не раскрывается в романе.

3. Феминизм. О да, если вы феминистка — то книга доставит вам истинное наслаждение. Поверьте, старая реклама, где девушка кушала «баунти» думая, будто это райское наслаждение — не читала «Семиевие». И я сейчас абсолютно о всех феминистках, то есть, об адекватных и не очень, о тех, которые на восьмое марта при виде букета от мужчины возвращают его в мужское лицо с криками — «Пошёл на йух!» и тех, кто принимает и говорит спасибо. Феминистки бывают разные, так? Черные, белые, красные (с).

Я не вхожу в число хейтеров и к феминисткам отношусь нормально. К адекватным. Никогда не считал, что место женщин у плиты, более того, придерживаюсь мнения, что мужчины вкуснее готовят. Это мнение имеет исключение в лице моей жены. Хотя о мамах тоже такое можно сказать.

Тем не менее, я был чутка огорчён, узнав о такой подоплёке в романе. Нет, я не против того, чтобы всюду рулили именно дамы — хочется? — Пожалуйста! Но, в связи с последними взглядами мировой общественности, литература и многое другое лично мной воспринимается сквозь некую призму. Ну, например, если бы космический роман про сильных женщин был написал в условные шестидесятые, он бы воспринимался без подоплёки. А сейчас, он воспринимается, как угодить общественности. Типа, как имбецилы, которые орут, что книжные блогеры куплены все и их мнению не стоит доверять, ну вы поняли, те крики, на которые мне наср_ть. Может быть потому что лично мне это говорили один раз, и то на лайвлибе, какой-то отбитый дядя без аргументов. Взгляните на этот обзор. Хорошо если его кто-нибудь дочитает до конца, большинство, уверен, просто махнут рукой (или смахнут пальцем), скажут ему верю, столько строк выср_л, точно читал книгу.

4. Человечность. О мышах и людях. Нет, только о людях. В принципе, на эту тему можно много написать, особенно мне, как, в принципе, и на предыдущий пункт, но, мои читатели — люди умные, сами понимают, что человек — это разрушение, планеты, жизни, законов, морали — всего. Человеческая суть в книге хорошо прописана. Почему-то на ум о человеческой сущности сразу приходит в пример история Оруэлла «1984». А ещё она хорошо проявляется в настоящее время, в связи с распространением вируса. Ну конечно я не мог не затронуть ситуацию в обзоре, успокойтесь. Многие человеки перестают быть людьми помести их в необходимые для этого условия.

Знаете что, ребят, я печатаю отзыв и понимаю, что о «Семиевии» я могу писать ещё очень долго. В инстаграме, первой платформе для публикации своих обзоров, из моих читателей мало кто ценит космо-фантастику. На фантлабе, судя по отзывам, конкретно под этой книгой собрались практически одни нытики — книга сложная, куча описаний космических и технических характеристик, нет динамики, зачем автор писал третью часть (роман разделён на три части и последняя действительно выбивается, напоминая «Землю Санникова») и так далее, публиковать ли отзыв я ещё подумаю. А канала на ютьюбе, где бы я мог снять получасовой видеообзор со всеми подробностями, у меня нет. А в блоге на wordpress мало читателей. Всё это толкает меня на мысль, что пора закругляться.

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Действительно, непонятно чем не угодило это произведение любителям НФ. Читать пространные комментарии сверх 2000 символов нет желания. Первое зарубежное произведение, которое купил уже после того как прочитал пиратку. За такую работу и несколько евро в литрес не жалко. Третья часть конечно слабовата, но в целом работа очень серьезная. Никаких соплей, «раскрытия» внутренних миров, переживаний, погружений в дебри психологии «не скучных» героев и прочей с НФ ничего общего не имеющей лабуды в этой книге нет. Как нет и многих элементов коммерческих боевиков, содержание которых забывается уже на следующей странице.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несколько раз отказывался от прочтения книги из-за кучи негативных отзывов тут. По итогу очень понравилось. Непонятно что хотели бы увидеть в твердой НФ комментаторы — фэнтези с пегасами? Рекомендую. Даже первый комент тут написал для этого

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

М-да, господа хорошие. Книга-то кучу премий получила. Мне бы очень хотелось знать, за что? Я вот недоумеваю.

В моей читалке книга занимает 1553 страницы. Я сейчас на 275, пытаюсь переключить на следующую, но это похоже на пытку — будто мне иглы под ногти вставляют. Читать невозможно.

Я — фанат фантастики, я выросла на фантастике, я считаю фантастику единственным настоящим жанром, который способен показать все. После «Спина» не ожидала, что найду еще что-то хуже, но вот, однако, все бывает.

Автору нужно писать нон-фикшн, ей богу. Поражает колоссальная работа, проделанная Стивенсоном в области изучения астронавтики. Но, к сожалению, так же поражает его неспособность подать героев и раскрыть идею через них. Герои вроде есть, их имена мелькают тут и там, но они как безвольные куклы, просто торчат в нужном месте. Иногда упоминается, что они плачут или занимаются сексом, но они могли бы этого и не делать, на сюжет или на героев это никак не повлияло бы. Зато читатель узнает все об особенности конструкции скафандров, орбитальных и стыковочных модулей, расписании астронавтов, сколько и куда им нужно пройти, сколько на каждого места, куда они могут сделать свои дела и т.д. и т.п. Все это либо просто прописывается текстом, либо герои рассказывают это друг другу в бесконечно-нудных разговорах.

Пока единственно хоть сколько-нибудь цепляющим эпизодом мог бы стать эпизод спасения русского астронавта Феклы, но он написан настолько технически, что даже не сразу понимаешь, что тут нужно было переживать. Я три раза перечитала этот момент.

Автора нужно взять на госслужбу. Пусть пишет для руководства страны многостраничную технику безопасности и инструкцию по выживанию при апокалипсисе. Уверена, он не упустит ни одной детали.

Писать таким языком художественные книги нельзя, я отказываюсь считать этот текст художественным. На 275 страниц была только одна метафора: «машины бибикали протестующими допплеровскими гудками». Ну если не умеешь метафорами, лучше не надо. Что за доплеровские гудки? Они изменяли частоту колебаний или длину волны? Что мне представлять? Гудки квакают? Умолкают? Гудят снова? Тихо? Громко? Далеко? Близко? Что делают эти чертовы гудки?

В общем, метафор больше в тексте нет. Автор, видимо, понял, что не силен и не пытался. Все написано сухим канцелярским языком инструкции.

Не ждите, что у вас возникнет сопереживание хоть к кому-то из героев. Не ждите вообще эмоций от этой книги. Конец планете Земля наступит тихо, по расписанию и без эксцессов. Все смирились, все согласны. Аминь.

P.S. Шон Пробст показался списанным с Илона Маска. Только это меня и порадовало.

Позже. Доскрипела я до 300 стр. И, пожалуй, все. Автор совершенно не умеет в психологию героев, это весьма прискорбно. Возможно, автор так увлекся технической частью, что уже решил не парится над такой мелочью, как человеческие чувства и достоверность их передачи в тексте. Действительно, кому нужна такая фигня при колоссальной задумке. Читать данную книгу возможно только как нон-фикшн. Но и как нон-фикшн — она совершенно не интересна. Интриги нет. Даже из апокалипсиса автор умудрился сделать жуткую скукоту. Беда, беда.

Оценка: 4
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Представьте, вы намерены слопать свой любимый чизбургер, идете в Макдоналдс, но там есть только какие-нибудь залежалые куриные роллы. Но что делать, вы берете, но все не так. Куриная грудка резиновая и пересушенная, соус безвкусен, лаваш это вам не фирменная булочка... Так еще в конце и тухлятина попадается. Вот так же и эта книга — обещает много и ничего не дает! Абсолютно унылое повествование, безликие неодушевленные герои и кучи технического текста. Разочарование с большой буквы.

Потенциально из этой идеи можно было бы сделать напряженный роман с поднятием социальных проблем в целом, с яркими индивидуальными переживаниями. Идея — это лучшее, что здесь есть! Но вот не вышло. Получилось стерильное описание помещений МКС, вялые неэмоциональные персонажи и усыпляющая монотонность подачи сюжета. Читал, не получая удовольствия, лишь бы узнать, чем же закончит автор всю эту катавасию с одинокой станцией над мертвой планетой.

И в конце тот самый кусочек тухлятинки в виде дегенератского будущего наших несчастных потомков. Автор вообще не умеет в персонажей. Словно описывает не живых людей, а каких-то насекомых. «Что это за уродливые выродки?» — единственная мысль, которая билась у меня в голове! Если первая половина книги (при всех своих недостатках) была по крайней мере реалистичной, то вторая с «миром будущего» из пробирки вызывает стойкое отвращение. Все эти надуманные и высосанные из пальца диалоги, события, тайны... Ну зачем писать то, что не умеешь? Да еще так много?! Ну ограничился бы МКС... Получилась бы просто скучная фантастика.

Очень расстроило, что в книге нет ярких моментов и общая эмоциональная импотенция. После прочтения ни одного образа, который можно было бы вспоминать и через несколько лет. Ядерный взрыв — грустно, умирающее население — печалька... Словно огромное облако седативных средств окутывает эту книгу. Никто ни на что тут не реагирует. Просто принимают к сведению и возвращаются к прерванным делам.

Небывалая катастрофа, реакции общества на предстающую гибель, стрессовые социальные изменения, дом человечества погибает, 7 000 000 000 трупов, попытки выжить, строительство убежищ, потеря родственников, люди в тесном замкнутом пространстве, политические интриги, работа на износ, ускоренные научные исследования... Да тут целые залежи неиспользованных идей! А вместо этого очередной эмоциональный кастрат ковыряется в микроскопе, обдумывая судьбу лесбиянок...

Не покидает ощущение, что читаешь переработанного каким-нибудь инженером из НАСА «Марсианина». Кого-то захватила эта идея, и он решил развить ее дальше, растянув масштаб происходящего до небывалых величин. Ну просто огромное количество скучных и ни с чем не связанных описаний механизмов и технологий. В «Марсианине» у нас был герой, мы переживали ему, мы понимали зачем ему собирать какашки, зачем засаживать картофельные поля на Марсе, зачем мастерить генератор кислорода из ракетного топлива, рискуя поджариться. В «Семиевие» же все подается на уровне «мы делали __ и сделали __ или не сделали __», просто монотонное вываливание на читателя информации. Да новости по телеку более привлекательны!

Что уж говорить, если героиня, смотря на сжигаемую планету, думает о чашечке кофе... Вот такой здесь уровень переживаний. Автор пишет, что ему помогала целая шабла каких-то там специалистов, и в это охотно верится! Потому что даже в самом неожиданном месте можно наткнуться на статью из энциклопедии! Космический аппарат пробит метеоритом, вакуум высасывает воздух, пробитый труп брызжет кровью... Самое время прочитать доклад про виды орбит и точках приложения сил. Ох...

Ну и концовка: это как если бы вам в 20 лет сказали, что у вас, оказывается, все это время был брат, ваш ровесник, и он жил с вами в одной комнате, просто родители вам про него не говорили. Как вообще можно придумать такое? Ну знаете, умирающее человечество, оно такое, все скрывает, тайны-тайны... А потом выпрыгивает с криками «Сюрприз!»

Короче, ПОТРАЧЕНО

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чересчур научная и слишком твёрдая фантастика. Документальное произведение со скучнейшими подробностями на тему: «Как поведёт себя человечеств во время двухлетнего ожидания Апокалипсиса , из-за развала Луны «. Ну ни малейшего удовольствия от чтения.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая часть захватывающая. Просто затаив дыхание читаешь от понимания на каком краю мы все стоим. Смутила только одна тема: неужели так необходимо было включать весь этот феминизм и лезбо-гей тему в книгу? Да, понимаю, политкорректность и все такое, но это же не запись в бложик. Хотя, несотненно, через 100 лет филологи еще будут изучать эту.

В целом, надеюсь, что будет продолжение цикла, ведь про улетевших на Марс в третьей части ни слова!

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая часть книги: пародия/фанфик на современный мир. Последняя часть: неубедительный «конфликт поколений».

А что связывает их? Типичная сказка: «по щучьему велению, по моему хотению — они выжили в космосе и построили цивилизацию».

Одна из худших книг Стивенсона.

Оценка: 5
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если это выдающийся представитель «твердой» НФ, значит я — не фанат жанра.

Нет, серьезно, это же смешанные в равных долях фантастический роман и типичный научпоп. Длиннющие описания космических аппаратов, орбитальных механик и прочих чисто технических подробностей щедро рассыпаны по тексту к месту и не очень. И от этого сильно страдает темпоритм художественного произведения, коим «Семиевие» как бы является априори; развитие сюжета стопорится, и после трехстраничного описания космической «луковицы» из головы попросту выскакивает начало эпизода. Сами же технические описания поданы скучнейшим канцеляритом, их художественная ценность стремится к нулю.

Художественная же часть тоже далеко не идеальна. Попытка примешать социальной фантастики подана очень топорно, прямо в лоб. Герои простые и однозначные, никакой глубины. Вообще первые две части (в художественном плане) — это же героическое фэнтези. Братство кольца (героические астронавты), созданное из представителей разных, часто враждующих, рас объединяется под воздействием внешней угрозы, чтоб отнести кольцо к вулкану, им всячески мешает злобный Саруман (президентша США). Почему они несут? Потому что хорошие и благородные. Почему он им мешает? Потому что злой и жаждет власти.

Сюжет до окончания второй части хорош. Добротная фабульная история о гибели человечества и выживании горстки избранных, о борьбе астронавтов с последствиями катаклизма и с внутрисоциальными проблемами. Финал второй части странный. Вызывает вопросы о компетентности бортового гениального биолога, который за весь долгий полет до Луны не додумался набрать генетического материала у вымирающих мужчин (да-да, название о семи Евах именно отсюда, привет современным феминистическим трендам). Тут же и всплывают очень наивные представления автора о генетике, которые видны человеку просто интересующемуся темой, что сказал бы профессиональный генетик, боюсь представить. Ну да ладно, простим, должно же в фантастическом произведении быть фантастическое допущение. Но дальше приходит часть третья, на мой взгляд просто абсолютно лишняя. Вот можно было бы оставить как есть. Но читатель не любит открытых финалов, видимо потому появилась третья часть, хотя ее нужно было заменить эпилогом из пары фраз, дающим понять, что у девчонок все получилось и человечество возродилось. В результате мы вынуждены читать еще целую треть романа. Часть, начинающуюся классическим «а наутро они проснулись» только спустя пять тысяч лет. Где потомки астронавток (и космонавтшы) с «Иззи» выжили, построили впечатляющее технологичное общество (которое естественно подробно и дотошно описано на многих страницах) и пытаются возродить Землю. Но, если задачи героев в первых двух третях романа была выжить, но было непонятно удастся ли им это и каким образом, тут же читать не интересно, ведь человечество прекрасно освоило космос, живет припеваючи на орбите и абсолютно самодостаточно. Вернет оно Землю или нет абсолютно безразлично, ведь она им по сути уже не нужна. Потому вся интрига финала — пшик.

Язык написания — стерилен. Довольно бодрый, но весьма суховат. Читается текст легко и быстро. Но хоть бы одна яркая фраза на весь многостраничный том запомнилась, а нет...

ИТОГ: Я не дочитываю те книги, которые мне не понравились. Эту я осилил (даже так: 2/3 прочитал, 1/3 осилил), потому выше 5 баллов, однозначно. Но не намного. Переизбыток технических описаний рушит и без того не идеальную художественную составляющую романа. При этом сама научная составляющая подана скучно и сухо, лучше прочесть что-то специализированное из научпопа, если тема интересна. Плоские герои, слабый биологический «обоснуй» и ненужная третья часть плюсов произведению не добавляют.

Если вы интересуетесь освоением космоса, далеки от биологии, уважаете «заклепочничество», любите книги о конце света и непривередливы к художественности текста, быстрее всего останетесь очень довольны «Семиевием». Если же какие-то пункты этих условий не про вас, смело проходите мимо, можно найти толстый том и поинтереснее.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх