fantlab ru

Нил Стивенсон «Семиевие»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.56
Оценок:
1207
Моя оценка:
-

подробнее

Семиевие

Seveneves

Роман, год

Аннотация:

Дни Земли сочтены. Дата неминуемой гибели названа. Нации планеты объединяют усилия в воплощении грандиозного проекта, цель которого — обеспечить выживание человечества, отправив его представителей в космос. Но непредсказуемость человеческой натуры вкупе с непредвиденными обстоятельствами угрожают всему предприятию. Выживет лишь горстка землян.

Спустя пять тысяч лет потомки уцелевших готовы к новому шагу в неведомое. В мир, полностью преображенный катаклизмом и ходом времени. Они собираются вернуться на Землю.

С этим произведением связаны термины:

Награды и премии:


лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 2016 // Лучший роман

лауреат
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2016 // Лучший зарубежный роман (США)

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2015 // Научная фантастика (15 710 голосов)

номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2016 // Научная фантастика

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2016 // Роман

номинант
Локус / Locus Award, 2016 // Роман НФ

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2016 // Лучший НФ-роман

номинант
Канопус / Canopus Award for Interstellar Writing, 2016/2017 // Ранее опубликованное произведение Крупной формы

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2016 // Книга года (США)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2017 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Научная фантастика года

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第50回 (2019) // Переводной роман

номинант
Китайская премия «Туманность» / Xingyun Awards (Nebula Award), 2019 // 3арубежная книга (США)

Похожие произведения:

 

 


Семиевие
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Seveneves
2015 г.
(английский)
Сімміс
2018 г.
(украинский)
Сімміс
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько раз отказывался от прочтения книги из-за кучи негативных отзывов тут. По итогу очень понравилось. Непонятно что хотели бы увидеть в твердой НФ комментаторы — фэнтези с пегасами? Рекомендую. Даже первый комент тут написал для этого

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Именно такой должна быть по-настоящему научная фантастика — с отличным, захватывающим внимание сюжетом, множеством персонажей с прописанным бэкграундом и действующих в рамках своей логики, целей и характера, с вдумчивыми и внятными объяснениями самых разных технических деталей (не буду врать, что понял все до конца, но того, что понял, вполне достаточно — учитывая, что я ни разу не технарь), с такими поворотами сюжета, которые и делают фантастику научной. Конечно, заметно, что Нил Стивенсон намеренно отбросил часть возможных линий (или обрезал их) по причине ограниченности места (его книги и так конкурируют размерами с томами БСЭ) и необходимости сосредоточиться на людях на орбите, однако это ни в коем случае не умаляет очевидных достоинств, ставящих роман значительно выше основной массы современной фантастики. Стивенсон в очередной раз доказал, что можно написать толстую книгу с множеством сложных деталей, которая при этом будет крайне интересной и не отпугнет читателя своей кажущейся заумностью. Я бы с чистой совестью поставил не пять звезд, а шесть, если бы это было возможно (правда, я вообще неровно дышу к творчеству Стивенсона).

Интересно, что большинство героев здесь — героини. В какой-то момент, после того, как последний мужик, пошутив про последнего мужика, отдает концы, остаются только одни женщины — что, в общем, оправданно. Причем это не кажется нарочитым, данью моде, политкорректности или уступкой воинствующему феминизму. Все вполне убедительно и логично, нормальные женщины в ненормальных условиях. Не знаю, почему автор решил (название ли определило сюжет, или наоборот) показать происходящее глазами женских персонажей (насколько ему это удалось — другой вопрос), но мне понравилось — это было интересно. Возможно те, кто говорит, что сильных женщин в литературе маловато, правы. Тем выше заслуга Стивенсона, не побоявшегося сделать ставку именно на героинь, а не героев (которые, конечно, в книге тоже наличествуют).

В принципе, можно было заканчивать книгу на совете семи Ев — на отметке где-то двух третей; высказываются мнение, что надо было разделить книгу, но это же Стивенсон, так что не дождетесь. Но автор решил показать что будет после апокалипсиса, и в общем, это хорошо, я на это очень рассчитывал. Прочитал книгу с огромным удовольствием, пусть и не на одном дыхании (это что же за дыхание должно быть?), но отрываясь от текста с большим трудом.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знакомство с творчеством Нила Стивенсона чуть было не закончилось для меня досрочно – первые страниц сто пятьдесят «Анафема» были так тяжелы, что я уже собирался бросать. Однако этого не сделал и, в итоге, «Анафем» стал одним из лучших НФ-романов, прочитанных мной. Потом были попытки осилить Барочный цикл, но там стиль автора оказался слишком суров для меня. Рассудив, что «Семиевие» является примером «позднего» Стивенсона, и, наверняка, будет в большей степени похоже на «Анафем», чем на иные книги, я принялся за этот роман. И не прогадал.

Стоит отметить, что тягучего начала здесь нет – действие начинается на (и около) Земле примерно в наше время, поэтому порог вовлечения в происходящее очень низок. Более того, если исключить пару технологий, первые две части романа можно, с некоторой натяжкой, жанрово отнести не только к НФ, но и к реализму. На самом деле, 90% глобального сюжета (то есть того, который обычно пересказывают друзьям и т.д) заключено уже в аннотации и названии. Но это не так страшно, потому что одним из главных достоинств этого романа являются детали. Не знаю, как у Стивенсона это получается, но даже про организацию быта на «Иззи» и чисто практические моменты читать очень интересно. Часто это похоже на мемуары современных астронавтов, вроде «Руководства астронавта по жизни на Земле» Криса Хэдфилда. Кажется, автор уделил внимание практически всем проблемам, которые возникли бы при экстренной эвакуации человечества с нашей родной планеты. Повествование нельзя назвать динамичным, но оно, всё равно, захватывает. Пусть не всем будет близко это сравнение, но чтение этого романа похоже на игру в градостроительный симулятор, когда решение вполне бытовых и организационных задач может быть очень увлекательным. Также большим плюсом является то, что Стивенсон, активно используя научную терминологию, делает это оправданно и всегда устами своих персонажей очень органично даёт пояснения. То есть, ты всегда понимаешь, что происходит: если космическая станция меняет орбиту, то обязательно будет объяснено, почему и каким образом это делается.

Достоинства романа не исчерпываются технической частью. Очень правдоподобно поданы психологическая и эмоциональная составляющие событий. Характеры героев чётко прописаны и их нельзя назвать стереотипными, напротив, — они очень человечные. На примере разных групп выживших показаны различные варианты развития человеческих сообществ, в зависимости от их состава и окружающих условий. Нужно признать, что в этом вопросе автор несколько предвзят, но я не могу утверждать, что это неоправданно: в «Семиевии» хорошими всегда предстают учёные, а политики олицетворяют человеческое зло. Русских персонажей в книге много, но, большой плюс, клюквы практически нет.

Тут я подхожу не к недостатку, а, скорее, к странности этой книги. Первые две части романа воспринимаются как вполне законченное произведение, поэтому последняя треть становится похожа либо на очень большой эпилог, либо вообще на отдельное произведение. Из настоящего времени действие переносится в будущее и тут настаёт пора «вводной» части, как в начале «Анафема». Темп довольно серьёзно проседает, но, благо, ненадолго. В сюжете появляется больше приключенческой составляющей. Даже формируется довольно-таки стандартная для RPG команда. Однако после подробнейшего описания катастрофы с Землёй и поспешного бегства выживших, третья часть, про потомков человечества, кажется несколько куцей. Она слишком быстро заканчивается, из-за чего некоторые вопросы остаются без ответа.

«Семиевие» — шикарная книга. Для меня этот роман стал лучшим НФ-произведением за последние пару лет. Из-за большого объёма я читал его по чуть-чуть, несколько недель. Но ни разу не возникло желание прекратить. Однако стоит отметить, что роман подойдёт даже не всем любителям НФ – думаю, он придётся по душе читателям, увлекающимся именно космонавтикой и астрономией.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

После «Семиевия» твердая НФ не будет прежней

***

Нил Стивенсон — один из самых разносторонних писателей в жанре фантастики. У него есть кибер-триллер («Вирус REAME»), есть криптоистория («Барочный цикл»), есть НФ о контакте с религиозным подтекстом («Анафем»). Не стоит забывать об эко-триллере («Зодиак»). «Взлет и падение ДОДО» — один из последних романов, он построен в темпоральном духе. Каждая его книга — это как отдельный жанр внутри жанра. И «Семиевие» определенно можно поставить в ряд с другими произведениями автора, поскольку данный роман резко отличается не только того, что написано Стивенсоном, но и вообще от 99% процентов всех НФ-книг.

Итак, действие в «Семиевии» разворачивается в близком будущем. Возможно, это даже ближайшие десять лет, поскольку технологии не так уж далеко ушли от тех, что используются ныне. Пусковым механизмом для событий романа становится разрушение Луны. Стоит сказать сразу — автор никак не объяснит причины этой катастрофы. Его попрасту не интересуют подобные мелочи. Стивенсон рисует перед читателем совсем другую картину — ему интересно, что будет, если Луна разрушится, а не то, из-за чего это произошло. Ученые проводят расчеты и приходят к выводу, что жизнь на Земле закончится уже очень скоро. И поскольку уровень технологий не позволяет прибегнуть, допустим, к криосну или путешествию в будущее, остается не так уж много вариантов. К счастью, в космосе находится МКС «Иззи» — самый передовой космический аппарат на тот момент. Земляне принимают непростое решение, единственно возможное, чтобы спасти человечество как вид. Так начинается подготовка к апокалипсису — в космосе (надстраивается «Иззи») и на Земле (кто-то пускается во все тяжкие, кто-то закапывается глубоко под землю, а кто-то просто живет). В целом же, действие происходит именно в космосе.

И здесь необходимо сделать отступление о стилистике романа. Дело в том, что сюжет «Семиевия» развивается очень медленно. И может даже показаться, что воды здесь больше, чем где бы то ни было. Это отнюдь не так. Нил Стивенсон выводит на новый уровень подход к научной фантастике. Каждое явление, каждый технический момент автор детерминирует. Речь обо всех технических моментах, будь то переход с геоцентрической орбиты на гелиоцентрическую орбиту, будь то толкание коменты или воздействие невесомости на мышцы, суставы и глазные яблоки. Ничего подобного я не встречал ранее, ни у П. Гамильтона, ни у А. Рейнольдса, ни у Д. Симмонса. Что-то более-менее похожее только было у Жюля Верна, но французский фантаст больше уходил в описание не технических сторон, а в цитирование энциклопедических выкладов по флоре или фауне. Иными словами, фантастика у Стивенсона настолько твердая, что теперь hard sci-fi будет восприниматься в сравнении именно с «Семиевием». Так же касательно стилистики книги — в ней три части, несколько ПОВов, среди которых в главные нужно зачислить Дину, Айви и Дюба. Есть и другие персонажи, которыми Стивенсон жертвует, стоит только подвернуться случаю.

Что сказать о минусах? Их полно. Наберется достаточно, чтобы многие плюсы сошли на нет. Здесь и вялотекущий сюжет, и сложный язык, и отсутствие глоссария, отсутствие схем и карт. Конечно же, минусом можно назвать и компоновку романа. Первые две его части связаны друг с другом крепко и самодостаточны, чего не скажешь о третьей части. Её можно опустить, её можно дополнить четвертой частью, разбив книгу на два тома — «до» и «после». Но Стивенсон сделал так, как сделал.

Однако плюсов книги так много, что все минусы забываются. В «Семиевии» есть два однозначно сильнейших положительных элемента — это НФ-основа произведения (кстати, речь не только о физике, но и о биологии) и, (внимание!) — действия людей при надвигающемся апокалипсисе. Стивенсон безумно жесток с человечеством. Но, к сожалению, автор прав (это исключительно моё мнение), когда полагает, что люди, находясь на грани выживания, начнут заниматься всякой ерундой- бороться за власть, выяснять, у кого больше детородный орган (конкретно здесь — речь о груди). Нечто подобное было в «Звёздном льде», но там Аластер Рейнольдс не рассуждал столь глобально — на уровне выживания человечества как такового. Стивенсон же замахнулся и ударил. Вероятно, многим будет сложно принимать такой образ будущего, такие действия людей. Но это уже личное дело каждого.

Заключение: «Семиевие» — выдающийся роман. Тяжелый, остро социальный, сильный. В нём огромное внимание уделено НФ-составляющей. После его прочтения многие романы из разряда «твердая научная фантастика» можно смело переводить в «мягкую нф». И пусть «Семиевие» всё-таки не дотягивает до «Анафема», читать его интересно и приятно. Книга эта не для всех, но для терпеливых и жаждущих познание.

Десять ев из десяти, но девять анафемов из десяти анафемов.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моё отношение к Стивенсону было переменчивым, от романа к роману. «Лавина» стала «тем самым» культовым киберпанком, от «Алмазного века» хотелось чесаться, смотреть в окно, в телефон, спать. «Барочный цикл» остаётся настольной книгой по золотому XVII веку науки, по истории жизни сэра Ньютона и многих других выдающихся деятелей эпохи, за что искренне проникся к Стивенсону уважением и симпатией. «Анафем» пошёл на средних настройках. В целом хорошо, но запросы были слишком высокие, а должного удовольствия не получил. Остались ещё нетронутые книги, но сегодня речь про «Семиевие».

Когда повсюду набегают отражатели феминизма, политкорректности, западной грызни и капитализма – хочется сделать тот самый жест. В чём проблема феминизма и всего прочего из этой оперы? С каких пор об этом так много говорят? Буквально всё склеивают с феминизмом. Женщина не может быть сильной, волевой, решительной, и просто тащить на себе выживание человечества? Может. Те, чьё детство пришлось на 90-е, посмотрите на своих мам, они сделали гораздо больше.

«Семиевие» — роман-ракета, отличная, качественная, умная, жанровая твёрдая научная фантастика. Я рад, что в очередной раз доверился Стивенсону, а не отзывам. Он меня не подвёл.

Это прекрасная история знакомит читателя с оригинальным и неожиданным катаклизмом, идейностью и решимостью человечества. Только представьте, с какими трудностями, ответственностью и психологическим давлением столкнутся люди, которых затолкают на МКС с формулировкой «Не обосритесь!». И эти бедняги нашли в себе энтузиазм, желание, знания двигать остатки цивилизации вперёд. Почему бы просто не сдохнуть? Но орбитеры продолжают свой каждодневный труд. Роют, таскают, ремонтируют, расширяют муравейник. Вообразите желание взвалить на плечи орбитальную станцию в ритме каждодневного гигантского труда в космосе с огромными перегрузками, вредом для здоровья и максимальным риском для жизни – это не космическая романтика, а простое выживание. Атсмосферит конкретно, и это однозначно большой «+».

В компании интересного и динамичного сюжета двигается ликбез по орбитальной механике и перемещению космического корабля в космосе, жизни на МКС и что вообще ждёт человека в околоземном пространстве. Вдобавок, любопытные персонажи, наивное стадо, психология ущербного лидера. Это дико увлекает и следить за развитием событий любопытно. Стивенсон насыпает много другой узкоспециальной информации, что бьёт точечно и не тянет зевать.

Конечно, есть неровности в завязке, бытовухе на Иззи, кульминации. Многие пишут, мол, третья часть лишняя, глупая, «бей всем в морду!». Да ладно. На то это и фантастика. Может, концовка наивная и слегка кривая, но так выписать будущее человечества, продумать эпигенетику, взаимоотношения, механику Кольца и жизнь «над/под» – это редкое и личное достоинство Стивенсона. Повеяло советской социалкой.

Вообще, Стивенсон – один из немногих современных образцовых писателей в жанре научной фантастики. Это гарант качества. Меня, честно, порой ужасает срез оценок на Фантлабе. Откровенное и низкопробное г_вно плюсуют, а качественные и нешаблонное вещи минусят. В строю ещё писатели-технари, с широким или узкоспециализированным кругозором, которые работают! над своими романами, несут не только оригинальную идею, захватывающее повествование, но и доступно излагают матчасть, тем самым немного ликвидируя мисноу читателя в каких-то областях знаний. Это жанровая ниша, не спорю. Но и в фэнтези, как показал Бэккер, можно пожечь неокортекс, а не только бросать файерболы. Взглянешь на топовых авторов фантлаба, и делается дурно от количества заштамповщины. Хочется закинуть Стивенсона повыше. Но это всё вкусовщина.

P.S. Огромное спасибо переводчикам, «Семиевие» читается легко и внятно, без пробуксовки, как и в переводах Екатерины Михайловны — радость для глаз и ума.

А за очередную тухлую обложку хочется Фанзону проткнуть колеса и написать на капоте простым русским матом. Ведь Фанзон заявляет, что у них самые крутые художники, а на деле криворукий уродский коллаж в духе «а сделайте типа я в космосе. Планеты, кометы. Ну, в комосе, пжс».

«Братан, там, короче, Луна взорвалась… МКС ещё, короче, так всё…». Слова фанзонщика иллюстратору. Потому что последний книгу не читал и как выглядела Иззи… что, простите? Это просто стыд, ребята. Надо срочно исправлять.

На этом всё.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший, добротный труд, на мой взгляд.

Из современной фантастики близок по проработке материала к уровню Хайнлайна или Азимова.

Чувствуется, что автор при подготовке книги не один день провел за изучением «матчасти» и попытался это донести понятным языком до обывателя. Не забываем, что при пересказе часть информации теряется, переиначивается и так далее. Соответственно отсюда и растут не стыковки, в части нарушения законов физики, генетики, биологии.

Да подача может не нравится, да концовка опять смазана, да снова персонажи лишь ширмы и несут сугубо практическую функцию — способствовать описанию развития и использования технологий, но задумка и поставленные вопросы — хороши. Роман оставил приятное «послевкусие» после прочтения. Но сразу оговорюсь, что стиль написания, как и сам материал понравятся далеко не всем.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала я написал длинный отзыв, стараясь подчеркнуть достоинства книги. Стивенсон — один из любимых писателей, а тут столько негативных рецензий. Но по правде говоря к книге конечно есть вопросы, и вообще это не самая удачная его книга. Сама тема очень непростая, и, кажется, ее не удалось полностью втиснуть в и без того немалый объём книги. Хотелось бы только отметить, что я не согласен с комментариями, что сама идея (апокалипсиса) банальна. Пишут то в основном о чудесном спасении, так или иначе. Здесь же основной мотив — это гибель человечества (будем считать, что не спойлер). И поправьте меня, но мало кто решился писать именно об этом.

Тем не менее это все же вершина творчества автора, и любителям Стивенсона она зайдёт. Матчасть как всегда на высоком уровне, и вообще работа была проделана огромная. Стивенсона считаю живым классиком, а книге ставлю 10 не смотря на недочёты.

П.С. Не стоит начинать читать Стивенсона с этой книги. Начинайте «восхождение» с проверенных Анафема или Криптономикона.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На эту книгу я обратил внимание сразу, едва она появилась в анонсе Фанзона... Но приступить к чтению смог только месяца через три после её выхода у нас... И какое же я получил наслаждение от прочтения этой твёрдой НФ. С первой до последней страницы. Стоит сразу оговориться, что здесь вы не найдёте ни безумного экшна, ни сумасшедшей динамики. Что вас здесь ждёт? Как говорили раньше, описание доступных технологий, отношения между людьми (собственно выживание человечества и зависит и от социального аспекта, а не только от научно-технического прогресса), моральный выбор между попыткой организовать новое будущее или же остаться жить в прошлом... Стивенсон поднимает множество проблем по части технической возможности выживание человечества на орбите Земли и в открытом космосе, проблемы психологического и социального планов и многие другие... Первые две части романа читаются на одном дыхании... А вот третья часть... Стоит признаться, что после впечатления от первых двух, тяжеловато было перестроиться, но когда разобрался что к чему, то и она пролетела на «Ура!»... Про себя я отметил, что сам роман «Семиевие» можно было уместить в двух частях ,а третья часть больше похожа на самостоятельный роман-продолжение.

Вывод: любители долгого чтения, любящие описание технологий и копошения в отношениях между людьми и моделирование возможного развития человечества, стоит обратить внимание на эту книгу. Любители экшна и стрелялок — проходите мимо.

Итог: 10/10. Для меня — шедевр

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вызывает неподдельное восхищение непримиримость автора с любыми, не входящими в научную картину мира недомолвками и послаблениями. Хардкор, каким и должна быть «твёрдая» НФ. Убедительно и...страшно.

Оценка: 10
– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Собственно, о том, почему не десять.

В литературе есть один немного хулиганский прием, не помню, как он называется, но в целом его история такова — один автор закончил книгу тем, что его героя заковали в кандалы, замотали в ковер, засунули в сундук, сундук заперли и кинули в море. Автора очень, очень убедительно просили о продолжении. Продолжение вышло, и начиналось оно со слов «Капитан вынырнул на поверхность и мощными гребками поплыл к берегу»

Так вот. Острота и величие Семиевия заключаются в том, что автор буквально с первых же страниц пообещал так не делать. Человечество сбегает в космос из здесь-и-сейчас? О, у нас будут непьющие русские космонавты, неудачные старты, медленный подъем грузов, отказы оборудования, изношенная до чертиков МКС и вообще всё-всё-всё, построенное на ходу китайцами из говна и палок. Аутичные гении в дерганых попытках спасти человечество через голову правительств, упрямые шахтеры с морзянкой и изобретательные английские инженеры на полпути к суициду, у нас будет Хиллари Клинтон, изображенная под такой лупой, что видно каждый камедон в носу, блогеры-паникеры и смерти, смерти, смерти полюбившихся героев.

И мы все видим выложенные на небесах над взорвавшейся Луной огненные буквы:

НЕТ НИКАКИХ ВЗРОСЛЫХ, КРОМЕ НАС.

Но увы. Начиная с середины, обещание приходится отменить.

Как удержать в живых на многие поколения культурно-цивилизационный уровень, если в живых меньше тысячи человек? Да никак! Автор, как же они это сделали? «капитан вынырнул» нервно отвечает автор, переводя стрелки то на пять тысяч лет вперед, то на Британскую энциклопедию. Автор, океаны же вскипели и испарились? Вынырнул, вынырнул в подводной лодке. Автор, ты сам сознаешь, что вынашивание беременности млекопитающих невозможно в пониженной гравитации! Ты сам на этом построил кучу конструкций! Какие дети в Расщелине?... Какое, вообще, генетическое программирование ментальных умений, автор, окстись, ты же сам сказал — стартуем от здесь-и-сейчас?... Капитан не всплыл, капитан взлетел!... Человечество не просто выжило, оно, строго говоря, выжило ТРИЖДЫ за одну мегакатастрофу!

И вот этот необходимый, неизбежный, но такой обидный перепад степеней фантастичности — большой минус. Понятно, что проработать и обосновать каждый из этих вопросов на том же уровне приближения, что и спасение русской спортсменки американскими инженершами или гибель команды Илона Маска — у автора не хватило бы ни времени ни сил — это ж сколько технической подготовки, это ж сколько, в итоге, было бы страниц текста.

А так-то, ну волшебная книга, всем читать, однозначно. Кого нервирует Фекла, заменяйте мысленно на Татиану.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Началом для романа выбран апокалипсис – как пережить и что будет дальше. Идея, скажем прямо, не новая, но что нового под луною? Кстати, с Луны всё и началось.

Большая часть событий происходит в космосе на околоземных орбитах, описания манёвров детальны и приятно напоминают школьный курс физики и астрономии. Роман битком набит захватывающими инженерными задачами, их решениями и воплощениями: от роящихся микро-роботов до межорбитальных качелей. Многие технологии существуют или близки к существующим, так что книга может стать благодатным полем для любителей поспорить на тему «этого не может быть! всё работает не так!»

Существование людей в космосе также показано во многих проявлениях: от романтики опасной работы на МКС и в открытом космосе, через психологию человеческого сообщества в замкнутом пространстве, до разнообразных личных финалов. Нашлось место самоотверженности и вероломству, любви с первого и второго взгляда, точному расчету и его холодящим кровь последствиям.

Основные персонажи, привычно для Стивенсона, вызывают восхищение своими профессиональными качествами, но не слишком эффективны в социальных взаимодействиях. Автор рисует мир, в котором технари неожиданно стали ответственными за всех, и показывает, как мало они приспособлены к управленческим задачам. Отрицательные персонажи больше всего пугают тем, что их поведение логично, обосновано и базируется на вполне понятных общечеловеческих мотивах.

Далее Стивенсон берется за генную инженерию и предлагает любопытную схему сегрегации на расы, каждая со своими особенностями, предположительно оптимальными для выживания и развития (включая некоторые, за которые я бы душила в колыбели). Мне это деление показалось неправдоподобно легко удерживаемым в границах доминантных признаков и вообще гуманоидности. За такой длинный период любой уважающий себя фантаст легко отрастил бы нам щупальца или наделил способностью синтезировать гормоны усилием воли. А Стивенсон в этом деле консервативен и позволяет себе только слабые подвижки в сторону супергеройских способностей. Но это я придираюсь, а читать генетическую часть «эпика» интересно, чего не скажешь о части миростроения. Тут никаких новостей :(, всё правдоподобно и предсказуемо — те же конфликты, борьба за власть и прозрачные исторические аллюзии.

Финальная часть романа немного уронила планку, оказавшись структурно практически линейным квестом. Хотя отдельно веселит выбор имен для поздних персонажей. Да и в целом Нил Стивенсон оправдал мои надежды и оказался крут, вдохновенен и технологичен.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аннотация очень спойлерная (будто так необходимо было писать дополнительный абзац про концовку книги!), а отзывы в интернете (включая фантлаб, например) – ещё более спойлерные. Рекомендую не читать их. Они спойлерят буквально все общие ситуации глобального сюжета.

Жители Земли нашего времени сначала пытаются покинуть планету в кратчайшие сроки с расчётом на очень долгосрочную перспективу выживания в космосе; вторую треть книги таки с горем пополам пытаются выживать. А потом… суп с котом)

«Семиевие» — феноменальная книга, поскольку аналогов подобных сюжетов в фантастике нет. Уничтожение Земли обычно показывают в виде какого-нибудь краткого пролога или флэшбэком в далёкое прошлое, всё это подаётся очень вскользь в общих чертах, и после этого фантасты сосредотачиваются на постапокалиптическом сюжете на руинах или возле руин Земли или рассказывают про такое далёкое будущее (или настоящее с множеством космических колоний), где гибель Земли уже мало кого волнует.

И всё же Стивенсон сосредоточился на самом главном. На психологии человека перед лицом грядущего апокалипсиса и на изобретательном использовании современных (!) технологий, чтобы пережить подобный апокалипсис. Если эта книга не самый лучший инструктаж (всё-таки вольных допущений всё же немало), то всё равно аналогов в литературе попросту нет. Рассуждение на тему проблем, с которыми сегодня человек может столкнуться в космосе в долгосрочном выживании, всё-таки раскрыто если не на сто, то на девяносто пять процентов, как минимум.

Книга написана лёгким позитивным языком, как и прочие книги Стивенсона (например, «Криптономикон» — при всех ужасах войны история подавалась шутливым, «плутовским» стилем даже в момент самых мрачных и напряжённых ситуаций). Учитывая, что основные герои – это асы науки и космонавты, лёгкий чёрный юмор удачно вписывается в рамки их образов (ведь известно, что чёрный юмор свойственен наиболее умным людям, достаточно почитать блоги или посмотреть документалки учёных, например, про коллайдер). В целом, с учётом обилия технических подробностей, твистов «вдруг что-то пошло не так», изобретательных решений и чёрного юмора всё это напоминает «Марсианина» Энди Вейра, только остаётся спроецировать проблему одного человека на огромное количество людей. А по сути всё тот же ранее необитаемый островок в пугающем опасном космосе, где неоткуда ждать помощи, нужно исхитряться выживать с теми ограниченными инструментами, какие есть в наличии.

И хотя совершенно незаезженная тематика и серьёзная работа с научным материалом по определению уже подразумевает шедевр научной фантастики, недостатков у книги имеется немало – какой только темы не коснись. Например, вторая по счёту обыгровка «Семи Ев» — это уже очень большое отступление от «твёрдой» научной фантастики в сторону практически необоснованного воссоздания динозавров (я завуалировал, но это не великий Крайтон, а какая-та ретрофантастика, где о возможностях генетики судят будто бы по желтушным новостным заголовкам), практически фэнтези. Финальная треть сюжета сильно уступает предыдущим, поскольку накал страстей сильно спадает, всё кардинальным образом меняется. В целом, из-за большого количества персонажей страдает прорисовка некоторых образов, даже некоторых судеб, многие имена не запоминаются совсем.

Этакие злодейские мотивации у Стивенсона в этот раз не удались: в теории он пытался сделать реалистичные противоречивые образы и ситуации, которые обоснованным образом разделяли бы людей на группировки, но в итоге все сюжетные ходы в стиле «политики переманили на свою сторону учёных ради нового безумного плана» подаются с очень вялой мотивацией, и в итоге персонажи выставляются слишком карикатурно. Понятно, что учёные и творцы ненавидят политиков, но у учёного-творца Стивенсона это слишком уж выпячивает, отчего политиканы-злодеи становятся слишком сказочными, а все учёные, которые их поддерживают, почему-то становятся полными идиотами ради подобных допущений (например, включают глупейшую наивность, с ужасом верят примитивным лозунгам в диалогах, верят простецким вбросам в соцсетях). Хочется добавить в подобные ситуации большего реализма, чтобы читатель сам сомневался, кто из героев больше прав, а не видеть развешанные автором ярлыки – умняши против злодеев и идиотов.

Есть ещё кое-что разочаровывающее в книге. Например, один из первых книжных диалогов – когда Док Дюбуа впервые обращается к президенту с тревожной информацией, та моментально верит в сказанное, и диалог становится каким-то нереалистичным, в плохом смысле комичным. Грубо говоря: «нам грозит опасность», «о, нет, что же делать» и т.д. Подобного, конечно, от Стивенсона никак не ждёшь. И так повторяется несколько раз за книгу – в каждом диалоге, затрагивающем максимально глобальные события. Максимум подобного недостатка наблюдается на важнейшем, ключевом собрании а-ля братство кольца у Элронда в конце второй трети книги. Там диалог полон неадекватного пафоса и наивности, поверхностных идей по поводу судеб мира, а вместе с озвученными там псевдонаучными допущениями из области биологии – вообще превращается в балаган, подобный тому, который творился во второй сюжетной линии «Ртути» Стивенсона в диалогах Шафто с принцесской. А всё это вероятно потому, что объём книги сильно ограничен для подобных по размаху идей, и автору приходилось всю информацию сильно спрессовывать (и не растягивать генерацию идей на дни, а пихать всё в один диалог), поэтому некоторые важнейшие диалоги приобретали такой наивный и поверхностный пафос. Однако мне кажется, можно было сгладить подобные углы, если подавать информацию в привычной Стивенсону плутовской манере авторским текстом, а не через речи персонажей, руиня тем самым образы и общую реалистичность.

Сомнений по поводу технической начинки и удач человечества также добавляет неизученность многих вопросов по поводу космоса. Например, в наше время – никто ещё не проводил столько времени при низкой гравитации, сколько персонажи книги, никто ещё не рожал и не растил детей вне Земли. И низкая гравитация, и радиация, и прочие многочисленные аспекты (включая антисанитарию, гигиенические салфетки-то в какой-то момент должны были закончиться, хех) спровоцировали бы такое множество смертей (выкидышей) на первоначальных стадиях адаптации к космическим условиям, что не уложились бы в такое количество персонажей и такой сюжет.

И всё же книга безумно хороша, оригинальна (повторюсь, ничего подобного в фантастике нет – чтобы при современном уровне подготовленности к освоению космоса человечество было вынуждено его таки осваивать в кратчайшие сроки, чтобы попросту выжить, уцелеть, как вид). Многие сцены, диалоги, даже мелкие ситуации, независимо от уровня остросюжетности, западут в память, пробьют на смех или заставят плакать особо ранимых личностей (подобной драмы очень много, хотя Стивенсон очень ловко показывает адекватность умнейших людей на подобные ситуации; особенно показателен момент «икс», когда Земли минуту назад не стало; а потом этих закалённых потерями личностей уже вообще ничем не пронять). Есть психологические трансформации образов, есть много самопожертвований от тех, от кого сперва подобного не ожидаешь, адекватной противоречивости всего и вся очень много. Прямым или косвенным образом поднимаются философские, социологические, психологические вопросы. Вплоть до того, какие безумные с рациональной точки зрения поступки, делают нас цивилизованными людьми. Огромные описания технологических аспектов подаются достаточно лёгким научно-популярным языком, автор часто козыряет общечеловеческой изобретательностью в самых неприятных сложившихся ситуациях.

p.s. ждал подобную книгу очень сильно, поскольку сам несколько лет пишу подобный сюжет. Тоже внезапная угроза человечеству в виде осколков кометы, которую притащили на орбиту планеты; тоже тяжёлое выживание в консервных банках большую часть сюжета. В очередной раз буду переписывать.

p.p.s. планируют экранизацию

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Seveneves — вещь в некотором смысле парадоксальная, у нее есть все задатки для того, чтобы быть ужасно скучным романом: технические длинноты иногда настолько отягченные подробностям, что на протяжении 3-4 страниц может не происходить вообще ничего, кроме описания того как условная деталь X взаимойдействует с не менее условной деталью Y (и это знание не то чтобы критическое для сюжета); несколько очевидных «чеховских ружей»; в конце-концов само название

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
это вроде как умеренный спойлер
. И тем не менее перед нами совершенно нескучная книга, которая несмотря на «затухающую» сюжетную динамику читается на одном дыхании. Жанр можно охарактеризовать как эпический производственный роман-притча\технотриллер о человеческом героизме, гении, самопожертвовании и социальной динамике коллективов.

Как и всегда в стивенсоновском творчестве перед нами художественное размышление на тему «Большой Идеи»: в «Анафеме» это был спор феноменологической и аналитической философии, в «Лавине» — меметика, в «Криптономиконе» — криптография etc. В данном случае, как мне показалось, «Большая Идея» — это экспоненциальность как универсальный механизм стоящий за всеми процессами; конечно как и всегда у Нила Стивенсона бонусом идет куча идей «поменьше» (генетика и культура; почему хорошие люди делают ужасные вещи и проч.-проч. ) — вероятнее всего именно это и делает книгу интересной.

Что мы имеем в сухом остатке? Крепкая книга под завязку набитая интересными идеями и подробностями (других видимо Стивенсон писать не умеет), хотя на мой вкус далеко не лучшая в библиографии автора, но тем не мнее безусловно заслуживающая внимания. Почему не лучшая? В самых интересных и драматических местах — практически 10, последняя треть романа — не больше 8, экспоненциальность или нет, но книга демонстрирует «затухающую» динамику. Фактически, последняя часть романа, которая вроде как должна быть драматическим «showdown» читается как один большой эпилог (поскольку кульминация-то уже произошла в районе 500 страницы), в котором нам показывают что «все было не зря», «никто не забыт», «чем сердце успокоилось» etc — вроде как любопытно, и местами интересно, но до основного сюжета уже недотягивает. Эти последние 200 страниц развязывают несколько сравнительно очевидных сюжетных узелков, для того, чтобы оставить подвешенным в воздухе главный вопрос — несмотря на разбросанные в книге намеки мы так и не узнаем что такое «Агент» и для каких загадочных целей он действовал. По-хорошему, последней трети романа вообще могло не быть и это бы не сильно ему повредило. Итог: 8,5\10.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дисклеймер: Я обожаю Нила Стивенсона. Это предвзятый отзыв. Мне понравилось «Семиевие».

Нил Стивенсон, тот редкий тип писателя, который вот не может (или не умеет) писать коротко. Маленькие вещи у него есть, не без этого, но вы посмотрите на «Барочную трилогию», или «Анафем», или «Вирус REAMDE». Этими книгами и убить можно — они огромные, вместительные, но бесконечно интересные. Но даже в этих полотнах автор умеет удержать внимание читателя, подкидывая «внезапные повороты», «интересные ходы», «образовательные экскурсы».

Вот и «Семиевие» такая же книга. Огромная и интересная.

Все началось с того, что нечто, позже «Агент», уничтожило Луну. Вернее Луна осталась, но в виде семи больших обломков и множества маленьких. Казалось бы, и что такого? Но осколки начали сталкиваться между собой, образовывая меньшие осколки и тд и тп. Ученые предрекли, что по прошествии чуть больше, чем два года, вся жизнь на планете будет уничтожена метеоритным дождем из лунных камней, который будет длиться тысячелетия. Вот вам и завязка.

Структурно роман разделен на три части, каждая со своей кульминацией, причем каждая, при определенных усилиях, сошла бы за отдельную книгу.

В первой части человечество осознает проблему грядущего Армагеддона создает проект Ковчега — корабля-роя на базе Международной Космической Станции.

Во второй действие охватывает как и сам Армагеддон, так и последующие года, попытки выжить и заложить основу новой человеческой расы.

Третья часть происходить спустя 5 тысяч лет, и больше я ничего не скажу.

Стивенсон не изменяет себе – щедро, а иногда оооочень щедро, разбавляя текст повествования описанием разных технических приблуд, краткими, и не очень, лекциями про орбиты и траектории движения космических, генную инженерию, архитектуру космической станции… И так, примерно, треть книги.

На деле это похоже на просмотр «Интерстеллара», если бы фильм становился на паузу в самом интересном месте, в кадр заходил Нил Деграсс Тайсон (я почти уверен, что Док Дюбуа писался с него), и подробно пояснял, что происходит на экране. Это не плохо, Стивенсон даже эти лекции делает интересными, но способно оттолкнуть читателя, который жаждет сюжета, действия, а не очередного детального рассказа, что есть перигей, и как с помощью ускорения дэльта вэ сменить орбиту. А чего вы ждали? Это же хард-нф!

Персонажи, особенно центральная тройка Дина-Айви-Дюбуа, прописаны очень хорошо. Даже те, которые появляются «в кадре» чтобы позже исчезнуть навсегда. Да и злодеи получились неплохие.

Особенно удались эпизоды связи тройки с родными во время каменного ливня: отец пишет смс сыну, но не может сказать, как его любит, дочь отбивает Q-код азбукой морзе, с каждым разом все медленнее и медленнее, потому что душат слезы, невеста получает прощальное фото обручального кольца на фоне пылающего неба.

Из минусов стоит отметить некую сумбурность третей части. Она слишком короткая. Да, именно так! Хочется больше! Да и разве это не признак хорошей книги, когда тебе мало того, что прочитал?

Итог. «Семиевие» — объемный, сложный и интересный роман. Фанатам Стивенсона читать обязательно. Остальным — только если вы готовы иногда ощутить себя за партой.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действительно, непонятно чем не угодило это произведение любителям НФ. Читать пространные комментарии сверх 2000 символов нет желания. Первое зарубежное произведение, которое купил уже после того как прочитал пиратку. За такую работу и несколько евро в литрес не жалко. Третья часть конечно слабовата, но в целом работа очень серьезная. Никаких соплей, «раскрытия» внутренних миров, переживаний, погружений в дебри психологии «не скучных» героев и прочей с НФ ничего общего не имеющей лабуды в этой книге нет. Как нет и многих элементов коммерческих боевиков, содержание которых забывается уже на следующей странице.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх