fantlab ru

Дэн Симмонс «Утеха падали»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.53
Оценок:
582
Моя оценка:
-

подробнее

Утеха падали

Carrion Comfort

Другие названия: Тёмная игра смерти

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 38
Аннотация:

Речь в романе Дена Симмонса «Тёмная игра смерти» («Утеха падали») идёт не о вампирах в классическом понимании, а скорее о вампирах энергетических. Их цель — это Подпитка. Но её источник — это убийство. Ради развлечения была придумана игра, фишками которой являются человеческие жизни. Она длилась несколько десятилетий. Но всё меняется, когда охота начинается за вампирами...

Они входят в ваше сознание, и вы уже не принадлежите себе. Вы фигура в чужой шахматной партии, завершающейся смертельным исходом. Вы, как зомби, берёте в руки винтовку и наводите оптический прицел на американского президента. Или стреляете из толпы в Джона Леннона. Внешне те, кто водит вашей рукой, такие же, как и вы, но это не люди, они не знают жалости и пощады, не отличают добра от зла. Чтобы их победить, нужно переступить грань...

Примечание:

Роман написан на основе одноимённого рассказа 1983 года.



В произведение входит:


  • Гамбит
  • Гамбиты
  • Миттельшпиль
  • Эндшпиль

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Награды и премии:


лауреат
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1989 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1990 // Роман ужасов

лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1990 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 2005

Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1990 // Роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1998 // Хоррор (США)

номинант
Сигма-Ф, 1999 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

Похожие произведения:

 

 


Утеха падали. Том 1
1998 г.
Утеха падали. Том 2
1998 г.
Темная игра смерти
2005 г.
Темная игра смерти. Том 1
2008 г.
Темная игра смерти. Том 2
2008 г.
Темная игра смерти
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Carrion Comfort
1989 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смотрю на библиографию Симмонса и удивляюсь, как же все-таки непредсказуема творческая жизнь писателя. Ударное начало карьеры («Песнь Кали», «Темная игра смерти», цикл «Гиперион»), потом откровенная деградация (всякие «Лето ночи», «Костры Эдема» и прочие «...призраки») и наконец возрождение («Террор», «Друд» (еще в процессе прочтения, но уже нравится) и «Черные холмы»).

Теперь собственно о самом романе. С него началось мое знакомство с Симмонсом. И началось оно с борьбы со сном, который навевало начало романа. А потом... А потом был один из самых мощных, из встреченных мной в литературе, приемов, когда действие начинается без всяких прелюдий и уже не заканчивается до самой развязки. Да еще какое действие! Я вам скажу так: это один из самых жестких, бескомпромиссных и непредсказуемых романов, прочитанных мной (а прочитал я немало). История, начинающаяся как противостояние двух «людей» разрастается до поистине эпических масштабов. Сюжет выделывает неимоверные кульбиты. Вам начал нравиться какой-то персонаж? Скорее всего он скоро умрет, и смерть его будет мучительна.

Вот как после такого, можно было написать насквозь предсказуемые и неприятно-приторные «Костры Эдема»?

Совсем не легкое, оставляющее достаточно неприятный осадок чтение. Зато предельно честное и динамичное. И второе для меня гораздо важнее, а если вам нужно посмеяться, то это явно не к Симмонсу. 10 из 10.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающий роман. Хрестоматийный пример умного блокбастера, написанного талантливым заокеанским сочинителем.

Единственное, что с самого начала необходимо уточнить, так это, что практически любому читателю придется осилить первые сто листов. У меня, на начальных страницах, было ощущение, что меня обманули: какая-та нудная история о нескольких хьюмансах, имеющих сверхчеловеческие способности; обыденное вступление; неспешный темп вхождения в суть происходящего. Но стоит продраться дальше по сюжету и в игру вступают не самые банальные интриги, да так, что дух захватывает. Со второй половины первого тома, на каждой странице романа, ловил себя на мысли, что вот-вот наступит развязка. И так, почти до самого конца. Что-что, а умение держать читателя в постоянном напряжении, у Дэна Симмонса на высочайшем уровне, как на мастер-классах у ветеранов письменного слова – любая глава обрывается на самом интересном месте. И это замечательно, когда закончил второй том, хотелось добавки.

О героях. Эти главные атрибуты любого произведения у Симмонса выписаны тщательно и с любовью. Персонажи получились емкие и живые, с реальным прошлым. За них переживаешь и судьба их не безразлична. И некоторых из них автор убивает. Логика романа подразумевает фантастичность способностей, коими обладают отрицательные персонажи книги, но в описании происходящих событий, Симмонс пытается соблюдать реалистичность.

Переводом я доволен. Предложения перечитывать, чтоб понять смысл написанного, мне не приходилось. Думаю, что перенос с английского на русский – адекватный.

Не хочу ничего писать о сюжете — это надо читать. В своей нише, этот роман достоин 10 баллов.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безусловно интересный роман, поначалу ознакомился с Утехой Падали в форме одноименного рассказа, включенную в антологию о вампирах, а после и до полноценного романа дело дошло.

Книга, надо сказать, оказалась типично Симмоновским фолиантом, страниц эдак на 800+, благо после Гипериона-Эндимиона и Иллиона с Олимпом этим уже не запугаешь, привык)

Потому, наверное, и не отпугнула достаточно нудная завязка, идущая от лица трех престарелых энергитических вампиров, хвастающихся друг перед другом изощренностью своих выходок.

В дальнейшем антипатия к одной из участниц этого злодейского трио (Мелани) так и сопровождала меня в процессе чтения, уж очень хотелось чтобы это полоумную бабульку кто-нибудь наконец изрешитил из оружия не самого мелкого калибра. Абсолютно мерзкая, эгоистично-жестокая и одновременно по детски капризная, хитрая, изворотливая, переполненная предрассудками и спесью, эта мадам, в то же время, является одним из самых живых персонажей книги.

Впрочем, называя современных вампиров «падалью» человечества, Симмонс и остальных не обошел вниманием, члены Клуба Островитян воплощают собой все то, что смело можно назвать отбросами нашего общества: богатеев-сибаритов, просочившихся во все властные круги, начиная с банкиров и спецслужб, заканчивая медиа-сферой и церковью.

Они полностью аморальны, находясь на том самом пресловутом «нулевом» уровне этического развития, на который их определяет Сол Лански.

Слабый проблеск надежды на что-то светлое, оставшееся в душе, мелькает в последней трети книги лишь в отношении Тони Хэрода, крайне порочного по своей природе человека, насильника и садиста.

Он, казалось бы, в отличие от своих «старших собратьев», находит для себя что-то, ради чего стоит измениться...и благополучно проваливает экзамен.

На фоне столь вопиющего зла, трио главных героев кажутся совсем слабыми, без шансов на какой-либо успех, примерно до Эндшпиля они только и делают, что чудом избегают смерти, да вдобавок, кажется, не имеют даже четкого плана как действовать и в том, как это представлено автором , на мой взгляд, кроется пара недочетов.

Во-первых, повествование слишком уже неторопливо, Натали, Сол и Джо Джентри едут то в один город, то в другой, копают информацию, собирают улики. делают выводы, дело вроде бы нужное, основополагающее....но, (господи!) как же медленно и мелочно это все происходит, тоже самое касается и злодеев, которые вроде бы озабочены поисками строптивого собрата, но тоже весьма вальяжны в этом деле.

А второй момент — это какая-то киношно-голливудская живучесть и везение хороших ребят, против них, играют мощнейшие структуры страны, но каждый раз герои ускользают почти на грани поимки.

А то, как оборачивается дело со штурмом резиденции Клуба Островитян и вовсе напоминает лихой боевик середины 90-х и это при оговорке, что даже шэф Моссада в книге говорит об этом месте, как о самой защищенной крепости.

Так что не будь этих двух огрехов, Утеха Падали читалась бы в разы живее и легче, но и с ними она заслуживает 8 баллов, не меньше)

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный триллер! Симмонс не перестает удивлять — что ни роман, то в каком-то своем жанре. Очень давно я уже намеревался почитать данную книгу, да все отпугивал внушительный размер (сопоставим с стандартным циклом из трех-четырех книг). Но волей случая попал в больничку и тут , как говорится, — «сам Бог велел». Прочитал и пожалел, что так долго тянул до этого с этим романом.

Жанр романа «Утеха падали» — триллер (и вовсе не мистика, как указано выше), в котором все действия разворачиваются вокруг горстки людей с необычными психофизическими способностями (эдакие Сканнеры, если вы помните этот старенький фильм). Книга поделена на три части: в первой автор знакомит нас поочередно со всеми героями и потихоньку закручивает сюжет; во второй части роман набирает обороты, постоянно выдавая неожиданные сюжетные повороты. Третья часть начинается опять размерянно, готовя читателя к «основному блюду», а ближе к концу радует кучей очень «зрелищных» и ярких моментов. Сейчас, когда за спиной около 2000 страниц, даже трудно поверить, что прочел такой объем — настолько динамично развивается сюжет, что даже не было момента заскучать.

Моя оценка — крепкая 9. Жаль, что таких романов в наше время уже днем с огнем не сыскать. Симмонс в который раз оправдывает мои ожидания на все 100 процентов. Даже обидно, что этот автор в наших широтах абсолютно недооценен, и знакомство людей с ним в лучшем случае ограничевается Гиперионом. Советую всем любителям крепкого триллера.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Огромная книга в трех томах, по закрученности сюжета не уступающая «Гипериону». НФ-триллер о живущих среди обычных людей немногочисленных «вампирах сознания» — во многом напоминающих азимовского Мула.

Ход действия совершенно непредсказуем. Подробнее писать не хочу, чтобы не испортить кайфа тем, кто будет читать — а читается, несмотря на размеры, на одном дыхании. Настоящий шедевр — по замыслу. Впрочем, не без пары минусов. Действие словно специально растягивается и затягивается, — как сезоны в сериале. И очень уж отвратительны все «отрицательные» персонажи и их деяния.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала этот роман , как говорится, через « не могу «:insane:, не понравился абсолютно — где-то начиная с середины второго тома читала, перелистывая сразу несколько страниц и молясь, чтобы эта гадость, наконец, кончилась. Роман абсолютно не « Симмонсовский «, не его тематика, не его настроение, не его драйв. Вымученный сюжет, жутко затянутый и до тошноты морализованный. Прочитать его можно не от хорошей жизни и не от любви к хорошим книгам, а только в том случае, если Вы просто решили прочитать всего Симмонса, т.е. только для « галочки «, чтобы потом гордо сказать — « Я прочитал все произведения Симмонса, даже такую несусветную гадость, как « Утеха Падали «.

P.S. Прошу прощения у всех, кому этот роман понравился или произвел благоприятное впечатление. Вышеизложенное — это только мое субъективное мнение.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из первых романов Дэна Симмонса Утеха падали получился у тогда еще не известного автора на редкость удачным.Прочитай я роман в середине 90-х,он точно бы произвел на меня неизгладимое впечатление.Но это было сделано всего лишь недавно,поэтому впечатление не такое сильное но все же более чем.

Центральный персонаж романа доктор психиатрии Соломон Ласки,еврей по национальности и бывший заключенный концлагерей, ведет противостояние длинною в жизнь с бывшим нацистом оберстом Вильгельмом фон Борхертом.Противостояние это необычно тем, что Вильгельм обладает особым даром,способностью — он может проникать в сознание человека,читать его мысли и сделать в итоге из оного абсолютно послушную марионетку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Интересна сама способность вампиров контролировать человека,перехватывая в считанные секунды контроль над центральной нервной системой,человек ощущает себя как во время сна.Если вторжение непродолжительное,то все произошедшее помнится как после ночного кошмара ,в противном случае,человек исчезает как личность и без контроля со стороны хозяина впадает в кому.
И таких как Вильгельм в романе с добрый десяток. Мозговые вампиры очень удачно и правдоподобно придуманные Симмонсом целых 20 лет назад и по сей день очень актуальны.Для меня этот роман оказался намного интереснее историй про обычных вампиров,так популярных сегодня. Как выесняется по ходу романа, старый оберст разыгрывает самую натуральную шахматную партию с неким Арнольдом

К. Барентом ,фигурами в которой являются как обычные люди,так и люди со способностью,друзья и сподвижники двух оппонентов(королей). Несколько строчек хочется написать о К.Баренте.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это весьма загадочная личность. Его состояние неподвержено оценкам, он имеет десятки личных островов по всему миру,способность его настолько велика,что он может контролировать,себе подобных и нейтралов(людей неподверженных влиянию вампиров).Сцена с Тони и Марией в частном самолете Барента одна из сильнейших в романе.

Сол волею слепого случая попадает в так удачно разыгрываемую партию,ставка в которой, намного больше, чем несколько человеческих жизней,и круто меняеет судьбы своих новых друзей и врагов.

У романа неожиданная концовка,которая только заставила добавить дополнительных баллов.

Очень сильно описаны эпизоды из жизни Сола,когда он находился в концлагере:ночью в бараке-первое проникновение в мозг;игра в шахматы и последующее охота и бегство.

Немалая роль здесь отводится старой подруге Вильгельма — Мелани Фуллер,престарелой вампирше преследующей цели собственной безопасности и подпитки.Настоящее чудовище .Если будете читать роман от нее вам достанется немало сюрпризов, несмотря на то что, она экземпляр почтенного возраста.

Из минусов одно плохо чрезмерная затянутость романа.Пробирался с трудом,но после половины пошло как по накатанной:),не оторвешься.

Финальная сцена тут настолько зрелищна,что аж воочию представляешь себе весь этот погром.Меня на протяжении всего романа волновала одна немаловажная мысль-сможет ли Соломон придумать средство борьбы против вампиров.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Удачей для него послужила поимка одного «экземпляра «- Тони Хэрода,голливудского кинопродюсера ,конечно не без помощи своих друзей,и последующее его изучение ,под транквилизаторами.В дальнейшем он смог создать особый ментальный образ,с помощью которого надеялся подобраться вплотную к оберсту и отомстить за всех и вся.Способ и впрямь оказался необычен и даже символичен,в плане того,что именно они помогли убить старого фрица.

Один из самых напряженных и динамических триллеров с элементами экшн,детектива,порно и ужасов.Фееричный коктейль,но Симмонс добавил все в нужных пропорциях и не прогадал.)На то он и мастер:).

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный роман! И очень, очень необычный. Пожалуй до Симмонса идея об эдаком сверх-гипнозе ещё никогда так полно не раскрывалась. Один из редких романов, когда огромный объём ничуть не смущает — читается фактически на одном дыхании, и к концу становится даже жалко, что книга заканчивается.

Закручено мастерски, снимаю шляпу. Сложность сюжета зашкаливает за рамки жанра. Действие забегает в прошлое, в будущее, мы смотрим на мир через призму восприятия доброго десятка главных героев, и это не считая просто громадного количества второплановых персонажей. Калейдоскопическая смена сцен действия. Отличные детективные, исторические и экшн врезки.

Психологическая проработанность персонажей просто восхищает. Все герои кажутся яркими и живыми донельзя — даже когда Симмонс начинает вещать от имени психопатов и убийц, поневоле начинаешь проникаться их идеями и даже болеть за них, хотя ещё минуту назад (когда был в голове другого героя) их ненавидел.

Лично для меня это один из идеальнейших романов: блюдо, приготовленное из нужных ингридиентов, причём смешанных в нужных пропорциях. Я уже не говорю, что готовил это блюдо настоящий мастер.

В общем «Утеха падали» — один из ярчайших триллеров, которые я читал. Здесь есть всё что нужно, и даже немного больше.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Затянуто, размыто, сюжет местами буксует и провисает, а местами становится просто скучно. После шедеврального «Гипериона» и неплохого «Горящего Эдема» не ожидал такого от Симмонса. Натурально жаль времени, потраченного на эту книгу.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я очень люблю Дэна Симмонса. «Гиперион» и «Террор», на мой взгляд, шедевры. И читая данную книгу я все пытался убедить себя, что она мне нравится. Ведь правда хорошо написано, сюжет напряжённый, персонажи раскрыты.

Вот только читать было трудно. Я буквально заставлял себя переворачивались страницы. Притом, что первая четверть романа действительно захватывала. Но ближе к середине все начало проседать. Я ждал развития, кульминации, однако ничего этого не получил. Концовку же дочитать вовсе не смог. Когда оставалось страниц 30- просто открыл последние, в надежде, что финал искупит грехи этой книги. Нет. Не искупил.

Вероятно такое впечатление из-за завышенных ожиданий, от Симмонса ждёшь шедевров. В целом же роман крепкий середнячок. 6 из 10

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда мы говорим о Дэне Симмонсе, то в первую очередь вспоминаем о «Терроре» и «Гиперионе». Это неудивительно, вершины творчества, как-никак. Однако есть у Симмонса и другие романы, не такие проработанные/необычные/захватывающие, но по-своему увлекательные. Сегодня речь пойдет как раз о таком. «Темная игра смерти», господа.

Узнав, что у Симмонса есть роман о вампирах, я решил его не читать. На тот момент все вокруг было пронизано всякими вампирятниками различной степени сопливости, и хоть как-то расширять кругозор в этом плане, не хотелось вообще. Как оказалось, кровососами в «Темной игре смерти» даже не пахнет, местные так называемые «вампиры мозга» на деле являются садистами-телепатами, вполне живыми и не клыкастыми.

Роман делится на три части, названные в соответствии со стадиями шахматной партии, и занимает более 900 страниц. За это время сюжет успевает перерасти из кровавой драмы маленького городка в эпическое противостояние, на кону которого стоят жизни всех людей на Земле. Персонажей задействовано просто уйма, не всех даже удается запомнить с первого раза. Событий происходит так много, что от экшна захватывает дух. Провисаний сюжета и многословных рассуждений тоже полным-полно, все-таки это Симмонс, он любит детали почти также как Кинг. Помимо затянутостей автору в вину можно поставить временами отказывающее чувство меры, что отчетливо ощущается во второй части, где машиной сбивают вертолет, а в кульминации происходит масштабная поножовщина между всеми и вся.

«Темная игра смерти» в нашей стране известна также как «Утеха падали» и второй вариант гораздо ближе оригиналу, хотя если говорить непосредственно о переводе, то в вышедшем недавно издании гораздо меньше корявостей, по сравнению с тем, что творилось в 1998-м.

Роман сложно причислить к жанру ужасов, это скорее триллер с элементами мистики и боевика. Читается книга легко, достаточно продраться через первые страниц 50-100 и дальше уже почти не оторваться. Неожиданных поворотов нет, хотя несколько смертей могут опечалить. Почти все герои прописаны неплохо, но как-то пресно, не интересно. Единственный неоднозначный, а потому интересный персонаж – Тони Хэрод, который первую половину книги ведет себя мерзко, зато дальше вроде как что-то понимает и пытается исправиться. Его поведение сложно предсказать, а значит за ним интересно наблюдать.

В целом, вполне неплохо. Хороший, проработанный, развлекательный роман, который отлично скрасит неделю или две.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Симмонс вообще молодец. Просто изумляет разнообразие даже не жанров, а просто манеры письма. Сравнить хотя бы «Фазы гравитации», «Иллион», «Флешбэк» и «Неглубокую могилу». Это автор, который может писать в любом ключе, не особо напрягаясь. Неизвестно, сможет ли он сделать еще что-то, увы :(( , но вообще, то чего он достиг — это здорово.

Я специально не упомянул общеизвестные вещи типа «Гипериона» или «Террора», которые обласканы премиями и вообще самые знаменитые.

Почему мне нравится «Утеха падали», так это потому, что Симмонс вложил туда умеренное количество смыслов и все спокойно раскрыл. Республиканцы/демократы, права негров и меньшинств — все это было еще в древнем 1989 году. Ну, и фашисты, и Холокост (тема близкая автору). Проблемы насилия и ответственности, фрейдистские мотивы... Тут все есть.

При этом все динамично, все выстроено, все к месту. Даже последняя часть с беготней на острове мне «рембовщиной-шварценегеровщиной» не показалась. Потому что все это в жанровых рамках. Ведь никого же из критиков не смутила инсультная бабушка, сбивающая вертолет посредством клинически мертвой старушки?

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга действительно вызывает отвращение к фашизму.

Вся книга держится на нескольких больших кровавых динамичных сценах и каких то немного нелепых передвижениях главных героев в промежутках между ними. Но так как произведение разбито на части с названиями периодов шахматной игры то, видимо, так и задумано.

Жестокости и крови через край, хотя это не превращает роман в тупую «мясорубку», любителям хоррора понравится точно.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многословный, неудобочитаемый роман, наполненный, к тому же, достаточно наивным морализаторством.Симмонс пытается объяснить темные стороны человеческой души сточки зрения разума, науки — и делает это довольно неубедительно.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Представьте себе, что есть люди способные мгновенно брать под контроль сознание других людей и заставлять их делать абсолютно все, вплоть до самоубийства. Симмонс смог на мой взгляд весьма правдоподобно описать таких людей, их психологию, их инфантилизм и полное игнорирование ценности человеческой жизни.

Описать таких людей, всю глубину пропасти их нравственного падения, поставив фактически вопрос — а люди ли это?... на мой взгляд Симмонсу однозначно удалось! И сделано это мастерски!

Симмонсу вообще свойственны крупные литературные формы. И в этом произведении он смог сохранить тот невидимый, но остро ощущаемый хрупкий баланс между нудным описанием и лихо закрученым действием... ну или почти удалось )) Два тома для данного произведения — все-таки перебор. Тем не менее имеем: интересную идею, динамичный сюжет, качественно описанные герои их мотивы, психология и в конце — малость «притянутую» развязку.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх